Как правильно выбрать объектив на пленочный фотоаппарат. Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием. Конструктивные особенности объективов

Разновидностей объективов , отличающихся друг от друга характеристиками, целая масса. Давайте рассмотрим их основные параметры , таким образом мы сможем иметь представление о них для личного применения и
необходимых свойствах.

Тип крепления

Если вы обладатель камеры со сменным объективом или задумались над покупкой таковой, то вам необходимо иметь представление о типе крепления - байонета . Сразу стоит отметить, что почти у каждого производителя камер со сменными объективами имеется индивидуальный, фирменный тип байонета (может быть даже несколько), поэтому, обращайте внимание при покупке объектива одного производителя с камерой на совместимость с ней.
Предположим, что вы захотели купить новый объектив для фотокамеры: Canon EF-S (любительский). Данный байонет совместим со старшей моделью Canon EF, но нет обратной совместимости! Вот такой нюанс, камеры с типом крепления EF-S работают с объективами EF, но не наоборот. Проблема их совместимости заключается в следующем: в объективах EF-S для уменьшения размера задняя линза вынесена за плоскость крепления и в камерах с байонетом EF может повредить зеркало.

А вот у компании Sony все проще, для своих «зеркалок» А серии она применяет старый байонет Minolta А. В связи с этим, камеры Sоnу могут использовать как современные объективы Sоnу, так и старые от Minolta и Коniса Minolta.

Модификаций объективов среди фотокамер великое множество. Чтобы получить возможность использовать какой-нибудь байонет на своей камере используйте специальные переходники для объективов . Например, для современного Nikon с помощью таких опциональных принадлежностей можно поставить объектив от старенького Leica.

Внимание! Все современные байонеты обеспечивают электрическую связь между камерой и объективом, которая необходима для работы системы авто фокусировки и передачи камере сведений о настройках объектива. Имейте ввиду, что использование переходника препятствует работе этих функций.

— основной параметр, измеряемый в миллиметрах, который определяет принадлежность объектива. Иными словами, данная характеристика информирует пользователя о рабочем расстоянии до объекта фотосъемки или насколько он масштабирует картинку.

Относительно объективов, фокусным расстоянием называют расстояние между главной точкой объектива и матрицей. Чем данный параметр больше, тем меньше угол зрения объектива и тем больше рабочее расстояние до объекта. Используя зум-объектив, можно изменять его фокусное расстояние, следовательно, в маркировке указывают минимальное и максимальное значения. В зависимости от этих величин объективы делятся на несколько типов. Рассматривая их, стоит учесть, что указанные цифры применимы к 35-миллиметровой пленке и аналогичным по размеру матрицам, а для фотоаппаратов с уменьшенным размером той самой матрицы цифры немного различны.

Типы объективов с классификацией по фокусному расстоянию

  • Стандартные объективы (фокусное расстояние ~5 — 70 мм). Таким объективом получают изображение, приближенное к углу зрения человека. Подходят для студийной и репортажной фотосъемки. Их оптическая схема относительно проста, тем самым они дешевле длиннофокусных объективов аналогичного класса. Но, выбирая тот или иной объектив, помните, что разница в цене обусловлена не качеством, а сложностью изготовления. Даже с помощью дорогого длиннофокусного объектива можно получить картинку хуже стандартного объектива.
  • Портретные объективы (50-85 мм). Используя при фотосъемке объективы с такими фокусными расстояниями, вы получите меньше геометрических искажений, чем при более коротком. Плюс ко всему, в отличие от телеобъективов (так называемых «телевиков»), обеспечивают приемлемую светосилу, о которой я подробнее расскажу несколько позже. Исходя из этого, такие объективы считаются оптимальными для съемки людей.
  • Длиннофокусные, телеобъективы (> 85 мм). Предназначены для фотосъемки с дальнего расстояния, без возможности приблизиться к объекту. Подходят для съемки архитектурных объектов, животных, спортивных мероприятий, удаленных знаменитостей и т.п. Широкоугольные (24 — 35 мм) и сверхширокоугольные (< 24 мм). Предоставляют возможность снимать в условиях тесного пространства, например при съемке интерьеров или крупных объектов в помещениях. Помимо этого широкоугольные объективы используются для создания панорам из-за очень широкого угла зрения. Данный тип объектива позволяет снимать человека в полный рост с расстояния в 1-1 ,5 м. Недостатком (или особенностью) широкоугольного объектива является наличие дисторсии (геометрических искажений) — кадр будет иметь вид, натянутый на шар, что неприемлемо при наличии на фото лиц. При покупке таких объективов старайтесь не экономить, чтобы не разочаровываться от полученных результатов в дальнейшей работе.
  • Объективы фиш ай (fish еуе — рыбий глаз) . Объективы данного типа обладают фокусным расстоянием 6-16 мм с расширенным углом зрения и отсутствием борьбы с дисторсией. Любой снимок «рыбьим глазом» будет сильно искажен, поэтому такие объективы используются для художественной съемки, где дисторсия применяется как художественный стиль.

Также имеется несколько категорий объективов с изменяемым фокусным расстоянием (зумом), где действует правило: чем шире диапазон фокусных расстояний (т. е. больше кратность зума), тем сложнее оптическая схема и, следовательно, труднее обеспечивается приемлемое качество фотоснимков. Но таким образом фотограф получает более широкие возможности композиции кадра, увеличивая фокусное расстояние для съемки дальних объектов и уменьшая для ближних. Существуют зум-объективы с огромным диапазоном фокусных расстояний и используются как стандартные, так и длиннофокусные. Правда «грешат» маленькой светосилой и большими геометрическими искажениями, вдобавок достаточно дороги, оставляя за собой одно преимущество — универсальность.

