Изменение цветовой насыщенности фотографий. Маска цветовой насыщенности в Photoshop

до обработки

после обработки

1. Общие сведения

Маскирование как приём обработки изображения на первый взгляд кажется достаточно простым и даже примитивным инструментом. В плёночную эпоху оно действительно было таковым по причине ограниченности технических средств и трудоёмкости всего фотопроцесса в целом. Фотограф мог вырезать из бумаги некоторую фигуру и на какое-то время прикрыть ей лист экспонируемой бумаги, например. Или использовать для тех же целей собственную ладонь. Степень воздействия маски могла определяться как раз временем, в течение которого маскирующий предмет закрывал чувствительный слой.

Однако сейчас мы находимся в несколько иной ситуации. Фотография давно укрепила свои позиции в цифровой области. Возможности обработки существенно возросли. И если суть маскирования осталась той же: ограничение воздействия чего-либо на изображение, то набор доступных художественных средств стал гораздо более объёмным.

В данной статье я буду рассматривать Adobe Photoshop в качестве графического редактора. Сейчас это самый мощный программный комплекс такого рода. Вряд ли можно найти ему аналог.

В общем случае маска — это способ ограничить область воздействия на изображение чего угодно: фильтров, корректирующих слоёв, эффектов наложения слоёв, видимости слоёв. Со стороны пользователя маска представляет собой поле размером с изображение, заполненное цветами от белого до чёрного. Чистый белый означает стопроцентную степень воздействия на картинку, чистый чёрный - «маскирует» её. С помощью градаций серого возможно управление «плотностью» эффекта: чем светлее серый, тем сильнее изменяется изображение.

В текущей версии Adobe Photoshop CS4 умеет применять к слою не более одной маски. Однако при желании можно поместить слой внутрь группы (команда Layer - New - Group from Layers) и создать для неё отдельную маску. Обращаю ваше внимание на особенность интерфейса Photoshop CS4: при повторном нажатии на кнопку «Add layer mask» редактор «нарисует» в палитре слоёв ещё одну маску, что может ввести в заблуждение. Это действие создаёт для слоя векторную маску - Vector Mask.

Заполнение маски возможно либо вручную, либо автоматически на основе информации, содержащейся в изображении. Далее мы рассмотрим оба случая более подробно.

2. Способы применения масок

Маски настолько расширяют наши возможности при обработке цифрового изображения, что не использовать их просто глупо. Очень часто необходимо оказать различное воздействие на отдельные области изображения: осветлить, затемнить, поработать с контрастом, цветами, резкостью. Например, поднять резкость только на глазах и волосах при обработке портрета. Или поднять контраст только на переднем плане пейзажа. Во всех этих случаях нам помогут маски. Также они очень удобны при фотомонтаже, изготовлении коллажей.

Adobe Photoshop позволяет применять маски к слоям (Layers), корректирующим слоям (Adjustment layers) и группам слоёв (Groups).

Вопрос организации работы со слоями больше религиозный, чем практический. Я видел людей, которые категорически отказывались использовать корректирующие слои. На каждую операцию они создавали новую копию слоя. В принципе, с точки зрения скорости работы такой способ ничем не хуже любого другого. Минусы его заключаются в другом: невозможность производить неразрушающее редактирование и большой объём файла.

Лично я рекомендую всегда, когда это возможно, использовать корректирующие слои: вы в любой момент сможете «отключить» или откорректировать каждый шаг обработки. Тем более, в версии Adobe Photoshop CS4, благодаря изменениям интерфейса, работа с ними стала более удобной, чем раньше.

Объединение корректирующих слоёв в группу даёт возможность маскирования суммарного результата их воздействия.

3. Ручное «рисование» масок

Самый простой способ маскирования изображений. Для его реализации необходимо создать маску слоя, проследить, чтобы она была активна, выбрать инструмент «Brush Tool» («Кисть») или «Pencil Tool» («Карандаш») и начать рисовать.

По умолчанию созданная маска заполняется чистым белым цветом. То есть, изображение не маскируется, степень воздействия эффекта стопроцентна. Для того, чтобы полностью отменить эффект на тех областях, где он лишний, нужно закрасить их на маске чистым чёрным. Используйте мягкую кисть. Соответственно, вы можете совершить обратное действие: залить всю маску чёрным и после этого белым прорисовать области, в которых необходим данный эффект.

Для регулирования степени воздействия эффекта можно использовать градации серого. Но не выбирайте цвет для кисти из палитр Color или Swatches. Хотя, результат будет тем же, это просто неудобно. Выбирайте чистый чёрный и плавно изменяйте параметр Opacity инструмента Brush Tool. При желании можно поэкспериментировать с режимом Airbrush в CS4 или отдельным инструментом Airbrush («Аэрограф») в более ранних версиях. Отличие от кисти заключается в более «размытых» краях области рисования и более плавном нанесением краски. Кроме инструментов рисования вы можете использовать различные заливки. К примеру, очень удобно использовать градиентную заливку при обработке пейзажей для имитации градиентного фильтра.

Суть «градиентника» заключается в выравнивании динамического диапазона сцены при ярком небе и тёмной земле. Землю мы при этом снимаем через прозрачную часть фильтра, а небо - через притемнённую. Также существуют инверсные градиентные фильтры, затемняющие картинку в центре: полезно при съёмке закатов или рассветов, когда большая часть неба ещё или уже тёмная, а на горизонте - яркий свет.

Полностью проимитировать работу такого фильтра нам вряд ли удастся, но кое-что сделать можно. Естественно, обрабатываемый кадр должен быть изначально правильно проэкспонирован.

Такая методика легко может быть использована и для достижения каких-либо художественных эффектов. Всё зависит только от вашей фантазии.

В простом случае необходимо создать корректирующий слой, оказывающий необходимое воздействие на картинку, создать для него маску слоя и залить её чёрно-белым градиентом. Я часто использую этот приём для проработки неба на утренних или дневных пейзажах. Правильная съёмка с учётом принципа «экспонируй вправо», как правило, не даёт сразу красивого результата, но зато мы получаем кадр, содержащий максимум возможной информации и пригодный для дальнейшей обработки.



