Eurofighter Typhoon FGR4 он же EF2000. Истребитель Eurofighter Typhoon FGR4, он же EF2000

Еврофайтер Тайфун — двухдвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения со схемой «утка» и треугольным крылом. Поздние модификации данного истребителя относятся к поколению 4+ или 4++. Разработка и производство Тайфуна ведется фирмой Eurofighter GmbH, которая была создана консорциумом Alenia Aeronautica, EADSМ и BAE Systems в 1986 году. Разработку перспективного самолета начали в 1979 году.

Тайфун - уникальный боевой самолет, выпускаемый в четырех вариантах: по одному варианту для каждой страны входящей в консорциум (Британия, Германия, Италия и Испания). В это же время все компании-подрядчики занимаются производством агрегатов для каждого из 620 самолетов.

Члены консорциума занимаются производством следующих элементов многоцелевого истребителя:
AleniaAeronautica — задняя секция фюзеляжа, внешние флапероны, левое крыло;
BAE Systems — задняя секция фюзеляжа, передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), гаргрот, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны;
EADS Deutschland — центроплан, центральная часть фюзеляжа;
EADS CASA — предкрылки, правое крыло.

Конструктивные особенности Еврофайтер Тайфун отражают стремление конструкторов использовать последние достижения в области электроники и самолетостроения. Чтобы обеспечить требуемый уровень маневренных характеристик, особенно при больших углах атаки, истребитель спроектировали по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (стреловидность составляла 53 градуса), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными предкрылками и закрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и рулем направления без стабилизатора. Данная схема обладает рядом преимуществ, главным из которых является снижение сопротивления на сверхзвуковой скорости.

Передняя кромка переднего горизонтального оперения выполнена из радиопоглощающего материала. Хотя новый истребитель к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс» не относится, при его проектировании выполнили несколько конструктивно-компоновочных мероприятий, которые были направлены на снижение эффективной поверхности рассеяния. Во время проектирования поставили задачу снизить эффективную поверхность рассеяния с передних ракурсов облучения радиолокационных систем в четыре раза в сравнении с аналогичным значением самолета «Торнадо».

К числу таких мер относятся: утопленные воздухозаборники и маскируемые входными устройствами входные каскады двигателей (значительный источник отражения электромагнитных излучений). Некоторые элементы конструкции самолета, важные по отражательной способности (несущие плоскости и передние кромки горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, из-за чего обладают в переднем секторе хорошей отражательной способностью. Внешние подвески управляемых ракет полуутоплены, что дает возможность частично экранировать от падающего ЭМ излучения подвески ракет конструкцией самолета.
Лидирующие по отражательной способности элементы конструкции и участки истребителя «Eurofighter» покрыты радиопоглощающими материалами, в основном разработаны концерном EADS/DASA. В их числе: передняя кромка крыла, внутренние поверхности и входные кромки воздухозаборников, руль направления, а также примыкающие к нему поверхности и тому подобное.

В конструкции самолета использованы различные материалы углепластики составляют 40 процентов массы планера, алюминиево-литиевые сплавы (Al-Li 8090) - 20%, сплавы алюминия - 18%, титановые сплавы - 12% и стеклопластики - 10%. На углепластики приходится 70 процентов поверхности планера, 12% - стеклопластики составляют, 15% - металл, 3% - другие конструкционные материалы. Контрактом предусмотрено, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 кг. В перспективе возможно использование усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов. Расчетный ресурс конструкции составляет 6 тыс. ч.
Фюзеляж типа полумонокок. Летчика от поражения огнем стрелкового оружия среднего калибра частично защищает накладная броня кабины. Бескаркасный цельноформованный выступающий фонарь дает хороший обзор.

На истребителе применено однокилевое оперение имеющее большую площадь с рулем направления. Корневая часть киля оснащена воздухозаборником теплообменника системы охлаждения.

Крыльевая механизация - секция флаперонов и зависающие элевоны, а также на каждой консоли секции отклоняемых носков. Обшивка крыла изготовлена из углепластика (отклоняемые носки и контейнеры на концах крыла, выполнены из алюминиево-литиевых сплавов).
Площадь переднего горизонтального оперения - 2,40 м2. Для его изготовления в основном использован углепластик.

Трехопорное шасси самолета имеет одноколесные стойки. Основные стойки убираются в направлении фюзеляжа, передняя управляемая стойка - вперед. Конструкция пневматиков и шасси оптимизирована для действий даже с грубо отремонтированных бетонированных взлетно-посадочных полос, а также для посадки без выравнивания. Но для того чтобы устранить проблемы с нагревом дисков колес во время интенсивного торможения потребная длина полос, которая составляла, согласно первоначальным планам, 500 метров, была увеличена до 700 метров. Для аварийного торможения самолет оснащается тормозным парашютом.

Программа разработки двигателя (EFA-Programm) была начата в 1983 году. За основу взяли двигатель RB 199 использованный на многоцелевом самолете «Торнадо». По другим сведениям, двигатель создавался на базе экспериментального Rolls-Royce XG.40. его стендовые испытания проводились в 1988 году.
В 1986 году был основан консорциум EurojetTurboGmbH для разработки, проектирования и последующего выпуска двигателей EJ200. Основатели консорциума: Rolls-Royce (Великобритания), ITP (Испания), FiatAvio (Италия) и MTU AeroEngines (Германия). EurojetTurboGmbH размещался в местечке Hallbergmoos, пригород Мюнхена, и связан договорами с агентством NETMA (НАТО), который в свою очередь, является партнером всех перечисленных государств.

