Интервью. Интервью как метод исследования в психологии. Доклад: Специфика методов опроса интервью и беседы

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

1 Общие сведения

2 Виды интервью

2.1 По степени формализации

2.2 По стадии исследования

4 См. также

Общие сведения

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

61. Социометрический метод исследования группы.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р - вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N - число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P(A)

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Данилова

Александрова

Адаменко

Петренко

Козаченко

Яковлева

Кол-во выборов

Кол-во баллов

Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма. Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

--> позитивный односторонний выбор, <--> позитивный обоюдный выбор, ------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются:индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбираемый, j - он же выбирающий, ij - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

где С i - социометрический статус i-члена, R + и R - - полученные i-членом выборы, Z - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N- число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej - эмоциональная экспансивность j-члена, R j - сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы? R j (+,-) - сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + - число положительных взаимных связей в группе N - число членов группы.

Социометрический метод

Социометрический метод это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах .

Термин « социометрия » образован от двух латинских корней : socius товарищ , компаньон , соучастник и metrim измерение . Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века .

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи : во - первых , он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования . Во - вторых , он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп . Особенно это относится к изучению неофициальных отношений .

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие . Под « малой социальной группой » понимается реально существующее образование , в котором люди собраны вместе , объединены каким - либо общим признаком , разновидностью совместной деятельности или помещены в какие - то идентичные условия , обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию .

Исходя из практических исследований , оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек .

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы , где проводятся исследования .

В данном случае различают « группу членства » и « референтную » группу . Первая из них объединяет людей , формально входящих в нее ; вторая тех , кто в совокупности создает « значимый круг общения ». Кроме того , различают так называемую « диффузную » группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии ), « ассоциацию » (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей ), « корпорация » (преследование антисоциальных целей ) и « коллектив » (сочетание достижения как личностных , так и общественных целей деятельности .

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос . А суть самой процедуры исчисление персональных и групповых социометрических индексов .

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса :

1. Социометрический опрос можно проводить в группах , члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6- ти месяцев .

2. Выбранный критерий , по которому проводится опрос , должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы .

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом .

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз .

1. Подготовительная фаза:

а ) определение проблемы , задач исследования ;

б ) выбор объекта исследования ;

в ) получение информации о членах группы , о самой группе .

2. Фаза социометрической разминки.

а ) установление контакта с группой ;

б ) психологическая подготовка к опросу членов группы ;

в ) определение содержания социометрического критерия .

3. Фаза собственно опроса.

а ) инструктаж респондентов ;

б ) тиражирование и раздача социометрических карт ;

в ) заполнение карт респондентом ;

г ) сбор социометрических карт .

4. Фаза обработки.

а ) обработка полученной информации ;

б ) проверка данных на надежность и достоверность .

5. Завершающая фаза.

а ) формулировка выводов ;

б ) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений , структурного состава группы .

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев , представляющих собой вопросы , ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе . Выбор критериев должен определяться задачами исследования . Как и вопросы анкеты , критерии в своем строении , форме должны отвечать общим требованиям . Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям , а именно :

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами группы .

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера .

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора .

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива .

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию .

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа : « С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время ?», « С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах ?», « С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке ?», « Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии » и др . Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме . Например , « С кем бы Вы не хотели проводить свободное время

Социометрическая процедура , при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц , сколько он считает нужным , называется непараметрической . Подобный вариант позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений , показать все многообразие межличностных связей в группе .

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений .

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы , фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы .

Вид карты может иметь следующий вид :

Результаты опроса заносятся в социоматрицу , где «+» - означает положительный выбор , «-« – отрицательный , « О » – отсутствие выбора .

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8- ми членов группы .

Таблица 2

Итоги социометрического опроса

выбирает

Кого выбирают

Всего

Всего :

Путем преобразования , логического и числового анализа выясняются отношения в коллективе .

Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод . Графическое отображение результатов называется социограммой .

Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых , выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий .

При построении социограммы употребляется следующая символика :

А ¾¾¾ В - положительный выбор

А - - - - В - отрицательный выбор

А ¾¾¾ В - положительный взаимовыбор

А - - - - В отрицательный взаимовыбор

Количественными характеристиками межличностных отношений , отвечающим критериям , являются социометрические индексы (коэффициенты ), подразделяющиеся на индивидуальные и групповые .

Приведем примеры исчисления некоторых из них .

1. Социометрический статус , отражающий отношение членов группы к каждому ее представителю .

С i = количество полученных выборов

Социометрический статус имеет положительный и отрицательный варианты . В этом случае в числителе соответственно указываются количество положительных и отрицательных выборов (Ci+; Ci ).

2. Индекс эмоциональной экспансивности , характеризующей отношение человека к членам группы .

Е i = количество отданных голосов

Аналогично первому индексу , вводятся положительный и отрицательный индексы экспансивности (Ei ; Ei+).

3. Групповой индекс социометрической когерентности , характеризующий меру связанности группы по выделенному критерию , без учета знака направленности .

К = количество отданных ( полученных ) выборов

N (N – 1)

4. Групповой индекс взаимности

G = количество взаимных положительных связей

N (N – 1)

Анализ величины различных социометрических индексов дает представление о структуре малой социальной группы .

Относительно , например , практики спорта , для тренера исключительно важно знать групповой статус личности или положение в команде каждого ее члена . Чем эта важность определяется ? Во - первых , тем местом , которое занимает спортсмен в структуре группы с точки зрения межличностного предпочтения , симпатией антипатией , лидерства . Кроме того , немаловажное значение имеет субъективный фактор внутренняя позиция , во многом обусловленная самооценкой личности .

Самооценка отражает то , что спортсмен видит в самом себе в сравнении с тем , что имеет ценность для него и для команды . Значение ее очень велико . Слишком высокая или слишком низкая самооценка может стать источником внутренней конфликтности .

Кроме всего прочего , знание степени организованности команды позволит тренеру правильно расставить силы при достижении спортивных задач , решить можно или поручить спортсменам самостоятельно выполнить то или иное задание , выявить их организаторские способности , наладить взаимопомощь , взаимопонимание .

Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях , что поможет тренеру в организации воспитательного процесса , решении тренировочных и соревновательных задач . Выявляется наличие микрогрупп , их структура и лидеры , пути налаживания положительных отношений в команде .

В итоге тренер получает информацию по нескольким позициям :

а ) спортсмен о себе

б ) партнеры о спортсмене

в ) тренер о спортсмене

г ) спортсмен о тренере ;

д ) спортсмен о партнерах .

Введение

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так - подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

3. Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:

раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» - это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

. Беседа в психологии - эмпирический метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Этот метод достаточно широко используется в различных сферах психологии: социальной, медицинской, детской и др.. В отдельных х случаях беседа выступает основным средством получения фактических данных, используется также как способ введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования: от четкой инструкции к своб ого общения в психотерапевтической ситуации. Специфическими видами беседы могут быть такиекі:

"введение в эксперимент", целью которого является настройка собеседника на характер эксперимента и перечень основных действий и деятельностей, предусмотренных экспериментом, предоставление инструкции перед каждым из выполняют. УВАН циклов действий и элементов эксперимента

"экспериментальная беседа"как форма эмпирической взаимодействия используется в тех экспериментальных ситуациях, где каждый отдельный элемент деятельности предполагает полную смысловую завершенность предыдущего, а следовательно, контакт экспериментатора с испытуемым как"подведение итогов"является необходимым элементом исследования

"клиническая беседа"- форма эмпирической взаимодействия психолога с пациентом в ситуации индивидуального консультирования или, собственно, в психотерапевтической ситуации

касается распределения смысловых составляющих преобразующих действий психолога и выделение прикладных воздействий психолога на предмет взаимодействия, метод беседы получает специфическое содержание отношении каждого из типов прев ворюючих действий беседа в теоретико-утверждающем воздействии, беседа в психотерапевтическом воздействии, беседа в профессионально-педагогическом действии психолога, беседа в акте учительского отношения и духовного посе редництва и др.. Таким образом, если в ситуации эмпирической познавательного действия психолога метод беседы играет, как правило, вспомогательную роль, то в ситуации преобразующих действий психолога может применяться как основа организации взаимодействующихї.

