Как стимулировать себя на изучение иностранного языка. Все-таки, что с целью? Почему падает наша мотивация к изучению языка

Вы опять столкнулись с невыполненным домашним заданием и агрессивным поведением? Вы снова поставили несколько двоек? Вы никак не можете понять, почему же они не учат? Все просто. Не учат, потому что не хотят! Не видят смысла впустую тратить свои силы на то, чтобы учить эти дурацкие слова. Когда нужно будет, выучу, говорят они. Эта статья посвящена вопросу формирования мотивации к изучению английского языка в школе и не только.

Мотивация – это желание что-либо делать. Все, что мы делаем без желания, мы делаем с неохотой, подчиняясь либо чувству долга, либо из страха или желания получить награду, таким образом, становясь предметом манипуляции другого человека. Но детей не обманешь, они быстро понимают, когда ими начинают манипулировать и либо принимают правила «игры» (отличники), либо отчаянно им сопротивляются (двоечники).

Как сформировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка? Проработав учителем более 10 лет, испробовав разные методы и приемы, я пришла к довольно странному выводу, что не надо никого учить. Ибо навязывая знания, мы отбиваем желание учиться и убиваем мотивацию. Пусть «цветы жизни» возьмут столько, сколько захотят и сколько смогут, а учитель превратиться в помощника, который будет только направлять, корректировать и оценивать.

Оценивание в старших классах необходимо, ибо оно показывает, что тот розовый период, когда все хвалят и мотивируют, уже закончился, и вот она …. суровая правда жизни, твой реальный результат, итоговый балл.

Но вернемся к вопросам о мотивации. Высказывание одного известного политика «Я начал учиться сразу, как только окончил школу» давно запало мне в душу. Сама я не любила школу. Потому что это система, жесткая и безжалостная. В этой системе нет свободы. Свободы выбора, свободы слова. Вечно какие-то рамки, шаблоны, ограничения, стандарты. Итак, свободный человек, неважно ребенок или взрослый, волен развиваться по индивидуальным законам, присущим его личности. Однако важно заинтересовать его, но как?

Чтобы заинтересовать кого-либо, надо изменить его образ мышления. Во-первых, надо показать, что «английский стоит того, чтобы его изучать», а во-вторых, что «каждый может его выучить».

Рассмотрим, первый и самый важный вопрос: почему английский нужно знать? Ответ на этот вопрос знают все. Даже есть такой топик «Зачем нужно изучать английский язык?» И школьники учат его наизусть, но желания учить английский, эти доводы почему-то не прибавляют. Дело в том, что сухие тезисы не могут повлиять на наше сознание. И понимание необходимости, не прибавляет желания. Слова ничто перед личным примером, ибо, как говориться, «пример заразителен». Если все вокруг делают что-либо, человек попав в подобную среду, тоже начинает делать это. Если все вокруг учат слова, то не учить уже становиться стыдно… Однако как создать такую «рабочую обстановку»?

Согласно советам американских психологов сначала важно выявить и сосредоточиться на поведении, которое мешает вам в решении данной задачи. Как известно, одной из самых распространенных проблем является проблема дисциплины. В качестве примера возьмем класс, в котором на уроке дети постоянно отвлекаются, разговаривая друг с другом на посторонние темы. Пропуская объяснение учителя, они потом не могут понять тему и, как следствие, выполнить домашнее задание им тоже не под силу. Конечно, они могли бы выполнить его, если бы открыли учебник, прочитали несколько страниц и разобрались, но куда там… Такие способные, но ленивые и гиперактивные дети в большинстве сидят за партой в наших классах. Призывы к тишине на уроке в данном случае бесполезны. Однако понятно, что именно создание рабочей обстановки является ключом к успеху в данном случае.

Попробуем изменить данное поведение, введя одно правило и посмотрим, изменится ли поведение в целом. Итак, это правило «Не посягай на другого!» Оно означает, что ты не имеешь права отвлекать своего соседа, толкать его, показывать ему что-либо интересное, спрашивать его и т.п.
Попробуйте ввести это правило и соблюдать его неукоснительно. Можно преподнести его в шуточной форме. Скажите, что сегодня на уроке вы можете делать ВСЕ, ЧТО ЗАХОТИТЕ кроме одного «Посягать на другого человека!». Попробуйте, проверьте на практике!

Итак, мы определили поведение, которое желательно изменить, так как оно является ключевым к решению нашей проблемы успеваемости. Теперь мы можем попытаться изменить образ их мышления. Ведь прежде, чем они «изменят свое поведение, они должны захотеть это сделать, а это значит, что они должны начать думать иначе». Однако будьте готовы, что они будут сопротивляться!

Честно, английский – это твое будущее!

Итак, пытаясь изменить поведение людей, в нашем случае детей, которые не хотят учить английский язык, необходимо, помочь им найти правильный ответ на два вопроса. Первый, стоит ли английский того, чтобы его изучать? И второй: смогут ли они это сделать? (Еще читайте мою статью о том, как помочь детям поверить в свои силы)

Наиболее распространенным способом, который мы чаще всего используем, это словесное убеждение . Иногда оно срабатывает. Когда люди доверяют нашим мотивам, они, как правило, прислушиваются к нашим советам. Но в случае со школьниками это редко работает, ведь учителя и ученики находятся по разную сторону баррикад. Когда дело касается закоренелых случаев, словесное убеждение вызывает еще большую агрессию, так как часто воспринимается как попытка манипуляции. Каждый раз, когда вы пытаетесь убедить их взглянуть на вещи с вашей точки зрения, они просто не слушают. Вместо этого они ищут малейшую брешь в вашей логике, придумывая все новые контраргументы!

Итак, в случае со школьниками словесное убеждение не работает!

В этом случае, замечательным средством убеждения явился бы личный опыт. Ведь все мы учимся только на своих ошибках. Однако мы не можем отправить всех наших учеников на практику в англоязычную страну, чтобы столкнувшись с проблемой выживания, они поняли необходимость изучения английского языка. Что же делать, если личного опыта нет? На помощь приходит замещающий опыт.

А что если показать детям фильм, в котором герой борется с повседневными проблемами, преимущественного возникающими из-за его незнания английского языка. Да, телевидение является мощным средством воздействия на людей. Когда программа подается как реальная история, зрители ослабляют свое сопротивление. Они позволяют этой программе повлиять на свои мысли примерно так же, как собственному опыту и переживанию реальных событий.

Мало того, доказано, что наблюдение за другими является одним из способов обучения.


Давно известно, что люди, копируют поведение других, особенно, если оно эмоционально окрашено. Так подростки часто копируют поведение героев любимых телесериалов. Телевидение страшная сила, и можно научиться использовать ее во благо.

В наше время даже появилось такое словосочетание «развлекательное обучение» . Но не только телесериалы помогают нам изменить то, как мы видим мир. Яркие и достоверные истории тоже работают. И эти истории могут заменить личный опыт. Достаточно всего лишь быть хорошим рассказчиком. Однако далеко не каждая история подходит… В чем тут дело?

Когда вы рассказываете историю, вы говорите вашими словами, тогда как другие слышат свои слова, которые соответствуют их прежнему опыту и при этом образы, возникающие в их мозгу, могут сильно отличаться от того, что вы намеревались передать. Очень часто люди начинают гораздо меньше верить вашим словам, как только понимают, что вашей целью является убедить их в чем-то. Поэтому рассказывая истории, важно не вызвать это естественное сопротивление.

