Художественные выставки

Публичный, большей частью временный, показ произведений искусства .

Художественные выставки - основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным наследием).

Иногда художественные выставки устраивают также в целях продажи произведений .

Художественные выставки различаются на международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные.

Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале » и др.). А так же художественные выставки часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены академии художеств, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , портрет , пейзаж ), и по темам (так называемые тематические выставки ) и направлениям в изобразительном искусстве.

Большое значение имеют музейные художественные выставки (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.).

Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование художественной выставки , размещение экспонатов , издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) художественных выставок в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции .

Первыми художественными выставками были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н.э.), в Италии в 15-16 в. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры , осуществлявшая с 1653 г. показ работ своих членов, с 1699 г. начала устраивать выставки в Лувре. В 18 в. регулярные выставки были организованы и академией художеств других государств (в том числе с 1760-х г. Академией художеств в Петербурге). С 19 в. художественные выставки становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм », 1855 г., «Салон отверженных», 1863 г., - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств , 1890 г., во Франции; Сецессионы , с 1892 г., в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности.

В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871 г.). Резкое увеличение количества художественных выставок в конце 19 - начале 20 в. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства », «Союз русских художников », «Бубновый валет » и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов , 1905 г., Петербург).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение художественных выставок (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933 г.), «Индустрия социализма» (1939 г.), «Великая Отечественная война» (1942 г.), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959 г.), «Искусство - в быт» (1960 г.), «На страже мира» (1965 г.), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967 г.) - в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции » (1967 г.) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка , посвящённая столетию со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966 г.) в Берлине.

Велика роль художественных выставок в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства , 1966 г., Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много художественных выставок в рекламных, коммерческих целях, а также выставки , пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют художественные выставки , посвящённые отдельным явлениям истории искусств , на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах.

Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными художественными выставками (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960 г., в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-1968 г., в Париже), международные художественные выставки («Искусство и Сопротивление», 1965 г., в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967 г.).

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Выставки художественные , публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодическими (ежегодные, проходящие один раз в два года - бьеннале и три года - триеннале и др.).

Выставки художественные могут различаться по количеству участников (персональные, групповые, коллективные), по составу (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений и пр.) или принадлежности к художественным группировкам. Организуются выставки художественные, посвященные отдельным видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , акварель , пейзаж , портрет и пр.), темам (так называемые тематические выставки художественные) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение для искусствознания имеют музейные выставки художественные (тематические и персональные, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время из других музеев , выставки новых поступлений и др.), а также выставки художественные, посвященные отдельным явлениям и периодам истории искусств, в экспозицию которых нередко включаются произведения, хранящиеся в разных странах. На выставках современного искусства специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Более широкие функции имеет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование и размещение экспонатов, издание каталогов, организация экскурсий и др.). История выставок художественных восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции (с VI в. до н. э.), Италии (XV-XVI вв.), Голландии и Фландрии (XVII в.). Во Франции Королевская академия живописи и скульптуры начала устраивать выставки работ своих членов с 1653 (с 1699 в Лувре ; см. Салон). В XVIII в. регулярные выставки были организованы в АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. петербургской АХ). В XIX в. выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во второй половине XIX в. официальным художественным выставкам противостоят неофициальным выставкам художественным (например, во Франции "Салон отверженных", 1863) и общественные выставочные объединения (например, германские и австрийские Сецессионы, с 1892). В XX в. в капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается множество выставок художественных, имеющих рекламно- коммерческий характер, пропагандирующих буржуазную идеологию. Широкий спектр современных течений представлен на крупнейших периодических выставках художественных: Бьеннале в Венеции (Италия; учреждена в 1895) и в Сан-Паулу (Бразилия ; с 1951), периодическая выставка "Документа" в Касселе (ФРГ). В России в XIX в. наиболее передовой характер имели выставки передвижников (с 1871). Сложный и противоречивый характер развития русского искусства в конце XIX - начале XX вв. обусловил резкое увеличение числа выставок художественных (выставки "Мира искусства", Союза русских художников, "Бубнового валета " и др.). В СССР и других социалистических странах выставки художественные, предназначенные для широких масс, играют большую воспитательную роль. Среди крупнейших тематических выставок художественных, отражающих развитие социалистического искусства: "15 лет РККА" (1933), "Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран" (1959), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967), Всесоюзная художественная выставка "К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина" (1970), "Молодость страны", "Слава труду" (обе - 1976), "Мы строим коммунизм" (1981) - все в

Типология художественных выставок - сложное понятие, интегрирующее три ключевых термина: типология, изобразительное искусство, выставка.