EJ200 - двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель, имеющий форсажную камеру. В конструкции двигателя используются монокристаллические турбинные лопатки, диски из порошковых материалов, всережимная цифровая система управления, щеточные уплотнения, встроенная система диагностирования. Для неподвижных частей двигателя широко используются композитные материалы. Камера сгорания двигателя имеет термоизолирующее покрытие, выполненное из керамического материала.

На истребителе применяется нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольными боковыми кромками и криволинейной нижней кромкой, разделенный на два канала вертикальной перегородкой (подвод воздуха к каждому ТРДДФ), имеющий отклоняемую нижнюю и неподвижную верхнюю панель.

Силовая установка

Согласно межправительственному соглашению четырёх государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа — 45 мин.

Тяга на форсаже: 9097 кгс;
- Тяга сухая: 6120 кгс;
- Расход топлива на бесфорсажных режимах: 0,745—0,813 кг на кгс в час;
- Расход топлива на форсаже: 1,65—1,72 кг на кгс в час;
- Расход воздуха: 76 кг/с;
- Температура газов перед турбиной: 1840 °К;
- Длина: 4 м;
- Входной диаметр: 740 мм;
- Масса: 989 кг;
- Межремонтный ресурс: 1000 часов;
- Назначенный ресурс: 6000 часов;

Состав двигателя:

3 ступени КНД (блиск, без ВНА, степень сжатия 4,2);
- 5 ступеней КВД (степень сжатия 6,2, общая 26);
- кольцевая камера сгорания;
- 1 ступенчатая ТВД (монокристаллическая);
- 1 ступенчатая ТНД (монокристаллическая);
- форсажная камера (отсутствует дымный выхлоп);
- сопло регулируемое.

Топливо размещается в фюзеляже, киле и крыле в протектированных баках. На центральном и паре подкрыльевых узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки, емкостью 1500 л и по 1000 л соответственно. Также в истребителе предусмотрена система дозаправки топливом в полете.

Электродистанционная система управления полетом квадруплексная адаптивная, резервной механической проводки не имеет. Обеспечивает искусственную устойчивость самолета и безопасное пилотирование на предельном режиме и высокую маневренность.

Система управления вооружением включает инфракрасную систему переднего обзора PIRATE и многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию ECR90.

EF2000 оснащается инерциальной навигационной системой с лазерными кольцевыми гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой опознавания и определения приоритета средств нападения противника, вычислителями оборонительных и наступательных маневров и области возможного применения вооружения.

Оборонительная система DASS является самой дорогостоящей частью радиоэлектронного оборудования, созданного для евроистребителя. Система обеспечивает оценку и синтезирование данных, получаемых от приемников лазерного и радиолокационного излучения, других датчиков и автоматическое включение необходимых активных (буксируемые ложные цели, передатчики помех) и пассивных средств защиты. Контейнеры с аппаратурой располагаются на концах консолей крыла.

У истребителя «EF2000» отсутствуют внутренние отсеки вооружения. Вместо них имеются узлы внешней подвески, которые ухудшают показатели ЭПР, однако, позволяют расширить варианты и номенклатуру применяемого вооружения.

На истребителе тринадцать узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения - 4 управляемые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Скайфлэш» (на самолетах Великобритании) или «Аспид» (на итальянских самолетах) размещенные в полуутопленном положении под фюзеляжем, а также 2 управляемые ракеты малой дальности ASRAAM или AIM-9 «Сайдуиндер» размещенные на крайних подкрыльевых узлах. Общее количество ракет класса «воздух-воздух» до 10 штук, однако взлетная масса истребителя даже с таким вооружением не должна превышать 18140 кг (40 тыс. фунтов). На 3 узлах внешней подвески могут размещаться подвесные топливные баки. Самолет оснащен пушкой фирмы Маузер калибра 27 мм.

При выполнении ударных операций самолет на семи узлах подвески может размещаться до 6500 килограмм бомб, а также 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Боевой радиус действия при ведении борьбы за превосходство в воздухе может составлять более 1000 километров, при выполнении ударной операции по профилю малая-малая высота 325 километров, по профилю большая-малая-большая - 1000 километров. Самолет с вооружением «воздух-воздух» может патрулировать в воздухе на протяжении 3 часов 15 минут.

Для истребителя спроектированы полуконформные подвесные топливные баки. Под одним фюзеляжным узлом подвески может размещаться лазерный дальномер-целеуказатель. На законцовках крыла в контейнерах расположены аппаратура РЭП и блоки инфракрасных ловушек.

Производство истребителя разделено на три транша - 148/236/236 едениц (всего 620 самолетов) для четырех государств-участников (Великобритания - 232, Германия - 180, Италия - 121 и Испания - 87). В ВВС четырех государств-участников самолеты "Транша-1" начали поступать летом 2003 г. В свою очередь самолеты каждого транша делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для британских ВВС разделен на две партии T1 и T1A. Первые самолеты поступили в 17 эскадрилью в 2003 году. Там первую партию самолетов тщательно изучили и протестировали. В военновоздущные силы первые «тайфуны» официально поступили 1 июля 2005 г. Количество истребителей EF-2000 поставленных по первому траншу в настоящее время составляет 148 штук.