Пример из моей практики. Как то я рассказывала детям, почему английский легче выучить, чем какой либо другой предмет. Я нарисовала на доске спираль и прямую линию и сказала детям, что так изображены два предмета: английский язык и история. И предложила определить, какой предмет изображает спираль. Все дети безошибочно определили, что спираль изображает английский язык. Действительно, пояснила я, ведь каждый год мы повторяем одни и те же времена и грамматические правила, но уча новые слова, мы постепенно поднимаемся все выше и выше и, таким образом, к концу изучения, достигнув последнего витка спирали, достигаем совершенства. В случае же с историей, мы двигаемся по прямой, изучая разные события, страны, эпохи, пытаясь запомнить бесконечное множество дат. Английский язык определенно легче истории сказала я, даже к экзамену готовиться не нужно! Однако один из моих учеников встал и сказал: «А! Я знаю, к чему вы клоните. Вы хотите, чтобы мы все выбрали экзамен по английскому языку!»

Итак, ученики нам не доверяют! И чтобы смягчить формы недоверия, ваши истории должны быть запоминающимися, достоверными и эмоциональными. Ваши слушатели должны представить, что все происходящее запросто могло произойти с ними.

Итак, эмоции, а не убеждения – вот, что самое важное!


Как отметил Лайош Эгри, яркие живые истории не только переносят слушателя в центр повествования, но и стимулируют эмоции. Мысленно переносясь в историю сами, люди не просто симпатизируют ее героям, они сопереживают им. У них возникают такие же эмоции, как если бы они сами делали то, что описано в рассказе.

Резюме: Ваши ученики будут готовы изменить свое отношение к предмету английский язык, если поверят, что оно того стоит (1) и если поверят в свои силы (2). Внушите им уверенность в этих двух моментах, и они захотят хотя бы попробовать «новое отношение». Расскажите им запоминающуюся историю из своего школьного прошлого, и если вы обладаете достаточным авторитетом, это непременно сработает. Или найдите какую-либо историю и расскажите ее от имени своего друга или знакомого. Помните, что эта история, должна отвечать на два вопроса: «стоит ли английский того, чтобы его изучать?» и « может ли каждый сделать это?»

Ждем Ваши истории в комментариях!

Интересно, почему мы стремимся к изучению зарубежной речи? Каковы наши цели обучения английскому языку? Что влечет каждого из нас к занятию этим интересным и полезным делом? Начиная познавать чужую культуру, традиции обычаи или речь, вы, прежде всего, должны определиться, зачем вы это делаете. Цели изучения английского языка

По какой причине вы решили начать с самого начала, со стартовой позиции, приняться за глаголы. Грамматику, выражения, правила и исключения, пополнять словарный запас. В любом случае, вы должны найти резон, основание, вескую цель, чтобы вам не просто хотелось уметь говорить, а чтобы вы буквально загорелись желанием знать все нюансы, как и коренные носители речи.

К примеру, на курсах изучения зарубежной речи, преподаватель на первом же занятии спрашивает у обучающихся, зачем вы хотите знать этот язык, что в итоге вы хотите получить?

И тут каждый нервно начинает соображать, приводить в порядок мысли и искать хоть какой-то обтекаемый ответ. И там педагог помогает разобраться с причинами изучения и мотивацией, и вы с удовольствием выясняете цели познания иностранного, так как на кону и ваши деньги, и время. А вот, как поступить с выяснением мотивации, если вы хотите начать обучаться заграничной речи самостоятельно?

И тут оказывается вполне уместным вопрос, зачем учить иностранный язык? Этот вопрос мне тоже не давал покоя, поэтому я спрашивал у своих партнеров, знакомых, коллег и друзей, которые обучились британскому или американскому, какова была их цель. В результате нарисовалась вполне определенная картина.

Очень часто мотивацией изучать English language становятся различного рода убеждения. Намного легче учиться, когда имеется конкретная цель, когда есть к чему стремиться. В обучении очень важна мотивация, так как ее недостаток проводит к тому, что человеку поздно или рано становится скучно, неинтересно и он бросает учебу.

А когда в наличии четкие убеждения и цели, то такого не произойдет точно. Прежде чем приступать к изучению, необходимо определить, для чего вам это нужно. На первый взгляд может показаться, что вопрос банальный, но его важность недооценивать нельзя ни в коем случае. Если вашей мотивацией изучения иностранного является лишь тот факт, что его изучают все, то это вам поможет вряд ли.

Желание и стремление обучения английскому связано напрямую с эмоциональной стороной человека. Но эмоции на то и эмоции, чтобы изменяться, поэтому не стоит всецело на них полагаться. Решающая роль в целеполагании должна отводиться разуму, а ваш выбор быть должен осознанным.

Важность причины изучения должна быть прямо пропорциональна уровню мотивации знания английского. Она должна изнутри исходить и соответствовать вашим желаниям и предпочтениям. Только тогда ваша цель будет правильной и принесет существенную пользу для усвоения речи.

Определите, какое отношение именно английский имеет к вашей цели — косвенное или прямое. От этого зависит степень изучения, чтобы как можно точнее приблизится к намеченному. Это очень важно так, вы должны разобраться, на что вам сделать упор при обучении — поверхностное ознакомление с основами или же углубиться в грамматику и лингвистику.

Помимо прямой цели, мотивацией могут послужить косвенные причины познания английского, которые близки вам: общение с носителями языка, чтение англоязычной литературы, понимание слов любимых песен. Кроме того, изучения иностранных языков помогает в развитии умственных способностей и гибкости мышления.

Зачем знать английский?

Среди множества разнообразных ответов на этот вопрос, четко выделяются устойчивые группы обучения английскому, в которые входят ответы близкие по смыслу.

Среди всего многообразия ответов я бы выделил несколько устойчивых групп целей изучения иностранного языка, в которые можно сгрести схожие по смыслу ответы.

Итак, вот зачем обучаться английскому:

Переезд на ПМЖ в англоговорящую страну. Вот это цель! Постоянное проживание в другой стране — вот это супер мотивация, чтобы выучить иностранный. Причины переезда неважны — замужество/женитьба, экономическое/политическое убежище, приобретение недвижимости — все равно! Однако сменив стану проживания, вы однозначно попадете в совсем иной мир, начнете вести новую интересную жизнь, у вас появятся новые друзья и знакомые.

  • Как быть с английским? Начните изучение хотя бы за несколько месяцев до окончательного отъезда. Учите обычную разговорную речь, не углубляясь во все разнообразие диалектов. Их вы сможете изучить, когда полностью освоите стандартную лексику.
  • Учите и общайтесь на повседневные темы о погоде, семье, здоровье, ценах, о взаимодействии с официальными лицами, обычными людьми и рабочими. Используйте общественно-разговорную и семейно-бытовую лексику.
  • Ко времени отъезда в вашем активном словарном запасе должно быть 3 000 самых употребляемых слов, огромное количество разговорных фраз и необходимый минимум грамматики и сведения о культуре страны, чтобы по приезду не испытать культурный и языковой шок и быстро адаптироваться к новой среде

Работа или частые командировки за рубеж. В этом случае вам просто необходимы лингвистические знания. К примеру, вам предлагают на год отправиться поработать в зарубежный офис для поднятия, так сказать, целины. Или просто перейти в отделение по работе с иностранными контактами или переводами.

  • Ситуация еще та, но если вы хотите сохранить работу в данной компании, то вам придется им овладеть. К тому радуют перспективы — компьютер, Интернет, командировки… Хорошая мотивация!
  • Если вам нужно изучить язык для усовершенствования профессиональных навыков, то сразу начните освоение того раздела лингвистики, который связан напрямую с вашей работой — наука техника, бизнес. Подробно изучите все лексику и терминологию, а также базовые принципы — общеупотребительную лексику и грамматику

Вклад в светлое и успешное будущее. Эта благородная цель может быть связана с работой, учебой или личностным развитием. Английский язык — язык международного общения. Поэтому пред человеком, владеющим иностранным языком, открывается множество дверей и возможностей. Такому индивиду не страшна конкуренция и соперничество.