Зум или фикс: какой объектив выбрать?

Оба типа объективов имеют свои плюсы и минусы. С зум-объективом можно устанавливать различные фокусные расстояния , что поможет приближать или отдалять объект съемки, при этом оставаться статичным.

Благодаря этой особенности зум-объективы особенно хороши в репортажной фотографии. Например, при спонтанной съемке с таким объективом вы не упустите интересные моменты. А недостаток у зумов, пожалуй, только один - маленькая светосила .

Конечно, существуют объективы и с переменным фокусным расстоянием, и с хорошей светосилой, но цены на них очень высокие. Кроме того, такие «стекла» обычно больше и тяжелее, что не для всех удобно. Да, и починка при поломке влетит в копеечку.

Хорошие фиксы можно приобрести за сравнительно небольшую цену. С ними лучше снимать при слабой освещенности. К тому же при большом значении диафрагмы уменьшается зона резкости, за счет чего фон получается мягким и появляется любимое многими боке.

Недостатком фикс-объективов является их неизменное фокусное расстояние. При репортажной съемке это может стать помехой, так как вам придется много передвигаться, чтобы снять объект в желаемом масштабе. А из-за этого можно не успеть сделать нужный кадр.

Не менее важный параметр объектива, чем фокусное расстояние. Он характеризует степень ослабления светового потока при максимально открытой диафрагме фотоаппарата. Чем она больше, тем больше света на матрицу пропускает объектив и тем более короткую выдержку можно выставить при съемке. Данный параметр имеет огромное значение при фотосъемке в условиях недостаточного освещения . Например, если объектив со светосилой 1:4,5 даже с полностью открытой диафрагмой дает снять светлый кадр с выдержкой 1/30 с, все движущиеся объекты будут смазаны. Вам придется поднять светочувствительность (ISO) на пару ступеней, а это, в свою очередь, чревато цветовым шумом; либо сменить оптику на что-нибудь посветлее. Таким образом объектив светосилой 1:2,8 способен снимать в аналогичных условиях с выдержкой 1/125 с, и кадр получится четким.

Кроме того, большая светосила позволяет сильнее размывать фон при фотосъемке с полностью открытой диафрагмой, что хорошо выглядит на портретах и художественных снимках. Параметр светосилы зависит от качества, количества и диаметра оптических линз, а также от конструктивных особенностей объектива. Посему, большую светосилу имеют короткофокусные объективы и объективы с меньшим диапазоном фокусных расстояний. Наибольшей светосилой обладают короткофокусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Рассматривая для покупки объектив с зумом, обратите внимание, что они имеют два значения светосилы: при минимальном и максимальном фокусе. Исключением являются лишь дорогие профессиональные объективы, которые могут сохранять одно значение светосилы для всех фокусных
расстояний.

Кроп-Фактор

Практически все пленочные фотоаппараты (зеркальные и мыльницы), использовали в прошлом и по настоящее время используют пленку формата 35 мм . Размер кадра на этой пленке составляет 36х24 мм. Соответственно, такой размер кадра был взят за основу при появлении цифровой фотографии, так что профессиональные цифровые зеркальные камеры оснащаются матрицами 36х24 мм (так называемый полный кадр). Такой размер матрицы обеспечивает отличную светочувствительность, но увеличивает габариты, вес и стоимость фотоаппарата. Поэтому все современные цифровые мыльницы, системные камеры и недорогие цифровые зеркальные камеры оснащаются матрицами меньшего размера.

Это число, на которое надо умножить размер матрицы для получения полного кадра. Все это создает путаницу при определении фокусных расстояний, потому как объектив с фокусным расстоянием 100 мм при кроп-факторе 2 будет давать такой же угол зрения, что и 50 мм на полном кадре. Поэтому, для камер с кроп-фактором часто приводят не истинные фокусные расстояния, а эквивалентные, в пересчете на полный кадр, а параметр этот называется эквивалентное фокусное расстояние - ЭФР. Камеры со встроенными объективами (так называемые, мыльницы) наиболее часто обладают кроп-фактором от 6 до 7,5, но маркируются различно: где-то этот параметр ЭФР, а где-то реальные фокусные расстояния.

Необходимо обязательно брать во внимание при выборе объектива для фотокамеры. Вот вам яркий пример, стандартный объектив с фокусными расстояниями 24-70 мм на камере с кроп-фактором 2 будет работать как 48-140 мм, т.е. станет вообще длиннофокусным и непригодным для съемки в помещении.

Самая полезная и самая популярная функция, на которую обращают внимание пользователи немного знакомые с современными фотокамерами это - оптическая стабилизация . На данный момент ей оснащаются многие объективы. В ее основе лежит специальная корректирующая линза, работающая в тандеме с механизмом сдвига. Во время съемки она ведет себя так, чтобы компенсировать колебания рук фотографа.

Благодаря оптическому стабилизатору мы можем снимать на более длинной выдержке. К примеру, при получении фотоснимка с рук, используя объектив с фокусным расстоянием 85 мм, то чтобы получить четкий снимок необходима выдержка не менее 1/100 с. Наличие стабилизатора позволяет уверенно снимать на 1/80 с и даже на 1/60 с. Эффективность стабилизаторов заметно отличается, и производитель объектива обычно указывает количество ступеней, на которое можно сузить диафрагму при включении стабилизатора, но при этом ценой удлинения выдержки.

