Какие профессии подходят людям с нарушенным слухом. Медицинские противопоказания для слабослышащих к выбору профессий

С сентября 1925 г. при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО» им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отделение для глухонемых, которым в первый год было выделено 50 мест. В 1927 м была выпущена первая группа глухих курсантов, и в том же году Наркомпрос издал циркуляр “О допущении глухонемых к производственному обучению в профшколах и учебно-производственных мастерских.

В 1929 г. в Москве, на химическом Рабфаке им. Бухарина начала заниматься 1 первая группа глухих (19 чел.). В 1931 г. на Рабфаке им. Рыкова в Москве было открыто отделение для глухих В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске. В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Плановом институте в Новосибирске начала обучаться группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак Томского технологического института (штатных переводчиков при группе не было, их заменяли добровольцы из числа слабослышащих студентов).

Были организованы также группы глухонемых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ механического завода в Кемерово, ФЗУ завода “Ростсельмаш” и др.

Для 1920-30-х гг. было характерно профессиональное обучение глухих в школах с фабрично-заводскими отделениями и на базе фабрично-заводских училищ при промышленных предприятиях. Специально выделенных для обучения глухих фабрично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично-заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом отдельном случае договаривались с какой-либо школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении группы глухонемых в составе 20--25 человек. Например, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в группе глухонемых в составе 20 человек при ФЗУ Кемеровского механического завода с двухгодичным сроком обучения.

Начало обучению глухих в техникумах было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индустриальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие начали обучаться в одних группах совместно со слышащими на металлообрабатывающем и деревообрабатывающем отделениях.

До Великой Отечественной войны рабфаки закончили 396 глухих, 122 из которых получили в дальнейшем высшее образование.

После войны начался прием глухих в Московский машиностроительный им. Дзержинского и Московский кислородно-сварочный техникумы. С 1948 г. глухие могли получить специальности токаря-универсала, столяра, слесаря-инструментальщика в Тульском специальном ремесленном училище. В первой половине 1950-х гг. для групп глухих были организованы школы ФЗО на базе Горьковского автозавода, Челябинского тракторного завода, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской области. В 1949 г. При Златоустовском машиностроительном техникуме! им. П.П. Аносова была организована группа глухонемых учащихся в количестве 20 чел. В следующем году в Челябинский машиностроительный техникум на первый курс было принято 32 глухих. В обоих техникумах готовили специалистов по специальности “холодная обработка металлов”. С 1952 г. глухие обучались группами в Рыбинском авиационном техникуме и во Владимирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. зубных техников из числа глухих готовили в Пятигорском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР спецгруппы были открыты при 9 техникумах.

В 1961 г. был утвержден список профессий из 298 специальностей, которые глухие могут получить в техникумах и вузах.

В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим студентам выстроенный на средства Всероссийского общества глухих Ленинградский восстановительный центр (директор - И.Ф. Гейльман), при котором имелись: политехникум, профессионала нос училище и учебные мастерские.

В 1975 г. при Московском техникуме механизации Центрального статистического управления РСФСР была создана первая группа глухих. До 1986 г. в техникум для группового обучения (с переводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глухих из различных учебных заведений г. Москвы.

В 1981 г. медицинское училище № 1 в Москве открыло двери для первой группы глухих учащихся в количестве 20 чел. Студентами медицинского училища стали выпускники московских школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.

В 1980-1990 гг. при содействии Московской организации ВОГ были организованны группы глухих учащихся в различных средних специальных учебных заведения г. Москвы, в которых и поныне осуществляется подготовка неслышащих специалистов.

Начало обучению глухих в вузах положено в 1932 г. в Московском институте химического машиностроения, принявшего более 10 глухих, бывших рабфаковцев. В 1934 г. в Московский механико-машиностроительный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Баумана) было принята первая группа глухих и слабослышащих. Базой для подготовки глухих в МВТУ стал рабфак им. С.М. Кирова, на котором по инициативе Московской организации ВОГ была создана группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, у которого на приеме побывали председатель Центрального правления ВОГ и молоденькая переводчица Д.Н. Стопановская, поручился за будущих студентов института из числа глухих. Так началась многолетняя история обучения глухих в престижном техническом вузе.

Такие же группы были организованы в середине 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете, при Сельскохозяйственной академии им. К. Тимирязева (факультет агрохимии и почвоведения). Глухие обучались также в Ленинградском индустриальном и Ленинградском химико-технологическом институтах. В 1935 г. первая группа глухих рабфаковцев поступила в Томский технологический институт.

В 1935 г. СНК принял постановление «Об увеличении размера стипендии глухонемым учащимся в высших учебных заведениях, техникумах и рабочих факультетах».

К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студентов, в 1951 г. их число выросла до 202 человек.

В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ им. Баумана была направлена в Конструкторское бюро С.П. Королева.

В 1970-80-е гг. глухие занимались (на вечерних и заочных отделениях Московского заочного политехнического института Ленинградского института точной механики и оптики и др.

В России выбор специальности, перспективы получения той или иной профессии молодым человеком с нарушением слуха зависят не только от качества общего образования, степени потери слуха, умения пользоваться остатками слуха, уровня развития словесной речи, но и от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.

Существуют также ограничения на овладение определенными профессиями - теми, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также дающих нагрузку на вестибулярный аппарат. Перечень производств и профессий, в которых противопоказана работа глухим, глухонемым и лицам с крайней степенью тугоухости, был утвержден 27 апреля 1963 г. Министерством здравоохранения СССР* ВЦСПС и Министерством социального обеспечения. В этом перечне упомянуты: подземные работы & шахтах и рудниках, взрывные работы, подводный работы, работы! связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом леса, работа на всех видах железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта как по службе движения, так и по службе пути, строительные работы на больших высотах открытыми площадками и в котлованах и др. Производства, связанные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики,? обрубщики, испытатели моторов и тд1.), объявлялись противопоказанными людям с крайней степенью тугоухости и хроническим гнойным отитом.