  • Если вы хотите быть успешным будущем, то начните учить язык уже сейчас. Думайте и действуйте на несколько шагов вперед, начните осваивать самостоятельно стандартную речь, общеупотребительную лексику, общие правила грамматики, чтение и письмо.
  • Освойте профессиональное и деловое общение, изучите особенность страны — историю, традиции, культуру. Применяйте эти знания при поступлении в ВУЗ или приемы на работу, при общении и встречах с иностранными партнерами. Тогда вас быстрее заметят и повысят

Путешествия. Самая приятная и интересная цель. Страшно оказаться в стране, где не понимаешь, что говорят, что пишут, не знаешь, как спросить что-либо. Поэтому перед туристической поездкой необходимо выучить универсальный набор языковых клише, чтобы быть во всеоружии.

  • Выучите стандартный набор туристических фраз, ознакомьтесь с историческими и культурными памятниками, изучите грамматические правила. Тогда вам будет легче путешествовать и подружиться с местными жителями. У вас будет больше выгоды перед другими отдыхающими

Потешить собственное Эго. Каждый из нас считает себя умнее своего окружения. Поэтому причина изучить язык, чтобы потешить свое Эго, удовлетворить банальное любопытство и получить некое интеллектуальное превосходство, встречается весьма частенько
Завести новые знакомства. Обмен иностранным опытом, приятное времяпрепровождение, узнавание нового и интересного для саморазвития — эти цели также часто встречаются у тех, кто начал учить Magic English
Доступность. Существует море информации, чтобы самостоятельно овладеть English language Трудно ли его изучить? Можно сказать, что легко.

  • Есть два важных фактора способствующих обучению Инглишу: во-первых, повсюду по телевидению и в рекламе мы слышим и видим различные новости и надписи на английском, а во-вторых, методы преподавания иностранцам заграничного лексического запаса наиболее хорошо разработаны. Грамматика, интонация и произношение не принесут нам трудностей, которые вы не сможете преодолеть

Понимание смыла любимых стихов и песен. Всегда приятно знать, о чем поет любимая группа или исполнитель. А читать мировые шедевры в оригинале или смотреть фильмы без перевода — неописуемое удовольствие, которое побудило массу людей выучить английский

Существенная прибавка к зарплате. Общеизвестный факт, что люди, владеющие иностранным языком получают на 30% больше, чем сотрудники, не знающие речь британцев или американцев. Причем первым совершенно не обязательно ежедневно применять свои знания и навыки

Тренировка памяти. Обладать феноменальной памятью мечтает каждый, и чем больше вы с ней работаете, тем больше ее развиваете. А память как нельзя лучше тренируете при занятиях билингвизмом, когда вы ежедневно запоминаете десятки слов, фонем и правил

Разнообразить жизнь. Многие учат иностранный в качестве хобби, чтобы сделать свою жизнь интересней и увлекательней

Если вы нашли для себя веские причины, для чего нужно учить английский, то добро пожаловать в увлекательное путешествие в мир английского, чтобы самим убедиться в пользе владения им.

Как выучить английский тем, кто хочет превзойти свои возможности?

Часто бывает так, что как таковой цели обучиться иностранному нет, просто люди начинают изучать язык за компанию, вместе с друзьями или однокурсниками. Сей факт тоже никак не умаляет интеллектуальных достоинств таких людей.

Те, кто начинают учить язык из любопытства самостоятельно, берут скучный и занудный печатный самоучитель, и, естественно, вскоре бросают это неинтересное занятие. Чтобы такого не произошло с вами, возьмите хороший видео или аудио курс английского, хороший грамматический справочник, словарь фраз на интересующую вас тему и почаще заходите на наш сайт.

Изучайте английский не спеша, делайте упор на основные структуры лексики, грамматики и речи. Постоянно смотрите фильмы, слушайте музыку и другие языковые материалы, старайтесь подражать им, тренирую произношение. Общайтесь с англичанами на форумах, в социальных сетях или по Скайпу.

Отлично будет, если вы будете с партнером совместно просвещаться интеллектуально. Тогда обучение пойдет быстрее и легче. С первого же занятия на пару начните общаться на английском в любой удобной ситуации, пусть даже, используя самые простые фразы и предложения — не важно!

И не упускайте возможности похвастаться, что вы учите English, перед друзьями, коллегами, знакомыми. Уместно вставляйте фразы и выражения, сыпьте пословицами и крылатыми фразами, получая огромное удовольствие от этого.

Язык за все вас отблагодарит! И возможно, вы от цели обучиться английскому из-за любопытства перейдете на более благородные цели и уровни владения языком, которые изменят вашу жизнь целиком?!

НАШИ УЧЕНИКИ

Быстро выучить английский

Как лучше учить английский?

Преодолеть языковой барьер английского языка

Английский индивидуально
Какие ассоциации вызывает у вас «индивидуальное обучение английскому языку»? Как показывают опросы, под индивидуальным обучением в 97% случаев понимаются индивидуальные занятия с преподавателем. Тождественны ли индивидуальные занятия по-настоящему индивидуальному обучению? …

Английский для начинающих.

Способности к английскому языку и как их развивать

Память и изучение английского языка

Проблемы изучения английского языка

Результат при изучении иностранного языка - что это?

Что нам нужно - иностранный язык или иностранная речь?

Учит нас языковой опыт, а не словарь!

Определение и таблица уровня владения английским.

Курсы английского языка в CLP

Почему важно иметь хорошее английское произношение

Изучение иностранных языков по методу CLP

Иностранные языки для туристов.

Упражнения для развития способностей к языкам

Один из самых важных вопросов для человека, занимающегося изучением английского языка — это как поддерживать свою мотивацию к английскому на должном уровне? Без должной мотивации невозможно пройти обучение от начала до конца.

Как определить мотивацию к английскому языку

Итак, что же делать людям, которым английский нужен, а вот изучать его не хочется? (Мотивация отсутствует.)

Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению английским! Это не так страшно, мы Вам поможем. (Мотвацию к изучению английского можно найти и усилить.)

Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина Вашего активного или пассивного нежелания заниматься английским? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к английскому языку, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется.

В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, более того, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И все же, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер.

Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала надо подумать, что на этом иностранном языке сделано хорошего, интересного и приятного лично Вам. В любом случае в нем чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны.

Другой пример активного барьера, нежелания учить английский язык встречается тогда, когда Вам не повезло с преподавателем английского ещё в школе. Вас убедили в отсутствии способностей, замучили нудными заданиями, приучили ощущать себя троечником или двоечником. Ничего удивительного, что теперь Вам вообще никакой язык учить не хочется, хоть под дулом пистолета! Это пример школьного барьера, также являющегося очень распространенным отрицательным посылом к английскому или его изучению, даже если в школе Вас мучили совсем другим языком, нежели тем, что нужен Вам теперь.

Простая правда, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, к чему «нет способностей». Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь.

Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида барьера, заключается, чтобы задать себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, Вам хорошо давались точные или естественные науки, подумайте, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на немецком и английском языках. Или ещё приземлённее: сколько полезной информации написано на этом языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет Ваше отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного.

Как справиться с памятью о том, что у Вас «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если слышали Вы такие слова в детстве, и они были связаны с целым букетом отрицательных эмоций… Но при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов.

Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговоримся: пытаться решить проблему собственной лени и поднять мотивацию за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет Вас дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, Вы свою лень не поборете и мотивацию не усилите. Потому что управу на преподавателя Ваша лень непременно найдёт: Вы же платите деньги, Вы и музыку заказываете. Товарищи по группе являются для Вас совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, Вам совершенно всё равно, что они о Вас думают. Так что, разбираться придётся с собой самому. Подсказка, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в Вашей жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо английского, и оттого сил на него уже не хватает. Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что английский язык займёт достойное место в числе Ваших предпочтений.

В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать.

Задание 1.
Возьмите лист бумаги и ответьте самому себе честно на следующие вопросы:
— Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык чтобы (варианты ответов):

Получить на порядок выше оплачиваемую работу;
поменять место жительства;
найти супруга за границей;
свободно путешествовать по миру – любые варианты.

Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный, потому что:
владение английским соответствует моим представлениям об образованном человеке;
поднимает самооценку;
открывает новые возможности, о которых я пока не догадываюсь; приобщает меня к очень важному; тренирует мой мозг… И так далее: не спешите, подумайте. Вы найдёте очень интересные и, возможно, даже неожиданные для себя ответы.

Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой потому, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»):
на этом языке разговаривают люди, с которыми мне интересно общаться;
мне нравятся фильмы, которые снимают на этом языке, и я хочу смотреть их в оригинале;
я буду чувствовать себя комфортно в стране, которую собираюсь посетить…

Чем более личные, близкие для себя ответы Вы найдёте, тем выше будет успешность овладения английским. Собственная вовлечённость в иностранный играет гораздо большую роль, чем предыдущий опыт его изучения.

Как поддержать мотивацию к английскому

Для этого, прежде всего, следует признать факт: мотивация не может в течение длительного времени находиться на постоянном, одинаковом уровне. Её состояние волнообразно, и зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Но существуют также и общие рекомендации:
на стадиях подъёма необходимо «аккумулировать» энергию мотивации;
на стадиях спада – поддерживать процесс, чтобы он не затухал вовсе.

Как аккумулировать? Заниматься английским языком больше, разнообразнее, одним словом, не сдерживать порывы, идущие от души. Расширять границы использования языка: читать, смотреть, слушать, петь песни на этом языке (помимо того учебного материала, который вы задействуете в качестве стержневого).

Как поддерживать? Брать на себя минимальные обязательства, которые вы непременно сможете исполнить. Основная ошибка благих намерений, кончающихся ничем, заключается, что человек берёт на себя слишком много обязательств, намного больше, чем может в реальности выполнить. И в итоге бросает всё. Поэтому на стадии спада особенно важно определить для себя обязательный минимум (который со временем будет расти совершенно естественным путём). Скажем, 10 минут на английский язык, но – ежедневно.

Таким образом, произойдёт некое выравнивание кривой.

Есть и другой вариант, правда, менее продуктивный – держать волевым усилием мотивацию на определённом уровне. Этот вариант в состоянии сработать на короткой дистанции, в режиме интенсива, но на длинной дистанции вы получите обратный эффект:
в определённый момент палка ударит другим концом, и вместо желания заниматься вы получите с трудом преодолимое отвращение.

Резюмируя то, что уже было сказано о мотивации, обозначим узловые пункты:
нахождение языка в десятке приоритетов на данном жизненном отрезке;
наличие личного интереса. Нет интереса – найдите его (см. предыдущий выпуск);
сбалансированность мотивации и интенции;
самодисциплина.

Последний пункт открывает, а точнее — продолжает начатую ранее тему, какие личностные особенности играют роль при изучении языков.

Самое главное, что вы должны для себя понять в вопросе о мотивации: нужно действовать. Если вы будете сидеть и ждать, размышляя и терзаясь сомнениями: «А понадобится мне английский язык в ближайшее время? А вдруг не сложится, и я не поеду на эту стажировку (командировку, учёбу и т.д.),» то действительно не сложится. Или сложится, но без вас.

Мотивация к английскому — необходимость или желание

Лучшая мотивация – это результат. И лучший способ отбить всякое желание учиться – это систематически получать отрицательный результат своих усилий. Отрицательный результат может быть вызван следующими наиболее распространёнными причинами:
Вы не знаете толком, что именно хотите получить, поэтому никакой результат не кажется вам удовлетворительным.
Ваше обучение не соответствует задачам, которые вы на самом деле перед собой ставите.
Вы не прикладываете сами никаких практических усилий/намерений/желаний, чтобы получить результат.
Над вами довлеют психологические языковые барьеры.

Чтобы представлять себе наиболее конкретно, (а значит, достигать этого!), что именно вам надо от иностранного, в какой-то момент нужно начинать им пользоваться. Пока вы не начнёте практиковаться, вы можете питать любые иллюзии, и все они будут оторваны от реальности. Пока вы не начали на языке общаться, читать, писать, слушать, смотреть, вы просто не в состоянии себе представить, чего же на самом деле вам не хватает для полного счастья в этом вопросе.

Почему собственное желание и личная вовлечённость работают лучше, чем внешнее принуждение? Есть определённый физиологический механизм, который в первом случае включает приток энергии к системе, а во втором случае – нет. Речь идёт о той биологической энергии, которая движет деятельностью всего нашего организма. Эта система «электростанций» организма работают по определённым законам. Они запрограммированы таким образом, что желание, вдохновение, любовь включают систему, и энергия направляется в требуемом направлении. Включить систему волевым усилием нельзя: можно лишь научиться включать желание, которое, в свою очередь, запустит генераторы на требуемую мощность.

Вот это в двух словах о психо-физиологических основах понятий мотивации и интенции. Мотивация=надо, интенция=хочу, и задача найти необходимый баланс между ними.
Желание без регулярного волевого усилия, к сожалению, долго не продержится. Поэтому возникает необходимость постоянно искать и поддерживать у себя равновесное сочетание этих векторов – «надо» и «хочу»!

С одной стороны, в любом деле необходима дисциплина, чтобы довести начатое до конца. С другой стороны, дисциплина без желания похожа на самобичевание: практический выхлоп от подобной деятельности будет стремиться к нулю.

Смотрите, что происходит, когда вы чего-то на самом деле ХОТИТЕ и делаете это с желанием. Вам почти не приходится напрягать силу воли, а значит насиловать себя, заставлять, обязывать. Энергия не уходит на внутреннюю борьбу, борьбу с самим собой, а единым потоком устремляется к намеченной цели. При таком подходе вы всегда получаете удовольствие не только от результата своей деятельности, но и процесса. У вас происходит самоподкрепляемая деятельность: вы более не нуждаетесь, чтобы кто-то вам поставил «пятёрку» и купил мороженое за успешно «сданный» экзамен (кому вы обязаны что-то сдавать, если то, чем вы занимаетесь, что изучаете, приносит радость?).

Совершенно иная ситуация наблюдается в случае, когда вы действуете потому, что НАДО. В данном случае приходится действовать волей, придумывать для себя различные санкции и поощрения, выступать для самого себя одновременно и учеником, и учителем, и строгим, но справедливым родителем. Даёт такая тактика результат? Даёт, но с бОльшими энергозатратами («учитель» борется с «учеником», «родитель» борется с ними обоими, и в результате на учебный процесс в лучшем случае направляется лишь 1/3 той энергии, которая направилась бы туда добровольно). Результат оказывается не только труднодостижим, но и нестоек. Удовольствие в этом случае люди обычно получают не от деятельности как таковой, и даже не от её результата, а от «самопреодоления». Вдумайтесь только в это слово – самопреодоление! Кто преодолевает, и кто, кого надо преодолевать? Вы сами, но в разных ипостасях. Неужели Вы настолько плохи (и кто вам об этом сказал?), что кто-то обязательно должен с вами бороться?..

Как поддерживать самодисциплину, большинство из вас давно и хорошо знает – люди все взрослые.

А как поддерживать в себе желание заниматься английским языком? Главный инструмент здесь для большинства из нас – практика. Общение, чтение, просмотр фильмов и слушание песен на изучаемом языке являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса. Потому что всякий раз, когда вы будете узнавать слово, фразу, окажетесь в состоянии чего либо сказать или написать, у вас будет появляться воодушевление и желание двигаться дальше! Помните, что выбираемая вами практика должна соответствовать вашим текущим возможностям в иностранном: если вы будете ставить непосильные для себя практические задачи, то добьётесь ровно противоположного эффекта. Вместо желания продолжать, у вас будут опускаться руки и рождаться чувство неуверенности в собственных силах.

Не забывайте, что занятия английским языком, даже если прямо сейчас у вас с ним не связаны какие-то определённые цели – прекрасный инструмент саморазвития, выхода за пределы быта и повседневной рутины, тренажёр для мозга, личное пространство в жизни…

Вдохновение посещает только тех, кто много и упорно трудится. Лежать на диване в ожидании, что вот-вот на вас «снизойдёт», можно долго, но отнюдь не плодотворно.