Недостатком данной функции является некоторое снижение резкости из-за движений механизма стабилизации. При фотосъемке со штатива или с короткой выдержкой рекомендуется отключать оптическую стабилизацию . Современные цифровые мыльницы, интегрированные камеры и некоторые недорогие «зеркалки» оснащаются встроенным стабилизатором, обеспечивающим стабильность кадра путем
сдвига матрицы. Система сдвига матрицы дешевле в производстве и избавляет от необходимости встраивать стабилизатор в объективы, правда эффективность ее оставляет желать лучшего.

Используется для выделения объекта на снимке. В современной фотографии это наиболее часто практикуется и имеет модное название блюр (от англ. — blur ). Чем дальше фоновые объекты от зоны резкости, тем менее четкими они получатся. Таким образом, при фотосъемке на максимально закрытой
диафрагме, когда зона резкости очень велика, все фоновые объекты останутся четкими, но если открыть диафрагму пошире, зона резкости уменьшится и фон станет размытым, а точечные источники света и просто яркие объе к ты превратятся в светлые пятна (эффект боке). При желании размыть фон, лучше всего максимально открыть диафрагму и взять ракурс, при котором фоновые объекты находятся на большом
расстоянии от точки фокуса. Форма боке зависит от оптической схемы объектива и формы отверстия диафрагмы. Считается, что чем равномернее окрашены пятна и чем более правильную форму они имеют, тем красивее размытие. Данный эффект получил особое распространение в .

Начиная карьеру фотографа, или просто впервые покупая для дома, следует знать, что для желаемого качества фотографий важно приобрести не только хорошую технику, но и объектив. Как выбрать объектив, оптимальный под свой запрос – задача не из простых.

Устройство объектива зеркального фотоаппарата

Прежде, чем перейти к вопросу, как выбрать объектив для фотоаппарата, поговорим детально о том, что собой представляет объектив, зачем он нужен, и почему к его выбору стоит подойти со всей серьезностью. Основная задача объектива – собрать свет, сфокусировать и спроецировать его на матрицу зеркального фотоаппарата. Зачем же нужна целая конструкция из множества линз, если для выполнения этой задачи хватит одной выпуклой?

Когда свет проходит через линзу, мы получаем большое количество оптических аберраций, что пагубно скажется на качестве фото. Поэтому, чтобы скорректировать световой поток, вводится множество дополнительных линз, придающих объективу нужные параметры – светосилу, фокусное расстояние. Число оптических элементов может достигать двух десятков и более. Современные объективы включают в себя вспомогательные механизмы, обеспечивающие фокусировку, резкость, управление диафрагмой. Корпус служит для соединения всех элементов и крепления к зеркальному фотоаппарату.


Для чего зеркальному фотоаппарату съемный объектив?

Зеркальный фотоаппарат – это своего рода универсальный солдат, который, по мере своих характеристик, может справляться с множеством задач – портретной съемкой, студийной, пейзажной, динамической. Стоит поставить фиксированный светосильный объектив, и ваш фотоаппарат будет делать невероятные портреты с высокой четкостью и глубиной резкости, объектив «рыбий глаз» даст возможность делать живописные панорамные фотографии. То есть, для того, чтобы заняться другим видом съемки, вам не нужно менять аппарат, нужно знать, какой объектив выбрать для своих целей.

В зависимости от класса модели и технических возможностей, существуют следующие типы объективов для зеркальных фотоаппаратов:

  1. Китовый объектив . Это объектив, который по умолчанию ставиться в комплект к новому зеркальному фотоаппарату. Большинство начинающих фотографов с него начинают свое знакомство с миром фотографии. Его хватит для любительских домашних фотографий, но он не может использоваться для профессиональной съемки.

  2. Объектив с постоянным фокусным расстоянием . Это светосильные объективы, дающие огромную глубину резкости и используемые в основном для портретной съемки, известны как «портретники» или «Fix».

  3. Макро-объектив . Большинство современных объективов имеют функцию «макро», но для профессиональной съемки мелких объектов нужна четкая детализация, и наилучших результатов можно добиться только с помощью макро-линзы.

  4. Телеобъектив . Благодаря большому фокусному расстоянию такие линзы применяются для съемки животных и птиц в дикой природе, а еще объектов, к которым нельзя подойти близко. Некоторые модели оснащены стабилизатором изображения, чтобы дрожание рук фотографа не испортило снимок, сделанный на очень большом расстоянии.

  5. Широкоугольный объектив , известный как «рыбий глаз», позволяет охватить большой угол обзора, что делает его идеальным для съемки пейзажей, архитектурных объектов или интерьеров. Еще с их помощью можно получить потрясающие снимки с оригинальным перспективным искажением.

При небольшой общей классификации, вопрос, как выбрать объектив, непростой. Покупать лучшие объективы для зеркальных фотоаппаратов бывает нецелесообразно – если сам аппарат у вас бюджетный, высококлассная линза просто не сможет показать себя. На что же стоит обращать внимание при выборе объектива?


Как выбрать фокусное расстояние объектива?

Перед тем, как выбрать объектив для фотоаппарата, поговорим о самом фотоаппарате. Главный параметр «зеркалки», по которому мы определяем, профессиональная это техника или любительского уровня – это размер матрицы. В профессиональных фотоаппаратах полноразмерные матрицы Full Frame , в полупрофессиональных и ниже размер матрицы уменьшен, этот момент называется «кроп-фактор».

