Как соотносятся понятия менеджмент и управление. Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство. Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение

Менеджмент

Нарвойш Юлия Александровна

Лямперт Александр Евгеньевич

Тема1: Введение в менеджмент

1. Управление и менеджмент: соотношение понятий

2. Основные элементы менеджмента

3. Менеджмент как наука и искусство управления

1

Управление – это целенаправленная деят-ть, обеспечивающая перевод объекта управления из фактического состояния в желаемое. В основе данных действий находится цель, как результат состояния которого необходимо достигнуть. И именно цель будет определять приемы и способы оказания воздействия.

Управление достаточно широкое понятие подразумевающее возможность управления хим.процессами, ТС, временем, людьми.

В данной дисциплине, управление будет рассматриваться, как процесс управления людьми, действующих в составе орг-ции, а также иными организационными ресурсами.

В управлении под организацией

Менеджмент – это вид управления. Он осуществляется в коммерческих орг-циях, деят-ть которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы следует учитывать, что управление шире.

Менеджмент как отдельная дисциплина возник в конце 19 века по мере становления и развития крупных промышленных производственных предприятий, где собственник (группа собственников) передали полномочия профессионально подготовленным наемным рук-лям. Наемный руководитель осуществляет управление в границах полномочий, в интересах собственника.

2

Основные элементы:

· Организация как объект управления;

· Цели менеджмента;

· Персонал управления, трудовые ресурсы;

· Принципы управления;

· Функции управления;

· Методы управления;

· Организационные структуры управления;

· Управленческие решения.

Все элементы связаны друг с другом, дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью дисциплины менеджмента.

3

Менеджмент, как наука – это система знаний об управлении деловыми организациями в рыночных условиях.

Менеджмент, как практика – это деятельность, осуществляемая на базе научных исследований и достижений, обеспечивающая эффективное функционирование деловой организации.

Менеджмент, как искусство – это умение объединить науку и практику, создав что-то новое, соответствующее постоянно изменяющимся условиям функционирования деловой организации.

Т2: Организация, менеджер, менеджмент

1. Сущность организации, ее свойства.

2. Миссия организации.

3. Организация как открытая система.

4. Внешняя среда организации, ее характеристики.

4а. Внешняя среда прямого воздействия.

4б. Внешняя среда косвенного воздействия.

5. Внутренняя среда.

6. Менеджер и его роли.

7. Разделение менеджеров. Аппарат управления.

1

В управлении под организацией понимается группа людей, объединенных для достижения как минимум одной общей цели и использующий принцип разделения и кооперации труда.

Организации позволяют в разы увеличить результативность действий, благодаря возникновению, так называемого, организационного эффекта (ОЭ).

Организационный эффект:

· Разделение труда;

· Взаимодополняемость;

· Согласованность действий.

Организации создаются для того, чтобы 1+1 было больше чем 2. От эффективности управления зависит результат.

Любая организация обладает ограниченными ресурсами. Менеджмент обеспечивает их максимально эффективное использование.

2

Миссия – это смысл существования организации; ее предназначение. Миссия определяется собственником организации с учетом интересов сотрудников организации, для удовлетворения потребностей общества в целом и конкретных групп людей. Миссия информирует внешнее окружение об основных принципах деятельности организации. Во внутренней среде организации она способствует объединению сотрудников и возникновению чувства принадлежности к определенной группе.

3

Любая организация представляет собой открытую систему.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и упорядоченных определенным образом (структурированных) элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого (способствует возникновению организационного эффекта).

Из внешней среды во внутреннюю поступают ресурсы, а из внутренней во внешнюю – продукт и услуги.

4

Среда косвенного воздействия – макросреда; среда прямого воздействия – микросреда.

Прямое воздействие на внутреннюю среду:

· Конкуренты;

· Поставщики;

· Потребители;

· Государство и органы государственного управления.

Косвенное воздействие на внутреннюю среду:

· Политические факторы;

· Экономические факторы;

· Социально-культурные факторы;

· Международные события.

Возможны ситуации, в которых факторы среды прямого и косвенного воздействия поменяются местами. Например, для компании, действующей в сфере высоких технологий, НТП относится к среде прямого воздействия.

Внешняя среда организации, как правило, состоит из множества взаимосвязанных и динамично-изменяющихся факторов, поэтому элементы внешнего окружения должны рассматриваться с учетом их возможного усиления/ослабления взаимовлияния.

Внешняя среда организации находится вне управленческого контроля, однако при принятии управленческого решения менеджер должен учитывать ее влияние, а само решение зачастую направлено на адаптацию организации к внешнему окружению.

5

Внутренняя среда организации представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов наиболее значимые из которых образовывают следующие подсистемы :

· Структура организации и структура управления организацией;

· Персонал;

· Техника и технология;

· Финансы;

· Информация;

· Сырье и материалы.

Во внутренней среде организации можно выделить 2 крупные подсистемы: управляющая и управляемая.

Управляющая подсистема (субъект управления) дает команду, осуществляет целенаправленное воздействие; управляемая (объект управления) – дает результат.

Внутренняя среда организации, не смотря на то, что состоит из определенных подсистем (см. выше), для каждой конкретной организации представляет собой уникальный набор отношений, элементов и процессов.

6

Менеджер – наемный руководитель; профессионально-подготовленное должностное лицо, наделенное ограниченным правом пользования и распоряжения организационными ресурсами – полномочиями и принимающее в их рамках управленческие решения. Управленческое решение является продуктом труда менеджера.

Основным ресурсом, с которым работает менеджер, является информация, характеризующая состояние управляемой подсистемы, а в некоторых случаях и внешнего окружения.

Менеджер, работая в первую очередь с людьми, должен обладать целым рядом личных качеств, позволяющих воздействовать, опираясь не только на должностные полномочия, но и на авторитет лидера, опыт эксперта, благоприятные межличностные отношения.

Роли менеджера:

1. Лицо, принимающее управленческие решения;

2. Лицо, решающее и предотвращающее конфликты;

3. Представитель организации;

4. Дипломат;

5. Лицо, ведущее переговоры.

7

Результатом разделения труда менеджеров является аппарат управления – организационная структура управления. При ее формировании соблюдается принцип иерархичности, а также разделение полномочий. Формирование аппарата управления происходит с учетом следующих факторов:

· Размер организации;

· Технология работ;

· Квалификация персонала;

· Стратегический выбор.

Традиционно выделяются три уровня управления: высший, средний, низший.

Т3: Цели менеджмента

1. Сущность цели менеджмента.

2. Требования к формулировке целей.

3. Цели коммерческих организаций.

4. Основы целевого управления (МВО).

1

Цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут.

Цели менеджмента – это конкретные показатели состояния, которые должны быть достигнуты организацией, как объектом управления (элементами и подсистемами ее образующими) с использованием организационных ресурсов.

Классификация целей:

1. По срокам достижения: кратко-,средне-,долгосрочные.

2. По уровням иерархии: общеорганизационные, отдельных структурных подразделений, локальные и индивидуальные.

4. По степени повторяемости: рутинные (стандартные), нестандартные.

5. По степени сложности: многошаговые (сложные), одношаговые (простые).

6. По степени обеспеченности информации: цели, определяемые в условиях полной информационной обеспеченности; цели, определяемые в условиях риска; цели принимаемые в условиях неопределенности.

2

Требования к целям:

· Четкость

· Однозначность толкования

· Своевременность

· Объективность

· Документальная фиксация

· Определение сроков достижения

3

Формирование системы целей любой коммерческой организации предполагает обязательный учет ориентации ее деятельности на достижение прибыли, т.о. все цели коммерческой организации в той или иной степени способствует достижению основной цели – получению прибыли. Процесс целепологания осуществляется сверху вниз: от собственников к руководителям высшего уровня, от руководителей высшего уровня по иерархии на средний и низший уровень управления.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Предмет изучения науки менеджмента

Наука менеджмента относится к экономико-организационным, социально-психологическим наукам, поскольку изучает отношения в связи людей в процессе управления производством.

При определении предмета изучения науки менеджмента исходят из сущности управления как особой деятельности, возникающей из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать менеджмент – значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования отношений управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.

Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.

Задача науки менеджмента – выявление закономерностей, разработка принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства, раскрытие сущности рассматриваемых явлений, определение законов, управляющих изучаемыми процессами; создание системного представления о механизме организации управления.

Цель науки менеджмента – помочь формированию оптимального процесса управления; обеспечить бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сущностью любого управления является воздействие.

Предметом труда в менеджменте является информация. Информация как научная категория – сведения, несущие в себе что-то новое.

Результатом труда менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления.

Результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений для реализации функций управления. Решение как научная категория – выбор оптимального вари анта из ряда альтернатив.

Объектом менеджмента являются предприятия и организации.

Менеджмент и управление: соотношение понятий.

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В российской экономике в широком употреблении слово «менед­жмент» появилось в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономи­ки в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, приня­то называть менеджментом.

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффек­тивном управлении предприятием, которая включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о страте­гии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (соци­ологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологи­ческая часть); главным в менеджменте является выделение, определе­ние и применение на практике всеобщих принципов управления.

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работника­ми, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной при­роды (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаи­модействия внутрисистемного и межсистемного.

Управление понятие более широкое, чем менедж­мент. Неслучайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персо­нальный, международный, экологический, производственный, снаб­жения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяют выделить до 80 видов управ­ления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды.

В зарубежной теории и практике термин «управление» объединяет все множество форм (точнее, форм объектов, на которые могут быть направлены управляющие воздействия) - от управления простейшими механизмами до управления государствами. Таким образом, управление представляет собой обобщающее понятие, хотя его применяют и для обо­значения воздействия людей на технические системы. Менеджмент же обозначает управление объектами только социально-экономической природы. При этом изначально менеджмент вообще сводили к управ­лению только «социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании». Управление же государством, административно-территориальными единицами, другими организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на узость изначального толкования понятия «менеджмент», под ним вместе с тем понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы или манеру общения отдельных руководителей со своими подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций, и еще многое-многое другое. В Оксфордском словаре английского языка термин «менеджмент» толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Питер Друкер, один из известных американских теоретиков менеджмента, утверждает: «Термин „менеджмент" исключительно труден для понимания... Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и английский язык Британских, островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Хотя в последнее время подавляющая часть американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Эта оговорка относится к соотношению понятий «менеджмент» и «администрирование». Что же касается понятия «управление», то его употребляют в основном как обобщающее, впитывающее в себя все формы управленческой деятельности людей. В частных же случаях его применяют только для обозначения воздействия людей на технические системы с целью изменения их движения или состояния (например, управление кораблем, станком и т.п. или управление химической реакцией). А «менеджмент», подчеркнем еще раз,- это управление исключительно в организационных системах.

Управление - функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Из данного определения видим, что существует три класса управления:

в неживой природе (технических системах);

в организмах (биологических системах);

в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин - изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. Весь материал изложен на основе концепции "предприятие - открытая система".

С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, в сферу которой вошли как сфера материального производства, так и сфера духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. В качестве объекта управления вообще выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, целью деятельности которых является выполнение определенных функций.

Применительно к такой области деятельности уместнее использовать понятие «менеджмент».

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.



Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений, тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

К началу XXI века стало очевидно, что развитый бизнес закончил пожинать плоды классических разработок в области менеджмента (организация, планирование, управление финансами, маркетинг, стратегическое управление), скрещенных с японскими новинками (командный способ организации работы и управление качеством). Все решения, лежащие в поле управленческих технологий, из эксклюзивного знания превратились в стандартный набор инструментов. Причем наборы эти существуют на все случаи жизни и на любой вкус. Бизнесу этом смысле становится однородным на всем земном шаре.



Все труднее создать конкурентное преимущество за счет редкости ресурса или ограниченности информации, которой обладает клиент. Информационные сети доставляют любую информацию о ценах, качестве, сроках и стоимости доставки товаров мгновенно любо потребителю. Все это проявляете* растущем товарном изобилии, при этом товары становятся все более похожими по качеству.

Наконец, все изменения в бизнесе происходят с невиданной для прошлого столетия быстротой. Это означает, что никакое конкурентно преимущество не сможет продержаться долго, даже в том случае, если его удастся найти.

Переломный момент в мировом бизнес-менеджменте похоже уже наступил. Постепенно становится ясными следующий посыл - создание конкурентных преимуществ должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше. Причем, если десть лет назад думали, что генерировать идеи должен отдельный человек, то теперь речь идет о командном креативе, о коллективном творчестве.

Поставить креатив на поток под силу лишь компании определенного типа. Так, в мире высокоскоростного бизнеса, а уж по этому параметру российский бизнес нисколько не уступает мировому, изменения не могут быть привилегией отдела ил "специалистов" по нововведениям. Инновационный процесс будет непрерывным только в том случае если удастся задействовать потенциал каждого сотрудника. Для этого его, сотрудника, надо сделать лидером. Причем лидерство в этом случае не имеет отношения к должности. Это выбор, ответственность и энергетика. Возрастает и роль руководства фирмы в насаждении лидерства. Для этого менеджеру нужно отказаться от роли "контролер" и сделать шаг к формированию компании на базе общих ценностей фирмы и сотрудников. Продумать механизмы быстрого распространения новых идей, возникших в головах не только начальства, но и рядовых сотрудников. Гарантировать, что любое предложение сотрудника будет рассмотрено и внедрено, если будет признано дельным. А если из инновации еще и выйдет что-нибудь путное, то автор изобретения получает премии, субсидии и постоянные отчисления от результатов новшества.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

Постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, также относятся:

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательностей их решения;

Разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля за выполнением поставленных задач.

Определение взаимосвязи управления и менеджмента занимает значительное место в трудах ученых в области управления.

Понятие менеджмента

Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует:

  • ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
  • ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности;
  • самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.

Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • партнерство;
  • корпорация.

Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.

Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: "Принципы научного управления", где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации.

Понятие управления

Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.

В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.

В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.

  • установление целей и планирование;
  • исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;
  • учет и контроль исполнения.

Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Взаимосвязь менеджмента и управления

Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.

Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.

Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия.

Определение

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:

  1. основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
  2. эффективное и производительное достижение целей организации.

Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений.

Вывод

Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку.

Теория и практика управления как наука.

(основные понятия ТИПУ; приниципы управления; история развития ТиПУ; основные концепции современного менеджмента)

Соотношение понятий менеджмент и управление.

В отечественной науке сейчас происходит путаница при обозначении понятий "менеджмент" и "управление".

Первая т.з.:

Менеджмент

а) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей;

б) по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

в) это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Вторая т.з.

1. Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

2. Менеджмент:

а) способ, манера общения с людьми;

б) власть и искусство управления;

в) особого рода умелость и административные навыки;

г) орган управления, административная единица.

3. Искусство – высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

(П.Друкер - термин "менеджмент" включает в себя и определенную функцию, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования.)

Следовательно, понятие "менеджмент" по отношению к понятию "управление", надо рассматривать, как часть, по отношению к целому.

Различия:

1. М. содержит разработку межличностных коммуникаций.

2. "М" в отличие от "управления" возникает там, где управляемый объект, выступает в качестве субъекта рыночных, коммерческих отношений. (В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка (а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой) .

В дальнейшем мы с вами будем говорить именно об управлении.

Предметную область теории управления как комплекса можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества. Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношений между ними. Управление невозможно без системы управления – механизм, обеспечивающий процесс управления (элементы объединяются в систему при помощи информационных связей).

Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1) Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

2) Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

3) Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Можно выделить следующие виды управления: техническое, биологическое и социальное.

Социальному управлению присуще:

а) властность. Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства. Источники: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности; доступ к информации. Способы реализации управленческой власти: принуждение; авторитет; материальное стимулирование; вовлечение в процесс принятия решений.

Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рейвен. исследователи в области власти и руководства. разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может создать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или помочь в каком-либо деле.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера) . Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она выполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть часто называют ”традиционной властью” . Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

б) организованность (потребность регулирования деятельности людей, установления стандартов);

в) наличие технологий управления (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и иных знаний, необходимых для осуществления желаемых изменений в материалах, информации, людях).

Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Принцип системности и комплексности.

Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей.

Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.

Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Таким образом, мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности.

Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы.

Свойство "обратных связей" . информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).

Принцип правовой защищенности управленческого решения.

Принцип оптимизации управления

Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он действует только в открытом состоянии).

Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. "Не сломано - не чини!".

