Как работает сценарист

Как стать сценаристом (для начинающих)

"Чтобы научиться писать хорошие сценарии, вовсе не нужно быть хорошим писателем" А. Молчанов

Профессий много, но прекрасней всех кино, или, на худой конец, телевидение. Кто в этот мир попал, уж как-нибудь да постарается остаться здесь навеки. Вопрос в другом – как именно попасть в этот мир?

Во времена Сименона у каждого журналиста лежал в столе недописанный роман. Времена изменились. Мы все глядим в Родригесы и Федоры Бондарчуки. Теперь у каждого журналиста лежит где-нибудь в секретной папке на рабочем компьютере киносценарий. Однако у романа есть одно очень большое отличие от сценария. Найти читателей для романа не так сложно. Его можно послать в издательство, выложить в интернет или прочитать вслух в недобрый час забредшему в гости другу. Если роман хорош, издательство его напечатает, интернет разнесет по всему свету, а друг останется другом. Сценарий, даже очень хороший, предназначен не для чтения. То есть неплохо, конечно, если его интересно читать. Но самое главное – должно быть интересно смотреть кино, которое снимут по этому сценарию.

Как не надо

Чтобы появился хоть малейший шанс на то, что это кино будет снято, нужно выучить множество обязательных к исполнению правил. Все начинающие сценаристы совершает одинаковые ошибки, по которым знающий человек с одного взгляда определяет дилетанта. Ваш покорный слуга не исключение.

Вот они, эти ошибки.

1) Проза вместо сценария.

«Он вошел в полутемный кабинет и огляделся. Его сердце громко билось. Он подумал о том, что сейчас узнает, кто убил старушку. Даже если ему самому придется при этом погибнуть. Но сейчас это было для него неважно…» мама дорогая, какая паршивая проза. А теперь представьте, что это сценарий. Как вы думаете, до какого слова успеет дочитать режиссер, прежде чем погибнуть, как ваш герой, только не от страха, а от отвращения? До слова «вошел».

В сценарии эта сцена должна выглядеть вот так:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается >.

Все остальное – от лукавого. Раскрою страшную тайну. Сценарист может даже писать с ошибками. Главное, чтобы его режиссер понимал.

2) Действие не движется.

<Герой входит в кабинет, оглядывается, убийцу не видит, принимается поливать цветы. Потом долго смотрит в окно. Потом выходит на улицу и едет кататься на велосипеде. Потом помогает старушке перейти через дорогу. И на другой стороне дороги встречает убийцу и хватает его >.

Вы скажете, что тем самым вы хотели показать зрителям, что ваш герой любит цветы, склонен к созерцанию, ведет здоровый образ жизни и помогает старушкам, в отличие от убийцы. Только все ваши зрители сбежали из кинотеатра еще во время поливки цветов. Вы не сдаетесь, вы потрясаете томиком Чехова. Дескать, у Антон Палыча три часа люди пьют на сцене чай, а тем временем рушатся их судьбы. Так, между прочим, у Антон Палыча главное-то как раз не чай, а судьбы. Научитесь так – будете драматургом номер два. После Чехова.

В общем, выбрасывайте все лишнее:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается. Видит убийцу, хватает его >.

3) Затянутые диалоги

Сам грешен. Написал однажды диалог на семь страниц, за что был зверски бит продюсером. Каждая сцена, каждый персонаж, каждое слово диалога в вашем сценарии должны двигать действие к развязке. А то получается что-нибудь вроде:

<Входит убийца.

ГЕРОЙ
Добрый вечер.

УБИЙЦА
Здравствуйте.

ГЕРОЙ
Неплохая сегодня погода.

УБИЙЦА
Вчера было лучше.

ГЕРОЙ
А я тут, знаете ли, цветы хотел полить.
Смотрю, цветы растут, а их никто не
поливает.

УБИЙЦА
Да, все время про них забываю.

ГЕРОЙ
А я люблю цветы. Маргаритки, розы. Эти,
как их, кувшинки… >

Дальше три страницы про цветы, потом еще три про велосипеды, а потом как-нибудь и о старушках речь зашла. И вдруг герой ему в лоб: а вы и убили-с!

Ни в коем случае! Максимум:

< ГЕРОЙ
Стой, убийца!

УБИЙЦА
Нет!

Герой хватает убийцу. >

Чувствуете разницу? То-то же.