Перед тем, как выбрать нужный объектив, важно учесть, что объектив захватывает полную картинку, но вся она попадет на матрицу, или же только ее часть, зависит от размера. Получается, что на кроп-матрицах часть изображения обрезается, а сама картинка больше увеличивается, чем на полнокадровых. Поэтому, если мы выбираем портретный объектив, для Full Frame можно взять 50 мм, для кроп – не менее 35 мм.

Выбирая широкоугольный объектив, важно учесть размер матрицы. Для сверхширокоугольный объектив («рыбий глаз») должен иметь фокусное расстояние от 7-8 мм до 24, обычный широкоугольный – от 24 до 35 мм. Если же мы имеем дело с кроп-фактором, расстояние следует увеличить в 1,6 раз.

Какой объектив лучше выбрать?

Мы подробно разобрались, какие параметры характеризуют линзы, но как разобраться в их широчайшем разнообразии, как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата под свой запрос, если вы еще новичок в фотоискусстве? Поговорим детально о том, на что способны те или иные объективы в действии.

Если вам только предстоит знакомство с зеркальным фотоаппаратом, высококачественную технику приобретать не стоит, и объектив должен быть соответствующего класса. Для начала можно взять два объектива – китовый для съемки природы, города, мероприятий, и недорогой портретный. Бюджетный портретный объектив – это линза со светосилой 1,8, более дорогостоящая модель со значением 1,4. Какой из них выбрать, зависит от ваших финансовых возможностей. Вопроса, как выбрать китовый объектив, не существует – он идет в комплекте с фотоаппаратом.



В студии часто человека снимают во весь рост, а площадь помещения не всегда большая, и дальнофокусная линза нам не подойдет. Оптимальным решением, как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата в студию, станет покупка линзы с фокусным расстоянием от 24 мм. Для четких и красивых контуров, а еще особенно ярких цветов лучше приобрести объектив профессиональной серии L, но и цена на него будет значительной.



Для домашней съемки, особенно если в семье есть маленькие дети, часто важно сделать кадр быстро, без долгих и кропотливых настроек. Для таких целей подойдет простой китовый объектив – снимки будут живыми, красочными и качественными. Если же вам хочется большего от фотографий, можно приобрести и портретную линзу. Другие разновидности объективов для зеркальных фотоаппаратов вряд ли могут успешно применяться в домашних условиях.



Выбрать портретный объектив не сложно, и здесь есть два решения. Первый вариант – это приобретение объектива с фиксированным фокусным расстоянием 35 мм или 50 мм (второй вариант более популярен). Для высочайшего качества портретов лучше обратить внимание на вариант 1,2 серии L – снимки будут отличаться глубокой резкостью, красивым размытым задним фоном и четкостью контуров. Более доступная по цене модель – 1,4, которая тоже позволит насладиться портретной съемкой.

Второй вариант объектива для создания красивых портретов – это линза с фокусным расстоянием 24-70 мм, которая на максимальном значении дает глубокую резкость и размытый задний фон. Плюс этого объектива в том, что его с успехом можно использовать и для студийной съемки, минусом же такого решения является неудобство съемки портретов с большого расстояния.




Предметная съемка может быть разной, и специфика фотографирования, например, посуды, несколько иная, чем съемки ювелирных изделий. Для более крупных предметов можно использовать упомянутый выше объектив с фокусным расстоянием 24-70, для миниатюрных вещей стоит брать только макро-объективы, которые отлично прорисуют все детали.




Какой объектив выбрать для видеосъемки?

Задаваясь вопросом, например, какой объектив выбрать для свадьбы, многие хотят одним ударом «убить двух зайцев» и подобрать объектив для съемки видео. По возможности лучше этого не делать, ведь видеосъемка в зеркальном фотоаппарате – это дополнительная функция. О многом говорит даже тот факт, что в профессиональной фототехнике функции видео и вовсе нет. Если же у вас возникла необходимость записывать видео на фотоаппарат, выбирайте линзы, которые дают небольшую глубину резкости, а в настройках ставьте максимальное значение диафрагмы, иначе смещение фокуса испортит все.

Фотографируя пейзаж, часто хочется создать шедевр, выделив самое прекрасное в живописном месте и сделав на нем яркий акцент. Особой красотой отличаются снимки с большим углом обзора, и такой эффект может дать только широкоугольный объектив, который способен охватить значительно больший угол, чем другие линзы.

Для необычной художественной фотографии можно использовать сверхширокоугольные линзы, дающие особое перспективные искажения с визуальным эффектом. Когда мы выбираем объектив для пейзажа, немаловажной является и ценовая категория – серия L позволит создать прекраснейшие фото, но ее цена подойдет не каждому. Но при должном уровне мастерства и владения фотошопа вы будете довольны и более доступной моделью.





Какой широкоугольный объектив выбрать?

Если мы выбираем широкоугольный объектив, мы рассматриваем линзы с фокусным расстоянием от 24 до 40 мм. Такой объектив позволит сделать реалистичный снимок без искажения перспективы, что важно для фотографий пейзажей, интерьеров. Широкоугольные объективы бывают двух видов, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

  1. С постоянным фокусным расстоянием. Качество снимков будет лучше, поэтому и цена их выше. Такие линзы имеют существенный недостаток – приблизить картинку невозможно, а в некоторых случаях это крайне неудобно.
  2. С переменным фокусным расстоянием. Качество фото немного снижается, но существенный плюс – возможность приблизить сцену съемки.

