Экспортная квота исчисляется как отношение стоимости экспорта. Преимущества и недостатки квот. Квотирование экспорта и импорта в условиях функционирования Таможенного союза

·

Квота

Экспортные

Импортные

По охвату квоты делятся на:

Глобальные

Индивидуальные

· Лицензирование

Разовая лицензия

Генеральная лицензия

Глобальная лицензия

Автоматическая лицензия

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.

Квотирование экспорта и импорта в условиях функционирования Таможенного союза

В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений

·

«Добровольное» ограничение экспорта

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

КВОТИРОВАНИЕ

количественное ограничение экспорта, импорта определенных видов товаров, проводимое государственными органами в качестве меры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Квотирование

комплекс мер по введению ограничений во внешнеэкономической деятельности в области производства, экспорта или импорта товаров, проводимый со стороны государства или международных организаций.

КВОТИРОВАНИЕ

меры государственного (надгосударственного) регулирования внешнеэкономической деятельности, вводимые государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров за счет установленных квот.

Квотирование

количественные ограничения производства, экспорта и импорта товаров (по физическому объему или стоимости), вводимые межгосударственными и национально-государственными органами с целью регулирования международной торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей.

КВОТИРОВАНИЕ

разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные интересы.

Квотирование (контингентирование)

ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции или одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Квотирование

вводимые государственными органами ограничения производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства сторон по международным соглашениям, а также необходимость соблюдения национальных интересов. Экспортные квоты обычно вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими доли каждой страны–участницы соглашения в производстве или экспорте определенного товара. Квоты устанавливаются и при так называемом добровольном ограничении экспорта товаров в определенную страну. К. на основе внутреннего государственного регулирования принимается для сбалансирования поставок и платежных балансов с целью регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также в качестве ответственных мер на дискриминационные действия иностранных государств. В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными государственными организациями. Копии лицензий прилагаются к таможенным декларациям для пропуска товаров за границу.

КВОТИРОВАНИЕ

ДОБЫЧИ НЕФТИ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (PRORATION). Ограничение добычи сырой нефти (в США) в виде квот производства, устанавливаемых либо в добровольном, либо в обязательном порядке с целью сохранения ее запасов и регулирования рынка сырой нефтиКвотирование осуществляется штатами с различной степенью жесткости — от обязательных квот в штате Техас, установленных его Железнодорожной комиссией (Комиссией штата по коммунальным услугам) до добровольных ограничений Комитета по сохранению запасов нефти штата Калифорния. При этом не существует никаких ограничений в штате Иллинойс, одном из основных нефтедобывающих штатов США. Нефтяной договор между штатами был подтвержден Конгрессом, к-рый на основании Нефтяного закона Коннэлли запретил перевозки между штатами нефти, добытой сверх квот, установленных на основании законов штатов о пропорциональном распределении ее добычи. Основой для установления квот в соответствии с этими законами является ежемесячная оценка спроса на сырую нефть, подготавливаемая Бюро по эксплуатации недр Министерства внутренних дел США.

КВОТИРОВАНИЕ

англ. quota – часть, доля) – введение государством на определенное время количественных ограничений объемов ввозимых (импортных) или вывозимых (экспортных) товаров. К. является широко используемым инструментом гос. регулирования внешнеэкономич. деятельности. При введении импортной или экспортной квоты устанавливается предельный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок по импорту или экспорту определ. видов товаров в установл. временныґх пределах во внешнеэкономич. отношениях с определ. странами или иностр. фирмами. К. применяется с целью уравновешивания платежных балансов, в качестве мер, обеспечивающих соблюдение нац. интересов, или ответных мер на дискриминац. действия иностр. гос-в. К. используется также госвом для регулирования спроса и предложения на внутр. рынке или исполнения обязательств, вытекающих из междунар. соглашений. В 90-е гг. К.

Нетарифные ограничения внешней торговли (стр. 3 из 10)

часто применялось и как активный фактор регулирования внешнеэкономич. отношений между группировками разл. стран. Напр., в рамках ЕС (см. Европейский экономический, валютный и политический союз) действует система, устанавливающая контроль над ввозом и вывозом определ. контингентов товаров в определ. временной период (см. Контингентирование). Эта система в отд. периоды охватывала более половины внешнеторг. оборота ЕС. К. экспорта обычно вводится в соответствии с междунар. стабилизац. соглашениями, устанавливающими доли стран-участниц соглашения в экспорте определ. вида товара. Экспортные квоты могут также устанавливаться и при т.н. добровольном ограничении экспорта товаров в определ. страну в отношении пр-тий, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции данной страны-импортера, что является примером ограничит. деловой практики с целью спасения фирм или нац. «чести мундира». К. импорта вводится гос-вом как форма протекционизма – целенаправл. ограждения внутр. рынка от товаров иностр. произва в интересах нац. производителя. В отд. случаях К. используется как элемент давления для достижения более выгодных договоренностей с контрагентом. В рамках устанавливаемых квот импорт или экспорт товаров осуществляется по выдаваемым уполномоченными на то гос. орг-циями лицензиям, копии к-рых прилагаются к тамож. декларациям

При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.

1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

· Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квоти­рование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продук­ции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или выво­зу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на им­порт или экспорт ограниченного объема продукции и одновре­менно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);

Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;

Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

· Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

Глобальная лицензия разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

Автоматическая лицензия разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

· «Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные эк­спортные ограничения (ДЭО) , когда не страна-импортер устанав­ливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязатель­ства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее вре­мя заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту.