Консорциум в 2002 году заключил первый экспортный договор с правительством Австрии на 18 истребителей модификации «Tranche-2» на сумму 2,55 млрд. дол (1,95 млрд. евро). Однако министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» в июне 2007 г. достигли договоренности о сокращении заказанных самолетов до 15 едениц и изменении модификации с «Tranche-2» на «Tranche-1». С учетом договора на поставку Саудовской Аравии 72 истребителей, программа EF-2000 на сегодняшний день включает производство 707 истребителей для шести заказчиков.

Соглашение о производстве и поставке «Tranche-2» страны-участники программы подписали 14 декабря 2004 г. Первый самолет данной версии 16 января 2008 года поднялся в воздух на предприятии ЕАДС в Манчинге.

Первоначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 Tranche 1» («F2 модель 1»), который предполагал использовать самолеты исключительно в воздушных боях против вражеской авиации. Однако, чтобы задействовать истребители в Афганистане в полной мере необходимо было реализовать возможность уничтожения наземных целей. «Тайфун» в июле 2008 г. был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Машина получила аббревиатуру FGR4 (T3 — двухместная версия самолета). Полную модернизацию всех истребителей «F2» до уровня «FGR4» планировалось завершить к концу 2012 г.

Самолеты стандарта «Tranche-2» от «Tranche-1» отличаются усиленным шасси, новым бортовым компьютером, улучшенным пакетом авионики и усовершенствованными системами вооружения "воздух-земля".

Сейчас подписан договор на создание 40 истребителей «Tranche 3». С учетом истребителей предыдущих моделей, в ВВС Великобритании будет 107 машин «Eurofighter Typhoon» вплоть до 2030 г.

Многоцелевые истребители версии «Tranche-3» получит конформные топливные баки, модернизированную бортовую ЭВМ, двигатель с увеличенной тягой, пакет нового программного обеспечения и радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Модификации

Block 1 - Tranche 1, начальный вариант истребителей;

Block 2 - Tranche 1, истребитель воздушного боя;

Block 5 - Tranche 1, многоцелевой вариант истребителей (имеется возможность нанесения ударов по наземным целям);

Block 8 - Tranche 2, истребителей с новым бортовым компьютером;

Block 10 - Tranche 2, истребитель с EOC 1, IFF Mode 5, improved DASS, Rangeless ACMI, IRIS-T digital, УРВВ - AIM-120C-5 AMRAAM, УРВЗ- GBU-24, GPS-guided weapons,

Paveway III & IV, ALARM, Rafael Litening III;

Block 15 - Tranche 2, истребитель с EOC 2, УРВЗ - TAURUS, УРВВ METEOR, Brimstone, Storm Shadow;

Block 20 - Tranche 2, истребитель с EOC 3;

Typhoon S - серийный вариант для стран участниц за исключением Великобритании;

Typhoon T1 - учебно-тренировочный двухместный вариант для британских ВВС;

Typhoon F2 - одноместный истребитель для британских ВВС;

Typhoon T3 - учебно-тренировочный двухместный вариант модификации Block 5 для Великобритании;

Typhoon FGR4 - многоцелевая модификации вариант Block 5 для британских ВВС. Модернизация свелась к монтажу новых подвесных систем целеуказания, которые были разработаны израильской компанией Rafael и пополнению боекомплекта управляемыми бомбами весом 450 килограмм (1000 фунтов). Бомбы EnhancedPaveway II и Paveway II производит американская компания Raytheon. Данные бомбы имеют систему лазерного наведения, но у EnhancedPaveway II данная система дополняется системой GPS-наведения. Эффективность «работы» по наземным целям модернизированного «Тайфуна» проверили во время прошедших в Неваде совместных британо-американских учений Green Flag.

Снижение радиолокационной заметности

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолёта с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолёта Панавиа «Торнадо». К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе. Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.

Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2015 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии бортовой РЛС следующего поколения Captor-E (CAESAR) на основе активной фазированной антенной решетки, которая будет иметь значительно меньшее радиоизлучение. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами.[источник не указан 2476 дней] Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». Точное значение ЭПР истребителя не разглашается, но по оценкам экспертов оно не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок.

Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.

На вооружении

Австрия - 15 Typhoon;

Германия - 125 Typhoon;

Италия - 83 Typhoon;

Саудовская Аравия - 68 Typhoon;

Испания - 61 Typhoon;

Великобритания - 141 Typhoon;

Оман - заказано 12 Typhoon;

Кувейт - заказано 28 Typhoon;

Эксплуатация

С момента принятия на вооружение самолет использовался практически во всех операциях НАТО. 15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд. евро.

7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей стоящих на вооружении будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям предъявляемым к возможностям самолета действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.

