Гончарное ремесло для начинающих. Гончарная мастерская как бизнес Открытие гончарной мастерской

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

На изготовлении изделий из керамики можно построить выгодный бизнес, как при крупнооптовом и полномасштабном производстве, так и в рамках открытия небольшой гончарной мастерской. Последний вариант, как показывает опыт, является даже более рентабельным.

В основном такое направление деятельности выбирают предприниматели, уже имеющие определенный опыт и знакомые со спецификой гончарного дела.

В данном случае реализовать бизнес-идею получится быстрее и намного эффективнее, но, с другой стороны, отсутствие опыта – дело поправимое, а изучить нюансы изготовления керамических изделий под силу каждому, было бы желание. Тем более что такие изделия сейчас пользуются большим спросом, который с каждым годом растет.

Помещение

Для размещения гончарной мастерской потребуется помещение площадью около 70-80 кв.м., которое должно быть разделено на зону производства, склад сырья и готовой продукции, комнату для персонала с душевой и санузлом.

Рекомендуется отдельно оборудовать помещение под глазировку изделий, поскольку в состав глазури входят вредные и опасные для здоровья вещества, к примеру, свинец, работа с таким составом требует использования респираторов, профессиональной системы вентиляции, кроме того необходимо водоснабжение и подача электричества.

Что касается места расположения гончарной мастерской, то крупные производители керамики по возможности размещают свои цеха поближе к поставщикам сырья или месторождениям глины. Небольшую гончарную мастерскую можно разместить в черте города, но не обязательно в центре, это поможет сократить расходы на арендную плату.

Оборудование

Необходимое оборудование для гончарной мастерской – непосредственно производственные узлы (гончарный круг, машина для замеса глины, печь, мельница для глазури, весы и готовые формы-трафареты для мелких изделий), подручный инструмент (гончарные ножи, лопатки, нити, пилки, циркули, ложки и прочий гончарный инвентарь), мебель для мастеров (столы, стулья), оборудование для склада и хранения сырья (емкости, стеллажи, полки).

Ориентировочный расчет затрат на этом этапе:

Гончарный круг – от 900 до 1500 долларов;
Машина по вымешиванию глины – 950 у.е.;
Весы – от 180 $;
Инструмент – от 150 $ и выше.

Обжиг керамических изделий производиться в муфельных печах. Средняя стоимость одной печи – 2-2,5 тысячи долларов.

Некоторые специалисты гончарного дела, чтобы сэкономить на покупке муфельной печи, умудряются переоборудовать под нужды обжига электрические плиты.

Сырье

Затраты на закупку первой партии сырья (глины, эмалей, красок, глазури) составят 1500-1600 у.е. Глину завозят в основном из Украины. Одну тонну можно приобрести по цене от 100 у.е. и выше.

Персонал

Обычно в небольших гончарных мастерских площадью до 50 кв.м. работает 2-3 мастера. Зарплата таких работников 400-450 долларов в месяц, все зависит от полноты занятости, уровня квалификации специалистов.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Необходим также бухгалтер, функции менеджера по закупкам сырья и сбыту часто берет на себя владелец мастерской, разработкой внешнего вида изделий занимается приходящий или штатный дизайнер, художник-оформитель.От фантазии и творческого полета мыслей этого специалиста будет зависеть модельный ряд и успех производимых изделий.

Специфика деятельности

Выгоднее всего начинать такой бизнес в курортных местах и городах с высокой туристической посещаемостью, тогда керамические изделия — самобытные и аутентичные — обязательно будут востребованы. Конечно же, важно учитывать факт наличия конкурентов или поставщиков аналогичной группы товаров.

Многие уверены, что местным производителям гончарных изделий трудно выдержать конкуренцию по сравнению с дешевой китайской продукцией. Но стоит помнить – что массовый продукт, не так интересен, как индивидуальная разработка, к тому же китайская продукция хоть и дешева, но не отличается высоким качеством.

При создании изделий важно помнить, что каждый регион страны имеет собственную историю и традиции, отражение которых находит в керамических сувенирах и росписи. А глина, которая добывалась веками и способ ее обработки, является своеобразной визитной карточкой местности, так, к примеру, появились Славянская, Гайварецкая, Вишневая керамика и другие, которые китайским производителям уж точно не повторить.

Не стоит на первых этапах заниматься изготовлением сразу огромного ассортимента керамических изделий. Наибольшей популярностью пользуется посуда, декоративные тарелочки, кружки, магниты, вазы.