Но несмотря на это в 1970-1980-х гг. сотни глухих работали именно обрубщиками, прессовщиками (несколько лет работы на вредном производстве давали право на получение так называемой “горячей” пенсии). Надо заметить, что в России перечень профессий «доступных глухим, резко сужен по сравнению с зарубежными странами, во многих из которых подобный “запрет на профессии” юридически даже не оформлен.

В нашей стране отсутствует правовая основа профессиональной подготовки глухих в профессионально-технических училищах и других учебных заведениях. Не приняты нормативные документы, регулирующие правила сдачи глухими лицами вступительных экзаменов в средних специальных учебных заведениях, вопросы стипендиального обеспечения глухих учащихся, нет указания на необходимость разработки специальной учебной программы для обучения инвалидов по слуху в профессионально-технических училищах, техникумах и других учебных заведениях.

Нормативные документы по организации обучения глухих в сопровождении переводчиков жестового языка носят туманный! и необязательный характер. До сих пор нет конкретных положений о правилах организации групп глухих учащихся.

Выпускники специальных школ для глухих и слабослышащих детей приобретают специальности, обучаясь группами или в одиночку в профтехучилищах, колледжах, вузах непосредственно на предприятиях, в том числе и на социально-реабилитационных (ранее -- учебно-производственных) предприятие Всероссийского общества глухих. В большинстве учреждений профессионального образовании где организовано групповое обучение неслышащих, предлагаемые профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и далеко не в полной мере учитывают возможности лиц с нарушениями слуха. Преобладающими профессиями для глухих остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную, а также экономическую, педагогическую и медицинскую подготовку. В Павловске под Санкт-Петербургом находится своего рода аналог Галлодетского университета -Межрегиональный реабилитационный центр (бывший Ленинградский восстановительный центр). Сейчас в Центре учится более 200 студентов на дневном отделении и примерно столько же - на заочном. Действуют отделения «Дизайн», “Социальная педагогика”, “Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество?", “Сурдоперевод”, “Право и организация социального обеспечения”.

В столице во второй половине 1990И гг. на базе бывшей вечерней школь! неслышащей рабочей молодежи при поддержке Правительства Москвы и городского Комитета образования была открыта экспериментальная площадка - «Модель комплексной общеобразовательной и профессиональной подготовки подростков-инвалидов по слуху» . Эта специальная общеобразовательная школа № 483 (ныне Центр образования №1406) для неслышащих и слабослышащих детей и подростков дает ребятам среднее образование и профессиональную подготовку. Контингент формируется из получивших основное среднее образованию выпускников школ для глухих и слабослышащих Москвы и других городов. Классы комплектуются по профилю подготовки и в соответствии с требованиям и соответствующего учебного заведения профессионального образования. Общеобразовательная подготовка осуществляется опытными учителями-дефектологами по программам средней школы, а профессиональную подготовку учащиеся получают в профессиональных учебных заведениях столицы, с которыми школа заключила договоры о сотрудничестве. Схема примерно такая: сегодня учащиеся посещают уроки в школе, занимаются в слуховых кабинетах, а завтра они при помощи переводчика жестового языка изучают профилирующие предметы в одном из техникумов (колледжей).

Школа, в конце 2001 г. переехавшая в новое здание, представляет собой образовательное учреждение нового типа: здесь общее образование лиц с нарушениями слуха сочетается с профессиональным, обеспечивается правовая, социальная поддержка, частично осуществляется трудоустройство выпускников.

В настоящее время в этой школе обучается свыше 200 учащихся по более чем 10 специальностям. В 1996 г. совместно с МПГУ был открыт первый лицейский класс для лиц с нарушениями слуха. Выпускники лицейских классов, проучившиеся два года в школе, пополнили ряды студентов дефектологического факультета МПГУ. Немало выпускников школы поступили в МГТУ им. Баумана и другие вузы.

С 1998 г. Московский городской педагогический колледж № 4 осуществляет набор в группы и проводит обучение глухих студентов по специальности “воспитатель коррекционных учебных заведений”.

Глухие и слабослышащие, имеющие хорошую образовательную подготовку, могут при большом желании поступать в престижные вузы. Такие примеры не редкость.

В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.19(1)), “дети-инвалиды и инвалиды с детства при условии успешной сдачи (получении успешных оценок) вступительных экзаменов в... государственные или муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются в указанные образовательные учреждения вне конкурса и обеспечиваются стипендиями, если... им не противопоказано обучение...” Та же статья гласит, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, а государственные органы управления образованием обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков. На практике, к сожалению, вузы стараются “отфутболить” глухих одиночек, а переводчика жестового языка -- большой дефицит, да и никто не желает брать на себя оплату их услуг. В результате большинство неслышащих выпускников школ выбирает одно из высших учебных заведений! где уже обучаются группы глухих с переводчиками. Таких немного: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, Государственный специализированный институт искусств, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Два последних являются специализированными высшими учебными заведениями для инвалидов.

В 1934 г. в МВТУ им. Н.Э. Баумана началось групповое обучение глухих с переводчиком жестового языка, к 1994 г. МВТУ (ныне - МГТУ) окончил 201 молодой специалист с нарушением слуха, 21 из них - с отличием.

С 1993 г. при МГТУ действует Учебный центр для глухих (инициатором его создания выступил председатель Мосгорправления ВОГ И.А. Абрамов); ныне это - Московский Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при МГТУ. Его задача - оказание социально-реабилитационной поддержки учебного процесса неслышащих студентов: обеспечение студентов на всех этапах обучения переводчиками жестового языка; индивидуальными слуховыми аппаратами, индивидуальными консультантами; 1 здесь работают методисты учебных программ, специалисты по слухоречевой реабилитаций, социологи, психологи. В Центре создана мощная инфраструктура образовательных программ для студентов с нарушениями слуха.