Отдельная обработка неба на пейзаже

Снимок, в принципе, сделан в неподходящее время: это уже день, яркое солнце, короткие тени. Но, тем не менее, обработкой можно попытаться что-нибудь из него вытянуть. Погода стояла дождливая, солнце показывалось редко, небо закрывали мощные дождевые облака. На исходной фотографии этого не видно. Посмотрим на гистограмму неба.


Гистограмма неба на исходном кадре

На гистограмме видны какие-то всплески в светах, но в общем она выглядит достаточно привлекательно: максимально смещена в правую сторону и не имеет заметных пересветов. Собственно, это и есть следствие соблюдения принципа «экспонируй вправо». В цифровой фотографии он даёт на выходе картинку с максимально возможным количеством информации для обработки.

Я хотел заметно притемнить небо, чтобы выявить структуру облаков. Для этого я перевёл изображение в пространство Lab и активно поработал с кривой в канале Lightness. В итоге небо получилось таким, какое изображено на рисунке 3.1. Но остальная часть изображения, что называется, скрылась во мраке. Тогда я просто создал для корректирующего слоя Curves маску и залил её чёрно-белым градиентом снизу вверх так, чтобы полностью замаскировать землю и лесопосадку на горизонте. Учитывая, что горизонт всё-таки неровный, маску необходимо было подкорректировать кистью.

Несколько отдельно в Photoshop стоят векторные маски (Vector Mask). Принцип её действия точно такой же, но границы маскирования определяются с помощью путей (Path). Для векторных масок характерны жёсткие края областей маскирования, поэтому область их применения более узкая. Векторные маски, как уже было сказано, могут применяться параллельно с масками слоёв. Подробнее о путях можно прочесть в статье Андрея Журавлёва «Работа с путями (Path) в Photoshop».

4. Использование масок в коллажах

В июле 2008 года компания «Sony» совместно с известнейшим пользователем Живого Журнала drugoi проводила конкурс «Пять эмоций». Необходимо было изобразить эти самые эмоции на одной работе. В ходе конкурса были представлены замечательные коллажи, посмотреть на которые можно на странице голосования фотоконкурса "Пять эмоций" : drugoi.livejournal.com . Видите постановочные сцены, где роль персонажей исполняет один и тот же человек? Нравится? Хотите сделать так же? В этом вам также помогут маски.

Вы, конечно, можете пойти другим путём и добиться того же результата с помощью классического метода коллажирования: вырезать необходимые элементы и «наклеивать» их на основу. Но при использовании масок времени на обработку уйдёт существенно меньше.

В любом случае основная часть работы будет выполняться во время съёмки. Строите мизансцену, ставите фотоаппарат на штатив - и начинаете снимать. Ваш персонаж в это время перемещается, принимая необходимые позы. Каждая поза - отдельный кадр. Затем вы открываете в Photoshop первый кадр и накладываете на него в виде слоёв все последующие. Добавляя каждый новый слой, вы создаёте для него маску, полностью залитую чёрным, и мягкой белой кистью прорисовываете то место, где находится персонаж. Поскольку параметры съёмки не менялись, вам не обязательно строго отслеживать границы объекта: фон обоих кадров будет полностью совпадать. Я не советую проводить предварительную обработку кадров, вы это сделаете потом.

В конце создаёте новый слой с результатом объединения всех нижележащих (комбинация клавиш Ctrl-Alt-Shift-E) и обрабатываете его как итоговую картинку.

5. Сохранение выделений

Кроме всего прочего, маски удобно использовать в качестве «слепка» созданного вами выделения. Для этого достаточно перейти на вкладку Channels и нажать кнопку «Save selection as channel». Вы увидите, что появится новый альфа-канал с чёрно-белым изображением. Теперь выделение можно снять. Полученную маску вы можете использовать в любой момент с помощью нажатия кнопки «Load channel as selection» в палитре «Channels» или кликнуть на альфа-канале с зажатой клавишей Ctrl.

6. Режим «Quick Mask»

Несмотря на наличие слова «Mask» в названии режима, к маскированию он прямого отношения не имеет и позиционируется как инструмент для быстрого создания выделений. Переключение между обычным режимом и «быстрой маской» осуществляется с помощью нажатия клавиши Q.

Работа осуществляется так же, как при ручном создании масок: рисованием чёрной и белой кистями. По большому счёту, в режиме «Quick Mask» мы имеем дело с монохромным изображением, преобразовывать которое можно по своему усмотрению. В итоге, после выхода из режима, должно получиться выделение некоторой степени сложности.

Лично я не люблю этот режим, не вижу в нём особого смысла и почти никогда его не использую.

7. Автоматическое создание масок

Методы автоматического создания масок во время обработки фотографий я использую постоянно и нахожу это гораздо более удобным и правильным, чем рисование их вручную. Как правило, изображение содержит достаточное количество информации для того, чтобы использовать её в маскировании. Важно точно представлять себе, какой именно результат вы хотите получить и какие способы его достижения можно применить.

Некоторые часто встречающиеся ситуации:

  • . пересветы или просто слишком яркие света в отдельных областях изображения;
  • «проваленные» тени;
  • наличие лишнего цвета в тенях;
  • области перенасыщенности;
  • области недостаточной насыщенности;
  • неудовлетворительный контраст в отдельных областях изображения;
  • наличие областей с неверным или эстетически непривлекательным оттенком.

Здесь мы снова сталкиваемся с некоторыми религиозными вопросами. В частности: какой формат выбрать при съёмке.

Лично я считаю, что всегда, когда это возможно, необходимо снимать в RAW. Если вы не журналист или репортёр, для которого скорость важнее качества, если вам не нужно очень-очень быстро отснять событие и тут же передать фотографии в редакцию, пока это не сделали конкуренты, у вас нет причин не использовать RAW. Вам просто нужно научиться его обрабатывать.

Современные RAW-конвертеры позволяют делать очень многое. Некоторые вообще не прибегают к помощи Photoshop, обходясь средствами конвертера: общая коррекция плюс проработка отдельных областей с помощью Adjustment Brush (так этот инструмент называется в Adobe Camera RAW) или аналогов. Определённая логика в этом, безусловно, есть: RAW содержит в себе абсолютно полную информацию об изображении, а конвертеры стали настолько «умными», что действительно позволяют на выходе получить готовую картинку. Но мне Photoshop всё-таки ближе. Поэтому для устранения перечисленных выше проблем я обычно использую корректирующие слои с масками.

