Изменение цветовой насыщенности фотографий. Яркостные маски для ленивых или HDR ручками

Вступление

Маски яркости являются краеугольным камнем настройки на основе тонов изображения. Эти маски обеспечивают удобный способ выделения конкретных тонов в изображении, которые затем могут быть изменены пользователем. Они способны преодолевать недостатки тональных значений, которые были зафиксированы камерой или пленкой, и поправить тона, сдвинутые во время коррекции изображения. Помимо упрощения этих стандартных настроек, маски яркости также способствуют индивидуальному подходу к интерпретации света. Маски яркости делают захваченный свет невероятно гибким и тем самым обеспечивают фотохудожника уникальными возможностями по использованию Photoshop для отображения его личного видения через фотографию.

Я использую маски яркости в каждом фото, которое я делаю, обычно по нескольку раз. За эти годы я создал несколько различных версий маски, которые сделали их более полезными. Несмотря на то, что маски яркости созданы в Photoshop, они не доступны из выпадающего меню и не могут быть созданы с помощью инструментов в палитре инструментов Photoshop. В этом уроке будет описано, как создать маски с помощью Photoshop, и основной способ их использования. Две основные маски "Lights" и "Darks" сравнительно легко создать. Но далее это становится все более сложным. В уроке будут объяснены все шаги. Сначала важно понять основы создания маски яркости и выделения тонов на ее основе. Чтобы эффективно использовать маски в рабочем процессе Photoshop, лучше создать набор экшенов Photoshop, чтобы все делать нажатием клавиши. Экшены значительно упрощают процесс создания масок, пару кликов и все готово.
Выше приведено изображение песчаника, обработанное методами, описанными в данном уроке. Также для создания этого изображения были использованы Luminosity painting (рисование светом) (более продвинутый способ использования масок яркости, обсуждается в другом уроке на этом сайте) и saturation masking (маска насыщенности).

Основная маска - "Lights"

Маски яркости являются не более чем выделением на основе значения яркости изображения. Основная маска яркости, которая называется "Lights", выбирает пиксели пропорционально их яркости в изображении. Существуют три различных способа создания этой основной маски яркости (рис. 1). Я перечислю все три варианта, но вам нужно всего лишь выполнить один из них для создания выделения.

1. Alt-Ctrl + ~. Удерживая нажатыми клавиши Ctrl и Alt нажмите клавишу "тильда", которая расположена слева от цифры "1" на клавиатуре с американской раскладкой. Если у вас нет такой клавиатуры, используйте альтернативные способы 2. или 3. При использовании CS4 эта опция теперь Alt-Ctr + 2.
2. Ctrl + клик канала RGB. Удерживая клавишу Ctrl нажмите на миниатюрное изображение канала RGB.
3. Перетащите канал RGB на кнопку Load Selection в нижней части палитры каналов.

На изображении появляется дорожка бегущих муравьев, показывающая выделение (рис. 2). Так как это выделение основано на яркости изображения, бегущие муравьи появляются только вокруг пикселей, яркость которых эквивалентна 50% серого или ярче. Обсудим этот вопрос более подробно позже. Пока должно быть очевидно, что бегущие муравьи ограждают светлые области изображения.

После того как вы создали выделение светлой области изображения, хорошо бы сохранить его. Для этого:

1. Нажмите кнопку Save Selection в нижней части палитры каналов. В палитре каналов появится канал с названием "Alpha 1" (рис. 3).
2. Дважды щелкните на название "Alpha 1" и переименуйте в "Lights", а затем нажмите клавишу ВВОД, чтобы изменения вступили в силу (рис. 4).
3. Нажмите RGB канал, чтобы сделать его активным и восстановить цветность изображения (рис. 4).
4. Нажмите Ctrl + D, чтобы снять выделение.

В этой статье я расскажу о масках, которые наиболее часто применяются при обработке изображений.

Надеюсь, что те, кто читают данный материал, уже знают, что такое маска, а также умеют создавать простейшие маски из каналов изображения. При необходимости эти моменты можно вспомнить, проштудировав следующие уроки: и

Маска светов

Вот один из способов ее создания, на мой взгляд, самый гибкий. Сначала создать нужный корректирующий слой, белая маска при этом создается автоматически.

Затем кликнуть по маске, сделав ее активной и перейти в меню Изображение - Внешний канал (Image - Apply Image) . В общем случае в качестве источника для маски выбирается композит RGB, но также можно выбрать любой из каналов изображения. Предварительно желательно просмотреть каналы и определить, какой из них лучше подойдет для решения поставленной задачи.

