Фотографируем птиц правильно и красиво. Как фотографировать птиц в дикой природе

Фотосъемка птиц – дело сложное, но очень интересное. При съемке птиц вам стоит помнить о том, что птицы – существа пугливые, поэтому стоит запастись немалым терпением и взять с собой дополнительную карту памяти, т.к. придется делать огромное количество снимков, чтобы из сотни выбрать 1-2 самые удачные.

Выбор фотокамеры

Если у вас зеркальная камера, то берите с собой длиннофокусный объектив с фокусным расстоянием не менее 350 мм. В крайнем случае, если в вашем арсенале не имеется длиннофокусного объектива, вы всегда сможете сделать кадрирование после съемки в Фотошопе, обрезав ненужное.

Читайте тут:

Может подойти так же и простая «мыльница» с большой кратностью зума. Но такой фотоаппарат вам поможет сделать хорошие снимки птиц лишь в зоопарке или в городском парке, для съемки на природе он не подойдет.

Настраиваем фотокамеру для фотосъемки

Для съемки таких маленьких и подвижных птиц, как воробьи или трясогузка, используйте короткую выдержку (не длиннее 1/800 с.). Более крупные птицы обычно менее подвижны и вы спокойно можете предаться съемке на более длинной выдержке, например 1/125 с., при том, что диафрагма автоматически уменьшит глубину резкости. Но не забывайте про то, что съемка на длинной выдержке практически всегда приводит к смазыванию изображения, поэтому включите стабилизатор или используйте штатив.

Процесс съемки птиц

Фотографируя птиц в зоопарке, постарайтесь установить камеру так, чтобы в кадр не входи железные решетки, либо их видимость была минимальная, иначе они испортят все фотографии. Оставшиеся в кадре решетки вы сможете заретушировать или обрезать в Фотошопе.

Процесс съемки птиц в природе требует большого терпения и творческого подхода. Прежде чем приступить к фотосъемке, понаблюдайте за своим объектом, изучите особенность его поведения. Дождавшись, когда птица будет в более спокойном состоянии и немного привыкнет к присутствую человека, выберите подходящую точку съемки, приготовьте камеру и начинайте снимать.

Фотографируя птицу в полете, экспериментируйте с выдержкой. При короткой выдержке силуэт птицы чётким, не саманным, чего не скажешь о заднем фоне.

Если в вашем распоряжении не зеркальный фотоаппарат, а простая «мыльница», то установите режим «Спорт». В такой случае, фотоаппарат автоматически подберет приоритет выдержки.

Обладатель зеркального цифрового фотоаппарата с длиннофокусным объективом не будет испытывать особого дискомфорта во время съемки птиц, особенно если в фотоаппарате имеется следящий фокус (Al Servo), позволяющий автоматически настраивать фокусировку при резком изменении расстояния между камерой и птицей. Если же таковой функции не имеется, то вам следует прибегнуть к одной маленькой хитрости: установить фокус на определенное расстояние и ждать, когда птица соизволит оказаться на нужном вам расстоянии и точно в кадре. Этот прием требует немалого терпения, но хороший результат тоже приносит.

Читайте другие материалы

Съемка птиц в дикой природе - задача сложная даже для профессионала. В особенности трудно фотографировать пернатых в полете, во время стремительного и порой хаотичного движения. Команда TTL Nature знает об этом не понаслышке, поэтому канал организует недельные курсы съемки в условиях дикой природы и предлагает видеоучебники с советами по интересному "поджанру".

Фотограф Сэм Роули (Sam Rowley), закончивший Бристольский университет по специальности "Биология" и занимающийся съемкой дикой природы, подготовил видеоурок с советами. Он собрал несколько важных нюансов, о которых нужно помнить при работе с одной из сложнейших форм фотоискусства.

Заставить птицу, которая "со свистом" проносится мимо вас, замереть в полете - весьма полезный навык для любого фотографа. Для его освоения понадобится оборудование - прежде всего, и . Она позволит свободно вращать и перемещать фотооборудование в любом направлении, исключив дрожание и смазывание кадра.