Что же делать? Для начала чётко разобраться, на что конкретно должны быть направлена мотивация – ваше НАДО, а что должно отталкиваться от ХОЧУ. Например, если вы знаете, что сегодня вам НАДО позаниматься английским, то правильнее всего будет ловить момент, когда для этого возникнет хоть малейшее ХОЧУ. И для начала, пока у вас процесс ещё не установился, не стоит перегружать своё желание, постоянно пользуясь им как трамплином для необходимости. Так и желание перестанет возникать. Гораздо более продуктивной стратегией было бы в данном случае заниматься ровно столько, сколько вы в состоянии продержаться на энергии желания и интереса. И закончить занятие на одну минуту раньше того, как ваш внутренний голос заноет: «Ну сколько же ещё можно?!»

Сколько именно должно длиться занятие английским на каждом этапе обучения? На этот вопрос можете ответить себе только вы сами. Учитесь чувствовать себя, своё состояние, свои намерения и желания. Но подчёркиваю, что если вы постоянно будете действовать через «не могу» и «не хочу», то скоро ваша энергия начнёт уходить на преодоление отвращения к самому предмету, который стал для вас полем для развития волевых качеств, переходящих в самобичевание.

Давайте сначала разберёмся, что такое мотивация.

Мотивация к английскому языку и интенция.

Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное. Словарь В. Даля выдаёт нам следующее:

Мотив — побудительная причина. Мотивировать — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.
Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты.

Как правило, мотивация – что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению иностранного языка это означает, что английский язык нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?..

А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь».

Рассмотрим этот баланс сил – внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах.

Пример первый.

Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой иностранный язык, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий.

Но тут возможно два варианта.
Первый. Вам, в принципе, нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, и Вы занимаетесь с удовольствием и интересом. То есть, желание (интенция) присутствует.

Второй. Вам ни в какую не нравится английский язык, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз это случай, когда насильно мил не будешь.

В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения английского языка на должном уровне.

Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, финский язык на завтрак, но вам «невкусно»?..

Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции.

Пример второй.

Вам очень нравится какой-то определённый английский язык — интенция налицо.

Опять рассмотрим два варианта развития событий.

Первый. (Мотивации к английскому нет.)
Вы пока даже не предполагаете, зачем вам нужен английский язык. Мотивации нет, но её можно найти при желании.

Вариант второй. (Мотивация есть.)

Вы предполагаете, что через год-другой поедете в страну, где говорят на английском языке, и будете там активно общаться, посещать экскурсии и получать массу удовольствия, а не чувствовать себя безъязыким, немым и одиноким на чужом празднике жизни. Мотивация положительная, хоть и не очень определённая.

Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный) и еще больше повысить свою мотивацию.

Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели в освоении английского языка. Впрочем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени.

Из приведённых примеров становится очевидно, что с внутренними проблемами разбираться гораздо сложнее, чем с внешними. Но на это и есть лингвистическая психология, чтобы помогать людям решать их внутренние проблемы, связанные с освоением английского языка и повышать свою мотивацию.

В качестве первого шага на пути поиска гармонии мы предлагаем вам подумать, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин мотивации и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые нами способы решения проблем подобного типа.

Как приступить к обучению

Выберите программу, воспользовавшись описанием программ на сайте.
Пройдите тестирование для подготовки программы: .
Обсудите со специалистом все интересующие Вас вопросы по составлению своего персонального курса.
Мы направим Вам ссылку для оплаты, и после её получения приступим к подготовке программы. В течение 5 дней Ваша программа будет готова, и Вы получите ссылку для её скачивания.
Если у Вас есть вопросы, обращайтесь: [email protected], Нина Брянцева, лингвистический психолог Центра языковой психологии (CLP).

– Тебе точно нужен английский? А для чего? Что хорошего он принесет в твою жизнь?

Нет, это не бесцеремонность излишне любопытного контент-менеджера. Это те вопросы, которые ты должен задать себе сам. Приготовься: сегодня мы будем говорить о сложной, но наиболее важной вещи в изучении иностранных языков – мотивации.

Почему это важная вещь?

Ответ очевиден: по исследованиям, для достижения уровня Upper Intermediate (вполне достаточного для многих целей) человеку нужно чуть больше полутора лет, при условии, что он будет заниматься по 1 часу каждый день. Если по полчаса в день – то чуть больше 3-х лет.

Почему же тогда большинство людей бьется над языком многие годы (школа + университет + попытки самостоятельных занятий), но так ничего и не добивается? Причины могут быть разные. Но чаще все они являются отговорками , ведь основная – недостаток мотивации. Еще одна причина – ошибки в целеполагании, следствием чего вновь становятся проблемы с мотивацией. Но давай уже перейдем к делу и конкретным примерам.

Для написания этой статьи были использованы работы и мысли известного блогера и полиглота Бенни Льюиса , а также советы другого эксперта, блогера и нашего друга – Ольги Козарь .

Все-таки, что с целью?

1. Ответь сам себе на вопрос: тебе точно нужен английский? Ты будешь использовать его в работе, общении, хобби да и просто – в жизни? Если нет, то, может, не стоит тратить на него свое время? Займись чем-то по-настоящему нужным: научись готовить, займись спортом и др. Все-таки нужен английский? Тогда идем дальше.

2. Второй вопрос тоже был задан не просто так: для чего тебе нужен английский? Этот вопрос поможет тебе сформировать конечную цель изучения. Например, тебе нужен английский для путешествий? Если конкретнее, то для свободного общения в аэропорте / магазинах / ресторанах / со случайным незнакомцем на музейной выставке?

Тогда тебе нужен английский общего уровня ≈ B1-B2 (Intermediate – Upper Intermediate), базовая лексика + специфические фразы и слова по темам вроде , и т.д. Тебе не понадобится лексика о бурении скважин, бизнес-термины и др.

Понимаешь мою мысль? Еще на начальном этапе тебе необходимо четко осознать / прописать / выгравировать над кроватью свою конечную цель . Причем не абстрактно, вроде “хочу знать язык”, а конкретно, четко и измеряемо, например:

“Достигнуть уровня Intermediate, научиться рассказывать о своем опыте, эмоциях, чувствах. Высказывать свое мнение. Научиться понимать беглую английскую речь на слух”.

И! Не менее важно – прописать для своей цели четкий дедлайн . Как его определить? В этой статье мы писали, какое примерное количество времени нужно для достижения того или иного уровня. Цифры взяты из международных исследований. Конечно, этот вопрос очень индивидуален, но все же, есть от чего отталкиваться.

Например, мой текущий уровень 0, а я хочу овладеть на уровне Intermediate. Для этого понадобится ≈ 350 – 400 часов. Я планирую заниматься каждый день, но выделить смогу лишь по 1 часу на занятия. ⇒ Следовательно, мне потребуется 1 год. Вот такая арифметика.

3. Третий вопрос: что хорошего английский принесет в твою жизнь? Ответ на него больше относится не к целеполаганию, а к мотивации (хотя эти понятия неразделимы). Ольга Козарь советует в самом начале изучения подробно, эмоционально и, так сказать, в свободной форме прописать, что хорошего знание английского принесет в твою жизнь:

“я смогу смотреть TED видео в оригинале и вдохновляться / я смогу болтать с незнакомцами во время поездок за границу / я смогу знакомиться с иностранцами на сайте знакомств / я смогу работать фрилансером на западных сайтах” и т.д.

Этот список будет, во-первых, греть и подбадривать тебя в моменты дефицита мотивации и, во-вторых, поможет еще сильнее детализировать твою цель.

Разделяй и властвуй: методика мини-целей

Курица по зернышку клюет , да сыта бывает; Москва не сразу строилась; Из маленьких подвигов складывается большая победа и т.д.