Приведу несколько примеров, чтобы вам легче было определиться с выбором канала в той или иной ситуации:

  • Кожа самая светлая в красном канале, средняя по яркости в зеленом и самая темная в синем.
  • Ясное небо самое темное в красном канале, среднее по яркости в зеленом и самое светлое в синем. Если небо в облаках, то, как правило, оно самое проработанное в красном канале.
  • Зеленая растительность самая темная в синем канале, средняя по яркости в красном канале и самая светлая в зеленом.

Созданная из композита RGB маска светов имеет следующий вид

Исходное изображение

При воздействии на изображение через данную маску наибольшая интенсивность будет наблюдаться в светах, меньшая в средних тонах, минимальная в тенях.

Маска теней

Это инвертированная маска светов. Алгоритм ее создания практически тот же, за исключением того, что в диалоговом окне команды Внешний канал нужно поставить галочку в чекбоксе Инвертировать.

Получаемая при этом маска является обратной к маске светов, то есть, негативным изображением в градациях серого.

При воздействии на изображение через маску теней наибольшая интенсивность будет приходиться на самые глубокие тени, меньшая на средние тона, минимальная на света.

Маска насыщенности

Существует много способов ее создания. С появлением в последней версии Photoshop CC 2014.1 фильтра HSB/HSL все стало намного проще. Данный фильтр находится в меню Фильтр - Другое - HSB/HSL (Filter - Other - HSB/HSL) . Раньше этот фильтр входил в набор дополнительных инструментов для Photoshop от Adobe, а теперь его включили в число стандартных.

Для создания маски насыщенности нужно сделать копию слоя и применить к ней фильтр HSB/HSL со следующими настройками. Данный фильтр замещает красный, зеленый и синий каналы каналами цветовой модели HSL или HSB. Также можно делать и обратное преобразование.

Можно также выбрать во второй колонке параметр HSL, тогда получим несколько другую маску. Заготовка для маски находится в зеленом канале изображения.

Маска насыщенности может применяться в следующих случаях:

  • Для защиты нейтральных областей изображения при проведении поканальной коррекции с помощью кривых.
  • Для защиты насыщенных областей. Для этого используют инвертированную маску насыщенности.

В статье использовано фото

Альфа-маски обеспечивают фантастические возможности для экспериментов с яркостью изображения, текстурами и фильтрами для изменения границ сохраненной выделенной области. Альфаканал - это копия основного изображения в оттенках серого, поэтому при работе с ним можно использовать все инструменты рисования для добавления текстур и деформации.

Работа с яркостью изображения

Каждое цветное изображение состоит из трех или четырех каналов, преимуществами которых можно воспользоваться при создании масок для изменения свойств света.

Загрузка яркости изображения в результате щелчка на значке Load channel as selection (Загружает содержимое канала как выделенную область) (рис. 5Л7) позволяет преобразовать тональные значения изображения или канала в активную выделенную область, основанную на значениях яркости, превышающих 128. Для этого также можно воспользоваться комбинацией клавиш (). Кроме того, можно загрузить значения яркости отдельного канала, как описано ниже.

1. Проанализируйте цветовые каналы

и выберите тот, который характеризуется наиболее плавными тональными переходами. В большинстве случаев это зеленый канал. Для его активизации достаточно щелкнуть на слове Green (Зеленый) в палитре Channels (Каналы). Щелкните на значке канала при нажатой клавише () для создания выделенной области (рис. 5.48).

Рис. 5.47.

Щелчок на значке Load channel as selection позволяет создать выделенную область на основе яркости изображения

Рис. 5.48.

Сохранение выделенной области на основе яркости зеленого канала в качестве альфа-канала

2. Щелкните на значке Save selection as channel (Сохраняет выделенную область в новом канале), после чего выберите команду Select Deselect (Въщеление Отмептъ выделение) или нажмите комбинацию клавиш (). Выберите команду Imaged Adjustments Invert, чтобы инвертировать цветовое значение маски.

3. Щелкните на созданном альфа-канале

и воспользуйтесь командой Curves (Кривые) для увеличения контрастности канала

(рис. 5Л9). Теперь можно добавить

к изображению более выразительное освещение.

Рис. 5.49.

Увеличение контрастности альфа-канала позволяет придать изображению более выразительный вид

4. Выберите объект применения изменений.

В большинстве случаев для этого используется палитра Layers (Слои). Активизируйте альфаканал (/)

и добавьте корректирующий слой Curves (Кривые); при этом автоматически будет создана маска слоя.

