Информационная культура и этапы развития презентация. Презентация по педагогике на тему «Информационная культура личности» скачать бесплатно. Проявление информационной культуры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

4 слайд

Описание слайда:

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

5 слайд

Описание слайда:

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

6 слайд

Описание слайда:

Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

8 слайд

Описание слайда:

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Основы социальной информатики


Изучив эту тему, вы узнаете:

  • какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
  • как проявляется информационная культура человека;
  • каковы основные факторы развития информационной культуры.

Введение

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».


  • Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .

Информологический подход

  • В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурологический подход

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.


Информационная культура

- это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.


Проявления информационной культуры

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Факторы развития информационной культуры

  • система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
  • развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную культуру?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Как проявляется информационная культура?

4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?

5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?

6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?

7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?


  • Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
  • Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
  • Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Информационную грамотность личности характеризуют следующие компоненты: 1.Умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность (запрос) и выразить её словесно. 2.Знание информационных ресурсов. 3.Знание возможностей библиотеки и умение использовать эти возможности. 4.Умение вести информационный поиск. 5.Знания и умения по обработке информации, т.е. умение не только извлечь информацию из источника, но и правильно оформить результаты своей деятельности. 6.Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.


Библиотека как информационно- исследовательский центр Оснащение компьютерной и копировальной техникой Доступ в Интернет Периодические издания Хорошо организован СБА Фонд самостоятельных работ студентов Богатый, хорошо укомплектованный фонд Медиаресурсы около 10 тысяч единиц более 28 наименований Видеокассеты штук, CD-диски – 58, Более 800 фильмов на дисках 1. Алфавитный каталог. 2. Систематический. 3.Картотека ГЖС. 4.Картотека сайтов. 5.Картотека сценариев. 6.Картотека рефератов. 7.Электронный каталог


Справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА) Чтобы быть информационно грамотным человеком, необходимо научиться ориентироваться в информационных потоках, эффективно проводить поиск информации в самых разных источниках, осуществлять отбор, оценку и обработку информации. Сюда входит система каталогов и картотек


Каталог (от греческого слова katalogos) означает перечень (опись) предметов, расположенных в определённом порядке. Библиотечный каталог – указатель произведений печати, имеющихся в данной библиотеке, составленный для ориентировки пользователей в библиотечном фонде. Имеются в библиотеке КУТОР: 1. Алфавитный каталог. 2. Систематический. 3.Картотека ГЖС. 4.Картотека сайтов. 5.Картотека сценариев. 6.Картотека рефератов. 7.Электронный каталог. 8.Картотека «Календарь знаменательных и памятных дат».



Библиографическое описание Научная обработка новых книг: систематизацию (определение разделов систематического каталога, в которых это издание должно быть отражено), а также каталогизацию – составление библиографического описания и расстановку карточек в каталоги библиотеки. Пример каталожной карточки алфавитного каталога систематизация каталогизация


Алфавитный каталог В алфавитном каталоге описания изданий расположены в общем алфавите авторов и заглавий, независимо от содержания изданий. Алфавитный каталог дает возможность установить: есть ли в библиотеке какое-то конкретное издание; какие произведения определённого автора есть в библиотеке; в каком отделе находится нужная книга (каков её шифр).




Систематический каталог Описания изданий располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания, которые следуют одна за другой в определённой связи и последовательности. Назначение этого каталога –раскрывать библиотечный фонд по содержанию. Составляется каталог на основе определённой системы классификации (ББК).




7А. Физкультура и спорт: 7А0 – Общие вопросы ФКиС. 7А1 – Гимнастика. 7А2 – Легкая атлетика. 7А3 – Тяжелая атлетика. Бокс. Борьба. Фехтование. 7А3.1 – Тяжелая атлетика. Гиревой спорт. 7А3.3 – Бокс. 7А3.5 – Спортивная борьба. Самбо. Дзюдо. 7А4 –Зимний спорт. 7А4.1 – Лыжный спорт. Лыжные гонки. Горнолыжный спорт. Биатлон. 7А4. 3 – Конькобежный спорт. 7А6 – Туризм. Альпинизм. 7А8 – Спортивные игры. 7А8.1 – Баскетбол. 7А8.2 – Волейбол. 7А8.5 – Футбол. АПУ




Запомните алгоритм поиска по систематическому каталогу: обращаются для поиска изданий по какой- либо теме, вопросу, предмету; перед обращением к каталогу следует найти индекс разделителя; найдите нужный каталожный ящик; найдите разделитель с точно таким же индексом, просмотрите карточки и найдите нужные издания; выпишите, начиная с шифра, все необходимые данные об изданиях.




Таблица Библиотечно- библиографичесой классификации Основные деления 1Ф – Философия 16 – Логика 4Р – Русский язык 53 – Физика 61 – Медицина 7А – Физкультура и спорт 8 – Литературоведение 9 – История 91 – География Краеведение


Карточки картотеки ГЖС имеют в своей структуре некоторое различие в описании Мирзоев О. М., Врублевский Е. П. Критерии оценки технического мастерства легкоатлетов в эстафетном беге 4 х 100 метров// Теория и практика физической культуры. – – с Пример каталожного ящика картотеки ГЖС Ярлычок каталожного ящика Например:




Электронный каталог выполняет следующие задачи: всестороннее раскрытие состава и содержания фонда библиотеки; обеспечение многоаспектного оперативного поиска информации о наличии документов в фонде библиотеки; внедрение ресурсов библиотеки в информационное пространство училища и всемирную информационную сеть Интернет; создание информационного комфорта для пользователя.








Культура (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание, почитание) область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.лат.культ подражаниесубъективностихарактеранавыковумениязнаниймаркеромцивилизаций культурологиипериодовэпохспособов производствапроизводственных отношений


"Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества" (Эдуард Барнетт Тейлор)


" Культура есть информационный бассейн, а индивидуум - активный пловец. С точки зрения эволюционной психологии культура является водоемом различных категорий информации, обрабатываемой мозгом различными способами. Индивид отбирает информационные единицы, "редактирует " их, модефицирует, и, самое главное, использует их. (Джером Баркоу)







Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект- субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация" С.48)


Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. (Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, С. 57).


Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер С.3).


Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. (Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, сент г.: Тез. докл. - Краснодар С.2).


Информационная культура- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. (Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс С.59).


Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиямСтандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям ориентирован на овладение школьниками умениями организовывать собственную информационную деятельность и выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; Овладения умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; Вы работка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



















Умения и качества, необходимые человеку 21-го века Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения. Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.


Памятка по проведению исследования Выбери одну из предложенных тем и укажи автора Поставь проблемный вопрос Выдвини свои гипотезы Продумай ход своего исследования Результаты оформи в виде таблицы или диаграммы Сделай выводы Не забудь указать использованную литературу





References http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= mhttp:// m _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/ http://rrc.3dn.ru/publ/cifrovye_obrazovatelnye _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 2 Информационная культура современного человека 11 класс

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, обучить его современным методам и технологиям работы.

Информационное общество опирается на

Информационная культура Информологический аспект Культурологический аспект Совокупность ЗУН поиска, отбора, хранения, анализа информации – информационная деятельность, направленная на удовлетворение информационных потребностей. Способ жизнедеятельности человека в информационном обществе – составляющая процесса формирования культуры общества.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в Конкретных навыках использования технических устройств; Способности использовать программные продукты; Умении извлекать информацию из различных источников; Владении основами аналитической переработки информации; Знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; Умении работать различной информацией.

Факторы развития информационной культуры: система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития общества; информационная инфраструктура; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей. знание английского языка.

Работа Рыженко Елены Владимировны, учителя информатики и математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 64».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека

Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного математического образования

Приёмы формировнаия алгоритмического мышления...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же я...