Керамические материалы презентация. Керамические материалы и изделия. Другие виды алюмосиликатной и силикатной керамики

Сырье и общая технология получения керамических материаловОсновным сырьем для производства керамических материалов
служат глинистые минералы, представляющие собой осадочные,
пластовые породы, состоящие из водных алюмосиликатов с
различными примесями.
Технология производства керамических материалов основана на
следующих свойствах глин:
высокодисперсность частиц (от 0,01 мкм до 1 мм), способных
образовывать формовочные смеси различные по степени пластичности;
высокая
гидрофильность,
обеспечивающая
получение
высокоподвижных (литых), однородных, нерасслаивающихся смесей;
высокая водоотдача при сушке, сопровождаемая повышением
прочности и незначительными деформациями;
способность спекаться при температуре 1000 - 13000С с
образованием прочного, водостойкого материала.

С целью регулирования свойств формовочной массы и готовых изделий, в глину
вводят добавки:
добавки
отощающие (шамот (измельченная обожженная глина), бой кирпича, кварцевый
песок, зола ТЭЦ, шлак);
порообразующие;
К ним относятся:
выгорающие (древесные опилки, отходы угля, торф);
газообразующие, разлагающиеся при высокой температуре с выделением
газообразных продуктов (известняк);
термостойкие легкие заполнители (вспученный перлит).
пластифицирующие (высокопластичные бентонитовые глины и органические
поверхностно-активные вещества (ПАВ) в количестве 0,1-1 %);
плавни (полевые шпаты, стеклобой, перлит-материалы).
Отощающие добавки вводят в смесь в тонкоизмельченном состоянии при
использовании высокопластичных глин, дающих усадку в изделиях при сушке и обжиге.
Таким образом они предотвращают появление в процессе тепловой обработки трещин и
деформаций.
Порообразующие добавки обеспечивают повышенную пористость, снижение
средней плотности и коэффициента теплопроводности изделий.
Пластифицирующие добавки применяют при использовании малопластичных
(тощих) глин для улучшения формовочных свойств смесей.
Добавки плавни вводят в состав смеси с целью снижения температуры спекания
глинистой массы.

Технология получения керамических изделий обычно
складывается из следующих основных этапов:

Способ подготовки формовочной массы зависит от:
вида получаемого изделия;
качества глин;
технической оснащенности производства.
Различают:
полусухой;
пластический;
шликерный (литьевой).

Подготовка сырьевой смеси при полусухом способе может
проводиться по двум различным технологическим схемам.
По первой,
первой используемой для получения облицовочных
кирпича и камней, грубо измельченное исходное сырье
подсушивают в сушилках и подают на совместный тонкий помол с
добавками в мельницы. Полученный пресс-порошок с влажностью
10 - 12% поступает в пресс-формы.
По второй схеме,
схеме применяемой при производстве отделочных
плиток для полов и фасадов, тонкий совместный помол всех
компонентов производят в шаровых мельницах мокрого помола.
Полученную суспензию (шликер) влажностью 30 - 60% подают в
специальные бассейны для корректировки состава и затем
насосами перекачивают в башенные распылительные сушилки для
обезвоживания. Из сушилок тонкодисперсный пресс-порошок с
направляют в формовочное, прессовое отделение.
Применение различных технологических схем в подготовке
формовочной массы обусловлено прежде всего требованиями,
предъявляемыми к качеству готовых изделий.

Пластический способ применяют при наличии пластичных
глин, хорошо размокающих при увлажнении. Глину многократно
измельчают до тонкомолотого состояния, перетирают для
получения однородной массы и подают совместно с отощающими
и другими добавками в специальные глиномешалки, где
производят ее дополнительное увлажнение паром до влажности
18 - 20%.
Пластический способ целесообразен для производства
черепицы, стеновой и облицовочной керамики, дренажных и
канализационных труб.
Шликерный способ подготовки массы применяют в случае
наличия глин с высокой карьерной влажностью. Шликер
представляет собой глинистую суспензию влажностью 30-33%,
которая должна легко заполнять гипсовую форму, не
расслаиваться и отдавать (фильтровать) воду при контакте с
пористой поверхностью формы.
Такой способ подготовки сырья используют при производстве
сложного по форме санитарно-технического оборудования (ванн,
раковин и др.) или облицовочных коврово-мозаичных плиток.

Керамические материалы и изделия

С использованием глинистого сырья и высокотемпературной
обработки получают:
конструкционные;
облицовочные;
материалы специального назначения.
Материалы специального назначения подразделяют на:
санитарно-технические;
кислотостойкие;
теплоизоляционные;
огнеупорные.

К конструкционным керамическим материалам относятся
кирпичи и камни, применяемые для возведения стен
зданий,
кровельная
черепица,
водопроводные,
канализационные и дренажные трубы.
Наибольший объем выпуска принадлежит стеновым
материалам: кирпич разной модификации и камень
керамические.

