Характеристики ракеты союз 2.1 а. Ракета "Союз": описание, история, запуск и интересные факты

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ «СОЮЗ-2»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной РН «Союз-У». На ракетах-носителях «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повысило технические и эксплуатационные характеристики РН. Работы проведены в два этапа. На этапе 1а создан унифицированный носитель «Союз-2-1а» для различных типов головных блоков с диаметрами головных обтекателей до 4,11 м. РН характеризуется повышенной точностью выведения и увеличенной массой полезных грузов на низких орбитах за счет усовершенствования системы управления и двигательных установок I и II ступеней. На этапе 1б блок III ступени (РН «Союз-2-1б») был оснащен современным двигателем 14Д23 (РД-0124), что позволило дополнительно повысить энергетические возможности носителя.

Головной разработчик РН ‑ АО «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). РН «Союз-2» в зависимости от назначения могут использовать РБ «Фрегат».

  • новое поколение легендарной ракеты-носителя;
  • экологически безопасные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород;
  • повышенная энерговооруженность и современная система управления - новые возможности для выведения космических аппаратов.

Ракеты-носители типа «Союз-2»

Ракеты-носители «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» предназначены для запусков космических аппаратов на околоземные орбиты различных высот и наклонений, включая геопереходные и геостационарную, а также отлетные траектории.

Конструктивно ракеты-носители «Союз-2», как и все РН семейства «Союз», выполнены по схеме продольно-поперечного деления ракетных ступеней. На первом этапе полёта работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков - только двигатель центрального блока.

Применительно к условиям эксплуатации в Гвианском космическом центре ракеты-носители «Союз-2» доработаны в части безопасности (прием команд с Земли на прекращение полета), системы телеизмерений (дециметровый диапазон частот с европейской структурой кадра телеметрии) и стойкости к повышенной влажности, морской транспортировке и т.д. - РН «Союз‑СТ-А» и «Союз-СТ-Б». На РН применяется головной обтекатель диаметром 4,11 м.

Стартовые комплексы ракет-носителей семейства «Союз-2»

Пуски ракет-носителей «Союз-2» осуществляются с космодромов БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК, ВОСТОЧНЫЙ; пуски РН «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б» - из ГКЦ (Французская Гвиана).

Пусковая площадка № 31 на космодроме БАЙКОНУР (головной разработчик СК - филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИ СК), эксплуатируется с 1961 года. С площадки № 31 проводились запуски космических аппаратов серий «Метеор», «Молния», «Прогноз», «Ресурс», «IRS», «Космос». Запуски пилотируемых космических кораблей с этой площадки проводились в 1970-е и начале 1980-х годов, а также с 2012 г. К 2006 году площадка № 31 была модернизирована для проведения пусков РН «Союз-2».

Пусковая установка площадки № 44 космодрома ПЛЕСЕЦК также прошла модернизацию для работы с ракетами-носителями типа «Союз-2».

Стартовый комплекс для пусков ракет-носителей «Союз-СТ» был построен на космодроме Гвианского космического центра. Первый пуск РН «Союз-СТБ» по программе ESA был осуществлен из ГКЦ в 2011 году.

28 апреля 2016 года проведен первый пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с новой стартовой площадки первого гражданского космодрома России ВОСТОЧНЫЙ. Это самый современный российский космодром - в нем воплощены новейшие технические решения. Так, подготовка к пуску осуществляется с использованием мобильной башни обслуживания закрытого типа. Эта конструкция уникальна для России: в ней 7 ярусов, ее вес 1600 тонн, высота 52 метра. На космодромах ПЛЕСЕЦК и БАЙКОНУР нет подобного оборудования. Башня позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Благодаря использованию мобильной башни, люди, обеспечивающие запуск ракет-носителей, находятся в значительно большей безопасности и комфорте. В том числе здесь предусмотрена система аварийной эвакуации.

Основные характеристики РН «Союз-2» (Диаметр головного обтекателя 2,7 м - 4,11 м)

Союз-СТ-А

Союз-СТ-Б

Стартовая масса, т

Количество ступеней

Компоненты топлива

кислород-керосин

Маршевые двигатели:

Первой ступени;

Второй ступени;

Третьей ступени.

