Духовная лень. Что такое лень и как справиться с ленью? Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками

Откуда берется лень? Что ждет ленивого в будущем? Как избавиться от этого порока? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Батюшка, грешен, лень одолевает.

Так борись с ней.

Не могу, отче, ленюсь.

Знакомое многим утверждение «у меня Бог в душе» - всего лишь повседневное оправдание обыкновенной лени. Только не той, которая происходит от принципа «и так сойдет!», а иной - нежелания уйти от неги и ублажения собственного тела.

Для того чтобы внешне выглядеть «эффектно», чтобы пахло Диором, ненавязчиво сверкали украшения, а в складках одежды обязательно проглядывали лейблы ведущих фирм, лень обычно отсутствует. Все будет сделано для очередного «ах!» подружки или «круто!» сослуживца.

Хватает сил, находятся средства, и в сутках не надобно добавлять лишнего часа.

Но как только священник посоветует купить молитвослов и неукоснительно ежедневно молиться, да и в храм иногда заходить, то тут же выясняется, что нет ни времени, ни средств, и здоровья не хватает.

Интеллигентно-толстовская привычка говорить о том, что Бог у меня в душе, что нам, цивилизованным людям, посредники в лице священника не нужны, развращает не только душу, но и тело. Да и не может быть иначе! Ведь молитва усилий требует, и немалых. В народе нашем по этому поводу есть хорошее утверждение, с которым трудно не согласиться. Вот оно:

Существует три самых тяжелых в жизни дела. Первое - долги отдавать. Второе - за престарелыми родителями ухаживать. Третье же - Богу молиться.

По сути, невыполнение этих трёх вещей - серьезные грехи, которые становятся «смертными», если в них не покаяться и от них не избавиться.

Духовная лень - вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия - только красивая книга на полке, а икона - украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками.

Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года.

Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) - отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень.

Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9).

От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

Можно отыскать, конечно, и более радикальные, своего рода хирургические методы избавления от данного порока, но в связи с расцветом от духовной лени произошедшей ювенальной юстиции я их здесь подробно приводить не буду. Кто желает рецепты узнать, отсылаю к хорошей книге с очень добрым и практическим названием: «Домострой». Есть еще действенное средство: расспросите своих бабушек и дедушек, как и кто помог им от грехов лености избавиться…

Хуже тогда, когда лень пороком становится. Она, как и пьянство, часто - симптом более тяжелого уже духовного заболевания, которое перед лицом других всеми правдами и неправдами пытаются скрыть или оправдать. Скрывать долго не получится, нет ничего тайного, что не станет явным, говорит Писание, а оправдание лишь к распространению греха произведет и другие, отнюдь не Божьего происхождения, поступки предопределит. Все негаразды дней нынешних, все те негативные перипетии, которые сегодня нас преследуют в жизни личной и общественной, и есть следствия попыток оправдания духовной лени.

В конце концов, лень приводит к страшному желанию: избавиться от необходимости думать, принимать решения и нести за них ответственность.

Итог печален:

Лень, отвори, сгоришь!

Сгорю, но не отворю…


Про лень вы наверняка много слышали и знакомы с ней лично. Я не встречала ни одного человека, кто бы не сталкивался с ней или не пытался бороться. Но чаще всего все эти попытки ни к чему не приводят. Вы продолжаете лениться и мучиться угрызениями совести, а порой даже и не мучиться, а просто морально «разлагаться».

Что же делать в этом случае? Как прийти в хорошее состояние и реализовать все свои задумки?

Для начала предлагаю Вам разобраться с тем, какие виды лени встречаются и что с ними можно сделать.

Виды лени

1. Физическая лень

Предлагаю в первую очередь рассмотреть именно этот тип лени. Он наиболее заметный для нас. Когда вы сталкиваетесь именно с ним, то прекрасно ощущаете упадок сил, физическое недомогание, вы сильно устаёте на работе или просто в бытовых делах. В голове у вас куча идей и желаний, но физически Вы просто не можете осуществить все свои задумки.

Решение : преодолеть можно это состояние очень просто – физические нагрузки, отдых, солнце, правильное питание, дыхательные и энергетические практики.

Самое главное здесь нужно восстановить физическое состояние и энергетический баланс. Тогда все свои идеи можно легко реализовать.