Английский язык, со всеми его грамматиками, аудированиями, правилами чтения… – это дремучий лес. Разобраться в нем и, уж тем более, свободно заговорить – кажется недостижимой и слишком далекой целью. Чтобы эта дорога не казалась такой длинной, подели ее на маленькие части! Именно об этом пишет Бэнни Льюис.


Бенни Льюис – ирландский полиглот, автор книги “Беглый язык за 3 месяца”.

Новую цель можно ставить каждую неделю. Тогда в конце каждой недели ты будешь чувствовать удовлетворение от выполненной цели , что подстегнет твою мотивацию и уверенность в себе. К тому же выполнение каждой из них приблизит тебя к той самой долгосрочной, глобальной цели.

Эти мини-цели тоже должны быть предельно конкретными

Плохая цель: в конечном итоге иметь большой словарный запас.

Хорошая цель: выучить слова для предметов с кухни до 5 вечера и попросить кого-то протестировать меня, чтобы убедиться, что я все запомнил. После выбрать следующую тематику и выучить слова по ней.

Плохая цель: говорить без акцента (или с минимальным акцентом).

Хорошая цель: поработать над произношением звука / æ / в следующие 3 дня. Узнать как можно больше советов и лайфхаков по постановке произношения этого звука: о положении языка и губ и т.д. Потренироваться и поповторять этот звук как можно чаще. Затем взять следующий проблемный звук и проделать то же самое.

Преимущество таких мини-целей в том, что:

  • Они не несут в себе ощущение недостижимости;
  • Имеют очень четкие и сжатые временные рамки;
  • Легко измеримы (либо сделал / либо не сделал).
1. Если ты давно имеешь дело с английским и постоянно его практикуешь: 2. Если ты по-настоящему взялся за изучение только сейчас, но имеешь какую-то базу: 3. Если ты начинающий:
Здраво и объективно оцени, чего тебе не хватает для полного счастья, что не получается и распланируй эти “слабые зоны” по конкретным и очень четким временным отрезкам. В помощь тебе . Пройди тест, установи свой уровень английского, а после изучи уровневую таблицу. Бери темы оттуда и “разбивай” их по мини-целям. Обратись к . В ней перечислены рекомендации и темы, с которых стоит начинать новичку. Тоже разложи их по мини-целям.

Сделал – похвали

После любой, пусть даже самой маленькой победы, после достижения каждой мини-цели – похвали себя. Ольга Козарь и вовсе советует записывать свои достижения. Это будет еще один список, который поможет твоей мотивации в трудную минуту и будет отгонять от тебя мысли вроде: “я никчемный, мне не дано”:

“я посмотрел эпизод сериала без субтитров и понял основную мысль со 2-го, а не с 5-го раза, как раньше – ура!” или “я услышал песню по радио и понял основную мысль” и т.д.

Дополнительные источники вдохновения

Правильное и хорошенько продуманное целеполагание – это основа здоровой мотивации. Но его можно дополнить еще парочкой полезных лайфхаков:

1. Собери для себя список историй успеха тех людей, которым английский помог устроить свою жизнь: “мой знакомый Иван переехал в Ирландию и работает на Google” . Или “моя знакомая Мария, благодаря английскому, познакомилась с молодым человеком из Австралии и переехала к нему в Сидней” и т.д. Вспоминай об этих знакомых, когда твоя мотивация будет падать. Если смогли они, то сможешь и ты, друг.

2. Совмещай приятное с полезным. Любишь определенную кафешку? Договорись с собой, что будешь ходить в нее и изучать там английский. Ты поклонник (или скорее поклонница) фильма “Сумерки”? Начни .


Наверняка, в занимается… 🙂

3. Найди себе товарища по обучению. Это человек, перед которым ты будешь отчитываться. Лучше, чтобы он тоже изучал язык. Можно, например, созваниваться по скайпу и рассказывать друг другу, что вы сделали и что планируете делать. Тот, кто проштрафился (сделал меньше, чем обещал) должен купить другому кофе или обед.

4. Прививай себе любовь к английскому языку через культуру его страны. Бенни Льюис считает, что этим ты частично воссоздашь вокруг себя языковую среду. Готовь блюда английской кухни, слушай британскую музыку, смотри их ток-шоу и фильмы, читай литературу, . Любовь – лучший мотиватор!

5. Не забывай о тайм-менеджменте. К изучению английского применимы все его правила и техники: “съедай лягушку на завтрак” (сначала занимайся нелюбимыми и сложными делами), используй технику Pomodoro и др.

6. Еще больше “уловок” для твоей мотивации в статье .

Куда же эта цель запропастилась?

Кстати, если случилось так, что ты относишься к тому типу людей, кто очень-очень хочет овладеть английским, но пока не имеет четкой цели, Ольга предлагает такой выход: поставить себе цель “сделать изучение английского языка привычкой” .

Ведь у всех нас есть привычки: просматривать любимые блоги, социальные сети, пить сок с утра и тд. А почему бы не изучение языка? Да, сначала развитие привычки будет казаться искусственным, натянутым, но со временем она станет частью твоего дня, такой же, как чистка зубов.

Как развить привычку?

  • Начинай изучение с малого и постепенно повышай планку.
  • Делай изучение английского частью дня, например, ищи информацию в поисковиках на английском, а не на русском.
  • Слушай для изучающих язык. Это можно делать в дороге, в спортзале, в очереди и тд.
  • Тренируй себя мысленно говорить по-английски. Хорошо помогает составление маленького договора с самим собой: пока я в душе, я думаю только на английском, или я думаю на английском, когда готовлю ужин.
  • Подсаживайся на англоязычные сериалы, Youtube каналы и интересные блоги. Выбирай темы, которые тебе интересны.

Есть еще один путь: заменить одну привычку на другую . В среднем человек проводит 143 минуты в день в социальных сетях. И образовательные мобильные приложения (например, ) конкурируют за твое внимание с приложениями Facebook, Vkontakte, Instagram и др. Просто возьми за привычку при появлении свободной минуты не пролистывать ленту новостей или фото, а повторять слова / читать очередную страницу и т.д. Вот тебе и каждодневные занятия.

Я все понял, закругляйтесь

Подведем итоги, чтобы все структурировать и ничего не забыть:

1. Самое-самое-самое важное – поставить себе цель! Четкую, подробную, конкретную. Делаем это по цепочке: для чего мне язык ⇒ какой уровень, лексика, умения, навыки и т.д. нужны для этой цели. После этого ставим себе строгий дедлайн.

2. Разбей эту огромную, кажущуюся недостижимой цель на маленькие подцели (задачи). Для них тоже ставь ограниченный дедлайн. Только не подумай, что нужно в самом начале прописывать себе каждую неделю на годы вперед, как бизнес-план или школьную программу. Такие “планерки” с самим собой можно устраивать, например, раз в месяц.

3. Хвали себя! И используй другие уловки для поддержания собственной мотивации: успешные примеры, приятное с полезным, товарищ по обучению и др.

И не думай, что ты какой-то неправильный, раз для поддержания твоей мотивации к изучению языка нужны такие вот схемы и длинные статьи. Все мы люди. Всем нам приятнее полежать на диванчике за просмотром любимого фильма, чем напрягать свой и без того перегруженный информацией мозг. Главное – ты открыл эту статью и дочитал ее до конца, следовательно, ты действительно хочешь сделать свою жизнь лучше. 🙂

Если реклама - двигатель торговли, то мотивация - двигатель прогресса в английском. Именно мотивация не позволяет вам опускать руки перед трудностями в учебе и дает силы для движения к следующему уровню знаний, даже если порой хочется забросить английский. Единственная проблема с мотивацией состоит в том, что не все люди могут легко найти ее. Поэтому сегодня мы займемся решением этого вопроса и узнаем у наших преподавателей, как же отыскать мотивацию для изучения английского языка.