Есть еще один важный критерий - существуют широкоугольные объективы и постоянной и меняющейся диафрагмой. Если на объективе написано одно число F, значит, значение диафрагмы определенное, если же два числа F – диафрагму можно корректировать. Чем меньше это значение, тем качественнее будут ваши фотографии.

Не секрет, что каждый человек, который хоть как-то задействован в искусстве фотографии, понимает, что основной частью фотоаппарата является объектив. Если вы при выборе фотоаппарата поставите во главу угла количество дополнительных функций и число мегапикселей, то будете не совсем правы. Лучше всего сконцентрировать свое внимание на основной части – объективе. Не стоит забывать, что стоимость самого объектива иногда может достигать 50-60% от стоимости всего фотоаппарата. Именно поэтому так важно выбрать правильный объектив, с которым вы сможете сделать отличные снимки и стать профессионалом. Но как найти тот самый объектив среди множества экземпляров, которые представлены на современном рынке? Разобраться вам поможет эта статья.

Устройство объектива.

Чаще всего объектив представляет собой своеобразную оптическую систему, представленную в виде нескольких линз или одной. Иногда оправа (корпус объектива) оснащена специальными зеркалами. Оправа собирает все необходимые компоненты объектива и иногда выполняет функции регулировки этих компонентов. Именно оправа призвана сохранять оптическую ось и точность. Оптической осью принято называть центральную часть линзы объектива. Любая оправа предназначена для конкретного фотоаппарата. Хотя в своей совокупности оправа является обычной затемненной трубкой, которая содержит в себе линзы и все необходимые части. У фотоаппаратов, которые имеют несколько линз, идет их разделение на своеобразные группы. Снаружи аппарата находится передняя линза. Разделяет переднюю и заднюю линзы диафрагма.

Для чего же фотоаппарату необходима оптическая система? Именно она проектирует изображение на пленку или матрицу. Это достаточно интересный процесс. Источник света - это точка, испускающая поток световых лучей. Диафрагма, встречаясь с этим потоком лучей, начинает его ограничивать. Все это приводит к снижению освещенности.

Ограничивает количество света, попадающее в оптическую систему и диаметр оправы. Из этого следует, что чем меньше внутренний диаметр, тем меньше света попадет и наоборот. Если вы хотите уменьшить освещенность и увеличить резкость кадра, то можете воспользоваться функцией уменьшения диафрагмы. Это не значит, что использовать объектив, создавая максимальное освещение, нельзя. Но это может привести вас к слишком засвеченным снимкам. Диафрагма поможет вам исправить этот нюанс и добавит резкости фотоснимку.

Но при выборе объектива мы старательно рекомендуем вам покупку экземпляра с более широкой оправой. При фотографировании это поможет вам на максимум использовать освещенность и избежать кривизны линз. Ведь, как известно, чем меньше диаметр объектива, тем больше кривизна линз.

Еще один важный процесс, происходящий в объективе –преломление света. Это когда направление луча света немного меняется при столкновении с поверхностью линзы. Внутрь объектива этот луч уже поступает совсем под другим углом. Объектив позволяет регулировать углы преломления и отражения света.

Важно знать, что отражение света от какой-либо поверхности вообще не влияет на качество вашего фотоснимка. Но это способствует уменьшению ширины поступающего потока света. Специально для этой особенности существует такая опция, как просветление линзы. Для этого необходимо нанести на саму поверхность пленки специальный состав. Толщина этой пленки согласовывается с зеленым цветом, ведь именно для лучей зеленого цвета происходит самое высокое пропускание потока.

Тип крепления объектива.

Еще один важный критерий выбора – это крепление. Есть сменные объективы, которые чаще всего встречаются у зеркальных фотоаппаратов. А есть жестковстроенный тип крепления. Тут все очень просто. Если вас устраивают возможности фотоаппарата с начальным объективом, то нет необходимости покупать экземпляр со съемным объективом. И наоборот.

Давайте попробуем разобраться в типах съемного крепления. Существует два типа: байонетное и резьбовое крепление.

Резьбовое крепление использовали в объективах раньше. Для этого необходимо было попасть резьбой объектива в резьбу самого фотоаппарата и для закрепления повернуть несколько раз. Этот процесс достаточно непростой и отнимающий время. Такой тип резьбы может также повлиять и на качество вашей работы.

Байонетное крепление – это крепление, при котором необходимо просто совместить точки на фотоаппарате и объективе, а после этого слегка повернуть по часовой стрелке. Этот тип крепления намного проще и качественнее.

Очень важно обратить свое внимание на фокусное расстояние. Есть переменное и фиксированное фокусное расстояние. В переменном варианте будет присутствовать функция зума, которая поможет вам изменять фокусное расстояние. Однако качество снимка с приближением теряется. И стоимость фотоаппарата с такими возможностями будет выше.

Линзы и их количество.

Большинство объективов содержат 3 типа линз и носят название «триплеты». Однако существуют варианты, где третья и четвертая линза склеены между собой, что позволяет делать более контрастные и четкие изображения, повышая светосилу объектива.

Самый оптимальный вариант, при покупке объектива такой: 1:2,8-1:3,5 (1:4). С этими параметрами и цифрами вы сможете ознакомиться на оправе впереди, в области первой линзы.

И помните, чем осторожнее и бережнее вы будете обращаться с вашей оптикой, тем дольше она вам прослужит. От этого также зависит и качество сделанных вами снимков.