7.1 Яркостная маска

Яркостную маску (Luminosity Mask) получить легче всего. Работая в пространстве RGB, достаточно перейти на палитру Channels и кликнуть на композитном канале, зажав клавишу Ctrl. В Photoshop CS4 можно также нажать комбинацию Ctrl-2.


Выделение светов

В итоге на изображении выделяются света и остаются невыделенными тени. Не спешите производить манипуляции. Сохраните полученное выделение в качестве альфа-канала, оно вам ещё пригодится. Назовите канал «Lights».

Аналогичным образом получается маска теней, которая представляет собой инвертированную маску светов: Ctrl-клик на композитном канале, Ctrl-Shift-I для инверсии выделения, «Save selection as channel». Назовите канал «Shadows».

Теперь мы имеем возможность производить раздельные операции над светами и тенями. Следует отметить, что маски, полученные таким образом, содержат в себе массу градаций серого и не имеют резких границ, что существенно облегчает дальнейшую работу.



Маски светов и теней

Палитра «Channels»/"Каналы"

Но это не самое интересное. Мы можем управлять степенью яркости светов и теней в маске. То есть, выделять самые яркие света и самые тёмные тени. Вот здесь и пригодится первое выделение, сохранённое в качестве альфа-канала.

Выделите света ещё раз, перейдите на вкладку «Channels», зажмите клавиши Ctrl-Alt-Shift и кликните на канале «Lights». Тем самым вы пересечёте выделение само с собой. Площадь его уменьшится и будет становиться всё меньше с каждым кликом - выделяются всё более и более яркие света. Полученное выделение можно сохранить как отдельный альфа-канал для дальнейшего использования.

Аналогичным образом происходит работа с маской теней. Ctrl-клик на альфа-канале «Shadows», Ctrl-Alt-Shift-клик на нём же, пока не будет достигнута требуемая площадь выделения.

Эта методика хорошо описана автором Tony Kuyper, но в своих статьях он уделяет слишком много внимания формализации масок. Так, у него фигурируют термины «Lights», «Bright Lights», «Super Lights». Я совершенно не вижу смысла в умножении сущностей. Работа с выделением светов и теней для каждого изображения индивидуальна. Одна картинка даст нам десять «градаций» светов, другая - всего две. Так же и с тенями.

Тем же способом можно получить маску полутонов. Для этого необходимо создать маски светов и теней как минимум второй градации (Ctrl-клик на канале RGB, Ctrl-Shift-I для теней, «Save selection as channel», Ctrl-Alt-Shift-клик на новом альфа-канале, «Save selection as channel», удалить первый альфа-канал) и последовательно вычесть их из общего выделения: Ctrl-A, Ctrl-Alt-клик на канале «Lights», Ctrl-Alt-клик на канале «Shadows». На основе итогового выделения создаётся маска полутонов.

Обращаю ваше внимание, что для «уточнения» маски полутонов методы светов и теней не используются, то есть, её нельзя пересекать саму с собой. Её нужно создавать на основе более «точных» масок светов и теней.

Для использования полученных масок в дальнейшем достаточно загрузить альфа-канал как выделение и создать корректирующий слой. Выделение будет снято автоматически и на его основе сформируется маска канала. Это самый удобный способ.

7.2 Маска насыщенности

Маска насыщенности (Saturation Mask) - вещь более сложная, интересная и необходимая. Я, например, вообще не пытаюсь корректировать насыщенность изображения без этой маски.

Способов её создания несколько. По сути Saturation Mask представляет собой карту распределения насыщенностей в изображении для всех цветов. Напомню, что существует три составляющих цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлота (Luminosity). Для светлоты мы создавали маску в предыдущем параграфе.

Один из методов создания маски насыщенности описан у Александра Войтеховича в статье «Изменение цветовой насыщенности» (она же: «Повесть о цветовой насыщенности»).Метод прост, всё делается буквально за один шаг. Но я пользуюсь другой методикой, описанной Ричардом Линчем и адаптированной мною для Adobe Photoshop:

  1. Создаём копию изображения в новом документе.
  2. Переводим его в пространство Lab.
  3. Удаляем канал Lightness.
  4. Делаем оба цветовых канала (a и b) видимыми, всё это выделяем, копируем в буфер обмена. Новый документ можно закрыть, он больше не понадобится.
  5. В документе с исходным изображением копируем оригинальный слой.
  6. Поверх него вставляем содержимое буфера (цветовой слой).
  7. Для цветового слоя ставим режим смешивания Difference.
  8. Сливаем его с копией оригинального слоя (Ctrl-E). Это нужно для того, чтобы режим смешивания стал Normal.
  9. Image - Adjustments - Hue/Saturation. Saturation = -100.
  10. Image - Adjustments - Levels. Правый ползунок (белый) ставим на уровень 128. Теперь всё, что находится после уровня 128, будет считаться белым.

Суть метода основывается на разделении цветовой и яркостной информации, для этого и выполняются манипуляции с удалением канала Lightness в пространстве Lab. После этого вычисляется «разница» между исходным изображением и его цветовой составляющей, что даёт нам более-менее точную картину распределения насыщенности на изображении. Следующий шаг: коррекция с помощью инструмента Levels. Я достаточно часто использую указанное значение 128, но вы можете проводить собственные эксперименты и подбирать подходящие вам индивидуальные настройки. Общий принцип: чем дальше влево сдвигается ползунок, тем более насыщенные области будут замаскированы. В этой реализации метод даёт маску, по которой можно повышать насыщенность.


исходное изображение

Примеры повышения насыщенности

На рисунке выше изображены примеры повышения насыщенности изображения с маской и без. Я просто создал корректирующий слой Vibrance с маской насыщенности, где вывел движок Saturation в крайнее правое положение. Как видите, даже при таких экстремальных параметрах маска насыщенности позволяет получить более приятный результат.