2. Эмоциональная лень

В этой ситуации мы просто не можем радоваться миру, красоте. Наш ум блуждает бесцельно в течении дня где угодно (социальные сети, просто по интернету без определённой задачи), мы находимся постоянно в состоянии депрессии и тоски. Получается, что мы тонем в болоте своих печальных и серых мыслях.

Решение: здесь нам поможет эмоциональная встряска, экстримальный спорт будет идеальным решением. Эмоциональный взрыв вытолкнет вас из этого состояния. На этом заряде мы можем продолжить двигаться дальше.

Но самое интересное, что первые 2 вида лени являются просто следствием главной причины – духовной лени.

3. Духовная лень

В этом состоянии человек не нашёл смысла жизни, он не знает главного – зачем он живёт и в чём его предназначение. Нет пути, по которому человек осознанно мог бы двигаться, зажигаясь одним лишь видением главной цели в жизни. Ведь все наши действия лишь шаги на пути именно к ней.
Также этот тип лени может возникнуть, если Вы занимаетесь не тем, чем вам хотелось бы.

Когда у нас нет жизненной идеологии и высокой миссии, у нас появляется и эмоциональная и физическая лень.

Что же с ней сделать, если мы никак не можем найти тот самый смысл ради, которого хотелось бы просыпаться рано утром и зажигаться?

И тут, предстоит немного потрудиться, дело не из лёгких.

Предлагаю Вам одну очень эффективную практику по выходу из духовной лени.

Практика для поиска своей главной цели

  • Нужно выделить себе один выходной, чтобы была возможность побыть одной.
  • В первой половине дня нужно устроить себе приятное времяпровождение, для полного насыщения удовольствием. Это может быть спа-салон, массаж, прогулка по красивым местам, короче говоря, всё то, от чего Вы кайфуете. Просто доставьте себе приятное получение кайфа (конечно же без каких-либо психотропов или алкоголя).

  • После этого вернитесь домой, если вы были вне его, и нарядитесь для самой важной встречи с главным человеком в вашей жизни – с самой собой.
  • И теперь самое главное, возьмите несколько листов бумаги и ручку. Сядьте за стол и начните писать ответ на один вопрос «Какая цель всей моей жизни?» .

Пишите всё, что Вам приходит в голову, даже самый как вам покажется бред. Когда у вас закончится первый лист бумаги, возьмите его и выбросите. Теперь берём ещё один и продолжаем писать дальше. Второй тоже можете выбросить. Ведь всё что сначала всплывает в голове – это не важно, и может быть лишь наносное или логичное.

После убирания этого мусора пойдут самые нужные мысли.
Продолжайте писать. Скорей всего, нужное вы найдёте в самом конце этой практики, когда уже не останется мыслей на эту тему.

Проделайте это и вы увидите, как поменяется ваша жизненная идеология, вы приобретёте смысл для осознанного пути в жизни.

Ну и конечно, не верьте мне, а лучше проверьте на себе. Так будет намного больше результатов.

Если остались вопросы, то пишите их в комментариях к этой статье.

С любовью к Вам, Марина Данилова.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Итак, слово «лень» - это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение - это упокоение в веке сем».

То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.

Леность и нерадение - это порок или черта характера?

Святые отцы конкретно говорят о том, что лень и нерадение - это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.

Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение - это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.

Причины этих грехов, откуда они происходят:

    Первая причина - это страсть чревоугодия , основная из страстей, о которой мы с вами много говорили.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, как монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек уже не сможет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать и там, и там, везде успеть. На самом деле именно после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там - везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается, и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.

    Вторая причина - страсть уныния - одна из самых греховных страстей, которая рождает леность.

Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому, что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п.

Бывает парализация человеческой жизнедеятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправданна и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.

    И третья страсть, которая рождает грех уныния , - это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех, как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание.

Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.

«Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Признаки этих грехов:

    В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки - сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.

    Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, - ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону - завтра, всё завтра.

    Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело - ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда - целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.

    Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота - признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.

    Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы - нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» - восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение - это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.

Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, ты конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его.

Взаимосвязь грехов.

Отчего происходит нерадение и леность - какая из страстей происходит от другой?

У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, - круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился - после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле - после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

    Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, - говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то - лежит, подошел, что хочешь - вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать. Вначале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов: «А как это сделать?», «Да я не смогу».

    Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение - это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

    Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать - настолько его воля парализована.

    И всё это, в конце концов, приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

    По учению преподобного аввы Исаии, лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость.

Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек - он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни - он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь.

И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного.

Как бороться с этими грехами:

    Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие - одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

    Внимательная молитва, по возможности - продолжительная по силам

    Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

    Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

    Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

    Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

    Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или - не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

    И ещё очень хорошее средство, испытанное средство - это чтение Святых отцов об этих страстях - о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое - творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.

Святой Иоанн Златоуст сказал: «Найди двери собственного сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное». Но как часто бывает трудно человеку открыть эту дверь, трудно измениться.

Одним из недостатков церковной жизни нашего времени является то, что люди, приходя в храм, только внешним образом изменяют свою жизнь, но не начинают очень трудную работу над своей душой, не изменяют свое сердце. Мы забываем о том, что внешнее воцерковление жизни человека не значит пред очами Божиими ровно ничего. Более того, оно становится фарисейством, если вместе с приобретением облика человека «праведного», человека «божественного», мы внутренне остаемся такими же жесткими, нетерпимыми к недостаткам и немощам других. А иной раз ведем себя как те пресловутые старушки, которые, в своё время, от избытка собственной «праведности» многих жаждущих Бога изгнали из храма: когда юноша или девушка не так одеты, не так свечку ставят, не так кланяются. Святые Отцы учат, что нужно быть очень строгим к себе и милостивым, умеющим прощать других.

Всем понятно, что такое лень физическая, а что означает лень духовная,
как ее преодолеть?

Лень духовная - это когда мы, исповедуясь, причащаясь, венчаясь, приступая к соборованию и другим Таинствам, считаем, что это нечто такое, что Господь дает по милосердию Своему, просто так, как подарок. И что само по себе обладание дарами этих Таинств делает нас добродетельными. Но человек просто оттого, что он формально принял участие в Таинствах, что называется, «отметился», не приобретает ничего . Единственно верно, что этот человек принимает на себя великую долю ответственности за то, что даёт Господь. Нынче же часто мы видим отношение к Таинствам, как к некоему снадобью, некоей таблетке. А многие досужие прихожане стремятся внушать своим знакомым, чтобы они как можно скорее приобщились к этому для решения своих чисто житейских проблем. В таком подходе есть и лукавство, и гордость. На самом же деле, если мы идем к Богу с чистым сердцем, то каждый шаг по ступеням духовного совершенствования нужно совершать с величайшим трепетом и благоговением.

Одним из способов преодоления духовного бездействия, духовной лени и формализма являются наши дела на пользу ближнему. Старцы говорят, что «суть не в том, сколько молитв ты прочитал, а сколько больных посетил». Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который призывал к непрестанной молитве, предупреждал о том, как бы дьявол не внушил нам мысль, что наше дело теперь только молиться. И вспомним, сколько практических дел ему удалось совершить во славу Божию, начиная с юности, когда он постоянно помогал беднякам найти свой путь в трудовой жизни, устраивал обители по всей России, духовные союзы, братства.

У преподобного Иоанна Лествичника есть обращение к братии, где он говорит,
что многие скорбят, что не имеют еще мантии, или дьяконства, или священства: «Не печальтесь. Это вам дадут со временем. А вот добрых дел никто не даст ».
Наше заблуждение бывает связано с тем, что мы занимаемся самооправданием своего бездействия: мол, когда мне дадут что-то, когда появится возможность, то я смогу доброе дело сделать. На самом деле именно в том положении, которое есть у человека, он должен суметь найти радость и научиться трудиться на благо Господа, Отечества и ближнего своего.

Однако, есть категория верующих, которые стараются переложить свои духовные проблемы на пастыря, на храм, на монастырь, считая, что за них помолятся, - и они получат просимое. Но сам человек должен также предстоять за себя пред Богом. Все умеют просить, но не у всех есть мужество спросить себя - достоин ли он просимого , все ли сделал для Бога? Многие разделяют жизнь и молитву, не осознавая, что жизнь каждого должна быть непрерывным молитвенным
предстоянием перед Богом
.