Как надо

Для начала вы должны придумать историю. И придумать ее от начала до конца. Составьте синопсис – небольшой пересказ истории на полторы-две странички. Второй этап – поэпизодник. Опишите вкратце каждую сцену, что в ней будет происходить. В полнометражном фильме должно быть около 40 сцен, в серии телесериала – 15-20. На стадии поэпизодника уже можно понять, правильно ли построен сюжет. Он обязательно должен включать в себя следующие элементы:

1) ЭКСПОЗИЦИЯ. Где происходит действие, кто герои. Но это не должен быть получасовой пересказ биографий с кадрами семейной хроники и закадровым голосом. Герой угоняет машину, за ним гонятся полиция, он выезжает на мост и прыгает с моста с парашютом – отличная экспозиция фильма «XXX».

2) ПЕРВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА. Самое время задать вопрос, на который отвечает ваш фильм. Если уж мы заговорили об «XXX», помните момент, когда героя похищают спецслужбы? Вот это оно.

3) ВТОРОЙ АКТ. Герой преодолевает препятствия. Убивает врагов, пытается завоевать любовь, строит электростанцию.

4) МИДПОЙНТ. Друг оказался предателем, любимая женщина влюблена в лучшего друга, герой узнает, что вместо электростанции он делает атомную бомбу, которая уничтожит весь мир.

5) ВТОРОЙ АКТ. Друга – закатать в бетон, любимую женщину – или забыть, или отбить, атомную бомбу – взорвать в безопасном месте.

6) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА. Последний поединок с бывшим другом, объяснение с любимой женщиной, взрыв бомбы.

7) ТРЕТИЙ АКТ. Сражаясь с предателем, герой находит новых друзей. Борясь за любовь, утрачивает смысл жизни и выбрасывается из окна. После взрыва бомбы начинает выращивать радиоактивные яблочки.

Когда поэпизодник готов, остается только написать диалоги. Только покороче, я вас умоляю! И не забудьте об оформлении. Это прозаик может сдать в издательство рукопись на обрывке обоев.

Сценарий должен быть напечатан шрифтом Courier new. Подробнее об оформлении сценариев можно прочитать в книге Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». Или, к примеру, на сайте www.ruskino.ru.

Куда нести

Ну вот, вы написали гениальный сценарий и теперь не знаете, что с ним делать. И Спилберг не звонит, не интересуется, когда ему приступать к кастингу актеров. Для начала попробуйте разослать свою работу по кино- и телекомпаниям. В одной из десяти компаний ваш сценарий прочитают. Если он хорош, его сразу купят. Честно. Хороших сценариев мало и еще меньше сценаристов, у которых первый же сценарий оказался хорош.

Поэтому старайтесь участвовать во всех конкурсах, которых сейчас проводится великое множество. Цель всех этих конкурсов – найти талантливых сценаристов, а это ведь как раз вы, верно?

Но самый правильный путь – это, конечно, через знакомых. У вас нет знакомых продюсеров? Но, уверяю вас, у вас обязательно есть хотя бы один знакомый, у которого есть знакомый продюсер.

Будьте готовы встретить этого продюсера в любой момент. Говорят, в Лос-Анджелесе у каждого парикмахера лежит в кармане наготове сценарий, на случай, если в его парикмахерской захочет постричься какой-нибудь Клинт Иствуд. Если у вас нет парикмахерской – заглядывайте почаще в ЖЖ. Там точно есть продюсеры. В товарных количествах.

Александр Молчанов

ЗЫ. Да, чуть не забыл. Для того, чтобы стать сценаристом, нужно еще две вещи: талант и везение. До встречи на премьере!

Где Санкт-Петербургская школа телевидения в Москве Начало по мере набора Стоимость 13 000 руб. за групповые, 18 000 руб. за индивидуальные занятия Продолжительность 6 дней Специализация сценарии любого формата

Краткосрочные интенсивные курсы, в ходе которых студенты овладеют базовыми навыками и терминологией для написания сценария к художественному или документальному фильму, клипу, спектаклю или телешоу. Кроме того, слушатели узнают, как профессионалы составляют свое портфолио, вникнут в технические аспекты производства фильма и получат представление о способах реализации готового сценария. График обучения, что удобно, гибкий, занятия ведут преподаватели-практики — режиссеры и сценаристы Екатерина Круглая («Живые картинки») и Евгений Крылов («Я иду домой»).