Важна и комбинация камеры и объектива - чем быстрее фокусировка, тем лучше. Это не значит, что большую птицу в полете не удастся сфотографировать с оборудованием начального уровня. Роули не советует использовать телепереходники, чтобы не "размазать" кадр и не замедлить систему автофокусировки.

Многие профессиональные трюки касаются не оборудования, а техники съемки. Например, Сэм Роули советует смотреть в видоискатель сразу двумя открытыми глазами. Стоит ограничивать диапазон фокусировки объектива. Если вы используете зум-оптику, вы увидите, что она фокусируется только на определенном расстоянии и бесконечности. Это уменьшает площадь, которую "покрывает" объектив при фокусировке и ускоряет процесс съемки.

Познакомьтесь с дополнительными советами, просмотрев видео по съемке птиц в естественном своем движении.

Фотографирование птиц, особенно в полете – чрезвычайно сложная задача. Однако не менее интересные снимки можно получить во время отдыха, кормления или брачных ухаживаний пернатых. Приведенные ниже советы помогут вам гордиться собственным результатом.

1 В полете

Перед тем, как перейти к фотографированию летящих птиц, стоит потренироваться в фокусировке камеры: вы должны научиться делать четкие снимки движущихся объектов. Установите режим непрерывной фокусировки (AI Servo AF Canon/AF-C Nikon) – летящая птица всегда должна находиться в фокусе. Используйте выдержку от 1/1000 секунды или выше для фиксации эффекта движения. Используйте хороший зум и телеобъектив (как минимум 200 мм). Помните, что чем меньше объект, тем сложнее сфокусироваться на нем.

2 Съемка с близкого расстояния


Снимать птиц с близкого расстояния можно, например, в специальных птичьих парках, заповедниках или зоопарках. Тем не менее, вам потребуется хороший телеобъектив, чтобы максимально приблизить объект и получить по настоящему интересные снимки. Сфокусируйтесь на голове птицы, это не всегда возможно, но тем не менее попытайтесь. В качестве альтернативы, можно сфокусироваться на всем корпусе птицы. Возможно, вам придется последить за птицей, пока она не остановится. Используйте максимально возможную диафрагму для размытия фона.

3 Дистанционная съемка


В условиях дикой природы или естественной среды обитания птиц часто приходится прибегать к дистанционной съемке, поэтому прежде всего запаситесь телеобъективом. Маленький объект в кадре – очень скучное зрелище, постарайтесь максимально приблизить изображение – насколько позволяет зум. Возможно, для большего удобства вам понадобится штатив. Используйте диафрагму f/2.8-f/5.6, чтобы захватить окружающую обстановку, но основной фокус – на самой птице.

4 Зафиксируйте движение


Съемка птиц в движении может дать размытые снимки, поэтому используйте короткие экспозиции (не больше 1/200 секунды). При съемке колибри может потребоваться еще более короткая выдержка (например, 1/400 секунды) – эти крошечные птички машут крылышками чрезвычайно быстро. Увеличьте светочувствительность до 800-1600 единиц ISO, чтобы использовать меньшую диафрагму.

5 Ловите момент


Демонстрация объекта в движении – практически всегда беспроигрышный снимок. Особенно если фотосъемка птицы требует использования большой выдержки (около 1/60 секунды). Используйте этот прием, чтобы отследить птицу во время полета. Некоторое время держите птицу в объективе, следуйте за ней, потом быстро сделайте снимок. В этой ситуации практически невозможно пользоваться вспышкой, поэтому позаботьтесь о правильном угле по отношению к солнцу. Лучше всего – боковое освещение, поэтому подобную «фотоохоту» лучше проводить рано утром или в послеобеденное время.