Размеры кирпича
Одинарный кирпич производится размерами: 250x120x65 мм
Полуторный кирпич стандартного размера: 250x120x88 мм
Рис. Кирпичи обыкновенный и пустотелый:
а – кирпич пластического формования: 1 – постель; 2 – ложок; 3 – тычок;
б, в, г – кирпичи полусухого прессования: пустотелый б – одинарный;
в – модульный (полуторный); г – керамический семищелевой. Камни керамические:
д – камни с 8-ю пустотами; е – камень с 8-ю пустотами; ж – кирпич с 6-ю пустотами

Виды глиняной черепицы. а – штампованная пазовая; б – ленточная пазовая; в – ленточная плоская; г – коньковая

Глиняную черепицу применяют для устройства кровель в
малоэтажном жилищном строительстве. Ее получают
пластическим формованием из высоко- и среднепластичных
высококачественных глин.
Виды глиняной черепицы.
а – штампованная пазовая; б – ленточная пазовая; в – ленточная плоская;
г – коньковая

Канализационные керамические трубы – длинномерные пустотелые изделия с
плотным спекшимся черепком, полученным из огнеупорных и тугоплавких глин,
покрытые снаружи и внутри кислотостойкой глазурью и имеющие на одном конце
раструб.
Дренажные трубы – керамические неглазурованные изделия с гладкой
поверхностью и сквозными канавками или прорезями для повышения
водопроницаемости. Такие трубы предназначены для сбора и отвода грунтовых вод с
целью понижения их уровня и осушения почвы.

Облицовочные материалы и изделия применяют для
вертикальной и горизонтальной отделки поверхностей с
целью защиты их от увлажнения, механического
повреждения, воздействия огня, химических веществ,
обеспечения требуемых гигиенических норм, удобства
уборки,
придания
облицовочным
поверхностям
декоративности.
Различают наружную облицовку и внутреннюю.
Для облицовки фасадов применяют кирпич лицевой
(сплошной и пустотелый), камни лицевые (пустотелые),
керамические плитки, фасонные детали для устройства
сливов, карнизов.

К материалам и изделиям специального назначения
относятся санитарно-технические: умывальники, раковины
лабораторные, мойки, ванны и т.д.
Кислотоупорные изделия применяют для футеровки
башен и резервуаров на химических предприятиях, для
устройства полов и защиты стен в цехах с агрессивными
средами.
Огнеупорные материалы в виде кирпича, фасонных
изделий используют для футеровки печей, топок и других
аппаратов, работающих при высоких температурах.
К теплоизоляционным керамическим материалам
относятся диатомитовые, пенодиатомитовые, перлитодиатомитовые изделия, а также такие рыхлые, сыпучие
материалы, как керамзитовый щебень, гравий, песок и
аглопоритовый песок и щебень).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Способы декорирования фарфора Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов. Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов. При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Золотые краски с более низким процентом содержания золота(10-12%) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твердый - "настоящий" - фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.) Золотые, серебряные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро 50-90 процентное обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеет матовый вид и цируется агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только в нашем случае с растушёвкой узора ошибиться нельзя, т.к. это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации.) Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12% глянц. Однако за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем не было изобретено. Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже. ВАЖНО, чтобы краска не растекалась из под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 2

  • Термин ´´керамика´´ происходит от греческого слова ´´керамос´´, что означает - глина.
  • Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожённые до каменного состояния.
  • С древнейших времён вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.
  • Слайд 3

    • Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:
    1. Приготовление шликера;
    2. Формовка изделия;
    3. Сушка;
    4. Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);
    5. Обжиг.
    • Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик, буру.
  • Слайд 4

    • Приготовление шликера идёт в три фазы:
      • Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
      • В первую фазу добавляется глина;
      • Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.
    • Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)
  • Слайд 5

    Слайд 6

    • Гончарное ремесло известно с незапамятных времён. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что угодно.
  • Слайд 7

    • В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики - гончарная керамика.
  • Слайд 8

    • Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII-XIX век) в Кунсткамере (Санкт-Петербург).
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Египетская богиня Tawaret из фаянса

    Слайд 13

    Слайд 14

    майолика

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    гончарная керамика

    Слайд 18

  • Слайд 19

    • КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.
    • Работа на ножном гончарном круге. Изображение на керамической плитке.
  • Слайд 20

    • В строительстве широко применяется цемент - один из видов керамики, сырьем для которого служат глина и известняк, смешанный с водой.
  • Слайд 21

    История отечественной керамической плитки

    • На Руси керамическая плитка появилась в IX веке с приходом христианства. В языческий период в качестве строительных материалов преимущественно использовались камень и древесина.
  • Презентация из цикла "Народные ремесла. Лепка" для учащихся. В краткой форме рассказывается об основных способах обработки глины. Все настройки отменены, только текст и картинки, что позволит педагогу самостоятельно адаптировать презентацию к учебному процессу.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    КЕРАМИКА ИСТОРИЯ, ВИДЫ, ТЕХНОЛОГИЯ Исполнитель: Каркавина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования

    Глина - один из древних материалов, который используется для изготовления глиняной посуды и художественных изделий.