2. Структура фильма от Александра Митты

Где «Школа Александра Митты» Начало апрель Стоимость 14 000 руб. Продолжительность 6 дней Специализация сценарии полного метра

Народный артист и профессор Гамбургского университета Александр Митта работает в индустрии кино вот уже более полувека. На его счету такие известные фильмы и сериалы, как «Экипаж», «Граница. Таежный роман», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и «Звонят, откройте дверь». Митта сотрудничал со множеством знаменитостей, в том числе с Еленой Прокловой, Владимиром Высоцким, Леонидом Филатовым и Ренатой Литвиновой. На своих мастер-классах режиссер расскажет о создании историй для кинематографа — от развития замысла до написания сценария. Митта также затронет интересные для начинающих сценаристов вопросы, к примеру, как бороться с «провисанием» середины фильма или убедительно выстроить образы врагов главного героя.

3. Практическая драматургия кино

4. Практический курс по сценарному мастерству

Где Высшая школа режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге Начало 25 апреля Стоимость 13 500 руб. Продолжительность 15 занятий, 1 месяц Специализация сценарии любого формата

Курс продолжительностью три недели рассчитан на начинающих сценаристов. Особое внимание уделяется практике: слушатели научатся выстраивать сюжет и работать с героями будущего фильма. Основную часть занятий ведет сценарист, редактор, преподаватель СпбГУКиТ и СПбГУКИ Платон Мартынов. Каждое из них состоит из лекции и семинара, чтения теоретической части и свободного обсуждения работ студентов. Программа также предусматривает три семинара по основам кинопроизводства, которые пройдут под руководством режиссера Антона Сухарева («Дримс», «О»).

5. С ценарный интенсив (онлайн-курс)

Где «Фильмошкола» Начало по мере набора Стоимость 14 900 руб. Продолжительность 10 онлайн-занятий, 1 месяц Специализация сценарии любого формата

Онлайн-образование в области сценарного мастерства, которое предлагают выпускники ведущих специализированных университетов России и мира — ВГИКа, New York Film Academy и др. Все преподаватели активно занимаются практической деятельностью: продюсируют фильмы, пишут сценарии или работают редакторами на киностудиях. Уже после первого занятия педагоги вместе со студентами разберут их идеи для сценария, что поможет понять, нужно ли продолжать обучение в «Фильмошколе». После окончания курса желающие подпишут с организацией агентский договор, который дает ей право продвигать сценарии выпускников.

6. Сценарий детективного сериала (онлайн-курс)

Где Сценарная мастерская Александра Молчанова Начало 10 мая Стоимость 69 500 руб. Продолжительность 12 онлайн-занятий, 3 месяца Специализация сценарии детективных сериалов

Детектив — один из самых увлекательных и популярных жанров в литературе, кино и на ТВ. В последние годы интерес к нему растет, это во многом связано с такими телепроектами, как «Шерлок», «Лютер», «Убийство», «Хорошая жена» и другими всем известными сериалами. Автор пьесы «Убийца» и учебника «Букварь сценариста» Александр Молчанов (сериалы «Захватчики», «Побег») поделится со студентами основами написания сценария для телешоу. В ходе обучения слушатели создадут пилотную серию и заявку собственного проекта.

7. Драматургия и сценарное мастерство

Где Институт журналистики и литературного творчества Начало 11 апреля Стоимость 18 000 руб. Продолжительность 4 недели Специализация сценарии для кино и ТВ

Курс предлагает освоить основы драматургии и создания сценариев для кино и ТВ с уклоном в тележурналистику и документальное кино. Теорию построения драматических произведений на курсе будет преподавать филолог-германист и искусствовед Арсений Дежуров, а сценарии студентов научат писать шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Культуры» Андрей Райкин и Виталий Калинин, главный оператор «Первого канала». Практику для студентов организуют на базе этих же ведущих федеральных телеканалов. Кроме того, во время обучения пройдут лекции приглашенных экспертов из телеиндустрии.