5. Увеличьте контраст, применив S-образную кривую. В результате яркие оттенки будут выглядеть выразительнее (рис, 5,50).

Рис. 5.50.

Маска яркости оказывает наибольшее влияние на светлые области изображения

Рис. 5.51.

Экспериментируя с режимами наложения, можно получить очень интересные творческие результаты

6. Изменив режим наложения на Soft Light (Мягкий свет) (рис. 5.51), я превратила приятный день в жаркий летний день

с жестким освещением.

7. Продолжайте экспериментировать с маской слоя. На рис. 552 я инвертировала маску слоя Curves (Кривые) (/), изменила форму кривой, а также выбрала режим наложения Difference (Разница).

На использование масок яркости с целью изменения внешнего вида изображения не накладываются никакие ограничения. Потратив немало времени на применение данного приема, мне удалось создать много интересных фонов для композитных изображений. На рис. 553 показаны результаты создания копии слоя с режимом наложения Difference (Разница) и размытия маски с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) со значением радиуса 10.

Рис. 5.52.

Экспериментируйте с режимами наложения и кривыми для создания новых интересных фонов

Рис. 5.53.

Создание копии и размытие маски яркости позволяет создать рассеянное освещение

Цель пейзажной фотографии — передать красоту окружающего мира. И желательно сделать это так, как воспринимал все фотограф в момент съемки. Но тут сложность в том, что человеческий глаз и мозг намного совершеннее самого совершенного фотоаппарата. Например — мы видим резко и предметы вблизи и вдали (конечно, если у нас все в порядке со зрением), даже в яркий солнечный день мы видим детали и на облаках и в тени, а ночью, после небольшой адаптации, мы все-таки можем рассмотреть детали.

И для того чтобы передать пейзаж так, как его воспринимало зрение фотографа приходится идти на некоторые ухищрения. И, пожалуй, основное из них это расширение динамического диапазона — прием который позволяет передать на фотографии и детали в светах и в тенях.

Основной смысл этого приема сводится к следующему — фотограф делает два снимка (самый простой вариант) — один с экспозицией по светам, а второй с экспозицией по теням. После этого, в графическом редакторе два снимка объединяются и мы получаем кадр с деталями в светах и в тенях.

Методов обработки подобных снимков довольно много — в самом простом случае, можно ограничится восстановлением информации из одного рав-файла, иногда можно обойтись градиентами в редакторе или градиентными фильтрами. Мы же рассмотрим более сложный (и вместе с тем, более универсальный) метод — яркостные маски.

Яркостные маски

Самый простой способ объединить в Adobe Photoshop темное и светлое изображения — наложить их друг на друга в виде слоев и по маске скрыть часть одного изображения (про работу с масками можно прочитать в статье — ). Но иногда композиция такая сложная, что рисовать маску вручную слишком долго и сложно. Самый простой пример — дерево на фоне яркого неба. Чтобы было видно и детали на стволе дерева и на небе, надо будет прорисовать все веточки дерева.

Но есть один секрет. В пейзажной фотографии чаще всего закрывать маской надо пересвеченные области чтобы выровнять освещенность, а значит нам будет нужен механизм который автоматически позволяет выделять области на основе их яркости. Именно это и называется яркостными масками.

Давайте разбираться с ними по шагам на примере.

Для простоты и наглядности будем совмещать два кадра, хотя в реальной жизни кадров может быть 3 или 5, все зависит от тональных переходов в снимаемой сцене и от возможностей матрицы камеры.

Светлый снимок. Хорошо проработан передний план, но потеряны детали в области солнца


Темный снимок, деталей на переднем плане не видно, но зато хорошо проработана область вокруг солнца

Основная задача выделить яркие области вокруг солнца на светлом кадре и заменить их областями с темного.

Помещаем оба снимка на отдельные слои в Photoshop и совмещаем с помощью Edit/Редактирование -> Auto Align Layers/Автоматически выравнивать слои…

Пункт с автоматическим выравниванием можно пропустить, если съемка велась со штатива.

При необходимости, после выравнивания кадров друг относительно друга можно “обрезать края”.

В Photoshop нет никаких инструментов и команд для создания яркостных масок, но все описываемые ниже действия вы можете сохранить в виде Action/Операции и применять автоматически к другим изображениям — алгоритм работы не зависит от того что изображено на фотографии, он ориентируется только на яркость тех или иных пикселей.