Первый этап обучения (3 года) организован для адаптации студентов с нарушениями слуха к образовательному пространству университета и получения ими базового высшего образования. Второй этап предполагает получение степени бакалавра -1 через 5 лет обучения, затем диплома специалиста или магистра - через 7 лет. На этой ступени обучения студенты занимаются в общем потоке (на самом деле это верно для студентов с приличными остатками слуха, для остальных же “полная интеграция” не достигается, они учатся малыми группами в окружении слышащих и пользуются услугами переводчиков). В настоящее время более 160 глухих студентов обучаются по 7 специальностям, в том числе и престижным.

С 1991 г. на кафедре сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета проводится обучение групп студентов с нарушениями слуха. Срок обучения -- 5 лет. Здесь в настоящее время обучается 80 глухих и слабослышащих студентов. С 1996 г. МПГУ закончили более 70 человек с нарушениями слуха, более 70% успешно работают в специальных школах учителями, социальными работниками, психологами, 6 человек поступили в аспирантуру.

В 1992 г. был создан Государственный специализированный институт искусств инвалидов. Здесь глухие обучаются на а факультетах изобразительных искусств (специальности: станковая живопись и графика, срок обучения 6 лет) и театрального искусства (специальности актер драматического театра и кино, срок обучения 5 лет.

Главная портретная черта глухого или слабослышащего человека - ограниченность канала получения информации о мире, полное или частичное отсутствие аудиальной составляющей доступной информации. Именно этой специфической деталью форматируется всё происходящее, связанное с глухими людьми.

- Если мы берём взрослого человека, то у него это две проблемы: доступ к информации и свобода коммуникации. Информация, которая передаётся по радио, по ТВ, без субтитров недоступна. Информация, которая передаётся на лекциях, в поездах, когда поезд стоит в тоннеле и машинист говорит, - это недоступно. Вот такие факторы - это проблема, которую многие просто не замечают.

Максим Ларионов, юрист, ВОГ

Следующая ситуация наглядно описывает трудности, с которыми сталкиваются неслышащие люди ввиду своих ограничений:

«Вы едете в метро, поезд останавливается в тоннеле. Останавливается не на пару минут, а, скажем, минут на 35–40. Вероятнее всего, эта ситуация не вызовет у вас каких-либо затруднений: через какое-то время машинист объявит в микрофон причину задержки. Прослушав информацию, вы будете дальше читать, гуглить, спать, думать о своём. Теперь представьте, что вы не слышите. Информация, которую сообщает машинист, пролетает мимо вас. Проходит 10 минут, 20 минут - и вам становится страшно. Вы не понимаете, что происходит. Вы не слышите. Как разобраться в ситуации? Безусловно, это возможно: обратиться к ближайшему соседу (если вы говорите), прочесть по губам, что обсуждают окружающие (слабо работающая стратегия, ведь вряд ли люди станут обсуждать то, что они только что услышали из динамиков), обратиться к соседу с помощью текста на листе бумаги или экране смартфона. Как и всем людям, вероятно, вам не слишком хочется вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми, особенно имеющую такую специфику. Не все вокруг готовы с пониманием отнестись к деформации вашей речи; не все вокруг готовы вглядываться в ваш смартфон или разбираться в вашем почерке. Иными словами, вам остаётся только ждать, не имея представления о том, что на самом деле происходит вокруг».

Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими.

Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими. В чём оно заключается? На медицинском уровне всё достаточно просто: глухой человек не слышит совсем. Его представление о том, что такое звук, строится на телесном восприятии звуковых волн, то есть вибраций. Слабослышащий человек - это человек, у которого сохранился тот или иной процент слуха. Чаще всего в течение жизни этот процент сходит на нет. На уровне повседневной жизни в зависимости от диагноза (глухой или слабослышащий), в коррекционных заведениях для людей с проблемами слуха обучение происходит по одной из двум программам, и программы этих типов классов принципиально различаются.

Мир глухих vs мир слышащих

  • Глухие дети изначально ориентированы на включённость в мир глухих, их учат разговору на жестовом языке и учат на нём же. Да, проблема адаптации к миру слышащих здесь стоит так же остро, однако адаптация реализуется через жестовый язык, через понимание того, что этому ребёнку звуковой канал информации закрыт навсегда.
  • Класс для слабослышащих ориентирован на то, чтобы научить ребёнка говорить, читать по губам. Этих детей ориентируют на включённость в мир слышащих. Иными словами, слабослышащие дети, учившиеся в таких классах, чаще всего очень неплохо адаптированы для жизни. Такие дети даже не обязательно знают жестовый язык, поскольку научить слабослышащего говорить и коммуницировать с окружающими при помощи слухового аппарата возможно, и это вполне посильная задача. Обучить глухого речи, а также научить идеально читать по губам также возможно, однако это своего рода утопия. Деформации речи у самогО глухого могут быть различны (что понятно: он не слышит, у него нет точного образца правильно звучащей речи). Читать по губам также возможно не каждого человека: артикуляция слов у людей различна. По сути, это две различные образовательные стратегии.

Отдельно следует сказать о том, как глухих обучают говорить. Схема следующая: логопед определёнными методиками обучает человека произносить звуки. После этого звуки собирают в слова. Образец речи для глухого человека достигается принципом подобия, повторения. Иными словами, когда звук, извлечённый глухим человеком, звучит правильно, ему об этом сообщают. Он должен его несколько раз повторить и запомнить, ориентируясь на свои телесные ощущения. Мы понимаем, что идеального запоминания в таком случае достигнуть практически невозможно. В этом и заключается природа речевых деформаций глухих людей.

