Как слепить свистульку из глины. Дом Спички - поделки из спичек и не только. Из чего делают свистульки

ГЛИНЯНЫЕ СВИСТУЛЬКИ

СВИСТУЛЬКА - фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Сначала их трудно было распознать - сохранились просто комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты.

1. духовой музыкальный инструмент

2. Народная игрушка

Духовой музыкальный инструмент

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.

Народная игрушка

Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки".

Из чего делают свистульки

Для изготовления свистулек используют глину .

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.

В состав глины входят различные минералы:

а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;

б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;

в) вода, Н2O

Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Этапы лепки свистульки

Используют технику налепа - способ изготовления глиняного изделия путем присоединения деталей к некой основе. Т.е. к корпусу глиняного свистка прилепляются последовательно: сверху шея и голова, снизу две ножки, по бокам два крыла - так вылепляются или рождаются из-под рук народных мастеров все глиняные игрушки.

1. Для создания свистульки нам понадобится: кусок глины, баночка с водой, тряпочка и стеки

2. Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха

3. Разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше

4. Придаем форму свистульке

5. Лепим тело свистульке

6. Придаем форму головки нашей свистульке

7. Намечаем стеком детали: клюв, глазки, хохолок

8. Проработка этих деталей

Для изготовления этой весёлой игрушки требуется взять кусок достаточно плотной глины. Материал не должен быть сырым, или наоборот – слишком сухим, иначе изготовить свисток не удастся. Из дополнительных принадлежностей вам понадобится тоненький черенок кисточки, либо зубочистка. Вам подойдёт любое продолговатое, тонкое приспособление, которым можно сделать небольшое, круглое отверстие.

В книгах есть статьи «Как сделать свистульку из глины», где описывается много разных способов. Мы опишем вам простейший, проверенный временем метод, который не требует никакой предварительной подготовки . Но даже такую простую свистульку с удовольствием примет в подарок любой ребенок.

1. Берём глиняную заготовку, придавая ей форму кубика, после чего сырьё готово к дальнейшей работе и операциям.

2. Берём кисточку, вставляем её сверху в центр поверхности куба. Очень важно, чтобы кисточка вошла внутрь перпендикулярно основанию глиняного куба. Затем, не вынимая кисточку из глины, начинаем утрамбовывать глину внутри. Это необходимо для того, чтобы создать внутри кубика полость (камеру, по которой будет циркулировать воздух). Следите за тем, чтобы отверстие над камерой не стало слишком большим. Для этого делайте круговые движения черенком так, чтобы та часть черенка, которая находится на одном уровне с поверхностью куба, оставалась неподвижной. Возможно, придётся немного потренироваться, прежде чем получится это сделать.

3. Затем, не изменяя положение куба в пространстве, осторожно вводим кисточку в центр той поверхности, которая обращена к нам. Нам требуется сделать канал для воздуха, который будет расположен под углом в 45 градусов, соединяясь с полостью куба. Войдя в полость, аккуратно вынимаем кисточку. Делайте это крайне медленно и осторожно, дабы не повредить полученные отверстия, которые отвечают за звук.
Очень важно сохранить первоначальную форму отверстий, поэтому не приминайте их, не пытайтесь изменить форму. Нельзя допускать резких движений, иначе глина может закрыть частично один из каналов, что приведёт к потере звука. Любые крупные частицы глины удаляйте тонкой зубочисткой.
После этого можно испытать свистульку на практике. Добиться поставленного результата крайне сложно, изделие всегда получается разным.

Звук может быть пронзительным, глухим, оглушающим, тихим. Все зависит от формы получившихся отверстий . Звук поступает в камеру, после чего резко изменяет направление, причём часть воздуха остаётся внутри, а часть стремится вырваться наружу. Удар воздуха о второе отверстие вызывает свист.

Кроме того, полученный свисток можно усовершенствовать, получив интересный и незатейливый музыкальный инструмент . Для этого возьмите уже готовый свисток и проткните кисточкой по бокам два отверстия с двух сторон. Отверстия делайте в центре поверхности, строго перпендикулярно центру кубика. Полученные отверстия можно закрывать пальцами, издавая звуки разной высоты и тембра. Получается небольшая компактная флейта.