Несколько отступая от темы, хочу заметить, что параметр Saturation в корректирующих слоях Vibrance и Hue/Saturation работает по-разному. Первый появился только в версии CS4, до этого инструмент Vibrance был доступен только в RAW-конвертерах. Подробнее о том, чем одно отличается от другого, можно прочесть в статье Павла Косенко «Vibrance vs Saturation».

7.3 Color Range

Мы рассмотрели создание масок на основе двух компонентов цвета: яркости и насыщенности. Остался тон (Hue).

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что некоторый цвет на фотографии невыразителен. Это может быть, например, небо или растительность. Обычно в пейзажной съёмке фотографы стараются затемнить небо, что не всегда приводит к хорошим результатам: если выше горизонта у вас получилось нечто блеклое с голубым оттенком, то затемнение не даст ничего, кроме образования голубоватой грязи.

Естественно, не стоит рассчитывать на некую волшебную палочку, которая моментально вернёт живость вашему пейзажу. Вы можете попытаться «вставить» небо из другой фотографии, но я не сторонник подобных мер. К тому же, при таких манипуляциях результат часто получается неестественным в силу разного освещения на донорском и основном снимках, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы это исправить.

Кое-что можно попытаться сделать, используя маску на основе цвета. В этом нам поможет инструмент Select / Color Range.


Внешний вид интерфейса Color Range

Пипеткой мы указываем область изображения, цвет которой необходимо использовать в качестве основы для выделения. Параметр Fuzziness регулирует «разбег» между указанной областью и остальным изображением. То есть, чем он выше, чем больший диапазон цветов, начиная с указанного, будет охвачен.

Ключ «Localized Color Clusters» позволяет инструменту предположить, что не вся указанная область попадает в нужный диапазон цветов. То есть, в выделение попадают меньшие площади изображения. Включается дополнительный параметр «Range», который регулирует размер этих площадей.

Использование ключа «Localized Color Clusters»

На рисунке видно, как выделяется только часть неба. Я указал пипеткой на изображении, где должен находиться центр области, параметром Range отрегулировал его площадь: выделится центр и близкие по цвету «окрестности».

После установки параметров нажимаем «Ok» и получаем выделение, которое можно сохранить в качестве альфа-канала или использовать сразу: не снимая его, создать какой-нибудь корректирующий слой (например, Curves). В этом случае автоматически будет создана маска слоя на основе этого выделения. Дальше всё зависит только от вашего мастерства и фантазии.

Справедливости ради следует заметить, что маска, созданная с помощью инструмента Color Range, не является Hue-маской в чистом виде. Всё-таки она использует в качестве основы именно цвет, а не одну из его составляющих. Но тем не менее, это единственный из рассмотренных трёх способов автоматического создания масок, который учитывает тон.

7.4 Выделение границ

Выделение границ объектов может пригодиться, к примеру, при повышении резкости изображения. Мне больше всего нравится методика, использующая фильтр Glowing Edges (Filter / Stylize / Glowing Edges).

Обращаю ваше внимание: этот фильтр вносит разрушающее изменение в слой, поэтому обязательно создавайте копию перед использованием.

Фильтр имеет три параметра:

  • . Edge Width - толщина линий подсветки границ.

  • . Edge Brightness - их яркость.

  • . Smoothness - степень смягчения.

В зависимости от ваших целей, вы выбираете оптимальную комбинацию этих трёх параметров так, чтобы подсветить нужные границы и не захватить лишние. Поэкспериментируйте. Я не хочу указывать какие-либо конкретные значения, потому что для каждого изображения их нужно подбирать индивидуально.

После того, как фильт отработает, необходимо перейти на палитру «Channels» и кликнуть на композитном канале с зажатой клавишей Ctrl. Полученное выделение - сохранить в качестве альфа-канала. Маска границ готова.

Естественно, любая автоматически созданная маска может быть подкорректирована вручную.

8. Палитра «Masks»

Adobe Photoshop CS4 обладает интересным усовершенствованием интерфейса: палитрой Masks. Её параметры становятся доступными после создания первой маски слоя или векторной маски.

Параметры палитры:

Density - «плотность» маски, степень её воздействия. То же самое, что параметр Opacity кисти при ручном «рисовании».
Feather - степень дополнительного размытия маски.

Также на палитре находится кнопка «Mask Edge», предоставляющая доступ к палитре «Refine Mask» со своими параметрами, управляющими границами областей маски.

Contrast - регулирует контраст на границах маски.
Smooth - смягчает границы маски.
Feather - размытие на границах.
Contract/Expand - увеличивает/уменьшает границы незамаскированной области; работает так же, как аналогичная команда по отношению к выделениям.
Radius - по всей видимости, регулирует толщину области, которая считается границей области на маске.

9. Заключение

Помните, что Adobe Photoshop предоставляет массу удобных инструментов для обработки, но это только инструменты, и основная задача: научиться пользоваться ими эффективно и по назначению. Маски существенно расширяют наши художественные возможности. Пробуйте, экспериментируйте, находите новые и более удобные способы их применения.

Статья объемная, поэтому для удобства я разделю её на несколько частей. Итак, начнем.

Вступление

Цветовая насыщенность, или просто «насыщенностью», определяет чистоту цвета. Чистым является тот цвет, который получен из сравнительно небольшого пучка световых волн. Очевидно, существует интенсивность насыщенных цветов, потому что они не приглушаются и не вымываются наличием других цветов.

Хороший способ оценить насыщенность цвета является color picker в Photoshop. Чтобы активировать его, нажмите один раз на любой из квадратов Основной цвет / Цвет фона в панели инструментов Photoshop (рисунок 1).

После открытия окна, нажмите на переключатель рядом с «S:», что означает насыщенность. Теперь перетащите маркер на цветной вертикальной полосе справа от большого квадрата вверх и вниз. Когда ручка находится в верхней точке, насыщенность цвета — 100%; в нижнем — 0%. При перетаскивании маркера можно наблюдать изменения насыщенности цвета внутри большого квадрата и численно в поле рядом с «S:» (рисунок 2).

Color Picker показывает, что Photoshop уже знает степень насыщения для каждого цвета, который он может воспроизвести. Это важный момент. По умолчанию программа отображает эту информацию графически, маска становится доступной, что дает новые возможности для контроля за насыщенностью наших фотографий.

Насыщенность вносит большое различие в восприятии изображения. Обычно, нас привлекают более насыщенные цвета. Они сильны и заставляют изображение чувствовать более интенсивно. Если мы хотим передать ощущение красоты, как в фотографиях природы, увеличение цветовой насыщенности часто помогает в выявлении эмоционального отклика.

Несмотря на умение передать эмоции и усиление изображения, насыщенность часто упускается из виду в рабочем процессе приведения изображения к его окончательному виду. Это не удивительно. Основным инструментом в Photoshop для воздействия на насыщенность цвета является инструмент Hue/Saturation, который является относительно грубым инструментом. Он влияет на насыщенность всех цветов изображения или на конкретный цветовой диапазон, но не принимает во внимание насколько насыщенны или не насыщенны цвета до применения корректировки. Небольшие изменения в насыщенности с помощью регулировки Hue/Saturation могут оказывать значительное влияние на цвета изображения. Кроме того, некоторые цвета в изображении, нуждающиеся в регулировке их насыщенности, являются смесью стольких различных цветов, что почти невозможно выделить правильный цвет, не разрушая насыщенность в других частях изображения. Не удивительно, что корректировка насыщенности часто выглядит неудовлетворительно или не используется вообще. Это часто последнее средство, когда другие корректировки испортили насыщенность и необходимо вернуть ее в норму. Стандартные инструменты Photoshop являются слишком грубыми.

Маска насыщенности — способ изменить это. Это маска слоя, фактически две маски слоя, которые позволяют пользователю фокусировать корректировки насыщенности точно там, где они необходимы. Это руководство объясняет, как создавать и использовать эти маски насыщенности, чтобы преодолеть проблемы, связанные с корректировкой Hue/Saturation. И потому маски предоставляют значительно больший контроль, они позволяют смелее использовать насыщенность в творческом улучшении изображения. Шаги немного запутаны, но они легко могут быть записаны в экшен, который может быть запущен из панели в Photoshop. Как и в первом руководстве по , я использую маски насыщенности в каждом изображении, которое я обрабатываю. К концу этого руководства, я надеюсь, вы тоже разглядите потенциал масок насыщенности, и они позволят вам выделить свои изображения, как никогда раньше.

Как и с руководством по , опубликованном ранее на сайте, я напоминаю, что я работаю за компьютером под управлением Windows XP. Я обновился до Photoshop CS3, так что скриншоты будут выглядеть немного иначе, чем в предыдущем руководстве. Я постараюсь объяснить вещи, как можно более четко, но некоторым новичкам, возможно, потребуется обратиться к справочному руководству по Photoshop. Будет несколько шагов, которые лучше всего выполнить с помощью горячих клавиш.

И наконец, поскольку было довольно подробно изложено в руководстве по , в этом уроке я не буду тратить столько времени, объясняя, как работают маски. Если вам нужна эта информация, вы можете обратиться к тому руководству.

Создание масок насыщенности

Аббревиатура HSB/HSL расшифровывается как «тон, насыщенность, яркость / тон, насыщенность светлота» и фактически «HSB» и «HSL» одно и то же. Модели HSB/HSL еще один способ определить цвет, так же, как модель RGB… только другие. В модели RGB каждый пиксель определяется количеством красного, зеленого и синего. В модели HSB цвет пикселя определяется значениями тона, насыщенности и яркости.
Лучший способ понять, как все это работает, это запустить по шагам создание маски насыщенности с использованием HSB/HSL фильтра, а затем взглянуть на полученную маску.
HSB/HSL фильтр должен быть применен к пиксельному слою, который находится в режиме RGB. На корректирующих слоях данная операция не возможна. Кроме того, использование фильтра разрушает цвет на слое, к которому он применяется, поэтому необходимо перед запуском фильтра сделать дубликат слоя, который после получения маски насыщенности может быть удален. Таким образом, первым шагом создаем новый слой и заливаем его копией исходного изображения.

  1. Сделайте активным верхний слой в палитре слоев.
  2. Нажатием Shift-Alt-Ctrl + N создайте новый слой в верхней части стека слоев.
  3. Затем нажатием Shift-Alt-Ctrl + E скопируйте текущее состояние изображения в заготовку слоя.

После этих трех шагов палитра слоев должна иметь верхний слой, содержащий дубликат изображения (рисунок 3).

Теперь пришло время для запуска фильтра. Стоя на активном дубликате слоя, перейдите к Фильтру (Filter>Other>HSB/HSL).

Откроется диалоговое окно как на рисунке 5. Для «Input Mode:» выберите «RGB», для «Output Mode:» выберите «HSB». Нажмите ОК.

Теперь должно быть совершенно очевидно, почему этот слой должен быть одноразовым. Изображение изменилось настолько, что оно по существу ничего не стоит (рисунок 6). Но не волнуйтесь. Это только дубликат слоя. Все слои под ним не затронуты воздействием фильтра. Если мы удалим этот верхний слой, исходный вид изображения будет восстановлен.

Я не претендую на понимание математики расчета Photoshop, но я уверен, что фильтр HSB/HSL преобразует изображение так, что пиксели теперь определены моделью HSB вместо модели RGB. Но взгляните на палитру каналов (рисунок 7). Она по-прежнему функционирует в режиме RGB. Похоже, что при преобразовании пикселей RGB в значения HSB, фильтр просто загоняет эти значения HSB в RGB каналы, вместо создания новых каналов HSB. А так как значения HSB каналов очень различаются, в отличии от значений RGB каналов, они не имеют абсолютно никакого смысла при определении цвета изображения в режиме RGB. Вот почему цвета полученного изображения выглядят настолько странно.

Но все это белиберда имеет замечательный секрет. Даже если каналы все еще в режиме RGB и их сочетание дает нелепое изображения, значения в них, и, следовательно, эскизы RGB каналов действительно режиме HSB. Миниатюра красного канала на самом деле это миниатюра представления Тона, миниатюра зеленого канала это миниатюра представления Насыщенности, а миниатюра синего канала это миниатюра представления Яркости.

Зеленый канал будет наиболее полезным в создании маски насыщенности. После фильтра HSB/HSL зеленый канал и его миниатюра определяют насыщенность изображения. Этот канал является по существу черно-белым представлением уровней насыщенности каждого пикселя изображения. Насыщенные цвета светлые, ненасыщенные цвета темные, и все промежуточные уровни насыщенности представлены соответствующими оттенками серого. Другими словами, зеленый канал и есть маска насыщенности.
Тем не менее, он должен быть преобразован в альфа-канал, чтобы быть полезным. Чтобы сделать это, надо:

  1. Ctrl + щелкните в любом месте на зеленый канал (но не в области глазного яблока слева канал), чтобы загрузить канал как выделенную область (рисунок 8).
  2. Нажмите кнопку «Сохранить выделение как канал», чтобы создать альфа-канал из выделения. На палитре каналов появится канал с названием «Альфа 1» (рисунок 8).
  3. Дважды щелкните на имя «Альфа 1» и введите название «Маска насыщенности» (рисунок 9).


УРА! Наконец-то мы получили маску насыщенности.

После того, как маска сохранена в палитре каналов, можно спокойно удалить слой, к которому был применен фильтр HSB/HSL. Маска насыщенности останется в палитре каналов, а исходное изображение будет восстановлено. Для быстрого получения маски насыщенности при работе с изображением я рекомендую записать экшен Photoshop.

Вторая часть переводной статьи будет опубликована мной в ближайшие дни. А для всех желающих расширить свои познания в вопросе по данной теме я предлагаю ознакомиться со статьей в ЖЖ , где рассмотрено еще несколько методов создания масок насыщенности. А на сегодня у меня всё.

Однажды, я надеюсь, в не очень далеком будущем, мы будем пользоваться такими легкими и компактными камерами, что младшее поколение будет смеяться над тем, как мы тащили огромные рюкзаки на далекие расстояния, чтобы запечатлеть момент вечности.

В этих камерах возможно будет встроен сенсор такой мощности, что богатство и размер данных в одном-единственном файле RAW будет в силах взорвать современный компьютер при его загрузке в Photoshop. С помощью этой новой технологии там будет встроен святой Грааль для меня – способность захвата динамического диапазона света в любой сцене в одном файле.

Современные камеры не так далеки от этого. Однако, пока мы этого не достигли, мы фотографы полагаемся на различные возможности постобработки, чтобы увеличить динамический диапазон в наших финальных изображениях. Чаще да, чем нет, это включает наложение мульти экспозиции. Целый рынок программного обеспечения для HDR возник для удовлетворения только этой потребности. Хотя многие из этих программ просто превосходны, нет ничего более точного, по моему опыту, чем наложение экспозиций вручную в Photoshop. Одним из наиболее эффективных способов сделать это является использование Масок яркости.

Наложенные экспозиции с использованием Масок яркости и одна длинная экспозиция


Что такое маски яркости в Photoshop

Маски яркости являются способом сделать наилучшее выделение в Photoshop, основанное на значениях светимости. Например, скажем, вы смотрите на снимок красивого заката в Photoshop. Мы экспонировали его по переднему плану, поэтому обычно самая светлая часть неба переэкспонирована. Однако, мы были достаточно умны и сделали второй снимок с более темной экспозицией, на этот раз экспонируя закат. Все, что нужно сделать, теоретически, это плавно смешать область солнца с более яркой экспозицией, где этот участок пересвечен. В Photoshop есть много способов сделать выделение, но в этом особом случае маска яркости позволит нам выделить переэкспонированный участок, так как она нацелена на значения светимости (т.е. яркости участка), и плавно смешать его с темной экспозицией.

Ниже приведен недавний снимок с Петры в Иордании. Мне понадобилось смешать несколько экспозиций, чтобы восстановить информацию в фонарях на земле, которая ранее была утрачена.

Петра, Иордания

А ниже оригинальные экспозиции, которые я использовал для финального снимка. Как видите, с моей базовой экспозицией я смешиваю четыре более низкие, чтобы восстановить детали. Естественно, я проделал большую работу, чтобы получить такое изображение, но это несомненно самый важный шаг во всем процессе.

Как получить маски яркости?

Маски яркости размещаются в закладке Каналы, справа от закладки Слои в Photoshop. Но сначала вам нужно их создать, а это процесс достаточно трудоемкий. К счастью, существуют разные ресурсы в интернете, где вы можете загрузить предварительно созданные наборы операций с Масками яркости, которые сделают для вас всю работу. В моем блоге есть набор операций из 18 пунктов, который вы можете загрузить бесплатно.

Когда скачаете, импортируйте операции путем извлечения из архива и двойным щелчком на файле. Или вы можете перейти в панель Операции в Photoshop, нажать на меню в правом верхнем углу и выбрать Загрузить операции (смотрите пример на изображении 1). Немного позже я объясню, как их использовать. А сейчас продолжайте читать и не поддавайтесь искушению испытать их!

Пример, изображение 1

Когда вы загрузите операции, появится список из 18 масок, начиная от Светлые 1-6, Темные 1-6 и Средние тона 1-6 (как показано на изображении ниже). Те, что белые, будут выделены полностью, в то время, как черные не будут выделены. Средние тона будут выделены в зависимости от того, насколько они яркие. Каждая из этих масок представляет возможное выделение, и, если вы перейдете на более продвинутую форму, то мульти маски могут создавать даже более точное выделение!

Маска яркости


Как использовать маски яркости для смешивания экспозиций?

Существует много способов применения Масок яркости в Photoshop, и как именно их применить зависит от того, над каким изображением вы работаете. Я покажу вам простой пример того, как восстановить переэкспонированные участки, используя всего две экспозиции в Photoshop.