Источники получения дохода гончарной мастерской – это прибыль от реализации непосредственно изделий, а также популярные в последнее время услуги проведения мастер-классов по гончарному делу, курсов и сдача мастерской и оборудования в аренду.

Расценки на такие услуги: стоимость мастер-класса с человека – от 10 долларов, аренда мастерской – от 35 у.е. в час.

Рынки и механизмы сбыта

Основные рынки сбыта – это торговые сети, мелкие фирмы, магазины цветов и подарков, сувенирные лавки, оптовые рынки, небольшие бутики подарков и сувениров в крупных торгово-развлекательных центрах.

Эффективна реклама услуг и продажа через Интернет, собственный сайт, наличие Интернет-магазина, продвижение товара через социальные сети, электронные доски объявлений. В таких электронных и печатных источниках удобно разместить информацию с прайс-листом о продукции, а также цены на услуги по обучению гончарному делу.

Инвестиции и прибыль

Стартовая цена реализации простого изделия из глины (на примере магнита, выполненного методом штамповки) – 1,5-1,8 долларов.

При себестоимости 0,7- 0,9 у.е.

Подводя итог, отметим, что суммарные инвестиции для старта бизнеса составят 7800-8000 долларов.

Срок окупаемости бизнес-проекта при интенсивном рекламном продвижении, активном сбыте и поиске потенциальных заказчиков, высоком качестве продукции, неповторимом дизайне и творческих фантазиях художника не превышает 12 месяцев.

Видео: гончарная мастерская изнутри

  • Adobe Photoshope
  • Lightroom
  • Instagram

Чтобы купить печь для обжига глиняных изделий, Алексей Белоусов и Алёна Шойко из Новосибирска продали свою машину. Такой «обмен» открыл им путь к собственной мастерской керамики – так что о машине они с тех пор ни разу не пожалели. Как и том, что оставили работу по найму и стали предпринимателями. О том, как выделиться среди конкурентов и почему была сделана ставка не на выпуск продукции, а на обучение, основатели студии Formo рассказали порталу Biz360.

26 лет; , 32 года; предприниматели из Новосибирска, основатели гончарной мастерской Formo . Алена окончила Сибирскую академию государственной службы (факультет психологии), Алексей – Университет потребительской кооперации (специальность «антикризисное управление»). Мастерскую Formo открыли в октябре 2017 года.

Продали авто, купили печь

Алексей Белоусов раньше никогда не думал, что станет гончаром. До этого он занимался разными проектами совсем в других сферах - от маркетинговых кампаний до создания своей франшизы. А вот Алена Шойко мечтала о керамике с детства. Именно она убедила Алексея открыть мастерскую.

«Я всегда изучала всё, что могла найти о керамике, потом попала в детский кружок и продержалась там неприлично долго - стала уже слишком взрослой для кружка, но всё равно ходила. Заняться работой на гончарном круге я смогла только несколько лет назад. Училась в частном порядке и сразу с серьёзной целью – правильно поставить руки. Потом сама работала преподавателем гончарки, а затем у меня появился свой круг. И так как я поставила его дома, Алексей, конечно же, попробовал - и тоже влюбился в это занятие. Сейчас он настолько напрактиковался, что даст мне фору. И это здорово, всё-таки гончар – мужская профессия».


«Долгое время моя жизнь была связана с компьютерами. В итоге я решил, что хочу перейти от виртуального к чему-то реальному, осязаемому, - объясняет Алексей. - Если бы меня в первую очередь интересовали деньги, я бы вряд ли занялся гончаркой – это не самое прибыльное дело в мире».

При этом вход в это не самое прибыльное дело сегодня стоит недёшево. Главный инструмент керамиста – печь для обжига глиняных изделий – обошлась новичкам из Новосибирска в 250 тысяч рублей. Еще 80 тысяч стоил гончарный круг. Чтобы купить печь, Алёна и Алексей продали машину.

«В пиццерии Papa Jоhns рядом с нашей мастерской висит плакат, где написано, что создатель для открытия собственного дела и покупки первой печи продал любимый автомобиль. Нас эта фраза повеселила, потому что у нас случилась похожая история, - рассказывает Алексей. – Надо сказать, нам повезло: оборудование очень высокого уровня удалось купить с рук, хотя обычно такие модели сложно найти на вторичном рынке. Нашу машину мы в своё время тоже приобрели случайно на выгодных условиях. Мы тогда сомневались, нужна ли она нам вообще. Но, как теперь оказалось, если бы не машина, не было бы печки – и мастерской».


«Нам было сразу понятно, что вложения в оборудование – это инвестиции в будущее, - добавляет Алёна. - Поэтому мы не пытались обойтись самодельным кругом и печью, как делают некоторые начинающие гончары, а сразу купили качественные».