Долгосрочные курсы

8. Кинодраматургия

Престижные и старейшие курсы переподготовки кадров для индустрии кино, где в разное время обучались Илья Авербах, Алексей Балабанов и Тимур Бекмамбетов. Лекции и семинары проходят в небольших группах-мастерских под руководством профессоров с огромным практическим опытом работы. Драматургию на ВКСР преподают заслуженные деятели искусств, лауреаты различных премий, профессора ВГИКа — Одельша Агишев, Зоя Кудря, Наталья Рязанцева, Михаил Фатахов и другие. За полтора года обучения студенты успевают принять участие сразу в нескольких проектах — разрабатывают сценарий короткометражки и придумывают два сценария полного метра для курсовой и диплома.

9. Сценарист драматургии кино и телевидения

Где Учебный центр кино и телевидения UHD на базе Останкинского института Начало по мере набора Вступительные испытания собеседование Стоимость 144 000 руб. Продолжительность 12 месяцев Специализация сценарии для кино и ТВ

Обучение основам драматургии кино и телевидения в центре UHD включает в себя обязательную стажировку в здании аппаратно-студийного комплекса (АСК-3) телецентра «Останкино». Если студент пропускает лекцию, есть возможность посмотреть ее позже в режиме онлайн. График занятий — по выбору слушателя, их можно посещать как днем, так вечером или в выходные (кстати, иногородним студентам предлагается размещение в хостеле на время учёбы). Курсы подойдут всем, кто хочет научиться мастерству написания сценариев, вне зависимости от возраста и предыдущего образования. Что касается преподавателей, то в штате UHD трудятся многие заслуженные работники кино и ТВ, к примеру, телеоператор ВГТРК и член союза кинематографистов Александр Дудов, автор учебников по истории кино Игорь Беленький и академик Международной академии телевидения и радио Ксения Гамалея.

10. Сценарист кино и телевидения

Самый известный российский университет, специализирующийся на кинообразовании, открыл набор на курсы главного редактора компании «Гамма-Продакшн» и сценариста Дениса Родимина («Олимпиус инферно», «Жестокость», «Духless», «Бумер»). Чтобы начать обучение у мастера, нужно пройти два этапа конкурса — предварительный отбор по результатам творческих работ и заключительное собеседование с Родиминым. Выпускники курса получат возможность поступить в аспирантуру ВГИКа, а лучшие из них поработают над проектами для федеральных телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «НТВ»). Иногородним абитуриентам предоставляется общежитие.

11. Сценарное мастерство

Курс Московской школы кино разработан при поддержке факультета драматургии престижного Калифорнийского университета в Беркли (США), который входит в число 20 ведущих вузов мира в рэнкинге Times Higher Education. Куратором образовательной программы выступает выпускник этого учебного заведения Александр Талал, работавший над сценариями к картинам «Дневной дозор» и «Черная молния». Среди других преподавателей — шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов канала «Культура» Всеволод Коршунов, креативный продюсер ряда проектов «Амедиа» Константин Наумочкин («Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня») и аниматор Аида Зябликова (серия мультфильмов о домовенке Кузе). Программные модули курса включают в себя общую теорию кино, анализ картин и сценариев для разных форматов — полного метра, анимационных фильмов и короткометражек. На базе МШК также действует «Центр по связям с индустрией», обеспечивающий студентов реальным опытом работы в планирующихся к запуску сериалах или фильмах (для Sony Pictires, Enjoy Movies, СТВ, ВГТРК и др.).

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь - очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание - это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству - вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо , чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения - это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача - собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира - единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино - командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, - это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, - это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) - командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист - это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы - победитель.


Перевод с английского: Sergey Toronto

«Если вы написали супер сценарий и готовы потратить от трёх до пяти лет, пытаясь с ним хоть куда-то пробиться, возможно, у вас есть то, что необходимо тому, кто хочет быть сценаристом»
- Стивен Дэвис


Вас будут оценивать по качеству вашего творчества, а не по той квалификации, которой вы обладаете.

Умения, которые вы развиваете в процессе получения квалификации, могут быть бесценными. Но, от самой корочки подтверждающей, что вы сценарист - толку не много. После окончания учёбы ваша успешность будет определяться, прежде всего, качеством того креатива который вы создаёте. В некоторых случаях, подтверждение квалификации от уважаемого учебного учреждения, может рассматриваться как знак того, что вы компетентны и сможете сделать свою работу, плюс продюсеры и агенты с большей вероятностью рассмотрят вашу заявку. Но вопрос того, продолжат ли они читать ваш сценарий после нескольких первых страниц, ни как не связан с вашей квалификацией. Единственное, что имеет значение, это то, насколько им понравится то, что они начнут читать.