    Керамика - изделия из глины с минеральными добавками или без них, которые получены путем формования и обжига. Для улучшения эстетических свойств керамику можно покрывать глазурью.

    Насколько разнообразна керамика, трудно себе даже представить. По назначению обычно керамику подразделяют на строительную, бытовую и техническую.

    Строительная керамика: кирпич, черепица, трубы, облицовочные плитки разных видов для наружной и внутренней отделки стен зданий, плитки и плиты для полов, санитарно-технические изделия (раковины, ванны, унитазы, бачки к ним и т.п.)

    Бытовая керамика: посуда, художественные изделия.

    Техническая керамика: самые разнообразные изделия для машиностроения, ракетостроения, радиоэлектроники, электротехники и других отраслей промышленности.

    Изготовление глиняной посуды

    Изготовление керамики состоит из шести этапов: подготовка глины, приготовление глиняной массы, формование изделия, обжиг, глазурование и декорирование.

    Подготовка глины Положив в ящик нужное количество глины в кусках, заливают ее водой примерно так, чтобы вода покрыла глину, и дают стоять, пока вода не всосется. Затем дают глине стоять с открытой крышкой, пока излишек воды не испарится.

    Приготовление глиняной массы Для этого сырой ком тщательно разминается, также, как разминают крутое тесто. При этом необходимо периодически стучать по нему кулаком. Это делается, чтобы глина стала однородной по всему объему, из неё удалился весь лишний воздух, что гарантирует качество получаемого изделия.

    Формование изделия Изготовить глиняную посуду можно несколькими способами: из раскатанных плоских кусков и из жгутов; на гончарном круге; путем отливания в гипсовой форме

    Формование из кусков и жгутов

    Лепка на гончарном круге

    Отливка изделий в гипсовой форме

    Обжиг Обжиг глиняных изделий производят в специальных печах

    Глазурование Глазурь – это кремнезёмное стекло, создающее на глине гладкую прозрачную поверхность, когда расплавляется при высокой температуре.

    Декорирование

    Глина – природный, удивительный материал позволяющий создавать неповторимые по своей красоте изделия. ТВОРИТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

    Источники: Дж. Эткин. Керамика для начинающих. М., АРТ-РОДНИК, 2006; http://www.znaytovar.ru/s/Proizvodstvo-keramicheskix-izde.html ; http:// www.ceramicportal.ru/articles


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Пастушка и трубочист

    Искусство керамики

    Что же такое керамика… Керамика (греч. κέραμος - глина, глиняная посуда) - изделия из неорганических материалов: глины, полевого шпата и кварца, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Глинистый минерал – каолинит: Al 2 O 3 x 2SiO 2 x 2H 2 O

    Использование глинистых материалов Получение строительных материалов – черепиц, кирпича Производство цемента Получение из цветных глин пигментов (охры, умбры) Сыграли свою роль в становлении письменности. Древние люди писали пиктограммы на глиняных табличках Изготовление посуды: горшков, тарелок, кувшинов и т.д. Изготовление памятников искусства

    Самые древние гончарные изделия найдены в Китае, их возраст составляет примерно 11 тысяч лет. Ваза эпохи династии Цин, к примеру, оценивается в сумму, превышающую 80 миллионов долларов (2480000000 руб.)

    Венера Милосская

    Микеланджело «Давид»

    Огюст Роден «Мыслитель»

    «Пиета» - изображение Девы Марии. Микеланджело высек композицию из цельного куска мрамора.

    «Цезарь Август».

    Статуя «Правосудие»

    «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона

    Статуя «Гермес» - единственный известный шедевр древнегрече-ского скульптора Праксителя

    Терракота Терракота (от итал. terra - земля, глина и cotta - обожжённая) - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, горшки, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

    Майолика Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Изделия покрывают соляной глазурью (в топку раскалённой печи вводят каменную соль NaCl и водяной пар

    Фаянс Фаянс (фр. faience , от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.Высшим сортом фаянса считается Опак. От фарфора отличается большим содержанием глины до 85%, более высокой пористостью, водопоглощаемостью (до 20%) и меньшей механической прочностью

    Фарфор – благородная керамика Фарфо́р (тур. farfur , fağfur , от перс. faghfur) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины

    Гжельский фарфор Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Для подглазурной окраски фарфора применяют оксид кобальта (синь Тенара): CoAl 2 O 4 x Al 2 O 3

    Советы коллекционерам Как отличить настоящий коллекционерный фарфор от подделки? Как правило, на донце фарфоровых изделий находится мануфактурная марка, по которой можно установить время и место их происхождения. Эти марки чаще всего исполнялись огнеупорными красками (синей, марганцевой или чёрной). На другой керамие марка вырезана или оттиснута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

    Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

    Урок изобразительного искусства "Греческая керамика" 5 класс.

    Урок "Греческая керамика" проводится на заключительном этапе темы "Декоративное искусство Древней Греции".Знакомит со стилями и сюжетами росписи древнегреческих ваз....

    План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе СОШ и истории ИЗО в 1 классе ДХШ и ДШИ «Особенности древнегреческой керамики».

    Цели:Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики. ...