«Я формируюсь», «мы формируемся»…

Поначалу Алёна и Алексей собирались сделать мастерскую для личного творчества. Поэтому печь отправили на балкон, а гончарный круг обосновался в комнате их квартиры. Но вскоре стало ясно, что так жить неудобно. «Речь ведь не только про оборудование. Нужно ещё заказывать глину (в Новосибирске её не купишь, поэтому мы берем её в Испании и Украине). Заказывать надо всегда в больших объёмах, и где-то потом это хранить», - поясняет Алена.

Печке стали искать отдельную площадь – и в итоге пришли к пространству Formo с мастер-классами по лепке из глины. Именно они сегодня занимают 70% рабочего времени Алексея и Алёны – и выделили их на фоне других похожих организаций.


До керамики Алена шесть лет была фотографом, а также преподавала танцы, разные виды рукоделия и, собственно, гончарное мастерство. У Алексея же был опыт работы в дизайне и фотографии. Всё это в итоге очень пригодилось в их новом деле.

«Помогло и моё образование психолога. Я ведь очень много сейчас общаюсь с людьми, а тут без психологии никуда», - говорит Алёна.

Название пришло на ум начинающим мастерам случайно: от слова «формообразование». «Образование» в данном контексте связано с мастер-классами, а слово formo в переводе с португальского значит «формироваться». Помимо смысловой нагрузки, название мастерской к тому же звучит современно и интернационально.


По словам Алексея, немногие мастерские-конкуренты уделяли наименованию должное внимание – и зря. Оно может сыграть большую роль при масштабировании бизнеса. В частности, при выходе со своей продукцией на федеральный и международный уровень.

Резиденты лофта

Для помещения под керамическую мастерскую есть ряд особых требований – прежде всего, по пожарной безопасности. В офисный центр с таким проектом не заедешь. Однако Алексею и Алёне снова повезло: довольно скоро нашлась площадка в новосибирском лофте Loft-Nsk в центре города. Formo начинала работу на примерно 30 квадратных метрах, сейчас размещается на 50.

Место потребовало серьёзного ремонта. В основном Алексей делал его сам. Так из производственного помещения с вентиляционными шахтами и отверстиями для лифтов получилась мастерская.


«Запускаться было страшновато: нам казалось, что на открытие к нам никто не придёт, кроме наших знакомых, - признаётся Алёна. - Но в итоге сам лофт оказал нам информационную поддержку. Плюс информация разошлись по соцсетям. Никакой специальной рекламы мы там к открытию не запускали – просто повесили анонс. В итоге же как раз знакомых на открытии особо не было, а в основном пришли незнакомые люди».

Предприниматели сразу начали предлагать мастер-классы, которые оказались востребованы. Почти с самого открытия в Formo пошёл большой поток людей, и пока предприниматели не сталкивались с простоями в работе. «Также нам сразу стали поступать заказы на посуду от новосибирских компаний, - говорит Алексей. - Так что мы одновременно начали и работу с обучающими занятиями, и лепку на заказ».

Свидания и дни рождения с глиной

В месяц на уроки в Formo уходит минимум 100 кг глины, её заказывают у разных поставщиков в Испании и Украине. На мастер-классах Алексей и Алёна дают ученикам попробовать разные техники лепки (вручную и на гончарном круге) и нанесения глазурей (окунание, полив, опрыскивание из пульверизатора). Главная цель создателей студии в том, чтобы у гостей получались качественные работы, а не детские поделки. После занятий изделия обжигаются, так что участники потом забирают домой готовую керамику собственного производства.

В расписании мастер-классов на неделю есть дни, когда можно прийти и полепить на свободную тему, и есть не менее трёх групповых тематических занятий по ручной лепке. Также проводятся индивидуальные гончарные мастер-классы каждый день (в ближайшее время в студии начнут проводить и групповые занятия на круге). Лепка на свободную тему оплачивается по времени: 400 рублей за час для взрослого, 300 - для ребёнка. Занятие на гончарном круге для одного человека будет стоить 800 рублей, для пары – 1200.


Одновременно на групповом мастер-классе могут заниматься 12 человек. Но при необходимости количество можно увеличить до 30 (например, для корпоратива). «Преимущество нашего лофта в том, что мы можем арендовать дополнительное помещение и провести занятие для большой аудитории, - говорит Алексей. - Насколько я знаю, это тоже одно из наших конкурентных преимуществ: у многих других студий нет такой возможности».