Я буду работать всего с двумя экспозициями:

Нормально экспонированное изображение

Недоэкспонированное изображение

  1. Я импортирую обе экспозиции в Photoshop. Размещаю нормально экспонированное изображение в основании, а недоэкспонированное сверху. Затем создаю черную маску слоя для недоэкспонированного слоя, делая его невидимым, как вы видите это на Изображении 1 выше. Затем я снимаю флажок с «глаза», оставив только миниатюру недоэкспонированного слоя на закладке Слои.
  2. Теперь я перехожу в закладку Операции, где написано Маска яркости JM. Щелкаю на стрелке рядом и появится опция Сгенерировать маску яркости. Выбирая эту опцию, я затем нажимаю кнопку Воспроизвести и генерирую маску.
  3. После того, как Photoshop закончит свою работу, я перехожу в Каналы. Среди масок я ищу такую, где передержанные области в базовом слое полностью белые. Таким образом все, что белое, будет выделено. Моя цель состоит в том, чтобы выделить пересвеченные участки в яркой экспозиции так, чтобы потом смешать их с темной экспозицией. В данном случае я буду использовать Светлые 3. Самая светлая область белая с плавным переходом тонов, так как мы уходим от пересвеченных участков.

Светлые 3

  1. Я навожу мышку на миниатюру Светлые 3 и нажимаю правую клавишу, удерживая ctrl (или command для Mac). Появляется мое выделение. Затем я перехожу в панель Слои и возвращаю свою оригинальную экспозицию. Нажимаю ctrl + h, чтобы спрятать выделение и отмечаю флажок «глаз» возле недоэкспонированного изображения, чтобы сделать его видимым для процесса применения маски.
  2. Выделив недоэкспонированный слой, я щелкаю на черную маску возле него. Затем выбираю инструмент Кисть большого размера. Уменьшаю непрозрачность до 50% и начинаю рисовать по переэкспонированным участкам, которые были выбраны с помощью.
  3. Так как выделение было правильным, мне не следует беспокоиться о том, что я выйду за пределы переэкспонированной области. Близлежащие участи остаются не тронутыми, вот почему Маски яркости являются таким удобным инструментом при смешивании экспозиций.
  4. Через несколько секунд пересвеченные области полностью восстановлены. А переход между двумя экспозициями предельно плавный. Процесс наложения закончен!

Окончательное смешивание и маска созданы

В заключение

Если это ваше первое путешествие в мир Масок яркости, то я допускаю, что сейчас вы немного растеряны – я знаю это, потому что сам был растерян, используя их впервые.

Тем не менее, с каждым триумфом в этом виде искусства цифрового наложения вы получите уверенность в дальнейшем исследовании этих сложных инструментов и усовершенствовании своего процесса обработки с их помощью. А через некоторое время вы будете удивляться, как обходились без них раньше.

Меса Арк , 3 экспозиции

Надеюсь, эта информация будет полезна для вас!

Альфа-маски обеспечивают фантастические возможности для экспериментов с яркостью изображения, текстурами и фильтрами для изменения границ сохраненной выделенной области. Альфаканал - это копия основного изображения в оттенках серого, поэтому при работе с ним можно использовать все инструменты рисования для добавления текстур и деформации.

Работа с яркостью изображения

Каждое цветное изображение состоит из трех или четырех каналов, преимуществами которых можно воспользоваться при создании масок для изменения свойств света.

Загрузка яркости изображения в результате щелчка на значке Load channel as selection (Загружает содержимое канала как выделенную область) (рис. 5Л7) позволяет преобразовать тональные значения изображения или канала в активную выделенную область, основанную на значениях яркости, превышающих 128. Для этого также можно воспользоваться комбинацией клавиш (). Кроме того, можно загрузить значения яркости отдельного канала, как описано ниже.

1. Проанализируйте цветовые каналы

и выберите тот, который характеризуется наиболее плавными тональными переходами. В большинстве случаев это зеленый канал. Для его активизации достаточно щелкнуть на слове Green (Зеленый) в палитре Channels (Каналы). Щелкните на значке канала при нажатой клавише () для создания выделенной области (рис. 5.48).

Рис. 5.47.

Щелчок на значке Load channel as selection позволяет создать выделенную область на основе яркости изображения

Рис. 5.48.

Сохранение выделенной области на основе яркости зеленого канала в качестве альфа-канала

2. Щелкните на значке Save selection as channel (Сохраняет выделенную область в новом канале), после чего выберите команду Select Deselect (Въщеление Отмептъ выделение) или нажмите комбинацию клавиш (). Выберите команду Imaged Adjustments Invert, чтобы инвертировать цветовое значение маски.

3. Щелкните на созданном альфа-канале

и воспользуйтесь командой Curves (Кривые) для увеличения контрастности канала

(рис. 5Л9). Теперь можно добавить

к изображению более выразительное освещение.

Рис. 5.49.

Увеличение контрастности альфа-канала позволяет придать изображению более выразительный вид

4. Выберите объект применения изменений.

В большинстве случаев для этого используется палитра Layers (Слои). Активизируйте альфаканал (/)

и добавьте корректирующий слой Curves (Кривые); при этом автоматически будет создана маска слоя.

5. Увеличьте контраст, применив S-образную кривую. В результате яркие оттенки будут выглядеть выразительнее (рис, 5,50).

Рис. 5.50.

Маска яркости оказывает наибольшее влияние на светлые области изображения

Рис. 5.51.

Экспериментируя с режимами наложения, можно получить очень интересные творческие результаты

6. Изменив режим наложения на Soft Light (Мягкий свет) (рис. 5.51), я превратила приятный день в жаркий летний день

с жестким освещением.

7. Продолжайте экспериментировать с маской слоя. На рис. 552 я инвертировала маску слоя Curves (Кривые) (/), изменила форму кривой, а также выбрала режим наложения Difference (Разница).

На использование масок яркости с целью изменения внешнего вида изображения не накладываются никакие ограничения. Потратив немало времени на применение данного приема, мне удалось создать много интересных фонов для композитных изображений. На рис. 553 показаны результаты создания копии слоя с режимом наложения Difference (Разница) и размытия маски с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) со значением радиуса 10.

Рис. 5.52.

Экспериментируйте с режимами наложения и кривыми для создания новых интересных фонов

Рис. 5.53.

