«Газпром» простился с Южным газовым коридором. Южный газовый коридор. В Баку официально открыт «Южный газовый коридор

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…

В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили. 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В тоже время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

«Газпром» раскрыл масштабы ликвидации и консервации газотранспортных мощностей, которые изначально строились под «Южный поток», но оказались избыточными для его преемника - «Турецкого потока». К реализации нового проекта это не имеет никакого отношения, уверяют эксперты.

Напрасно строили

Речь идет о Южном газовом коридоре (не путать с одноименным проектом по прокачке азербайджанского газа в Европу) от Ямала до Анапы. Затевая «Южный поток», газовый холдинг рассчитывал поставлять по нему в Европу 63 миллиарда кубометров в год. Для этого требовалось расширить пропускную способность газопроводов, проходящих по территории России.

Планировалось в два этапа построить четыре нитки нового трубопровода. Первая очередь из двух линий общей пропускной способностью в 31,5 миллиарда кубометров строилась опережающими темпами, успели начать и вторую, когда Болгария отозвала разрешение на прокладку «Южного потока» на своей территории, и проект завис в неизвестности.

Затем было принято решение построить два других газопровода: «Северный поток - 2» мощностью 55 миллиардов кубометров и «Турецкий поток» на 31,5 миллиарда кубометров. В такой конфигурации эти проекты сейчас и реализуются, совокупно с лихвой покрывая те объемы, которые планировались для «Южного потока». Так что вторая очередь Южного газового коридора на 31,5 миллиарда кубометров оказалась просто не нужна.

Возникает вопрос: почему о ликвидации этих мощностей не было объявлено сразу после начала строительства двух новых проектов? «Возможно, задержка была связана с надеждами на то, что болгары одумаются и мы вернемся все-таки к Южному газовому коридору на 63 миллиарда кубометров, - предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Но по мере продвижения „Северного потока - 2“ и „Турецкого потока“ стало понятно, что конфигурация уже не изменится».


По сути, теперь «Газпром» окончательно признал, что к проекту «Южного потока» он уже не вернется, по крайней мере в обозримой перспективе. Демонтажу подлежат 506 километров труб, проложенных от Починков до Анапы по территории Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областей, а также газоизмерительная станция «Моршанская», сообщает «Интерфакс».

Строительство третьей и четвертой очередей компрессорных станций «Русская», «Казачья», «Кореновская» будет законсервировано до «принятия решения о реализации данных объектов в полном объеме», говорится в материалах холдинга. Общая стоимость незавершенных объектов для «Южного потока» на начало 2017 года оценивалась в 46 миллиардов рублей.

Где оборвется вторая нитка

Эксперты полагают, что эта история вряд ли связана с задержкой в выдаче разрешения со стороны Турции на строительство наземной части второй нитки «Турецкого потока», о которой ранее сообщило агентство Reuters. Скорее, это обусловлено какими-то политическими вопросами, в частности относительно Сирии (например, разрешит ли Москва турецким войскам взять Африн или нет). Но вряд ли стоит всерьез беспокоиться за судьбу второй нитки.

На самом деле причина заминки не столько в позиции Турции, сколько в сомнениях самого «Газпрома», который не дает четких указаний, куда, собственно, собирается вести этот маршрут. Поэтому турецкие власти и не могут выдать разрешение на строительство.

«В межправительственном соглашении России и Турции по „Турецкому потоку“ написано, что вторая труба пойдет до границы Турции и Греции, а дальше предполагалось, что она через Грецию пойдет в Италию. Но на самом деле наиболее выгодным для „Газпрома“ был бы вариант, чтобы труба пошла в Болгарию, а дальше по старому маршруту „Южного потока“ - через Венгрию в Австрию, плюс запитка Сербии и других балканских стран», - говорит Юшков.


Есть и еще один вариант, который вообще избавляет партнеров от необходимости строить сухопутный маршрут из Турции в Болгарию. Для этого можно будет использовать уже существующую инфраструктуру. Дело в том, что сейчас в Турцию газ поступает не только напрямую по «Голубому потоку», но и по Трансбалканскому трубопроводу, проходящему через Украину, Румынию и Болгарию.

Когда будет закончен «Турецкий поток», страна сможет весь газ получать непосредственно из России, а освободившийся газопровод можно будет использовать в обратном направлении, качая газ из Турции в Болгарию. И там уже потребуется построить только небольшой участок для транспортировки голубого топлива в Сербию, Венгрию и дальше в Австрию.

Но желаний «Газпрома» недостаточно. Пока непонятно, кто и на каких условиях мог бы построить инфраструктуру в Европе для приема газа, отмечают аналитики, и складывается ощущение, что сама Москва стала с чуть большим скепсисом относиться к перспективе запуска второй нитки в ближайшее время.

Пока российский холдинг обсуждает поставки газа по «Турецкому потоку» со всеми возможными партнерами на европейском берегу - с Болгарией, Грецией и Италией, хотя еще в 2016 году президент итальянского национального энергооператора Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в этом трубопроводе не заинтересована.

«Пока со второй ниткой большие вопросы: вход понятен, выход непонятен», - пояснял ранее «Ридусу» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, основная проблема «Турецкого потока» в том, что Европа в целом в лице Еврокомиссии препятствует проникновению на свою территорию трубопроводов со стороны России.

