Интересные высказывания о пользе чтения и как приучить ребенка читать. Повод для взаимного общения. польза для детей в чтении книг

Тот, кто уделяет много времени учёбе, человек грамотный, эрудированный, интересный. Миша Удочкин, что из нашей сказки, решил на время учёбу забросить. Что из этого вышло? Сейчас мы это узнаем…

Сказка про учёбу и Мишку Удочкина
Автор сказки: Ирис Ревю

Учиться – хорошо, а вот не учиться – плохо. Это знал Мишка Удочкин, но учиться ему было всё равно неохота. Учёба – это так скучно. Задания, контрольные, диктанты… И вот однажды Мишка решил, что он — не ученик, а волшебник, который умеет творить чудеса.

— Эй, воробей, — сказал Мишка, — я волшебник. Тебе что-нибудь волшебное сделать?

— Давай, — согласился воробей. – Дай мне побольше корма.

Мишка сказал про себя какие-то загадочные слова, и надо же такому случаться, что у воробья мгновенно появился корм.

— Что это за корм, Мишка? – сказал воробей. — Воробьи головастиками не питаются. Ты что, не знаешь, что едят воробьи? У тебя по окружающему миру какая была оценка?

— Троечка с натяжкой! – честно признался Мишка.

— Что же ты за такой волшебник, который не знает даже то, что едят воробьи? Неграмотный какой-то чародей.

Но эти слова Мишка Удочкин пропустил мимо ушей.

— «Подумаешь, я могу и другие чудеса творить», — подумал Мишка.

— Эй, щенок, хочешь, я что-нибудь волшебное для тебя сделаю? – спросил Мишка.

— Хочу, — ответил щенок. – Найди мне друга.

Мишка опять пробормотал про себя какие-то загадочные слова, и около щенка появился напыщенный колючий ёж.

— Ты что, Мишка, — спросил щенок, — не знаешь, что ёж – это лесное животное. Ежи активны, в основном, ночью. Да и к тому же лес далеко, мы друг к другу не набегаемся в гости. Найди мне друга среди домашних животных.

— А я думал, что ежи везде живут, — сознался Мишка.

И тут ему впервые в голову пришла мысль о том, что волшебники тоже учатся, как и школьники.

— Видимо учиться надо везде, — подумал Мишка.

— Утром опять пойду в школу, — решил он. – А потом, когда-нибудь, может, выучусь и на настоящего волшебника. А то нелепые волшебства как-то несолидно делать!!!

Вопросы и задания к сказке

Как ты понимаешь выражение: «Учёба – главный труд школьника»?

Каким ты представляешь себе Мишку Удочкина? Нарисуй его.

Почему воробей и щенок были недовольны Мишкиными волшебными делами?

Какие пословицы подходят к сказке?
Неучёная голова – что птица без перьев.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Любое мастерство обучения требует.

КГУ «Бескарагайский колледж»

Библиотекарь Кузьмина С.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Библиотечного урока

«Учись быть читателем»

1, 2 курс


Цель: приобщение молодежи к чтению, научить как правильно найти и подобрать нужную книгу

ХОД мероприятия:
I. Эпиграф

«Не нужно брать билет на самолет, чтобы увидеть

дальние страны. Достаточно взять в руки интересную книгу и попасть в удивительный, далекий, неизведанный мир…»

    Презентация «Заповеди читателя или учись правильно читать»

2) Видеоролик «Разрешите представить - книга!»

II. Информация
Пословицы и поговорки, афоризмы о пользе чтения

III. Видеоролик «О пользе чтения»

IV . Заполнение анкет «Любите ли вы читать?»

V . Выводы по библиотечному уроку:

Студенты с интересом просмотрели видеоматериалы, в конце урока были взяты две книги. Те учащиеся, которые присутствовали на библиотечном уроке в дальнейшем стали частыми посетителями. Подростков следует привлекать к чтению, в ненавязчивой, спокойной форме, объяснять о многообразии литературы, о том, что начитанный человек, это модно, современно, престижно в современном мире.

Рекомендации студентам : чтение полезной литературы, как учебной, так и для общего развития. Представление рекомендательных списков литературы по подборке различных информационных агентств.

Библиотечный урок: «Учись быть читателем»

Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.

Первая книга

Пора в постель, но спать нам неохота.

Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,

Блуждаем по долинам и горам…

Крылом дырявым мельница махнет,

И будет сбит в неравном поединке

В нее копье вонзивший Дон-Кихот.

И с этого торжественного мига

Навек мы покидаем отчий дом.

Ведут беседу двое: я и книга.

И целый мир неведомый кругом.

С. Маршак

Как же научиться правильно выбирать книгу?

Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?».

Ты сформулировал ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь определи, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ КНИГУ.

Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам ( см. словарик ) и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге – это значит ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

Библиотека предоставляет тебе множество источников:

если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует алфавитный каталог

    если тебе нужно подобрать литературу по какой-либо теме твоими помощниками станут систематический каталог, систематическая картотека статей, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки, библиографические указатели, книжные выставки

    если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на выставке новых поступлений

    если ты не можешь решить, что выбрать обратись к открытому фонду, книжным выставкам, рекомендательным спискам

Если ты не знаешь, как лучше поступить, посоветуйся с библиотекарем!

Выбрать интересные и полезные книги для чтения тебе помогут рекомендательные списки литературы для самостоятельного и внеклассного чтения «Круг полезного чтения».

Выставка (книжная) – основная форма наглядной популяризации специально отобранных и систематизированных книг, других документов, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления.

    Рассмотри литературу, представленную на книжной выставке, а ту, которая понравилась, возьми для чтения.

Выставка новых поступлений – выставка литературы, которая недавно поступила в библиотеку.

    Обрати внимание на выставку книжных новинок: ты обязательно найдешь что-то интересное.

Открытый фонд – библиотечный фонд, к которому читатель имеет свободный доступ.

    Подойди к стеллажам, расположенным на абонементе, и «поройся в книгах»: ты обязательно найдешь что-то интересное для чтения.

Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов, необходимых для хранения книг и других документов.

    Знай, что книги на стеллажах расставляются в определенном порядке: не нарушай его.

Как же научиться правильно читать книги? Вот полезные советы.

Заповеди читателя, или как читать книги

    Помни, что чтение – важная, серьезная работа, не жалей на чтение ни времени, ни сил.

    Читай внимательно, вдумчиво, не спеша – лучше поймешь книгу.

    Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.

    Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана.

    Пользуйся оглавлением.

    Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги.

    Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий.

    Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях.

    Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки.

    Не пропускай страниц, дочитывай произведение до конца.

    Не читай сразу много книжек, читай только одну.

    Читай понемногу и думай, что хорошего есть в этой книге.

Книгу читай, разума набирай.

Пословицы и поговорки о книге и чтении

Ум без книги, как птица без крыльев.

Дом без книги – день без солнца.

День без книги, как обед без хлеба.

Учение – солнце, а книга – оконце.

Книгу читай, разума набирай.

Кому книга – развлечение, а кому – обучение.

С книгою подружишься, ума наберешься.

Книга добру научит, от дурного отвернет.

Книгу почитал – на крыльях полетал.

С книгой жить – век не тужить.

Недочитанная книга – не до конца пройденный путь.

Кто много читает, тот много знает.

Известный украинский просветитель Иван Огиенко (митрополит Илларион) разработал для школьников 12 правил чтения.

Чтение учит нас уму-разуму, заменяя нам жизненный опыт, кроме того дает огромное эстетическое наслаждение. Поэтому, читая книги, никогда не спешите: пускай учение будет серьезнее, а наслаждение глубже;

Преждевременно не пытайтесь узнать о развязке книги: от этого внимание ослабевает, интерес к книге снижается, ибо обед не начинается с десерта;

Книгу создает писатель. Это его труд, поэтому всегда запоминайте имя автора.

Запомни определенный алгоритм чтения:

    обдумать;

    выписать;

    осмыслить;

    усвоить;

    оценить.

Гигиена чтения

Способов чтения существует много – от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать? Все зависит от той задачи, которую ты себе ставишь:

    ознакомление с конкретным изданием;

    ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев);

    начальное знакомство с темой, проблемой;

    поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач необходимо выбрать наиболее подходящий способ чтения:

углубленное

Этот способ предполагает внимательное прочтение материала: нужно обратить внимание на детали, вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить связи описываемых событий. Дается анализ и оценка, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию.

    быстрое

Это чтение с выделением основной мысли текста, без акцента на детали, без артикуляции (движения губ при чтении про себя).

    параллельное

При этом способе изучается несколько материалов по одной теме или проблеме для того, чтобы проанализировать разные взгляды, выбрать наиболее предпочтительную позицию. Этот способ чтения лучше всего использовать при подготовке докладов, рефератов.

    выборочное

Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами книги после ее предварительного просмотра, внимание фиксируется на тех моментах, которые необходимы.

    чтение-просмотр

Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей: пересматриваются предисловие, заключение, по содержанию определяются наиболее важные вопросы и др. Этот способ позволяет за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучать или лучше сразу выбрать нужный материал.

    чтение-сканирование

Это быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, фактов и др. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т. п.

Темп чтения

Наиболее распространенный темп чтения – 100-200 слов в минуту.

Ученые подсчитали, что современный человек должен уметь читать от 100 до 1000 слов в минуту. Или от 20 до 400 (по технике скорочтения) страниц в час.

Чтению тоже надо учиться, тогда оно – и радость, и польза.

Афоризмы о чтении

Чтение - вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин

Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. Джордж Бернард Шоу

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Марк Туллий Цицерон

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия. Марк Туллий Цицерон

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю

Чтение - это беседа с мудрецами, действие же - это встреча с глупцами. Фрэнсис Бэкон

То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения. Карл Мария Вебер

Я слышал, что жизнь - неплохая штука, но я предпочитаю чтение. Логан Пирсолл Смит

Узкий круг чтения и общения - вот чем, мне кажется, гордятся больше всего! Эдмунд Бёрк

Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Генри Дейвид Торо

В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчете на простейшее прочтение. Гилберт Честертон

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор-Мари Гюго

Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей. Иоганн Готфрид Гердер

Злоупотребление чтением убивает науку. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд. Жан-Жак Руссо

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. Джордж Бернард Шоу

Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее. Оскар Уайльд

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Хеббель

Фотоколлекция мероприятия

«Учись быть читателем»

Показ презентации «Заповеди читателя или учись правильно читать»

Просмотр видеоролика о пользе чтения «Знакомы ли вы с книгой?»

Заполнение анкет «Любите ли Вы читать?»

Каждый взрослый человек воспринимает умение читать, как что-нибудь само собой разумеющееся. Но, к сожалению, сейчас мало кто читает для того чтобы получить удовольствие: моральное либо интеллектуальное. Современные люди читают в несколько раз меньше художественной литературы, чем даже представители прошлого поколения. И подобная тенденция объясняется во многом еще и тем, что большинство из нас просто не владеет информацией о пользе такого занятия. Давайте поговорим на www.сайт о том, в чем состоит польза чтения книг для детей и взрослого человека, и ответим на вопрос, как правильно читать электронные книги, столь популярные последние годы.

О том для чего маленькому человеку необходимо чтение книг, польза для детей от этого в чем?

Первые книги в библиотеке малыша могут появиться еще до его рождения. Знакомить малыша с увлекательным миром печатного слова можно, чем раньше, тем лучше. Есть данные, что чтение крохе вслух в первые месяцы жизни положительно сказывается на развитии головного мозга и на уровне интеллекта.

Когда малыш уже начинает интересоваться окружающим миром, ему можно приобрести его собственные книги: лучше всего картонные, с крупными и яркими рисунками. На этом жизненном этапе чтение не играет никакой особенной роли, ребенок учится воспринимать картинку, узнает знакомых персонажей при повторном просмотре и пр.

Отличным выбором для детей раннего дошкольного возраста станут короткие стишки или небольшие тексты. Это могут быть сказки Сутеева, стихи Агнии Барто и пр. Также можно читать малышам потешки и пр.

В старшем возрасте книги должны занимать более важное место в жизни ребенка. Печатное слово помогает формированию нравственности, учит отличать плохие поступки от хороших. Также книги учат ребенка помогать и не быть равнодушным. Рассказы и повести могут стать замечательным подспорьем в воспитании деток. В целом хорошая литература формирует основные нравственные жизненные ориентиры.

Систематическое чтение книг в детском возрасте помогает научиться размышлять, а также анализировать. Печатное слово учит грамотности, помогает обучиться выражать свои мысли и стимулировать мыслительный процесс. Даже, если ребенок не будет знать теории – правил, он все равно будет писать правильно.

Чтение для детей может стать отличным способом заполнения досуга. Подростки, которые любят читать, не болтаются без присмотра и крайне редко связываются не с теми компаниями. Кроме того привычка читать может очень сильно сблизить детей и родителей.

Приверженность печатному слову учит детей воспринимать информацию, думать, анализировать и запоминать. Поэтому чтение с ранних лет облегчит учебу в школе, а со временем и в ВУЗе.

Польза книги в жизни человека постарше

Ученые доказали, что книги – это замечательный . На самом деле, уже давно не секрет, что с возрастом мыслительные способности человека постепенно ухудшаются. И замедлить этот процесс поможет систематическое чтение качественной литературы.

Занятия чтением будут особенно актуальными для людей, которые перенесли , тяжелые травмы и серьезные заболевания. Такие интеллектуальные нагрузки поспособствуют скорейшему восстановлению и возвращению утраченных функций.

Систематическое чтение помогает сохранить . Также такие занятия способствуют общению, дают новые темы для бесед с друзьями и знакомыми, становятся отличным времяпровождением в скучные вечера и занятия, а также дарят спокойствие. Ученые, между прочим, утверждают, что читающие люди отличаются большей социальной активностью.

Считается, что чтение отлично лечит бессонницу. Такое времяпровождение поможет вам успокоиться и настроить мозг на сон. Ведь излучение компьютера, телефона и телевизора подстегивает активность мозга и усугубляет проблемы со сном.

Качественные электронные книги могут стать замечательной альтернативой бумажным изданиям. Но для того чтобы такие устройства не вредили здоровью, нужно использовать их правильно. Так безопасными для здоровья глаз являются лишь книги с технологией Е-Ink, которая также известна, как электронные чернила. Читать с такого экрана – все равно, что читать с бумаги – с листа обыкновенной книги. Само собой, стоит отдать предпочтение качественным книгам известных марок, а не их аналогам низкой стоимости.

Если же вы будете использовать для чтения обычный планшет или электронную книгу с цветным экраном, ваши глаза будут сильно уставать. Такие устройства стоят дешевле, чем книги с E-Ink, однако в них присутствует мерцающая подсветка, которая будет раздражать глаза.

Также для того чтобы чтение электронных книг приносило лишь пользу, нужно придерживаться нескольких рекомендаций. Так читать следует лишь сидя, с прямой спиной. Книгу стоит расположить под небольшим наклоном, так глаза практически не будут уставать. Расстояние между экраном и глазами должно составлять тридцать-тридцать пять сантиметров, что равно примерно согнутой в локте руке.

Не читайте при плохой освещенности, используйте настольную лампу, торшер либо специальную подсветку.

Откажитесь от чтения в транспорте, ведь такая привычка становится причиной перенапряжения глаз. А вследствие этого острота зрения может снижаться.

Качественные электронные книги могут стать отличной находкой для школьников и студентов, ведь в одном устройстве могут поместиться все данные, нужные для учебы и работы.

Чтение книг - польза для мозга. Вот только читать нужно правильные книги и с соблюдением описанных выше норм.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)

Праздник книжки

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)

Мы дружны с печатным словом

В каждом доме, в каждой хате -
В городах и на селе -
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

В день рождения подарок
Хочешь другу подарить -
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!

Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В. Берестов)

Замечательные книжки

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
(Л. Крутько)

Путешественник

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)

Первая книжка

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

Книгоград

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)

Писатель

С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.
Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!

Я – это мир!

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Книга

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)

О чтении

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать - ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли -
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам -
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать -
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо -
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)

Стихи детей о книгах
(журнал "Костёр")

Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
(Коля Поляков)

Не зря назвали книгу
Духовной пищей нашей,
Судьба покажет фигу
Тому, кто ест лишь кашу.
(Ира Лазарева)

Книга - лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
(Настя Струкова)

Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.
(Коля Поляков)

Пожелание поэта

Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
(Б. Заходер)

Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой -
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...
(С. Михалков)

Русская речь

Как в жаркий день
В прохладной тихой речке,
Люблю купаться
В милой русской речи.
И так легко, свободно
В ней плывётся,
Что рассказать о многом удаётся
Простыми, немудрёными словами,
Что от рожденья
Всюду рядом с нами.
(А. Шевченко)

Храм книг

Библиотека и была, и будет
Священный храм живых печатных слов,
В ее жрецах ходил и юный Бунин,
И целых тридцать лет – мудрец Крылов.
(Б. Черкасов)

Дом книг

О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)

Дорога в библиотеку

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)

Будем с книгой дружить!

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)

Книжная страна

А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.

Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
(Настя Валуева)

Библиотекарь

Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь - это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море - навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!

Книжкина колыбельная

За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.

Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твердую обложку
Опускается глава.

Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.

А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос -
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес.

Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.

Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.

Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.

Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули середина,
И начало
и
КОНЕЦ
(Р. Муха и В. Левин)

Калеки в библиотеке

Открыт в библиотеке
Больничный книжный зал.
Какие тут калеки!..
Ах, кто бы только знал!
Лежат они, бедняги,
На полках вдоль стены,
И в шелесте бумаги
Их жалобы слышны:

Вчера мои страницы
Листал один студент;
Мне вырезал таблицы
Какой-то инструмент!
Была я четверть века
Читателям верна,
А без таблиц - калека.
Кому теперь нужна?!

Я жертва аспиранта! -
Печальный слышен стон. -
В науку без таланта
Решил прорваться он:
Сначала он по строчкам
Меня переписал,
Потом, поставив точку,
Вдруг взял и искромсал!
Немало диссертаций,
Что у меня в долгу...
Но жить без иллюстраций
Я просто не смогу...

А мне как быть, соседка? -
Вздохнул тяжелый Том, -
Я выдавался редко,
Да и не всем притом!
Недавно в зал читальный
Пришел один доцент.
Он предъявил нахально
Чужой абонемент!
Я выдан был нахалу -
Он взял меня, как зверь...
А что со мною стало,
Вы видите теперь...

Раскрылся Том старинный
(Он, к счастью, был спасен!),
И страшною картиной
Был каждый потрясен:
Под стать татуировке
С полей его страниц
Глядели зарисовки:
И женские головки,
И клювы разных птиц...

Стоят в библиотеке
На полках вдоль стены
Те книги, что навеки
Людьми оскорблены.
Не теми, что над книгой
Задумчиво сидят,
А теми, что на книгу
Как хищники глядят.
Ни должностью, ни званьем -
Ни тем и ни другим
Ни на одном собранье
Не оправдаться им!
(С. Михалков)

Разговор человека с мышкой,
которая ест его книги

Мой милый книжник, ты совсем
Опять изгрыз два тома. Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок!

Хоть бы с меня пример ты брал!
Я день-деньской читаю книжки,
Но разве ты хоть раз видал,
Что я грызу их, как коврижки?

Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг другу умные вопросы:

Где путь в Америку лежит?
Как ближе: морем или сушей?
Ну, словом, - вот тебе бисквит,
А книг, пожалуйста, не кушай.
(В.Ф. Ходасевич)

Две книжки

Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
(С. Ильин)

Без газеты нельзя

«Ты растерялся бы, мой друг,
Когда б на много лет
Впервые мир остался вдруг
Однажды без газет.

Ты в них привык добра и зла
Распознавать следы:
Как в мире обстоят дела
И нет ли где беды.

Как в закрома зерно течет,
Как плавится металл,
И про хоккей, и про кино –
Ты обо всем читал.

Чем заняты твои друзья,
Что сочинил поэт…
Выходит так, что жить нельзя
На свете без газет!
(В. Озеров)

Кто и как делает журнал

Мы хотим, чтоб каждый знал,
Как мы делаем журнал.

В нём пустых страничек нет,
Сочинил стихи поэт.

А писатели для нас
Пишут сказку и рассказ.

Но одних рассказов мало.
Без картинок нет журнала!
Муравьишек и слонов,
Зимний лес и летний дождик
Нам нарисовать готов
Замечательный художник.

И корректор делом занят.
Время зря терять не станет:
Запятые он расставит
И ошибки все исправит.

Чтоб собрать материал
И придумать весь журнал,
Всё спланировать, учесть,
Даже самый малый фактор,
Человек особый есть,
Называется редактор.

Наш верстальщик очень ловок:
Текст, рисунок, заголовок –
Всё должно на место встать.
Должен он журнал верстать.

Всё готово. Наш журнал
В типографию попал.
И последний этот шаг
Будет тоже очень важным,
Без него нельзя никак!
Стал теперь журнал бумажным!
(Л. Уланова)

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.