Двадцать пятый кадр. Технология "25 Кадр"

Давно известно воздействие на умы телезрителей "непозволительными" методами, из-за чего человек становится настоящим зомби.

Наиболее скандальный метод "телезомбирования" - эффект "невидимого" или 25-го кадра. Суть его состоит в следующем. Как известно, для того чтобы человеческий глаз при проекции кинофильма или телепередачи не замечал перехода от одного кадра к другому, за секунду должны меняться 24 кадра. Так называемый "25-й кадр" невозможно уловить глазом, но психологи давно знают, что он обладает очень мощным суггестивным воздействием и поэтому его использование запрещено.

Сама по себе идея 25-го кадра появилась еще в 1957 году благодаря американскому психологу Джеймсу Вайкери и была проста, как все гениальное. Стандартная скорость движения кинопленки в проекторе - 24 кадра в секунду. Вклеим двадцать пятый - зритель и не заметит, а вот информация, которую несет "невидимый" кадр, прочно застревает в человеческом подсознании.

После сеансов Вайкери выходящие из кинозала вдруг начинали испытывать необъяснимую симпатию к попкорну и кока-коле, именно эти продукты решили прорекламировать новым способом прежде всего. Рекламные фирмы очень обрадовались новому источнику дохода, но власти посчитали такое "зомбирование" зрителя нарушением прав человека и методику 25-го кадра запретили.

Но ЦРУ, КГБ и другие им подобные организации не прошли мимо этой разработки и тому есть множество свидетельств. То и дело вспыхивают скандалы: там вклеивают "невидимые" кадры в сетку телевещания для очернения одного кандидата, там - для прославления другого. Недавно было приостановлено действие лицензии на вещание в Екатеринбурге телекомпании "Авторские телевизионные новости" из-за сознательного использования компанией 25-го кадра для психологического воздействия на своих зрителей. Что ж, может, и вклеивают. Но весь вопрос в том, не напрасно ли? Неужели сила пресловутого 25-го кадра действительно так велика? На российском рынке действует несколько компаний, предлагающих аудио-, видео- и компьютерные программы изучения иностранных языков по методике "25-го кадра". В рекламе своей продукции они обычно ссылаются на давно доказанную эффективность подобных методов, для солидности упоминая секретные эксперименты.

В рекламном объявлении одной из них утверждается, что "многочисленные научные эксперименты, начатые сорок лет назад в ЦРУ, КГБ и в других спецслужбах, показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Это связано с тем, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% на осознаваемом уровне".

Субсенсорная, то есть не осознаваемая человеком информация, действительно усваивается мозгом. Однако вся проблема в том, что она так и остается неосознаваемой. Человек не может по своей воле извлекать из памяти то, что попало туда помимо его сознания. Добраться до этих необозримых кладовых нашей памяти можно, либо воздействуя на определенные участки мозга электродами (что было случайно установлено во время нейрохирургических операций), либо в критических ситуациях (например, перед казнью в сознании человека мелькает вся его жизнь).

В нормальных же условиях бессознательное так и остается бессознательным. Поэтому все утверждения рекламы о том, что освобожденная от "фрейдовской цензуры" память "начинает творить чудеса, перерабатывая и навечно запечатлевая огромные массивы информации", являются правдой лишь отчасти. Так, реклама утверждает, что "за один-два часа испытуемый усваивал на уровне узнавания более 60% предъявляемых слов". Ключевые слова здесь: "на уровне узнавания". Они означают, что, когда человеку предъявят эти же слова, он их "узнает", то есть скажет: "Да-да, я их где-то видел", но вряд ли сможет сказать, ЧТО они означают...

Да и вообще идея измерять знание иностранного языка тысячами выученных слов - довольно странная. Ведь это знание определяется вовсе не ощущением, что все эти слова мы где-то слышали, а способностью понимать иностранную речь, разговаривать, читать и писать на иностранном языке. Ни одного исследования, которое объективно сравнило бы результаты, полученные за одинаковое число занятий по обычным методикам и по методике "25-го кадра", фирмы, предлагающие эти методики, не представили.

А вот методика "25-го кадра" в наркологии используется российскими медиками уже более 15 лет и, по утверждению специалистов, дает ощутимые результаты. Абсолютно противопоказана она лишь больным эпилепсией и шизофренией. Эффективность ее довольно высока.

Коротко принцип лечения состоит в следующем. Пациент некоторое время не прикасается к рюмке или воздерживается от употребления наркотиков. Потом получает краткую информацию об эффекте 25-го кадра и сам формулирует для себя задачу. Например: "Пять лет я не буду пить". После чего просматривает видеокассету, с которой в течение получаса цифра 5, словосочетание "5 лет без алкоголя" и ему подобные настойчиво проникают в подсознание больного с "невидимых" кадров. В зависимости от характера заболевания может быть проведен один или несколько сеансов "видеокодирования".

Специалисты утверждают: ничего удивительного, ведь одновременно с методикой 25-го кадра используется обычная психотерапия, а что конкретно лечит больного - неясно.

Думается, в данном случае это не имеет принципиального значения. Важно, что помогает. Пусть лечение достигается даже просто самовнушением, без участия видео...