Для наглядности работы отключаем видимость верхнего темного слоя и кликаем по нижнему светлому. Именно он будет использоваться для поиска светлых участков.

После этого переходим в панель Channels/Каналы и Command+клик на композитном RGB канале. Это создаст выделение вокруг ярких областей изображения.

Получившееся выделение уже можно использовать, но более правильно будет создать маски для разных по яркости областей.

Щелкните иконку Save Selection as Channel/Сохранить выделенную область в новом канале внизу панели Channels/Каналы. Это создаст новый канал, автоматически названный Alpha. Переименуем его его в Highlights.

Для того чтобы выделить более яркие участки изображения нужно необходимо сделать пересечение этого выделения с самим собой. Удерживая нажатыми Command+Alt+Shift, кликаем по миниатюре канала Highlights. Таким образом выделяются более светлые участки предыдущего выделения. Новое выделение снова сохраняем как канал с именем Highlights 1.

Эту операцию с пересечением каналов яркостей самих с собой можно проделать еще несколько раз получая аккуратные выделения разных по яркости областей. Чем больше мы пересекает первоначальное выделение друг с другом, тем более яркие области выделяются.

У нас получилось вот так:

Таким образом, мы получили выделения с пятью уровнями яркости.

Для обработки фотографии из нашего примера понадобится выделение только ярких областей, но для наглядности и общности рассмотрим как создать аналогичные выделения для темных участков изображения.

Снова загрузите выделение Highlights, Ctrl+кликнув на одноименный канал. Затем выберите Select/Выделение > Inverse/Инвертировать (Shift+Ctrl+I) — эта команда изменит выделение на обратное. Это означает, что теперь вместо светлых участков в выделение попали тени. Сохраните выделение как новый канал с именем Shadows.

Для того чтобы создать каналы на которых выделены более плотные тени используйте аналогичную технику самопересечения с нажатием клавиш Command+Alt+Shift и кликом по каналу Shadows. После пяти итераций мы получим пять каналов с масками для разных по темноте областей

Теперь пришло время воспользоваться этими каналами для того чтобы создать маску на темном слое. Нам нужно сделать так, чтобы выбранный канал добавился в качестве маски слоя.

Нам надо сделать маску таким образом чтобы на темном варианте снимка остались только области вокруг солнца. В данном случае, больше всего подходит канал с названием Highlights 1, именно там выделены самые яркие области (они белые).

Загружаем его в виде выделения кликая на канале с нажатой клавишей Command

После этого делаем активным композитный RGB канал (нужно кликнуть по нему), переключаемся в панель Layers/Слои, активируем и включаем видимость темного слоя и добавляем к нему маску, кликнув на пиктограмму добавления маски внизу панели слоев.

Наше выделение сразу же станет маской этого слоя и фотография преобразится.

Темные части маски делают области слоя непрозрачными, а белые наоборот проявляются. Получается, что области вокруг солнца на недоэкспонированном слое перекроют пересвеченные, но передний план останется с более светлого снимка.

Вместе пересвета на небе мы получили участок с хорошими цветами детализацией. И для этого нам не пришлось вручную рисовать маски и обводить контуры корабля.

При необходимости маски можно доработать с помощью инструмента Levels или Curves, а также просто кистью.


Исходная яркостная маска


После доработки с помощью кисти

Аналогичным способом, но использую каналы Shadows, в которых мы выделяли тени можно немного осветлить камни на переднем плане, не затрагивая небо.

Выбираем подходящий канал

И применяем его в виде маски к корректирующему слою с кривыми:

После того как мы получили выровненный по яркости снимок без провалах в тенях и светах можно уже проводить работу с цветом и контрастом, с помощью Dodge & Burn расставлять акценты, добавлять солнечные блики и прочие эффекты.

Чтобы доработать цвета и освещение на снимке воспользуемся плагином Nik Color Efex:

После небольшой цветокоррекции с помощью кривых получим вот такой результат:

Яркостные маски можно использовать не только для того чтобы совместить несколько экспозиций в одном снимке. Они отлично подойдут для того чтобы заменить небо на пересвеченным снимке. Пересвет — это очень яркий участок, а значит его будет очень просто выделить с помощью яркостных масок и потом на это место вставить небо с какого-то другого кадра.

В статье мы рассказали о ручном создании яркостных масок — это хорошо для того чтобы понять смысл процесса, но при ежедневной обработке фотографии может быть несколько долго и непродуктивно.