Мы попросили наших преподавателей рассказать, как они находили мотивацию, когда только начинали учить английский язык, и как сейчас находят мотивацию для дальнейшего улучшения знаний. Может быть, среди их советов вы найдете «свой» способ самомотивации.

Опыт работы преподавателем : 5 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

В школьные годы мотивацией к изучению было то, что училась я в гимназии для одаренных детей, да еще и в классе с несколькими иностранными языками сразу. Учиться плохо было стыдно. И выработалось некое понятие «надо - значит, надо» .

Сейчас же лично для меня вопрос мотивации себя имеет всегда один ответ: чем больше знаю я, тем больше я смогу передать студентам. Исходя из этого, так сказать, девиза, я стараюсь совершенствовать свои знания не только в плане расширения словарного запаса, идиом и прочего, однако еще и в плане каких-либо интересных статей, которые касаются истории языка, методик обучения, техник, которыми можно поддерживать и подогревать интерес студента. По своему опыту скажу, что вне зависимости от возраста студентов, будь то подростки или взрослые, им очень нравится, когда преподаватель понимает саму суть языка и обучения этому языку.

Я хочу сказать, что поиск мотивации - дело простое. Нужно лишь понять, зачем вам это . Конечно, можно ждать, пока кто-то подойдет и вложит в вас эту мысль, «заразит» вас своим интересом. Однако, на мой взгляд, нет ничего лучше, когда ты сам изначально знаешь, что хочешь чего-то и готов идти по намеченному пути.

Опыт работы преподавателем : 7 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

В школе никакой мотивации не было, даже плохие оценки не пугали:-) Но был интерес понимать англоязычных актеров, певцов, а также песни и интервью. Я попросилась ходить к репетитору, и в 8 классе оказалось, что совсем ничего я не знаю кроме набора слов (и то небогатого такого наборчика:-)). Очень вдохновляла и мотивировала репетитор своим примером: она работала переводчиком и на время декрета набрала учеников. Была очень требовательная, строгая, но справедливая. Уроки проходили как интенсивные тренировки в спортзале «до седьмого пота», а подготовка дома к урокам занимала у меня много времени, хотелось не разочаровать репетитора и хорошо подготовиться, чтобы не краснеть на моменте проверки домашнего задания. Так что я считаю, что моей первой мотивацией стал преподаватель и его отменное знание языка - захотелось так же красиво говорить, правильно строить предложения и обладать богатым словарным запасом.

Еще удовольствие приносило чтение адаптированных книг на английском языке: пусть не в оригинале, но читаю же на английском языке, понимаю смысл и чувствую, что не зря «пыхтела» с репетитором. Бывало, что интерес угасал и заниматься или не хотелось вообще, или приходилось заставлять себя через силу, как в спортзал опять же. Тогда новое рвение появилось после первого в жизни общения с носителем и неудержимой радости оттого, что меня даже понимают и диалог «клеится» : могу и вопрос задать, и узнать что-то новое. Оказалось, что все эти формулы, времена и правила таки работают и помогают в общении!

Ну а в процессе учебы в вузе уже выработалась привычка учиться и осознание того, что нет такого момента, когда ВСЁ выучила и владеешь английским языком в совершенстве. Совершенству, как многие согласятся, нет предела.

Когда учишь не на автомате, а с эмоцией, выбираешь то, что тебе интересно, то и процесс идет веселее, и заставлять себя уже не нужно . Как просмотр любимого сериала - серия за серией.

Своих студентов я всегда стараюсь хвалить, поощрять, подбадривать и вместе с ними находить что-то, что будет интересно лично им, «подсадить» на английский, такой себе языковой дилер:-)

Опыт работы преподавателем : 10 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Здравствуйте! Меня всегда мотивировали оценки. Я была отличницей в школе и институте. Для меня было важно получить высший балл, поэтому я старалась. Сейчас для мотивации ставлю себе конкретные цели : сдать экзамен и получить очередной сертификат. Если я стою на месте какое-то время, я чувствую себя неловко, даже может начаться депрессия на этой почве. Я привыкла к тому, что постоянно нужно покорять какие-то вершины. Это держит меня в тонусе. Это мой образ жизни!

Опыт работы преподавателем : 12 лет

Опыт работы в Englex : 1 год 9 месяцев

В школе мотивации особой не было, скорее самолюбие заставляло разбираться и заучивать слова. Позже в университете срабатывал тот же принцип. Какой-то прорыв произошел, когда начали читать лекции исключительно на английском и их нужно было еще и записывать, и желательно понимать. Случайно рассказав кому-то из неанглоязычных знакомых об этом, увидела глаза, полные ужаса и восхищения. Это мотивировало продолжать учиться и быть одной из лучших. Себя нужно хвалить и пиарить, сам же от этого испытываешь удовольствие и вдохновляешься на подвиги:-)

После учебы настоящей мотивацией стали контакты с «живыми» иностранцами. Когда тебя понимают и ты общаешься, это вдохновляет на продолжение изучения языка .

Готовиться к международному экзамену заставили обстоятельства. Начала искать работу в области образования после работы переводчиком, менеджером и декрета, и оказалось, что без «какого-то» сертификата не особо хотят брать. Задело. Как это? Надо разобраться, выучить, сдать. Когда опускались руки, очень помогла, как ни странно, непростая ситуация в личной жизни на тот момент. Хотелось доказать, что I will survive.

В ежедневной рутине, чтобы хотелось и моглось, помогает что-то вроде онлайн-курсов, вебинаров, особенно с дипломами и сертификатами, сделал - получил свою «конфетку», можно даже повесить на стену. Пока скромничаю, стена свободна:-) Даже красивая новая тетрадь-блокнот для работы может стать мотивацией , упорядочить и украсить любой рабочий процесс. Думаю, фанаты канцелярии меня поймут. Раз в пару недель смотрю фильм на английском. Приятно все-таки слышать актеров в оригинальном исполнении и осознавать, что бо́льшую часть фильма ты понимаешь, а с середины забываешь, что смотришь на английском языке.

Опыт работы преподавателем : 7 лет

Опыт работы в Englex : 3 года 6 месяцев

Когда я училась в школе, то не помню, чтобы у меня была какая-то особая мотивация для изучения английского. Это был предмет школьной программы, на котором мы что-то делали. Мне нравилась школьная учительница, которая была очень доброй и милой в общении. И тогда казалось, что у меня неплохо получается изучать английский. Многие одноклассники даже списывали у меня, что было предметом особой гордости! :-)

В университете на первом курсе была одна мотивация - «КОП». Эти три буквы легко расшифровываются - Королёва Ольга Петровна. Лучший преподаватель грамматики, фонетики, устной речи, которого мне посчастливилось встретить в университете. Тогда мы больше всего боялись прийти на пару к Ольге Петровне без выполненного домашнего задания. Лучше вообще не прийти, пропасть, убежать, чем не сделать то, что она сказала выполнить на следующий раз. И в этом есть доля мотивации - благодаря таким преподавателям волей-неволей ты выучишь то, что нужно. Я безумно благодарна ей за все, чему она нас научила, ведь она хотела видеть успех и результат у нас, она этого добивалась, потому что ей было не все равно.

Далее я пошла на дополнительные курсы английского в моем городе. Там я встретила еще одного «своего» учителя, который стал моей мотивацией на несколько лет вперед. Меня покорило то, как свободно он говорил, какие красивые выражения он легко, даже играючи, извлекал из чертогов своей памяти, его произношение. Мне захотелось знать английский на таком же уровне. Я с радостью ходила на занятия в эту группу и с каждым новым уроком чувствовала, сколько всего я узнаю и умею.

Сейчас, проанализировав эти три самые значимые вехи в моем изучении английского, я думаю, что личность преподавателя всегда играла ключевую роль для меня в качестве мотивации. Когда у тебя есть пример для подражания, когда ты знаешь, к чему ты стремишься, то тебе хочется добиваться этого. Я до сих пор считаю, что всем нам нужно найти «своего» учителя, тогда вопрос мотивации будет решен раз и навсегда !