Авионика

РЛС : CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)

ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
- Длина: 680 мм
- Ширина: 591 мм
- Высота: 300 мм
- Вес: 48 кг

Тактико-технические характеристики Еврофайтер Тайфун

Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)

Размеры Еврофайтер Тайфун

Длина: 15,96 м
- Размах крыла: 10,95 м
- Высота: 5,28 м
- Площадь крыла: 50 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 55o
- Коэффициент удлинения крыла: 2,2

Вес Еврофайтер Тайфун

Масса пустого: 11000 кг EF-2000 Typhoon
- Масса снаряжённого: 16000 кг
- Максимальная взлётная масса: 23500 кг
- Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)

Двигатели Еврофайтер Тайфун

Двигатели: 2×ТРДДФ Eurojet EJ 200

Тяга Еврофайтер Тайфун

Максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
- на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
- Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
- Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Скорость Еврофайтер Тайфун

Максимальная скорость:
- на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
- у земли: 1400 км/ч (M=1,2)

Боевой радиус действия Еврофайтер Тайфун

В режиме истребителя: 1389 км
- в режиме ударного самолёта: 601 км

Перегоночная дальность: 3790 км
- Практический потолок 19 812 м
- Скороподъёмность: >315 м/с
- Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
- Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
- Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
- Тяговооружённость: 1,18

Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
- ЭПР: 1 м² (без наружних подвесок)

Вооружение Еврофайтер Тайфун

Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.) в корневой части правого полукрыла
- Узлов подвески вооружения: 13
- Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:
- Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
- Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
- Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
- Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Кабина Еврофайтер Тайфун

Со времен Второй мировой войны и Вьетнама стало очевидно, что без воздушной поддержки выиграть вооруженное противостояние очень сложно. Все последние годы ознаменованы быстрым развитием штурмовой и истребительной авиации, причем промышленность привлекает для этого все новые и новые научные разработки.

Одним из наиболее показательных результатов слияния оборонной науки и техники стал истребитель «Тайфун». По мнению ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области авиации, он является одним из наиболее качественных образчиков западных вооружений. Что это за самолет и чем он характеризуется, мы расскажем в этой статье.

Сразу заметим, что его далекий предок, «Тайфун», - также отличался высокой маневренностью и прекрасными боевыми характеристиками.

Основные сведения

По своей сути, это двухдвигательный истребитель четвертого поколения. Отличается треугольным крылом и построен по схеме «утка». Следует заметить, что модификации «Тайфунов», которые были выпущены в последние годы, относятся к поколению 4+ или 4++. Вообще же, разработка столь перспективного самолета была начата в далеком 1979 году.

Выпускается машина сразу в четырех вариантах. Отдельные версии есть для Британии, Германии, Италии и Испании. Особенно интересен тот факт, что детали для выпуска самолетов выпускаются не в одном месте: этим занимаются сразу несколько авиастроительных консорциумов.

Государственный подряд

Давайте перечислим те из них, которые выпускают наиболее важные части фюзеляжа и двигателя:

    Alenia Aeronautica. Делает заднюю часть корпуса, флапероны, а также крылья левые.

    BAE Systems. Частично дублирует первого производителя в выпуске деталей для задней занимается производством передней части фюзеляжа (вместе с ПГО), гаргрота, фонаря. Отвечает также за хвостовой стабилизатор.

    EADS Deutschland. Делает центроплан, а также занимается выпуском центральной части корпуса.

    EADS CASA. Компания производит предкрылки и правое крыло.

Главные конструктивные особенности

Вообще, истребитель «Тайфун» создан во многом с учетом использования самых передовых достижений электроники и самолетостроения. Конструкторы сделали многое ради того, чтобы обеспечить максимальные характеристики маневрирования, причем даже при заходе на атаку под предельными углами.

Проектировали самолет по схеме, предусматривающей использование треугольного крыла со стреловидностью в 53 градуса. Предкрылки и закрылки - двухсекционные, переднее горизонтальное оперение выполнено по поворотному типу, киль и руль направления — без стабилизатора. Такая схема как раз таки и хороша резким повышением маневренности самолета и снижением сопротивления воздуха на сверхзвуковых скоростях.

Самолет-«невидимка»

Чтобы снизить заметность машины для радаров, передняя кромка переднего же оперения выполнена из материала, поглощающего радиоволны. Хоть официально истребитель «Тайфун» не относится к категории машин, выполненных по технологии «стелс», при его производстве активно используются технологии и материалы, которые способны эффективно рассеивать радиоизлучение. Вообще-то, такая задача и ставилась перед конструкторами изначально: сделать самолет как можно более незаметным с передней части для современных средств радиолокационного обнаружения.

Что было сделано для достижения этой цели? Во-первых, воздухозаборники максимально утопили в корпус, входные каскады двигателей замаскировали особыми устройствами. Все несущие плоскости крыла и передние кромки стабилизаторов и оперения покрыли с переднего края материалами, поглощающими излучение радаров. Кроме того, подвески управляемых ракет также максимально приблизили к корпусу, что также дает возможность скрывать их от излучения радаров противника.

Здесь нужно упомянуть, что в настоящее время «Тайфун» - истребитель-бомбардировщик многоцелевого назначения, а потому обеспечить его полную незаметность невозможно в принципе (да оно и не так нужно).

Основные разработчики

Практически все новые компоненты и сплавы, которые позволяют добиваться столь высоких показателей, были разработаны инженерами концерна EADS/DASA. Кроме того, эта же компания была в числе создателей, а затем и производителей многих важнейших конструктивных элементов самолета. К таковым относится практически вся передняя кромка обоих крыльев, внешние и внутренние поверхности воздухозаборников, а также рули высоты и прилегающие к ним компоненты.

Основные материалы, которые были использованы в конструкции

Использованных материалов множество, причем традиционных для авиации сплавов алюминия не так уж и много. Так, более 40 % от всей массы планера составляет углепластик. Количество сплавов лития и алюминия доходит до 20%, на чисто алюминиевые сплавы приходится 18%. Высокопрочные материалы на основе титана занимают 12 %, а на долю стеклопластика приходится 10%. Поверхность самолета на 70 % закрывает углепластик, 12 % занимают материалы на основе стеклопластика.