В Formo часто приходят семьи и пары - особенно на занятие под говорящим названием «Свидание за гончарным кругом». Также среди посетителей люди, которым просто интересно саморазвитие и они посещают многие курсы и занятия. Помимо этого, в мастерской есть услуга по проведению детских дней рождения.

Чашка для грека

Что касается своей продукции, то пока это направление развивается в мастерской скорее по остаточному принципу – когда остаётся время, свободное от обучения других. Купить изделия Алексея и Алёны можно сейчас только в их небольшом шоу-руме при Formo.

В основном они создают посуду. «Перед Новым годом мы попробовали поучаствовать со своими изделиями в маркете. И даже про очень популярный в мире керамики декоративный гранат люди спрашивали – как его можно применить? То есть большим спросом пользуются именно прикладные предметы, - констатирует Алена. - Посуда это интересно. Украшения и статуэтки можно сделать из многих других материалов. А посуду – в основном только из глины».


На ближайший год в планах у создателей Formo – как раз развить направление своего производства и наладить интернет-продажи. Надежды возлагают на Instagram: по наблюдениям Алексея, там керамика продаётся хорошо. Сегодня именно там и в «ВКонтакте» студия и продвигается. Плюс мастера собираются открыть свой интернет-магазин.

«Пока мы работаем вдвоём, у нас хватает времени только на контент для нашего основного профиля в Instagram . А времени на то, чтобы заниматься и профилем с керамикой на продажу , не хватает, - говорит Алёна. - Поэтому пока мы только изредка берём заказы. Но у нас уже расширяется команда, так что это направление мы скоро разовьём».


Тем не менее среди этих редких работ на заказ у мастеров Formo уже есть заграничный. Недавно в Новосибирск приезжала музыкальная группа, в которой клавишник был из Греции. И этот человек с родины гончарного дела, где есть целые деревни керамистов, - заказал чашку в Formo. Он коллекционирует их: покупает по одной в каждом городе, в который приезжает.

Гончаров будет больше

По словам Алексея, конкуренты у его студии не только есть, но и, скорее всего, ещё будут. Однако Formo уже вышла на лидирующие позиции в городе, потому что в студию серьёзно вкладывались на каждом этапе работы.

«Есть люди, которые работали до нас годами, и тем не менее во многом мы стали первопроходцами, - говорит Алексей. - Например, далеко не у каждой мастерской есть бренд, а мы постарались его сделать; не у всех есть даже сайт. Мы свой сайт запустили . Пускай он пока на троечку, но лучше сделать пока так, чем держать в голове идеальный и не сделать вообще».

Как говорят предприниматели, им повезло, что они умеют обучать, то есть готовить кадры сами: в ближайшее время они намерены расширить преподавательский состав. Это необходимо, чтобы запустить полноценные курсы по керамике – для тех, кто хочет не просто попробовать себя, а научиться этому делу. Впоследствии создатели Formo также планируют развивать в своем пространстве коворкинг.

«Если посмотреть на интернет, может показаться, что керамика стала очень популярна и предложений даже слишком много, - подытожила Алена. - Но если говорить о конкретных городах, на деле это не так. Новые студии в нашем городе ещё наверняка будут появляться».

«Новосибирск большой, а гончаров в нём сегодня можно пересчитать по пальцам – поэтому у каждого находятся клиенты», - добавляет Алексей.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает . Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

Гончарные изделия всегда были и будут на пике популярности. Они появились еще во времена Древнего Египта (примерно в 1500 годах до нашей эры). Для тех, кто не в курсе, объясним. Гончарные или керамические предметы изготавливаются из различных видов глины путем смягчения ее водой, дальнейшей лепки и обжига. Данная технология не меняется вот уже три с половиной тысячелетия. Какие-то процессы автоматизировали, но в целом создание современной керамики подразумевает все те же шаги, которые предпринимали древние мастера.

Нужно сказать, что даже появление новых материалов, таких как металл, стекло и даже пластик, практически не повлияло на популярность гончарных изделий. Спрос на них, как и много веков назад, до сих пор превышает предложение. А значит, это очень перспективное направление для открытия интересного, нестандартного и очень малораспространенного бизнеса.

Казалось бы, все просто, нужно только и начать делать деньги. Но не все так легко, как вы можете подумать. Ведь, чтобы преуспеть в этом непростом деле, прежде всего, нужно стать мастером гончарного искусства. Это важный момент, независимо от того, собираетесь вы участвовать в процессе изготовления керамических изделий, или предпочитаете управлять бизнесом с позиции руководителя. Знание производственного процесса — очень важно. Поэтому, прежде всего, вы должны освоить хотя бы азы гончарного дела.

