Информационный стенд по профориентации. Профориентация старшеклассников: программа, темы, мероприятия, анкета. Занятия по профориентации

При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Вводная часть

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы для первой группы:

  • Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
  • К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?

Вопросы для второй группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
  • Прокомментируйте позиции каждой из групп.

Вопросы для третьей группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?

Вопросы для четвертой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
  • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?

Вопросы для пятой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
  • Что действительно было счастьем для героя?

Вопросы для шестой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

Фрагменты из фильмов

Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.

Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

  • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
  • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

Упражнения

Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Цепочка профессий

Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.

Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

Перечень по алфавиту

Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

Формирование образа

У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

Возможные варианты:

  • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
  • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
  • Художественная литература.
  • Документальные или художественные фильмы.
  • Книги о профессиях.
  • Журнальные статьи, очерки.

Критерии выбора

Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

Варианты критериев:

  • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
  • Власть (подчинение других людей).
  • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
  • Азарт жизни (приключения, путешествия).
  • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
  • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
  • (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

Цвета и ассоциации

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и вызывают эти ассоциации у других участников.

Создание предметов

Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

Портфель профессионала

Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации.

Статистика

Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio - "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы.

Актуальность проблемы

Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой В частности, не учитывается психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.

Решение проблемы

Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге.

Что такое специальность?

Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия".

Классификация

Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с:

  1. Природой.
  2. Техникой.
  3. Человеком.
  4. Художественными образами.
  5. Знаками.

В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую.

Человек и природа

Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми.

Специфика деятельности

Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители.

Важный момент

Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа - это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время.

Техническое направление

В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий.

Особенности технической сферы

Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление - это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности.

Сфера "человек-человек"

Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка:

  1. Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их.
  2. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр.

Категория специальностей "человек и знаковая система"

Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы.

Человек и художественный образ

Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с:

  1. Изобразительным искусством.
  2. Литературой.
  3. Музыкой.
  4. Актерско-сценической деятельностью.

Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим.

Программа профориентации для старшеклассников - что это такое?

Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности.

Ключевые элементы

Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс - период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста.

Введение

На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере.

Основные стадии

Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя:

  1. Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности.
  2. Активизацию самосовершенствования и самопознания.
  3. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии.
  4. Развитие представлений о специальном образовании.

План

Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.

Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности.

Нормативная база

Профориентация старшеклассников проводится по плану, разработанному в соответствии с:

  1. Положением о порядке госаккредитации и аттестации.
  2. ФЗ "Об образовании".
  3. Типовым положением об учреждении дополнительного обучения.

При разработке плана принимаются во внимание Минобрнауки и Требования к оформлению и содержанию учебных программ по доп. образованию детей.

Разделы плана

В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий:

  1. Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности.
  2. Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений.
  3. Движения и действия человека, умения, навыки, знания.
  4. Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда.
  5. Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики.

Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов.

Условия реализации

Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности.

План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района.

Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача - увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать.

Заключение

Должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.

Всего несколько десятилетий назад в старшем звене в школе стали проводиться занятия по профориентации. Произошло это в связи с тем, что на рынке труда появились такие как менеджер, риелтор, до этого момента не знакомые русскому человеку. В школе профориентация - это занятия с учащимися Ребят знакомят с рынком труда, особенностями конкретных направлений.

Кто должен проводить занятия по профориентации?

За занятия по профориентации в школе несут ответственность два педагога. Это классный руководитель и школьный психолог. Отсюда следует, что профориентация - это совместная деятельность преподавателей и учащихся, проводимая с целью оказания помощи при выборе профессии.

Школьный психолог занимается изучением личностных качеств ученика и на основании проведенного тестирования дает рекомендацию о том, какая сфера деятельности для ребенка может стать наиболее продуктивной в будущем. Вопросы в тестах позволяют собрать данные о предпочтениях учеников, их умениях и талантах. Существует множество методик, позволяющих с помощью опросников составить представление о личности. На основании таких данных вполне уместно давать рекомендации по будущему трудоустройству.

Классный руководитель занимается организацией информационных занятий, экскурсий на местные заводы и фабрики с целью ознакомления учащихся с разными профессиями.

На по профориентации чаще всего приглашаются работники разных сфер деятельности, которые без искажения какой-либо информации могут поведать о своей профессии. Здесь главное - не ошибиться с подбором кандидата, приглашенного на классный час. Только тот человек может рассказать правдиво о своей деятельности, который влюблен в свою работу.

Когда проводить занятия по профориентации со школьниками?

Процесс сложный, но жизненно необходимый. Проводить занятия по данной тематике нужно начинать с возраста младшего школьника. Могут проводиться мероприятия под названием «Давайте познакомимся. Я врач (учитель, пожарный)». Такие занятия проводятся с целью общего развития ребенка.

Наблюдать за ребятами нужно с самого раннего детства, следить за проявлением их деятельности. Ведь одни дети любят играть кубиками, конструкторами, пазлами, что означает наличие у них такие качества, как усидчивость, кропотливость и точность, тогда как другие без конца прыгают, бегают, постоянно лезут на шведскую стенку, пытаются выполнить какие-то трюки. Здесь уже у ребенка проявляются качества будущего спортсмена, учителя физкультуры или тренера.

Когда приобретает особое значение профориентация? 9 класс - самое лучшее время для проведения мероприятий в этой сфере. Именно в этом возрасте подросток впервые серьезно задумывается, что ему делать: дальше продолжать обучение в школе или поступать в учебные заведения.

Классный час - помощник в выборе профессии

В большинстве школ Европы ребенок, обучаясь в школе, получает навыки той или иной профессии. Там предусмотрено прохождение детьми практики на производствах, и определиться с выбором им значительно легче.

В России же дела по профессиональному ориентированию обстоят немного хуже. Способность школы помочь с выбором жизненного направления чаще всего сводится к беседам на классных часах. Такие уроки проводятся не чаще одного раза в месяц. Классный час по профориентации является обязательным мероприятием для старших школьников. Отведенное время должно быть потрачено с пользой для каждого ученика.

Кого позвать на классный час?

Приглашая представителей той или иной профессии, нужно ориентироваться прежде всего на желание класса узнать об этой сфере жизни. Если мнение класса разделилось, то можно пригласить нескольких представителей разных направлений, но не более трех, так как для выступления других может не хватить времени. Да и дети могут устать и перестать слушать выступающих. Классному руководителю не стоит брать на себя ответственность рассказывать детям о профессии, в которой у него имеются лишь поверхностные знания. Это может привести к искажению предоставляемой информации.

Где проводить занятия по профориентации школьников?

Профориентация - это не только лекции и беседы в стенах школьного кабинета. Большое значение имеет для детей такой вид внеклассного мероприятия, как экскурсии.

Классному руководителю не нужно бояться привлекать школьную администрацию для помощи в организации классного выхода на завод или другое местное предприятие. Потому что не зря существует поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме этого, профориентация школьников может происходить в любое время, даже специально не запланированное. Например, решили классом покататься на лыжах, а пока добирались до лыжной базы, увидели, как электромонтер чинит на столбе провода. Не стоит упускать момент. Можно побеседовать с детьми о Стоит уточнить у ребят, что они уже знают о подобной деятельности.

Как помочь ребенку с выбором профессии

Очень часто бывают ситуации, когда подросток не может определиться с выбором профессии. При этом очень важна правильность действий родителей. Не нужно навязывать ему своего мнения, ребенок должен сам сделать свой выбор. Если родители видят, что девятиклассник не может определиться с выбором профессии, ситуацию нужно брать под контроль.

Во-первых, можно посетить все «Дни открытых дверей» близлежащих учебных заведений.

Во-вторых, стоит поговорить с ребенком о его детстве, напомнить ему, в какие игры он играл, что ему нравилось делать больше всего. Положительные эмоции, связанные со счастливыми моментами из детства, помогут ему расслабиться и еще раз обдумать свои решения.

В-третьих, беседуя с ребенком на тему профессий, стоит рассмотреть несколько интересующих его вариантов. Можно обсудить совместно все плюсы и минусы. Пусть подросток расскажет, что ему нравится, а что не очень.

В-четвертых, если ребенок не может выбрать профессию из-за качества знаний, проблему стоит решать кардинально. Можно нанять репетитора по тому предмету, который вызывает трудности. В данном случае деньги не будут истрачены напрасно. У подростка появится возможность поступить в учебное заведение.

Профориентация на переменах

Взрослым зачастую кажется, что занятий по профориентации достаточно. Ребенок должен сразу определиться. Но это далеко не так. Немалое значение в жизни каждого школьника имеет профориентация в классе, когда дети, общаясь между собой на переменах, рассказывают друг другу, куда они собираются пойти учиться. И вот здесь могут появиться проблемы. Ребята в силу неполного представления о рассказываемой профессии начинают сбивать с толку своих сверстников, зазывая пойти учиться в определенный вуз. Наиболее веский аргумент при этом - будущая оплата труда. Но ведь профессия должна нравиться в первую очередь. Престижность стоит отставить на второй план.

Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, профориентация для подростков должна быть максимально освещена специалистами.

Заключение

От того, насколько правильным будет выбор профессии сегодняшних выпускников, зависит не только их успешность в жизни, но и развитие страны в целом. Ведь невозможно дать качественного образования, если педагог не любит детей. Невозможно качественно провести операцию, если хирург на деле излишне брезглив, склонен к сильной эмоциональности или боится вида крови. Безусловно, никогда не стать хорошим бизнесменом или продавцом, если в человеке отсутствует предпринимательская жилка. Профориентация - это во взрослую жизнь.

Каждый человек абсолютно индивидуален, и родителям, помогающим своему ребенку с выбором профессии, нужно не забывать об этом. И если удается заметить, что ребенок с детства проявляет свои способности в искусстве (музыке, рисовании, актерском мастерстве), не нужно заставлять его стать химиком или бухгалтером. Ведь существует множество профессий, в которых нынешний школьник сможет найти себя и полностью реализоваться. Каждый человек должен быть на своем месте.

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.

Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть более высоким.

Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Любой проект по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Профессиональная ориентация .

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Направления работы по профессиональной ориентации школьников

Работа по профессиональной ориентации должна вестись непрерывно с первого года обучения в школе. И в главе всего этого процесса стоит классный руководитель, который должен проводить работу в следующих направлениях.

  • Давать детям необходимую профессиональную информацию.

Он включает в себя основные сведения о профессиях, необходимых качествах для работы по данному направлению, а также информацию об учебных заведениях и путях получения соответственного образования. И задача педагогов – донести до школьника эту информацию, используя самые разные формы работы по профориентации.

  • Профориентационное воспитание.

Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы побуждать в учащихся желание участвовать в разных формах как классной, так и внеклассной работы. А также склонять их к активной пробе своих сил и производительному труду. Так можно позволить ученикам на практике развивать свои склонности и формировать определённые навыки. Очень важно давать школьникам пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого школа обязана обеспечить разнообразие видов внеклассных работ.

  • Профессиональное консультирование

Прежде чем приступать к консультации учащихся, специалист обязательно должен изучить их личности. Так как консультация чаще всего имеет индивидуальный характер, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих учеников, изучать результаты их как учебной, так и внеучебной деятельности. Также для более подробного анализа используются анкеты, заполнение бланков с вопросами, составление психологических и педагогических характеристик, а также консультативные беседы с родителями.

Главные принципы профориентации в школе:

  1. Систематичность и постоянство. Это один из самых главных принципов, так как для хорошего результата работа должна вестись регулярно, начиная с первых классов и заканчивая выпускными. В корне неверно начинать работу по профессиональному самоопределению школьников в старших классах и придавать этому меньше внимания в младшей школе.
  2. Индивидуальный подход к ученикам. Дифференцированный подход наиболее удачен и эффективен, так как именно он позволяет правильно распределить силы, задания и выбрать правильные методы относительно каждого учащегося. Для этого педагог всегда должен быть осведомлен о сформированности интересов учеников, об их ценностях и жизненных ориентирах, и, конечно же, об уровне успеваемости.
  3. Правильное сочетание групповых занятий с индивидуальными. Индивидуальная работа с учениками имеет огромную важность, однако в совокупности с групповыми консультациями она приобретает еще больше смысла.
  4. Взаимосвязь между школой, высшими учебными заведениями и другими организациями, связанными с трудоустройством.
  5. Профориентация должна иметь прямую связь с реальной жизнью. Это значит, что для успешной работы по профессиональному самоопределению учеников педагогический персонал должен:
  • Располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий.
  • Владеть знаниями о перспективах предлагаемых профессий.
  • Знать профессиональные требования предлагаемых профессий.

Этапы организации профориентационной работы

  1. Пассивно-поисковой период (1-7 классы)

На этом этапе дети делают свой первый выбор относительно профессии. С первого по четвертый класс учитель должен развивать интерес, а также способности школьников, дабы сформировать потребность в профессиональном самоопределении. В 5-7 классах необходимо увеличить количество факультативов и кружков, а также привлекать школьников к творческой деятельности в коллективе. Также очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио на каждого ребенка. Такое портфолио сопровождает ребенка до самого выпуска и помогает более полно понять, в каком профессиональном направлении подтолкнуть учащегося.

  1. Активно-поисковой период (8-9 классы)

На этом этапе учитель должен преследовать цель помочь своим ученикам сформулировать для себя конкретные цели и задачи, соотносимые с будущей профессией. Для этого необходимо обеспечить подросткам психолого-педагогическое сопровождение на пути выбора. Именно на этом этапе начинается реальное знакомство с учебными заведениями, их статусом, с положением профессии на рынке труда. В 9 классе рекомендовано устраивать тематические родительские собрания.

  1. Этап профессионального определения (9-11 классы)

Самое важное, помимо подготовки к адекватному выбору с помощью дополнительного информирования и консультаций, является также предоставление возможности ученикам углубленно изучать отдельные предметы.

Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

Есть список тем, которые можно интерпретировать, видоизменять, но при этом они все равно должны присутствовать в процессе профориентации.

1-4 классы:

  • «Мои интересы».
  • «Каждая работа хороша по-своему».
  • «Кем работают наши родители».
  • «Профессия моей мечты».

5-8 классы:

  • «Люди и техника».
  • «Красота спасет мир» – экскурсии в салоны красоты, парикмахерские и т.д.
  • «На страже безопасности» – встреча с сотрудниками правоохранительных органов.
  • «Астрономия – удивительный мир» – экскурсия в планетарий.
  • «На страже здоровья» – экскурсия в аптеку, которая может зародить желание поступить в медицинский ВУЗ..

9-11 классы:

  • Анкетирование по теме «Главные факторы при выборе профессии».
  • Беседа о мотивах выбора профессии.
  • «Они учились у нас» – знакомство с успешными или известными учениками школы.
  • Беседа «Перспективные профессии».
  • «Психологическая» характеристика профессий.

Это только приблизительный список, помимо которого существует еще далеко не одна тема. Его можно значительно расширить и редактировать. Главное, придерживаться всех основных принципов профориентации и учитывать особенности каждого возрастного периода школьников.