Художественные выставки. Термин и понятие в изобразительном искусстве

Публичный, большей частью временный, показ произведений искусства .

Художественные выставки - основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным наследием).

Иногда художественные выставки устраивают также в целях продажи произведений .

Художественные выставки различаются на международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные.

Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале » и др.). А так же художественные выставки часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены академии художеств, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , портрет , пейзаж ), и по темам (так называемые тематические выставки ) и направлениям в изобразительном искусстве.

Большое значение имеют музейные художественные выставки (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.).

Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование художественной выставки , размещение экспонатов , издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) художественных выставок в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции .

Первыми художественными выставками были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н.э.), в Италии в 15-16 в. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры , осуществлявшая с 1653 г. показ работ своих членов, с 1699 г. начала устраивать выставки в Лувре. В 18 в. регулярные выставки были организованы и академией художеств других государств (в том числе с 1760-х г. Академией художеств в Петербурге). С 19 в. художественные выставки становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм », 1855 г., «Салон отверженных», 1863 г., - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств , 1890 г., во Франции; Сецессионы , с 1892 г., в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности.

В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871 г.). Резкое увеличение количества художественных выставок в конце 19 - начале 20 в. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства », «Союз русских художников », «Бубновый валет » и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов , 1905 г., Петербург).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение художественных выставок (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933 г.), «Индустрия социализма» (1939 г.), «Великая Отечественная война» (1942 г.), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959 г.), «Искусство - в быт» (1960 г.), «На страже мира» (1965 г.), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967 г.) - в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции » (1967 г.) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка , посвящённая столетию со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966 г.) в Берлине.

Велика роль художественных выставок в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства , 1966 г., Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много художественных выставок в рекламных, коммерческих целях, а также выставки , пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют художественные выставки , посвящённые отдельным явлениям истории искусств , на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах.

Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными художественными выставками (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960 г., в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-1968 г., в Париже), международные художественные выставки («Искусство и Сопротивление», 1965 г., в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967 г.).

Художественные выставки - публичный показ произведений искусства. Художественные выставки - форма ознакомления зрителей с искусством (с художественным наследием и с современным скусством). Художественная выставка представляет собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов. Художественные выставки объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства ( , скульптура, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Художественные выставки подразделяются на национальные, региональные, международные, стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - " " и др.).

Произведения искусства, составляющие коллекции музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла. Художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвует в становлении и развитии общечеловеческих ценностей. Сфера применения выставок активно расширяется.

Художественная выставка является одним из самых значительных явлений современной культуры. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Классификация художественных выставок

  • Персонально-монографическая - выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности на примере лучших его работ
  • Персонально-тематическая - выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой
  • Тематическая - выставка творческих работ разных художников, художественных произведений в разных техниках, объединенных одной темой
  • Мемориальная - выставка, организованная в память о художнике после его смерти
  • Групповая - выставка, объединяющая работы нескольких художников
  • Парная - художественная выставка двух авторов
  • Международная (региональная, национальная) - выставка, объединяющая художников из разных стран
  • Периодическая - ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства
  • Стационарная - постоянная экспозиция, например, выставки в музеях

История художественной выставки

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Прообразы выставочной деятельности появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата выбиралась та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества – государственных и религиозных идей. С этой целью привлекадись произведения искусства.

Возникновение музеев в России

Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу ХIХ, началу ХХ веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге.

Пространство как основа успеха художественной выставки

Проблематика художественного пространства связана с установлением факта зависимости способов организации иллюзорного трехмерного пространства в искусстве от законов восприятия и организации человеком реального пространства. Использование прямой и обратной перспективы в различных художественных традициях – восточной и западной, отвечает определенной формуле и различных взаимоотношений между миром и человеком. Разработка концепции «точки зрения» как основного структурообразующего фактора композиции произведения искусства осуществлена в 1960-е годы Б.А. Успенским. Его позиция связывает отличительные особенности основных систем передачи пространственных характеристик в живописи – прямой и обратной перспективы с неподвижностью или динамичностью зрительной позиции, т. е. перед художником стоит задача переорганизовать реальное, видимое пространство в художественное, в себе замкнутое, соотнося его с двухмерной плоскостью картины.

Успенский разрабатывает и концепцию «рамок», предназначенных для организации изображения и придания ему семиотического характера. Мир, по мнению Успенского, предстает в своей «знаковости», будучи обозначенным границами, т. к. именно они и создают изображение. Представитель той же школы семиотики М. Шапиро развивает «концепцию рамы», анализируя варианты отношений между рамой и живописным пространством. В одном из них, рама выдается вперед и окружает изображение с видом перспективы, что способствует созданию впечатления глубины. В другом варианте рама «входит» в пространство изображения, «перерезает» фигуры переднего плана и начинает принадлежать этому пространству. В современном искусстве в ряде случаев абстрактных или плоскостных изображений имеет место отсутствие рамы. Здесь холст, наоборот, выступает из стены как вполне самостоятельный объект.

Выставочное пространство как разновидность художественного

Схема выставочного пространства состоит из выставочной среды, пространства, создаваемого оборудованием и пространства, воспроизводимого размещенными в нем произведениями искусства – экспонатами. Помимо пространственных характеристик выставка обладает и временными, определяющими ее нахождение как события в реальном времени, а также воссоздающими какой-либо временной отрезок прошлого. При организации художественной выставки рассматривается связь пространства физического, занимаемого выставкой, с собственно выставочным пространством, сформированного физическими объектами (оборудованием, экспонатами).

Классификация основных видов выставочных пространств:

1) «профильные», т. е. специально спроектированные и построенные для экспозиционных целей или же длительно функционирующие в этом качестве, приспособленные для таких целей, но изначально не для них не предназначенные;

2) «случайные», в том числе открытые выставочные пространства.

Все перечисленные виды выставочных пространств обладают наличием системы «мест» - акцентных точек, соотнесенных с проекциями ритмических членений пространства. Такая система акцентных точек будет обусловлена в каждом виде выставочных пространств наличием архитектурных элементов, функциональных узлов или же (открытые выставочные пространства) самими экспонатами и их носителями.

Физическая природа пространства выставки предполагает физическое освоение посредством перемещения. Логика расположения акцентных точек пространства является фактором его структурной упорядоченности и адекватного восприятия концепции выставки. Порядок пространственной организации выставки, отделенной преградами от окружающего пространства, отображает такое его свойство как «простор», допускающий в своей открытости явление и присутствие вещей (М. Хайдеггер). Вещи-экспонаты проявляют здесь свои не только эстетические, смысловые и коллекционные качества, но и обретают при взаимодействии и влиянии друг на друга принципиально новое качество – экспозиционное, проявляющееся только в данной выставочной среде.

Роль «мест» в пространстве выставки берет на себя и выставочная инфраструктура (щиты, витрины, постаменты), обеспечивающая возможность вещам-экспонатам не только наличествовать в своих эстетических качествах, но и демонстрировать вновь обретенное качество экспозиционности. В зависимости от конкретной экспозиционной задачи имеется возможность изменять взаиморасположение носителей экспонатов, не нарушая его соответствия акцентным точкам пространства выставки, что позволяет в одной и той же архитектурной среде выставки, используя одно и то же оборудование, осуществлять любые экспозиционные замыслы.

Выставочное пространство можно рассматривать и как семантическую структуру. В данном контексте музейные предметы-экспонаты являются знаками, образующими особый язык, который позволяет «читать» экспозиционные «тексты».

Выставки художественные

публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. - основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (См. Станковое искусство) (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются В. х. международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале» и др.). В. х. часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции (См. Экспозиция).

Первыми В. х. были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм», 1855, «Салон отверженных», 1863, - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессион ы, с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в конце 19 - начале 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными В. х. (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960, в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-68, в Париже), международные В. х. («Искусство и Сопротивление», 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1-2, М., 1965-67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. - N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

В. М. Петюшенко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Выставки художественные" в других словарях:

    Публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными (в СССР всесоюзные,… … Художественная энциклопедия

    Выставки художественные - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Выставки художественные - ВЫ́СТАВКИ ХУДÓЖЕСТВЕННЫЕ. В годы войны деятели сов. иск ва, стремившиеся внести свой вклад в общее дело победы над врагом, создавали патриотич., значительные по идейному содержанию произв. графики, станковой живописи и скульптуры (см.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека. Современные В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) по целям проведения на торговые …

    - «Художественные сокровища дворцов музеев» книжная серия, вышедшая в издательстве «Искусство» (Москва) в 1966 году. Книги представляли собой альбомы увеличенного формата в целлофанированном переплёте, снабжённые большими историко архитектурными… … Википедия

    Учреждения, имеющие целью содействовать развитию изящных искусств, распространению X. познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. Старейшее из них в России учрежденное в 1820 г. в С. Петербурге Имп. общество поощрения художеств,… …

    Публичные выставки произведений изящных и графических искусств, в особенности произведений скульптуры и живописи, рисунков, акварелей, гравюр на меди, стали и дереве и т.п. X. выставки устраиваются периодически академиями художеств, рисовальными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны, или многих стран, имеют своей задачей представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исследовательские и научно просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного… … Большая советская энциклопедия

    Научно просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного искусства, а… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний. Каталог выставки , . Выставка `Поздний Машков` третья из серии `Московская школа`. Ее организаторы сделали акцент на последнем двадцатилетии зрелом периоде творчества художника. `Поздний` Машков в настоящее время…
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Выставки художественные , публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодическими (ежегодные, проходящие один раз в два года - бьеннале и три года - триеннале и др.).

Выставки художественные могут различаться по количеству участников (персональные, групповые, коллективные), по составу (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений и пр.) или принадлежности к художественным группировкам. Организуются выставки художественные, посвященные отдельным видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , акварель , пейзаж , портрет и пр.), темам (так называемые тематические выставки художественные) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение для искусствознания имеют музейные выставки художественные (тематические и персональные, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время из других музеев , выставки новых поступлений и др.), а также выставки художественные, посвященные отдельным явлениям и периодам истории искусств, в экспозицию которых нередко включаются произведения, хранящиеся в разных странах. На выставках современного искусства специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Более широкие функции имеет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование и размещение экспонатов, издание каталогов, организация экскурсий и др.). История выставок художественных восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции (с VI в. до н. э.), Италии (XV-XVI вв.), Голландии и Фландрии (XVII в.). Во Франции Королевская академия живописи и скульптуры начала устраивать выставки работ своих членов с 1653 (с 1699 в Лувре ; см. Салон). В XVIII в. регулярные выставки были организованы в АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. петербургской АХ). В XIX в. выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во второй половине XIX в. официальным художественным выставкам противостоят неофициальным выставкам художественным (например, во Франции "Салон отверженных", 1863) и общественные выставочные объединения (например, германские и австрийские Сецессионы, с 1892). В XX в. в капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается множество выставок художественных, имеющих рекламно- коммерческий характер, пропагандирующих буржуазную идеологию. Широкий спектр современных течений представлен на крупнейших периодических выставках художественных: Бьеннале в Венеции (Италия; учреждена в 1895) и в Сан-Паулу (Бразилия ; с 1951), периодическая выставка "Документа" в Касселе (ФРГ). В России в XIX в. наиболее передовой характер имели выставки передвижников (с 1871). Сложный и противоречивый характер развития русского искусства в конце XIX - начале XX вв. обусловил резкое увеличение числа выставок художественных (выставки "Мира искусства", Союза русских художников, "Бубнового валета " и др.). В СССР и других социалистических странах выставки художественные, предназначенные для широких масс, играют большую воспитательную роль. Среди крупнейших тематических выставок художественных, отражающих развитие социалистического искусства: "15 лет РККА" (1933), "Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран" (1959), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967), Всесоюзная художественная выставка "К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина" (1970), "Молодость страны", "Слава труду" (обе - 1976), "Мы строим коммунизм" (1981) - все в

Выставки художественные, публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. - основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются В. х. международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале» и др.). В. х. часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены АХ(Академия художеств), учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции .

Первыми В. х. были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.(наша эра)), в Италии в 15-16 вв.(века) во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон ). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ(Академия художеств) других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ(Академия художеств) в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм», 1855, «Салон отверженных», 1863, - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессионы , с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство ) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в конце 19 - начале 20 вв.(века) отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

В СССР и других социалистических странах В. х. предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение В. х. (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933), «Индустрия социализма» (1939), «Великая Отечественная война» (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), «Искусство - в быт» (1960), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) - в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» (1967) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными В. х. (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960, в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-68, в Париже), международные В. х. («Искусство и Сопротивление», 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1-2, М., 1965-67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. - N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

В. М. Петюшенко.