Сделать это можно несколькими способами. Первый — поступить в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, где в течение шести лет вы будете изучать и познавать новую перспективную профессию (факультет скульптуры). Конечно же, с таким багажом знаний вам ничего не будет страшно, и вы гарантировано займете свое место в данной сфере. Но, скорее всего, вы не захотите тратить шесть лет своей жизни на обучение в ВУЗе.

К счастью, есть и другие способы освоить гончарное ремесло. Самый быстрый и эффективный — нанять репетитора. Уроки мастера стоят очень дорого. От 1000 рублей за час занятия. Но, если вы мечтаете самостоятельно изготавливать керамические изделия, это один из самых лучших и быстрых способов обучения. Если же вы собираетесь лишь управлять гончарной мастерской и желаете понимать производственный процесс, идеальным вариантом станут краткосрочные курсы. Стоимость такого обучения обойдется вам в 10-15 тысяч рублей за 2 месяца занятий (два раза в неделю по 3-4 часа). Вряд ли после таких курсов вы станете мастером, но процесс изготовления керамики будете понимать.

Итак, предположим, что вы познали азы керамического искусства и готовы открыть собственную гончарную мастерскую. Что дальше? А дальше нужно пройти несколько обязательных этапов. Прежде всего, вы должны знать, что организация данного бизнеса потребует вложений в сумме от трехсот тысяч рублей и выше. «Потолок» зависит от планируемых масштабов производства, количества работников и уровня приобретаемого оборудования.

Месторасположение и помещение под гончарную мастерскую

Помещение необходимо небольшое — от 50 квадратных метров. Этого вполне достаточно для организации производства керамических изделий. Кроме того, вам понадобится помещение склада — от 15 квадратных метров. Здесь, как вы уже поняли, будет храниться готовая продукция.

Требование к помещению максимально простые. Оно должно находиться на первом или цокольном этаже здания (ведь это производственный цех). Из необходимых для работы коммуникаций — электрическая сеть, вода и канализация. Кроме того, необходимо позаботиться о системе вентиляции и кондиционирования.

Оборудование для гончарной мастерской

Для производства керамических изделий ручной работы вам понадобится гончарный круг. Кроме того, необходимы точные весы для дозировки глины, станок для замеса глиняной массы и, конечно же, специальная печь для финального обжига готовой продукции. Также дополнительно могут пригодиться различные формы для создания каких-то фигурок, рамок или магнитов на холодильник. И еще — для многих керамических изделий (например, для статуэток) вам понадобятся краски и кисти.

Персонал гончарной мастерской

При желании и некоторой доли упорства вы можете заниматься всеми производственными процессами самостоятельно. Но быстро добиться успехов таким образом не получится. Намного эффективнее — использовать разделение труда (которое изобрел великий Генри Форд). Пусть один человек занимается замешиванием глины, второй приданием формы, третий обжигом, четвертый раскрашиванием готового керамического изделия. А вы в этот момент будете заниматься организационными вопросами, искать поставщиков и каналы сбыта.

Технология производства гончарных изделий

Весь производственный процесс выглядит примерно следующим образом. Сначала создается глиняная смесь. Для этого глина смешивается с водой и перемешивается до образования нужной консистенции. Вы должны знать, что сортов глины достаточно много. И для каждого изделия, будь то посуда или рамка для фотографии, необходим свой вид глины.

Если это посуда, то смесь отправляется на гончарный круг, где мастер создает необходимую форму. Также может использоваться гончарный стол или специальные формочки.

На последнем этапе керамику обжигают в печи. Это наиболее долгий процесс, занимающий до 80 процентов времени изготовления. Чем лучше будет обожжено изделие, тем оно будет крепче и долговечнее.

Последний штрих — придание изделию завершенного вида путем раскрашивания, лакировки и упаковки (если необходимо).

Каналы сбыта готовой продукции

Во-первых, вы можете организовать собственную розничную точку для продажи своих изделий. Во-вторых, можно открыть интернет-магазин, что избавит вас от многих ежемесячных трат, вроде стоимости аренды посещения. В-третьих, можно заключить договора на поставку ваших изделий с магазинами подарков и сувениров. Вариантов много. Нужно лишь выбрать наиболее подходящий для вас.

И еще. Вы можете зарабатывать не только на изготовлении и продаже керамических изделий, но и на обучении гончарному искусству всех желающих. Можно открыть школу или курсы прямо при производстве. Учитывая стоимость таких уроков, обучение гончаров может стать для вас прекрасным источником дополнительного дохода. Желаем вам хорошего бизнеса!