Квота — это государственное ограничение экспорта — импор-та…

Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

Слово квота

Слово квота английскими буквами(транслитом) — kvota

Слово квота состоит из 5 букв: а в к о т

Значения слова квота. Что такое квота?

Квота (лат. quota) - норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров. Ограничительные меры называют квотированием.

ru.wikipedia.org

КВОТА (МВФ) (quota, IMF) Доля стран-участниц Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF) в общем капитале этой организации.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Квота импортная

Квота импортная - форма государственного регулирования внешней торговли, предполагающая установление количественных ограничений на ввоз в страну определенных товаров (например, определенное число автомобилей в течение года).

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

Квота Импортная - а. Метод ограничения ввоза товаров в государство. К.и. может распространяться на отдельный товар, группу товаров, на отдельное государство или группу стран.

Квота В Страховании

Квота в страховании — доля участия страховщика в страховании определенного объекта, страхуемого одновременно несколькими страховщиками в порядке сострахования.

Квота В Страховании - англ. quota in insurance доля участия страховщика объекта или риска, страхуемого одновременно несколькими страховщиками, оформленная единым страховым полисом с указанием в нем доли ответственности каждого из участников или…

Словарь бизнес терминов. — 2001

Золотая квота

Словарь финансовых терминов

Золотая квота — четвертая часть взноса страны-члена Международного Валютного Фонда в совокупный капитал Фонда, оплата которой до 1978 г. производилась золотом.

ЗОЛОТАЯ КВОТА - в Международном валютном фонде (МВФ): часть взноса страны — члена МВФ, которая оплачивалась золотом.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Тарифная квота

Тарифная квота Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере.

Словарь финансовых терминов

Словарь финансовых терминов

Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин.

Импортная квота

ИМПОРТНАЯ КВОТА - ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в…

Энциклопедия налогообложения. — 2003

ИМПОРТНАЯ КВОТА (import quota) Количественное ограничение импорта какого-либо вида товара. Квота может быть установлена в единицах стоимости или физического объема. Установленная в единицах физического объема…

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

Импортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производства, по различным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА ЭКСПОРТНАЯ КВОТА — количественный показатель, характеризующий значи- мость экспорта для народного хозяйства, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — установленный объем производства и поставок на экспорт определенных товаров. Экспортные квоты вводятся в странах, экономика которых зависит от экспорта конкретных видов сырья, как средство стабилизации цен.

Словарь финансовых терминов

Экспортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Избирательная квота

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА. 1) Количество мандатов (мест) в представительном органе, которое выделяется какой-либо национальной или социальной группе населения, субъекту федерации, другой территории, имеющей специфические особенности, и т. д.

Энциклопедический словарь конституционного права. — 2011

Избирательная квота Избирательная квота — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для всей страны в целом.

Словарь финансовых терминов

Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе.

Большой юридический словарь. — М., 2009

Индивидуальная квота

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КВОТА - квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую; устанавливается либо на основе глобальной квоты…

Индивидуальная квота Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую.

Нетарифное регулирование внешней торговли

Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Индивидуальная квота — квота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую. Различают: — пропорциональные индивидуальные квоты, устанавливаемые на основе глобальной квоты…

Словарь финансовых терминов

Гендерные квоты

gender.academic.ru

Гендерные квоты — узаконенный уровень представительства женщин и мужчин в органах власти. В основе квот лежит современная концепция равенства женщин и мужчин. В общем, квоты для женщин означают смену одной концепции равенства на другую…

Гендерный глоссарий

Русский язык

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Примеры употребления слова квота

Ранее существовала квота на работу для 21 тысячи работников из Болгарии и Румынии.

По его словам, по просьбе правительства Москвы, эта квота была упразднена министерством труда.

Аналитики, опрошенные агентством, также ожидают, что квота не изменится.

Раньше при выявлении таких случаев полученная квота перераспределялась, теперь же ее сокращают.

При этом, напомним, квота УЕФА, выделенная поклонникам дортмундского клуба, около 25 тысяч билетов.

Туда едет очень много россиян, а на страну есть определённая квота.

У нас есть стандартная квота на VIP пропуска, на Гран При Монако мы запрашиваем еще 30 пропусков дополнительно.

Система распределения рыболовных квот в России не раз становилась предметом дискуссий и судебных разбирательств. В этом году дело может дойти до международного скандала с так называемой «марокканской квотой». Причина - очередная попытка Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство) обойти требования российского закона о распределении квот в марокканских водах. И в этот раз история будет иметь не самые приятные последствия, поскольку бьет по самому больному - экономике и престижу страны.

Особый улов

Сотрудничество в рыболовстве с Королевством Марокко исторически развивалось с 1978 года, когда было подписано советско-марокканское соглашение. С тех пор стороны ежегодно согласовывают промысел пелагических видов рыб российскими рыболовными судами. Порядок распределения квот на промысел основан на «историческом принципе» и определен российским законодательством, которое охраняет интересы государства и его представителей в бизнес-сфере.

Однако уже на протяжении трех лет Росрыболовство разными способами пытается обойти закон в части распределения прав вылова в марокканских водах, доказывая в судах, что в отношении этого региона должен применяться некий специальный порядок.

Свой подход ведомство аргументировало тем, что промысел в экономической зоне королевства имеет специфику, не позволяющую применять общий порядок, установленный законом о рыболовстве и существующими правилами, утвержденными правительством России. При этом Росрыболовство не приводит какого-либо обоснования изложенной позиции нормами российского или международного законодательства.