Источник:
podrobnosti.ua

Эффект 25-го кадра. 25 кадр, правда о 25 кадре

Что такое «Эффект 25-го кадра»?

О нем говорят, о нем пишут, о нем спорят. Его боятся, и он медленно, но верно становится причиной массовой паранойи, которую недавно подкрепили эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания, заявив, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия. Многие, наверняка, слышали о так называемом «эффекте 25-го кадра», но далеко не все представляют себе, что это такое, в каких целях его можно использовать, и насколько он эффективен. Для начала давайте обратимся к истории его возникновения.

В 1957 году известный американский психолог, член Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации по изучению рынка, Джеймс Вайкери провел ряд опытов в кинотеатрах города Нью-Джерси, которые и положили начало целенаправленному использованию «эффекта 25-го кадра». Как известно, Вайкери установил в кинотеатре дополнительный проектор, с помощью которого во время показа фильма на экран также проецировались фразы «Пейте кока-колу» и «Ешьте поп-корн». Эти ключевые фразы демонстрировались на экране так быстро - всего 1/300 долю секунды - что человеческий глаз просто не мог их заметить. Человек не сознавал, что он видит это изображение. Тем не менее, Вайкери был уверен, что эта информация будет уловлена подсознанием, минуя сознание. Результаты опытов с блеском подтвердили это предположение. На тех сеансах, где работал дополнительный проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна - на 50%.

Оказалось, что «эффект 25-го кадра» - очень мощное средство внушения. При многократном повторе информация из двадцать пятого кадра прочно укрепляется в подсознании и при использовании специальной методики занятий может быть выведена на сознательный уровень. Идея всем понравилась, и изобретение очень быстро оказалось на телевидении, получив название «эффект 25-го кадра» (в обычном кинофильме кадры сменяются 24 раза в секунду, а если вклеить еще один, то будет 25 - отсюда и название). Вайкери не афишировал детали своего эксперимента (в частности, объяснение разницы в процентах между проданными товарами), объясняя это нежеланием раскрывать содержание своей заявки на патент. Но это не мешало людям безропотно верить в эффект 25-го кадра, и открытие подпороговой рекламы несколько лет приносило автору миллионы долларов. И все бы было хорошо, но в 1958 году поднялся вопрос о выдаче патента. В Вашингтоне была создана специальная федеральная комиссия, которая присутствовала на закрытой демонстрации экспериментального фильма с вклеенным в кинопленку 25-м кадром, содержащим текст: «Ешьте поп-корн». После просмотра члены комиссии единодушно пришли к выводу о недостоверности данных Джеймса Вайкери и о фиктивности его «технологии воздействия». Не получив патента, он сначала публично сознался в фальсификации экспериментальных результатов, вернув себе доброе имя, а потом заменил термин «подпороговая реклама» на термин «напоминающая реклама», вернув себе свои миллионы. На этом история Джеймса Вайкери закончилась.

В настоящее время ученые констатируют невозможность психологического воздействия посредством 25-го кадра. Установлено, что процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра, глаз просто не успевает распознать предъявляемый объект, выделить в нем информативное содержание, адекватное цели действия. Причем эти данные никто не скрывает, и любой человек может с ними ознакомиться. Было бы желание.

Однако такое желание возникает далеко не у всех. Подсуетились некоторые компании, разрабатывающие методики, позволяющие, если верить их рекламе, улучшать процесс запоминания иностранных слов. Они стали ссылаться на эффект 25-го кадра и рассказывать в своих аннотациях про эксперимент Джеймса Вайкери, конечно же, скрывая подробности. Спрос увеличивался не по дням, а по часам. Система заработала.

На самом деле предлагаемые этими компаниями приемы ориентированы исключительно на запоминание, то есть основаны на совершенно иных психологических принципах. В этих методиках информация, предназначенная для запоминания, «мигает» на экране, благодаря чему она заучивается лучше, чем если бы она была предъявлена однократно в течение достаточно длительного времени. В мнемотехнике - системе опосредствованного запоминания - описано много подобных способов заучивания материала, ставших известными еще несколько тысячелетий назад. Например, в древней Индии йоги, чтобы запомнить определенный объект, глядя на него, многократно и очень быстро открывали и закрывали глаза, мысленно представляя его себе. Технология 25-го кадра, как не трудно догадаться, тут совсем ни при чем, ведь ее Джеймс Вайкери рассматривал не как способ, облегчающий запоминание, а как метод внушения, управляющий волей и поведением человека. Но такая правда повредит спросу.

В образовании эта схема применяется широко, там она не запрешена. Рекламным компаниям повезло меньше.

Эффект 25-го кадра. 25 кадр, правда о 25 кадре

История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.

Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание большой группы людей породил мифы, которые озвучиваются по телевизору, созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во мнении: ни доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно заявлениям печати, эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) утверждают, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия.

Сложившуюся картину объясняют исследования, проведенные в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН. Они показывают, что усиление слухов о способах воздействия на сознание больших групп людей является следствием синдрома воздействия. Синдром примечателен тем, что общность несведущих или нездоровых людей сеет мифы в головы своих соотечественников. Таким образом, сложился уникальный феномен массового сознания – гигантское количество людей уверено, что они могут попасть под чье-либо влияние.