Разгонные блоки

РБ «Фрегат»

Масса полезного груза, т.*

Пуск с космодрома БАЙКОНУР:

Пуск с космодрома ПЛЕСЕЦК:

Пуск с космодрома ВОСТОЧНЫЙ:

Пуск с ГКЦ:

На орбиту «Галилео»

* НОО - низкая околоземная орбита; ССО - солнечно-синхронная орбита; ГПО - геопереходная орбита; ГСО - геостационарная орбита.

Развитие отечественных и международных программ невозможно без модернизации и обновления существующих типов ракет-носителей, используемых на 1-ом Государственном испытательном космодроме. Космические носители "Союз-У" и "Молния-М" , подвергавшиеся модернизации более двадцати лет назад, планируется заменить ракетой-носителем под условным наименованием "Русь". Космическая ракета "Русь" ("Союз-2К") будет оснащена новой системой управления, базирующейся на бортовом цифровом вычислительном комплексе, а энергетические характеристики ее двигательных установок будут несколько улучшены. Благодаря этому масса полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту, увеличится на 300 кг. В последующем, за счет замены морально устаревших двигателей "пакета", масса полезного груза может быть увеличена на 1,5 тонны.

Ракета-носитель (РН) среднего класса "Русь" (РН "Союз-2", 14А14) разработана в ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (г. Самара) путем глубокой модернизации РН "Союз-У" . Работы по созданию новой РН выполняются в рамках ОКР "Русь". Окончательное решение о наименовании РН не принято, поэтому в печати часто можно встретить название РН "Союз-2" с указанием этапа разработки. После принятия в эксплуатацию РН "Русь" заменит ракеты-носители "Союз-У" , "Союз-ФГ" и "Молния-М" . Изначально предполагалось создать одну РН путем последовательной модернизации (этапы работ по ОКР), однако в настоящее время разрабатывается и используется семейство РН "Русь" ("Союз-2"), состоящее из нескольких модификаций.

Цели создания комплекса РН "Русь" (14А14):

  • расширение номенклатуры космических аппаратов, запускаемых с космодрома "Плесецк" (перенос пусков с космодрома "Байконур"),
  • сокращение номенклатуры изготавливаемых блоков (замена нескольких эксплуатируемых РН семейства Р-7 одной универсальной РН),
  • последовательное снижение потребностей в РН, использующих высокотоксичные компоненты топлива.

РН "Русь" предназначена для выведения КА на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты.

Модификации РН "Русь" ("Союз-2")

РН "Союз-2.1а"

Модификация "1а" предусматривает (относительно РН "Союз-У"):

  • замену аналоговой системы управления на цифровую,
  • модернизацию двигателей первой и второй ступени.

Применение новой цифровой системы управления позволило повысить точность выведения и управляемость ракеты. Применение новых форсуночных головок в двигателях, обеспечивающих более эффективное смесеобразование, позволило увеличить массу полезного груза, выводимого на низкую орбиту, на 300 кг.

Применение новых увеличенных головных обтекателей позволило увеличить объем выводимого полезного груза. Модификация "Союз-2.1а" может использоваться как самостоятельно, так и с применением разгонного блока (РБ) "Фрегат".

Первый пуск РН "Союз-2.1а" состоялся 8 ноября 2004 г. с космодрома "Плесецк". На орбиту был выведен макет полезного груза. Первый пуск РН "Союз-2.1а" с РБ "Фрегат" произведен 19 октября 2006 г. с космодрома "Байконур". На орбиту был выведен КА MetOp-A.

РН "Союз-2.1б"

Модификация "1б" предусматривает (относительно модификации "1а"):

  • замена двигателя третьей ступени (блок "И") на РД-0124,
  • переработка конструкции блока "И" (изменение соотношения объемов горючее-окислитель, вследствие использования керосина марки РГ-1 вместо Т-1).

Модификация "Союз-2.1б" может использоваться как самостоятельно, так и с применением разгонного блока (РБ) "Фрегат".

Первый пуск РН "Союз-2.1б" состоялся 27 декабря 2006 г. с космодрома "Байконур", был выведен космический телескоп Corot с применением РБ "Фрегат". Первый пуск с космодрома "Плесецк" РН "Союз-2.1б" был осуществлен 26 июля 2008 г, на орбиту был выведен КА в интересах МО РФ.