Впервые «особый» подход был применен в 2013 году, после подписания соглашения между правительствами РФ и Королевством Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства. В нем Марокко предоставило России квоту на вылов 100 тысяч тонн рыбы (сардины, сардинеллы, скумбрии, ставриды и анчоусов) у своего побережья. При этом количество российских судов, допущенных к промыслу в атлантической рыболовной зоне королевства, было ограничено 10 единицами.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Решение вопроса распределения квот на работу в марокканских водах Росрыболовство тогда делегировало Ассоциации отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки (АОРЗПА). Свое решение ведомство как раз объяснило «особым» порядком.

Распределение квоты на добычу рыбы среди членов АОРЗПА вскоре стало причиной судебного разбирательства. Выяснилось, что большая часть квот досталась «Еврофиш» и «Альянс Марин», а крупные добытчики, осуществлявшие лов в марокканских водах в течение многих лет, остались «за бортом». Так, одна из крупнейших рыболовецких компаний страны - Мурманский траловый флот (МТФ) - получила вдвое меньшую квоту, чем рассчитывала. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала подобный шаг незаконным, а заместитель руководителя ФАС Александр Кинев прямо назвал данный случай примером картельного сговора.

В 2014 году распределение «марокканских квот» вновь не обошлось без скандала. На этот раз определить размер квот путем публичной оферты агентство поручило подконтрольному ФГУП «Нацрыбресурс». Единственным условием для заключения договоров с этим предприятием стало внесение десятью первыми претендентами оплаты в размере 555,7 тысячи долларов за судно на расчетный счет ФГУПа. Таким образом «Нацрыбресурс» якобы обеспечил беспристрастность конкурса.

Примечательно, что сообщение о планирующемся размещении оферты появилось на сайте ведомства 10 июля, а уже днем позже в 15:00 ФГУП опубликовал на своей страничке и саму оферту с платежными реквизитами для перечисления платы. В тот же день оферта была проведена. Победителями ее стали знакомые компании - холдинг «Еврофиш», выкупивший квоту для семи траулеров, а также группа «Альянс Марин», получившая право на лов для трех судов.

Как выяснилось позже, оплату они внесли практически сразу же после выхода сообщения, с 15 до 16 часов. Все остальные желающие участвовать в конкурсе (помимо МТФ исторически на марокканские квоты претендовало другое крупное предприятие - «Вестрыбфлот») и на этот раз оказались не у дел. В итоге ФАС еще раз предписало Росрыболовству прекратить действия, которые ведут к ограничению конкуренции и несправедливому порядку распределения квот. Агентство попыталось оспорить действия антимонопольного ведомства в суде, однако первая и апелляционная инстанции поддержали доводы ФАС.

На днях антимонопольщики возбудили дело в отношении должностного лица Росрыболовстве за невыполнение в установленный срок предписания. Пока же шли все эти разбирательства, путина прошла и реализовать свое законное право рыбодобытчики в прошлом году не успели.

И вновь продолжается суд

В этом году участники рынка вновь ждали конкурса, что называется, затаив дыхание. С 18 по 20 мая 2015 года в Москве прошла третья сессия российско-марокканской смешанной комиссии по рыболовству, созданной для исполнения подписанного в 2013 году межправительственного соглашения. 26 мая Росрыболовство опубликовало информационное сообщение, устанавливающее порядок участия владельцев российских судов в конкурсе на выделение квот. Согласно этому документу, все полученные заявки должны были поступить в министерство сельского хозяйства и морского рыболовства Марокко (через представительство Росрыболовства в Королевстве). Предварительный отбор заявок ФАР не предполагается.

Таким образом Росрыболовство фактически отказалось от выполнения своей государственной функции по распределению квоты, возлагая ее на иностранное государство, что ведет к нарушению государственного суверенитета России. Рынок зашумел: новые правила не просто противоречили нормам российского национального законодательства, а создали беспрецедентную ситуацию.

8 июня арбитражный суд города Москвы вынес заключение о принятии обеспечительных мер и запретил ФАР направлять заявки и документы российских юрлиц и частных предпринимателей на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных межправительственным соглашением от 2013 года.

К слову, самим марокканцам не так важно, кто будет заниматься выловом, для них важнее в срок получить компенсационные платежи, которые выплачивает российская сторона, и список судов. Печальный след оставила история с российской компанией «Севнаучфлот», которая, не расплатившись за выловленную рыбу, покинула зону Марокко. Чтобы не повторилось подобного, подданные марокканского короля требуют от Российской Федерации гарантий по обеспечению установленных правил доступа к своим ресурсам. И не более того.

Между тем частое изменение правил игры в распределении квот сводит на нет всю деятельность российских рыбопромышленников, которые не в состоянии строить долгосрочные планы, не зная, что ожидает их в будущем. Неслучайно отечественная рыбодобывающая отрасль в последнее время стагнирует: согласно данным того же Федерального агентства по рыболовству, по итогам 2014 года впервые за пять последних лет объемы добычи рыбы оказался ниже уровня предыдущих лет.

И проблему уже понимают в чиновничьих кабинетах. «Последние годы мы не занимаемся ни совершенствованием орудий лова, ни открытием новых районов промысла, ни разработкой новой продукции. Мы все собираемся и делим квоты. Похоже, других проблем в отрасли нет», - заявил в конце прошлого года председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Родин.

Тем временем история со срывом промысла российских судов у западного побережья Африки может закончиться полным прекращением промысла в марокканской подзоне. Не говоря уже о звучавших ранее заявлениях о расширении марокканской квоты. И кто бы ни нес ответственность за конкретные действия в Росрыболовстве, к России теперь будут относиться с оглядкой на эту историю.