Большинство зрителей имеет весьма скудное представление о принципах, положенных в основу кино и телевидения, поэтому их внешнее сходство нивелирует различия между способами воспроизведения и восприятием изображения. Синдром усиливает тот факт, что примерно 70% людей обладают конформистским мышлением (находится под влиянием зависимости от мнения большинства), а собственным мнением могут обладать около 30% населения.

Существует техническая возможность заменить один или несколько кадров в передаваемом телевизионном изображении. В то же время законодательство многих государств запрещает рекламные трюки, которые могут оказывать на потребителя неосознаваемое им воздействие... Например, статья 10 закона о рекламе РФ.

Эффект 25-го кадра. 25 кадр, правда о 25 кадре

Особенности зрения

Любое изображение представляет собой совокупность участков с различной яркостью (полей зрения). Процесс зрения основан на фотохимическом воздействии света на родопсин (зрительный пурпур) в палочках и йодопсин – в колбочках сетчатки глаза. Под действием света эти вещества отбеливаются и становятся к нему нечувствительными. В темноте вещества восстанавливаются до максимальной степени чувствительности. Ощущение яркости зависит от количества отбеленного йодопсина и родопсина.

Эффект 25-го кадра. 25 кадр, правда о 25 кадре

Адаптация

Без контроля сознанием происходит приспособление глаз к условиям освещенности. Конечное состояние, при котором устанавливается светочувствительность глаза для данного уровня яркости, называется адаптацией.

Адаптация обеспечивается тремя явлениями:
изменением диаметра отверстия зрачка;
перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки;
различной реакцией палочек и колбочек.

Зрачок изменяется в диаметре от 2 до 8 мм, при этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз. Сокращение зрачка происходит за 5 с, а его полное расширение за 5 мин. При этом за первые 10 с зрачок расширяется на 2/3 своего диаметра. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, адаптируются с различной скоростью. Адаптация колбочек длится около 7 мин, а палочек не более часа. Адаптировавшись, глаз может наилучшим образом воспринимать увиденное.

Бытует мнение, что глаз обладает предельной чувствительностью, т.е. он в состоянии зарегистрировать одиночный квант света. Это не верно. В действительности вспышка света может восприниматься лишь в том случае, если площадью сетчатки, соответствующей дуге в 10 угловых минут, в течение примерно 0,1 с будет поглощаться порядка 10 квантов.

По оценкам такая поверхность содержит около 500 палочек; поэтому вероятность поглощения одной палочкой более одного кванта света весьма невелика. Это означает, что одиночный квант действительно может активизировать палочку, тем не менее, одиночная палочка поглотившая квант, сама по себе не способна вызвать зрительный сигнал.

Зрительной системе необходимы почти одновременно сигналы более чем одной палочки (около 10). Эти сигналы должны суммироваться в одном из отделов зрительной системы, и только тогда наблюдатель сможет воспринять вспышку света. Уровень такого сигнала соответствует абсолютному порогу зрения.

Согласование со зрительной системой человека обеспечивают масштабные, яркостные и цветовые параметры изображения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что при просмотре телевизионной передачи «дополнительное» воздействие может восприниматься только посредством зрения в виде сигнала яркости или цвета.

Двадцать пятый кадр


История 25-го кадра начинается с 1957 года. Джеймс Вайкери провел в кинотеатрах Нью-Джерси серию экспериментов. Во время демонстрации кинофильма посредством дополнительного проектора в моменты смены кадра дополнительно проецировались кадры рекламы. В кино кадры сменяются 24 раза в секунду, поэтому такой способ «дополнительной» проекции получил название 25-го кадра. Эксперимент получил широкую огласку и был запрещен законом. Запретный плод сладок и притягателен, поэтому изобретение стали усовершенствовать и экспортировать.

Этот самый известный и устрашающий пример воздействия на сознание большой группы людей породил мифы, которые озвучиваются по телевизору, созревают в газетах, журналах и книгах. Все единодушны во мнении: ни доказать, ни опровергнуть сие чудо нельзя. В то же время, согласно заявлениям печати, эксперты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР, г. Москва) утверждают, что использование однокадровой вставки является стандартной методикой психологического воздействия.

Сложившуюся картину объясняют исследования, проведенные в лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН. Они показывают, что усиление слухов о способах воздействия на сознание больших групп людей является следствием синдрома воздействия. Синдром примечателен тем, что общность несведущих или нездоровых людей сеет мифы в головы своих соотечественников. Таким образом, сложился уникальный феномен массового сознания – гигантское количество людей уверено, что они могут попасть под чье-либо влияние .

Большинство зрителей имеет весьма скудное представление о принципах, положенных в основу кино и телевидения, поэтому их внешнее сходство нивелирует различия между способами воспроизведения и восприятием изображения. Синдром усиливает тот факт, что примерно 70% людей обладают конформистским мышлением (находится под влиянием зависимости от мнения большинства), а собственным мнением могут обладать около 30% населения.

Существует техническая возможность заменить один или несколько кадров в передаваемом телевизионном изображении. В то же время законодательство многих государств запрещает рекламные трюки, которые могут оказывать на потребителя неосознаваемое им воздействие... Например, статья 10 закона о рекламе РФ .
Кино и телевидение – не одно и то же

В общем случае изображение, наблюдаемое на экране, должно обеспечивать восприятие образа таким, каким его воспринимает зритель при непосредственном наблюдении. Параметры изображения выбираются так, чтобы подробно воспроизвести в сознании зрителя все характеристики образа. Тут самое время вспомнить, что сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. .

В кино и телевидении используется принцип последовательной передачи изображения. На этом сходство кино и телевидения заканчивается. В отличие от кино, где изображение кадра проецируется на экран полностью, в телевидении синтез изображения осуществляется посредством чересстрочной развертки.

Нормативно-технический документ, устанавливающий нормы параметров телевизионных изображений, называется стандартом. В мире действуют 10 стандартов: В, D, G, H, I, К, K1, L, М, N; и три системы цветного телевидения – SECAM, PAL, NTSC.

Параметры развертки изначально были установлены для черно-белого телевидения. Выбором их значений обеспечен компромисс в четкости изображения между требованиями зрительного восприятия и техническими возможностями. Чересстрочная развертка, принятая повсеместно в телевизионном вещании, осуществляется передачей одного кадра двумя полями (полукадрами) (см. 1.2.2).

Стандарт M предусматривает развертку на 525 строк и 60 полей, а все остальные используют развертку на 625 строк и 50 полей (полукадров). Это сделано из соображений равенства ее частоте промышленного тока с целью устранения динамических искажений геометрии и яркости изображения. Изображение воспринимается сознанием телезрителя как немелькающее, так как частота смены кадров превышает критическую частоту зрения – 40...46 Гц .

Рассмотрим возможности: передачи «дополнительного» телевизионного изображения, его воспроизведения на экране телевизионного приемника и восприятия телезрителями. В статье не будут рассматриваться другие способы воздействия, например, передача информации по сверхчувственным каналам (см. Физика и паранормальные явления ).
Особенности зрения

Любое изображение представляет собой совокупность участков с различной яркостью (полей зрения). Процесс зрения основан на фотохимическом воздействии света на родопсин (зрительный пурпур) в палочках и йодопсин – в колбочках сетчатки глаза. Под действием света эти вещества отбеливаются и становятся к нему нечувствительными. В темноте вещества восстанавливаются до максимальной степени чувствительности. Ощущение яркости зависит от количества отбеленного йодопсина и родопсина.

Адаптация

Без контроля сознанием происходит приспособление глаз к условиям освещенности. Конечное состояние, при котором устанавливается светочувствительность глаза для данного уровня яркости, называется адаптацией.

Адаптация обеспечивается тремя явлениями:
изменением диаметра отверстия зрачка;
перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки;
различной реакцией палочек и колбочек.

Зрачок изменяется в диаметре от 2 до 8 мм, при этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз. Сокращение зрачка происходит за 5 с, а его полное расширение за 5 мин. При этом за первые 10 с зрачок расширяется на 2/3 своего диаметра. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, адаптируются с различной скоростью. Адаптация колбочек длится около 7 мин, а палочек не более часа. Адаптировавшись, глаз может наилучшим образом воспринимать увиденное.

Бытует мнение, что глаз обладает предельной чувствительностью, т.е. он в состоянии зарегистрировать одиночный квант света. Это не верно. В действительности вспышка света может восприниматься лишь в том случае, если площадью сетчатки, соответствующей дуге в 10 угловых минут, в течение примерно 0,1 с будет поглощаться порядка 10 квантов.

По оценкам такая поверхность содержит около 500 палочек; поэтому вероятность поглощения одной палочкой более одного кванта света весьма невелика. Это означает, что одиночный квант действительно может активизировать палочку, тем не менее, одиночная палочка поглотившая квант, сама по себе не способна вызвать зрительный сигнал.

Зрительной системе необходимы почти одновременно сигналы более чем одной палочки (около 10). Эти сигналы должны суммироваться в одном из отделов зрительной системы, и только тогда наблюдатель сможет воспринять вспышку света. Уровень такого сигнала соответствует абсолютному порогу зрения.

Согласование со зрительной системой человека обеспечивают масштабные, яркостные и цветовые параметры изображения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что при просмотре телевизионной передачи «дополнительное» воздействие может восприниматься только посредством зрения в виде сигнала яркости или цвета.
Контраст и яркость

Под диапазоном яркостей или контрастом изображения K понимают отношение максимальной яркости произвольных по форме деталей объекта в поле изображения к минимальной:

K = Lмакс / Lмин,

где Lмакс – максимальная яркость детали изображения, а Lмин – минимальная яркость детали изображения.

Минимальная (пороговая) величина яркости светового пятна Lпор обнаруживаемого глазом на черном фоне при темновой адаптации, носит название абсолютного порога световой чувствительности.

Существуют зрительные пороги, связанные с различением двух соседних полей зрения. Например, при равной яркости двух наблюдаемых участков изображения они будут восприниматься наблюдателем как однородный участок. Если теперь увеличить яркость одного из них до тех пор, пока наблюдатель не увидит разницу между ними, то эта дополнительная яркость будет представлять собой разностный порог световой чувствительности:

ΔLмин = L – Lф,

где L – яркость объекта, а Lф – яркость фона. ΔLмин не является постоянной величиной и зависит от яркости фона.

На практике разницу в яркостях можно связать с общей яркостью L с помощью соотношения, определяющего контрастную дифференциальную яркость C.

Восприятие изображения и полнота зрительной информации определяется контрастом деталей изображения. Величину ΔL/Lф = const называют отношением Вебера.

Относительное постоянство отношения ΔL/Lф для глаз при больших освещенностях было обнаружено Бургером, в 1760 году, когда он ставил опыты со свечами. Так называемый закон Вебера-Фехнера является одним из самых старых в экспериментальной психофизике и гласит, что ΔL/Lф является постоянной величиной. Это значит, что видимый порог составляет постоянную часть раздражителя. Так бывает при высоких уровнях яркостей, и это подтверждается чувственным опытом человека. Внесенная в темную комнату свеча дает очень большое изменение в яркости, однако, в сильно освещенной комнате она незаметна.

На рис. 1 приведен график экспериментально установленной зависимости порогового контраста от изменения яркости фона. Для практических целей полагают, что C = (ΔE/Eф)пор = const = (0,02...0,05), где E – освещенность сетчатки глаза.

Влияние порогового контраста на восприятие статической картины наглядно демонстрирует куб Неккера (рис. 2). Изображение куба обладает свойством выворачиваться наизнанку: одна и та же плоскость кажется то фронтальной, то тыльной. Нет, ряби на гранях нет и у мозга возможности однозначно решить задачу .

В природе, окружающей человека, диапазон яркостей имеет порядок 105. За счет адаптации глаз сужает диапазон освещенности на сетчатке. Максимальный контраст, ограничиваемый глазом, равен 100, т.е. Eмакс/Eмин = 100, а C = 0,05. При этих условиях можно получить число градаций яркости различимых глазом – 92 .

Цветовой контраст

При раздражении сетчатки световым потоком с неполным спектром возникает ощущение цвета. При восприятии цветного изображения существенную роль играет цветовой контраст – различие в восприятии одного цвета перед другим. Цветовой контраст зависит от условий наблюдения, изменения которых могут вызвать усиление или ослабление восприятия данного цвета. Различают три вида цветового контраста: одновременный, бинокулярный и последовательный.

Одновременный цветовой контраст проявляется в том, что восприятие данного цвета может изменяться (по яркости, цветовому тону и насыщенности) при изменении соседствующего с ним цвета (фона). Преимущественно цвет изменяется в сторону наибольшего удаления (по шкале цветов) от цвета фона: например, желтое поле на красном фоне кажется зеленоватым, а на синем – более насыщенным желтым. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется на границе раздела двух цветных полей. Это явление называется краевым контрастом.

Бинокулярный контраст заключается в том, что возбуждая сетчатку одного глаза каким-либо цветом, можно вызвать восприятие контрастного к нему цветового ощущения в другом глазу, например, сине-желтое, красно-голубое.

Последовательный цветовой контраст выражается в том, что при переводе глаза с одного цвета на другой, цвет последнего отличается от истинного, а при переводе на белое поле последнее будет окрашиваться в дополнительный цвет. Последовательный контраст проявляется при достаточно долгом предъявлении цветов.

Восприятие изменения цветового тона и изменения чистоты цвета, как и восприятие приращения яркости, дискретно и определяется пороговыми значениями. Величина порога не постоянна и изменяется в больших пределах по шкале цветности и степени насыщенности. Эти пороговые значения изучены экспериментально. Общее число различимых глазом цветовых оттенков составляет несколько десятков тысяч.

Сказанное о восприятии цветов справедливо при следующих условиях наблюдения: угол зрения не превышает 60º, яркость фона – порядка 300 Кд/м2, угловой размер цветовых полей – не менее 30...40". Следует иметь в виду, что подобным эксперимента должно предшествовать достаточное время цветовой адаптации. Время адаптации длятся от долей до единиц секунд при переходе к большим яркостям (световая адаптация) и до десятков минут при переходе от больших к малым яркостям (темновая адаптация).

При уменьшении размера цветных деталей законы субъективного восприятия их цвета нарушаются. Цвет малых деталей (около 20") кажется соответственной смесью оранжевого и голубого, а при дальнейшем уменьшении размеров цветные детали воспринимаются как серые с эквивалентной яркостью, причем пропадают раньше синий, затем желтый, красный и наконец сине-зеленый. Поэтому в технических цветных репродукциях бессмысленно воспроизводить мелкие детали в цветах.

Таким образом использование цветного «дополнительного» воздействия имеет смысл при размере цветовых полей более 30...40".

Оценка влияния текста и образа

Выясним степень влияния на зрительную систему «дополнительного» изображения исходя из общей теории связи. Формально оценим пропускную способность исходя из следующих соображений. Будем считать, что полезная информация, поступающая в глаз, сосредоточена в пространственном угле ясного зрения. Зная разрешающую способность глаза и время, необходимое для расшифровки наиболее сложного образа подсчитаем максимальный поток информации за единицу времени. Ограничим поле ясного зрения прямоугольником с размерами 12º по вертикали и 16º по горизонтали. Положив разрешение глаза δ = 20", получим число переносящих информацию элементарных участков в поле ясного зрения

N = 16·60/20 ·12·60/20 = 1728.

Приняв число возможных состояний каждого элемента равным m, максимальное количество информации в одном изображении (бит/изображение)

Jm = N ·log2 m.

Если время распознавания одного образа принять равным Tр, то пропускная способность зрительной системы

Cпр = Jm / Tр = N / Tр·log2 m.

Состоянию реального изображения Jm присущи поля равного состояния (по цвету и яркости), поэтому оценка пропускной способности предельно возможная. Чем сложнее изображение (чем больше Jm), тем большее время необходимое для его распознавания, т.е. время распознавания является функцией Jm.

Рядом исследователей пропускная способность зрения определялась путем предъявления наблюдателю заранее известных образов, при этом время предъявления ограничивалось. Исходя из количества правильно опознанных образов, определялась пропускная способность зрения, которая имеет численное значение в интервале 50...70 бит/секунду. Расхождение в величине пропускаемой и поступающей в глаз информации подтверждает осуществление весьма тщательного отбора информации в тракте зрительной системы, а также колоссальную роль психологической деятельности и накопленного опыта в процессе распознавания образов .

Значения пропускной способности по Купфмюллеру показывают, что скорость чтения с учетом статистики языка имеет порядок 30...40 бит/секунду. Таким образом налицо двукратное превышение информативности образов по сравнению с текстовой информацией. Это доказывает низкую эффективность воздействия «скрытым» текстом.

В дополнение отметим, что текст воспроизводится посредством знаков. Знак – это единство означающего (слова – произнесенного или написанного) и означаемого (слова – мысленного представления о предмете или явлении – содержащегося в сознании) .

Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения передачи яркости и цветности деталей изображения, которые сказываются на иллюзии пространства. Так, повышение или понижение яркости переднего плана (фона) приводит к эффекту удаления или приближения фона (переднего плана). Явление одновременного яркостного или цветового контраста также может вызвать искаженную иллюзию глубины. Психологически за фон наблюдатель принимает большее по площади поле и при этом объект всегда приподнят над фоном см. рис. 2. Если воздействовать на зрителя посредством малозаметного изображения, то оно сольется с фоном или может восприниматься сознанием, в лучшем случае, как искажение зрительного образа.

Выводы

Можно констатировать невозможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека по следующим причинам:
Процессы адаптации происходят намного медленней, чем передача 25-го кадра.
Экспериментально установленные пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала препятствуют:
обнаружению объекта как целого;
различению отдельных признаков в объекте;
выделению в нем информативного содержания, адекватного цели действия;
формированию чувственного образа.
Превалирующую роль в процессе распознавания образов играет психологическая деятельность и накопленный опыт.
Любое дополнительное изображение воспринимается зрителем как искажения.

Подготовлен эксперимент, цель которого опровергнуть возможность психологического воздействия посредством 25-го кадра на здорового человека.

В заключение сторонникам гипотезы «о воздействии 25-го кадра непосредственно на подсознание» следует напомнить: подсознание – область неясных, не вполне осознанных мыслей, чувств, представлений. Подсознательный – находящийся в подсознании, инстинктивный. (Где-то в подсознании шевелится надежда).

Получается, что 25-й кадр не работает? Работает, но только с того момента, когда СМИ разносят очередную весть о «массовом воздействии на подсознание». Начиная с этого момента содержание 25-го кадра показывают открыто, без нарушения закона, однако такую «рекламу» могут позволить себе далеко не все.

Инструкция

Кадры кинофильма сливаются для нас в непрерывное движение из-за скорости реакции сетчатки: в момент, когда на экране появляется следующее изображение, мы все еще видим предыдущее, и они накладываются для нас друг на друга. Но из-за этого же явления «вставной» кадр будет отчетливо заметен - вы увидите его наложенным на один-два следующих кадра. Поэтому, если в кинотеатре вы уловили, что поверх изображения мелькают странные или надписи, знайте, что против вас пытаются применить таинственный «25 кадр».

Несмотря на замедленную реакцию сетчатки, человеческий глаз невероятно чувствителен - он способен уловить даже отдельные фотоны (кванты света). Поэтому вставное изображение можно увидеть даже в том случае, если частота смены кадров намного выше, чем двадцать четыре или двадцать пять в секунду.

Частота обновления типичного или телевизора составляет от 50 до 100 герц, то есть луч развертки (или сигнал, создающий точку на жидкокристаллическом дисплее), проходит через все пикселы экрана и возвращается в исходную точку 75-100 раз в секунду. Казалось бы, при такой скорости ничего не стоит вставить в или передачу сколько угодно скрытых кадров.

Однако здесь роль сетчатки глаза исполняет матрица самого экрана. Ее пикселы продолжают светиться еще какое-то время после того, как луч или сигнал от них ушел. Поэтому и на экране любое «скрытое изображение» будет заметно достаточно отчетливо.

Но даже если вы по каким-то причинам пропустили двадцать пятый кадр, не осознав его, бояться все равно нечего. Он повлияет на ваше поведение ничуть не больше, чем все остальные того фильма, который вы смотрели.

Главная идея метода двадцать пятого кадра - Вайкери, что сублиминальное (слишком короткое, чтобы его осознать) минует сознательное восприятие и уходит прямиком в подсознание. В действительности же, что давно известно биологам и психологам, любая информация извне вначале проходит подсознательную обработку, и только затем то, что прошло через эти фильтры, передается сознанию. Нет никакого делать скрытое сообщение настолько коротким.

Видео по теме

Обратите внимание

Несмотря на то, что метод двадцать пятого кадра не действует, способы повлиять на поведение человека через сигналы его подсознанию все же существуют. Для этого, однако, вовсе не нужно применять скрытые изображения - информация для подсознания всегда лежит на самом виду. Но и ее можно научиться распознавать, и сведения об этом вы легко сможете найти в книгах современных психологов.

Источники:

  • Клуб скептиков - 25 кадр

Эффект 25-го кадра используется в некоторых учебных программах, например, при обучении иностранному языку. Считается, что данная методика значительно упрощает изучение лексического словаря.

Инструкция

Программа обучения языку, основанная на применении эффекта 25 кадра, устанавливается практически так же, как и обычные утилиты. Установите оптический диск с программой в привод компьютера. Система автозапуска вызовет на экране Windows меню установки. Если автоматического запуска не произошло, откройте диск в «Моем компьютере» и запустите файл "autorun.exe" вручную.

В меню установки содержатся следующие пункты: установить, запустить утилиту, удалить программу и выход. Чтобы установить ПО, нажмите на пункт «Установить». Запустится мастер установки. Если у вас программы на диске нет, можете найти в интернете при помощи специальных поисковых систем. Не забывайте все файлы, загруженные в интернете, проверять при помощи антивирусного программного обеспечения.

Мастер установки спросит вас о необходимых параметрах: каталог для установки, раздел в меню «Пуск» для размещения ярлыка запуска, создавать или нет ярлык на рабочем столе и прочие. Сделайте свой выбор и нажмите «Далее».

После завершения процедуры установки запустить программу можно тремя способами. Как правило, используя ярлык на рабочем столе, вы можете без проблем открыть ПО. Также можете найти ссылку в меню пуск или через меню автозапуска диска. Если у вас установлена антивирусная программа со встроенным сканером сетевого трафика, она спросит, разрешить ли данной программе выполнение - выберите пункт «Добавить в доверенные».

Если в момент выбора урока программа , возможно, в утилите K-Lite Mega Codec Pack включен пункт MPEG PS splitter. Чтобы устранить эту проблему, необходимо переустановить утилиту K-Lite Mega Codec Pack. В целом же можно сказать, что установить 25 кадр довольно таки просто, главное иметь права администратора на персональном компьютере.

Видео по теме

При помощи программы «25 кадр» можно, как уверяют ее разработчики, выучить языки и освоить множество других учебных материалов. Как же ее правильно установить так, чтобы она действительно работала?

Инструкция

Купите диск с программой «25 кадр» и установите его в привод компьютера. Подождите, пока сработает система автозапуска. Если этого не происходит, откройте диск через «Мой компьютер» и найдите файл autorun.exe. Кликните по нему и запустите установку программы вручную.

Ознакомьтесь с меню, предлагаемым программой автозапуска. В нем указаны следующие пункты: «Установить», «Инструкция», «Запустить программу», «Удалить программу», «Выход». Нажмите на пункт «Установить». Введите в мастере установки нужные параметры: путь к файлу, раздел в меню «Пуск» и т.п. Нажмите «Далее». Подождите, пока программа установится на ваш компьютер.

Проверьте, правильно ли вы установили программу, и нет ли проблем с ее запуском. Для этого или щелкните по ее ярлыку на рабочем столе, или выберите пункт «Запустить программу» из меню автозапуска, или откройте ее через «Пуск».

Если программа перестала отвечать, проверьте кодекпак (K-Lite Mega Codec Pack) и, при необходимости, переустановите его. Для этого зайдите в «Панель управления», выберите «Установка и удаление программ» (или «Программы и компоненты») и нажмите «Удалить». После этого скачайте K-Lite Mega Codec Pack заново, а в процессе установки снимите флажок с пункта MPEG splitter. Перезагрузите компьютер. После разрешения проблем с K-Lite Mega Codec Pack потребуется, возможно, и переустановка программы «25 кадр».

Если после запуска программа просит вставить диск, даже если он уже находится в приводе, то попробуйте отключить/включить дисковод. Для этого зайдите в «Панель управления», выберите раздел «Система», потом – «Оборудование» и вызовите «Диспетчер устройств». В дереве подключенных устройств выберите дисковод, кликните по нему правой кнопкой мыши и временно отключите его. После включите, так же кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «Задействовать». Если на вашем компьютере имеется несколько дисководов, аналогичным образом вы можете поступить с тем, что в данный момент не используется, чтобы не перегружать систему.

Каждый в своей жизни хотя бы раз слышал про технологию 25 кадра. Мнение о ней не однозначно. Одни считают, что применение данной методики всегда плохо и ведет к необратимым процессам в головах масс и движениях социума, другие ставят в зависимость от области применения, третьи твердят о бесполезности воздействия. Однако почти сто лет эта тема остается актуальной.

Инструкция

Принцип действия

Вверху - кадры на плёнке, внизу - то, что видит человек

История

Джеймс Вайкери

Реакция СМИ

Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде .

Возрождение в России

В 1990-е годы - с опозданием почти на 40 лет - усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы.

Закон

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Cкpытaя рeклaмa») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале }} С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН .

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра

  • Во время предвыборной кампании в 2000 году в США, в рекламном ролике республиканцев в поддержку Буша был использован 25-й кадр, который содержал в себе скрытый текст: «Крысы. План Гора - выбор бюрократов!» (англ. RATS. The Gore Prescription Plan: Bureaucrats Decide ).

В кино

  • В сюжете фильма «Бойцовский клуб » упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом : работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, сознательно не заметившей пошлости; также кадр с изображением полового члена вставлен в конец фильма. Так же в начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
  • В одном из эпизодов телесериала Коломбо , Лейтенант Коломбо использовал 25 кадр для демонстрации сюжета предполагаемому убийце. Коломбо знал только район тайника с пистолетом, но не знал конкретного места. Коломбо вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. В середине фильма преступник по непонятной для себя причине вышел из кинотеатра и проверил тайник с пистолетом, тут его и ждали полицейские.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Subliminal advertising may work after all Статья в New Scientist, утверждающая, что в некоторых случаях сублиминальные сообщения работают.
  • 25-й кадр всё-таки воздействует на подсознание аналогичная статья на русском.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "25-й кадр" в других словарях:

    А; м. [франц. cadre] 1. Отдельный снимок на киноплёнке, фотоплёнке. 2. Отдельная сцена или эпизод из кинофильма. Кадры кинохроники. Отснять последние кадры фильма. * * * кадр 1) фотографический кадр единичное изображение объекта съёмки на… … Энциклопедический словарь

    Кадр: В Викисловаре есть статья «кадр» Кадр элемент кино или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки. Кадр (телекоммуникации) фрагмент данных сетевого протокола канального уровня модели OSI, передаваемый по линии связи … Википедия

    - (фр. cadre рама). Рама. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАДР (фр. cadre, от лат. quadrum порядок). Занас офицеров, унтер офицеров и рядовых, которые, в случае войны или при мобилизации образуют… … Словарь иностранных слов русского языка

    кадр - Изображение, фрагмент видеосигнала, либо интервал времени, соответствующие однократному обходу растра развертывающим элементом, который начинается и заканчивается в одной и той же точке. [ГОСТ 21879 88] кадр Базовая единица телевизионного… … Справочник технического переводчика

    1) фотографический кадр единичное изображение объекта съемки на фотопленке или фотобумаге.2) Кинокадр снимок на кинопленке, фиксируцщий одну из фаз движения или статического положения объектов съемки.3) Монтажный кадр составная часть фильма,… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? кадра, чему? кадру, (вижу) что? кадр, чем? кадром, о чём? о кадре; мн. что? кадры, (нет) чего? кадров, чему? кадрам, (вижу) что? кадры, чем? кадрами, о чём? о кадрах 1. Кадр это снимок на… … Толковый словарь Дмитриева

    кадрёж - а, м. cadre m., cadrer. Подцепка (парня или девушки). Пойдем на кадрёж. Флегон 1973. подр., мол. Прост., пренебр. Флирт; знакомство с целью флирта. На дискотеке у нас самый кадреж начинается. Юганов 1997. Антонио, большой специалист по части… … Исторический словарь галлицизмов русского языка - 1. КАДР1, кадра, муж. (франц. cadre). 1. Постоянный состав войсковых частей, пополняемый в военное время призывом из запаса (воен.). 2. только мн. Дисциплинированный и вполне пригодный для активной работы состав той или иной социальной,… … Толковый словарь Ушакова

Вверху - кадры на плёнке, внизу - то, что видит человек

История

Вайкери

Реакция СМИ

Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей .

Ссылки

  • Subliminal advertising may work after all Статья в New Scientist, утверждающая, что в некоторых случаях сублиминальные сообщения работают.
  • 25-й кадр всё-таки воздействует на подсознание аналогичная статья на русском.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Двадцать пятый кадр" в других словарях:

    Основная статья: Простые истины (телесериал) Данный список для удобства разделен на три части соответствующим по сюжету периодам обучения учеников двух класов. Содержание 1 Первая часть 2 Вторая часть (Новый 10 б) … Википедия

    Марина Сергеевна Серова литературная маска, созданная литературной фабрикой Научная книга (владелец Сергей Потапов), от чьего имени выпускается серия современного русского детективного жанра (по другой версии коллектив… … Википедия

    Андерграунд Underground Жанр … Википедия

    Андерграунд Underground Жанр Трагикомедия, фантасмагория Режиссёр Эмир Кустурица Продюсер К … Википедия