Свистулька из глины не требует никакого , только если вы хотите сохранить её форму . Однако, это занятие может и испортить её. Выпаренная влага существенно уменьшит в размерах изделие, а значит, форма отверстий измениться, что может негативно отразиться на звуке свистульки.

Данная техника изготовления свистульки является простейшей, поэтому она доступна каждому, кто заинтересован в творчестве. Если у вас не получается изготовить свистульку с первого раза, не расстраивайтесь. Возможно, вам просто требуется «набить руку», после чего вы всегда сможете насладиться весёлым и озорным свистом игрушки, изготовленной своими руками.


1. Инструменты для изготовления свистульки: 1-игла; 2-отрезание; 3- срезание с наружной; 4-подрезание с внутренней стороны; 5-зачистка полости; 6-пичужка; 7-штампы (слева направо: профилированная палочка, деталь корпуса шариковой ручки, крышка от тюбика зубной пасты, тонкостенная трубочка, гильза патрона строительного пистолета, зубчатое колёсико).

Муфельная печь.

Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара Ø 40-50мм.

Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм.

Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости.

С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоя нии 20-30мм от устья.

Осторожго вытащим пичужку, и трубкой Ø 8-10мм проткнём оверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки вышел на поверхность. Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшеёся в ней глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.

Теперь приступим к настройке свистка. С помощью иглы срезаем слой глины с наружной и внутренней части края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы (см. 1). В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен еаходиться напротив острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколим трубкой Ø 3-3 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножек, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий.

Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножно подсохнуть) методом вдавливания в влажную глину штампиков.

До и после обжига.


Процесс изготовления игрушки-свистульки
индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии.
Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на
кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают
моторику рук.
Нам понадобится материал,
инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами),
инструмент можно легко сделать, а, если нет печи - тоже не беда: я расскажу, как без нее
обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.
Материал
Как и всю керамику, свистульки
делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав
керамической массы - это глина. В природе она встречается очень часто различных
цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый.
Отсюда и название - красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение
имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину)
не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она
часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5%
песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для изготовления свистулек пригодна
глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный
технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий,
называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях
для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и
др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:
1.
Накопать глину в карьере заступом.
Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом,
в пригодности месторождения.
2.
Разложить комки на чистой поверхности и
высушить.
3.
Измельчить молотком и удалить механические
примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4.
Растворить измельченную массу в ведре с водой
(одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5.
Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части
осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней - осветленная
вода. Осторожно слейте воду.
6.
Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в
гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7.
Высушить до консистенции густого теста
(перестанет прилипать к рукам).
8.
Произвести перемин глины для удаления пузырьков
воздуха.
9.
Проверить качество: скатать валик Ø 15-20 мм и
медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их
мало, из такой массы можно делать свистульки.
10.
Готовый материал поместить в полиэтиленовый
пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько
месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.

Мои советы: если Вы хотите сделать
всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не
подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых
сама природа это сделала. А если не
получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала:
можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном
заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д. На Западе есть магазины, в которых можно приобрести
керамическую массу для любых изделий.
Наверное, можно ее покупать и в интернет - магазинах.

Инструменты и
приспособления.

Основные
инструменты при лепке - это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампики.
Игла
служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости
свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и
стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки Ø1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.
Пичужка
- это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в
мундштуке.
Трубки
служат для протыкания отверстий в полость свистка. Нам понадобится одна тонкая
Ø 3-4 мм (можно использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более
толстая, Ø 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников и
других бросовых предметов,имеющих тонкостенные трубочки).
Штампики
служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них
используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного
пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами
различной геометрической формы и другие предметы.
Еще
понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и
выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины,
пропитанной горячей олифой.

Печь для обжига.
Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно
оснащаются школьные мастерские. Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий,
управляемых компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее
она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно
приобрести через интернет- магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а
свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь
в костре, духовке или газовой плите. Качество, конечно, не то, но вполне
прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится
довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.
Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно
соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного
ее остывания.

Лепка и декорирование
свистульки «Птичка»

См. изображения и пояснения 3
- 10

Сушка.
Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно
или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс
длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и
определенную прочность.

Обжиг.
Обжиг - это последняя и самая ответственная операция. Ошибки
при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим
является в муфельной печи.
Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в
изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит
из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200
градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью.
После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.