Существуют экспортные и импортные внешнеторговые квоты

Замену же нам найти легко - к королевским чиновникам уже выстроилась очередь из европейских и китайских рыбаков, желающих заняться добычей в марокканских водах.

Открытой считается экономика той страны, где к большинству рынков, сфер и отраслей хозяйства открыт свободный доступ иностранным субъектам. В последние десятилетия в результате изменений в мировой экономике большинство стран стало принадлежать к числу государств с открытой экономикой.

Важнейшие показатели открытости экономики - участие в (удельная величина экспорта и импорта в производстве, размер внешнеторговой квоты), а также относительный вес зарубежных инвестиций относительно внутренних. К абсолютным показателям относится, например, величина экспорта товаров (услуг) в денежном выражении на душу населения. У США эта цифра составляет более 3200 долларов, у России - около 700 долларов.

При открытом характере мировой экономики государство регулирует развитие при помощи т. н. тарифных и нетарифных барьеров. К тарифным относится повышение размера на ввозимые товары. В 1948 году между странами - членами Всемирной торговой организации было заключено соглашение, с момента начала действия которого и по наше время уровень таможенных пошлин снизился в среднем с 40% до 5-7%. Сейчас рычагами воздействия, в основном, служат нетарифные методы.

Что это такое? Прежде всего - квотирование. Внешнеторговая квота - это ограничение, накладываемое на экспорт или импорт товаров по их количеству или суммарной стоимости. Квоты устанавливаются на конкретный период и бывают как общие (для государственных нужд), так и специальные:

Естественные, несущие ограничения в связи с пропускной способностью, например, нефтепроводов или портовых терминалов;

Исключительные (вводятся в чрезвычайных случаях для защиты внутреннего рынка и обеспечения национальной безопасности);

Тарифные (ограничение количества товаров, ввозимых по пониженным ставкам или беспошлинно. Товары, которые ввозятся сверх установленного лимита, облагаются пошлиной по полной ставке);

Экспортные и импортные.

Экспортная квота - это ограниченный объем экспортных поставок того или иного товара. Она обычно вводится в странах, специализирующихся на экспорте конкретного сырья в качестве меры ценовой стабилизации. Таким образом, экспортная квота является количественным показателем, характеризующим значимость для народного хозяйства экспорта определенного вида продукции или сырья. Она рассчитывается за определенный период как процентное отношение объема экспортируемой продукции (в количественном или стоимостном выражении) к величине внутреннего производства.

При добровольном ограничении экспортных поставок экспортная квота обычно устанавливается путем двусторонней договоренности или международного соглашения.

Такое соглашение может определять долю каждой из стран в экспорте какого-то конкретного товара (например, нефти). Также экспортная квота может быть введена правительством страны в целях:

Достаточного наполнения внутреннего рынка данным видом товара;

Ограничения экспорта и стабилизации цены товара на внутреннем рынке;

Обеспечения равновесия и защиты национальных производственных интересов;

Регулирования процессов спроса и предложения внутреннего рынка;

Сохранности природных ресурсов;

В ответ на дискриминацию в торговой политике других государств.

Квотирование импорта позволяет избежать зависимости от импортных поставок в случае сокращения запаса необходимых продуктов (из-за климатических или других условий) и служит инструментом в переговорах об экспортных поставках национальной продукции.

Квотирование является более гибким и прогрессивным инструментом внешнеторговой политики, чем изменение тарифов, так как последнее устанавливается законодательством страны и международными соглашениями, к тому же квота лишает возможности увеличивать объем продаж за счет снижения цен. Вдобавок путем квотирования государство может оказывать поддержку определенным производителям и отраслям.

Лицензирование внешней торговли может выступать как часть квотирования или в качестве самостоятельного инструмента воздействия. Лицензия (разрешение государственных органов) может выдаваться на совершение операций импорта-экспорта либо их объем. Применяется оно на определенный период в отношении товаров общегосударственного назначения и в ряде других случаев. В РФ лицензированию подлежит право вывоза товара по квоте, а также импорт и экспорт некоторых товаров специального назначения (военных, драгоценных камней и металлов и др.)

Проблемы современной сырьевой стратегии нефтеэкспортеров отнюдь не ограничиваются инвестиционной политикой , сохраняясь и в других смежных областях, к важнейшим из которых продолжает относиться обеспечение оптимальных объемов экспорта и соответственно валютных поступлений, а также ценообразование. Все эти вопросы представляют особый интерес, поскольку их анализ позволяет подойти к решению более общих проблем - сущности ОПЕК, механизма взаимодействия ее участников, - которые продолжают оставаться предметом длительной и достаточно оживленной дискуссии исследователей, особенно на протяжении десятилетия, минувшего после первого обострения энергетического кризиса в мировом капиталистическом хозяйстве . Для энергосырьевого хозяйства Ливии и Алжира, так же как и для данной группы отраслей и в других странах - участницах ОПЕК, характерна чрезвычайно высокая экспортная квота. Цифровые значения этого показателя применительно к основному под-  