Создайте круг доверенных читателей, которые будут критиковать то, что вы написали.

Основы сценарного мастерства можно изучить через самостоятельное обучение, плюс, возможно, вам нужно будет несколько раз посетить библиотеку. В курсы сценаристов стоит инвестировать только в случае, если они помогут вам развить необходимую критическую хватку нужную для того, чтобы выявит слабые места в вашей работе и понять, как их исправить. Большинству авторов необходим круг мудрых и надёжных читателей, способных на конструктивную критику работы находящейся в процессе написания. Хорошим местом для поиска таких людей может стать университет или киноцентр.

Начинайте рассылать свои сценарии, но не ждите, что вам тут же кто-то ответит.
Начните с BBC writersroom , там приветствуют новые сценарии и дают отзыв на те работы, которые выглядят обещающими. Раньше писатели имели обыкновение сразу отправлять сценарии непосредственно в Британский совет финансового развития киноиндустрии, но теперь их денежными средствами распоряжается BFI где отдают предпочтение заявкам от связки писатель-продюсер. Для того чтобы найти продюсера вы можете связаться с ближайшим киноагентством - там вам могут подсказать кто из продюсеров работает в вашем регионе. Самое главное, не ждите, что что-то из этого получится, по крайней мере, в первый раз.

Справляться с отказами - это важная часть процесса, но упорство окупает себя. Я переписывался с Киноагентством Уэльса почти два года с очень небольшим успехом, но в октябре прошлого года, после того как я отправил им два сценария и подал одну неудачную заявку на финансирование проекта, они связали меня с независимым продюсером, который проявил интерес к одному из моих сценариев.

Голливудские студии и кинокомпании устраивают конкурсы на лучший сценарий.

Соблазнительная часть при написании сценария состоит в идеи того, что из нищеты безызвестности вы буквально за пару дней можете стать воплощением истории богатства и успеха. Всё это эквивалент того, как если бы вас играющего в футбол на улице во вторник, увидел Фабио Капелло, а уже в среду вы бы держали в руках Кубок Англии. За исключением того, что со сценаристами такое иногда действительно случается.

Хорошей новостью для сценаристов, живущих в Англии, является то, что Голливуду все рано, откуда вы родом. Если вы написали высококлассный коммерчески привлекательный сценарий, который просто требует, чтобы его воплотили в жизнь и который может привлечь внимание звёзд киноиндустрии, то у вас есть шанс продать свой сценарий. Но как вам показать им свой сценарий?

Конкурсы сценаристов, предлагают разные возможности. Не все такие конкурсы стоят того, чтобы платить вступительный взнос за участие, но некоторые конкурсы, такие как, например, Nicholl Fellowship , хорошо зарекомендовали себя как стартовые площадки для новых сценаристов. Многие Голливудские студии и продюсерские компании обращают внимание часто не только на сценарии-победители, но и на те, которые входят в десятку или двадцатку финалистов крупнейших конкурсов. В последние годы, такие сайты как InkTip стали предоставлять услуги помогающие связать сценаристов с профессионалами из шоу-бизнеса, теми, кто ищет новый материал.

Закулисная работа связанная с киноиндустрией, для того чтобы найти зацепки - не обязательна. Но если вы решили, что работа официантом, как запасной план вашей карьеры приемлем для вас, то лучше бы у вас уже на руках был звёздный сценарий.

Большинству начинающих автором нужна вторая (а иногда и третья) работа, для того чтобы оплачивать свои счета и вовсе не обязательно чтобы эта работа была связана с кино или телевиденьем. На самом деле, работа не связанная с фильмами, которая хорошо оплачивается и оставляет вам достаточно времени, чтобы писать, может быть более выгодной для вашей карьеры писателя, нежели чем высасывающая энергию работа где-то на задворках индустрии развлечений. За последние три года я сменил много специальностей, начиная от ассистента кинорежиссёра и до подсобного рабочего в супермаркете Северного Уэльса. Я не рекомендую заниматься той работой, которую я упомянул последней, но и первая не станет волшебным стартом вашей карьеры.

