Хорошая и плохая фотография. Как фотографироваться не надо. Сквозь розовые очки

Всё чаще люди знакомятся в интернете, поэтому мнение о человеке складывается по фотографии в профиле. Но разные снимки одного и того же человека производят совершенно разные первые впечатления.

Александр Тодоров (Alexander Todorov), доктор психологии из Принстонского университета, подтвердил это в ходе ряда исследований (например, этогоFirst impressions: making up your mind after a 100-ms exposure to a face и этогоMisleading first impressions: different for different facial images of the same person ). Во время одного из экспериментов он сфотографировал добровольца в разных позах и попросил других людей оценить снимки по различным характеристикам: интеллект, надёжность, привлекательность. Оценки были абсолютно разные.

После эксперимента многие задались вопросом, как же фотографироваться правильно, чтобы преподнести себя в самом выгодном свете. Для ответа было проведено ещё одно исследование: с сайта знакомств были взяты фото с самыми высокими и с самыми низкими оценками пользователей. Затем были выявлены закономерности между самыми рейтинговыми и низко оценёнными фотографиями. На базе этих наблюдений и появились советы о том, как сделать правильное фото.

1. Не скрывайте лицо

Очки, конечно, стильный аксессуар, но не выставляйте фото в них, если ищете новые отношения. При знакомстве важен зрительный контакт, даже если речь идёт о фотографии. Во время прямого взгляда глаза в глаза вырабатывается гормон доверия окситоцин. Он заставляет чувствовать связь с другим человеком, вызывает желание пообщаться с ним поближе и узнать его лучше. Но когда глаза скрыты за очками, не получает никаких импульсов. Желающих познакомиться становится меньше.


Люди выглядят привлекательнее, когда фотографируются анфас. На подсознательном уровне открытая поза и развёрнутые плечи воспринимаются как знаки уважения. Мы считаем этого человека внимательным к нам. Вспомните общение в реальной жизни. Приятно, когда во время разговора собеседник полностью повёрнут к вам. Если поза закрытая, то складывается впечатление, будто общаться ему неприятно.



3. Уделите внимание фону

Люди оценивают не только вашу позу и природные данные, но и задний план. Одного симпатичного личика недостаточно, чтобы заинтересовать. У фотографии должна быть какая-то история. К тому же фото на пляже, в горах, ресторане или клубе расскажет о ваших увлечениях. Сразу будет понятно, есть ли у вас что-то общее и стоит ли вообще начинать знакомство.



4. Улыбайтесь

Фотографии улыбающихся людей привлекают больше внимания. Мы считаем их открытыми, жизнерадостными. Возникает желание и зарядиться их жизнелюбием. Но улыбаться нужно уметь. Для женщин хороши естественные или широкие улыбки «во все 32». Мужчинам же лучше делать это сдержанно.

Для женщин



Для мужчин

5. Покажите руки

Руки - индикаторы доверия. Если человек показывает их на фотографии, подсознательно мы считаем его надёжным. Также руки на фото говорят нам, что человек не опасен: он открыт и не причинит зла.



6. Только для женщин: возьмите пример с Мэрилин Монро

Мэрилин Монро считается эталоном женственности. Кокетливый взгляд будоражит мужское воображение. Если хотите влюблять в себя с первого взгляда на фото, сделайте такой же снимок. Чуть наклоните голову, прикройте глаза. Смотреть нужно чуть свысока сквозь ресницы. Приоткройте губы и обнажите шею. Открытая шея очень нравится мужчинам. Помните Джессику из фильма «Кто подставил кролика Роджера?»

7. Только для мужчин: покажите себя

«А я разве не делаю этого, когда фотографируюсь?» - спросите вы, и мы понимаем ваше недоумение. Но показывать нужно не только брутальный взгляд или шикарную бороду, а всего себя. Снимки мужчин в полный рост привлекают женщин. Фотографии в футболках и майках, где хорошо видны руки, также высоко ценятся.

Уверенность в себе сразу же видна на фото. Именно она привлекает людей, ведь все подсознательно хотят познакомиться с самодостаточным человеком. Разгребать комплексы и решать чужие проблемы никому не хочется.

Уверенные в себе люди всегда держат спину прямо. Их взгляд открыт, руки часто отведены за голову. Глядя на такое фото, вы не увидите и малейшего в человеке.


Хорошо

Как выбрать лучшие фотографии?

Фотография - один из самых доступных современному человеку способов творческого развития - покупай камеру и воплощай свои замыслы в виде изображений. На первый взгляд, всё просто…, но, для того, чтобы ваши фотографии были интересны не только вам, а ещё и многим зрителям, нужно научиться разговаривать на «языке изображений».

Вы, скорее всего, много делаете разных фотографий, публикуете их на интернет-сайтах, получая отзывы типа «класс!» или «отстой» - крайне субъективные оценки, которые не помогают больше понять фотографии, а чаще незаслуженно обижают или наоборот превозносят Вас.

Я постараюсь помочь вам разобраться в том, как обсуждать и отбирать фотографии для показа.

Вначале я прокомментирую свои работы с точки зрения критериев, представленных ниже.

На фото 1 я хотел показать тяжелый труд индийских женщин на кирпичном заводе. Главный объект в кадре - вторая женщина слева и её руки с металлическим браслетом. Изящная кисть придерживает десять (!) кирпичей на голове. Оригинальность подхода к съёмке этого сюжета выражалась в том, что я не стал показывать полностью фигуры женщин, чтобы не отвлекать зрителя от главного - изящных женских рук и тяжелых, грубого изготовления кирпичей.

На фото 2 я хотел показать простор Хакасии в характерную ветренную погоду. Главный объект в кадре - корявая лиственница, изгибающаяся от порывов ветра. Солнечный свет пробивался сквозь грозовые облака и создавал необходимую атмосферу снимка. Это место называется "Сундуки" и его постоянно снимает огромное количество фотографов, но я постарался выбрать такую точку съёмки и время, при которых получился оригинальный кадр.

Отбор и анализ фото.

При отборе и анализе своих фотографий Вам нужно будет встать в позицию постороннего зрителя, который не был в тех местах, где Вы делали свои фото, и не имеет эмоциональных переживаний связанных с происходящем в кадре.

Первое, на что обращает внимание зритель, это его ощущения от фотографии - интересно ему смотреть фото или нет - настроение. Интересно или не интересно изображение? Возникает ли у вас, при просмотре работы желание сопереживать персонажам, меняется ли ваши эмоции, сонастраиваясь с состоянием природы, сюжетом в кадре?

После того как зритель проявил поверхностный интерес к фотографии, ему захочется более подробно рассмотреть сюжет. Количество и внятность подробностей будет зависеть от технического качества снимка.

На то, сможет ли зритель хорошо рассмотреть и понять сюжет будет влиять:

Подходящая - ли для сюжета выбрана экспозиция - наличие деталей в сюжетно важных частях изображения, светлых и тёмных участках снимка;

Присутствует резкость или размытость в тех участках изображения, где нужно автору для передачи смысла сюжета…

Во время того, как зритель подробно знакомиться с фотографией, его внимание нужно удержать внутри изображения и передать содержание сюжета при помощи композиционного решения снимка.

Зритель должен пониматьчто главное на снимке. Проанализируйте как выделил это главное автор, какие использовал композиционные приёмы для передачи смысла изображения. Правильно выбран формат кадра для показа конкретного сюжета или нет. Обратите внимание на то как освещены объекты, на сочетание цветов…

Из огромного количества снимков зритель должен выделить Ваш, а значит снимок должен быть оригинальным.

Всегда здравствуйте, дорогой друг!

Сегодня разговор о том, какую фотографию прикрепить к резюме. Если вы считаете, что наличие фото в резюме не имеет значения или вообще не нужно, — надеюсь ваше мнение поменяется.

Сразу хотел бы оговориться, что все нижесказанное в большей степени относится к мужчинам. С женскими фото дело обстоит сложнее, о причинах я коротко написал

Примерно 70% рекрутеров считают, что хорошее фото в дает некоторое преимущество перед резюме с неудачным фото или совсем без фотографии. 20% говорят, что фото значения не имеет. Остальные 10% что называется, “затруднились ответить”.

Интересно, что статистика примерно соответствует распределению людей по доминирующему каналу восприятия. У большинства людей визуальный канал восприятия является доминирующим. Затем идет аудиальный и потом кинестетический, то есть осязательный.

Могу заверить, что значение фотографии больше, чем люди в этом признаются.

Некоторые рекрутеры говорят, что они смотрят исключительно на профессиональные качества и фото значения не имеет. Они лукавят. Вольно или не вольно. Оценка кандидата с учетом его фото происходит на подсознательном уровне. Хочет этого человек или нет.

Некоторые кандидаты говорят о том, что специально не ставят фото в резюме, потому что хотят, чтобы их оценивали по .

Они тоже лукавят. Я беседовал с не одним десятком таких людей. Больше половины признались, что у них просто нет подходящего фото. Или они комплексуют по поводу своей внешности.

Текст резюме конечно важнее, но фотография как и любой другой графический элемент, привлекает больше внимания, чем текст. А разве не в этом задача, чтобы привлечь внимание к позитивным сторонам нашей личности?


Что на практике

На практике дело обстоит так: Рекрутер получил 200 резюме, отобрал 20 резюме кандидатов, которые примерно подходят под требования должности. Что дальше?

Рекрутер может показать все 20 резюме руководителю и попросить выбрать. Но так бывает не всегда. Чаще они договариваются о том, что рекрутер сам отберет 3-5 кандидатов, проведет собеседование и представит руководителю для собеседования уже с ним.

Рекрутер не разбирается в профессиональных тонкостях вашей сферы. Он отобрал с десяток резюме, положил перед собой и ломает голову, кого пригласить. Вроде все более-менее подходят. И тогда глаз цепляется за фото.

То есть, при прочих примерно равных условиях, фото может оказаться решающим критерием при выборе кандидата для . Вот так, не больше и не меньше.


Фото — составляющая вашего имиджа

Фото — это визуальная составляющая вашего имиджа. Или бренда, если хотите. А значит — инструмент вашего на рынке труда. Из этого и следует исходить.

Если вы представитель творческой профессии, можете позволить себе немного креатива. В других случаях этим злоупотреблять не следует.

Критерии выбора фото:

1. Качество

Цветное, качественное фото говорит о том, что слово “качество” вы знаете не понаслышке. Оно скажет гораздо больше, чем дежурные формулировки типа “клиентоориентированность”. Если вы позиционируете себя человеком “качества” и при этом ставите фото, сделанное со старого мобильника, — это худшее, что вы можете сделать.

2. Выражение лица

Выражению лица особое внимание. На вашем лице 132 мышцы. Внутреннее состояние и настрой транслируется через ваше лицо даже на расстоянии и через фото.


Открытое доброжелательное лицо, легкая и кончиками губ — отличный вариант. Если вам идет широкая улыбка — тоже не возбраняется. Но имейте виду, что у некоторых людей широкая улыбка больше похожа на звериный оскал.

Ваш покорный слуга проводил эксперимент в своих аккаунтах: на фотках, где легкая улыбка в 10 раз больше лайков или отметок “нравится”, чем на тех фото, где выражение лица серьезное.

Скажете, не тот случай? Возможно, но восприятие на подсознательном уровне никто не отменял. Улыбка уместна всегда.

3. Обстановка

Полагаю, излишне говорить, что фон и окружающая обстановка должна соответствовать нашей цели — получить приглашение на встречу. Обстановка должна быть или деловая или отсутствовать вообще.

4. Одежда

Подойдет деловая, в спокойных тонах одежда. Не следует злоупотреблять украшениями и макияжем. Верхом легкомыслия будут глубокие декольте, открытые маечки и тому подобные неуместности.

5. Части тела

Лица и плечей будет достаточно. Можно немного туловища). Фото, которое ниже, - вполне подойдет.

Типичные ошибки

Некоторые распространенные ошибки:

1. Фото не актуальное по времени.

Правило такое: на фото вы можете выглядеть чуть лучше, чем в реальности. Даже если вам кажется, что за десять лет вы почти не изменились, обычно это не совсем так. Программные средства улучшения, если и следует применять, то с большой осторожностью. Грубого несоответствия фото и реальности допускать нельзя.

2. В неформальной обстановке . На природе, у себя дома, тем более где- нибудь на пляже. Об этом уже говорили.

3. Как на паспорт

На паспорт люди обычно снимаются с каменным выражением лица. Производить впечатление человека хмурого — не лучший вариант.


4. В полный рост

Демонстрировать свое выдающееся телосложение, также никакой необходимости нет. К тому же, бог знает, как это будет истолковано.

5. В компании

На фотографии вы должны быть один. Во избежание ненужных домыслов и предположений.

Если резюме делаете в , — фото следует разместить в правом верхнем углу. Сделать обтекание тестом. Постарайтесь, чтобы “вес” фотографии укладывался в разумные пределы. Не более 500 Кбайт.

В идеале фото должно вызывать желание увидеть этого человека воочию. Поставьте себя на место человека, который смотрит на вашу фотографию и скорее всего вы поймете, жать на кнопку “отправить” или подобрать более подходящее изображение.

Благодарю за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Почему одну фотографию можно назвать хорошей, и все согласятся, а другую - плохой, и это тоже не вызовет особых возражений? Какие критерии позволяют нам отличить первую от второй? И почему, собственно, это вообще важно? Если рассматривать проблему в общем виде, эти три вопроса можно объединить в один - «Как добиться всенародного признания?», и тогда любые сомнения в их актуальности отпадут. Разумеется, не все ставят перед собой глобальные цели применительно к фотографии, но каждому приятно, когда его карточки смотрят с интересом и восхищением.

Однажды, придя на встречу против обыкновения вовремя, я сидел в кафе и скучал в ожидании вполне прогнозируемо задерживающегося арт-директора. За соседним столиком беседовали двое приятелей. Подслушивать, конечно, нехорошо, но удержаться я не мог. Диалог их разворачивался примерно следующим образом:

- Ты помнишь, я тебе на прошлой неделе фотку показывал?
- Смутно... Напомни еще раз.
- Ну, там девушка, блондинка... И деревья.
- Нет, не помню.
- Ну как же, она смотрит прямо в глаза, платье у нее такое все...
- Что-то припоминаю... Сегодня хоккей, полуфинал. Поедем ко мне, на большом экране посмотрим.
- Ага, поехали. Там у девушки рука так, вдоль тела. Правда, красиво лежит?
- Да, здорово. Слушай, а эта блондинка кто? Ничего так подруга. Познакомишь?
- Да работаем вместе, она замужем.
- А нафига ты ее фотал? Познакомь, чем черт не шутит.
- Ну как нафига? Красиво же!
- Ты зимнюю резину уже поставил?

Так продолжалось минут двадцать, пока они не расплатились и ушли. Слушать их было очень забавно: один пытался говорить о какой-то фотографии, а второй всеми силами старался отклониться от темы. Это было смешно, но при этом очень интересно с точки зрения фотографа. Почему собеседник не хотел говорить о карточке? Я мысленно поставил себя на его место. Скорее всего, ему было неинтересно, что, в свою очередь, могло быть вызвано двумя причинами: или его не интересует фотография вообще, или именно этот конкретный портрет блондинки в платье с деревьями не тронул струн его, в принципе, чувствительной души. Подумав еще немного, я склонился ко второй версии, потому что если фотография хорошая, она в состоянии тронуть любого зрячего. Ведь в конце концов среди миллионов людей, специально приезжающих в Париж, чтобы посмотреть в Лувре Джоконду, наверняка встречаются те, кто не умеет писать маслом? Видимо, предмет беседы между двумя приятелями был слабее Моны Лизы.
Стоп... Хорошая-плохая, лучше-хуже...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧЕМ ОНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ «ПЛОХО»

В изобразительном искусстве, частью которого является и фотография, не существует универсального рецепта качества. Более того, зрительское восприятие субъективно, поэтому невозможно создать произведение, которое понравится в одинаковой степени (или вообще понравится) всем. Однако знание основных критериев оценки фотографий поможет вам стабильно создавать карточки, не вызывающие у собеседника желания немедленно уснуть.

Помните, как в средней школе оценивались сочинения? Одна отметка ставилась за содержание, а другая - за грамотность, и всегда было до слез обидно получить 5/2 или, хуже того, наоборот. В фотографии система оценки практически такая же: на основании художественных и технических критериев. Давайте рассмотрим их по порядку.

Главным общим критерием технического качества является соответствие результата замыслу автора. Кроме этого существуют частные критерии: резкость, контрастность, экспозиция, композиция, качество печати (отсутствие пятен и царапин). Конечно, в большинстве случаев изображение (или по крайней мере его смысловая часть) должно быть четким, тональный диапазон - полным, а композиция - гармоничной. С другой стороны, нерезкость, вызванная движением фотоаппарата или какого-то объекта в кадре, может вызвать ощущение динамичности, а преобладание черного или белого цветов - сделать фотографию более выразительной (эмоционально насыщенной). Небольшой дисбаланс в композиции или негармоничное сочетание цветов тоже могут преднамеренно влиять на восприятие снимка. Важно то, что любая «неправильность» должна быть оправданной с точки зрения конечного результата, а не объясняться фразой «я художник, я так вижу».

Для фотографа вынесение работы на суд зрителя сродни экзамену, в котором техника исполнения - ответ на вопросы билета, всего лишь дающий право на личную беседу с профессором. Вот там-то и выясняется, что хорошая фотография представляет собой нечто большее, чем красиво оформленные правила пользования лифтом, напечатанные без единой грамматической ошибки.

Карточка должна быть не «про композицию» или «про объектив»

Технические приемы должны трактоваться как средство выражения содержания и/или эмоционального состояния, закодированных в фотографии при помощи визуальных метафор. В этом смысле фотография удивительно похожа на поэзию, в которой умение рифмовать слова необходимо, но его недостаточно для создания чего-то вроде «Ночевала тучка золотая». Приведенный пример довольно прямолинеен, но позвольте мне провести параллель с «Евгением Онегиным». Несмотря на разный формат и стиль изложения оба эти произведения похожи в одном: ни один нормальный человек не скажет, что первое - про климатическое явление, а второе - о том, как один бездельник пристрелил другого из-за соседской дочки. В этом смысле хорошие стихи кардинально отличаются от песни акына. Впрочем, песня акына, несмотря на своеобразный характер этого жанра, как любое творчество, может быть гениальной или никудышной. Что будет определяющим фактором - выбор темы или исполнительское мастерство? Что важнее - о чем песня или как исполнена? Что сильнее подействует на слушателя - тембр голоса, рифма и ритмический рисунок, чистота и глубина музыкального сопровождения, красота звуковысотной композиции или острый, конфликтный сюжет, выхваченный наблюдательным акыном из повседневности?

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к фотографии. Техническое качество снимка - это комплекс очень важных характеристик, но по сути - инструментальная составляющая, точно так же, как голос певца и звучание музыкального инструмента.

- Хороший портрет не бывает «про резкое, правильно экспонированное изображение красиво повернутого лица». В хорошем портрете зритель увидит не только цвет глаз и форму носа, но и черты характера: мудрость, надменность, доброту, лукавство, храбрость, женственность...

- Хороший пейзаж не бывает «про закат, водопад, или поросший мхом камень». Хороший пейзаж может рассказать о свежести, одиночестве, жаре, опасности, спокойствии...

- Хороший репортажный снимок - не про десантника, стреляющего на лету из автомата, а про войну, или про героизм, или про бессмысленность насилия...

Этот список можно продолжать ad nauseam, но вы наверняка уже догадались, что художественное произведение должно выражать абстрактное, универсальное понятие. Почему? Потому что зритель - эгоист и лентяй. Он не будет тратить свое время и внимание на то, что ему неинтересно или непонятно. «Как же так? - непременно возмутится кто-нибудь из читателей. - Я смотрю на этот прекрасный закат, сфотографированный мною восемь лет назад, и дух захватывает от накатывающих воспоминаний! А почему они этого не чувствуют? Наверняка это все потому, что я - натура тонкая, а они все толстокожие». Самое удивительное здесь то, что этот читатель не лукавит. Действительно, глядя на эту фотографию, он чувствует нечто большее, чем все остальные. Но это вовсе не потому, что они «толстокожие». Секрет в том, что с ним играет злую шутку так называемое субъективное восприятие. Ему эта карточка близка потому, что порождает ассоциативную цепочку, ведущую к воспоминаниям об обстоятельствах съемки. Остальная часть человечества там не присутствовала, поэтому она видит просто закат. В этом-то и преимущество оперирования общими понятиями, близкими и доступными пониманию даже тех, кто не видел тот самый закат. Глядя на фотографию, вызывающую определенную эмоцию, переданную через общее понятие, зритель испытывает эту эмоцию, то есть сопереживает. Именно сопереживание делает изображение запоминающимся, потому что человек фиксирует эмоции напрямую (причем для этого не требуется никаких сознательных усилий, как при заучивании стихотворения или прочтении главы учебника по квантовой механике), а информацию - ассоциативно.

«Ну конечно, - подумали вы, - легко сказать: снимайте визуально-эмоциональные метафоры общих понятий, и успеха вам не избежать. А как, как снимать-то?» Без паники - у вас еще почти год впереди!

Ходила на родительское собрание в пятницу, знакомая семейная пара спросила у меня — памятник, мол, хотим заказать, какую фотографию лучше выбрать на могилу их родственницы — цветную или черно-белую. Как нужно было им ответить на в корне неверный вопрос? Художественное фото нужно, то, на котором человек лучше всего выглядит! Но если нет такого, подойдёт и обычное, только его нужно сканировать, перенести в цифровую форму и отретушировать хорошенько. В прошлом веке предпочитали чёрно-белые фотографии, потому что они на солнце не так выгорали. Теперь есть куча всяких средств защиты, которые позволяют о сохранности изображения дорогого человека не беспокоиться — эмульсии, стеклопакеты… Но если необходимо достичь максимальной чёткости изображения, можно и цветное фото сделать чёрно-белым — не проблема. Так оно станет контрастнее и будет больше привлекать к себе внимание.

Тут они помялись немного и задали прямой и немного неожиданный вопрос: а на памятник нужно ли вообще-то изображение усопшей вешать? Не вступает ли это в противоречие с православными канонами? Нигде в мире на могилах фото не размещают — только таблички с именами и фамилиями. Потому что душа умершего как бы запечатывается этой фотографией освободиться уже не может. У нас в стране мало кто об этом задумывается. Традиция установки на могилах фотографий — она ведь в СССР изначально возникла, и больше нигде не прижилась.

Говорю им: православная церковь в переселение душ не верит, и будете ли вы фото на памятнике использовать или нет, священникам глубоко безразлично. Они только требуют, чтоб крест был свободен от всяких изображений. А у подножия креста — можно. Если вместо креста стела — тем более можно. Выбирайте фото и не мучайтесь напрасными сомнениями.

Они вроде бы успокоились немного, но одна проблема продолжала их угнетать изнутри. А можно ли фото, где сфотографированы двое, пополам разрезать и одну половину изготовителям памятника отдать? Причем если второй человек ещё жив? Ведь их энергетические ауры неразрывно связаны. Что будет, если этот механический процесс как-то отразится на втором, живом?

Отвечаю им: если действительно не нашлось другого фото, кроме общего, нужно бы мнением живого человека поинтересоваться. Бывают личности с твёрдым моральным стержнем внутри, которые в судьбу не верят. Им глубоко безразлично, от какого фото изображение на памятнике отделено. Другие, наоборот, верят в порчи, сглазы и ауры. Тогда лучше общие фотографии не использовать, таких людей это будет морально угнетать. Суеверия ещё никого до добра не доводили. А если подходящего снимка усопшей нет, советую обратиться к фотохудожнику. Он и из паспортной фотокарточки такой образ выгравирует, что память будет на долгие годы.

В конце концов, они решили, что можно обойтись вовсе без фотографии. А как по мне — лучше было бы сделать фото на памятник. Со временем черты лица даже самого близкого человека, ушедшего из жизни, начинают тускнеть. Таково свойство человеческой памяти — она стирает и подчищает давние воспоминания. Пришла ухаживать за могилой — посидела, посмотрела на портрет, поговорила с ним мысленно, и на душе как будто легче стало.