- Один путь - это оральный метод, когда с ним [ребёнком] занимаются очень серьёзно, чтобы он мог говорить и учиться в обычной школе. Его жизнь с самого детства похожа на жизнь профессионального спортсмена. Он постоянно в тренировках, постоянно в напряжении, постоянно играет социальную роль. По требованию родителей или педагогов. Есть второй путь - это путь на жестовом языке, с использованием двух языков, русского (письменного, устного по возможности) и жестового - как средства получения информации обо всём, что надо. Это сейчас является предметов дискуссий в нашем, российском обществе. На Западе уже давно определили, что у ребёнка есть выбор. Если семья выбирает жестовый язык, то государство полностью обеспечивает. Если семья выбирает другой метод - есть инклюзивные школы. Пожалуйста, учись среди слышащих, подтягивайся. То есть это право выбора.

Максим Ларионов, юрист, ВОГ

Каким образом вообще становятся глухими людьми? К сожалению, самый распространённый случай на постсоветском пространстве - врачебная ошибка.

В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох».

В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох». Иногда глухим или слабослышащим человек рождается вследствие генетики (показательный пример из поля - семья Владимира Шестакова: шестеро детей с нарушением слуха у глухого родителя; его кейс будет описан ниже). Наиболее редкая группа - это те, кто полностью потерял слух в позднем возрасте. В то же время это наиболее адаптированная группа инвалидов по слуху: они хорошо говорят и легко находят общий язык с миром слышащих, так как сами этому миру когда-то принадлежали.

2. Социально-психологическая характеристика

На протяжении всего полевого этапа исследования (практически в каждом разговоре с респондентом) красной линией шла мысль: «Мы не ропщем, всё в порядке, справляемся». Важно понимать, что глухие люди (как уже было сказано выше, глухие чаще всего глухи с раннего детства) свой недуг не воспринимают как серьёзную помеху. Они не знают другой, альтернативной модели существования. Глухота - их повседневность, и она воспринимается ими как совершенно нормальная вещь и большинство респондентов предпочитает говорить о конкретных проблемах в общении, а не о своём психологическом состоянии. Ни один из интервьюируемых не отметил, что чувствует себя исключённым из общества или лишённым чего-либо.

Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка.

Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия, которая приходит в голову для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка. Вы не владеете китайским, и с вами работает переводчик. На официальной встрече переводчик переводит то, что говорят вам китайские коллеги. Вряд ли в этой ситуации у вас возникнет подозрение, что перевод некачественный, что происходит искажение смысла или что-то в этом роде. Глухие люди попадают в подобную ситуацию: разница лишь в том, что для них сурдопереводчик - это человек, через которого происходит коммуникация с внешним миром. Глухому переводят всё, и ему приходится доверять, иначе он не может. Помимо этого, в контексте доверия важно опять-таки упомянуть коммуникативные трудности. В ходе полевого этапа исследования стало очевидно, что человек, который пытается разобраться в речи глухого, который заинтересован, вызывает симпатию. И если эта симпатия со стороны глухого возникает, он сразу же готов сказать очень многое. Эти черты проявляют себя в кейсе Владимира Шестакова, к которому мы обратимся позже.

Эксперты описывают глухих как небольшое сообщество.

Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч.

Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч. Именно через такие каналы чаще всего происходит вход в «мир глухих». Глухих в России не так много, поэтому так или иначе они осведомлены о существовании друг друга, пересекаются, общаются.

Индивидуальная программа реабилитации - программа, в которой участвует каждый инвалид в России. Каждый респондент (эксперт или простой инвалид) в интервью упоминал эту программу в контексте того, что в её рамках инвалид имеет право на помощь в приобретении (через возмещение части затраченных средств) технических устройств, необходимых инвалиду. Для глухих и слабослышащих людей это слуховые аппараты, телевизоры с функцией «Телетекст», смартфоны, световые и вибрационные будильник, звонки и проч. ИПР возмещает только часть средств (чаще всего очень небольшую) при приобретении любого из перечисленных девайсов.

Каждый человек с нарушением слуха имеет право на 40 бесплатных часов услуг сурдоперевода в год.

Чаще всего именно этими часами пользуются для похода в Пенсионный фонд, банк, театр или любое другое место, где возникнет необходимость общения со слышащими людьми. Эти 40 часов люди с нарушением слуха предпочитают сохранять и использовать только в случае крайней необходимости, поскольку это очень небольшое время для целого года. Назначает переводчиков бюро сурдоперевода (чтобы переводчик мог получать работу через бюро, он должен предоставить соответствующую справку о квалификации). Услуги сурдопереводчика свыше указанных 40 часов оплачиваются.

3. Распоряжение финансами

Финансовое положение людей с инвалидностью по слуху различно. По материалам полевого этапа можно сказать лишь то, что встречаются самые разнообразные случаи: есть те, кто живёт только на пенсию, есть те, кто работает и имеет стабильный доход с небольшим довеском в виде пенсии. Однако один сюжет точно в том или ином виде возникал регулярно: денег не хватает. При этом эта фраза возникала как в контексте специфических потребностей глухих людей (слуховые аппараты и проч.), так и просто в связи с кризисом и повседневными потребностями, не связанными с инвалидностью. Лишь один респондент из всей выборки был удовлетворён своим материальным положением.

Начисление пенсий у подавляющего большинства респондентов происходит на банковскую карту. Людей, рассказавших о том, что они используют сберегательные книжки, практически нет. Коммунальные платежи чаще всего осуществляются либо через «Сбербанк онлайн», либо напрямую в банковских отделениях. Чаще всего это удалённые интернет-платежи. Информанты очень позитивно отзываются об услугах подобного рода.

Глухой человек - чаще всего человек без высшего образования. Это связано с тем, что подготовка в коррекционных заведениях заточена на специальности, которые «легко объяснить». В нашей выборке преобладает число респондентов со специальным образованием. Об этом факте упоминают и эксперты.