Есть несколько способов автоматизировать процеcc:

  1. Использования специального набора Actions. Бесплатно такой набор могут скачать все подписчики фотошколы . Эти экшены помогут автоматически создать каналы с выделениями светов и теней, а также наборы из кривых и уровней с примененными к ним яркостными масками. После запуска экшена вам просто надо будет оставить видимым нужный слой с кривыми или уровнями (как удобнее) и откорректировать настройки. Скачать можно тут —
  2. Панель ArcPanel . Более громоздкое, но и более универсальное решением чем использование отдельных экшенов. Позволяет наглядно создавать выделения на основе яркости с помощью кнопок на панели.

Я обещал более подробно рассмотреть практическое применение двух последних, но решил сосредоточиться на одном. При восприятии окружающего мира распределение яркостей для нас гораздо более значимо, чем распределение цвета, поэтому наш сегодняшний герой — Luminosity. Задача этой статьи не просто описать три примера обработки, но показать логику рассуждений при выборе тех или иных инструментов и приемов коррекции.

Как всегда, желающие одновременно с чтением «покрутить файлы» могут скачать послойный psd (50,7 мб) разбираемых примеров.

В прошлый раз мы разобрали пример с малиной. Каждый из трех каналов обрабатывали как отдельное черно-белое изображение, ориентируясь только на изменение яркости в нем, но никак не учитывая соотношения яркостей в каналах, то есть цвет картинки. А добившись оптимальных изменений яркости, избавились от нежелательных изменений цвета, наложив результат коррекции на исходник в режиме Luminosity.

И тут нас поджидал сюрприз: наложение одной и той же картинки в Lab дало гораздо более аккуратный результат, чем в RGB. Происходит это потому, что модель HSB (на которой базируются цветовые режимы наложения при работе в RGB) достаточно примитивна. В отличие от Lab она не дает честного разделения яркостной и хроматической составляющих. Поэтому результат наложения в RGB получается не таким аккуратным, как в Lab.

Если вам интересны подробности, почитайте уже упоминавшуюся мною статью Александра Войтеховича «Повесть о цветовой насыщенности» . Для практического использования можно дать простую рекомендацию: собираясь делать наложение в режимах Color или Luminosity, попробуйте сделать это в Lab. Чем насыщеннее цвета в изображении, тем больший выигрыш принесет такой шаг.

Раздельное управление контрастом

Перед нами симпатичное зимнее фото лисы. Фотограф хорошо поймал момент прыжка и выбрал удачное для съемки время: низкое солнце подчеркнуло объем всех объектов. Я привел это изображение к полноконтрастному и установил цветовой баланс. Цвета меня устраивают, но в этой картинке есть одна особенность, которая мне совсем не нравится.

Низкое солнце прорисовало не только формы лисы, но и разложило на неровной снежной целине много теней. А камера честно их зафиксировала. Одна беда: человек, находящийся на месте камеры, не воспринял бы эти тени так явно. При взгляде на сцену мозг выделяет основной сюжетно значимый для нас объект и фильтрует детали фона, делая его менее контрастным.

То есть, наблюдая эту сцену в реальности, мы увидели бы более контрастную лису на менее контрастном фоне. Вот и задача для коррекции: поднять контраст лисы, понизив контраст теней на снегу. Давайте опишем, каким условиям должны удовлетворять каналы, чтобы мы могли ее решить.

Условие первое. Раз мы собираемся поднимать контраст лисы, она должна быть правильно проэкспонированной и иметь хорошую детализацию. Проще говоря, ее яркость должна быть по возможности близка к средней.

Условие второе. Чтобы по-разному менять контраст объектов (повышать для одного и понижать для другого), они должны лежать в разных тоновых диапазонах. В этом случае можно будет обойтись простой тоновой кривой, увеличив ее крутизну в занимаемом лисой диапазоне и уменьшив в диапазоне, где лежит снег.


Посмотрим на каналы. В красном канале лиса хоть и светловата, но достаточно детализирована. Однако она лежит в том же тоновом диапазоне, что и снег. Попытка притемнить лису и сделать ее более контрастной приведет к затемнению теней на снегу и повышению их контраста. А это в наши планы не входит. Красный канал не удовлетворяет второму условию.


В синем канале снег и лиса разнесены в разные тоновые диапазоны, но сама лиса слишком темная. Ее не получится осветлить до нормальной яркости, а повышение контраста усилит не только весьма слабую детализацию, но и шум. Синий канал не удовлетворяет первому условию.