Чтобы сдержать развитие отмеченных процессов с целью возможно дольше сохранить за нефтью, природным газом и продуктами их переработки роль крупного источника экспортных доходов, ряд членов ОПЕК, включая Алжир и Ливию, разрабатывают и уже начинают осуществлять программы экономии наиболее дефицитных видов углеводородного сырья и перехода на альтернативные энергоресурсы. Ливия строит атомную электростанцию при содействии СССР, Алжир намерен осваивать солнечную энергию. Пока еще трудно судить о том, насколько успешными окажутся эти мероприятия. Например, АНДР предполагает замедлить снижение экспортной квоты в общем производстве первичных энергоносителей с 8,5% за 1970-1979 гг. (когда она уменьшилась от начального уровня 93,5 до 85%) до 5,2% в течение 1979-1990 гг., с тем чтобы к концу прогнозируемого периода зарезервировать 79,8% годовой продукции для поставок за рубеж и расширить физический объем последних более чем ла 78 млн. т ежегодно в пересчете, на нефтяной эквивалент (рассчитано по ). Решающее значение для реализации этих планов должен иметь дальнейший рост вывоза природного газа . Он позволил бы компенсировать абсолютное и относительное уменьшение внешнеторгового потенциала нефтяной промышленности , который к началу 90-х годов вряд ли существенно превысит половину ограниченных мощностей по добыче жидкого углеводородного сырья (см. Прил., табл. 4).  

Экспортная квота Ливия АНДР 59,9 21,4 53,4 34,2 59,0 34,2  

К концу 1970-х годов разногласия между этими тремя группами стран по поводу распределения общего объема добычи, размеров экспортных квот, ценовой политики и получаемых доходов усилились. Ослабление позиций ОПЕК на мировом рынке нефти способствовало усилению этих разногласий. ОПЕК потерял воз-  

После шокового падения цен в 1986 году страны ОПЕК попытались вернуть контроль над рынком, введя экспортные квоты и сократив объем добычи нефти . Цены вновь выросли, особенно в 1989 году. Однако этот успех ОПЕК оказался временным. В 70-е годы на долю ОПЕК приходилась половина мировой добычи нефти , а в 1985 году - менее 31 %. Экспортные квоты при такой низкой доле мирового рынка перестали влиять на его состояние. Возможности ОПЕК поддерживать высокий уровень мировых цен на нефть были исчерпаны. Сокращение добычи странами ОПЕК вело к тому, что образовавшуюся брешь тотчас же закрывали другие страны. Страны МЭА, к тому же, могли маневрировать своими коммерческими и (реже) стратегическими запасами нефти. Главной заботой всех стран ОПЕК в этих условиях стала забота о сохранении своей доли продаж на мировом рынке , о том, чтобы эту долю не перехватили другие страны.  

В последние десятилетия определились долговременные тенденции в международной торговле товарами . Прежде всего это небывало высокие темпы роста , не знающие равных за всю историю мирового рынка . За 1913-1938 гг. физический объем (т.е. в неизменных ценах) экспорта возрос на 20%, а за 1950- 1998 гг. увеличился более чем в 7 раз. В 50-90-е годы XX в. мировой торговый оборот расширялся в 1,5-2,0 раза быстрее реального ВВП. В результате растущая часть производства опосредована международным обменом. Увеличивается экономическая открытость стран, т.е. повышается экспортная квота экономики - доля продукции стран, идущая на внешний рынок , и импортная квота - доля внутреннего потребления товаров , покрываемая за счет импорта. В 1938 г. средняя мировая экспортная квота составляла 9,9%, в 1958 г. - 10,9, в 1997 г. - 22,1%.  

К наиболее крупным должникам относятся государства, обладающие высоким экономическим потенциалом. Поэтому размер внешнего долга мало о чем свидетельствует. Для оценки платежеспособности необходимо иметь представление об экономической ситуации в стране, которая в конечном итоге определяет платежеспособность. Решающее значение имеет достигнутый уровень экономического развития , измеряемый объемом ВВП в абсолютном выражении и в расчете на душу населения. Но поскольку платежи по обслуживанию долга осуществляются обычно в иностранной валюте , то страны с развитым экспортным сектором экономики находятся в лучшем положении. Степень участия страны в международном разделении труда определяется экспортной квотой (соотношением экспорта с ВВП). Платежеспособность зависит от темпа роста ВВП и экспорта. Если они превышают темп увеличения внешнего долга , то платежеспособность страны будет укрепляться даже при быстром росте долга.  

Сбор за участие в конкурсах, в аукционах, за выдачу лицензий и экспортных квот  

Четвертой чертой конъюнктуры является то, что, несмотря на исключительную противоречивость, она представляет собой единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала. Всеобщая связь элементов конъюнктуры видна из анализа международных товарных рынков . Так, например, в конце января 1998 г. осложнение политического конфликта в Ираке и угроза военных действий США привели к росту цены на нефть. Это, в свою очередь, увеличило спрос на нефть других стран Азиатского региона, но после заявления министра нефти Саудовской Аравии о нежелании снизить объем экспортных квот цены на нефть упали.  

ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - установленный объем производства и поставок на экспорт определенных товаров. Обычно квоты устанавливаются международными торговыми соглашениями и двусторонними договоренностями.  

С 1 июля 1992 г. введен новый порядок экспорта стратегически важного сырья - нефти, газа, нефтепродуктов, других энергоносителей, металлов. Раньше из-за некомпетентности экспортеров эти товары продавались за рубежом значительно дешевле цен мирового рынка . Теперь экспорт такого сырья будет осуществляться только предприятиями, зарегистрированными в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации и имеющих специальное разрешение. Выделенные экспортные квоты будут продаваться на аукционах.  

В начале 80-х годов американская автомобильная промышленность при поддержке своих рабочих успешно лоббировала введение квоты на импорт японских автомобилей. Японское правительство, в свою очередь, распределило эту квоту среди производителей автомобилей. Ограниченное предложение японских автомобилей на американском рынке позволило японским производителям увеличить свои цены и, следовательно, свои прибыли. Американские квоты на импорт в действительности обеспечили японских производителей автомобилей соглашением типа картеля, которое увеличило их прибыли. Когда в середине 80-х годов американские квоты на импорт были отменены, японское правительство заменило их собственной системой экспортных квот для японских производителей автомобилей. (Ключевой вопрос 7.)  

Для определения степени интернационализации хозяйственной деятельности применяется специальный показатель - экспортная квота производства. В нем фиксируется доля продукции, производимой на экспорт  

Что касается нашей страны, то ее экспортная квота (при пересчете на основе официального курса рубля) повысилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996 г. Но это произошло главным образом за счет почти двукратного сокращения объема ВВП. Важно также отметить, что объем российского сырьевого экспорта (нефть, газ, лесоматериалы, металлы, алмазы) целиком зависит от состояния мирового рынка , и возможности его расширения практически исчерпаны.  

Заметно повысилась мировая экспортная квота (20% в 1997 г.). Этот показатель составляет в среднем для развитых стран 27%, для развивающихся стран - 12%.  

В первую очередь это показатели участия в мировой торговле . Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП - только по добавленной стоимости . Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики . Часто экспортную квоту исчисляют только по экспортируемым товарам  

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспортной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70-80 гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между вывозом капитала и внутренними капиталовложениями в ведущих странах Западной Европы , которое существовало в указанный период (например, накануне Первой мировой войны Великобритания экспортировала капитала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира - Восточной и Юго-Восточной Азии.  

Экспортная квота в странах с примерно одинаковым уровнем экон кого развития заметно различается в Японии - 10%, Германии - 25 и Н дах - 55%. Чем можно объяснить эти различия  

Поступательное развитие МРТ приводит к повышению роли внешней сферы в современной экономике. Это проявляется прежде всего в быстром расширении традиционной формы внешнеэкономической деятельности - торговли, что находит выражение в достаточно быстром росте экспортной квоты. Она поднялась с 10,9% в 1970 г. до 14% ВВП всего мира в 1990 г.  

Так, по последним данным, объем экспорта товаров и услуг стран ЕВС составил 17,1% их совокупного ВВП, тогда как экспортная квота в Японии и в США равнялась соответственно 11,6 и 11,0%. На импорт стран Еврозоны приходится около 15% их ВВП, тогда как импортная квота в США составляла 13%, а в Японии - 10%.  

Экспортная квота охватывает перечень товаров, экспорт которых осуществляется с ограничениями в соответствии с международными обязательствами РФ.  

Каким целям служат импортная и экспортная квоты  

Изучаемые страны к концу прошлого десятилетия экспортировали от 90% (Алжир) до 96% (Ливия) общего физического объема производства этой продукции. В тот же интервал вписывались параметры еще двух африканских нефтеэкспортеров - Нигерии и Габона, а также одного ближневосточного государства - Ирака. Более высокая (свыше 97-98%) экспортная квота наблюдалась лишь у четырех аравийских нефтяных монархий (Саудовской Аравии , Кувейта, ОАЭ и Катара). Показатели четырех остальных участников ОПЕК были заметно ниже. Средневзвешенный уровень для всех членов организации, вместе взятых, определялся в 93%. К началу 90-х годов большинство специалистов предсказывают существенное его снижение. Например, согласно прогнозам американского исследователя Ф. Фешараки, последнее могло бы достигнуть порядка 20%.  

В сложившейся обстановке, которая отягощается затянувшимся ирано-иракским конфликтом, участникам ОПЕК все труднее согласовывать свои интересы и действия. Одновременно со стороны крупнейшего нефтеэкспортера - Саудовской Аравии - предпринимаются все более активные попытки привнести в эту организацию тот самый силовой принцип, который характерен для классических монополистических группировок. Так, резолюция чрезвычайной лондонской конференции ОПЕК, принятая 14 марта 1983 г., формально закрепила за аравийским королевством роль своеобразного арбитра, которая присвоена им фактически ранее благодаря начавшемуся в 1981 г. спаду конъюнктуры на рынке жидкого топлива. Ключевая позиция обеспечивается тем, что в отличие от всех других участников организации, которым выделялись четко ограниченные экспортные квоты, для этой страны не устанавливался потолок производства. Предполагалось регулирование саудовской нефтедобычи и экспорта в зависимости от динамики рыночной ситуации . Последняя же, по всей видимости, подлежит индивидуальной оценке данным государством.  

Непосредственно за сентябрьской революцией 1969 г. в Ливии последовали глубокие изменения экономической и социальной политики . Однако перемены произошли прежде всего в ее целях, методах и социальной направленности, в значительно меньшей степени затронув инструментарий и базу, которые за период 60-х годов успели набрать весьма сильную инерцию. Прежде всего сохранился открытый тип ливийской экономики, ставший почти неотъемлемым признаком малых нефтеэкспортирующих стран, но характерный также, хотя и в несколько меньшей степени, для таких гораздо более крупных государств, как Алжир. Воспроизводственные процессы и в первую очередь условия реализации основной части валового продукта для них в значительной мере продолжают определяться факторами мирового капиталистического рынка, как свидетельствуют данные табл. 9 об экспортной квоте в производстве ВВП и об импортной - в потреблении.  

В основе роста эффективности экономики, как известно, лежит разделение труда , как в национальных границах, так и в глобальных масштабах. По многим показателям степень интернационализации мировой экономики в начале века была достаточно высокой. Внешнеторговая квота (экспорт плюс импорт к ВВП) в начале XX в. в целом составляла 20-30%. Для некоторых стран она была заметно выше. Так, экспортная квота английской промышленности в 1912 г. составляла 40%, а ежегодные английские инвестиции за рубежом перед Первой мировой войной в среднем превышали внутренние в 3-4 раза1. Высока была экспортная квота в колониях и зависимых территориях, даже без учета заниженных вывозных цен, что затрудняет сопоставление этого показателя с современных уровнем.  

Чтобы достаточно обоснованно судить о степени вовлечения ресурсов страны в процесс международного разделения труда, необходимо наряду с концентрацией производства использовать и сведения о развитии внешней торговли между этой страной и другими участниками МРТ. Именно данные о состоянии внешней торговли показывают, что валовой внутренний продукт в отдельных странах расходуется не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и идет на продажу на мировом рынке. Вопрос о том, какую сторону внешней торговли нужно брать для проведения анализа - экспорт, импорт или товарооборот в целом, - зависит от конкретных целей исследования. Представляется, что при рассмотрении степени вовлечения всех ресурсов страны в процесс международного разделения труда или, иначе измерения внешнеторговой интенсивности стран можно применять все эти параметры, хотя их значение и разное.

В мировой практике для измерения внешнеторговой интенсивности стран используют два типа показателей: объем внешней торговли (или экспорта или импорта отдельно) на душу населения страны и отношение экспорта (или импорта, или внешнеторгового оборота отдельно) к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

1) объем экспорта, импорта или внешнеторгового оборота на душу населения:

где E д - экспорт на душу населения;

I д - импорт на душу населения;

ЗТО д - внешнеторговый оборот на душу населения;

E - стоимость национального экспорта за год;

I - стоимость национального импорта за год;

ЗТО - внешнеторговый оборот страны за год (Е + I);

Ч - численность населения страны на соответствующий год.

Эти показатели широко используются в международных сопоставлениях.

Экспортная квота

В международных сопоставлениях экспортная квота используется не только для характеристики уровня интенсивности внешней торговли страны, но и с целью оценки уровня открытости национального хозяйства, участия в международном разделении труда.

Она рассчитываются по формуле:

где Е - годовой объем экспорта страны;

Экспортная квота имеет важное аналитическое значение. Во-первых, она свидетельствует о степени зависимости производства национальной экономики от сбыта своих товаров на рынках других стран. Во-вторых, доля экспорта в валовом внутреннем продукте показывает возможности данной страны производить определенное количество продукции для продажи на мировом рынке.

3) импортная квота как доля импорта в валовом внутреннем продукте страны характеризует также уровень зависимости страны от импорта товаров и услуг. Она рассчитывается по формуле:

де К і - квота импортная;

I - годовой объем импорта страны;

ВВП - валовой внутренний продукт страны за аналогичный период.

Импортную квоту можно сопоставить с экспортной квотой и таким образом установить соотношение между экспортом и импортом. Они могут быть равны, но чаще всего эти величины не совпадают.

4) внешнеторговая квота:

Эта квота рассчитывается по формуле:

де К зт - квота внешнеторговая;

Е, І - годовой объем, соответственно, экспорта и импорта страны;

ВВП - валовой внутренний продукт страны за аналогичный период.

Внешнеторговая квота показывает общий объем внешнего товарооборота данной страны со страной-партнером или со всем мировым сообществом, но не дает при этом его качественной характеристики.

На практике ни один из указанных показателей интенсивности не имеет самостоятельного значения для оценки уровня интенсивности торговли стран. Вместе с тем, между уровнем внешнеторговой интенсивности стран и уровнем их экономического развития существует тесная связь. По уровню внешнеторговой интенсивности страны можно определить характер и функции внешней торговли:

Низкий - минимальный уровень импорта, необходимый для функционирования экономики; экспорт может покрыть только критический импорт от состояния мирового рынка и цен на нем.

Средний - импорт удовлетворительно покрывает не только основные потребности, но и позволяет закупать изделия с достаточно высоким техническим уровнем, однако без налаживания широкого международного производственного сотрудничества; обмен простых товаров на более сложные основном на неэквивалентный основе.

Высокий - развитая производственная кооперация, высокая доля комплектующих, узлов и т.п. в обмене; внешняя торговля влияет на экономику, формируя ее структуру и повышая эффективность.

5) уровень внутриотраслевого обмена в международной торговле. Внутриотраслевая торговля отражает параллельный экспорт и импорт изделий одной и той же отрасли данной страны (или группы стран) за определенный период времени (чаще за год). Показатели внутриотраслевой торговли рассчитываются по методике Грубеля-Ллойда.

Уровень внутриотраслевой торговли определяется как разница общего оборота данной отрасли и объема межотраслевой торговли этой отрасли:

де H i - уровень внутриотраслевой торговли;

E i , I i - соответственно, экспорт и импорт отрасли «i »;

(E i + I i ) - стоимость внешнеторгового оборота отрасли «i »;

| E i – I i | - абсолютная стоимость разницы между экспортом и импортом изделий данной отрасли равна объему межотраслевой торговли отрасли «і ».

5. Показатели экономической эффективности экспорта и импорта. Расчет экономической эффективности осуществляется путем сопоставления достигнутого экономического результата (эффекта) с затратами ресурсов на получение этого эффекта. Экономические результаты и затраты ресурсов имеют количественное измерение, а потому и экономическая эффективность может измеряться количественно.

Каждому уровню оценки соответствует свой вид экономических интересов и свой критерий эффективности. Так, на макроэкономическом (народнохозяйственном) уровне под экономической эффективностью внешней торговли понимается степень экономии национального труда, достигаемая страной вследствие ее участия в международном разделении труда и внешнеторговом обмене. Критерием экономической эффективности при этом является экономия национального труда, как дополнительный источник роста валового внутреннего продукта и других экономических и социальных макропоказателей. А на уровне предприятий и других хозяйственных субъектов под экономической эффективностью внешнеторговых операций понимается степень увеличения дохода от этих операций. Критерием экономической эффективности здесь является прибыль как основная мера эффективности.

· макроэкономический показатель эффективности внешнеторгового оборота:

где Е то - эффективность внешнеторгового оборота;

В І - экономия затрат в результате импорта;

В Е - национальные расходы на экспорт.

Для национальной экономики в целом важно, чтобы национальные затраты на экспорт (В Е) были менше, чем размер экономии расходов в результате импорта (В і). Только в этом случае страна экономит национальную работу, участвуя в международном товарообмене.

2) макроэкономический показатель эффективности экспорта:

где E Е - эффективность национального экспорта;

V Е - валютная выручка от экспорта товаров и услуг;

B Е - национальные расходы на экспорт.

6. макроэкономический показатель эффективности импорта:

где E i - эффективность национального импорта;

B i - экономия затрат в результате импорта;

V i - валютные расходы на импорт.

Сферой использования этих макроэкономических показателей является лишь аналитические макроэкономические расчеты с целью разработки и обоснования возможных вариантов торгово-политических мероприятий, направленных на реализацию государственных интересов в развитии внешнеторговой деятельности страны.

6. Показатели динамики отражают тенденции и скорость изменений показателей международной торговли в течение определенного времени. Это относительные величины, которые рассчитываются посредством статистических методов:

1) показатели темпов роста:

· темпы роста экспорта

Т р.э. = Е о.г. / Е б.г. * 100%,

где Т р.э. – темпи роста экспорта;

Е о.г. – объем экспорта в отчетном году;

Е б.г. – объем экспорта в базисном году.

· темпы роста импорта

Т р.и. = І о.г. / І б.г. * 100%,

де Т р.и. – темпы роста импорта;

І о.г. – объем импорта в отчетном году;

І б.г. – объем импорта в базисном году.

· темпы роста внешнеторгового оборота

Т р.вт.об. = ВТО о.г. / ВТО б.г. * 100%,

где Т р.вт.об. – темпы роста внешнеторгового оборота

ВТО о.г. – объем внешнеторгового оборота за отчетный год;

ВТО б.г. – объем внешнеторгового оборота за базисный год.

Показатель темпов роста (снижения) используют для оценки тенденций изменения показателей объемов международной торговли за какой-нибудь период времени. Темпы роста представляются в процентах за период, который исследуется, и демонстрируют тенденции общей динамики роста или снижения показателей, позволяют определить величину, на которую произошли эти изменения с течением времени.

· показатели темпов прироста:

– темпы прироста экспорта

Т пр.е. = (Е о.г - Е бг.) / Е бг. * 100%, або Т пр.е. = Т р.э. – 100%,

де Т пр.э. – темпы прироста экспорта;

Т р.э – темпы роста экспорта за отчетный год;

Е ог – объем экспорта в отчетном году;

Е бг. – объем экспорта в базисномгоду.

– темпы прироста импорта

6) темпы прироста внешнеторгового оборота

аналогично темпам прироста экпорта

Показатели темпов прироста (снижения) используют для оценки скорости изменения показателей уровня международной торговли за единицу времени периода исследования. Темпы прироста представляются в процентах и демонстрируют величину прироста или снижения показателей международной торговли.

3.4. Ценообразование в международной торговле.

Национальная стоимость товаров в каждой стране определяется на основе уровня общественно-необходимых затрат труда на производство этих товаров. При осуществлении международной торговли национальный труд выступает как доля совокупного труда в мировом хозяйстве. Поэтому, в основе международной торговли лежит интернациональная стоимость товара, которая определяется общественно-необходимым временем на его изготовление при среднемировых общественно-нормальных условиях производства.

Цена – это денежная сумма, которую рассчитывает получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель за данный товар или услугу.

Цены на товары и услуги на мировом рынке устанавливаются под влиянием определенных факторов :

1. Общеэкономические факторы - действуют независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:

· экономический цикл;

· состояние совокупного спроса и предложения;

· инфляция.

2. Конкретно-экономические факторы – обусловлены особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:

· затраты;

· прибыль;

· налоги и сборы;

· предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

· потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность).

3. Специфические факторы – действуют только относительно некоторых видов товаров и услуг:

· сезонность;

· эксплуатационные затраты;

· комплектность;

· гарантии и условия сервиса.

4. Внешнеэкономические факторы - связаны с действием внешнеэкономических инструментов:

· государственное регулирование;

· валютный курс.

5.Специальные факторы – связаны с действием особых механизмов:

· политические;

· военные.

На мировом рынке происходит сравнение разных национальных цен на товар, и мировая цена образуется под влиянием тех национальных цен, в основе которых заложены среднемировые общественно-необходимые в мировом масштабе затраты производства, то есть как интернациональная цена производства. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены значительных, систематических и устойчивых экспортных или импортных договоров, которые заключаются в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, какао бобы и т.д.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности , связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Поэтому они должны постоянно работать в режиме сравнения своих затрат производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием разнообразных коммерческих и торгово-политических факторов.