Данный урок написан специально для сайта , копирование разрешается только с указанием активной ссылки на сайт и с полным сохранением авторства! Какие-либо изменения в статье запрещаются

В этом уроке мы узнаем, на какие типы делятся существующие объективы. Это четвертый урок про объективы. Чтобы он был понятнее, рекомендуем сначала ознакомиться

Какие объективы используют в тех или иных видах съемок? Какой объектив использовать для съемки пейзажа, а какой - для портрета? Объективы различают прежде всего по углу обзора. Зачастую именно от угла обзора объектива будет зависеть сфера его применения.

Как измеряется угол обзора объектива?

Поскольку фотография имеет прямоугольный формат, то углы обзора будут разными по диагонали (1) горизонтали (2) и вертикали (3). Какой же угол обзора обозначен в характеристиках объектива? Каждый производитель решает для себя этот вопрос самостоятельно. Но чаще всего в спецификации указывается угол обзора по диагонали, то есть самый широкий из возможных. Мы в дальнейшем будем опираться именно на угол обзора по диагонали кадра.

Типы объективов и их углы обзора

Мы уже знаем, что основной характеристикой объектива является его угол обзора. Угол обзора зависит от фокусного расстояния объектива. Так что чаще всего объективы классифицируют именно по этим двум связанным между собой параметрам. Наверняка все слышали выражения “широкоугольный объектив”, “телеобъектив”, “штатный объектив”… Что же это такое? Разберемся. Важно заметить, что эта классификация - приблизительная. Четких и абсолютных границ между разными категориями нет. Ведь основывается она прежде всего опыте фотографов.

Обратите внимание, что зум-объективы могут работать в широком диапазоне фокусных расстояний, а значит попадать сразу в несколько категорий данной классификации. К примеру, часто встречаются зумы (например китовые объективы с фокусными 18-55 мм), работающие одновременно и в широкоугольном, и в “нормальном” диапазоне фокусных расстояний. А гиперзумы типа Nikon AF-S DX 18-300mm F3.5-6.3G так и вовсе могут сочетать в себе все категории от широкоугольного до теледиапазона фокусных расстояний. Но при выборе объектива не стоит забывать, что в жертву такой универсальности приносятся светосила, красота размытия фона (боке) , а иногда и резкость.

Важно также понимать, что объективы с разным углом обзора не просто “приближают-отдаляют” изображение. В виду разной дистанции съемки, продиктованной углами обзора, они по-разному влияют на передачу перспективы, по-разному передают пропорции объектов на фото.

Предположим, мы хотим снять поясной портрет человека… Посмотрите иллюстрацию ниже. Человек снят с одинаковым масштабом объективами с различным фокусным расстоянием. Фотограф менял дистанцию съемки, постепенно отходя всё дальше от модели, но при этом стараясь сохранить прежнюю крупность плана на фото. Посмотрите, как меняются снимки. Обратите внимание не только на изменения пропорций лица девушки, но и на соотношение переднего и заднего плана: что происходит с горами на фоне. Причиной всему - разная дистанция съемки и разный угол обзора объективов.

Как видите, на коротком фокусном расстоянии кажется, что противоположный берег замерзшего озера и горы над ним очень далеко, однако чем больше фокусное расстояние, тем сильнее визуально “сжимается” это пространство, задний план с противоположным берегом увеличивается в размерах.

Почему мы говорим не только про угол обзора объектива, но и про дистанцию съемки? Посмотрите пример ниже: он снят тем же короткофокусным объективом 16 мм, однако человек сфотографирован с большой дистанции. Поэтому его пропорции не исказились.

Продемонстрируем то же самое схемами:

Забегая вперед, отметим, что отсюда же напрашивается простой вывод: чтобы не искажать пропорции предмета или человека, снимая его на широкоугольный объектив, стоит фотографировать с большой дистанции, в полный рост.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы, имеющие угол обзора от 80 до 180 градусов, называются сверхширокоугольными. Понятно, откуда такое название: данная оптика дает самый широкий угол обзора. Сверхширокоугольным объективам соответствуют фокусные расстояния короче 24 мм на полном кадре, для камер с матрицей APS-C - короче 16 мм, для камер Nikon 1 - 9 мм.

Примеры сверхшироуогольных объективов Nikkor:

Полнокадровые

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED

Только для APS-C

Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 6.7-13mm f/3.5-5.6 VR nikkor

Сверхширокоугольные объективы чаще всего применяются в пейзажной, интерьерной, архитектурной съемке. Одним словом там, где будет востребован их широчайший угол обзора.

Поскольку угол обзора сверхширокоугольных объективов очень велик, то и перспективу они передают особым образом: всё, что ближе к объективу, становится очень большим, а всё, что дальше - очень маленьким. Если таким образом снимать человека, пропорции лица и тела на фото могут исказиться. Именно поэтому на сверхширокоугольные объективы редко снимают портреты, разве что вы хотите сделать своему герою огромный нос, как случилось с собакой на фото ниже. Это может сыграть как во вред, так и на пользу снимку: например то же фото собаки получилось забавным именно благодаря увеличенному носу. Думайте над сюжетом снимка, над его стилем и эмоциями, а уже под это подбирайте фокусное расстояние, а не наоборот.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.

Чтобы не искажать пропорции людей при съемке сверхширокоугольной оптикой, героев кадра можно снимать с некоторой дистанции, не крупным планом - такой прием часто применяют свадебные фотографы и те, кто хочет в одном кадре сочетать элементы и портрета и пейзажа.