Интервью в психологии выступает способом получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью как психологического метода можно выделить три основных этапа развития ку: 1) сначала интервью использовалось в области психотерапии и психотехники, в свою очередь это способствовало возникновению психологических консультаций; 2) использование интервью в социологических и социально-пс ихологичних исследованиях, где впервые возникли вопросы о валидность способов организации и проведения интервью и достоверность полученной информации, 3) современный этап психологических исследований характер изуеться координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью с целью использования его как особого метода получения информации на основе вербальных коммуникацийї.

Различают два вида интервью: свободные - не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные - по форме они близки к анкете с закрытыми вопросами. Однако границы между этими видами интервью подвижностью ные и зависят от сложности проблемы, целей и этапа исследования. Степень свободы участников интервью обусловлено перечнем и формой вопросов, содержательный уровень полученной информации - богатством и сложностью ответовей.

В ходе общения могут сложиться различные ситуации относительно позиции интервьюера: а) респондент (тот, кому относятся вопросы) знает, почему он действовал или должен действовать так, а не иначе б) респонденту недостаточным варительно информации о причинах собственного деяния в) интервьюер имеет целью получить симптоматическую информацию, хотя респондент не оценивает ее как. Та или иная ситуация предполагает использование различных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, четко направленный цикл вопросов. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска н еобхиднои информации. Примерами таких методов является интервью клиническое и интервью. Диагностическогоичне.

. Диагностическое интервью - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Этот метод служит особым средством установления тесного личного контакта с спивроз заговорщиком. Во многих ситуациях клинической работы он оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его проблем. Различают диагностическое интервью: 1) управляемое - е д вполне запрограммированного (по типу анкеты - неизменная стратегия и неизменная тактика) до совершенно свободного (постоянная стратегия и свободная тактика) 2) неуправляемое,"исповедальном", где инициатива принадлежит пациента ту. В клинической практике полностью стандартизированное диагностическое интервью используется очень редкийідко.

. Клиническое интервью - метод терапевтического сеанса в случае оказания психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии этот метод используется для помощи пациенту осознать свои внутренние труд днощи, конфликты, скрытые мотивы поведения. Клиническое интервью относится к наиболее свободных форм беседы; в беседах такого типа психолога интересует не только непосредственное содержание ответов пациента (фак ты, взгляды, чувства, словесный ряд - словарь, ассоциации идей и т.д.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.). Важной предпосылкой успешности реализации метода является установление положительных личностных х отношений между участниками беседы, что требует от психолога быть терпеливым, находчивым, приспосабливаться к интересам пациента. В отдельных случаях метод может иметь непосредственное психотерапевтический эф т, при этом пациент не только осознает причины своих трудностей, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход реализации метода строятся на предварительных данных диагноза тощу тощо.

. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В социальных науках (демографии, социологии, психологии) анкетный опрос проводится с целью выяснить данные биографического характера, взгляды, ценностные ориентации, социальные установки и личностные черты опрошенных зависимости от характера необходимой информации и способов ее получения используются различные типы анкетного опроса: сплошное (охватываются большие группы населения) и выборочное (охватывается конкретная группа участников) устное (по типу интервью) и письменное (работа с бланковым анкетами) индивидуальное и групповое, а т акож - глазное (при условии непосредственного взаимодействия) и заочное (по почте, телефону и т.д.). Для проведения любого типа анкетирования необходимо предварительное решение двух методических проблем: во-первых, определение ния объема и обеспечения однородности выборки, во-вторых, обеспечения репрезентативности выборки. Эти параметры исследования предопределяют его завершенность и достаточностьість.

Методическим средством для получения первичной социологической и социально-психологической информации анкетного опроса является, конечно, анкета. Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан а не из центральной задачей исследования. Построение анкеты - это процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов, является составной и ответственной процедурой. Анкета должна обеспечивать полученных ния таких ответов, которые являются истинными применительно и опрашиваемого, и проблемы, составляет предмет исследования. Анкета строится на основе теоретических представлений о сущности предмета исследования, согласно до этого выбираются шкалы оценок, типы вопросов, определяется количество и порядок вопросов, должны относиться. Также в каждом конкретном исследовании выбирается наиболее адекватная процедура реализ ции анкетирование с учетом всех условий ситуации познавательного акта. Каждый отдельный тип анкетирование предусматривает как ситуацию исследования, так и структуру анкеты, включая последовательность и эмоциональную наси ченисть вопросов, средства обработки и анализа полученных даны даних.

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - ме­тод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистра­цию и анализ ответов на вопросы, а также изучение осо­бенностей невербального поведения опрашиваемых.

Признаки:

В отличие от обычной беседы процедура интервьюиро­вания:

Имеет четкую цель,

Предполагает предварительное планирование действий по сбору информации,

Требует обработки полученных результатов.

Особенности:

субъективный метод, так как в нем чрезвычай­но велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.

* с одной стороны, респондент (от англ. «отвечающий», «оп­рашиваемый») - человек, участвующий в опросе в роли источника информации, - может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:

Податливость реальному или воображаемому давле­нию опрашивающего;

Склонность к выражению социально одобряемых мне­ний;

Влияние на ответы имеющихся поведенческих устано­вок и стереотипов мышления;

Неотчетливое осознавание собственных мнений, пози­ций и отношений;

Незнание каких-либо фактов или ложная информи­рованность;

Антипатия к исследователю;

Сомнения в последующем сохранении конфиденци­альности сообщения:

Сознательный обман или преднамеренное умолчание;

Невольные ошибки памяти.

* с другой стороны, интервьюер - лицо, непосредственно проводящее опрос, - также способен стать субъектом все­возможных искажений собираемых данных. (как и в эксперименте)

Классификация видов интервью .

1. В зависимости от условий проведения данная процедура может быть:

Единичной или многократной,

Индивидуаль­ной или групповой.

2. По цели организации, выделяют:

Собственно исследова­тельского интервью;

Диагностическое - ис­пользуемое на ранних этапах психотерапии как средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания его проблем,

Клиническое - являющееся терапевтичес­кой беседой, способом оказания психологической помо­щи в осознании человеком внутренних затруднений, кон­фликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.

3. По форме общения интервью подразделяются на:

- Свободное интервью представляет собой беседу, в кото­рой исследователь имеет возможность самостоятельно из­менять направленность, порядок и структуру вопросов, до­биваясь необходимой эффективности процедуры. Характе­ризуется гибкостью тактики построения диалога в преде­лах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей есте­ственностью условий опроса.



Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловлен­ная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Пре­имущество же свободного интервью заключается в предо­ставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубо­кого выражения своих позиций.

В силу указанных особенностей свободное интервью обычно используется на начальных стадиях психологичес­кого исследования.

- Стандартизированное интервью предусматривает прове­дение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изме­нять формулировки или порядок вопросов, а также зада­вать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы.

Как следствие, обеспечивается высокая степень сопос­тавимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество лю­дей, используя для обработки информации средства статистики.

Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.

Полустандартизированное интервью основано на исполь­зовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие - «подвопросы», уточняющие - применяются в бе­седе или исключаются из нее интервьюером в зависимос­ти от ответов на основные вопросы.

Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраня­ют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя вни­мание опрашиваемых на каких-либо дополнительных ас­пектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выхо­дит за пределы заранее составленного перечня вопросов.

Деятельность опрашивающего при проведении полустан­дартизированного интервью до некоторой степени напо­минает общую схему функционирования компьютерных программ (если... то... в противном случае). Если респон­дент сказал (или не сказал) что-либо или проявил (не проявил) какую-либо поведенческую реакцию, то ему за­дается предусмотренный вопрос. Если он повел себя как-то иначе, то ему задается другой вопрос и т.д.

Интервью чаще всего имеет такую структуру:

Введение в беседу: установление контакта, информи­рование о целях опроса и условиях его проведения, форми­рование установки на сотрудничество, ответы на возника­ющие у респондента вопросы;

Основная фаза интервью: подробное исследование осуществляемое по заранее разработанному плану;

Завершение беседы: снятие возникшего напряжения выражение благодарности и признательности за участие в работе.

Классификация вопросов.

1. По отношению к цели исследования выделяют:

Процедурные (или функциональные), направленные на оптимизацию хода опроса (в том числе выявляющие степень информированности респондента в условиях его проведения, знания цели интервью, а также способствующие установлению и поддержанию контакта с интервьюером)

Тематические (информацион­ные), по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы.

2. По своему содержанию вопросы подразделяются на:

Выявляющие фактическую информацию о социаль­ном положении респондента и событиях его прошлой жиз­ни;

Выясняющие субъективные мнения опрашиваемого, мотивы его поведения, жизненные позиции, отношения к себе и к другим;

Уточняющие интенсивность мнений, отношений, эмо­циональных реакций.

3. В зависимости от характера ответов вопросы могут пред­полагать получение:

Кратких, односложных, нераспростра­ненных ответов

Распространенных, пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов.

4. По форме ответов существуют вопросы:

Закрытые, где опрашиваемый должен лишь сделать свой выбор из пред­лагаемых вариантов ответов, не выходя за его пределы;

Открытые, при которых опрашиваемый сам формулирует свой ответ.

Правила составления вопросов для интервью :

1) каждый вопрос должен быть логически однознач­ным, не содержащим в себе нескольких относительно авто­номных частей, требующих различных ответов;

2) следует избегать употреблений малораспространен­ных иностранных слов, специальных терминов, слов с нео­пределенным значением, затрудняющих работу респонден­тов;

3) нельзя задавать излишне пространных вопросов, так как опрашиваемый может не запомнить их целиком и от­ветить только на часть или же вообще отказаться от ответа;

4) предпочтение отдается конкретным вопросам перед абстрактными или обобщенными;

5) в случаях необходимости получения сведений дис­куссионного характера или не вполне приемлемых для пуб­личного выражения респондентом, целесообразно прида­вать вопросу маскирующий оттенок. Это достигается вве­дением в обсуждение соответствующей воображаемой си­туации, касающейся самого опрашиваемого (скажем, в бу­дущем) или любого неопределенного лица (к примеру, «од­ного студента», «юношу вашего круга» и т.п.), идентифика­ция с которым не представляла бы для него особых затруд­нений;

6) вопросы относительно сложные, неинтересные для респондента или воспринимаемые им как слишком лич­ные, не стоит выносить в начало интервью. Известно, что чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труд­нее ему отказаться от продолжения беседы;

7) если речь заходит о предмете, в котором опрашивае­мый недостаточно компетентен, иногда желательно сделать соответствующее предисловие, пояснив ему на примерах или в других словах излагаемый в вопросе материал;

8) следует стремиться к тому, чтобы все варианты пред­лагаемых ответов были в равной степени приемлемы для респондента, не означали для него потерю престижа, ос­корбление самолюбия;

Примечание: Особую проблему представляет фиксация информации в интервью.

Так, маскировка технических средств регистрации от­ветов (к примеру, скрытая магнитофонная запись) не со­ответствует этическим принципам психологического ис­следования. Открытая же запись с помощью видеокамеры, диктофона или магнитофона приводит к тому, что рес­понденты чувствуют себя весьма стесненно, дают иска­женные ответы. Аналогично влияют на их поведение стенографирование хода интервью или ведение исследовате­лем дословных записей. В то же время фиксация информа­ции только по памяти, по окончании процедуры опроса зачастую приводит к целому ряду существенных искаже­ний материала.

Возможно, несколько более предпочтительным являет­ся кодирование содержания ответов и поведенческих реак­ций респондентов при помощи условных обозначений на специальных бланках. При этом исследователь, исходя из заранее предусмотренных категорий, ограничивается в боль­шинстве случаев графическим соотнесением воспринима­емой информации с тем или иным разрядом данных из имеющихся на бланке. Самих ответов он не записывает, за исключением тех, которые «не вписываются» в составлен­ный им перечень.