РН "Союз-2.1в"

В настоящее время (2009) завершена разработка эскизного проекта и начата разработка РН легкого класса "Союз-2.1в" грузоподъемностью 2.8 т (низкая орбита).

Модификация "1в" предусматривает (относительно модификации "1б"):

  • замена двигателя второй ступени (блок "А") на НК-33-1,
  • исключение боковых блоков (блок "Б", "В", "Г", "Д").

Данная модификация использует унифицированный с остальными вариантами стартовый комплекс и систему управления.

РН "Союз-СТ"

Модификации "Союз-СТА" (на базе "Союз-2.1а") и "Союз-СТБ" (на базе "Союз-2.1б") создаются для обеспечения коммерческих запусков с космодрома "Куру".

Основные отличия данных модификаций:

  • доработка системы управления на прием телекоманд прекращения полета (аварийный подрыв РН на этапе выведения),
  • доработка телеметрической системы под европейские наземные станции приема.

Старт «грузовика» состоялся 29 октября в 10.09 часов по московскому времени с площадки 31 космодрома Байконур. «Союз-2.1а» доставит на орбиту грузовой корабль «Прогресс». Это происходит впервые, до настоящего времени грузовые корабли на станцию запускались только с помощью ракет-носителей «Союз-У-ПВБ».

В 16:08 по московскому времени транспортный грузовой корабль «Прогресс М-25М» пристыковался к стыковочному отсеку «Пирс» российского сегмента Международной космической станции.

Новый «Союз» полностью сделан в России и оснащён форсированными двигателями, что увеличивает его грузоподъемность на 300 килограммов.

Серийные двигатели производства ОАО «Кузнецов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации Ростех) РД-107А/РД-108А успешно отработали в рамках первых летных испытаний ракеты-носителя «Союз-2−1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-25М».

Двигатели ОАО «Кузнецов», установленные на I и II ступенях ракеты, отработали без замечаний, сообщили в пресс-службе самарского предприятия.

Зпуски «Союз-2−1а» с РД-107А/РД-108А начались в 2004 году. се старты прошли успешно. Принципиально важным для данного старта станло то, что на ракете установлена новая российская цифровая система управления (до этого система использовалась харьковская, пояснили в пресс-службе).

Сами же двигатели по конструкции на ракете не отличаются о тех, которые устанавливаются на другие носители. Всего в рамках летных испытаний ракетно-космического комплекса в составе РН «Союз-2−1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс» запланировано четыре запуска. Два следующих планируется осуществить в 2015 году, еще один — в 2016 году.

После чего планируется перевести запуски грузовых и пилотируемых кораблей на «Союз-2−1а».

Двигательными установками РД-107А/РД-108А оснащаются I и II ступени всех ракет-носителей типа «Союз» и являются самыми надежными в мире. Работы по повышению надежности и совершенствованию двигателей непрерывно ведутся его разработчиками (ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко») и специалистами «Кузнецова». Запуски ракет с серийными двигателями осуществляется с трех космодромов — Байконур, Плесецк, Куру (Французская Гвиана).

Ракета-носитель «Союз-2.1а» разработана и изготовлена ракетно-космическим центром «Прогресс». Первый экземпляр был запущен 8 ноября 2004 года.

Ракета-носитель оснащена новой цифровой системой управления с современной элементной базой, единой для всех трех ступеней, новой цифровой радиотелеметрической системой измерения, а также форсированными двигателями I и II ступеней, благодаря чему РН «Союз-2.1а» по грузоподъемности на 300 килограммов превосходит находящуюся в эксплуатации ракету «Союз-У-ПВБ».

Изготовлением бортовой и датчиковой аппаратуры, систем и агрегатов РН «Союз-2» занимаются исключительно российские предприятия.

Еще один старт для самарских «Союзов» будет построен на космодроме «Восточный». Ближайший пуск «Союз-2−1а» запланирован на 30 октября с космодрома «Плесецк». Всего до конца года планируется выполнить еще 4 запуска ракет-носителей типа «Союз».

Ну вот, сбылась ещё одна мечта идиота - так скоро их и не останется. Мечт, а не идиотов:) Звонит мне в четверг military_press и спрашивает, не хочу ли я поехать завтра, т.е. в пятницу, в Плецеск, на пуск ракеты. Конечно, хочу! Тут даже думать не надо. Так как с военным бортом были непонятки, то я сел вечером в пятницу на поезд Москва-Северодвинск и утром в субботу был уже на космодроме.

Тут надо уточнить: для того чтобы агенты вражеской разведки ни о чём не догадались, существует поселок городского типа Плесецк (страшная дыра), есть космодром «Плесецк» , а также - город «Мирный », в котором живут те, кто работает и служит на космодроме. Город, естественно, является ЗАТО . Про него у меня будет отдельный небольшой пост. Хотя кроме пары тематических ракетных памятников смотреть в нем нечего.

Изначально пуск планировался на 26 августа, но после аварии ракеты-носителя «Союз-У» 24 августа (при выводе на расчетную орбиту транспортного корабля «Прогресс М-12М » отказала третья ступень РН, и корабль сгорел где-то в атмосфере) пуск был перенесен на ночь с 1 на 2 октября. Однако в связи с тем, что сила ветра на высоте от 7 до 10 километров тогда превышала установленные параметры (раз в пять примерно: вместо 10 м/c - около 55 м/с), решением Госкомиссии запуск космического аппарата «Глонасс-М» с космодрома Плесецк был перенесен по метеоусловиям на резервную дату - 3 октября. А днем я отправился на 43-ю площадку космодрома, чтобы посмотреть на РН «Союз-2», установленный на стартовом столе.

23 фотографии, общий вес 3,4 мегабайт

1. МИК - Монтажно-испытательный корпус. Тут происходит окончательная сборка РН и КА в единое целое. Отсюда РН вывозится на старт. Видите слева домик с тремя парами широких окон? Это наблюдательный пункт - вокруг него при старте находятся гости и пресса.

2. РН вывозят из МИКа сначала назад, а затем толкают тепловозом к стартовому столу. Пушки к бою едут задом. Так и здесь, РН к столу едет задней частью вперед.

3. Стартовый комплекс №3 . Отсюда могут запускаться все РН «Союз», кроме «Союз-2». Но в дальнейшем он тоже будет модернизирован под двойку.

4. А вот и наша красавица - РН «Союз-2.1б» с КА «Глонасс-М».

5. В субботу РН даже не заправляли. Но теперь, если Госкомиссия вечером даст добро, ракету за три часа до старта начнут заправлять керосином и кислородом.

6. Наблюдательный пункт около стартового стола. Я так понял, что отсюда контролируется заправка ракеты и во время старта в нем никого нет.

7. Головной обтекатель ракеты. Под ним находится разгонный блок «Фрегат» и сам КА «Глонасс-М ».

8. Вообще, конечно, этот комплекс поражает ещё тем, что основные идеи этой ракеты были заложены в 50-е года, когда Королев создавал МБР Р-7 . Сейчас «Союз-2» - скорее, прапраправнучка той ракеты, но основополагающие принципы конструкции остались те же. Кстати, напомню, что пилотируемые корабли выводятся с Байконура с помощью РН «Союз-У » и «Союз-ФГ ».

9. 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником .

11. Панорама для тех, кто любит покрупнее.

.::кликабельно::.

12. Вечером госкомиссия дала добро на заправку ракеты и проведение пуска. Я приехал туда примерно за час. К самой ракете не подойти. Безопасное расстояние - 1500 метров.

По давней традиции за несколько часов до старта командир боевого расчета двигательных установок 3-й ступени (42-й номер боевого расчета) на снеговой «шубе» этой ступени (которая образуется после заправки бака жидким кислородом) пишет слово-талисман «ТАНЯ».

Я зачем-то решил снять видео пуска. Получился полный фейл. Хороший такой фейл. Надо было фото снимать, конечно. А дубль тут сделать нельзя. :) Ладно, опыт бесценен. Я вообще боялся, что моих 200 мм фокусного расстояния будет мало, но как выяснилось - их хватает, правда, на грани.

Ночное старт ракеты - зрелище невероятно красивое. После вспышки и выхода двигателей первой и второй ступени на полную мощность она плавно, но весьма быстро взмывает в небо и устремляется на свою орбиту. К моему удивлению, это происходит очень тихо. Я ожидал давящего звука на диафрагму, чтобы селезенка отваливалась. Но нет - такой легкий, благородный рокот, и ракета уже виднеется в виде яркой точки. Ни фото, ни видео не могут передать этого величественного зрелища.