Отдельный вид сверхширокоугольных объективов - фишай-объективы (от англ. “fish eye” - рыбий глаз). Эти объективы особым образом искажают изображение. Примерно так же, как это происходит в дверном глазке. При создании таких объективов производитель намеренно не исправляет дисторсию. Дисторсия - особый вид геометрических искажений изображения, свойственный всей короткофокусной оптике, но во всех объективах кроме “фишаев” он корректируется благодаря особой оптической схеме. Как правило, фишай-объективы дают близкий к 180 градусам угол обзора. Из-за того, что они передают геометрию пространства не точно, с искажениями, применяются эти объективы как правило в творческой съемке.

Можно ли получить фишай-эффект при обработке изображения? Именно из-за широчайшего угла обзора не получится достичь эффекта фишай-объектива при обработке изображения: получится просто нарушить геометрию на снимке с обычным, более узким углом обзора. Фишай-объективы бывают диагональными и циркулярными. Диагональный фишай обеспечивает угол обзора около 180 градусов по диагонали кадра. Такой фишай-объектив “заполняет” изображением весь кадр. Циркулярный фишай-объектив дает кружок посередине кадра, а углы снимка остаются черными. Для полнокадровых камер Nikon выпускается фишай-объектив Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor. Надо помнить, что полнокадровый объектив, установленный на “кропнутую” камеру, будет иметь более узкий угол обзора. Поскольку от фишай-объектива требуется максимально широкий угол обзора, то для камер с матрицей APS-C выпускаются рассчитанные под них фишаи. Например Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor. Оба упомянутых объектива являются диагональными.

Широкоугольные объективы имеют угол обзора от 50 до 80 градусов. Безусловно, с точки зрения геометрии такие углы уже не являются широкими, однако в контексте фотографии они позволяют охватить достаточно обширное пространство. Полнокадровые широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние около 24-35 мм. На “кропе” - 16-24 мм. В системе Nikon 1 - 9-13 мм.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Примеры широкоугольных объективов:

Полнокадровые

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor

Только для APS-C

Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor

Если сверхширокоугольная оптика достаточно специфична в работе, то умеренные широкоугольные объективы весьма универсальны: ими при должном умении можно одинаково эффективно снимать и пейзажи, и портреты, заниматься репортажной и трэвел-съемкой. Широкоугольный объектив, пожалуй, должен быть в арсенале каждого фотографа.

Широкоугольный объектив позволит снимать портреты с довольно близкой дистанции в тесных помещениях и эффектнее передать перспективу, объем на снимке. Но из-за малой дистанции съемки в кадре могут появиться сильные перспективные искажения. Поэтому в большинстве случаев для съемки портрета применяется более длиннофокусная оптика.

Съемка велась на тесной лестнице дачного домика с дистанции около полутора метров.
За спиной фотографа - стена дома. Умеренный широкоугольный объектив для полнокадровых камер 35мм позволил получить достаточно широкий угол обзора, при этом не сильно исказив пропорции лица и тела модели.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с, 35.0 мм экв.

“Нормальные” (штатные) объективы дают угол обзора около 40-50 градусов, что соответствует фокусным расстояниям 40-60 мм для полнокадровых аппаратов, 28-40 мм - для аппаратов с матрицей APS-C, 15-22 мм - для системы Nikon 1. Оба этих названия условны, и означают лишь, что данная оптика обеспечивает “нормальный” угол обзора и “нормальную” передачу перспективы: они передают картинку приблизительно так же, как ее видит человек.

Объективы с таким фокусным расстоянием достаточно универсальны, им найдется применение в любом жанре фотографии. Однако в силу своей “нормальности” данные объективы могут показаться достаточно скучными: ими не получится ярко передать перспективу, охватить широкий угол обзора, а с другой стороны, не получится сильно “приближать” картинку, как это делают телеобъективы. Все универсальные зум-объективы могут работать с данными фокусными расстояниями.

Классические представители “нормальных” объективов - фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм или, как их называют в народе, “полтинники”.

Стоит отметить, что нормальным объективом для кроп-камеры будет объектив с фокусным в 35 мм, а для Nikon 1 - 18 мм. Это нужно учитывать при выборе оптики. Раньше, в пленочную эпоху “китовыми” объективами выступали именно недорогие фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм, возможно поэтому за ними закрепилось название другое название - “штатные объективы”, “штатники”. Однако такое название немного некорректно: каждый фотограф выбирает сам свои любимые, “штатные” фокусные расстояния. Тем не менее, из-за доступной цены и высокой светосилы для многих фотографов нормальный объектив (очень часто именно “полтинник”) становится штатным, наиболее часто используемым.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor

Телеобъективы (длиннофокусная оптика). В названии данного класса оптики есть приставка “теле”, что переводится с греческого как “далеко”. Поскольку такие объективы имеют довольно узкий угол обзора, они способны показать крупным планом предметы, находящиеся на большом расстоянии от нас. Угол обзора телеобъективов - от 35 до нескольких градусов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 600.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 VR nikkor

Принято разделять объективы умеренного теле-диапазона (фокусное расстояние приблизительно 70-200 мм для полнокадровых камер, 50-150 мм для APS-C и 25-75 для системы Nikon 1) и супертелеобъективы - их фокусное расстояние больше 200 мм (больше 150 для APS-C, больше 75 мм для Nikon 1). Как правило, чем больше фокусное расстояние объектива - тем он крупнее и дороже. Поэтому телеобъективы обычно используются профессионалами для специфических съемок очень сильно удаленных объектов, например, диких птиц, зверей или же футболистов во время матча.