Работа с продюсером (ежедневное чтение голливудских финансовых документов и описание сценариев рассматриваемых для запуска в производство) дала мне ценную информацию о процессе производства фильмов, но главное было в том, что я постоянно продолжал работать над своими проектами по вечерам и в выходные дни. У меня появилось много связей, но интерес к вам, как к писателю полезен только в том случае, если у вас действительно уже есть хороший сценарий, который вы можете показать людям в тот момент, когда они проявят интерес. Если вы встретите продюсера, продавая билеты на кинофестивале и она предложит вам прислать её один из ваших сценариев (такое произошло со мной один раз в Торонто), она не будет ждать шесть месяцев, пока вы наконец соизволите закончить что-нибудь. Подготовьте свой звёздный сценарий и держите его наготове, чтобы отправить его тому человеку, который его у вас попросил, пока он ещё не забыл кто вы вообще такой.

Будьте готовы потратить от трёх до пяти лет, пока вы хоть чего-то добьётесь: вам нужна уверенность в себе, граничащая с иллюзиями.

Самый полезный совет я получил, от успешного сценариста, который сказал всем студентам в моем классе, дать себе от трех до пяти лет попыток проникнуть в эту индустрию, прежде чем мы вообще даже начнём думать о чём-либо другом. Это три или даже пять лет, без денег, возможности купить себе жильё и без какой-либо гарантированной работы. Конечно, есть много других, более простых способов заработать деньги, нежели чем писать сценарии. Быть сценаристом - тяжёлая работа, которая требует уверенности в себе часто граничащей с иллюзиями. Нужно искать возможности по всему миру. В 2009 году после года неудачных попыток в Уэльсе, я чуть было не растерял весь свой энтузиазм, поэтому я переехал в Торонто по рабочей визе. У работал на трёх работах с неполной занятостью (в театре, на фестивале телевизионных фильмов и в концертном зале), но это была настолько стимулирующая обстановка, что там я писал больше, чем когда-либо раньше в моей жизни.

Ещё какие-нибудь советы?

Да, всё это правда: чем больше вы пишете, тем лучше вы становитесь. Никогда не слишком рано вступит в эту игру, но вы должны быть уверенны, что у вас уже есть, что показать людям, когда они узнают что вы сценарист. Будьте мобильны, не ждите, что удача сама упадёт к вам в руки. Набирайте опыт работы и стажируйтесь столько, сколько вы можете себе позволить. Не бойтесь облажаться - ошибки это просто «исследование» для писателя. Проведите хотя бы один день на съёмочной площадке. Подойдите ближе к актёрам и режиссёру, чтобы увидеть, как они работаю со сценарием. Практикуйтесь в ораторском мастерстве, большинству сценаристов в какой-то момент придётся рассказывать истории. Путешествуйте, это покажет вам, что то, что нормально для вас совсем не является нормальным для других и освободит вас, позволив писать исходя из своего собственного опыта. Помните, что хорошие истории полны конфликтов и эмоций. Но прежде всего - пишите каждый день. Ну или, по крайней мере, знайте, что вы конкурируете с людьми которые это делают.

Любой кинопроект – результат работы команды. Режиссёров, а тем более – знают все. А вот авторы сценариев остаются за кадром в прямом и переносном смысле. Студентка «Московской школы нового кино» (МШНК) Фридерике (Рикке) Брин рассказала, как становятся сценаристами, так ли просто писать и что делать, если у тебя украли идею.

Кто идет в сценаристы

У всех разные пути в профессию. Кто-то со школьной скамьи знает, что ему нужно, а другие идут извилистыми дорогами. Рикке окончила факультет журналистики МГУ, успела поработать в Дании и выучить пять языков. До поступления в МШНК у нее уже был опыт написания сценариев.

«На самом деле мне просто нравится рассказывать истории. На протяжении жизни я сталкивалась с неординарными характерами и необычными судьбами», - объясняет Рикке. По её словам, сценаристом становится тот, кто любит и умеет рассказывать истории. А рассказчику всегда нужны слушатели. В отличие от , богатая фантазия авторов фильмов и сериалов более востребована на рынке труда. Дело в том, что кинопроизводство как флагман индустрии развлечений охватывает огромную аудиторию, которая только и ждет новых историй.