- Отправляют в специализированный садик, для глухих и слабослышащих детей, где с ними занимается преподаватель, который знакомит их с миром. Потому что очень тяжело объяснить, что есть что. Но это возможно. Затем идут спецшколы, отдельно для глухих и отдельно для слабослышащих. Они есть почти в каждом городе. Ну, в провинциальном городе. Что касается Москвы, то в Подмосковье не везде, поэтому людям приходится из одного города ездить в другой. Но это тоже не проблема, и обычно справляются с этим. Затем идут техникумы, институты. Есть некоторый перечень профессий: для мужчин - строительный, для женщин - тоже технические профессии, которыми предлагают овладеть глухим людям. Которые несложно объяснить и которым не помешает слух. И затем, казалось бы, трудоустройство на работу, но берут на работу… Я думаю, что 10% всех глухих. Потому что большинство из них всё-таки неграмотные.

Ксения, сурдопереводчик, родилась в семье глухих

4. Стереотипы

Безусловно, очень серьёзная проблема, которая постоянно вторгается в жизнь глухих, - стереотипизация и стигматизация глухих со стороны слышащих.

- Да, работу сейчас найти действительно трудно, потому что стандартные причины - когда отказывают из-за того, что я не слышу. Говорят: «Как мы с тобой будем разговаривать? Ты же не слышишь». А зачем разговаривать? Я же опять же буду руками работать, у меня есть диплом, у меня есть специальность, у меня профессия. Я обучался ей, я не просто человек с улицы. Но, правда, на одной работе, я тоже поступал на неё, на которой проработал четыре месяца, но потом тоже пришлось уволиться. Там сначала тоже не хотели брать, но я показал им свой диплом о том, что я занял второе место в конкурсе, они меня похвалили и всё-таки решили дать мне испытательный срок три месяца, которые они будут наблюдать за мной. И у меня всё получилось, я нормально работал. Они даже предложили поставить, там, специальные лампочки, которые будут оповещать о том, что обед, ужин и т. д. Зачем это нужно? Если все идут на обед, я же тоже пойму, я же не совсем кретин.

Валерий, слесарь-ремонтник

- Что касается врачей, тоже очень тяжело. Я прихожу со своим ребёнком, да, и врач видит, что я не слышу. «А ребёнок слышит?» - «Да, слышит». Всё, врач начинает общаться непосредственно с моим ребёнком, рассказывать какие-то лекарства, вообще его болезни, историю болезни, как что лечить. И я говорю: «Подождите, я - мама. Это ребёнок всего лишь. Он всего этого не запомнит. Давайте общаться со мной. Снимите, пожалуйста, масочку, я читаю по губам, я пойму, что вы говорите». Но мне врачи очень часто отказывают в этом. Я говорю: «Давайте, если вы не хотите снимать масочку, тогда пишите, пишите мне на бумаге». И в этом тоже врачи очень часто отказывают.

Виктория, домохозяйка

- Это основная такая проблема, и многие не хотят писать, вот да, как коммуницировать с человеком? Давай напишем друг другу на бумаге. Многие не хотят это делать. Многие хотят. Многие просто нервничают и не хотят общаться. Они не понимают и нервничают. Вот такие разные проблемы бывают. Бывает, например, в магазине или ещё где-то глухой, как будто бы неприятно становится, ну, разные такие нюансы возникают в общении. Да. Проблемы, конечно же, есть.

Михаил, спортивный тренер

Таким образом, почти все стереотипы, связанные с глухими людьми, базируются на коммуникативной проблеме, описанной выше. Наиболее ярко это проявляется в вопросе трудоустройства у глухих и слабослышащих. Каждый респондент, с которым проходило интервью, отмечал проблему трудоустройства. Отказ в трудоустройстве происходит на одном и том же основании: «Как мы с тобой будем общаться?»

Количество людей, страдающих снижением слуха и его потерей, в Приморском крае увеличилось. Об этом сообщила заместитель главного врача Краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи Альбина Омельяненко на пресс-конференции, посвященной проблеме социальной адаптации людей с нарушением слуха.

– Сегодня проблема потери слуха у жителей крупных городов весьма актуальна. Огромное количество шумов города ежедневно давит на уши, безвозвратно понижая слух. Столкнувшись с проблемой частичной или полной потери слуха, люди замыкаются в себе, начинают чувствовать себя некомфортно в обществе. В целом наблюдается тенденция роста количества людей, стралающих снижением слуха. В этой ситуации важно показать, что есть пути решения проблемы и есть специалисты, которые могут помочь, – обозначила круг вопросов Альбина Омельяненко.

По данным Краевого клинического центра специализированных видов медицинской помощи, в Приморском крае каждый десятый, или 190 000 человек, имеет те или иные проблемы со слухом. 30 000 взрослых и детей стоят на учете у врача-сурдолога. Основной причиной снижения слуха является нездоровый образ жизни: высокая шумовая загрязненность городских улиц, бытовой шум, регулярное прослушивание музыки в наушниках на высоких частотах, клубная культура.

Как рассказал заведующий Приморским краевым центром реабилитации слуха Владимир Шуваев, уже несколько лет в рамках национального проекта «Здоровье» ведется аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни на предмет потери слуха. На второй-третий день после рождения ребенок обследуется специалистом, и если на первичном осмотре выявляется нарушение слуха, ребенок направляется в Приморский краевой центр реабилитации слуха, где его дообследуют и поставят диагноз. По статистике, из 1 000 детей двое рождаются глухими. Эти дети могут расчитывать на получение государственной квоты в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи и с помощью операции (кохлеарная имплантация) улучшить слух. За последние 5 лет такую помощь получили 84 ребенка из Приморского края.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются слабослышащие – это нехватка сурдопереводчиков и преподавателей со знанием жестового языка, трудоустройство после получения специальности. По словам председателя приморского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) Татьяны Колеконовой, даже если учащийся со сниженным слухом использует слуховой аппарат на лекциях или занятиях в образовательном учреждении, он не всегда может расслышать, успеть записать и правильно уяснить материал. Только в 2012 году за помощью сурдопереводчика в ВОГ обратилось 600 инвалидов по слуху. Всего же в Приморском крае 5 специалистов, получивших разрешение на деятельность сурдопереводчика.

Руководитель пресс-службы Head Hunter на Дальнем Востоке Ольга Трофимова отметила, что 50% российских компаний имеют в штате сотрудников с инвалидностью по слуху, еще 20% заинтересованы в них. Однако, работодатели не знают, как адаптировать людей с ограниченными возможностями на рабочем месте, 13% не понимают, как взаимодействовать с такими людьми по поводу открытых вакансий. Вместе с тем Трофимова подчеркнула, что сегодня слабослышащим доступны такие профессии, как дизайнер, менеджер по работе с базами данных, консультант интернет-магазина, менеджер по работе с соцсетями и т. п. Кроме того, современное программное обеспечение позволяет слабослышащим устраиваться на офисную работу, коммуникаторы и мессенджеры позволяют общаться с коллегами на равных. В целом люди с ограниченным слухом могут заниматься практически любой профессией и претендовать на любые должности, это зависит от степени потери слуха и от того, какую квалификацию имеет человек. Исключение составляет работа, связанная со звуковым оборудованием – телефоном, селектором, рацией.

ВОГ добился снятия ограничений для глухих по трудоустройству

Наконец-то после долгих лет, усилиями руководства Всероссийского общества глухих и Управления социальной политики и реабилитации, 3 февраля 2015 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минздрава , которым снимаются ограничения для глухих при устройстве на работу.

Это приказ Минздрава России от 05.12. 2014 г. № 801н «О внесении изменений в приложения№ 1 и № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», который за № 35848 зарегистрирован Минюстом России.

Начнем с того, что Всероссийское общество глухих в своей деятельности приоритетное внимание уделяет социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха, в том числе решению проблем их трудоустройства. В 2012 году, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, Россия тем самым присоединилась к международным документам, защищающим права инвалидов. В соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило комплекс мер, направленных на повышение эффективности мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы. На программы трудоустройства инвалидов в настоящее время выделяются колоссальные бюджетные средства.

Вместе с тем глухие столкнулись с дискриминацией в вопросах устройства на работу. Так приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», фактически лишил инвалидов по слуху возможности работать по таким профессиям, как токарь-универсал, станочник широкого профиля, фрезеровщик и т.п.

Со всей страны в ЦП ВОГ стали поступать обращения, связанные со вступлением в силу данного приказа, из Амурского, Башкирского, Тамбовского, Тверского, Челябинского и других региональных отделений ОООИ ВОГ, а также с предприятий, на которых успешно трудятся глухие по рабочим специальностям.

На протяжении многих десятков лет инвалиды по слуху работали и работают на производственных предприятиях, на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.). Указанный приказ противоречил официальной государственной политике Российской Федерации по отношению к гражданам с инвалидностью. В связи с введением в действие этого приказа огромному количеству инвалидов по слуху, работающих на промышленных предприятиях у станков, грозило сокращение по медицинским противопоказаниям. В одной только Челябинской области под угрозой сокращения находилось около 500 человек .

Угроза массовых увольнений инвалидов по слуху по всей стране привела к серьезной социальной напряженности среди глухих.

ВОГ считало и считает, что глухота никоим образом не может являться препятствием к работам, выполняемым непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся элементы (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.). Не имеется также никакой статистики и иной доказательной базы, что отсутствие слуха как-то негативно влияет на выполнение указанных работ.

В целях защиты прав глухих Всероссийское общество глухих направило письма в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ с просьбой исключить дискриминационные положения этого приказа.

Статьей 33 федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Можно только сожалеть, что указанный приказ изначально не был согласован с Всероссийским обществом глухих, что привело к таким печальным последствиям.

Президент ВОГ Валерий Рухледев, выступая на заседаниях Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации по различным вопросам, в том числе образования и трудоустройства инвалидов по слуху, неоднократно подчеркивал недопустимость подобной дискриминации . Такую же активную работу в этом направлении проводило Управление социальной политики и реабилитации ВОГ, возглавляемое вице-президентом С.А. Ивановым, специалисты которого выступали на различных площадках, начиная с Государственной Думы, Совета Федерации, министерствах и ведомствах и средствах массовой информации.

Министерство здравоохранения РФ, учитывая твердую позицию Всероссийского общества глухих о необходимости внесений изменений в приказ № 302н, подготовило новый проект приказа от 15 мая 2013 г. «Об утверждении Перечня производственных факторов…». Данным проектом исключались ограничения для инвалидов по слуху по профессиям станочников. Однако этот проект приказа Минздрава РФ по не зависящим от нас причинам не был утвержден, несмотря на поддержку главного врача оториноларинголога России Я.А. Накатиса и первого заместителя генерального директора ФМБЦ им.А.И. Бурназяна ФМБА России, главного внештатного специалиста Минздравсоцразвития РФ и ФМБА России по профпатологии Андрея Юрьевича Бушманова.

В который раз сложившаяся ситуация требовала решительных действий, и ВОГ обратилось к заместителю председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец с просьбой о незамедлительном правовом урегулировании норм, предоставляющих инвалидам по слуху право на работу по станочным специальностям и на вождение транспортных средств, путем внесения изменений в действующий приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

Такое поручение О.Ю.Голодец от 06.02.2014г. №ОГ–П12-927 было направлено в Минздрав РФ. Снова специалисты Минздрава и ВОГ собрались, чтобы разработать и согласовать формулировки, которые отдельным приказом вносились в упомянутый приказ №302н с целью недопущения дискриминации глухих при устройстве на работу и получении прав на вождение автотранспортных средств.

В мае–июне 2014 года этот проект прошел все стадии согласования и был размещен на сайте для общественного обсуждения. Но в августе он был возвращен на доработку в связи с замечаниями Минтруда РФ. В Минздраве РФ его вновь пришлось переработать. Это был не совсем тот документ, которого мы ждали. Но учитывая, что он также устраняет дискриминацию по признаку глухоты, ВОГ согласовал его, чтобы ускорить его принятие.

Однако и на этом «эпопея» не закончилось. В окончательном варианте проекта обнаружилась техническая неточность. И ВОГ опять пришлось подключаться – для ее устранения. Мы обратились к организациям, имеющим лицензию на проведение антикоррупционной экспертизы, чтобы внести очередную поправку. Одними из первых откликнулись аппарат Уполномоченного по правам человека Томской области и эксперт магнитогорского металлургического комбината (ОАО ММК).

Так прошел очередной этап согласования в октябре. Но в ноябре документ практически оказался без движения. Пришлось прикладывать очередные усилия по продвижению этого документа. В начале декабря В.Н. Рухледев в который раз поднял вопрос о 302-ом приказе при личной встрече с министром здравоохранения В.И. Скворцовой. Она пообещала взять этот документ под свой личный контроль.

Через несколько дней, 5 декабря, нужный нам приказ был подписан и 12 декабря ушел на регистрацию в Минюст России. До конца 2014 года ВОГ жило в ожидании его регистрации, но этого не произошло. Весь январь 2015 года прошел в постоянной переписке и телефонных звонках. Ситуация была неоднозначной. Регионы терпеливо ждали обещанного. И вот, наконец, из Минздрава сообщили, что приказ зарегистрирован (см. вложение). Справедливость восторжествовала, с чем нас всех и поздравляем!

Хотелось бы сказать слова благодарности тем людям, которые непосредственно вели эту работу – специалистам Д. А.Толмачеву, В.Э. Андрусову и зам начальника департамента Минздрава РФ Н.А. Костенко. Особую благодарность за поддержку наших усилий в разработке и принятии поправок в приказ № 302н Всероссийское общество глухих выражает Николаю Аркадьевичу Дайхесу, главному внештатному оториноларингологу Министерства здравоохранения РФ, директору федерального государственного учреждения «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России». Все было очень непросто, но они понимали, насколько это важно для нас, и делали все возможное, чтобы ускорить процесс принятия этого документа.

Предлагаем вашему вниманию комментарии ВОГ к новому приказу.

Три вдохновляющие истории о людях, которые своими примерами доказали: не имея слуха, можно стать актёром, журналистом, спортсменом - да, в сущности, кем угодно.

Татьяна Бирс, спортсменка

Татьяна Бирс, выпускница РГУФКСМиТ (Государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма), будучи абитуриенткой, проходила вступительные испытания наравне со слышащими студентами. В её группе обучалось 30 человек, семь из которых не слышат. У глухих ребят не было никаких привилегий: зачёты и экзамены сдавали письменно, а лекции преподавателей приходилось читать по губам. По специальности Татьяна Бирс - специалист адаптивной физической культуры. По словам девушки, эта профессия пригодится ей на старости лет - будет тренировать глухих и слабослышащих, а пока продолжает тренироваться сама.

С детства я живу спортом. Занималась плаванием, попутно пробовала себя в волейболе и баскетболе. Несколько лет профессионально занималась футболом, работала как спортсмен-инструктор - это был мой основной источник дохода. Занимала призовые места на чемпионатах Москвы и России для глухих. А в 2015 году пришлось оставить эту профессию по личным причинам. Так я впервые задумалась о восьмичасовом рабочем дне. Но это не значит, что я забросила активный образ жизни. Продолжаю участвовать в спортивных мероприятиях, таких как "Стань человеком", "Гонка гладиаторов", "Московский марафон" и другие. Всерьёз увлеклась гандболом. А недавно приобрела мотоцикл и планирую всю зиму провести в гараже, разбирая байк: должна же я знать, на чём езжу.

Стать специалистом по продажам в одной из московских компаний ей помогла способность читать по губам, приобретённая в студенческие годы. Вакансию нашла в Интернете, записалась на встречу с работодателем при помощи диспетчерской службы переводчиков, специалисты которой и набрали номер центрального офиса компании. Ничего сложного, убеждает она.

Подавая документы в университет, я поинтересовалась у членов приёмной комиссии, будет ли на лекциях сурдопереводчик. Никогда не забуду их ответ: "Вы живёте в слышащем мире. Учитесь выживать без переводчиков". Неприятно, конечно. Но есть здесь и свои плюсы. Например, я научилась считывать информацию с губ, что сейчас мне очень помогает в работе. В резюме я ничего утаивать не стала, так и указала: есть проблемы со слухом. Собеседовали меня двое специалистов: рекрутер и директор фирмы. Ни одного из них я не слышала. Совсем. Я их "читала". Так меня приняли в самый обычный коллектив на самую обычную работу.

Татьяна Бирс говорит, что тяжелее тем, кто не умеет читать по губам. Чаще всего глухие при общении со слышащим используют способ "бумага - ручка", но не каждый работодатель согласится тратить своё время на переписку. Они считают это утомительным, объясняет она. Ещё одна проблема заключается в том (если начальство всё-таки рассматривает способ общения "бумага - ручка"), что глухой человек владеет русским языком недостаточно хорошо. Ведь его родной язык - русский жестовый.

Обычно наш руководитель по утрам раздаёт всем сотрудникам списки задач на день, что очень облегчает мне выполнение работы. В моём отделе есть ещё одна глухая девушка. Довольно часто меня просят переводить ей на жестовый язык, она не умеет "читать", как я. Раньше я считала, что плохо говорю: я не слышу сама себя и от этого не могу себя поправить. Меня это смущало, и я практически не говорила, предпочитала отвечать письменно. Но, когда стала работать в коллективе со слышащими, решила, что должна избавиться от этого комплекса.