Около 15 % площади приходится на металл, а еще 3 % занимают особо прочные пластики и прочие конструкционные материалы. Кстати, среди всех европейских боевых самолетов наиболее технологичен как раз таки истребитель «Тайфун»: 5 % всех используемых технических решений до сих пор не раскрыты, являясь секретными разработками европейских аэрокосмических агентств.

Еще при первоначальном планировании в техническое задание было заложено условие о том, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 килограммов. Кроме того, конструктивно заложена возможность использования в конструкции новых сплавов на основе магния и алюминия. Ресурс планера составляет не менее шести тысяч часов. Таким образом, истребитель «Тайфун» заметно выигрывает у американского F-35, у которого этот показатель колеблется в пределах 2-4 тысяч часов.

Характеристики конструктивных элементов

Корпус выполнен по схеме полумонокока. Имеется довольно эффективная накладная броня кабины, которая защищает летчика от огня индивидуального стрелкового оружия. Фонарь кабины — цельноформованный, сравнительно далеко выступает за корпус. Такое решение позволило обеспечить летчику максимально хороший обзор. Это чрезвычайно важно в условиях современного маневренного воздушного боя. В этом случае истребитель «Тайфун», фото которого есть в статье, является одной из лучших машин НАТО.

Как мы уже и говорили, в конструкции была использована схема с однокилевым оперением, которое имеет довольно большую площадь. Довольно заметен массивный воздухозаборник системы теплообмена. Вся обшивка крыльев делается из особо прочного углепластика. Впрочем, есть и одно исключение. Речь идет о контейнерах и отклоняемых носках, которые располагаются на концах крыльев. Они сделаны из сплавов алюминия и лития.

Общая площадь горизонтального оперения составляет 2,40 м 2 . На его изготовление также идут легкие полимеры (в большинстве своем). Проще говоря, истребитель «Тайфун» (фото вы можете увидеть в этом материале) является высокотехнологичным самолетом, производство которого попросту невозможно без мощной промышленной базы.

Шасси

Шасси самолета — трехопорное. Оснащено одноколесными стойками. Особенность в том, что первые две уходят в направлении корпуса, тогда как передняя убирается вперед. Еще одна необычная для техники НАТО черта — шасси прекрасно оптимизировано для посадки на очень грубые, плохо отремонтированные взлетно-посадочные полосы. Но здесь есть проблема. Изначально предполагалось, что минимальная длина ВВП для посадки будет равняться пятистам метрам. По этому показателю истребитель «Еврофайтер Тайфун» также должен был стать передовым.

Но уже в ходе первых полевых испытаний выяснилось, что в таких условиях происходит сильный перегрев тормозных механизмов, а потому минимально возможную длину увеличили до 750 метров. Впрочем, в крайних случаях летчик может воспользоваться тормозным парашютом.

Разработка двигателя, основные спецификации силовой установки

Двигатель начали разрабатывать в далеком 1983 году. Работы начались далеко не на пустом месте: за основу взяли движок от самолета «Торнадо». Впрочем, есть сведения, что силовая установка была взята от экспериментальной машины Rolls-Royce XG.40. Как бы там ни было, стендовые испытания были начаты только в 1988 году.

Результатом разработок стал EJ200. Это двухконтурный турбовентиляторный движок, одной из отличительных черт которого является массивная форсажная камера. Турбинные лопатки изготовлены с широким использованием монокристаллических материалов, все диски изготовлены по методу порошковой штамповки. Система управления силовой установкой полностью цифровая. Более того, двигатель имеет встроенную диагностическую систему. Практически все неподвижные части двигателя изготовлены из композитных материалов. Камера сгорания защищена от износа составом на основе керамики.

Такое внимание к деталям и делает истребитель «Еврофайтер Тайфун» одним из наиболее долговечных боевых самолетов современности. Так, по состоянию на 2010 год уже было собрано более 250 движков, ресурс которых был доведен до 10 тысяч часов.

Воздухозаборник располагается под фюзеляжем, его контуры неизменяемые. Боковые стенки прямые, нижняя — криволинейная. Вертикальной перегородкой эта конструкция разделена на два канала, причем нижняя часть каждого из них может отклоняться, обеспечивая лучший приток воздуха при сильных нагрузках.

Технические характеристики двигатели

Заметим, что еще на этапе проектирования самолета Германия, Великобритания, Испания и Италия подписали договор, по которому страны обязывались совместно разрабатывать и модифицировать силовую установку для Eurofighter Typhoon. Главной особенностью двигателя является даже не его долговечность и ресурс, а модульная конструкция. Это смелое техническое решение позволило сократить время, необходимое для его демонтажа, до 45 минут.

Двигатель имеет следующие характеристики:

    Тяга «на сухую» составляет 6120 кгс.

    Форсажное значение показателя - 9097 кгс.

    При условии обычного полета расход топлива варьируется от 0,745 до 0,813 кг/кгс в час.

    В форсажном режиме этот показатель уже куда больше - от 1,65 до 1,72 кг/кгс в час.

    Температура выбрасываемых турбиной газов может достигать 1840°К.

    Среднестатистический расход воздуха составляет 76 кг/с.

    Основной диаметр турбины - 740 мм.

    Общая длина силовой установки - 4 метра.

    Вес ее составляет 989 кг.

    Ресурс старых модификаций - 6 тыс. часов, но современные движки могут летать уже по 10 тысяч.

    Интервал между проверками двигателя - 1 тыс. часов.

Вот чем характеризуется «Тайфун» (истребитель). Мощность самолета такова, что он может развивать до 2-х Махов, что составляет порядка 2,5 тысяч километров в час.

Запасы топлива

Запас топлива находится как в самом фюзеляже, так и в килевой части и в крыльях, будучи размещен в баках из особо прочных материалов. Имеется возможность разместить на узлах подвески сразу два запасных бака, емкость которых составляет 1500 литров и 1000 литров соответственно. Нужно особенно отметить, что конструкторы предусмотрели возможность воздушной заправки, чем особенно отличается именно «Тайфун» (истребитель). Самолет-истребитель этой модели, пользуясь всеми запасами топлива, может пролететь порядка четырех тысяч километров (по факту — не более 3,2 тысяч).

Системы управления полетом

Система управления полетом квадруплексная адаптивная. Заметим, что резервного механического канала нет. Именно за счет сложных электронных систем обеспечивается высочайшая маневренность на предельных скоростях полета, а также уверенное поведение самолета в таких условиях. Система переднего обзора PIRATE и импульсно-доплеровская станция ECR90 входят в состав основного комплекса вооружения.

Имеет кольцевые лазерные гироскопы, пилот может пользоваться специальным индикационным прицелом, а также аппаратурой, которая в автоматическом режиме прогнозирует приоритетные средства нападения противника. Кроме того, та же система отвечает за определение маневров уклонения и атаки вражеской техники. Разумеется, электроника может давать рекомендации по той системе вооружения, которую наиболее рационально использовать в воздушном бою.

Оборонительные системы и системы нападения

Наиболее дорогой электронной начинкой является система DASS. Ее долгое время создавали передовые институты Германии и Великобритании. Система обрабатывает и интерпретирует данные, которые самолет получает от лазерного и радиолокационного оборудования. Именно она отвечает за выброс ложных целей и источников активных помех. Контролирует она и пассивные средства защиты самолета. Располагаются контейнеры с этим оборудованием на крыле. с функцией указания цели также располагается на концевом отделе крыла.

Заметим, что этот истребитель в принципе не имеет внутренних отсеков для вооружения. Их заменяют подвесочные внешние узлы, которые значительно упрощают обнаружение самолета для систем радиолокации противника, но так можно значительно расширить номенклатуру используемого вооружения.

Специально для этой модели истребителя были спроектированы и используются полуконформные баки для топлива.

Всего самолет имеет тринадцать подвесочных узлов. На них, как правило, размещают до четырех неуправляемых ракет «Скайфлэш» (ВВС Великобритании) или «Аспид» (ВВС Италии). Размещаются они в слегка «утопленном» положении под корпусом самолета. Также допускается размещение двух малых управляемых ракет ASRAAM или AIM-9. Их подвешивают на узлах под крыльями.

Всего самолет может комплектоваться десятью ракетами "воздух-воздух", но и в этом случае взлетная масса машины не должна превышать 18 тонн. Для подвешивания дополнительных топливных баков предназначены три отдельных узла подвески. Заметим, что многоцелевой истребитель «Тайфун» дополнительно оснащен автоматической пушкой калибра 27 мм, производством которой занимается фирма «Маузер».

Бомбовая нагрузка

Если планируется выполнение ударных операций на местности, то на семи внешних узлах подвески можно разместить вплоть до 6500 килограмм бомб, а также не менее шести управляемых ракет класса «воздух-воздух». Радиус боевого действия может превышать тысячу километров. Наименьшей высотой боя для этого истребителя считается отметка 325 метров, максимальной - километр. С полным вооружением истребитель-бомбардировщик «Тайфун» (фото его есть в этом материале) может выполнять боевые задачи на протяжении трех с половиной часов.

Распределение средств для производства

Всего запланировано было произвести 620 машин этого типа. Так как изначально было четыре государства, которые изъявили желание участвовать в программе, самолеты были распределены между ними, в соответствии с имеющимися производственными мощностями.

Так, заводы Великобритании обязались собрать 232 «Тайфуна», в Германии собирали 180 единиц, на долю Италии достался 121 самолет. Испанцам, из-за плохих производственных условий, доверили собирать только 87 истребителей. начали поступать уже в 2003 году. Великобритания также получила первые истребители этой модели в то же время, причем часть из них сразу же пошла на формирование 17 эскадрильи. В ней самолеты самым тщательным образом тестировались. Как ни странно, официально в ВВС Евросоюза самолеты поступили только 1 июля 2005 года. В первой партии было поставлено 148 штук истребителей, причем все из них до сих пор в строю.

Уже в 2002 году правительство Австрии выразило заинтересованность в приобретении 18 единиц техники, вложив в производство сразу 2,55 млрд долларов. Однако уже в июне 2007 года из-за приближающегося кризиса договор был пересмотрен: согласно новым условиям, австрийцы хотели получить уже 15 самолетов, причем в более «куцей» комплектации. На сегодняшний день аналогичные договоры заключены с ОАЭ и еще рядом заказчиков. Сообщается, что заводы ЕС должны поставить по ним сразу 707 истребителей.

Соглашение о начале производства второй партии было подписано 14 декабря 2004 года. Впервые самолет этого транша поднялся в воздух в 2008 году. Каждый многоцелевой истребитель «Тайфун» (фото машин есть в статье) полностью сопровождается производителем от выпуска и до конца гарантийного срока.

Отличия модификаций

Первоначально считалось, что самолеты этой модели будут использованы исключительно для боев против вражеской авиации. Но после начала кампании в Афганистане их начали активно применять для подавления наземных целей. Кстати, действовал ли истребитель «Тайфун» против МиГ? Вряд ли. Да, в Афганистане советские машины оставаться могли, да вот только к тому времени там не было уже ни одного летчика, который бы мог поднять их в воздух.

Модернизированные машины уже в 2008 году с полным на то правом могли называться многофункциональными истребителями. Их можно отличить по аббревиатуре FGR4 (если в названии есть T3, перед вами — двухместная версия самолета). До новой модификации все имевшиеся «Тайфуны» были модернизированы до конца 2012 года. В настоящее время полным ходом разрабатывается истребитель «Тайфун 5». Характеристики его пока неизвестны.

Улучшения вылились в значительное усиление стоек шасси, полностью новый комплект бортового оборудования, в том числе улучшенную систему авионики. Кроме того, были значительно усилены системы вооружения типа "воздух-земля", что было продиктовано необходимостью исполнения самолетом функций штурмовика. В данный момент ведутся переговоры о создании третьего поколения этих истребителей. На них у большие планы: считается, что в одной только Великобритании должно быть не меньше 170 «Тайфунов» до 2030 года.

В третьей версии самолеты получат полностью конформные топливные баки, в очередной раз будет полностью заменена бортовая электроника. Что еще важнее, истребитель будет комплектоваться более мощной силовой установкой, а также радиолокационной станцией с фазированной активной антенной решеткой.

Но наиболее интересной является модификация «Тайфуна», предназначенная для ВВС Великобритании (истребитель «Тайфун MK 1»). В этом варианте самолет получил совершенно новые системы указания целей и лазерные дальномеры, которые были специально разработаны израильской оборонной компанией Rafael. Значительно улучшено и бомбовое вооружение. Так, предусмотрено наличие управляемых бомб весом по 450 килограмм. Их производит американская корпорация Raytheon. Они имеют возможность наведения по лазерному лучу, а также систему GPS-коррекции.

Самолеты третьей и четвертой серий ориентировочно должны поступить на вооружение стран-участниц договора и некоторых покупателей не ранее 2017 года. Предполагается, что истребитель «Тайфун» 5-го поколения должны начать разрабатывать примерно в то же время.

Разработка данных истребителей началась в 1988 году совместно Британией, Германией, Италией и Испанией. Спустя 10 лет Великобритания подписала контракт о закупке 53 истребителей для нужд своих ВВС. Первые из них поступили в 2003 году в 17 эскадрилью, которая располагается на территории комплекса BAE Systems. Там первая партия самолетов была тщательно изучена и протестирована. Официально первые «тайфуны» поступили в ВВС 1 июля 2005 года.

Изначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 модель 1» (F2 Tranche 1), который предполагал использование самолетов только в воздушных боях для борьбы с вражеской авиацией. Однако, для задействования истребителей в полной мере в Афганистане встала необходимость реализации возможности уничтожать наземные цели. В июле 2008 года «Тайфун» был объявлен многоцелевым (мультизадачным) истребителем, способным эффективно уничтожать не только воздушные, но и наземные цели и получил аббревиатуру FGR4 (T3 — 2х местная версия самолета). Полная модернизация всех истребителей модели «F2» до «FGR4» планируется закончить к концу 2012 года.

Сейчас подписан контракт на разработку 40 истребителей «модели 3». Вместе с предыдущими моделями предполагается, что у ВВС будет порядка 107 машин «Тайфун» вплоть до 2030 года.

Истребитель легко узнаваем с любого угла обзора. Двигатели расположены под фюзеляжем (1). В передней части фюзеляжа самолет имеет два небольших «крыла» (2). Основные крылья самолета имеют треугольную форму (3). Хвост самолета высокий и имеет небольшой наклон назад (4).

Технические характеристики истребителя «Тайфун»:

Экипаж: 1/2
Двигатели: 2 турбодвигателя «Евроджет» EJ200, тягой до 20000 фунтов/c каждый
Длина: 16м
Размах крыла: 11м
Высота: 5.3м
Масса (пустого): 11000кг
Масса снаряжённого: 15550кг
Максимальная взлётная масса: 23500кг
Максимальная скорость: от 1.2 до 2х Махов (1400 — 2450км/ч)
Боевой радиус действия: от 600 до 1390км в зависимости от роли истребителя
Максимальная полета дальность (перегоночная): 3790 км
Практический потолок: 19812м
Скороподъёмность: 315м/с
Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч = 30с
Необходимая длина взлетной полосы: 700м 311 кг/ м²

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка «Маузер» в корневой части правого «полукрыла»
Точек подвески: 13 до 6500кг различного вооружения от ракет до бомб
Ракеты: AMRAAM и ASRAAM
Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II), 1000-фунтовые бомбы «Пингвин»
Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod)
Радио-локационная система: «ЦЭПТОР» (CAPTOR), а с 2010 года Активная фазированная антенная решетка (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

Показательные выступления Тайфуна FGR4 (видео)

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Играет одну из ключевых ролей. Ведущие военные державы миры имеют развитую авиационную промышленность и способны самостоятельно создавать боевые самолеты. Сегодня существует целый ряд государств (Индия, Турция, Иран), стремящихся в «высшую военно-политическую лигу», все они уделяют огромное внимание авиационной отрасли и стремятся любыми способами получить новейшие технологии в этой области. Умение строить боевые самолеты – это не только вопрос престижа, но и национальной безопасности.

В начале 80-х годов прошлого столетия европейский истребительный парк уже не соответствовал реалиям времени. Машины, созданные в 60-х годах (первого и второго поколения), выглядели явно устаревшими как морально, так и физически. В это же время в США уже началось серийное производство прекрасного многоцелевого истребителя четвертого поколения F-16 , а в СССР работали над МиГ-29 и Су-27. Американцы настойчиво предлагали европейским союзникам F-16, но для Англии, Франции и Германии было позорным не иметь своего современного истребителя.

Кроме амбиций, большую роль сыграло и нежелание терять рабочие места в столь важной области, как авиастроение, да и европейские требования к истребителю четвертого поколения несколько отличались от американских. Поэтому примерно в одно и то же время в разных странах Европы начались работы по созданию нового боевого самолета. Позже они решили объединить усилия, что привело к появлению консорциума EFA, в который первоначально вошли ведущие авиапроизводители из Англии, ФРГ, Франции, Италии и Испании.

Результатом его работы стал европейский истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon или EF2000. Его серийное производство началось в 2003 году. Сегодня эта машина стоит на вооружении ВВС Англии, Германии, Италии, Испании, Саудовской Аравии и Австрии. Планируется поставка этого самолета в Кувейт и Оман, большой интерес к EF2000 проявляет Индия.

«Еврофайтер Тайфун» выпускается в четырех различных модификациях, по одной для каждой страны, участвующей в проекте.

Отечественные и зарубежные эксперты считают, что на нынешний момент Eurofighter Typhoon – это один из лучших истребителей в мире. Последние модификации EF2000 можно отнести к поколению 4+ или даже 4++. На начало нынешнего года произведено 476 самолетов, стоимость одной машины составляет 123 млн долларов.

История создания

Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.

Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.

В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.

Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.

Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».

Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.

По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.

В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.

Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.

Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.

Изначально планировали построить 620 Eurofighter Typhoon, заказы неравномерно распределили между заводами четырех стран: Англия — 232 истребителя, Германия — 180 единиц, Италии достался 121 самолет. Испании доверили сборку 87 машин.

В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.

В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.

В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.

Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.

«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.

Описание самолета

Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель, который должен стать основой европейских ВВС в первой трети XXI столетия.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка», переднее горизонтальное оперение – цельноповоротное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидность передней кромки составляет 53 градуса. Для снижения заметности истребителя она выполнена из радиопоглощающего материала.

Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Eurofighter Typhoon имеет однокилевое вертикальное оперение.

Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен накладной броней от огня стрелкового оружия. Кабина летчика закрыта цельноформованным бескаркасным фонарем, который обеспечивает пилоту отличный обзор. В кабине установлено катапультируемое кресло, которое позволяет пилоту покидать самолет при любых скоростях и режимах полета.

Корпус EF2000 на 40% состоит из углепластиков, на 40% из различных сплавов алюминия, на 12% — из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.

Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыльев. На узлах внешней подвески могут быть размещены несколько подвесных баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе.

Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с одноколесными стойками. Основные стойки убираются в сторону фюзеляжа, а передняя стойка – вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать со взлетно-посадочных полос с невысоким качеством покрытия. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.

При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача уменьшить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.

Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета были активно использованы композитные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, внешние подвески вооружения сделаны полуутоплеными. Начиная с 2018 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изготовленной на основе фазированной решетки, которая имеет гораздо меньший уровень радиоизлучения.

Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу по 9.18 тс. При изготовлении EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать при любых режимах, монокристаллические турбинные лопатки, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, которое значительно увеличивает ее срок службы. Одна из главных особенностей двигателей самолета – их модульная конструкция, на демонтаж необходимо всего 45 минут.

«Еврофайтер» можно назвать одним из наиболее долговечных боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, конструкторы довели его ресурс до 10 тыс. часов работы.

Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет криволинейную нижнюю кромку, что также уменьшает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.

Eurofighter Typhoon оснащен электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ) без резервной механической подводки. Во многом именно она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.

Система управления вооружением состоит из инфракрасной системы переднего обзора PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначается для поиска и определения воздушных и наземных целей.

Навигационная система истребителя – инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, опознавания и определения приоритета внешних угроз и другие компоненты.

Наиболее дорогим компонентом электроники самолета является его оборонная система DASS. Она собирает и анализирует информацию от многих датчиков, которые способны воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS управляет целым рядом элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ находятся на концах консолей крыльев.

Истребитель имеет тринадцать узлов внешней подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных баков.

Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузер, она размещается в корневой части правого крыла.

Также самолет может брать на борт до 6,5 тыс. кг различных бомб.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М<1 и М>1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль» .

Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.

Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.

В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения , хотя его время наступит еще не скоро.

Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителем современности. Возможно, он и уступает по некоторым параметрам новейшим российским и американским машинам, но все равно Eurofighter Typhoon является весьма грозным противником.

На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.

Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них