Народный мастер из Вологодской области Алексей Федорович Бондарь - участник выставок "Вологодская керамика", "Гончары России", "Русские головоломки", призер первого Международного фестиваля гончаров в городе Скопине. В школьные годы занимался в кружке живописи и рисунка. Закончив институт, получил специальность инженера-электромеханика. В 1994 году увлекся гончарным ремеслом, да так, что оно стало второй профессией. Теперь мастер работает педагогом дополнительного образования, передает свой опыт школьникам. Написать статью в журнал "Наука и жизнь" о том, как добиться чистого звука у глиняных свистулек, его просили многие, даже опытные керамисты. В книгах по технологии изготовления народной игрушки этих сведений, к сожалению, нет.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.

"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

"Наука и жизнь" о глиняной игрушке:

Блинов Г. Глиняные соловьи из села Кожли. - 1976, № 4.

Блинов Г. Праздник красок: [Дымковская игрушка]. - 1975, № 9.

Блинов Г. География русской глиняной игрушки. - 1971, № 9.

Грашин Н. Глиняная игрушка из села Жбанниково. - 1992, № 10.

Зиневич А. Поющая глина. - 1975, № 10.

Константинов И. Игрушки северного края. - 1989, № 12.

Константинов И. Хлудневская игрушка. - 1991, № 5.

Разомните глину как следует, чтобы она стала мягкой. Это нужно для того, чтобы на свистке потом не появились мелкие трещинки.

Для того, чтобы был свист, игрушка должна быть полой внутри. Сначала сделайте основу для тела пустой игрушки. Скатайте из глины два шарика, надавите на них, сделайте две вогнутых лепешки и скрепите их вместе. Чем тоньше будут стены, тем более качественный звук будет выходить из свистульки.

Полученное тело нужно смазать соединительным раствором, приготовленным из керамической смеси и воды. После этого покатайте тело в руках так, чтобы оно приобрело шарообразную форму. Соединиетльный раствор нужен для того, чтобы тело не деформировалось внутри, его стенки не склеились и оно осталось полым. Приплюсните них фигурки, чтобы она стала устойчивой. После этого долепите мелки делали, нужные для создания образа выбранного вами животного. Традиционная русская свистулькая представляет из себя птицу или свинью.

После того, как образ будет закончен, сделайте два отверстия в игрушки. Для этого у нее должен быть хвост. Первое отверстие нужно сделать вдоль хвоста до полой части туловища, а второе должно быть снизу под углом к первому. Перед запеканием глины проверьте, слышно ли звук. Если отверстия сделаны правильно, то небольшой свист можно услышать даже в сырой глине. Если все правильно, то можно обжечь глину и разрисовать ее.

Основная часть работы со свистком закончена, теперь надо только выждать несколько дней что бы глина обсохла, и обжечь готовую игрушку из глины в печи. После чего уже можно ее раскрашивать.

Почему образуется звук?

В игрушке звук возникает за счет пульсации воздуха, который падает из зоны нормального давления в зону пониженного. Аналогичный пример образования звука - свист при прыгании через скакалку. В свистке пониженное давление начинается при обрывании струи воздуха, когда она выходит через отверстие. Существуют национальные музыкальные инструменты, созданные на основе свитков. Например окарина, глиняная флейта, представляющая из себя камеру в форме яйца с отверстиями.


Когда свистульки появились в России?

Самые древние свистящие игрушки, найденные в нашей стране, археологи относят к 2 веку до нашей эры. Они были сделаны в виде жар-птиц, коней, людей, украшены росписью и глазурью. В древние времена эти игрушки считались магическим инструментом, заставляющим воздух петь. Именно поэтому их часто делали в виде птиц. Свистульки использовали в надежде вызвать дождь, который должен был полить посевы. По сути игрушки являются остатком языческой культуры России.

Игрушки были популярны как среди детей, так и среди профессиональных музыкантов. Их производством занимались в свободное время женщины и девочки начиная с 7 лет. Яркие, радостные игрушки были украшением крестьянских будней. Очаг народного глиняного промысла располагался в России в Калужской области. Самыми известными в России были Филимоновские и Дымовские игрушки. Они стали популярными из-за ироничного вида. В этим игрушках карикатурно представлялись дамы из высшего света и животные в странной одежде, смотрящие с незадачливым видом на музыкальные инструменты.