Опыт работы преподавателем : 4 года

Опыт работы в Englex : 3 месяца

Мотивация в нашем ремесле сравнима с музой. То ее много, так что не хватает часов в сутках, то она покидает нас, и день превращается в рутину. Будучи учителем английского, я продолжаю его учить, ведь язык - это как спорт: как только ты перестаешь им заниматься, все начинает забываться.

Недавно поняла, что мотивацию легко найти в том, что нам нравится, что вызывает у нас позитивные эмоции . Я, например, в поисках своей мотивации обращаюсь к фильмам, особенно к серии фильмов о Гарри Поттере, сериалу про Шерлока Холмса и еще множеству других любимых кинолент. Как же это здорово - посмотреть любимый фильм на английском! А если еще и новые слова встречаются, то как же их не записать? Вот так-то я себя и «обманываю», отдыхая и при этом изучая язык.

Еще один проверенный мною способ - поставить себе четкую, реальную цель и сроки . Например: освоить лексику по теме «Спорт» за три дня. Главное - четко обозначить рамки, так как цель выучить язык (что до конца сделать невозможно) не особо даст понять, что же делать на самом деле. Как результат, мы будем долго лежать на диване и думать, как же выучить английский.

Ну и последний мой, наверное, любимый способ. Установить себе вознаграждение за выполненную в сроки задачу . Это может быть все что угодно: от покупки какой-либо вещицы до похода куда-либо. Моей последней выполненной задачей было пройти учебник Destination от корки до корки, и в качестве вознаграждения я сходила на массаж! Ох, как же это классно, когда вознаграждения заслуженные:-)

Были, конечно, дни, когда ни один из вышеперечисленных способов не действовал. В таких случаях, с моей точки зрения, нужно просто дать себе немного отдохнуть, а лучше на время сменить деятельность. Например, сделать уборку в квартире, погулять по городу, встретиться с друзьями - кому что по душе. Главное, чтобы этот отдых не затянулся на месяцы:-)

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 3 месяца

Routine... Это прекрасное слово превосходно характеризует самое страшное, что может случиться со мной в изучении любого языка... Я очень и очень завишу от своего настроения и настроя, и для меня вопрос мотивации зачастую стоял довольно остро.

Когда я была студенткой, английский язык был предметом, который мне давался легко и практически без усилий, я была одной из лучших. Проблемы с мотивацией начались после Work and Travel USA, когда, вернувшись после полугодового пребывания в англоязычной среде, я осознала, что в России без постоянной ежедневной практики знания и навыки коммуникации молниеносно теряются. В то же время просто читать книги и выполнять упражнения было неинтересно.

Решение пришло легко: я ежедневно примерно по 30-40 минут разговаривала по Скайпу со своими друзьями из США, смотрела фильмы и передачи на английском, слушала радио. В общем, обучение стало для меня вновь большим удовольствием, а не необходимостью. Дальше - больше: появились замечательные приложения и видеоуроки с носителями языка для различных уровней, я полюбила engVid, Lingualeo, EnglishClub, British Council. Французский и испанский я начинала учить с Duolingo, French by French. И да, все другие языки я учу только на английском, что также заставляет мой мозг работать на несколько процентов активнее (ну, я надеюсь:-)).

Осознание того, что для меня скука в изучении языка смертельна, дает мне возможность понимать многих моих студентов: даже при изначальной высокой мотивации интерес снижается через 3-4 месяца, и это нормально. Самый быстрый прогресс, когда студент непосредственно ощущает, что с каждым уроком он вспоминает все, что учил в школе, и быстро продвигается вперед, происходит в первые месяцы. Далее приходит мое время как учителя сменить формат занятий, подключить дополнительные ресурсы, правильно выбрать то, что будет интересно студенту.

Я думаю, что вполне реально поддерживать собственную мотивацию, правильно выбирая способ обучения, в разные периоды делать больше упора на разные виды деятельности, при этом правильно выбирая материал в соответствии со своими интересами . Например, когда я была в декрете, безумно любила англоязычные сайты и видео про развитие малышей (думаю, любая молодая мама меня поймет:-)). Сейчас этот период прошел, но большое количество медицинских терминов я почерпнула во время этого чудесного периода жизни.

Жизнь меняется, мы не стоим на месте, вместе с этим меняются и наши интересы, и желания. Английский язык - это моя профессия, он каждый день со мной, но каждый раз в новом виде - в этом мой ключ к поддержанию мотивации каждый день.

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 4 года 5 месяцев

Из своей практики изучения языков могу сделать два основных вывода: мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация, то есть то, чего именно хотите вы сами, есть только у взрослых, а вот для деток, начинающих учить язык с раннего возраста, важна внешняя мотивация, то есть советы, рекомендации и авторитет другого человека . Когда я начала изучать язык в школе, у меня не все хорошо получалось, просто потому что мне было неинтересно, то есть не было никакой внутренней мотивации. Но все изменилось с приходом нового преподавателя английского языка, который буквально открыл для меня новый мир, увлекательный и нескучный. Вследствие чего, скорее всего, и родилась моя любовь к изучению языков.

Поступая в университет на факультет иностранных языков, я была уверена, что у меня хороший уровень языка. Но уже на первом курсе в моей группе оказались ребята, которые были сильнее меня. Так у меня появилась внешняя мотивация совершенствовать свои знания: это был своего рода дух соперничества и желание быть на равных, а может, и лучше других .

Опыт работы преподавателем : 11 лет

Опыт работы в Englex : 9 месяцев

Я думаю, что мотивация не может быть всегда высокой, в разные жизненные периоды она разная. Важно, чтобы необходимость изучения была обоснованной и конкретной: должно быть понимание, где вы этот язык будете использовать в своей жизни . К примеру, если вы влюблены и объект вашей любви - носитель английского языка, то вопрос о том, как найти мотивацию, у вас не возникнет. И наоборот, если вы не можете ответить себе на вопрос зачем учить, то, скорее всего, процесс изучения будет кратковременный и не принесет желаемого результата. В такой ситуации заинтересованность очень быстро снижается. Человек может начать менять преподавателей, методики, школы и ожидать, что мотивация придет извне.

Тем не менее простого желания выучить язык «для себя» иногда бывает достаточно. Что бы я посоветовала: во-первых, принять тот факт, что стабильно высокой мотивации всегда не будет и это нормально . Второе: изучая язык, отталкиваться от своих интересов в жизни. Это то, что поможет сделать процесс изучения посильным. Третье: постараться воссоздать среду, где на этом языке говорят, то есть смотреть, слушать, читать и писать на английском языке, как это делают носители . Например, если вы ведете дневник, начните это делать на английском, можно записывать рецепты, вести списки дел, слушать лекции на интересующие темы, смотреть фильмы на английском. Здесь подойдет все, что вы делаете регулярно.

А теперь давайте подведем итоги и выделим для себя 7 способов самомотивации:

  1. Поставить четкую цель изучения языка и установить конкретный срок ее достижения.
  2. Правильно выбрать подходящий именно вам способ изучения английского.
  3. Найти «своего» преподавателя, с которым будет интересно заниматься и который будет вдохновлять на совершенствование знаний.
  4. Искать увлекательные для себя материалы по изучению английского.
  5. Равняться на людей с высоким уровнем английского, пробуждать в себе дух соперничества.
  6. Установить себе вознаграждение, за каждую выполненную задачу в изучении языка.
  7. Связывать учебу с положительными эмоциями.

Мы надеемся, нашим преподавателям удалось вдохновить вас на поиск собственной мотивации и вы последуете их советам. Ищите в себе мотивацию для изучения английского, и тогда вам точно никогда не будет скучно учить его. А если вы хотите, чтобы кто-то постоянно мотивировал вас, приглашаем записаться на в нашу школу, и, возможно, среди наших преподавателей найдется именно ваш «мотиватор».