Это вопросы политики, а не экономики. И интересы отдельных стран здесь не учитываются. И если Германия, главный локомотив европейской экономики, в ситуации с «Северным потоком - 2» еще может занять собственную, независимую от Еврокомиссии позицию, то страны Юго-Восточной Европы, на которые нацелен «Турецкий поток», такой роскоши позволить себе не в состоянии.

Планы ЮГК грандиозны и величественны, но на практике отменить доминирование российского газа в Европе они не в состоянии

Александр Запольскис

В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили . 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В то же время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

В Баку открыли первую часть проекта «Южный газовый коридор», по которому Азербайджан сможет напрямую экспортировать газ в Европу. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в торжественной церемонии. Повернув ключ, он символически дал старт поставкам «голубого топлива» из месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря в Европу.

Азербайджанская дипломатия XXI века: секрет успеха на международной арене

«Южный газовый коридор» состоит из трёх пазлов. Первый этап — Южно-Кавказский трубопровод (ЮКТ). Этот газопровод, соединяющий Азербайджан с турецким городом Эрзурум через территорию Грузии, был построен ещё в 2007 году. Но после подписания Еврокомиссией декларации о «Южном газовом коридоре» в 2011 году было принято решение о расширении ЮКТ. Трубопровод проходит параллельно нефтепроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан», по которому Азербайджан через средиземноморский порт Турции экспортирует нефть в ЕС.

Картографические данные Google, 2018

Второй этап проекта связан с Трансанатолийским газопроводом (TANAP), начинающимся на турецко-грузинской границе и пересекающим всю Малую Азию. На греческой границе TANAP будет состыкован с Трансадриатическим газопроводом (TAP), проходящим по территории Греции, Албании и Италии.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Фото: www.globallookpress.com

Первые поставки азербайджанского газа в Турцию намечены на 2018 год. В середине мая министр энергетики Турции Берат Албайрак озвучил дату открытия TANAP. Это произойдёт 12 июня. Газопровод из Греции в Италию, к которому через интерконнекторы намерена присоединиться Болгария, будет сдан в эксплуатацию примерно к 2020 году. TAP обеспечит порядка 17% газового потребления Италии.

Мощность «Южного газового коридора» оценивается в 16 млрд кубометров в год, шесть из которых пойдут на нужды Турции, а остальные 10 — поставлены в Европу.

Новая газовая война России и Украины: «Газпром» не намерен быть спонсором киевского режима

Составит ли азербайджанский газ конкуренцию российскому экспорту? Пропускная способность «Турецкого потока», когда будет построена его вторая нитка, вдвое превысит «Южный газовый коридор». А с учётом почти 200 млрд кубометров, которые Россия ежегодно экспортирует в Старый Свет, 16 млрд из «Шах-Дениза» едва ли «сделают погоду» на европейском рынке, где спрос на газ растёт из года в год. В уме надо держать и идущее на всех порах строительство российского «Северного потока-2», по которому будет проходить ни много ни мало 55 млрд кубов в год.

Стоит отметить, что «Южный газовый коридор» — четвёртый проект, направленный на повышение энерготранспортной независимости южнокавказских республик от России. В 1999 году завершилась прокладка нефтепровода «Баку — Супса» в Грузию. Семь лет спустя был построен вышеупомянутый нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». Параллельно реализовывался газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзурум». По территории трёх стран — Азербайджана, Грузии и Турции — проходит и сданная осенью 2017 года в эксплуатацию железная дорога «Баку — Тбилиси — Карс».

«Южный газовый коридор», как показывает сравнительная статистика, не является прямым конкурентом «Газпрома» на европейском газовом рынке. Тем более что Россия и сама диверсифицирует поставки газа за счёт Китая.

Фото: Merkushev Vasiliy / Shutterstock.com

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме о заинтересованности в «голубом топливе» из России заявил и японский премьер Синдзо Абэ. А чуть ранее болгарский президент Румен Радев намекнул на возможную реинкарнацию «Южного потока».

При этом утверждать, что «Южный газовый коридор» — не проект в обход России, было бы странно как минимум с точки зрения географии. Не претендуя на конкуренцию, Азербайджан укрепляет свой статус независимого международного игрока, не привязываясь ни к России, ни к Западу. ЕС и США, а также западные компании во главе с BP (участвует почти во всех нефтегазовых проектах Азербайджана) заинтересованы в том, чтобы расширить своё влияние на Южном Кавказе, а в перспективе ослабить роль «Газпрома» в Европе. Но для этого одних месторождений Азербайджана недостаточно. Газопроводы в обход России имеют реальную силу только в случае подключения к ним Ирана и Туркмении, 2-й и 4-й стран в мире по запасам «голубого топлива». Но на этом пути есть ряд препятствий: нерешённость статуса Каспия, мешающая строительству Транскаспийского газопровода, и курдский фактор, осложняющий поставки иранского газа. Свою лепту вносят и США, отсрочившие выходом из ядерной сделки разработку одного из десяти крупнейших газовых месторождений в мире — «Южного Парса».