13. Возле ещё горячего старта выстраивается боевой расчет. Ракета со старта ушла - работа выполнена. А уж брать её на сопровождение и заниматься телеметрией будут другие.

14. У них сегодня был очередной успешный пуск!

15. Главнокомандующий вручает подарки и памятные знаки.

16. В глазах ребят гордость за проделанную работу - это же для них боевой пуск.

17. Я очень надеюсь когда-нибудь увидеть это невероятно красивое зрелище ещё раз.

18. Начальник космодрома генерал-майор Александр Валентинович Головко, для которого это был первый пуск в роли начальника.

19. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2002 года, 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной.

20. 3 октября в 00 часов 15 минут мск со стартового комплекса площадки 43 космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск России при участии специалистов ракетно-космической промышленности выполнен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М».

21. В 00 часов 18 минут РН взята на сопровождение средствами испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г. С. Титова.

22. В соответствии с циклограммой выведения космического аппарата на целевую орбиту в 3 часа 47 минут мск космический аппарат «Глонасс-М» штатно отделился от разгонного блока и был взят на управление.

23. Теперь орбитальная группировка спутников «Глонасс» полностью укомплектована. Но КА ещё какое-то время будет летать в тестовом режиме и только к концу года вступит в строй.

.::кликабельно::.

Огромное спасибо

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 27 апреля 2016 г. в 05:01 мск запланирован первый запуск с нового российского космодрома Восточный в Амурской области. Ракета-носитель "Союз-2.1а" с разгонным блоком "Волга" выведет в космос университетские спутники "Ломоносов" (МГУ им. М. В. Ломоносова) и "Аист-2Д" (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, СГАУ), а также наноспутник SamSat-218 ("СамСат-218"; СГАУ). Для запуска с Восточного ракета была доработана и модернизирована: ее бортовая вычислительная машина была заменена на более производительную и менее габаритную.

"Союз-2.1а" - российская одноразовая ракета космического назначения. Является модификацией (этап модернизации - 1а) ракеты космического назначения "Союз-2", которая была создана в середине 1990-х гг. на базе "Союза-У" (эксплуатируется с 1973 г.).

Разработана и изготавливается Ракетно-космическим центром "Прогресс" (РКЦ "Прогресс", Самара). Предназначена для запусков различных космических аппаратов, в том числе кораблей и спутников военного назначения.

Характеристики

Представляет собой трехступенчатую ракету-носитель среднего класса. Длина - 46,3 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - 312 т.

На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А разработки НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко (г. Химки, Московская обл.), на третьей - четырехкамерный РД-0110 Конструкторского бюро химавтоматики (Воронеж). Двигатели работают на керосине (окислитель - жидкий кислород). Цифровая система управления создана в НПО автоматики им. Н. А. Семихатова (Екатеринбург).

На ракете могут применяться головные обтекатели диаметром 2,7; 3; 3,3; 3,715 или 4,11 м.

Грузоподъемность ракеты-носителя - от 1,3 т до 7,28 т. "Союз-2.1а" может использоваться для вывода на орбиту космических аппаратов как самостоятельно, так и с разгонными блоками "Фрегат" (НПО им. С. А. Лавочкина; г. Химки Московской обл.) и "Волга" (РКЦ "Прогресс"). В сочетании с разгонными блоками вывод аппаратов возможен на все типы орбит.

Запуски

Запуски до сих проводились только с космодромов Плесецк (Архангельская обл.) и Байконур (Казахстан). Первый испытательный пуск, который проходил по суборбитальной траектории, осуществлен 8 ноября 2004 г. с Плесецка с макетом космического аппарата. Первый рабочий состоялся 19 октября 2006 г. с Байконура: ракета с разгонным блоком "Фрегат" вывела в космос европейский метеорологический спутник MetOp-A ("МетОп-А").

С 2014 г. "Союз-2.1а" начал использоваться для вывода на орбиту автоматических космических кораблей типа "Прогресс" с грузами для Международной космической станции (МКС); запуски проводятся с Байконура.