Работа не для слабаков

Кому-то может показаться, что писать сценарии несложно. Но это не так. Работа сценариста овеяна флером романтизма, который мешает разглядеть обывателю тяжелый труд и постоянную работу над собой. Некоторые говорят, что сценарист должен быть «одновременно и аутистом, и коммуникатором»: уметь совмещать свое особенное видение и чужой опыт. Но в этой профессии непрерывное генерирование идей должно сочетаться с крепкими нервами.

«Мастер моей сценарной студии Мария Зелинская как-то сказала: «Сценарист – это тот, кто остаётся». И мне кажется, что это очень точные слова. Во время работы над проектом, тебя буквально колбасит: то эмоциональный подъем, когда ты написал хороший материал, то уныние и депрессия, когда тебя раскритиковал заказчик», - объясняет Рикке.

На деле идей или филигранного владения словом недостаточно – сценарист должен прожить за своего персонажа и побывать в его шкуре. Здесь много невидимой работы над образом: нужно понимать, как устроена человеческая психика. Написание сценария - это не только анализ других людей, но и самоанализ. Ради того, чтобы лучше понимать своих героев, Рикке пришлось ходить на курсы по психиатрии. «Часто возникают сложности, когда тебе нужно написать о человеке, который тебе неприятен. Ты, например, себя бы так не повел, а он действует и не краснеет. Но чтобы написать хороший сценарий, нужно принять его систему координат и думать, как он», - поясняет сценарист.

Прокрастинация, супервайзеры и ритуалы

Именно из-за сложности процесса сценаристы любят откладывать на потом. Поэтому у многих из них есть супервайзеры, чья работа заключается в том, чтобы напоминать автору, что он должен сдать сценарий в срок. «Главное сконцентрироваться на своих мыслях и идеях и не давать себе отвлечься. Важно уметь не только начать, но и завершить то, что ты делаешь», - поясняет Рикке.

Помимо этого практически у каждого сценариста есть свой собственный ритуал для того, чтобы приступить к работе над новым проектом. И пишут все тоже по-разному. Одни работают, закрывшись в комнате без еды, другие наоборот постоянно едят за клавиатурой. А некоторые спринтеры перекладывает всё на последнюю неделю, такое тоже допустимо. Ведь, в конечном счете, заказчика интересуют не ритуалы, а сценарий и соблюдение сроков.

Смотреть кино – это часть работы

Помимо этого всё свободное время сценарист восполняет недостаток жизненного опыта и идей общением с незнакомцами, чтением книг и просмотром фильмов. И последнее не менее важно. Если рядовой зритель в кино видит сюжет и картинку, то профессионал замечает и особенности монтажа, и постановку кадра, и работу оператора. «Это становится не столько развлечением, сколько напряжённой мыслительной деятельностью, - признаётся Рикке. - Ты постоянно думаешь, что ты можешь перенять или попробовать воплотить».

3 вопроса для сценариста

Перед тем, как сесть за ноутбук, нужно ответить на три вопроса. Во-первых, о чем ты будешь писать? Во-вторых, почему ты хочешь об этом писать? И наконец, почему именно ты можешь об этом рассказать? Важно разбираться в том, о чем ты пишешь на уровне профессионала. «У меня есть сценарий про и чтобы лучше понять, как работает герой, мне приходилось общаться с представителями этой профессии, - рассказывает Рикке. - Это было необходимо, чтобы лучше понять, как они работают: какая у них специфика, какое расписание, есть ли «профессиональные» шутки - все детали, которые обычные люди не знают. Потому что кино должно быть достоверным и интересным. Ведь кино не только развлекает, но и обучает».

Написал – и забудь

Примерно 30% успеха фильма зависит от качественно написанного сценария. Но большая часть ответственности за конечный продукт лежит на режиссере и операторе. «Для сценариста же важно научиться «отпускать» свои работы. Как говорится, написал сценарий – и забудь. Нужно смириться с тем, что фильм всё равно не будет похож на то, что ты себе представлял. Это сложно: отпускать своего малыша, чтобы дяденька режиссер перекроил его на свой вкус, - признаётся Рикке. - Поэтому для нас важно довести работу до конца и больше не думать о ней».

Бывает и так, что сценарист работает несколько лет, и все равно у него нет фильмографии. Поэтому, если сценарист поставил себе цель вырваться на экран, ему важно снять для начала хотя бы одну короткометражку. Но и это не гарантирует успеха: иногда проекты закрываются или просто перестают финансироваться. Здесь все зависит от удачи, веры в себя, труда и терпения. Ведь сценарист – это тот, кто остаётся. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы нашелся тот самый режиссер или продюсер, который рассмотрит все достоинства работы.

Украсть идею проще всего

Часто начинающие не понимают, что готовый сценарий важнее самой гениальной идеи. Потому что идея не имеет авторского права. «Многие жалуются, что воруют не сам текст, а идеи, - рассказывает Рикке. - К примеру, объявляют сценарный конкурс, ты присылаешь идею, а потом через год или два видишь фильм, с сюжетом ужасно похожим на твой синопсис. Но ты не можешь предъявить претензию – это же всего лишь идея. Но это не повод «закрываться» от коллег. Мы в команде не боимся делиться своими мыслями и впечатлениями, потому что любой может написать сценарий по заданной теме. Но это всегда будет разный текст. И каждый такой сценарий обладает авторским правом, несмотря на то, что все писали об одном и том же». Поэтому лучший способ сохранить свою идею – это записать её.

Чаще всего у продюсера уже есть основная идея. Сценаристы получают тезис и каждый из них пишет свой вариант развития событий. Заказчики читают все работы и решают, кто «попал». Если рассматривать небольшой формат, то над сценарием обычно работают три-пять человек. Если это более крупный проект, то к написанию сценариев подключается сразу несколько команд. К примеру, к «Доктору Хаусу» приложили руку более сорока сценаристов.

При работе над небольшим форматом обычно остаются три человека, которые совместно перерабатывают все версии в одну. Так получается первая серия. То же самое делают и со второй серией. То есть конечный сценарий отдельно взятой серии – это комбинация разных взглядов на ситуацию.

Проект начинается с проработки персонажей. Работают сообща по той же схеме: каждый описывает свое видение характера героя, его уклад жизни, привычки, его историю, особенности поведения и манеру говорить, а потом «сливают» всё в один образ.

Сотрудничать с коллегами непросто – очень тяжело принять, что твоя идея не будет использована. Но такая работа помогает видеть достоинства других, стимулирует работать и предлагать новые идеи. Ведь в «авторской комнате» идеи каждого равнозначно важны и интересны. Решения по поводу доминирующей линии сюжета принимает продюсер, режиссер или сам заказчик. Очень редко на доработку поступает авторский сценарий, тогда последнее слово остается за «ведущим» сценаристом.

Как выйти из творческого застоя

Естественно, если сценарист будет сидеть и молчать, его заменят на другого, как перегоревшую лампочку. Но бывает и так, что вся команда впадает в ступор. Для таких случаев есть специальные сценарные игры. Одна из самых занимательных – «15 почему». Есть фраза, к которой нужно придумать историю. К примеру, женщина пришла в паспортный стол, чтобы забрать свой паспорт, но ей его не выдают, говоря, что хозяйка документа мертва. И ты спрашиваешь себя: «Почему её считают мёртвой?». И начинаешь фантазировать. К примеру, это не героиня, а её однофамилица. Тогда почему героиню приняли за другого человека? Потому что внешне они очень похожи. Почему они похожи? Потому что на самом деле они сёстры-близнецы. Почему героиня не знает о сестре? Потому что их разлучили в роддоме. Таким образом, сценаристы могут уйти очень далеко от изначальной идеи про паспорт, но придумать какую-то интересную историю, немного разрядить мозги и увидеть другие варианты поворотов сюжета.

Сколько получает сценарист сериалов

Оплата труда сценариста напрямую зависит от компании и того, чем он конкретно занимается. Минимальная зарплата – 50 тысяч рублей. Но на некоторых каналах сценаристы могут получать в пять раз больше минимального гонорара – все зависит от проекта и его рейтинга.

Реально ли научиться писать сценарии самостоятельно? Будет очень сложно. Ведь сценарист – это отдельная профессия, требующая не только эрудиции и умения писать. Есть много тонкостей, в которые невозможно вникнуть при самостоятельной работе. В мастерских к каждому студенту прикрепляют специалиста, который выслушивает их идеи, дорабатывает, объясняет и поправляет, а главное – следит, чтобы начатое было доведено до конца. Это самое настоящее второе высшее образование: лекции, семинары, задания, встречи со специалистами и даже летняя практика у потенциальных работодателей. Поэтому если вы решили, что нашли свое призвание, главное не останавливаться и не забывать записывать идеи.