А вот зеленый подходит по всем статьям. Он является средним по яркости для оранжевого цвета, поэтому лиса проэкспонирована в нем наилучшим образом и лежит в диапазоне от тричетверть- до полутонов. Снег в основном светлее полутонов. Таким образом, зеленый канал удовлетворяет обоим условиям.


Нет смысла обрабатывать все три канала и потом усреднять результат, если задачу решает только один, а два других лишь мешают. Поэтому мы не будем применять поканальные кривые и переключаться в Luminosity (как делали с малиной), а используем зеленый канал в качестве заготовки для яркостного наложения. Создаем новый слой (Green_Channel ) и при помощи команды Apply Image закидываем на него содержимое зеленого канала.


Curves 1 ). Поднимаем контраст в диапазоне от тричетверть- до полутонов. Лиса в зеленом канале была темнее, чем надо, поэтому повышение контраста выполняем за счет осветления полутонов. При этом в четвертьтонах крутизна кривой уменьшается — контраст снега падает.

Чтобы сделать снег еще более равномерным, поставим дополнительную точку и вернем на место кривую в высоких светах. Таким образом, падение контраста сосредоточится в четвертьтонах и фон «разгладится».


Объединяем слои Green_Channel и Curves 1 в группу (New_Luminosity ) и меняем ее режим наложения на Luminosity. Лиса получается слишком объемной, а снег чересчур гладким. Картинка изменилась в нужную сторону, только сильнее чем хотелось бы. Быстро ослабить воздействие поможет уменьшение непрозрачности.


Только нужно решить непрозрачность чего уменьшать: группы New_Luminosity или корректирующего слоя Curves 1 ? Уменьшение непрозрачности — это усреднение между конечным и начальным вариантом изображения. Конечный вариант у нас один, а начальные разные. Если уменьшать непрозрачность группы, мы будем возвращаться к чистому исходнику, а если слоя кривых — к яркостному наложению на исходник зеленого канала.

Просто нужно выбрать, какая из начальных картинок вам больше нравится и насколько надо к нему вернуться. Я выбрал второй вариант и уменьшил непрозрачность корректирующего слоя Curves 1 до 50%. Изображение готово, а мы еще раз закрепим рассмотренные идеи.

Идея первая. Для быстрого и простого раздельного управления контрастом объектов (повышение контраста одного при понижении другого) необходимо найти или получить при помощи смешивания заготовку, на которой эти объекты лежат в разных тоновых диапазонах.

Идея вторая. Для эффективного повышения контраста объекта и подчеркивания его детализации необходимо найти заготовку, на которой этот объект будет наилучшим образом проэкспонирован. Проще говоря: не будет чересчур светлым или темным.

Идея третья. Это вопрос формализации при анализе. Я регулярно задаю его слушателям на занятиях: что изображено на этой фотографии? Лиса на снегу — слишком узкий ответ. Я предлагаю мыслить и делать оценки «в котах» (единицы измерения пошли от трех котов, приведенных Маргулисом в своей книге). Итак, на этой фотографии мы видим рыжего и белого кота.

А под определение «рыжий и белый кот» попадает очень много сюжетов: это и апельсин на светлой скатерти, и невеста в белом платье, да и вообще вся портретная фотография. При анализе изображения переходите от конкретного сюжета к его формализованному описанию. Это позволит быстрее находить нужные каналы, определять тоновые диапазоны и подбирать подходящую методику обработки.

Теперь вы знаете, как понизить контраст платья невесты (сделать его более чистым и гладким), сохранив или даже усилив контраст лица. В свадебной фотографии сейчас это в моде, но в жизни чаще приходиться решать обратную задачу: вытянуть слишком светлое платье, не уронив лицо. Можно воспользоваться Shadow/Highlight, но он принесет ореолы. Как решить эту задачу без появления ореолов и при каких условиях это получится сделать, мы обсудим в следующий раз.

Одновременное повышение контраста

На примере этого незатейливого пейзажа мы рассмотрим обратную задачу — как поднять контраст всех объектов одновременно. На этой картинке я хочу: осветлить холм и поднять его контраст, чтобы лес смотрелся более «пушистым»; осветлить луг, чтобы придать ощущение яркого солнечного дня; сохранить небо, не допустив его разбеливания и падения контраста.


Приведенная кривая, повышающая яркость в тенях, решит две из трех поставленных задач. Холм, лежащий в тенях и тричетвертьтонах, станет светлее и контрастнее. Луг, лежащий в средних тонах, станет ярче. Однако лежащие в четвертьтонах и светах небо начинает разбеливаться и терять контраст деталей.