Благодаря узкому углу обзора данные объективы передают перспективу иначе, чем более короткофокусная оптика. При съемке на телеобъектив в кадре сводятся к минимуму перспективные искажения, по-разному удаленные друг от друга предметы “сближаются” в кадре. Из-за этой особенности оптику умеренного теле-диапазона любят использовать в портретной съемке для того, чтобы не искажать пропорции лица и тела модели. Еще одна особенность телеобъективов - они могут сильно размывать фон, что выгодно при портретной фотографии. Помимо портретной съемки телеобъективы очень востребованы в репортажной, спортивной, пейзажной съемке.

Среди телеобъективов можно выделить несколько типов объективов, разработанных под конкретные виды съемок.

Портретные объективы спроектированы специально для съемки людей. Портретный объектив, а это чаще всего фикс, обладает высокой светосилой и фокусным расстоянием в районе 50-135 мм для зеркалок, 18-50 мм для Nikon 1. Откуда взялись именно такие фокусные расстояния? Более широкоугольные объективы могут некрасиво искажать пропорции лица и тела человека при определенных ракурсах и позах. Более длиннофокусная оптика заставит вас отходить от портретируемого слишком далеко, вы просто потеряете с ним всякий контакт. Благодаря высокой светосиле, подходящему фокусному расстоянию и оптической конструкции, портретный объектив красиво размывает фон на фотоснимке. Безусловно, другие объективы тоже могут размывать фон, однако именно портретная оптика славится среди фотографов особой красотой боке (рисунком размытия в зоне нерезкости).

Макрообъективы очень схожи по своим характеристикам с портретными объективами: это тоже светосильные объективы умеренного теледиапазона. Но у них есть важная техническая особенность: они способны фокусироваться на очень близкой дистанции без всяких дополнительных приспособлений типа макролинз и удлиннительных колец, снимая мелкие предметы очень крупным планом.

Макрообъективы используются при съемке мелкой природы: насекомых, мелких животных, мелких растений. Помимо этого, именно эти объективы являются идеальным выбором для предметной, ювелирной, репродукционной съемки. При всей схожести характеристик, изображение, даваемое макрообъективом, сильно отличается от изображения с портретной оптики. Макрообъективы дают довольно контрастное, “жесткое” изображение. Но при съемке людей такой характер изображения подчеркивает все дефекты на коже. Поэтому портреты снимать макрообъектом не рекомендуется.

Почему у серьезных фотографов несколько объективов?

Порой люди, незнакомые с фотографией, недоумевают, зачем увлеченному фотолюбителю или профессионалу не один, а сразу несколько объективов? Теперь, после изучения урока, становится понятно: для каждой съемочной ситуации подходит та или иная оптика. Как правило, в арсенале фотографа имеется несколько объективов для разных ситуация: одним объективом человек снимает портреты, а другим - пейзажи. У фотографа может быть несколько объективов с различными фокусными расстояниями, покрывающими нужный ему диапазон (чтобы снимать как вблизи, так и издалека).

Как собрать комплект объективов, необходимых для полноценной работы?

Каждый, кому возможностей универсального “китового” объектива не хватает, или кто собирает комплект фототехники с нуля, задается этим вопросом. В конечном итоге, всё зависит от ваших задач и интересов. Подумайте, что чаще всего вы снимаете, что вам интересно снимать. Ответив на этот вопрос, оптику выбрать будет легко. Однако, большинство начинающих фотографа затрудняется на него ответить. Ведь интересно сразу всё: и пейзажи, и портреты, и репортаж, и макросъемка. Поэтому начинающим фотографам разумнее всего начать именно с универсального зум-объектива, чьи фокусные расстояния покрывают сразу несколько обозначенных в статье диапазонов. Среди универсальных зум объективов для фотокамер Nikon можно выбрать уже упомянутый Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR для полнокадровых камер, для кроп-камер - Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor, для системы Nikon 1 - Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 PD-ZOOM VR nikkor. Такой объектив сможет стать вашим верным помощником в любом жанре фотографии.

Профессионалы же в погоне за высочайшим качеством изображения и высокой светосилой, предпочитают использовать несколько зум-объективов с меньшим диапазоном фокусных расстояний (например Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED + Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor). Либо “закрывают” востребованные ими диапазоны фокусных расстояний фикс-объективами.

Сейчас у меня есть только китовый объектив. На что мне его заменить или какой объектив мне купить в дополнение к нему?

Этим вопросом задается любой начинающий фотограф. Но на него ответить можете вы сами: проследите за собой - на каких фокусных расстояниях вы чаще всего снимаете; чего вам не хватает - более широкого угла обзора или большего “приближения” далеких объектов? Сделав выводы, вы сможете определиться с типом необходимого объектива. Например, многие хотят универсальности: чтобы одним объективом можно было снимать любые сюжеты. Тогда прежде всего стоит обратить внимание на универсальные объективы, о которых рассказывалось выше. Но если же вы хотите раскрыть максимум возможностей своего фотоаппарата и получать максимально качественные снимки с красиво размытым фоном, стоит попробовать “штатный” фикс-объектив. Он не сможет “приближать-удалять”, у него нет зума. Зато он даст отличное качество изображения. Для полнокадровых камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм (например Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor), для APS-C - 35 мм (например Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor), для Nikon 1 - 18 мм (например Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor).