Государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошла существенная либерализация. Последствия либерализации внешнеэкономической деятельности. Процессы либерализации ВЭД
11.1.7 Внешнеэкономическая либерализация
Внешнеэкономическая либерализация - это процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности (как внешней, так и внутренней). Она проявляется в том, что национализация сменилась приватизацией, в снижении субсидий отдельным отраслям экономики, в уменьшении государственного регулирования ТНК и стала главным направлением во внешнеэкономической политике в 50-е гг. XX в., заменив внешнеэкономический протекционизм. Например, многие страны в несколько раз снизили уровень таможенного обложения. В последние десятилетия происходит процесс либерализации международного движения капитала, охвативший развитые страны. В них либерализован как ввоз, так и вывоз капитала. Либерализованы и валютно-расчетные отношения, а валютный контроль сохраняется в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром.
В развивающихся станах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась гораздо позже. Чтобы защитить свои отрасли экономики, неконкурентные на мировом рынке, эти страны устанавливают внешнеэкономические таможенные пошлины выше, чем в развитых странах, на 20-30%. Примером могут служить повышенные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок, чтобы защитить неконкурентные не только на мировом, но и на внутреннем рынке продукты отечественного автомобилестроения. Намного ощутимее в этих странах государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Но и в этих странах уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был в 70-х гг. XX в.
Сильны и другие проявления экономического протекционизма. Активно применяются не только высокие таможенные пошлины, но и разнообразные нетарифные ограничения: квотирование импорта; антидемпинговое законодательство; правила оформления и оценки импортных товаров; технические стандарты и санитарные нормы. Все эти элементы экономического протекционизма являются иногда более эффективными барьерами для ограничения импорта, чем таможенные пошлины. В сочетании с тарифным таможенным регулированием они дают возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к отдельным отраслям и сферам международной экономики. Даже в развитых странах существуют закрытые или ограниченные для приложения иностранного капитала отрасли и сферы: оборонная промышленность, транспорт и некоторые отрасли сферы услуг. Таким образом, даже во внешнеэкономической политике развитых стран с либерализацией экономики сочетается экономический протекционизм.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Рассмотрим подробно противоречивое влияние политики либерализации внешнеэкономической деятельности на формирование института торгового посредничества как объекта регионального менеджмента.
Прошло почти семь лет с начала объявленной в России радикальной экономической реформы, а желаемой модернизации российского общества, направленной на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики, пока не достигнуто, как не достигнуто и органичное и выгодное включение нашей страны в мировое хозяйство путем открытия экономики. Более того, масштабы и длительность падения производства не знают аналогов в истории мирного времени.
Так, по данным Госкомстата Российской Федерации, общий объем промышленного производства в 1997 году составил 49% от уровня уже кризисного 1990 года, в том числе: в химической и нефтехимической промышленности - 42,8%, машиностроении и металлообработке - 37,3%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 34,4%, промышленности стройматериалов - 31,7%, легкой промышленности - 13,7%. Кризисные явления поразили не только производство, но и социальную сферу, усилились структурные перекосы в экономике, обострились проблемы государственного долга. "При годовых (в 1998 г.) вероятных доходах Федерального бюджета в объеме 367,5 млрд. рублей государственный внутренний долг Российской Федерации, по мнению председателя Комитета по безопасности Государственной Думы В. Илюхина, составляет 785,9 млрд. рублей, а внешний долг - 140 млрд. долларов. Следствием этого станут полная зависимость Российской Федерации от иностранного капитала и окончательное разрушение экономики страны". Как результат этого - снижение уровня жизни населения по сравнению с дореформенным периодом. Достаточно отметить, что сегодня Россия по уровню жизни откатилась на 57-е место в мире.
На причины глубочайшего кризиса всех сфер экономической и социальной жизни страны, на причины подрыва основ национальной экономической безопасности страны существуют различные точки зрения, их пытаются объяснить с различных политических позиций. Представители одной позиции считают, что явления кризиса - это наследие прошлого, советской командно-административной системы. Другие считают, что кризис - это плата за реформы и с ним хочешь - не хочешь надо смириться. Третьи утверждают, что в России построена рыночная экономика и никакого кризиса уже вроде бы и нет. Новая редакция правительственной программы развития экономики в 1997-2000 годах отражает преимущественно последнюю точку зрения. В ней поражают безальтернативная заданность либерализации экономики и отсутствие желания спрогнозировать и осмыслить другие варианты реформы. Более того, утверждается, что побеждена инфляция, достигнута стабилизация производства, укрепилась платежная и финансовая дисциплина, созданы условия для активизации деловой активности и структурной перестройки экономики, повышения на этой основе уровня жизни народа. Как результат проделанной за первые шесть лет реформ работы, утверждается то, что фундамент рыночной экономики, способной к дальнейшему развитию, построен. Аналогичный вывод - "в России построена рыночная экономика" - делается и в последнем по времени послании Президента РФ Федеральному Собранию. Авторы правительственной программы убеждены, что "курс реформ, осуществлявшийся в предельно тяжелых условиях, оправдал себя и теперь будет приносить плоды. Начинается II этап - этап структурной перестройки и подъема экономики".
Такие оценки текущего экономического развития, дававшиеся вплоть до августовского кризиса 1998 года, как и ориентация правительственной программы на трансформацию российской экономики в "рыночную экономику", на наш взгляд, теоретически несостоятельны. Это показали и доказали отечественные экономисты, сплотившиеся на основе теоретической концепции, отраженной в материалах Петербургских экономических форумов, проведенных в 1997 и 1998 годах. Нам ближе точка зрения авторов уже упоминавшейся монографии "Экономика Содружества Независимых государств накануне третьего тысячелетия", которые считают, что стремиться надо не к рыночной, а к смешанной экономике. Современная экономика - это смешанная экономика с высокой степенью участия государства и социальной направленностью на развитие человека.
Выдвижение рынка и "рыночной экономики" в качестве цели и сверхзадачи реформаторских преобразований в России привело к тому, что цели и средства реформ поменялись местами, то есть цели были принесены в жертву средствам. Навязывание России рецептов романтического монетаризма, отрицание регулирующей роли государства обосновывают "уход" государства из экономики в теории, а на практике приводит к разгулу стихии, произвола, к подрыву общего потенциала развития страны и усложнению ее продвижения к новой цивилизации, которую развитые страны уже начали строить.
Исходя из этих общих теоретических посылок оценим теперь процесс либерализации не на внутреннем рынке, а во внешнеэкономической деятельности и проследим его противоречивое влияние на развитие института внешнеэкономических посредников.
Опыт XX столетия показал, что развитые зарубежные страны идут на полную либерализацию внешней торговли лишь после достижения высокой конкурентоспособности своих товаров. Страны СНГ, включая и Россию, отказались в 90-х годах от государственной монополии на внешнюю торговлю, не достигнув этих рубежей, а во многом под влиянием требований ВТО, ложно понятых представлений об открытии своих экономик навстречу мировой.
Это, в свою очередь, вызвало разделение мнений отечественных экономистов относительно экономических обоснований либерализации внешней торговли. Сторонники первой точки зрения исходят из представления о том, что победить отечественный монополизм и определить, какие из отраслей промышленности имеют перспективу на внутреннем и внешнем рынках, поможет иностранная конкуренция и, следовательно, надо использовать такой элемент "шокотерапии", как открытое сравнение потребителями отечественных и зарубежных товаров, для чего надо открыть (максимально либерализовав внешнюю торговлю) все каналы проникновения зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Образно говоря, надо, мол, научить "плавать" отечественных товаропроизводителей, "бросив их" в бурные воды мирового рынка: кто выживет, тот неизбежно станет производить товары на мировом уровне.
Другая, противоположная точка зрения исходит из того, что отечественная промышленность нуждается в защите и поэтому "открывать" российскую экономику навстречу мировому рынку следует очень осторожно и поэтапно, предварительно обучив отечественных товаропроизводителей ”плавать” по рыночным правилам, то есть, прикрыть отечественных производителей высокими импортными тарифами, поддержать импорт материалов и комплектующих дотациями, специальным курсом национальной валюты.
Мы разделяем взгляды тех авторов, которые, анализируя практику реформ, утверждают, что диалектика открытости применительно к переходной национальной экономике осознана недостаточно ясно, что переход к открытости трактуется слишком упрощенно - как либерализация внешнеэкономической деятельности, за которой на практике скрывается всего лишь либерализация внешней торговли.
Отсутствие отработанной в научном плане концепции включения России в мировой рынок приводит к разнобою в оценках роли либерализации внешней торговли в подъеме экономики страны. Одни аналитики, например, утверждают, что во внешней торговле произошли "серьезные положительные изменения", "усилилось ее положительное влияние на национальных производителей и потребителей".
Другие исследователи дают прямо противоположные оценки, считают нынешнюю сферу внешней торговли "сферой расхищения и потерь национального богатства страны" на том основании, что до 40 % импорта и 10 -12 % экспорта остаются неучтенными, т. е. являются нелегальными операциями, и относятся органами статистики к ”неорганизованной торговле”.
Различие в оценках ведет к различным мерам, предлагаемым для исправления ситуации, сложившейся со структурой экспортно-импортных операций: от предложений полностью свернуть деятельность частных по средников и вернуться к госмонополии на внешнюю торговлю до полной отмены каких-либо ограничений в торговле с Западом.
Чтобы определить, какая из существующих точек зрения ближе к экономическим реалиям России, необходимо рассмотреть сценарии будущего развития исходя из первой и второй точек зрения. В нашем анализе будем исходить из следующих теоретических посылок. Любая экономика "смотрит" во внешний мир через своеобразную "призму" - систему своих внешнеэкономических институтов. Если страна претендует на достойное место в нем, необходимо привести их в соответствие со складывающейся ситуацией во внешней сфере и положением в народном хозяйстве. Анализ показывает, что стратегия развития внешнеэкономических связей и концепция внешнеэкономической политики, разработанная МВЭС РФ в 1992 - 1993 гг., совершенно недостаточное внимание уделила качественной стороне - роли внешнеэкономических связей как фактора равновесия в народном хозяйстве.
Изучение зарубежного опыта показывает, что либерализацией может быть названа программа реформ, приближающих торговую систему страны к парадигме нейтральности стимулов к торговле на внутреннем рынке и экспорту. Нашей же экономической наукой термин ”либерализация" по-прежнему понимается достаточно односторонне - ”как расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства”. Такое значение этого термина проникло и в понятие ”либерализация внешней торговли”, а оттуда, увы, и в практику внешнеэкономической деятельности. Это представление о либерализации внешнеэкономической деятельности (по сути дела сводимое к либерализации внешней торговли), на наш взгляд, не только не устранило искажающую ”оптику” ВЭС, но и усилило перекосы в развитии национальной экономики. Отметим, кстати, аналогичные процессы и в других странах бывшего соцлагеря. И в России, и в других постсоциалистических странах либерализация реализовалась через политические решения, т. е. была относительно быстрой. В Западной Европе после второй мировой войны ”оттаивание замороженных рынков” потребовало довольно значительного эволюционного развития. Многие специалисты связывают эту быстроту с важностью для правительств постсоциалистических стран идентифицировать экономику своих стран как рыночную, что обусловлено внешним давлением со стороны МВФ, ВТО и др. при получении иностранных кредитов. Мы считаем эту точку зрения вполне обоснованной.
Естественно, что система внешнеэкономических связей, будучи составной частью народного хозяйства, не может не испытывать общенациональные коллизии. Однако причина не только в общеэкономической стагнации, связанной с распадом СССР (разорваны платежно-кредитные, валютно-финансовые, производственно-технические, научно-исследовательские связи; исчезло единое информационное пространство и нормативно-правовое поле). Затяжной институциональный кризис системы внешнеэкономических связей был обусловлен также направленностью развития самой системы этих связей. Десятилетиями культивирование и наращивание структурно-перекошенного товарооборота внесло и вносит глубокую структурную деформацию в тяжелое машиностроение, транспорт, экологию и т.п. Доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта в 90-е годы практически не растет, о чем свидетельствуют данные за 1993 и 1997 годы, представленные на рис. 3 и 4. В целом же за 1990 - 1997 годы этот показатель уменьшился с 20 до 8,1 %.
Рис. 3. Товарная структура экспорта России за 1993 год (по фактически действовавшим ценам, без учета неорганизованного экспорта).
Рис. 4. Товарная структура экспорта России за 1997 год (по фактически действовавшим ценам, без учета неорганизованного экспорта).
Многочисленные попытки переломить ситуацию в рамках снабженческо-сбытовой и торгово-посреднической модели ВЭС не привели к положительным результатам. Импорт технологических линий, строительство заводов "под ключ" и закупки образцов новейшей техники не спасли положение, поскольку большинство машиностроительной продукции морально устаревает еще до начала ее производства на российских заводах.
С начала 90-х годов удельный вес России в мировой торговле составляет около 1%. Особенно тревожное положение сложилось по машиннотехнической продукции. Деиндустриализация набирает темпы, ибо подрывается ресурсная база машиностроительного комплекса, и прежде всего, военно-промышленного. Не в последнюю очередь это связано с нынешней российской доктриной либерализации ВЭД, потому что она построена на всеобъемлющей торгово-посреднической доктрине, мировая же экономика в конце восьмидесятых годов перешла на воспроизводственную модель.
И тут возникает опасность, что отсутствие общенациональной стратегии в развитии ВЭС станет объективно поощрять сепаратизм со стороны субъектов Федерации, а также некоторых финансово-промышленных групп, подталкивая их к принятию узкоэгоистичных решений. Государственные интересы зачастую подменяются интересами экономических группировок. Углубление этого процесса дает нашим внешним партнерам (и конкурентам) огромные преимущества, формирует основу для экономического диктата при решении вопросов общенационального стратегического характера.
Как и в случае с поисками причин кризиса российской экономики, при исследовании причин кризиса внешнеэкономических связей России необходимы интеллектуальный прорыв на основе нового мышления, обращение к новейшим концепциям геополитики, которые не востребованы властными структурами для формирования адекватной сегодняшним решениям внешнеторговой политики, делающей ставку прежде всего на защиту национальных интересов, национальной экономической безопасности.
И только в рамках этого нового мышления можно будет действительно объективно оценить особенности российской внешнеторговой политики, а, следовательно, и роль торговых посредников в ее реализации. Пока же мы должны констатировать, что противоречивость воздействия либерализации ВЭД на эффективность и общую направленность развития торгового посредничества обусловлена реальным соотношением протекционизма и либерализации в экономической политике государства.
Что имеется в виду? Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации.
Под либерализацией внешней торговли понимается комплекс государственных мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, снижению таможенных, тарифных и других барьеров. В современных условиях ослабление ограничений внешнеторгового оборота и либерализация внешней торговли - одно из основных требований международного общения. Выполнения этих требований потребовали новые союзники России, различные международные организации МВФ (Международный валютный фонд), ГАТТ/ВТО (Всемирная торговая организация) и др. Проблемы либерализации внешней торговли для России в настоящее время актуальны главным образом потому, что под лозунгом облегчения взаимного обмена и доступа на национальные рынки промышленно развитые страны осуществляют проникновение и закрепление на рынках развивающихся стран. Либерализации противостоит протекционизм, который характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары.
Выбор протекционизма, который помогает развиваться национальной промышленности, или свободы торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными - предмет многовекового спора среди экономистов, теоретиков и практиков.
Каждое из этих направлений приоритетно в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50 - 60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70 - 80-е годы прокатилась волна нового протекционизма.
Интересно в связи с этим отметить, что проведенный экспертами МВФ в 1994 году анализ политики в области внешней торговли 59 развивающихся стран и стран с переходной экономикой показал, что в 4 странах придерживались политики либерализации (свободной торговли), открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции; в 22 странах сочетали подходы либерализации и протекционизма (это называется умеренным торговым режимом, где элементы свободы торговли и протекционизма сочетаются в каких-то пропорциях); в большинстве же стран (33) преобладал явный протекционизм.
Таким образом, история ХХ века богата для мировой торговли как волнами протекционизма, так и волнами либерализации торговых режимов. Что следует использовать в России? Если исходить из неуместности слепого копирования либеральных теорий и идеализации регулирующих качеств рынка, то России (как и другим странам СНГ) нужна своя модель поведения в мировой торговле, модель, которую можно условно назвать “разумным протекционизмом”.
Разумный протекционизм для отечественных производителей означает не ограждение их от конкуренции вообще, а льготное кредитование государством новых разработок, гарантии для частных инвесторов, ориентированных на экспорт или замещение импорта. Без разумного протекционизма на период реформ рынок ряда российских товаров (текстиль, ряд видов продовольствия, бытовая техника и т. д.), как показали прошедшие годы, почти полностью вытесняется импортом, что влечет за собой сокращение занятости и доходов бюджета.
Разумный протекционизм может и должен стать инструментом не только взвешенной внешнеэкономической политики России, но и методом конкурентной борьбы на западных рынках сбыта. В этом убеждает умелое использование протекционистских мер теми странами, которые в политике ратуют за либерализацию.
Например, страны - члены Европейского сообщества (ЕС) применяют к Российской Федерации, взявшей курс на либерализацию своей внешней торговли (чтобы ее допустили в том числе и на рынки стран ЕС), очень болезненные протекционистские меры - запретительные тарифы, дискриминационные квоты и различные санкции к российским товарам, прежде всего из соображений конкурентной борьбы. Особое противодействие развитые страны Запада оказывают российским наукоемким товарам и изделиям.
Сегодня элементы протекционизма, которые наблюдаются во внешнеторговой политике России, не всегда оправдываются слабой подготовленностью страны к допуску на российский рынок любого импорта и стремлением защитить национальных производителей. Иногда они диктуются иными обстоятельствами. К примеру, единовременное (на 3%) повышение таможенных пошлин на импортные товары с 15 августа 1998 года по 31 декабря 1999 года обусловлено стремлением правительства залатать ”дыры” в государственном бюджете, найти дополнительные источники средств на выплату пенсий, зарплаты бюджетникам и т. п. Такой “протекционизм” вызывает недоумение даже нашего партнера по таможенному союзу - Беларуси, ибо введение повышенных пошлин не было согласовано с правительством этой страны.
Разумный протекционизм, на наш взгляд, это не только оптимальная стратегия поведения России во внешнеэкономической сфере, но и во многом искусство управления, которое приобретается опытным путем и не за один год, искусство государственного регулирования внешнеэкономической сферы.
В нашей оценке, ликвидация внешнеторговой монополии была проведена поспешно, непродуманно, без подготовки заранее подготовленных рубежей "отхода". В результате мы имеем то, что имеем - усиление перекосов в структуре экспортно-импортных поставок, сложившихся еще в 70-е годы.
Геоэкономический подход дает возможность по-новому взглянуть на различные аспекты внешнеэкономической деятельности, в том числе, помогают уточнить роль и влияние ее либерализации на укоренение института торгового посредничества в ходе раскрытия национальной экономики.
Анализ развития ВЭД в России в 1992 - 1997 гг. показывает, что нас втянули в широкомасштабную внешнеэкономическую войну. А поскольку она протекает иначе, чем обычная торговая война (всплески по поводу "ножек Буша”), то ее неспециалисты не замечают. Но нам важно знать, участвуют ли в этой войне торговые посредники. Ответ утвердительный - да. Но только не на российской стороне. Такой вывод логически вытекает из цепочки следующих рассуждений с использованием геоэкономических подходов.