Перед нами классические три кота: холм — черный кот, луг — средний кот, небо — белый кот (я оцениваю яркость, поэтому могу оперировать монохромными котами). Каждый из этих объектов занимает достаточно узкий тоновый диапазон, но вместе они перекрывают его весь. Невозможно одновременно поднять контраст трех разных котов в одном кадре.

Выход из этой ситуации простой: надо согнать объекты в более узкий тоновый диапазон. Если черный кот станет темным и освободит тени, а белый станет светлым и освободит света, можно будет поднять контраст в средних тонах. Нам нужна максимально однородная по яркости заготовка, на которой каждый объект будет достаточно контрастным. Идем в каналы.


Холм темный во всех каналах, поэтому согнать с места черного кота не получится. Остается затемнение белого кота. Небо самое темное (и, кстати, самое детализированное) в красном канале. Взяв его за основу, мы получим изображение, в котором все три объекта лежат в более узком тоновом диапазоне за счет освободившихся светов.


Создаем новый слой (Red_Channel ) и при помощи команды Apply Image закидываем в него содержимое красного канала.


Выше создаем корректирующий слой кривых (Curves 1 ). Поднимаем контраст в тенях, одновременно осветляя их, равномерно осветляем диапазон от тричетверть- до четвертьтонов, все потери контраста сбрасываем в диапазон светлее четвертьтонов. За небо можно не переживать — в красном канале оно темнее, чем на яркостной составляющей.


Объединяем слои Red_Channel и Curves 1 в группу (New_Luminosity ) и меняем ее режим наложения на Luminosity.


Если изменения кажутся слишком сильными, можно уменьшить непрозрачность или доработать форму корректирующей кривой. Я уменьшил непрозрачность группы New_Luminosity до 50%.

Чудес на свете не бывает. Небо хоть и сместилось в основном в более темный тоновый диапазон, сохранило часть деталей в светах. И самые светлые участки облаков пострадали. Но гораздо проще убрать с них коррекцию мягкой маской с размытыми краями, чем пытаться строить маску, отделяющую холм от неба по четкой границе.

Основную идею этого приема я уже описал: чтобы одновременно повышать контраст разных объектов, необходимо согнать их в максимально узкий тоновый диапазон. В этом примере хватило одного канала. Чаще требуется смешивать несколько каналов или даже применять тонмэперы. Но лучший способ ближе подогнать объекты друг другу по яркости — это более равномерное освещение. Задумайтесь об этом до того, как нажать на спуск, и обработка может существенно упроститься.

Интересно, в Adobe кто-нибудь знает все возможности Photoshop?

Этот вопрос я встретил на каком-то форуме в разделе «юмор». Ну, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, и не всегда особенно большая. Многие инструменты фотошопа наиболее эффективно применяются для решения совсем не тех задач, ради которых они были созданы. Возможности Photoshop не в инструментах, а в методах их применения.

Но эффективно применять, а уж тем более придумывать такие методы, не представляя алгоритма работы инструментов, невозможно. Я не говорю про точные формулы (хотя посмотреть на них было бы интересно), но хотя бы общую логику работы понимать надо.

В следующем примере мы разберем работу инструмента Black&White. А заодно посмотрим, как понимание этой логики и четкая постановка задачи по обработке позволяют быстро придумать решение задачи.

Перед вами фотография копии триумфальной арки, построенной в честь возвращения в Москву войск Кутузова (по злой иронии копия эта построена на той дороге, по которой в город входили войска Наполеона). Разрешение экрана не позволяет во всех деталях показать полноразмерные картинки, а вырезать маленькие кусочки не очень хочется, поэтому желающие рассмотреть мелкие детали могут скачать упоминавшийся в начале статьи файл.

Арка имеет богатую фактуру поверхности, начиная от лепных узоров и заканчивая стыками и шероховатостями облицовки. Но стены ее светлые, а свет достаточно яркий, поэтому фактура проявилась слабо. Как подчеркнуть ее?


Стены арки — это светлый слабонасыщенный окрашенный в желто-красные цветовые тона объект. Поднять контраст деталей на светлом объекте могла бы затемняющая средние тона кривая. Но она слишком сильно затемняет изображение, а темные детали арки просто убивает. Нужен инструмент, который затемнит только светлые стены, не затронув изначально темные элементы. Таким инструментом является Black&White, но давайте по порядку.


Вот такой результат дает применение Black&White с настройками по умолчанию. Фотошоп учел яркости исходного изображения, формируя этот стартовый вариант ч/б. Зависимость яркости ч/б от цветового тона исходной картинки не просто учтена, нам предлагается самим задать ее.