Татьяна Бирс помимо тренировок и работы в офисе руководит проектом "Мир глухих", где старается помочь таким же, как она, лучше воспринимать окружающий мир.

Людям с нарушением слуха проще воспринимать визуальную информацию, нежели текст. У проекта есть своя газета, я решила брать информацию оттуда и создавать видеорепортажи - так у нас появился еженедельный выпуск новостей.

Антонина Пичугина, актриса театра и кино

Антонина Пичугина, профессиональная актриса, свою карьеру начала в театре "Недослов" в массовке спектакля "Крылья даны всем" по мотивам повести-притчи Ричарда Баха, актёрская труппа которого глухая или слабослышащая. В настоящее время у неё уже есть несколько запоминающихся ролей: играет Инну в "Прелестях измены", Верочку в "Утиной охоте" Вампилова и другие. Недавно она получила ещё несколько интересных предложений от театра "Недослов", но их она пока не готова озвучить.

Были ли у меня приглашения в обычные театры? Пока нет. Но я знаю несколько примеров, когда глухую актрису принимали в слышащую труппу. Театр, в котором я играю, практически ничем не отличается от обычного, не считая средств передачи информации: мы рассказываем зрителям историю на жестовом языке (спектакль синхронно озвучивается сурдопереводчиком), а также есть постановки, где нет слов - есть только язык тела.

Антонина Пичугина окончила театральный факультет Государственного специализированного института искусств, недавно переименованного в РГСАИ, а не так давно прошла ассистентуру - курс стажировки по подготовке кадров высшей квалификации по специальности "Актёрское мастерство". Так в её жизни появилась ещё одна профессия - теперь она преподаёт технику сценического жестового языка студентам РГСАИ.

Основная моя задача состоит в том, чтобы учащиеся академии грамотно общались на жестовом языке - так, как того требует театральная сцена: чёткость, пластичность и выразительность рук. В быту общение строится иначе: жестовая речь изобилует жаргонизмами. К тому же, многие приезжают к нам из разных городов России, и у каждого из них есть свои особенности владения жестовым языком - зачастую он искажён. Язык глухого, как и другой самостоятельный язык, имеет свою грамматику, свои правила. Я учу студентов говорить на литературном жестовом языке.

По словам Антонины Пичугиной, приём в академию, где учатся люди с особенностями здоровья, осуществляется так же, как и в обычный театральный вуз: абитуриенту нужно рассказать басню, стих и прозу.

На вступительных испытаниях студент может использовать только язык жестов, говорить нельзя. Поступающий должен больше внимания уделить пластике тела, движениям - приёмная комиссия смотрит и оценивает его физические возможности. Также обращают внимание на увлечённость и убедительность исполнения литературной программы абитуриентом. Обучение проходит с большой нагрузкой, спуску не дают никому. Среди преподавателей академии есть как носители жестового языка - глухие, так и слышащие педагоги, которые пользуются помощью сурдопереводчика.

Работодатели часто отказывают глухим, с сожалением признаёт Антонина Пичугина, основная причина - способ общения (не все готовы общаться с сотрудником методом "бумага – ручка"). Но это не единственная неприятность, с которой может столкнуться неслышащий человек: банки неохотно дают кредит людям, у которых есть справка об инвалидности - ВТЭК, проблематично проконсультироваться с юристом или элементарно получить печать от нотариуса. Но это не значит, что человек с особенностями здоровья опускает руки и перестаёт бороться. Менеджеры одного магазина не хотели принимать анкету Антонины на покупку товара в кредит, объяснив ей свою позицию так: банки не станут рассматривать инвалида в качестве заёмщика.

Александр Сидельников, журналист

По специальности Александр Сидельников инженер. Как и большинству, ему выбор будущей профессии помогли сделать родители. Но, окончив университет, он решил строить карьеру совершенно в другой сфере - в журналистике. Сейчас он работает корреспондентом на сайтах Всероссийской организации глухих и "Глухих.net". У сайтов есть свои каналы на сайте YouTube, где Александр Сидельников ведёт вещание для глухой и слабослышащей аудитории (транслирует новости и истории из жизни глухих на жестовом языке). Получить эту должность смог сам, не прибегая ни к каким связям. По словам Александра Сидельникова, тому, кто хорошо передаёт информацию на жестовом языке, довольно просто стать корреспондентом.

Недавно Александр Сидельников стал преподавателем МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет). В группе, в которой он преподаёт, учатся обычные студенты, будущие переводчики английского словесного и русского жестового языков.

А ещё у него есть небольшой опыт работы в кино: он сыграл две небольшие, но яркие роли.

Я снялся в двух картинах, первая из которых - это "Племя" Мирослава Слабошпицкого, вторая - "Петля" Максима Прошкина. В кино попал случайно - наткнулся на объявление о кастинге на фильм Слабошпицкого в Интернете. Актёрское образование не требовалось, набирали глухих молодых ребят (подростков на вид), по описанию я как раз подходил. Прошёл несколько этапов отбора, затем отправился в Киев. Кстати, я был единственным россиянином среди актёров фильма "Племя".

По словам Александра Сидельникова, съёмочный процесс был увлекательным, никаких проблем в ходе работы он не встретил. Многочисленные репетиции помогли справиться со всеми поставленными задачами. Общение строилось легко благодаря ассистенту по актёрам, которая мастерски переводила все указания режиссёра.

Кто-то говорит, что нужно указывать на особенность своего здоровья в резюме, кто-то считает иначе. Я же уверен, что универсального правила нет, нужно исходить из ситуации. Но если кандидат на вакансию не предупредил работодателя о своём заболевании - есть шанс попасть на собеседование и доказать, что глухой может работать наравне с другими сотрудниками.