28 декабря 2015 г. на заседании госкомиссии по проведению летных испытаний средств выведения космических аппаратов было принято решение о завершении летных испытаний ракеты-носителя и передаче ее в штатную эксплуатацию.

Всего проведено 23 запуска ракеты (из них 12 - с блоком "Фрегат") - 21 успешный, один частично успешный (с "Фрегатом") и один неудачный. В ходе предыдущего 31 марта 2016 г. стартовавший с Байконура "Союз-2.1а" вывел в космос грузовой корабль "Прогресс МС-02" с 2,5 т различных грузов для МКС.

Инциденты

21 мая 2009 г. "Союз-2.1а" с блоком "Фрегат" при запуске с Плесецка вывел на нерасчетную орбиту военный спутник связи "Меридиан-2". Однако аппарат не был потерян, сохранилась возможность его частичной эксплуатации. Причина инцидента - преждевременное отключение работы третьей ступени ракеты.

Неудачей завершился запуск 28 апреля 2015 г. с грузовым кораблем: ракета не смогла вывести на заданную орбиту "Прогресс М-27М". 8 мая того же года корабль неуправляемо сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, его фрагменты упали в воды Тихого океана. Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.

Перспектива

Рассматривается возможность перевода на этот космический носитель запусков пилотируемых кораблей типа "Союз" (c 2001 г. выводятся "Союзом-ФГ" с Байконура). Федеральной космической программой России на 2016-2025 гг. (утверждена 17 марта 2016 г. на заседании правительства РФ) предусматривается использование "Союза-2.1а" для вывода на орбиту в 2021-2024 гг. новых пилотируемых кораблей "Союз МС". Кроме того, с помощью ракеты в 2016-2025 гг. будут запускаться грузовые корабли "Прогресс МС".

Российский блок выведения "Волга"

Блок выведения "Волга" разработан в 2008-2010 гг. Ракетно-космическим центром "Прогресс" (РКЦ "Прогресс", Самара). Может использоваться для запусков космических аппаратов в составе ракет-носителей "Союз-2" этапов модернизации 1а, 1б и 1в: "Союз-2.1а" (первый запуск состоялся в 2004 г.), "Союз-2.1б" (2006) и "Союз-2.1в" (2013).

Характеристики:

  • стартовая масса блока - от 1 тыс. 56 до 1 тыс. 656 кг (без топлива - 756 кг),
  • высота - 1,025 м,
  • диаметр - 2,72 м.

В качестве топлива в "Волге" используется гептил (окислитель - азотный тетраоксид). Блок обеспечивает выведение полезной нагрузки (одного или несколько спутников) на средние круговые орбиты высотой до 1,5 тыс. км, а также на солнечно-синхронные высотой 850 км.

Запуски блока "Волга" могут проводиться с космодромов Плесецк (Архангельская обл.), Байконур (Казахстан) и с нового российского космодрома Восточный (Амурская обл.), где возведены стартовые комплексы для ракет-носителей "Союз-2". Так, в случае запуска с Плесецка в составе с ракетой "Союз-2.1в" блок "Волга" может выводить на орбиту полезный груз массой от 1,4 т до 1,7 т.

Всего блок "Волга" участвовал в двух запусках - оба проведены с Плесецка с ракетой "Союз-2.1в". Один был успешным, другой - частично успешным.

Первый запуск состоялся 28 декабря 2013 г.: на околоземную орбиту выведен студенческий спутник "Аист"-1 (создан СГАУ и специалистами РКЦ "Прогресс") и две калибровочные сферы СКРЛ-756 (для отработки программ блока).

Запуск 5 декабря 2015 г. прошел нештатно. Военный спутник дистанционного зондирования Земли "Канопус-СТ" (или "Космос-2511") не смог отделиться от блока из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших его на "Волге". Отделение калибровочной сферы, которая запускалась одновременно, прошло успешно. Спустя три дня, 8 декабря, "Канопус-СТ" в связке с "Волгой" сошел с орбиты, его обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Атлантикой.

Систему разделения для "Канопуса-СТ" изготовило омское ПО "Полет", где был создан сам спутник. Предприятие-изготовитель обязалось устранить дефект, приведший к ЧП.

"YouTube/Минобороны России"