Художественная выставка - временный публичный показ художественных произведений. Художественные выставки являются основной формой ознакомления зрителей с различными подвидами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусством и т.п.

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец). Типология: 1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношении, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделённых во времени 2) Результат типологического описания и сопоставления. Типология - способ идентификации явлений и объектов, выявления черт сходства и различия. Процесс типологизации художественных выставок зависит от ключевого принципа, который положен в его основу. Принципы классификации худжественных выставок могут весьма разнообразными. В современной выставочной практике могут актуализироваться следующие типы выставок:

  • Персонально-монографическая - выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности автора на примере лучших его работ.
  • Персонально-тематическая - выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой. Например, фотографии Анри-Картье Брессона на тему «Париж».
  • Тематическая - выставка художественных работ разных художников, произведений в разных техниках, но объединенных одной творческой темой. Например, выставка последователей искусства Пикассо, на тему произведений Пикассо, на ней могут быть представлены и скульптура, и декоративно-прикладное, и живопись, и графика.
  • Мемориальная - выставка, организованная в память о художнике в случае его смерти. Например, выставка, посвященная творчеству Александра Бурака в 2002 году.
  • Групповая - выставка, объединяющая работы нескольких художников. Например, художественная выставка произведений искусства авангардистов.
  • Парная - художественная выставка двух авторов. Например, омская выставка японского художника Бёзена Хирасавы и омского Дамира Муратова.
  • Международная (региональная, национальная) - выставка, объединяющая художников из разных стран.
  • Периодическая - ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства.
  • Стационарная - постоянная экспозиция, например, выставки в музеях.

Передвижная - выставка, которая перемещает экспозицию из одного города в другой (знаменитые русские выставки общества передвижников).

Задание А

1. Вид изобразительного искусства, в котором художник пишет красками:

А) графика

Б) живопись

В) скульптура

Г) архитектура

Д) декор

2. Это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов

А) искусство

Б) гармония

В) колорит

Г) композиция

3 . Сколько измерений имеет объем:

А) 1

Б) 3

В) 2

Г) 4

4. Временный, публичный показ художественных произведений:

А) Музей

Б) Салон

В) Выставка

5. Краски, которые разводятся водой и легко ей смываются:

А) Гуашь

Б) Масляные

В) Акварельные

6. Краски, растертые на воде с клеем и примесью белил:

А) Гуашь

Б) Масляные

В) Акварельные

7. Вид искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения:

А) графика

Б) живопись

В) скульптура

Г) архитектура

Д) декор

8. Цветные мелки без оправы:

А) Уголь

Б) Сангина

В) Пастель

9. Средство выразительности скульптуры:

А) Контур

Б) Цвет

В) Объем

Г) Пространство

10. Печатный оттиск рельефного рисунка:

А) эстамп

Б) эскиз

В) гравюра

Г) контур

За каждый правильный ответ: 1 балл, общее количество баллов за задание: 10

Задание Б

1. Вставь пропущенные слова в определения:

А) Один из видов искусства, которое позволит возводить красивые, удобные и прочные _____ ,

называется _________.

Б)_____ - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В) Теплые цвета можно назвать солнечными, поэтому главный солнечный цвет - ____ превращает другие цвета в теплые.

Г) Портрет, пейзаж, натюрморт – это ____ изобразительного искусства.

2. Что Микеланджело назвал «первым из искусств» и «искусством убавления лишнего»?

3. Соедини стрелками смеси цветов и названия:

Красный +желтый Голубой

Синий + желтый Зеленый

Синий + белый Оранжевый

4. Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?

Скульптура, дизайн, живопись, графика.

5. Какие из перечисленных средств изображения не относятся к графике?

Линия, цвет, штрих

За каждый правильный ответ в заданиях 3,4,5 – 2 балла; за каждое вставленное слово в задании №1- 2 балла. Максимальное количество – 20 баллов.

Задание В

1. В таблице представлены виды (по назначению) графики, скульптуры, живописи. Но слова первой строки расставлены неверно. Исправь ошибку.

Графика

Скульптура

Живопись

Станковая

Станковая

Станковая

Монументальная

Книжная

Монументальная

Декоративная

Прикладная

Декоративная

Плакат

Садово-парковая

2. Сгруппируй материалы: глина, уголь, мрамор, металл, карандаш, гуашь, гипс, акварель, гранит, фломастеры, темпера, сангина, акрил, пастель.

Материалы скульптуры…

Графические материалы…

Живописные материалы…

За каждое правильно сгруппированное слово - 1 балл, максимально – 14 баллов

Задание Г

1. Продолжи определение.

Натюрморт – это…

2. Что помогает художнику передать пространство на плоскости изображения?

3. Что такое блик?

4. Назовите средства передачи объема на плоскости.

За каждое правильно выполненное задание 5 баллов + 3 балла за отсутствие грамматических ошибок. Максимальное количество – 23 балла

Задание Д

1. Назови имя скульптора.

Его произведение, выполненное из мрамора, «Давид» впервые была представлено в 1504 году на площади Синьории изумленной публики Флоренции. С того времени статуя, высота которой составляет 5 метров, воспринимается в качестве символа Флорентийской республики и одной из вершин искусства эпохи Возрождения, а также человеческого гения. Скульптура, которая предназначена для кругового осмотра, представляет собой обнаженного Давида, который сосредоточен на схватке с Голиафом.

2. Соотнеси названия картин с именами художников и жанрами изобразительного искусства, запиши в таблицу.

А Б

В Г

Д Г

Имена художников: Грабарь И.Э., Микеланджело, В.А. Ватагин, К.С. Петров-Водкин, О. Роден, Леонардо да Винчи.

Название

Художник

Буква

Жанр

Пантера

Граждане Кале

Осень. Рябина и березы

Скрипка

Набросок

Подсолнухи

За задание №1 – 2 балла; за каждое правильное соотнесение в задании №2 - 2 балла, максимально – 20 баллов

Задание Е

Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека? Помогает ли искусство развитию фантазии? Объясни, приведи примеры.

За логическое объяснение 10 баллов, за каждый пример 2 баллов, за каждое название произведения искусства 2 балла, за каждое названное имя художника 2 балла, за отсутствие грамматических ошибок – 3 балла. Максимально – 43 балла.

Максимальное количество баллов за контрольную работу – 130 баллов

«5» - от 85 до 130 баллов

«4» - от 65 до 84 баллов

«3» - от 30 до 64 баллов

«2» - меньше 30 баллов

Ключи к КР за 1 полугодие 6 класс

Задание А

1- Б, 2-В, 3-Б, 4-В, 5-В, 6-А, 7-А, 8-В, 9-В, 10-В.

Задание Б

1. А- дома, архитектурой; Б- ритм; В- желтый; Г- жанры.

2. Скульптуру.

3. Красный +желтый Голубой

Синий + желтый Зеленый

Синий + белый Оранжевый

4. Дизайн.

Задание В

Живопись

Графика

Скульптура

Станковая

Станковая

Станковая

Монументальная

Монументальная

Декоративная

Прикладная

Декоративная

Садово-парковая

2. Материалы скульптуры – глина, мрамор, металл, гипс, гранит.

Графические материалы – уголь, карандаш, фломастеры, сангина, пастель

Живописные материалы – гуашь, акварель, темпера, акрил.

Задание Г

1. Натюрморт – это изображение предметного мира

2. Знание правил линейной и воздушной перспективы.

3. Блик – это отблеск света на поверхности предмета

4. Перспектива, светотень.

Задание Д

1. Микеланджело.

Название

Художник

Буква

Жанр

Ватагин

анималистический

Граждане Кале

Роден

портрет

Осень. Рябина и березы

Грабарь

пейзаж

Петров-Водкин

натюрморт

Набросок

Леонардо да Винчи

портрет

Подсолнухи

Ван Гог

натюрморт

Задание Е

1. Микеланджело.

2. Фантазия нужна человеку в жизни. Чтобы уметь мечтать, строить будущее, сочинять новые открытия. Фантазируя, человек может сочинять, изображать то, чего нет. – небывалые страны, иные миры. Неведомое прошлое и далекое будущее. Например, художник М.Шагал в картине «Влюбленные. Прогулка», изобразил летящих над городом юношу и девушку, держащихся за руку. Великий художник и ученый Леонардо да Винчи, придумал и нарисовал летательные аппараты. Писатель Жюль Верн придумал мир динозавров в своей книге «Путешествие к центру Земли» современные режиссеры в своих фильмах показывают нам удивительное будущее. Например, в фильмах «Звездные войны», «Аватар». Фантазии художников, писателей, музыкантов – это явления жизни, взволновавшие художника.

Искусство окружает нас всюду: в доме, на улице, в музее. Однако есть особый вид знакомства с художественным творчеством: возможность пойти на выставку. Выставка - это показ произведений искусства широкой публике, организованный на определенный срок. Существуют большие и малые выставки. Они экспонируются как в специально отстроенных или приспособленных помещениях, так и в залах, занимаемых временно, например в залах музеев, Дворцов культуры, фойе театров и т. п. Такие выставки показывают творчество мастеров прошлого и современности, иногда совместно живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, художников декоративно-прикладного искусства. Но чаще всего устраиваются выставки мастеров одной специализации. Выставки могут быть посвящены творчеству отдельного мастера, определенной группы, школы, направления. В целом принципы, лежащие в основе организации той или иной выставки, достаточно гибки, подбор произведений проводится по темам, видам, жанрам, сюжетам и т. п. Бывают выставки международные, национальные, региональные (краевые, республиканские, областные, городские), стационарные и передвижные.

Посещение выставки в известной степени сравнимо с посещением театра, но разница всё же будет весьма ощутимой. И не только потому, что там спектакль, а здесь произведения изобразительного искусства. На выставке вы видите множество людей, то сосредоточенно осматривающих экспозицию в целом или отдельную картину, статую, то беседующих, обсуждающих отдельные работы. Здесь сильнее чувствуется момент общения людей не только с искусством, но и друг с другом.

Публичные показы художественных произведений известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность в её современном понимании началась во Франции в XVIII в., когда были открыты так называемые салоны, получившие такое название потому, что художники показывали произведения в салонах Лувра. Новшество это вызывало большой интерес публики и свидетельствовало об известной демократизации искусства. До этого, как правило, искусство было привилегией знатоков, покровителей-меценатов и коллекционеров. Теперь художественные произведения открыто выносились на суд публики. Выставки стали обсуждаться в печати - так родилась художественная критика. К открытию выставок печатался каталог, содержащий краткие сведения об экспонируемых произведениях и их авторах, позднее в них стали помещать репродукции выставленных работ. Все эти начинания со временем совершенствовались, изменялись по форме, по содержанию и впоследствии легли в основу определенной традиции выставочной деятельности. К началу XIX в. в парижском салоне, получившем всемирную известность, экспонировалось до 2 тыс. произведений. Широкими смотрами современного искусства стали Всемирные выставки, проходившие в Париже и Лондоне, где наряду с другими устраивались и художественные отделы.

Так как организация салонов находилась под строгим надзором официальных кругов, то неизбежно вспыхивали конфликты. Специально созданное жюри, призванное отбирать произведения, нередко не допускало на выставки произведения демократического, реалистического искусства. Художники, недовольные действиями жюри, неоднократно выступали за свободный показ произведений, требовали распустить жюри или сделать его выборным. Они устраивали и своего рода неофициальные «антивыставки» в своих мастерских и других помещениях. Так, Г. Курбе во время Всемирной выставки в Париже в 1855 г. строит отдельный павильон для своих произведений, демонстративно названный им «Реализм». Во Франции конфликт между художниками и жюри привел в 1863 г. к созданию «Салона отверженных», где показывались картины, не принятые на официальную выставку. В последующие годы художники стали практиковать устройство отдельных групповых независимых выставок (например, выставки художников-импрессионистов). К концу прошлого столетия число свободных художественных объединений со своей выставочной деятельностью заметно увеличилось. Пример Франции для многих стран Европы стал вдохновляющим. На рубеже веков делались попытки отдельно показывать не только живопись или живопись вместе со скульптурой и графикой, но скульптуру и графику раздельно.

Иногда выставочная деятельность носит противоречивый характер: она способствует популяризации искусства, но в то же время служит проводником официальной идеологии. Кроме того, устройство выставок связано и со стихией художественного рынка. Кому быть «модным», «популярным» на выставках, порой решают торговцы картинами.

На рубеже XIX–XX вв. устраиваются выставки, посвященные старым мастерам. В настоящее время выставки такого рода, особенно большие, представительные, включающие малоизвестные произведения или, напротив, творения крупнейших мастеров прошлого времени, привлекают общественное внимание, становятся показателем интенсивности художественной жизни в той или другой стране.

В России выставки первоначально устраивались при Петербургской Академии художеств. В начале XIX в. на этих выставках показали картины известные живописцы: О. А. Кипренский, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов. Однако дух казенного академизма, который со временем стал властвовать в Академии, не мог не вызвать протеста демократически настроенных художников. Несколько художников решили покинуть Академию, создать свое объединение (см. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок). Товарищество способствовало распространению в России искусства критического реализма, воспитанию художественного вкуса широких общественных слоев. За время своего существования ТПХВ устроило свыше 40 выставок. На рубеже веков в России возникли и другие групповые объединения, устраивавшие выставки («Мир искусства», «Голубая роза» и др.).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки играли большую образовательную и воспитательную роль. Уже в 1920‑е гг. ведущие массовые объединения художников: Ассоциация художников революционной России (АХРР) и Общество художников-станковистов (ОСТ) проводили многочисленные выставки, в том числе такие представительные, как «Жизнь и быт Красной Армии» (1922), «Революция, быт, труд» (1924–1925), «Жизнь и быт народов СССР» (1926), выставки, посвященные 10, 15 и 20‑й годовщинам Красной Армии (1928, 1933, 1938), «Искусство в массы» (1929), «Индустрия социализма» (1939). Включение в экспозицию нашей страны на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939) произведений советских художников продемонстрировало идейную целеустремленность советского искусства, его жизнеутверждающую силу, способствовало развитию социалистического реализма. Знаменательными событиями в культурной жизни страны стали выставки «Великая Отечественная война» (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), «Искусство - в быт» (1960), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967), Всесоюзная художественная выставка, посвященная столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970), Всесоюзные художественные выставки, посвященные 60‑летию образования СССР: «СССР - наша Родина» (1982), «Художники - народу» (1982) и др.

Ежегодно в нашей стране творческими союзами, Академией художеств, органами культуры организуется множество стационарных и передвижных художественных выставок, их посещают миллионы человек.

Одна из важнейших сторон выставочной деятельности - выставки, которые устраиваются в порядке культурного обмена с зарубежными странами. Они способствуют укреплению дружеских связей между народами, дают возможность ознакомиться с шедеврами мирового искусства. В 1960 г. состоялась выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней» в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1973 г. выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» из собрания Египетского музея в Каире была показана в Москве, Ленинграде, Киеве. За рубежом неоднократно устраивались выставки русского и советского искусства (в США, Франции, ФРГ, Японии и других странах). Крупнейшие выставки из собраний Лувра и Прадо были показаны в нашей стране в 1981–1982 гг. Важным вкладом в развитие культурных связей между советским и французским народами стала выставка «Москва - Париж» (1980–1981) в Национальном центре искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.