Представляется, что в ходе увлеченности борьбой за "перестройку и гласность" руководство СССР упустило из поля зрения геоэкономические новации - транснационализацию мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной, эволюцию товарных форм и появление "товар-программ", формирование новых субъектов мирохозяйственного общения, действующих не на международных, а на межанклавных "стыках" разделения труда и т.д. Допущен серьезный стратегический просчет. Сказалась старая бюрократическая привычка управленческого аппарата - невнимательная и запоздалая реакция на научные рекомендации.
Поэтому анализ хода рыночных реформ показал, что на сегодня в России (как, впрочем, и во всех остальных странах СНГ) вместо воспроизводственной модели внешнеэкономических связей имеются лишь разрозненные ее зачатки, а именно:
а) “островки” современного предпринимательства (да и то, как показывает опыт совместных предприятий (СП) в Орловской области в пользу иностранного партнера). В России в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, на 1 млн. 946 тысяч отечественных предприятий и организаций приходилось только 21 тысяча совместных и иностранных предприятий, или 1,08 % (Орл. обл. - 0,43 %);
б) крайне малые объемы иностранных инвестиций. По данным Госкомстата России, на одного жителя страны в 1995 году приходилось 18,9 доллара США иностранных инвестиций в экономику, в Орловской области - чуть больше 20 долларов на одного жителя. Для сравнения в Китае эта цифра составила 145 долларов США. В 1997 году иностранные инвестиции в Орловскую область резко возросли - до 210 долларов на одного человека, но ситуация в целом по России осталась на прежнем уровне. Иностранные инвесторы крайне осторожны к вложению капиталов в экономику нашей страны. В целом страны СНГ из-за политических рисков, несовершенного законодательства и неумения составлять бизнес-планы находятся в конце списка 150 государств по степени благоприятности инвестиционного климата;
в) формирование новых рыночных внешнеэкономических структур на ассоциативной и транснациональной основе - своеобразных “стартовых носителей” геоэкономических процессов (ТНК, ФПГ, консорциумов) - с внедрением новых форм взаимодействия с государственными органами управления, оперирования на мирохозяйственной арене и т. д. Без перехода же на воспроизводственную модель внешнеэкономических связей невозможно преодолеть структурный перекос в экономике. Товарооборот с перекошенной структурой “вгоняет” в структурный кризис другие отрасли - машиностроение, транспорт и т. д. В свою очередь, во внешнеэкономической сфере, как и в других сферах экономики, переплетены интересы управленческих пирамид, властных элит. Происходит лоббирование интересов отдельных отраслей за счет всех остальных.
Вот почему с позиций геоэкономики Россия нуждается в трансформации внешнеэкономических связей с торгово-посреднической модели на воспроизводственную. А для этого необходимо на общегосударственном уровне выработать и принять к руководству новую внешнеэкономическую доктрину. Мы согласны в этом вопросе с другими авторами, которые считают, что в России “пока нет внешнеэкономической доктрины, нет и внешнеэкономической политики”.
Оставаясь в рамках торгово-посреднической доктрины внешнеэкономических связей, народное хозяйство попадает в затяжную полосу изматывания. Страна продолжает упорно поставлять на внешний рынок энергоносители, сырье, интеллектуальные ресурсы, не будучи звеном мирового воспроизводственного процесса, не интегрируясь в мировую экономику.
Нашей стране традиционно перекрывается доступ к мировым хозяйственным организациям, финансовым и иным международным институтам, мы же сдерживаем допуск "иностранного элемента" в свои воспроизводственные процессы. Этому способствуют и внутренние факторы: торговая модель ВЭС "не уживается" с нарождающимся хозяйственным взаимодействием. Усугубляет положение и борьба представителей экономического национализма со сторонниками компрадорских подходов.
В рамках формирования воспроизводственной модели ВЭС следует выделить внешнеторговый блок. Будучи важнейшим эвеном мирового воспроизводственного ядра, он в свою очередь не может не оказывать влияния на направленность включения экономики России в интернационализированные цепи, его скорость и эффективность. Следовательно, и в обозримом будущем все атрибуты и институты, связанные с обслуживанием торгового блока (и, конечно, институт торгового посредничества), будут иметь большое значение. Геоэкономические стратегии их не отменяют.
Всестороннее исследование процесса либерализации внешнеэкономической сферы российской экономики подводит нас к выводу о том, что этот процесс детерминирован общими подходами к форме выбранной модернизации общества и методами открытия экономики России для мировой экономики на рубеже конца 80-х начала 90-х годов ХХ столетия. Выясняется, что углубление всеобщего экономического и социального кризиса в нашей стране - результат не столько “тяжелого” наследия советской командно-административной экономики, сколько неверно выбранного курса реформ, начатых не с укрепления денежной системы, мобилизации всех сил страны на подъем и структурную перестройку производства и совершенствование хозяйственного механизма, как это делали в таких случаях все развитые страны, а с развития стихийных сил рынка согласно монетаристским рекомендациям, “шокового” отпуска цен и гиперинфляции, обвала производства, разграбления (под видом народной приватизации) государственной собственности, развала единого экономического пространства, открытия таможенных границ и подавления в стране собственного производства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности. Под видом борьбы против государственного монополизма была подорвана экономическая роль государства, началось сращивание государственной бюрократии с новорожденным, в том числе и мафиозным, капиталом и формирование не смешанной экономики, а “государственно-олигархического капитализма”. “Уход” государства из экономики под видом следования классическим схемам построения “рыночной экономики” обернулся тем, что криминальный мир глубоко проник во все эшелоны управления, уверовал в свою безнаказанность и стремится определять некоторые аспекты нашей национальной экономической политики, поставив под угрозу национальную экономическую безопасность.
В этих условиях либерализация внешнеэкономических связей, а затем и внешнеэкономической деятельности при отсутствии четко продуманной геоэкономической доктрины неминуемо обернулась усилением “старых” перекосов в структуре внешнеторгового оборота, непомерным разрастанием числа внешнеэкономических посредников, которые, действуя на неурегулированном правовом поле получили дополнительные возможности для обмана государства и своих клиентов, а сам институт внешнеэкономического посредничества стал удобным каналом для криминальных структур по отмывке “грязных денег”, по их легализации в других странах на валютных счетах. Дополнительную привлекательность для теневой экономики и криминального мира внешнеэкономическое посредничество имеет еще и потому, что государство, его правоохранительные структуры практически не предпринимают серьезных мер по возврату валютной выручки за незаконные экспортно-импортные операции, которые в таких случаях просто превращаются в элементарное воровство денег у населения с последующим их укрывательством за границей. Не случайно многие специалисты отмечают, что в общественном сознании участие во внешнеэкономическом посредничестве напрямую связывается с криминальной сферой.
Оценивая степень и направления либерализации внешнеэкономической деятельности, объявленной приоритетной политикой нынешним политическим руководством страны, на институт торгового посредничества можно, на наш взгляд, определенно говорить о том, что торговые посредники в случае удачной внешнеэкономической стратегии работают на страну, а в случае неудачной (как сейчас) - объективно против страны, ибо обслуживают (усиливают) “перекосы” внешнеторгового баланса, невольно участвуя в ведущейся против нашей страны “внешнеэкономической войне” на чужой стороне.
Специалистами подсчитано, что говорить о продовольственной независимости развитой страны можно лишь в том случае, если импорт продовольственных товаров не превышает в среднем 30%. По данным за 1997 год импорт продовольствия в Россию достиг уровня 50%, т. е. пересек ту критическую черту, за которой наступает реальная угроза независимости страны, ее продовольственной безопасности (см. приложение 4).
Внешнеторговые посредники вносят большой вклад в завоз продовольствия в Россию. При этом у собственных товаропроизводителей остаются нереализованными многие виды продовольствия, останавливаются или влачат жалкое существование отечественные предприятия пищевой промышленности. Такое экономическое поведение посредников объясняется не столько поверхностными причинами (ярче упаковка товара, дольше сроки сохранности продукта, а значит, и сроки его реализации), сколько глубинными: закупая продовольствие за рубежом по демпинговым ценам, посредники получают возможность получить сверхприбыль, тем более что у многих посредников, работавших на продовольственном рынке, были льготы по налогообложению и уплате таможенных пошлин. Особенно характерно это для самых разнообразных “фондов”: ветеранов, инвалидов, детей и семей, спорта и т.п. Пик “фондизма” пришелся на 1992 - 1993 годы, когда через границы нашего государства, еще не оснащенного строгими таможенными правилами, перемещалось огромное количество беспошлинно ввозимого алкоголя, сигарет и прочих продовольственных товаров якобы в поддержку инвалидов, детей-сирот, ветеранов спорта и ветеранов правоохранительных органов. На самом деле это было самое настоящее обкрадывание государства, а одновременно и удар по отечественной перерабатывающей и пищевой промышленности. Когда же льготы на ввоз импорта для всех видов хозяйствующих субъектов были отменены, часть посредников, стремясь сохранить свой сверхприбыльный бизнес, нашла выход в контрабанде, причем этим не брезгуют даже коммерческие структуры, созданные Министерством обороны и Министерством внутренних дел.
Существует точка зрения на либерализацию внешнеэкономической деятельности как на мощный стимул роста оборота внешней торговли, роста положительного сальдо внешней торговли России. Действительно, если проследить по данным государственной статистической отчетности, а затем по данным таможенной статистики за итоговыми показателями внешней торговли России с 1992 по 1996 год, то на основе рис. 5 можно на первый взгляд сделать выводы о положительных результатах реформы ВЭД.
Рис. 5. Внешняя торговля России (в млрд. долларов США), включая
неорганизованную торговлю (“челноков”).
Но, с другой стороны, приведенные выше цифры и примеры по различным отраслям народного хозяйства и регионам России свидетельствуют о том, что в условиях, когда государство еще не освоило в должной мере те контрольно-регулирующие функции, которые должны быть ему присущи в современном обществе смешанной экономики, а иногда и сознательно отказывается от этих функций под давлением криминальных структур или конкретных групп властной элиты, упор только на либерализацию, отказ от политики разумного протекционизма приводит к нарастанию негативных тенденций в развитии внешнеэкономических связей и экономики в целом, ослаблению национальной безопасности и роли России в мировой торговле в целом.
Вот почему блокирование внешних угроз при переходе к открытости экономики путем либерализации внешнеэкономической деятельности становится жизненно важным императивом будущей национальной экономической политики, а это невозможно без усиления роли государства, без возврата к частично утерянному государственному регулированию внешнеэкономической сферы, в частности внешней торговли, а следовательно, и к государственному регулированию торгово-посреднической деятельности в ВЭД. Поскольку же значительная доля такого регулирования с середины 90-х годов все больше перемещается с общегосударственного уровня на уровень субъектов Российской Федерации, на уровень регионов, постольку регионалистика, региональный менеджмент начинают интенсивные исследования в этой области. Это и понятно: сегодня региональные рынки практически никак не защищены от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Попытки же выстроить собственное “таможенное пространство”, вводить “посты” на границах краев, областей с целью проверки транспорта, ввозящего на их территории продукты из других регионов, не имеют правовой базы ни в Конституции РФ, ни в текущем российском законодательстве, т. к. нарушают единое экономическое и таможенное пространство России.
Регулирование внешнеэкономической деятельности торговых посредников в масштабах региона, не имеющее солидной правовой базы и наработанных приемов, становится насущной практической задачей для государственных и муниципальных служащих. Решение этой актуальной проблемы невозможно без учета общих процессов регионализации российской экономики.
Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:
Отмена государственной монополии внешней торговли.
Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.
Были отменены практически все ограничения и на импорт.
Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.
Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.
Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты. Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.
Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и во введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа, характерная для рыночной экономики.
Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами. Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.
В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.
Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.
Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастал год от года при его естественных колебаниях.
В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.
Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки - госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.
Очевидно, что от такой либерализации выиграли, прежде всего, предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.
Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.
Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, очень быстро был ликвидирован тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.
Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.
В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 млн. человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.
В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.
В проведении внешнеэкономической реформы, как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа.
Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса, а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику.
Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.
Понятие либерализации
В современном мире процесс либерализации экономики считается глобальным вопросом мирового сообщества, который охватывает все страны мира, что способствует осуществлению свободной рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Основной экономической функцией государства является создание и контроль выполнения законодательных актов, создание новых рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса на всех уровнях.
На сегодняшний день, во многих странах наблюдается процесс либерализации, который проявляется в виде сокращения контроля со стороны государственных органов.
Либерализация может быть внутриэкономической и внешнеэкономической, то есть рассматриваются интересы всех стран участников.
Либерализация внешнеторговой деятельности – это комплекс мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, который приводит к снижению таможенных и тарифных барьеров.
На сегодняшний день либерализация внешней торговли - основное требование международного сообщества. Основные требования по либерализации выдвинули международные организации, которые занимаются контролем и выполнением международных норм и правил.
Проблемы либерализации внешней торговли на сегодняшний день являются актуальными, так как позволяют осуществлять свою деятельность в странах с развитой экономикой. Либерализации противостоит протекционизм, который характеризуется высокими ставками таможенных пошлин на все товары, которые ввозятся на территорию России.
Последовательные действия либерализации внешнеэкономической деятельности - необходимый процесс, который приведет Россию к развитию национальной экономики в условиях существующей конкуренции. Для этого необходима государственная поддержка национального товаропроизводителя для реализации своей продукции на международных рынках.
Процессы либерализации ВЭД
- Консолидация - стратегия, которая направлена со стороны государства, на защиту интересов товаропроизводителей.
- Мобилизация внутренней экономики.
- Диверсификация экономики. Принудительные меры, которые направлены на развитие новых секторов экономики.
- Развитие Российской экономики за счет увеличения роста курса рубля.
- Сокращение оттока капитала за пределы территории России.
Либерализация внешней экономики в условиях нестабильного положения на рынке, может привести к несостоятельности отечественных предприятий конкурировать с иностранными производителями.
Замечание 1
Принятое постановление правительством России об отмене государственной монополии на внешнею торговлю, привело к новой ситуации в государстве. Были отменены запреты на ввоз товара в Россию и проведена либерализация валютного курса. Принятые меры по регулированию государственной политики, привели к острой конкуренции между экспортерами.
Результаты проведенной политики по либерализации:
- исчез дефицит товаров;
- появление на внутреннем рынке большого количества зарубежного товара;
- многие граждане России были вовлечены в процесс внешнеторговой деятельности;
- внешнеторговый оборот государства начал увеличиваться.
Как показывает опыт стан с хорошо развитой экономикой, необходима поддержка со стороны государства в части регулирования внешнеэкономической деятельности. На уровне государства происходят такие изменения:
- защита национального товаропроизводителя;
- принятие мер которые будут направлены на увеличение экспорта;
- привлечение инвесторов в развитие экономики России;
- стабилизация курса валюты;
- принятие и контроль законодательных актов по регулированию ВЭД.
Введение
Либерализация внешней торговли, начавшаяся еще в 1989--1990 годах и резко ускорившаяся в конце 1991 года -- начале 1992 года, значительно повысила степень открытости российской экономики. Поэтому спустя короткое время после освобождения цен мировые рынки стали существенно влиять на динамику стоимости многих российских товаров. Во многих случаях не внутренний спрос, а именно уровень цен на мировых рынках стал определять тенденции в ценообразовании. В результате цены на товары, пользующиеся спросом за пределами России, и прежде всего, на топливо и сырье, стали расти опережающими темпами.
Рассмотренная мной тема, актуальна и на сегодняшний день, так как Россия до сих пор ощущает на себе последствия либерализации. Экономика России до сих пор восстанавливается после реформ 90-х годов. Недавно наша страна вступила в ВТО, что так же даст свои последствия для экономики. Последствия либерализации можно рассматривать с двух сторон, с позитивной и негативной.
Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России, предметом-является ее последствия после либерализации и ее урегулирование со стороны государства.
Цель работы-рассмотреть цели и задачи либерализации, а также ее последствия для внешней экономики России. Исходя из данной цели, мы рассмотрим следующие задачи:
· Рассмотреть причины возникновения либерализации в России и ее последствия в 90-х годах;
· Изучить цели создания свободных экономических зон и внешнеэкономическую деятельность России в целом;
· Провести анализ либерализации внешнеэкономической деятельности;
· Выявить главные последствия либерализации;
· Рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.
В первой главе я рассмотрю причины и последствия либерализации в России в 90-х годах, а так же основные причины создания СЭЗ и внешнеэкономическую деятельность России 90-х годов.
Во второй главе моей работы я проведу анализ либерализации ВЭД и рассмотрю последствия либерализации.
В третьей главе на основе мною выявленных проблем, определю и рассмотрю современное состояние России после либерализации и ее перспективы.
Начало либерализации в России
Либерализация внешнеэкономической деятельности на территории России в 1991 году
Начиная с 1991 года, в России зародилось государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в виде экономико-правового механизма побуждения и принуждения.
При этом становление рыночных отношений сопровождалось двумя различными подходами к ВЭД - полная либерализация и государственный контроль. Первое направление было закреплено Указом Президента РСФСР №213 15.11. 1991 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" См приложение 1, второе - Законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В 1991 при принятии Указа политика государства была направлена на стимулирование внешнеэкономической деятельности, стабилизацию внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций. Были отменены все виды валютных отчислений, а так же налоги на импорт и экспорт. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»При этом, контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 года стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 года, был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли. В 1995 г. первостепенными задачами стали защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. Первыми законодательными актами, которые закрепляли отдельные положения государственного регулирования ВЭД стали Закон РФ № 3615-1 от. 09.10.1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18.06.1993 г.
По своей сути внешнеторговая политика - это совокупность принципов, направлений и мероприятий, которые государство определяет в сфере внешней торговли. На основе внешнеторговой политики государство определяет свое отношение к регулированию внешней торговли как процессу, с одной стороны, и порядку государственного управления сферой внешнеторговых отношений, с другой.
Контроль внешнеторговой деятельности - это особый механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм внешнеторгового регулирования. Он представляет собой проверку государством соблюдения законодательства, то есть это контроль правильности и законности совершения валютных операций и применение ответственности за их нарушение. Международные экономические отношения. Учебник (под ред. В.Е. Рыбалкина.-м, ЮНИТИ, 2006-577с
Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения между странами, в основе которых лежит международное разделение труда. Это одна из отраслей экономики, которая оказывает наибольшее влияние на экономическую безопасность государства. Несоблюдение положений экономико-правового механизма государства должно повлечь за собой реакцию государственного аппарата с использование сил принуждения, для привлечения к ответственности за совершение правонарушений. Тем более важно привлечение к ответственности за совершение проступков оказывающих отрицательное влияние на экономическую безопасность государства. За нарушение установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Внешнеэкономическая политика: Учебное пособие. / Бабин Э.П., Исаченко Т.М. - М.: Экономика - 2009
Внешнеэкономическая политика России была нацелена на обеспечение активного сальдо по основным операциям, а также на стабилизацию производственных и финансовых сфер, на углубление системного реформирования экономики и создание конкурентной среды. В сложившихся условиях внешнеэкономическая политика была переориентируема на решение таких задач, как стабилизация экспорта сырьевых товаров, накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике и структурной перестройки экспортного потенциала, поддержание должного уровня платежеспособности по коммерческим кредитам и долгосрочным обязательствам зарубежным коммерческим банкам, привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ресурсов для развертывания экспортных возможностей, а также осуществление активной торгово-промышленной поддержки российских экономических интересов на рынках и экспорта продукции перерабатывающих производств. Важнейшей задачей Правительства Российской Федерации и уполномоченных на то государственных органов является строжайший контроль за соблюдением таможенного и иного законодательства в отношении экспорта, особенно стратегических ресурсов, и обязательное привлечение к ответственности за нарушение установленного порядка.