6 Водоплавающие птицы


Интересным предметом фотосъемки являются водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди. Встретить их можно в городских парках, на реках и озерах, вблизи морских побережий. Вам потребуется скоростной телеобъектив (от 100 мм до 300 мм), близко подходить к птицам не стоит, чтобы не напугать их. Хотя многие утки и гуси столь прочно обосновались в наших парках, что абсолютно не боятся людей. Фотографирование водоплавающих птиц требует незаурядной выдержки и длительного времени. Особенно впечатляющие снимки получаются при хорошем естественном освещении. Чаще всего рекомендуют использовать выдержку от 1/500 секунды или меньше и светочувствительность ISO 400. Постарайтесь задействовать на снимках воду.

7 Дикие индейки


Дикие индейки водятся вблизи ферм и в лесах Северной Америки. Почувствовав опасность, эти птицы очень быстро скрываются с глаз. Поэтому в данном случае, помимо телеобъектива будет полезен и камуфляж. Что касается объектива, потребуется телезум от 85 мм до 200 мм, и режим светочувствительности 100 или 200 единиц ISO – чтобы можно было задать максимально короткую выдержку. Наилучшее время для съемки диких индеек – раннее весеннее утро, когда самцы демонстрируют всю свою красу, чтобы завоевать самку. Если вам посчастливится найти дерево, которое индейки облюбовали в качестве насеста, можно прийти сюда и на следующее утро, пораньше, чтобы не упустить интересные кадры.

8 Ястребы, орлы и совы


Ястребы, орлы и совы – птицы хищные, с хорошо развитым зрением. Поэтому остаться незамеченным для фотографа задача не из легких. Вам потребуется супермощный телеобъектив (300 мм) и штатив с панорамной головкой. Если вы научитесь распознавать этих птиц на расстоянии, то сможете сделать отличные снимки, например, из автомобиля. Для фотосъемки из автомобиля можно использовать штатив, который крепится к окошку. Никогда не приближайтесь к орлу сами – скорее всего, он заметит вас и улетит. Лучший сезон для фотосъемки – зима. При съемке парящих в небе птиц с земли рекомендуется передержка экспозиции на 2/3 шага и точечная экспонометрия.

Если вы хотите, чтобы птица выглядела резко и статично, используйте выдержку от 1/500 секунды и меньше. Пользуйтесь спортивными режимами и режимами серийной съемки. При фотографировании неподвижного объекта можно отрегулировать размытие фона подбором диафрагмы, для фиксации эффекта движения можно воспользоваться вспышкой. Выдержка 1/60 -1/200 секунды обычно подойдет для съемки движения.

Телезум для съемки с большого расстояния, лучше, если в нем будет функция стабилизации изображений. А чтобы не привлекать к себе внимания, можно воспользоваться камуфляжной одеждой. Возможно, потребуется даже водонепроницаемый камуфляж – в зависимости от условий съемки.

З Заключение

Фотографирование птиц требует терпения и навыков. Новичкам перед выходом в «полевые условия» рекомендуется для начала потренироваться на кошк…, простите, голубях или птицах в зоопарке. Поэкспериментируйте с временем экспозиции, чтобы понять, какого эффекта вы хотите добиться.

Вы любите птиц? Замечательно! Вы хотите сфотографировать птиц, которые каждый день прилетают в ваш сад, и за которыми вы наблюдаете из окошка, неторопливо попивая чай? Хорошая идея! Но не думайте, что фотографирование птиц в их естественной среде обитания - это так просто!

Сегодня мы решили дать вам несколько советов о том, как фотографировать птиц.

Для того, чтобы фотографировать диких птиц, вам обязательно потребуется длиннофокусный объектив. Лучше всего, если это будет объектив с фокусным расстоянием 300-400 миллиметров. Это нужно для того, чтобы снимать птицу, что называется, в полный кадр. То есть так, чтобы птица занимала бы бОльшую часть площади кадра, а не только несколько ее процентов. Ведь вам наверняка известно, что чем больше вы будете обрезать снимок при кадрировании, тем хуже будет его качество. Вот и снимайте так, чтобы не обрезать ничего лишнего! И еще заметим одну деталь. Длиннофокусным объективом лучше всего снимать со штатива. Это поможет вам избежать нежелательной вибрации фотокамеры.

Прежде чем отправиться на фотоохоту на птиц вам нужно тщательнейшим образом изучить все свое оборудование. Вы должны четко знать назначение каждой кнопки, каждого рычага управления на вашей фотокамере. Дело в том, что при такой работе, как фотографирование птиц, важна каждая секунда! Стоит вам хотя бы чуть-чуть замешкаться - и объект вашей съемки уже улетел. Так что научитесь реагировать молниеносно, и так же молниеносно настраивать всю свою аппаратуру.

Во время фотографирования птиц постарайтесь расположиться как можно ближе к объекту съемки. Даже если объектив у вас длиннофокусный. Все равно, чем ближе от птицы вы будете находиться, тем лучше будет ваш кадр. Ведь птицы, которых мы фотографируем, достаточно малы. Это не индюки и не страусы. И, к тому же, часто не очень заметны на фоне деревьев. Вот поэтому такие маленькие и незаметные объекты при съемке издалека могут легко слиться с фоном и стать совершенно незаметными.

Птицы - существа очень чуткие, зачастую они мгновенно реагируют на появление человека и улетают. Вот поэтому фотографу нужно стараться оставаться незамеченным ими. Именно по этой причине рекомендуем вам фотографировать птиц из какого-нибудь укрытия. Если вы находитесь в собственном саду - то из сарая, например, или из какого-либо другого строения. Удобно это делать и из окна дома (окошко, естественно, нужно открыть). Если вы пошли на фотоохоту в лес - то легко можете укрыться за кустами, за толстым деревом… Опытные фотоохотники даже строят специальные шалаши.

Если вы фотографируете птиц в собственном саду, хорошо будет, если вы их будете подкармливать. Развесьте вокруг своего дома кормушки! Особенно это актуально зимой, когда птицам не хватает пищи. Кормушка с вкусной едой - прекрасный стимул птицам для посещения вашего сада!

Расположение кормушек в саду - тоже довольно важное дело. Ведь ваша задача не только подкормить птиц в голодное для них время, но и создать хороший фон для съемки этих непоседливых миниатюрных фотомоделей! Если кормушка, допустим, будет висеть на фоне дерева - то, как мы уже говорили сегодня, птица просто сольется с листвой и вам трудно будет отделить ее от фона. Вот поэтому вешайте кормушки так, чтобы позади них был удобный для вас фон, на котором птицы будут хорошо выглядеть, и их будет прекрасно видно. Таким фоном, например, может быть забор, стена дома или какая-либо другая интересная, красивая и фактурная поверхность.

Подумайте о том, куда птицы будут присаживаться для того, чтобы позировать вам. Для этих целей можно развесить по саду всевозможные реечки и палочки, расставить интересные предметы и как-то приманить к ним птиц. Замечательные снимки могут у вас получиться, если вам удастся «уговорить» птичек присесть именно там, где вам нужно!

Организуйте вашу «фотостудию» для работы с птицами так, чтобы различные предметы не заслоняли от вас объект съемки. А так же замаскируйте ненужные предметы на фоне. Это можно легко сделать при помощи различных щитов, листов фанеры или другого подручного материала, который нетрудно найти в саду любого хозяина.

Особое внимание обращайте на фокусирование. Нерезкие снимки птиц смотрятся очень плохо. Старайтесь снимать птиц так, чтобы на фотографии отчетливо читалось каждое перышко.

Хоть мы и говорили сегодня о том, что при съемке птиц фотограф должен иметь быструю реакцию, тем не менее, торопиться в этом деле не нужно. Не будьте слишком нетерпеливыми! Не торопитесь сразу нажимать на спусковую кнопку, как только вы увидели птицу! Хорошенько подумайте, прежде чем сделать снимок. Если птица не видит вас - у вас есть достаточное количество времени для того, чтобы подумать и о композиции кадра, и об экспозиции, и о многом другом. Преждевременный щелчок затвора вашей фотокамеры может спугнуть птицу, и она улетит. И все ваши старания, в этом случае, окажутся напрасными.

18087 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.