Создание копии и размытие маски яркости позволяет создать рассеянное освещение

И тут умудренные опытом читатели с ужасом вспомнили адские сюрреалистичные картинки, которые генерирует известная в узких кругах программа Photomatix Pro и ей подобные. Замечу, что с должным пониманием настроек подобного софта, сносное HDR-изображение можно получить и с их помощью. Для некоторых интерьеров я так и поступаю, но если говорить о пейзаже, то это действительно не самое лучшее решение. В моем блоге, буквально год-полтора назад, еще встречались такие эксперименты, но теперь мой выбор - яркостные маски (luminance masks ). Если позволите, на этом этапе я прекращу углубление в теорию и, наконец-то, перейду к практике. Простите, но я не буду описывать, что такое маски в контексте обработки изображений в графических редакторах, как они работают и так далее. Иначе мой пост "раздует" просто до невероятных размеров. Тем более, что в описываемом ниже методе большинство операций автоматизировано и для начала можно просто придерживаться данного алгоритма без понимания того, как это работает. Уверен, что в любом случае ваши снимки станут чуточку лучше.


02 . Итак, у нас есть два изображения. На первом хорошо проработана "земля", но "небо" слишком светлое и от закатных всполохов почти ничего не осталось. На втором очень драматичное фактурное небо, но на "земле" слишком темно для того, чтобы разглядеть детали. Оговорюсь для бывалых профи. Да, эти кадры не так уж и проблемны и, скорее всего, из первого кадра небо можно было бы "вытащить". А кто-то, может быть, взялся "тянуть" тени из второго. Не важно. К тому же, эта пара кадров не так уж хороша и по композиции, но - самое главное - она оптимально подходит для наглядного примера. В случае, когда на горизонте нет деревьев, кустов, домов и прочего, яркостную маску для неба можно получить инструментами выделения или даже простой кистью. У нас же здесь, скажем так, довольно сложный случай. Но мы всё же попробуем с этим справиться.

03 . Загружаем эти два фото в фотошоп. Темный кадр копируем и вставляем верхним слоем к светлому. Если вы снимали с рук или не уверены в надежности своего штатива, зажав клавишу Ctrl, выделяем оба слоя. Далее Edit - Auto-Align Layers . Фотошоп постарается выровнять картинки относительно друг друга. Важно! После этого этапа сразу же кадрируйте изображение, удалив по краям "видимый сдвиг" после операции выравнивания. Если снимали с хорошего штатива, этим шагом можно пренебречь.

04 . Переходим к созданию яркостных масок. Точнее скачиванию экшена, создающего их. До этого мне встречались исключительно платные версии подобных экшенов, но хвала некому Jimmy McIntyre , который написал отличный алгоритм и просит за ссылку на скачивание только подписку на его почтовую рассылку с видеуроками по фотошопу. Проходим на его сайт , где в нужном окне вписываем ваш рабочий емэйл, на который, чуть погодя, вам придет ссылка на скачивание целого пакета полезных экшенов авторства Jimmy . Как устанавливать их в фотошоп, простите, тоже рассказывать не буду (поисковик в помощь), но в итоге в панели Actions у вас должен появиться пункт Generate Luminance Masks . Выделив нижний (светлый) слой и отключив изображение верхнего (пиктограммка с глазом), запускаем наш волшебный экшен кнопочкой Play selection .

05 . После окончания работы экшена, зайдя в панель Channels , ниже традиционных каналов Red , Green и Blue , вы увидите 18 новых, который создал экшн. Это и есть яркостные маски. Причём, на все случаи жизни. Как видите, они разделены на блоки Brights , Darks и Midtones . Переключаясь между ними, вы поймете почему они так называются.

06 . Пощелкав по каналам, я остановился на Brights 2 . Земля здесь почти полностью скрыта маской (закрашена черным), а небо, точнее проблемный пересвеченный правый верхний угол, наоборот, открыт (закрашен условно белым). Выделяем канал, а потом делаем Cntrl+клик по его иконке. После чего на изображении побегут так называемые "муравьи", обозначив границы будущей маски. Обратите внимание, как аккуратно "очерчено" дерево в правой части кадра.

07 . Переключаемся в панель слоёв (Layers ), выделяем верхний слой и добавляем ему маску. Для этого кликаем на пиктограмму серого прямоугольника с белым кружком в центре в самом низу панели слоев. И тут же мы видим, что "выбитое" до этого момента небо порозовело. Так работает маска. Недостающие на нижнем слое детали мы взяли со второй картинки. Для большей реалистичности можно по вкусу убавить непрозрачность верхнего слоя. Для пущей красоты возьмем большую черную кисть с мягкими краями и закрасим в маске нижнюю часть, скорректировав её. В канале Brights 2, который мы выбрали для маски, некоторые светлые детали на земле тоже попали в выделение, а черной кистью мы легко и быстро от них избавимся. В некоторых случаях экшн генерирует маски, которые вообще не нужно корректировать. Добавлю, что случаях, если вы снимали с рук или был ветер, который раскачивал деревья, полученную маску можно слега размыть по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur ).

08 . На этом урок можно было бы и закончить, но мне захотелось чтобы небо было розовее. Делаем практически тоже, что только что сделали. Идем в панель Channells и делаем Cntrl+клик, но уже по каналу Brights 5 . Он больше всех подходит для моих целей. Добавляем корректирующий слой кривых (Curves ), в котором задираем красный канал. Естественно, благодаря точной яркостной маске, розовеет только верхний правый угол изображения, где и был закатный свет.

09 . После этого я совсем вошел во вкус и дополнительно поколдовал на отдельными фрагментами фото. И для каждого из них нашлась подходящая маска. Их на скришоте ниже я выделил кружком. Кроме того, я локально обработал отдельные кустики, мох, камни и так далее. Для этого, конечно, маски пришлось нарисовать вручную. Но это уже, конечно, другая история.

10 . Чуть не забыл. После выполнения всех манипуляций, слейте все слои в один (Ctrl+Shift+E ) и отыщите в наборе экшенов от Джимми Delete Luminance Masks и запустите его. Он удалит все лишние каналы, которые нам больше не нужны.

11 . Ну и финальный результат.
По ссылке вы можете скачать исходные два файла, свести их и выложить ваш результат в комментарии.

На этом всё. Надеюсь, урок окажется полезным.

UPDATE: Судя по отзывам, всю прелесть яркостных масок оценили не все.
Ок, вот вам более наглядные примеры:

Как видно, здесь так же много и ручных масок, но основные все равно сделаны с помощью экшена Джимми.


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно