Карта «Химическая промышленность Зарубежной Европы

Играет огромную роль в хозяйстве страны. В ней четко выделяются полупродуктовые производства, базовые, перерабатывающие. По ассортименту продукции эта отрасль уступает только . Химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает минеральными удобрениями, средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав.

Она включает: горно-химическую (добыча сырья - апатитов, фосфоритов, серы, каменных солей и др.) и основную химию (производство солей, кислот, щелочей, удобрений). А так же химию органического синтеза (производство полимеров) и переработку полимерных материалов (производство шин, изделий из пластмассы).

Химия использует отходы многих производств, поэтому важным фактором её размещения является комбинирование производства, особенно с металлургией. Возможности комбинирования и использования разнообразного сырья так велики, что предприятия можно строить практически повсеместно. Но ограничивающим фактором являются большая энерго- и водоемкость и отрицательное влияния на окружающую среду большинства химических производств.

Главные базы : Центральная (вокруг Москвы), Северо-Европейская (вокруг ), Урало-Поволжская, и Сибирская.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу.

С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению .

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» , воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
Экологический фактор не только определяет размещение химических предприятий, но и обладает уникальными возможностями использования и переработки любых, даже самых ядовитых отходов. Однако всё значимее становится вопрос об утилизации продукции химических предприятий, тек как новые вещества и материалы, создаваемые ею практически не разлагаются.

Главные проблемы, стоящие перед отраслью - развитие производств новейших видов продукции тонкой химии (чистые вещества, реактивы), микробиологической промышленности, создание небольших производств, не оказывающих особого влияния на окружающую среду.

Приложение 4.11

9 класс. Химическая промышленность в России

Цель урока: Раскрыть особенности химической промышленности в России.

Задачи урока:

Образовательные – изучить особенности химической промышленности и её размещение на территории России.

Развивающие – развитие логического мышления средствами географии: умение анализировать карты, схемы; работать с тексом учебника и картами атласа при заполнении таблиц «Химическая промышленность», «Основные базы химической промышленности.

Воспитательные – формировать позитивное мышление о современной химической промышленности в России.

Методы и формы обучения: поисковый, объяснительный; работа с текстом учебника, картами школьного атласа и тетрадью ученика.

Средства обучения: учебник для 9 класса под ред. В.П. Дронова и др. «География России. Население и хозяйство» с.132, 143, 144-145, 146, 145; карта «Химическая промышленность», коллекция «Нефть и продукты её переработки», экспонаты горных пород и готовой продукции ХП, раздаточный материал с инструктивной карточкой «Металлургические базы».

Этапы

урока,

время

Ход урока

Примечание

1

1 мин

Организационный момент.

Приветствие.

2

10 мин

Опрос домашнего задания

    Фронтальный опрос

Учитель Ученики

Состав металлургии. – Черная и цветная М.

Факторы размещения предприятий – В местах добычи железной руды и

черной М. каменного угля на потоках руды и угля

Факторы размещения предприятий - У источников сырья - месторождений

по производству тяжелых цветных руды, т.к. низкое содержание

металлов. металла в руде.

Факторы размещения предприятий - У дешевого источника электроэнергии-

по производству лёгких цветных ГЭС, т.к. для производства металла

металлов. необходимо большое количество

электроэнергии.

    Дифференцированный опрос.

Рассказ ученика – Металлургические базы в России.

Задание классу – три вопроса на выбор письменно:

Вопросы Ответы

1. Почему в Липецке находится крупный – Липецк находится в районе

центр черной металлургии? добычи железной руды КМА.

2. Почему в Волгограде построен – Алюминиевое производство

металлургический завод? энергоёмкое, поэтому размещается у

источника дешевой энергии – Волгоградской ГЭС.

3. Почему в Москве работают – Это заводы малой металлургии,

два металлургических завода? работающие на металлоломе и отходах

машиностроительных заводов Москвы, ориентируются

на потребителя.

4. Почему заводы металлургической базы – На Урал от центра

Урала привозят уголь из Кузбасса и Печорского бассейна – Воркуты

из Казахстана, а не с Печорского бассейна, нет железной дороги.

расположенного гораздо ближе к Уралу?

5. Около города Череповца – Череповец построен посередине между

отсутствуют запасы руды и месторождениями железной руды

коксующих углей. Однако Кольского полуострова и Карелии и

здесь построен крупный коксующихся углей Печорского бассейна,

металлургический комбинат комбинат построен на потоках руды и угля.

полного цикла. Почему? При строительстве комбината у сырья или

у топлива увеличилась бы стоимость металла, так как

зарплата работников на Севере выше в 2-3 раза.

В одно время

Першакова Даша

Проверяется

одна работа

устно,

Остальные собираются для проверки.

3

20 мин

Вывод

Объяснение нового материала.

Ученикам представлена продукция химической промышленности.

Учитель: Что сегодня мы будем изучать?

Ученики: Химическую промышленность.

На доске план изучения ХП:

    Состав комплекса.

    Продукция отраслей ХП.

    Факторы размещения отраслей.

    Центры производства продукции.

Особенности и значение ХП в хозяйстве страны.

Учитель: Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное сырье: минеральное и растительное. Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие НТР через химизацию хозяйства.

Химическая промышленность отличается рядом особенностей. Используя текст учебника с.144-145, выделите особенности и значение ХП (задание по рядам).

Ученики: Значение ХП

1. Создает новые материалы и экономит труд людей и природное сырье.

2. Неограниченная сырьевая база и тот же продукт можно получить из разных видов сырья → предприятия можно создавать повсеместно.

3. Комплексная переработка сырья и получение разнообразной продукции.

Особенности ХП

1. Высокая энерго- и водоемкость отраслей ХП.

2. Экологический фактор – химические производства являются сильными загрязнителями окружающей среды. → Ограничения повсеместного размещения ХП.

Учитель: Так ли это, что ХП является сильным загрязнителем окружающей

среды? Проанализируйте данные об отрицательном влиянии отраслей экономики на природу, используя данные приложения т. 4, с. 374.

Ученик: Объём сброса сточных вод в поверхностные водоемы за год 2,0 млрд. м³ - это наравне с цветной металлургией и транспортом. А выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в 5-10 раз меньше, чем в транспорте, металлургии, топливной промышленности и электроэнергетике. Сравнивая с другими отраслями промышленности, ХП в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Учитель: Подведем итог по 1 пункту плана. Что главное необходимо знать о

химической промышленности?

Ученик: ХП создает новые материалы, ограничения повсеместного

размещения, в меньшей степени загрязняет окружающую среду по сравнению с другими отраслями .

Запись в тетрадь

Состав комплекса, продукция и факторы размещения отраслей,

центры производства.

Учитель: Во время объяснения вы заполняете таблицу:

Отрасль

Продукция

Факторы размещения

Центры

Рассмотрим состав химической промышленности – с. 146.(Характеристика отраслей ХП с демонстрацией полезных ископаемых) Назовите отрасли химической промышленности.

Ученик: Горно-химическая, основная химия, производство минеральных удобрений, органический синтез, производство и переработка полимерных материалов, бытовая и фотохимия, микробиологическая и другие.

Учитель: И так, первая отрасль – ГОРНО-ХИМИЧЕСКАЯ – добыча полезных ископаемых:

Апатиты – Хибины (Кировск),

Фосфориты – Кингисепп, Брянск, Егорьевск,

Калийная соль – Соликамск I место в мире,

Поваренная соль – озеро Баскунчак, Березняки, Усолье-Сибирское, Бурла,

Глауберова соль – Кучук,

Сера – Самара. (определение по карте атласа центров

добычи частично домашнее задание)

Вопрос: Где размещается горно-химическая отрасль?

Ученик: В местах добычи полезных ископаемых – у сырья.

Учитель: Рассмотрим ОСНОВНУЮ ХИМИЮ – производство хлора, соды, серной кислоты, минеральных удобрений:

Калийные – в местах добычи сырья: Соликамск, Березняки;

Фосфорные – из апатитов (месторождения апатитов): Апатиты; из каждой

тонны апатитового концентрата в районах потребления получают

две тонны фосфорных удобрений;

У потребителя и сернокислотных заводов: Воскресенск;

Азотные – на основе природного газа

Вопрос: Где размещается производство азотных удобрений?

Ученик: Производства привязаны к трассам газопроводов.

на основе коксующего газа

Вопрос: Где ещё размещается производство азотных удобрений?

Ученик: В центрах черной металлургии.

Серная кислота – серную кислоту трудно перевозить, поэтому сернокислые заводы строят в местах ее значительного потребления: Волжский.

Учитель: ХИМИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА – производство синтетического каучука, пластмасс, синтетических смол, химических волокон:

Синтетический каучук – было привязано к сырью – спирт из картофеля, зерна и к потребителю – автомобильная промышленность → Центральная Россия. Сейчас заводы работают на нефтегазовом сырье, привязаны к производству автомобильных покрышек и НПЗ: Нижнекамск, Тольятти, Ярославль, Воронеж, Омск.

Пластмассы и синтетические смолы – в районах переработки нефтегазового сырья и потребителя : Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево.

Химические волокна :

искусственные – из целлюлозы, Целлюлоза – эта продукция лесной промышленности, её мы будем изучать на следующем уроке,

синтетические – из нефтегазового или угольного сырья.

Производство характеризуется высокой водо- и энергоёмкостью (1 т волокон – 6000 м³ воды и 16 – 19 т условного топлива) тяготеет к районам текстильной промышленности: Центральный район и к районам развитой нефтехимии: Поволжье.

БЫТОВАЯ ХИМИЯ, ПРОИЗВОДСТВО СИНТЕТИЧЕСКИХ КРАСИТЕЛЕЙ, ЛАКОКРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Вопрос: Где должна размещаться данная отрасль?

Ученик: У потребителя.

Вопрос: Назовите центры производства данной отрасли.

Ученик: С-П, М, Ярославль, Волгоград, Казань, Пермь, Челябинск, Томск, Владивосток – в больших городах, где большая численность населения.

Запись в

тетрадь

Вывод

Учитель: И так, подведем итог, что производит ХП?

Ученик: Минеральные удобрения, синтетический каучук, пластмассы, химические волокна, бытовую химию.

Учитель: Какое сырьё используют ХП для производства продукции

органического синтеза?

Ученик: Нефтегазовое сырье, уголь, целлюлоза.

Учитель: Какие отрасли поставляют сырьё химической промышленности?

Ученик: Лесная, нефтеперерабатывающая, коксохимическая, газоперера-

батывающая, металлургия.

Запись в тетрадь

Вывод

Перспективы и проблемы развития комплекса.

Учитель : Сравните долю ХП России и других стран – с. 132, табл. 30.

Почему % объёма производства ниже, чем в зарубежных странах? (с. 145)

Ученик: В настоящее время в развитии химической промышленности

существует ряд проблем:

    Экономический кризис

    Низкая конкурентоспособность продукции.

    40% предприятий убыточны.

    Сильный износ оборудования – 57%, 65% техники устарело морально и физически; более ⅔ производств эксплуатируется свыше 25 лет.

Это и повлияло на развитие ХП.

Учитель: Так ли уж плохо в развитии ХП? Рассмотрим статистический материал по объему продукции в отраслевой структуре хозяйства страны – приложение табл. 3 с. 372. Проанализируйте данные.

Ученик: Объём продукции ХП 6,3 % из общего количества, производимой продукции, немного уступает черной и цветной металлургии.→ Нормальное развитие ХП.

Учитель: Проанализируйте данные товарной структуру экспорта и импорта химической промышленности Российской Федерации по стат. материалам таблиц 87 и 89 с. 368-369. Что данные показывают о развитии ХП?

Ученик: Мы экспортируем продукции на 2,9 млрд. долл., а импортируем – на 1,7 млрд. долл.→ Значит, мы производим продукции много, если есть возможность больше продавать, чем покупать.

Учитель: Что мы доказали анализом стат. материалов?

Ученик: Проблемы в развитии ХП есть, но в целом наша

промышленность развивается.

Учитель: Для ваших доказательств я добавлю:

В ноябре месяце, когда президент России Д. Медведев был на Дальнем Востоке, было принято решение о строительстве химического комбината во Владивостоке.

Развивается ХП и у нас в республике. В Ижевске на заводе пластмасс производят:

Изолон,

Полиуретановые эластомеры,

Композиции из разных полимеров,

Выдувные изделия – емкости,

Литьевые изделия,

Полиэтиленовая пленка,

Пенополиуретан.

С 1985 года действует единственный в России и одно из немногих в мире производство листа из пенополиэтилена.

В тетрадь

4

4 мин

Закрепление.

Учитель: Закрепим полученные знания. Дополните схему «Межотраслевые связи ХП», укажите отрасли.

1.Машиностроение 2.Текстильная 3.Топливная

промышленность промышленность

Волокна

Оборудование шины,

Заводов краски нефть,

Лаки газ

Химическая

промышленность

Трубы, удобрения

Сырьё энергия

5.Сельское

4.Металлургия хозяйство 6.Электроэнергетика

5

5 мин

Проверка первичного усвоения материала.

Учитель Ученики

1.Какие отрасли входят в ХП? -Горно-химическая, основная химия, химия

органического синтеза, бытовая химия и др.

2.Какое сырьё используют ХП? -Апатиты, фосфориты, соли, нефть, газ,

уголь, целлюлозу, коксующий газ.

3. Что производит ХП? - Минеральные удобрения, синтетический

каучук, пластмассы, химические волокна, бытовую химию .

4.Крупнейшие заводы по производству -Соликамск, Березняки.

калийных удобрений.

5.Факторы производства - Привязаны к производству автомобильных

синтетического каучука. покрышек и НПЗ

6. Домашнее задание.

Заполнить таблицу по карте в атласе «Химическая промышленность» и §29, с. 149.

Основные базы ХП России

Базы

Сырьё

Отрасли

(производства)

Центры производства

Североевропейская

Апатиты, нефть, пр. газ, коксовый газ

Азотные, фосфорные, сложные удобрения

Череповец, Апатиты

Центральная

Волго-Уральская

Сибирская

    Результат работы учащихся на уроке и первичного усвоения материала – оценки.

Химическая промышленность - вид промышленности, в котором ключевое значение имеет переработка сырья химическими методами. Основными материалами, использующимися в этой отрасли, являются различное минеральное сырьё и нефть. Роль химической промышленности в современном мире очень велика. Благодаря ей люди могут пользоваться различными пластмассовыми и пластиковыми изделиями, а также другими продуктами переработки нефти. Кроме этого, отрасль даёт взрывчатые вещества, удобрения для сельскохозяйственных нужд, лекарственные препараты и так далее.

Развитие

Началом истории этой отрасли принято считать промышленный переворот, который произошёл в начале XVII века. До XVI века «наука о веществах» вообще развивалась очень медленно, но, как только люди научились применять эти знания в промышленности, многое изменилось. Самым первым продуктом химической промышленности стала серная кислота, которая и сейчас остаётся исключительно важным веществом и используется во многих сферах деятельности человека. В то время это соединение в основном использовалось в обработке руд металлов, необходимых для промышленной революции в большом количестве. Первые предприятия по выпуску серной кислоты были созданы в Англии, Франции и России.

Вторым этапом развития этой сферы стала необходимость массового выпуска кальцинированной соды. Это вещество было необходимо для обеспечения производства стекла и тканей.

На первом этапе самый большой вклад в развитие отрасли внесла Англия. С увеличением интереса к органической химии всё большее влияние на развитие этой науки оказывала Германия, чьи учёные до сих пор считаются одними из лучших специалистов в этой сфере. В начале XX века большая часть химических производств находилась именно в этой стране, что, по мнению некоторых аналитиков, обеспечило немецким лидерам уверенность в победе в Первой мировой войне из-за высокого качества взрывчатых веществ и перспективных исследований химического оружия. Кстати, впервые боевой отравляющий газ применили именно германские войска.

Отрасли химической промышленности

Сейчас актуальна как неорганическая, так и органическая химия, ежегодно совершается множество открытий в этих сферах. Наиболее перспективными разработками являются:

  • Переработка нефти.
  • Создание лекарственных препаратов.
  • Создание удобрений.
  • Создание полимеров и пластмасс.
  • Изучение проводниковых свойств веществ.

Над созданием идеального проводника учёные работают уже несколько десятилетий. В случае успеха человечество сможет использовать ресурсы планеты гораздо более эффективно.

Химическая промышленность в России

Нефтехимия

Нефтехимия - ключевая отрасль химической промышленности в России. Во многом это связано с исключительно важной ролью нефтеперерабатывающей промышленности в экономике страны. Учебные заведения ежегодно выпускают десятки тысяч специалистов-нефтехимиков. Государство также выделяет большие деньги на спонсирование исследований в этой области.

Ежегодный объём продаж всех нефтехимических производств составляет более 500 миллиардов рублей.

Производство аммиака

«Тольяттиазот» является одним из ведущих производителей аммиака в мире. С недавнего времени фирма выпускает более 3 миллионов тонн газа в год, это исключительно высокий показатель. По оценкам специалистов, доля этой компании в мировом производстве аммиака составляет от 8 до 10%, также предприятие занимается производством минеральных удобрений и занимает в этом секторе около 20% российского рынка.

Производство удобрений

Немаловажной частью отрасли является и производство удобрений. На территории России расположены очень крупные месторождения сырьевых ресурсов для этой отрасли. Производство ресурсов для создания химических удобрений также хорошо развито. Во времена СССР над повышением эффективности удобрений работали лучшие учёные, сделавшие немало фундаментальных открытий в этой области. Благодаря этому Россия является одним из важнейших экспортёров удобрений.

Фармакологическая промышленность

Производство лекарственных средств и их компонентов является очень перспективным направлением. В настоящее время эта отрасль не покрывает российских потребностей, а создание многих препаратов даже не налажено. Поэтому ежегодно иностранные инвесторы, включая крупные химические концерны, вкладывают средства на развитие этой отрасли. Тем не менее существенное увеличение объёмов производства и качества продукции, по оценкам аналитиков, произойдёт в лучшем случае через десять лет.

Химическая промышленность в мире

Наиболее развита химическая промышленность в Германии, Великобритании и США. То есть среди европейских стран наиболее продвинутыми обычно являются государства, которые внесли определённый вклад в развитие химии как науки. В случае с США это связано с благоприятными условиями для развития химии и фармакологии: хорошая экономическая обстановка, наличие больших сырьевых ресурсов и развитой транспортной системы, переманивание лучших специалистов из других стран.

В частности, в пятёрке концернов с наибольшей прибылью 2 компании из Германии, 2 из Великобритании и одна из США.

«Население Зарубежной Европы» - Назовите федеративные государства? Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. Все большую роль начинает играть и Совет Европы. Этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Согласно мифу, Европа была похищена Зевсом, принявшим облик быка.

«Европейский союз» - Программа предоставляет гранты для передачи ноу-хау странам СНГ. 3. История ОВПБ. 1. Крупнейший торговый партнер - США. 14 марта 2008 года. 1. Приоритеты ЕС. Президент Франции приглашает всех лидеров Средиземноморья на саммит во Францию. EU aid to Tanzania is worth more than €100 million a year. 4. Средиземнорский союз.

«Регионы Европы» - Природа -Большая территория -Разнообразные ресурсы. Какими природными ресурсами богат регион? Хозяйство Небольшие размеры хозяйства Высокий уровень Современные производства. Полити ческая карта Корен- ные изме- нения. Цель: Выявить региональные различия. Природа Особая роль Средиземного моря Средиземноморский климат.

«Ресурсы Зарубежной Европы» - Падающая башня. Италия, Рим. Венеция, Италия. Рекреационные леса. Нефть – Северное море. Минеральные; Агроклиматические; Рекреационные; Лесные; Биологические; Водные и гидроэнергетические. Швейцария. Густая речная сеть. Франция, Париж. Италия, Пиза. Металлургические ресурсы. Франция. Зерновые; Овощи; Фрукты; Оливы; Хлопчатник; Виноград; Цитрусовые; Миндаль.

«Урок Зарубежная Европа» - Технология групповой деятельности. 1 гр. Задания работы в группах. Методы и формы учебной деятельности: Изучение нового материала Первичное закрепление Коллективная работа. Нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. Алгоритм хода урока: Тип урока:комбинированный. Выделение главных промышленных районов.

«Промышленность Зарубежной Европы» - Карта «Зарубежная Европа. «РЕНО» Франция. Автомобильный. Морской. План урока: Рисунок 2. «ФОЛЬКСВАГЕН» Германия. Саарский. Берлин. «Дорога Солнца» Италия. Высокое развитие малого и среднего предпринимательства. Легкая промышленность. Главные речные пути. 1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве.

Всего в теме 9 презентаций















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные : Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
  • Развивающие : Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа, картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
  • Воспитательные : Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.

Материально-техническое обеспечение.

  • Карта “Химическая промышленность”, учебник “География России.
  • Население и хозяйство” 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса “Дрофа”, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент – 1 мин.

Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке.

2. Проверка домашнего задания. – 8мин.

Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.

(Через две минуты начать опрос.)

Вопросы на карточках:

  1. Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА) .
  2. Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему? Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля.
  3. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
  4. Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный).
  5. Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
  6. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС)
  7. Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
  8. Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
  9. Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе. (Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к.это города Уральской металлургической базы.)
  10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)

3. Изучение нового материала. - 24 минуты.

Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая промышленность”.

Объяснение:

Химко-лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)

Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.

По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.

Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.

По учебнику “География. Население и хозяйство” для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?

(Химизация – широкое применениетехнологий и химическихматериалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)

Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.

Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)

  1. Создаёт новые материалы, которых нет в природе . По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов (машиностроительных центрах и металлургических базах).
  2. У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база : нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).
  3. Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.

В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)

В химической промышленности и, при её взаимодействии с

другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.

Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.

4. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)

Запишите в тетрадь:

Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.

  1. Используя рис. 9 “Состав химической промышленности России” на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
  2. Используя таблицу 6 “Факторы размещения важнейших производств химической промышленности”, стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)

Составить таблицу

Отраслевой состав Продукция Факторы размещения
Горно-химическая Добыча солей, фосфоритов, апатитов. У мест добычи сырья.
Основная химия Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. У сырья и потребителя.
Химия органического синтеза Органические кислоты и спирты. У сырья
Химия полимеров Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. У сырья, воды, дешёвой энергии.
Переработка полимеров Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. У потребителя.

Базы химической промышленности. (слайд 11)

В России существуют 4 базы химической промышленности:

1. Северо-Европейская

2. Центральная

3. Урало-Поволжская

4. Сибирская

5. Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)

Разбейте города

А) Череповец,

Б) Кемерово,

В) Ангарск,

Г) Липецк,

Д) Соликамск,

Е) Брянск,

Ж) Дзержинск,

З) Тольятти,

И) Воскресенск,

К) Великий Новгород

На группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:

1. комплексные

2. азотные

3. калийные

4. фосфорные

Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.

После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.

2. б, в, г, ж, к

6. Итоги урока - 2 мин

Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.

7. Домашнее задание – 2 мин. (слайд 14)

Задание на дом дается дифференцированно:

  1. Для основной группы учеников - Составить таблицу “Крупнейшие химические компании России” (приложение 1 ), п.7
  2. Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе “География России”, М., Дрофа, 2011 год