Цветовой круг поделен на шесть плавно переходящих друг в друга диапазонов цветовых тонов. Мы можем задавать осветление или затемнение каждого из них. Двинем регулятор Yellows в минус, и все объекты, имеющие желтый оттенок затемнятся. А как учитывается насыщенность цвета? Логично, что на сочно-желтый и слегка желтоватый объекты затемнение должно действовать по-разному.


Чтобы разобраться с этим вопросом, посмотрим на увеличенный фрагмент фотографии. Желтая вывеска и желто-зеленые кроны деревьев — эти объекты имеют насыщенный цвет, попадающий в диапазон желтых цветовых тонов. Стены домов, каменные столбики ограждения и основание арки также окрашены в желтые тона, но имеют слабую насыщенность.


Все объекты имеют близкую к средней яркость, поэтому на стартовой версии ч/б картинки они смотрятся достаточно однородно.


Сдвинем желтый регулятор до -130. Насыщенные объекты (вывеска, деревья) стали черными, а слабо насыщенные только немного потемнели. По этим результатам можно сделать вывод: задаваемое пользователем затемнение и осветление вносится тем сильнее, чем более насыщенным является цвет.

Если попробовать провести аналогию (очень условную) с действием показанной ранее затемняющей кривой, окажется, что насыщенные объекты затемняются так же как изначально достаточно темные, а слабо насыщенные — как изначально достаточно светлые. То есть, для слабо насыщенных достаточно светлых объектов это не столько затемнение, сколько повышение контраста.


Возвращаемся к нашей задаче: поднять контраст деталей на слабо насыщенном достаточно светлом объекте, окрашенном в желто-красные цветовые тона. Создаем корректирующий слой Black&White и задвигаем красный и желтый регуляторы на -130.


Переключаем режим наложения на Luminosity и любуемся, насколько объемнее и рельефнее стала арка, а заодно и дома. Не получается любоваться? Отвлекают темные дыры на месте изначально насыщенных зеленых, желтых и красных объектов? Не спешите хвататься за регулятор Opacity — он не уберет до конца неприятности, но ослабит полезные изменения. Лучше подумайте, по какому критерию разделяются области с хорошими и плохими изменениями?

Они разделяются по цветовой насыщенности. Наша коррекция была рассчитана на слабо насыщенные участки, но совершенно не предназначалась для воздействия на области с высокой насыщенностью. Воспользуемся маской цветовой насыщенности.


Отключаем слой Black&White и над исходником создаем корректирующий слой Selective Color. Работая в режиме Absolute для всех цветных диапазонов (Reds, Yellows, Greens, Cyans, Blues, Magentas) задаем настройку Black +100%, для всех нейтральных диапазонов (Whites, Neutrals, Blacks) задаем Black -100%. Эту операции удобно записать в экшен, чтобы каждый раз не задавать девять настроек. Если вам лень делать экшенсамостоятельно, можете воспользоваться моим .


При помощи корректирующего слоя кривых повышаем контраст получившейся заготовки. Теперь мы имеем маску, которая пропускает воздействие на нейтральные участки и маскирует его в насыщенных областях.


При помощи команды Merge Visible с зажатой клавишей Alt схлопываем изображение маски на отдельный слой (Saturation_Mask ). Такой слой нужен, чтобы воспользоваться в дальнейшем командой Apply Image. А еще по нему можно пройтись кистью или инструментами Dodge и Burn, чтобы доработать маску вручную.

Объединяем использованные при создании маски слои в группу (Saturation_Mask ) и выключаем ее видимость. Обычно я не выкидываю такие группы до конца обработки: вдруг потребуется переделать маску.


Включаем корректирующий слой Black&White . Встаем на его маску и командой Apply Image закидываем в нее содержимое слоя Saturation_Mask . Задача решена. Более тонкие регулировки можно сделать, меняя непрозрачность слоя, изменяя настройки Black&White и дорабатывая маску.

Достаточно свести вместе знание «что делает инструмент» и понимание «что надо поменять в картинке», и задача решается сама собой. Изучайте, как работают инструменты, учитесь анализировать изображение и четко формулировать задачи коррекции, и у вас все получится.

Этим материалом завершился цикл моих статей о режимах наложения для журнала «Фотомастерская», но здесь в ЖЖ я продолжу разбирать приемы их практического применения. В следующий раз мы поговорим о том, как вытянуть детали светлых объектов, не наплодив ореолов.

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт