Как снимать крещение ребенка в церкви. Как пройти собеседование. Можно ли фотографировать крещение ребенка в церкви

Мне на самом деле очень нравится этот вид съёмки. В православных церквях красиво, атмосферно и мне приятно там находится. Но этот вид съёмки имеет массу нюансов. К простым его не отнесёшь.

Разделю съёмку крестин на такие 4 аспекта:

1. Техника
2. Свет и цвет
3. Ракурсы
4. Происходящее

1. Фототехника для съёмки крестин.

Начинаю с техники, т.к. без хорошей оптики и приличного полнокадрового фотоаппарата снимать в церкви и брать за это деньги — надувательство клиентов. Нельзя там нормально снять на кроп и 18-55. Какими бы прямыми ни были руки. Даже на полный кадр и 24-105 f4 — тоже печаль. В последнем случае всё-таки можно конечно, но будет уныло. И вспышка не спасёт. Кстати, от вспышки я бы рекомендовал вообще отказываться во время обряда.

Есть два адекватных варианта:

Я последнее время чаще всего снимаю на 24-70мм f2.8 и . Этих двух объективов хватает с головой. Второй вариант: 14мм, 35мм и 85мм.

Фиксами можно снять даже красивей (за счёт ), но совсем не так удобно. Слишком быстро приходится их менять. Казалось бы, обряд довольно статичный, но вам как фотографу нужно добиться разноплановости и запечатлеть все ключевые события. Поэтому с зумом проще. Правда, если церковь очень тёмная, то диафрагмы f2.8 будет мало. Тогда оказывается очень кстати. На выдержках 1/30 или 1/40 без смазов просто спасает.

Дорогие фиксы L-серии с диафрагмами f1.4 или f1.2 мало помогут, т.к. на таких диафрагмах малая глубина резкости не позволит держать в фокусе даже нескольких человек. Свой полтинник на крестинах я не открываю больше f2.

2. Свет и цвет.

Освещение в церквях очень сложное. Во-первых его мало. Во-вторых, свет в 90% контровой. В-третьих, нередко свет жёлтый до безобразия (когда включают искусственные лампы или же в деревянных церквушках с естественным светом). Правильный баланс белого я предпочитаю выставлять сразу же во время съёмки. А учитывая контровой свет, снимаю в полностью ручном режиме. Автоматическая экспозиция даёт много брака в таких условиях.

Итак, когда света мало, есть две возможности с этим справиться:

  • подсвечивать вспышкой
  • или использовать светосильную оптику на высоких ISO (2000-4000).

В случае с фотографией обряда крещения, второй вариант намного предпочтительней. Причин тому несколько:

  • вспышка отвлекает присутствующих и может раздражать маленьких детей;
  • вспышка подсветит передний план, но не осветит всё помещение;
  • вспышка убивает атмосферность фотографий в церкви;
  • проблемы с балансом белого, об это подробней ниже.

Почему крестины лучше снимать без вспышки?

Когда в помещении очень жёлтый свет, а вы будете светить белой вспышкой, у вас будет сильно отличаться цветовая температура людей на переднем плане и всех остальных, до кого не добил свет вспышки (даже если вы работаете с отражателем или софтбоксом). Можно пытаться с этим справиться с помощью гелей на вспышку, но с этим сложно угадать и результат мало предсказуем. Например, вы оденете жёлтый гель, а цвет в церкви будет более оранжевым или наоборот. Плюс разница в цветовой температуре между передним планом и задним будет колебаться от фокусного расстояния и точки съёмки. Это всё большая головная боль как во время съёмки, так и потом на обработке. Поэтому, я предпочитаю снимать весь обряд без вспышки, но одевать её в конце для общей фотографии внутри храма.

Правда, чтобы позволить себе снимать в полумраке без дополнительного света, вам понадобиться хорошая техника, о чём я писал в первом пункте.


3. Ракурсы.

Фотограф ограничен в передвижениях при съёмке обряда крещения. Особенно, если храм небольшой. Очень часто крестины проводят в небольших часовнях, так что места у вас будет немного. Обычно фотограф стоит в одном месте около купели и может перемещаться в радиусе нескольких метров. Поэтому нужно играть с фокусными расстояниями. Для этого и нужен набор фиксов или светосильный зум. Прийти в церковь с одним полтинником конечно можно, но фотографии будут одноплановыми и повторяющимися. В больших храмах можно позволить себе обходить всех присутствующих и найти больше ракурсов, но это скорее роскошь.

4. Происходящее.

Чтобы хорошо снимать крестины нужно знать обряд наизусть. Тогда вы сможете вовремя менять объективы и ничего не пропустить. Если вы только начинаете, будет полезным посмотреть полные видеозаписи крещений и запомнить для себя их ключевые моменты.

Фотограф должен быть незаметным и не мешать окружающим. Под окружающими подразумеваются участники обряда и видеооператор.

3. Это друг Сергей и его супруга Инга

11. "Ой... а я тебя знаю!!!"

20. "Ура!!! Всё закончилось!!!"

Вроде получилось не плохо! ... у кого какие замечания будут?

Кстати, если кому-то придётся снимать крестины, то могу дать несколько советов, которые я перед съёмкой "нарыл" в Интернете, ну и плюс уже личный опыт:

1) Дома заранее подготовьте камеру и настройте её на режим приоритета диафрагмы, ISO поставьте в режим Auto (если есть такая опция), объектив желательно поставить светосильный (f/2.8 или лучше, так как в церкви освещение обычно тусклое) с фокусными расстояниями до 70мм (я снимал на 24-70 f/2.8 на диафрагме 2.8 и иногда 4, чтобы ГРИП была побольше, а в рюкзаке на всякий случай ещё лежал 70-200 f/4, но он так и не понадобился). Лучше всё же использовать зум-объектив, так как с фиксом будет сложнее снимать. Карту памяти берите с расчётом на 600-700 снимков (у меня была на 32ГБ), ну и плюс запасная карта и запасной аккумулятор для камеры. Если есть внешняя пыха, то желательно взять её + комплект запасных батареек... если будет возможность снимать без пыхи, то снимайте без неё ... но если будет уж совсем темно, то будет чем подсветить.

2) Оденьтесь подобающим образом (т.е. никаких кепок, шорт, сланцев и футболок с черепами).

3) В церковь желательно приехать заранее и поговорить с Батюшкой, узнать можно ли снимать (обычно можно, но такой вопрос лишним не будет и вызовет только расположение со стороны Батюшки), а так же спросить где можно находиться, а где нельзя (в моём случае после вопроса "а можно будет снимать? ", Батюшка сам всё подробно рассказал где желательно стоять, по каким траекториям ходить и в какие участки ходить категорически запрещается). Если церковь тёмная и видимо придётся фотографировать с пыхой, то обязательно спросите можно ли ей будет пользоваться.

4) Очень желательно попросить у Батюшки благословения на съёмку - будет больше удачных кадров (я хотел это сделать, но забыл, блин!!!). Если церковь (или то место, где будет проходить крещение) будет свободна, то есть смысл поснимать "окружающую обстановку", так сказать "пристреляться", выбрать пару точек съёмки и заодно посмотреть что получается, до каких значений поднимается ISO на автомате (у меня поднималось до 3200), либо на какое значение его надо будет поставить вручную.

5) Во время съёмки старайтесь двигаться безшумно (я для этого одел мягкие кроссовки) и быть менее заметным, перемещаться следует нечасто и когда это действительно необходимо. Старайтесь никому не мешать, будьте "невидимкой".

6) Звук срабатывания затвора в церкви будет ОЧЕНЬ громким, поэтому серийной съёмкой лучше не пользоваться. Когда снимаете людей в движении, то фокусировку лучше перевести в следящий режим - будет больше резких кадров. Не ленитесь снимать "с колена", низкие точки съёмки всегда интересно смотрятся.

7) Уделяйте внимание отдельным предметам и инвентарю, снимайте детали. Ну и помимо самого малыша так же снимайте гостей, крёстных, родителей и конечно же самого Батюшку.

8) Перед мероприятием поищите фотографии с крестин профессиональных фотографов , что бы примерно знать на какие моменты надо будет уделять внимание и какие ракурсы смотрятся более интересными.

9) Ну и как всегда - снимайте больше, будет из чего выбирать. Как я уже говорил, за 1 час и 20 минут я отснял 502 кадра... т.е. в среднем 1 кадр каждые 10 секунд. Это наверное много и у меня было чувство, что своим "щёлканьем" я возможно уже "достал" всех присутствующих... но что поделать, "работа" у меня такая была . Тут представлена только та часть фотографий, которую я решил показать в ЖЖ, но для крёстных, родителей и друзей "комплект" фотографий будет раза в 2-3 больше.

Если у кого-то будут дополнения, пишите, я добавлю их к этому списку!

Удачи!!!

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нём на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится своими советами по технике съёмки.

Перед съёмкой

Крещение хорошо снимет человек, который верит в Бога, с уважением относится к церкви. Тот, кто далёк от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это обязательно проявится на снимках. Поэтому если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съёмки. Однако если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что надеть и как подготовиться, не возникнет.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты, при входе в храм нужно снять головной убор.

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F2.8, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съёмки стараемся встать как бы в пол-оборота. Проходить между купелью и крёстными с ребёнком: тут может ходить только батюшка. Между купелью и алтарём перемещаться также нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съёмки, сместившись влево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крёстных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием Спасителя, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят снимать малышей с родителями или крёстными на фоне этих свечей и распятия. Это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребёнком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съёмкой. Правда, это не всегда получается, ведь часто священник появляется в последний момент: он занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Важные нюансы обряда

Фотосъёмка крещения - это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой. В этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашёл, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.2, 1/320 с, 50.0 мм экв.

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты: отречение от сатаны, помазание елеем, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съёмкой, поскольку работу затвора в церкви очень хорошо слышно - старайтесь работать деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а во время какого-то действия: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крёстных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Бывает крещение индивидуальное. Это самый лучший вариант: в церкви присутствуют только родители, ребёнок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда есть несколько детей, их крёстные, гости. В таких условиях работать сложнее: «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придётся быстро менять точку съёмки. В условиях слабой освещённости требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F3.5, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крёстных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми: тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро. Чаще всего ребёнка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребёнку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше об этом знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу: может развернуть малыша личиком на камеру. Но всего предусмотреть нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, даже самых непростых условиях.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Ещё один положительный момент группового крещения - забавные задние планы. Например, когда «твой» ребёнок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крёстные с девочкой, наряженной в принцессу. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получились очень трогательно.

Предварительная беседа с родителями и крёстными

Обычно я заранее прошу родителей и крёстных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребёнка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребёнок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребёнку: это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее перестанет плакать, ведь ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/320 с, 50.0 мм экв.

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьёзные лица в кадре искажают атмосферу. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.5, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Свет и техника для съёмки в храме

Есть просторные храмы со большими окнами. В солнечный день там невероятный, волшебный свет. А бывают так называемые крестильные комнаты - довольно скромные помещения, иногда даже отдельно стоящие от храма. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах совсем мало. Для фотографа и его техники это настоящее испытание.

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810 . На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до f/2, хотя я не любитель таких значений. Знаю, многие обожают красивое боке. Я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то значение диафрагмы f/2.8 вполне нормальное, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет запечатлевать общие, воздушные планы, передавать атмосферу. Можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идёт AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

NIKON D3S УСТАНОВКИ: ISO 3200, F2.8, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Выдержки в церкви будут довольно длинные: 1/125 и длиннее, если люди в кадре неподвижны. Момент погружения в купель очень важный, здесь выдержка короче, 1/320, значение ISO выше. И разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

NIKON D4 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.2, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Я не священнослужитель, а потому не могу знать все тонкости того или иного таинства, обряда или церемонии, я даже не знаю толком как некоторые из них правильно называть, но зато я знаю как их снимать. Потому, пусть верующие люди меня простят за неверные выражения насчет того, что и как делает священнослужитель, или того, что происходит во время церемонии крещения.

Вводное слово о том, что в традициях православной церкви обряд крещения — это очень важное церковное таинство, которое проходит только раз в жизни человека, опустим, ибо все и так про это знают, перейдем сразу к делу.

Крещение во Владимирском соборе. Крещение проводится не в основной части храма, а в боковой ‘Крестильне’

Обычно съемка крещения начинается за 15-20 минут до начала самой церемонии в храме. Эти 15-20 минут я рекомендую поснимать ребеночка в коляске, на руках у родителей, сделать общие фото с гостями. Может случиться, что на церемонии крещения ребенок разревется так сильно, что потом долго не сможет остановиться, да и макияж ему увы, не подправишь, как следствие, нормальные снимки после крещения уже и не получить. В любом случае, доставать камеру из кофра нужно еще на улице, перед входом в храм.

Если же съемка происходят зимой, то я рекомендую начинать съемку непосредственно с храма, по одной простой причине - чтобы не морозить технику, которая в теплой атмосфере храма тут же начнет запотевать и ей придется давать на отогрев 15-20 минут. В этом случае, общие снимки с храмом нужно делать после церемонии, так как при вынесении техники на холодную улицу из теплого помещения, она не запотеет и позволит снимать дальше, после чего вы положите камеру в кофр и уйдете домой или уедете на машине на продолжение съемки (если она запланирована, например, на банкете в честь крещения). В любом случае, у камеры будет время отстояться, а вам в это время снимать не придется.

В разных храмах сама церемония может проводиться по разному, но сама разница не особо принципиальна. Я здесь объясню как все проходит в обычной православной церкви или храме. А проходит все по следующему плану:

1. Священнослужитель объясняет участникам торжества как все будет проходить. Хороший батюшка и фотографу подскажет куда ходить можно, куда нельзя, где лучше стоять, где лучше снимать — но это редкость. Обычно никто никому ничего не объясняет, доходит до того, что мне на съемках приходиться помогать людям на церемонии понять, что происходит и что нужно делать. Фотографам, которые впервые снимают крещение, я рекомендую спросить батюшку где и как можно перемещаться по храму и предупредить что вы «Крутой фотограф с , издающей а». Уж поверьте, все священнослужители давным-давно привыкли к видео- и фотосъемке в своих храмах и для них не составит труда в двух-трех словах вас проконсультировать. Особо желающие могут попросить благословения на съемку, я пару раз просил об этом, но чего-то кроме «Да снимай» не услышал, и теперь просто приветствую священнослужителя и говорю что никому мешать не буду.

2. Ребенка дают крестному отцу на руки, крестных родителей ставят «по стойке смирно» на определенное место, и батюшка начинает церемонию. В этот момент я снимаю 1-2 кадра в минуту, просто давая привыкнуть всем к .

3. Батюшка читает молитвы над крестиком, крыжмой (такое специальное одеяние для ребенка, которое нужно купить для крещения), купелью и т.д. В этот момент он может зажигать свечи над купелью. Обычно над купелью ставят 3 свечи. Я люблю снимать момент поджигания свечей над ней. Это хороший кадр для «разбавки» в фотокнигу или альбом. Также, батюшка еще поджигает 2 свечи для крестных родителей, которые они держат во время всей церемонии крещения.

По факту обе свечи держит только один из крестных родителей, пока второй пытается «справиться» с ребенком.

4. Батюшка дает крестным родителям читать бумажку а.к.а. «Символ Веры», обычно крестная мама держит бумажку, по которой они вместе с крестным папой читают нужные слова. Можно сделать 1-2 общих кадра, это будет смотреться как своеобразная «присяга». В такие моменты я снимаю больше ребенка, пока он спокойно сидит на руках у крестного. К слову, крестных родителей может быть не одна пара, а две, и даже три! В таких случаях они все вместе стоят на службе перед батюшкой, обычно батюшка забывает передавать ребенка от одних родителей к другим, в итоге одна пара получает больше фотографий с ребенком, чем вторая. Чтобы компенсировать такую несправедливость, обязательно снимите общий снимок только с крестными родителями и ребенком, когда он на руках у разных пар.

5. Батюшка заставляет крестных родителей отречься от дьявола. О да, уж поверьте мне, это стоящее зрелище. Для этого он поворачивает их в сторону выхода из храма. Обычно фотограф находится где-то со стороны батюшки, в итоге получается, что крестные родители повернуты к нему спиной. В таком случае я отхожу чуть в сторону и снимаю кадры родителей и батюшки, когда они стоят ко мне в профиль. Обходить и снимать родителей спереди я не рекомендую, ибо им нужно «плюнуть и дунуть на дьявола» в итоге они будут плевать и дуть на фотографа. Ко всему прочему, батюшка может сам «подуть» на ребеночка – этот момент отлично впишется в данный репортаж. После этого он снова разворачивает крестных родителей к себе и просит дать клятву сочетания с Богом. Кстати, крестные родители в таком случае все делают за ребенка сами, ибо ребенок еще маленький и не может отвечать за себя. В итоге крестные родители вместо ребенка отрекаются от дьявола и принимают веру в Бога.

6. Батюшка просит раздеть ребенка. Обычно ребеночка относят на специальный столик и там раздевают. Это хороший повод поснимать ребенка голеньким, заснять приятные мелочи как мамы/папы/бабушки склонились над ним и пробуют раздеть/одеть. Обычно раздевают до памперса, но иногда и полностью. Снимайте здесь сколько влезет.

7. Батюшка выполняет помазание ребенка елеем (елеем радования). Это важный и ответственный момент для фотографа. Рекомендую снять как батюшка открывает баночки с елеем, достает кисточку и мажет ребеночка (обычно только чело). Если батюшка закрыл ребенка собой, советую поднять камеру высоко вверх, установить широкий угол обзора на объективе и выполнить пару общих кадров с этого таинства. Обычно я беру 2-3 снимка с этого таинства для фотокниги.

8. Самый важный пункт! Батюшка берет ребенка на руки и опускает в купель. Хотя, он может попросить это сделать и крестного папу. Здесь можно снять ребеночка на руках у батюшки пока он следует от крестных родителей до купели. Получаются ярко выраженные кадры, подчеркивающие крещение – ребенок на руках у батюшки. Дальше батюшка опускает ребенка в купель и поливает его святой водичкой.

Внимание: может так случиться, что батюшка со скоростью света окунет ребенка в купель и заберет его обратно. Я настоятельно рекомендую снять первое окунание серийной съемкой . Лично я уже знаю, где какой батюшка как окунает и могу подстроиться. Но новичкам в этом деле хочу подчеркнуть тот факт, что купель и окунание ребенка – это ключевой сюжет всей церемонии крещения . Если вы завалите эти снимки, то завалите фактически всю съемку крещения. Обычно в это время я делаю максимально возможное и нужное количество кадров.

Может быть такой вариант, что купель очень маленькая и батюшка только слегка поливает водичкой голову ребенка. Здесь тоже нужно не плошать и снять это красиво. Я использую вспышку и « » импульсами вспышки падающие капли воды, что смотрится очень необычно и приятно. Этот кадр я обычно беру на обложку фотокниги.

9. Батюшка мочит губку в воде из купели и обтирает ею ребенка. Это я практически никогда не снимаю, ибо обычно это делается очень быстро и больше символично. Хотя, часто батюшка ложит руку на лоб младенца и с этого тоже может получиться хороший кадр.

10. Батюшка мажет ребеночка миром, процедура, схожая с помазанием елеем, с той только разницей, что миром мажут человека раз в жизни и если вы «запорите» этот кадр, повторить технически его будет невозможно. Но на примере с таинством миропомазания можно быстро сориентироваться и ничего не упустить. Обычно батюшка наносит масло на некоторые части тела малыша, в этот момент можно снять крупнее, чтобы показать сам процесс.

11. После купели батюшка передает ребенка на руки крестных родителей, которые в это время держат крыжму. Эту «передачу» тоже можно снять. Батюшка берет ножницы и стрижет младенца (больше символично). С этого тоже получить хороший кадр.

13. Батюшка трижды проводит крестных родителей вокруг аналоя. Можно снять широким углом этот момент. Мне достаточно 28 мм фокусного расстояния при съемке на полноформатную камеру (эквивалент на кропе — 18 мм). Ничего особенного, и в фотокниге обычно смотрится так себе.

Крещение ребенка в Свято-Троицком соборе на Троещине (крестильня находится в подвальном помещении Храма)

13. После этого идет таинство «введения» воцерковления. Батюшка читает молитвы над родной матерью ребенка, потом берет снова ребенка на руки и несет его к иконам. Я настоятельно рекомендую сделать много кадров с родной мамой, ибо обычно именно она является вашим заказчиком, да и грех не снять ребенка с родной мамой.

Внимание! Очень хороший кадр можно поймать в этот момент. Обычно батюшка на руках подносит ребенка вверх, что смотрится просто потрясающе. Не упустите этот момент! Мальчиков батюшка заносит в «Святая Святых», девочек туда не заносит. При этом он заходит в одни двери, а выходит из других. Ходить за батюшкой в оные двери нельзя категорически!

Если есть такая возможность, задержите всех участников церемонии и попросите их сделать общий снимок в храме возле купели. Пару раз мне закидывали, что нельзя снимать людей, которые повернуты спиной к иконам. Да и вообще, будьте готовы, что вы можете услышать столь странные умозаключения или просьбы, что ваша цифровая камера может превратиться в пленочную.

После выхода из храма сделайте еще один общий снимок всех присутствующих, снимите пошире, чтобы был виден весь храм. Такой снимок можно хоть сразу помещать в фотокнигу или альбом, он является завершающим – дело сделано, все довольны.

Работа с видеооператором

Обычно крещение снимается вместе с видеооператором (видеографом), который в 50% случаях впервые на крещении:). Я использую тактику, при которой я всегда нахожусь сзади оператора. Так он никогда не захватит меня в кадр. Поверьте, вырезать оператора из фотоснимка вам будет гораздо проще, чем ему убирать вас из видеоролика. Перемещаться по храму с видеооператором я советую строго синхронно. Оговорите, кто задает темп и точку съемки и придерживайтесь такого старшинства. Если видеооператор уж совсем «дуб дерево», снимайте как вам удобно. Лично я со своей командой никогда не наблюдаю никаких нюансов или неудобств при съемке видео и фото.

Иногда видеооператор использует внешний свет на своей камере, который подсвечивает основные снимаемые детали. Порой такой свет помогает снимать без вспышки. Ниже на снимке показан видеооператор, который снимает на и Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L II USM с использованием монопода и внешнего источника света, закрепленного на горячем башмаке своей DSLR камеры.

Некоторые видеооператоры ставят дополнительный свет на специальный студийные стойки, а также используют другое оборудование: внешние радиомикрофоны (пишут звук с определенной точки храма без посторонних звуков), штативы, моноподы, рельсы и большие ‘обвесы’ для своих камер. Особо находчивые ставят маленькую видеокамеру в саму купель и снимают погружение малыша с видом из воды.

Наверно многим будет интересна техника съемки. Я используя две разные техники съемки : со вспышкой и без вспышки, который кардинально отличаются.

Без вспышки:

Без вспышки снимаю в 90% используя режим «M» с включенной . Таким образом я могу контролировать сразу и выдержку и диафрагму и допустимый порог ISO. Не все камеры умеют использовать функцию авто-ISO, с такими камерами проще использовать режим приоритета . Практически все снимки я делаю на выдержках от 1/50 до 1/125. 1/125 очень удобна для съемки людей, за это время в кадре не происходит смаз от их перемещения в кадре. Обычно порог ISO у меня равняется 12.800 единиц. Во время съемки я использую точечный замер и фокусировку по одной точке. В таком состоянии замер на моих камерах производится по области точки фокусировки, что позволяет получить правильно экспонированный нужный мне объект. Снимаю всегда в RAW, в котором легко подкорректировать маленькие нюансы. Во время съемки без вспышки я гораздо больше стараюсь дублировать основные кадры, так как из-за довольных длинных выдержек можно получить смаз на некоторых снимках.

Со вспышкой:

Я бы конечно рад снимать без вспышки постоянно, но картинка при правильном использовании вспышки часто куда лучше, чем без нее, связано это с тем, что большинство храмов и церквей в середине очень и очень слабо освещенные. Здесь не проблема в шумности картинки, а именно в том, что обычно крестят ребенка в так называемой крестильне – маленьком, и, соответственно, плохо освещенном помещении. В больших храмах такое помещение находится вообще в подвале храма. Иногда кроме света свечи и маленькой лампы ничего больше нет. Во время съемки я использую высокие значения ISO (обычно от 640 до 3200) и при этом снимаю со вспышкой, чтобы добиться эффекта, описанного . Чаще всего я снимаю зум-объективом, это просто удобней, чем носиться с фиксом, а для репортажа художественная составляющая порой не так важна. По отзывам моих клиентов могу точно сказать, мало кого вообще волнует , объем и рисунок объектива, когда речь идет о крещении.

Чтобы выдавать меньше световых импульсов, в середине храма можно снимать в ручном режиме управления мощностью вспышки, при этом вспышка будет давать только без пробных срабатываний. Я снимаю в основном системой Nikon и могу еще воспользоваться , при этом вспышка будет срабатывать автоматически без использования пробных импульсов. Участников съемки предупредите, что вспышка используется с светорассеивателем и она ни коем образом не глазам ребенка. При съемке на высоких ISO вспышка дает маломощные импульсы. Единственным серьезных недостатком при работе со вспышкой — блики от внутреннего убранства храма. Чтобы побороть блики, нужно просто выбрать правильное место съемки.

Я рекомендую обязательно отдавать часть материала в печатном варианте. Даже если вы договорились, что конечным результатом будут фотографии в цифровом варианте, напечатайте 2-3 самых сочных фото в формате 20*30 на глянцевой бумаге (это не так уж и дорого) и отдайте клиенту и посмотрите на выражение его лица. Печатная фотография – это нечто волшебное. Я, даже при съемке на условиях TFP, TFCD, стараюсь отдать пару отпечатанных снимков. Для крещения делаю небольшие фотокниги, фотокнига – отличная штука, подумайте над этим.

При съемке крещения я не подписываю договор и очень редко встречаюсь с заказчиком перед съемкой. Обычно встреча проводится только, если требования к съемке очень высоки и заказчик хочет посмотреть печатный вариант портфолио и больше примеров фото, чем показано у меня на сайте . При встрече или по телефону/почте/чате следует обязательно оговорить время начала церемонии и место проведения, сроки сдачи материала, будет ли проверяться макет книги перед печатью и т.д.

Многие люди еще хотят заснять подготовку ребеночка у себя дома. такое не люблю, ибо сьемки там всего на 5-10 минут, при этом нужно ехать к клиенту домой и торчать там 1-2 часа. Тем более для фотокниги не хочется смешивать кадры в доме с кадрами в храме или ресторане – крещение это дело, проводимое исключительно в религиозных местах и нигде иначе. Ребенка все равно будут раздевать и одевать в храме, в этот момент можно как раз поймать нужные кадры. Конечно, если клиент настаивает — будем снимать и дома и в ресторане (но — за отдельную плату;)).

Часто бывает, что после крещения ребенка с мамой отвозят домой, а вся веселая компания едет нервировать Рей праздновать в какое-то шумное заведение. При этом кадры с празднования могут вообще никак не быть связанными с крещением. Поверьте, я такого уже навидался! Правда, обычно все более приземленно, и в ресторане людей ждут гости, которые не попали в храм на церемонию. Нужно сделать с этими гостями общие снимки, заснять в целом атмосферу помещения, после чего можно откланяться и уезжать домой. Я не советую засиживаться на праздновании в ресторане, одного часа вполне достаточно для съемки всего нужного. Празднование в ресторане обычно проводится без ведущего (а.к.а. тамада или ведущий-конферансье), потому ‘всю веселую толпу’ вам нужно будет организовать самостоятельно. После окончания съемки я обязательно уведомляю про сроки, за которые будут готовы фотографии или макет книги. Обычно, как только в ресторане узнают, что фотограф свое дело сделал и уходит, начинается суета и восклицания «а сфотографируй меня еще с кумом Васей», приходиться остаться дополнительно на несколько минут и «доснять всех страждущих».

Обычно люди просят ни в коем случае нигде не публиковать фото с крещения и с ними нельзя не согласиться, потому выбрать что-то для публикации на сайте крайне сложно.

Из специфических нюансов съемки крещения хочу отметить тот факт, что у маленьких детей кожа имеет довольно необычный оттенок, при этом очень много пятен. После съемки приходиться очень долго колдовать, чтобы сделать приемлемый «скинтон». А еще хуже, что кожа у новорожденных по оттенку вообще не похожа на оттенки у взрослого человека.

В качестве заключения хочу рассказать о том, что порой съемка крещения очень сильно изматывает, основной причиной тому служит плач ребенка во время церемонии. В некоторых храмах крещение проводят сразу для двух и более пар. Выслушать целый хор плачущих детей в течении 30 минут, а именно столько длится стандартная церемония крещения, порой очень и очень сложно.