Принцип делегирования полномочий

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Принцип соответствия

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя

Принцип автоматического замещения отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Принцип первого руководителя

Принцип первого руководителя гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

Принцип повышения квалификации

Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Принцип "монтера Мечникова"

любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально.

Принцип цели

Если рассматривать возникновение управления, как области научного исследования, то, как отмечает А.В.Попов, в зарубежной историографии единодушно называется 1911 год. В этом году вышла книга Ф.У.Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления.

Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а определенный качественно новый этап. Первые элементы примитивной управленческой деятельности можно встретить уже в первобытном обществе.

1. Практика менеджмента

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех революций древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

Первую революцию автор назвал религиозно-коммерческой. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. Суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. Так как на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

Вторая связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

Также Хаммурапи, по мнению автора, был первым, из тех, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа "заботливого покровителя народа". То есть это был первый опыт формирования имиджа правителя. Эту революцию в менеджменте Р.Ходжеттс охарактеризовал как светско-административную.

Третья революция произошла также в Вавилоне во времена нового расцвета этого государства. Она связана с правлением царя Навуходоносора 11 (605-562 гг. до н.э.), который явился автором проектов не только Вавилонской башни, но и значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. Это позволило Р.Ходжеттсу выделить третью революцию в менеджменте и охарактеризовать ее как производственно-строительную.

2. Наука управления

Платон называл управление "наукой о питании людей", тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества, "жизнеобеспечения". Философ считал, что управлять страной должны законы, но они слишком абстрактны и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. Причем в зависимости от обстоятельств Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический).

Себя исчерпала промышленная революция. Нужно было искать новые способы роста производительности труда.

В науке – несколько подходов:

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Планирования, организации, коммуникации и контроля. Объединены связующими процессами коммуникации (обмен информацией) и принятия решений (выбор из альтернатив).

2. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Первым в истории возникло рациональное направление в науке управления, то есть стремление организовать производство наиболее рациональным способом. Родоначальником этого движения явился Ф.У.Тейлор. Во-первых, он выделил сам вид управленческой деятельности, как определенную профессиональную область, требующую специальной, целенаправленной подготовки. Во-вторых, выделил два ведущих принципа управления:

Разделение труда на труд исполнительский и труд распорядительский;

Соответствие работников видам выполняемых ими работ.

Второй принцип выделял такое соотношение как вид работы и внутренние склонности и способности исполнителя. Систематическое стимулирование!

Административная школа (А. Файоль). Выделены принципы управления: разделение труда: полномочия и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала; централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух.

Следующее направление, возникшее в 30-е гг. ХХ века, как реакция на недостатки рационального, развивалось параллельно и оспаривало право на абсолютную истину - это психологическое направление .

А) движение за человеческие отношения, то есть против деперсонализации производства и управление сотрудничества между администрацией и коллективом (М.Фоллетт, Э. Мэйо, Н.А. Витке и др.).

Б) поиск средств, направленных на управление поведением людей, так называемый поведенческий подход (Д. Мак-Грегор, Г. Саймон, Д. Карнеги и др.).

Третье, более позднее направление развития науки управления, связано с использованием достижений точных наук в управлении, а также компьютеров, как средств обработки информации и разработки соответствующих технологий; оно получило название информационное или кибернетическое (С. Бир, Н. Винер, А. Ершов, К. Шеннон, У. Эшби и др.).

В современной науке управления сейчас стали ярко проявляться тенденции к интеграции. Процесс интеграции осуществляется в двух основных направлениях:

ü интеграция достижений национальных моделей управления, характеризующихся универсальностью использования (японский и американский менеджмент);

ü интеграция достижений рационального и психологического подходов в управлении на базе научных разработок информационного направления.

Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт традиционной культуры этой страны. Применительно к различным видам деятельности, в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что ни один человек не имеет права единолично принять решение. Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального. Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его само отождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены. Занятость в Японии имеет особое значение. Это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.

2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.

4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством. Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:

Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.

Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих

5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем, по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

* люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;

* основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;

* когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.

Американский менеджмент

Индивидуальный характер принятия решения; индивидуальная ответственность, строго формализованная структура управления и процедура контроля; ускоренное продвижение по службе; ориентация управления на отдельную группу; формальные отношения с подчиненными; узкие специалисты; наем на работу на короткий период.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12