Каждый человек должен понимать, что в духовном пути бывают моменты, когда все держится только на внутренней воле, собранности. Пример для нас - путь Христа. Надо помнить слова Евангелия: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Человек в молитве просит порой - кто хорошую работу, кто удачи в браке, кто помощи в других нуждах.
Получая же - принимает это как должное. А ведь «кому много дано, с того много и спросится». Поэтому нужно умножать данные Богом таланты, приносить плоды молитвы. Человек, не осознающий этого, как правило, вольно или невольно
совершает много ошибок.

Нужно помнить, что от того, чем мы наполним свой внутренний мир, с чем придем в храм, будет зависеть полнота веры и вся жизнь в возрождающемся обществе.
Зажги лампаду в своем сердце - и мир изменится . Апостолы проповедовали не что иное, как Христа Воскресшего. Не заповеди Десятисловия, не заповеди Блаженства и не иные какие истины были во главе угла в их свидетельстве миру. Но непреходящая духовная радость, пасхальная всепобеждающая благодать, которая подвигала тысячи вокруг них на подвиги мученичества и исповедничества . Ведь тщетна наша вера и наша проповедь христианства без Христа воистину Воскресшего в наших сердцах, без Того, кто есть Истина и Жизнь.

ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Батюшка, я потеряла кошелек. Это воля Божия

или, может быть, я рассеянная такая...

Скорее всего, это ты рассеянная такая.

(Из приходского разговора).

Даже поверхностное знание жизненных реалий современного церковного общества дает основание утверждать, что помимо прочих, столь привычных для слуха грехов, оно серьезно поражено болезнью безответственности.

Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, несмотря на то, что можно встретить очень многих людей, которые бродят по жизни с серьезными до смешного лицами. Это касается не только мирской, но и церковной жизни. Сегодня среди церковных людей можно нередко встретить мертвящую безынициативность, паралич деятельного проявления человеческого ума, творчества, открытости на подлинное, живое, настоящее.

Современному священнику нередко приходится сталкиваться с вялыми, инфантильными, нецелеустремленными, крайне апатичными людьми. Многие прихожане храмов (или насельники возрождающихся обителей) частично или полностью лишены чувства ответственности за свою судьбу пред Богом,
за отношения с духовником, за жизнь своего храма (или обители), за неизменность выбранного жизненного пути.

Безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, которые люди приносят на исповедь: «Я ничего не могу с собой поделать. Не могу не унывать (не могу оставить свой любимый грех, не могу не огрызаться, не могу смиряться, не могу реагировать спокойно, когда мне делают замечания)... Я не могу!».

«Не могу!» означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений.

В последнее время издается огромное количество литературы религиозно-философского направления, в которой можно встретить много рассуждений о свободе и «правах человека»; о том, как лучше: «по благословению» или «по совету»; о том, на что имеет право и на что не имеет права духовник. Но очень мало говорится об ответственности самого верующего человека.

Безответственность может выражаться по-разному. Вот, например, наиболее яркий и характерный случай. Одна монахиня утром, придя на послушание, обнаружила, что ее напарница по какой-то причине не вышла. Вечером, возвратившись в келью, она поделилась «радостью» со своей сокелейницей: «Слава Богу, ее сегодня не было на послушании, иначе я бы непременно сорвалась». Каким языком объяснить ей, что каждый человек сам ответствен за собственные срывы?

Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: «Бог попустил», «Бог не благословил ». Слишком уж часто использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия. Если ты не потрудился , не приложил достаточно усилий, у тебя не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?

Воля Божия и Промысл Божий, безусловно, действуют в жизни каждого человека, каждого из нас. Но если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви не было бы замечательной христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до
нашего времени, если бы предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность прикрывали подобным высоким слогом.

В течение своей жизни, благодаря сотням и тысячам человеческих исповедей, современные пастыри встречаются с огромным количеством людей, которые в тех или иных выражениях очень грамотно (как им кажется, с богословской точки зрения) оправдывают свое избегание ответственности.

Вот несколько типичных примеров безответственности, иногда упакованной в правильные, красивые, вполне религиозные формулы и формулировки:

- «У меня это не получатся» - нежелание брать ответственность за порученное дело;
- «Господь не допустил...» - иногда человек просто не пожелал взять ответственность и завалил дело, обвинив в этом Бога;

- «Если не получилось, значит, нет на то воли Божией» - верно, как и предыдущее высказывание, если человек потрудился сделать все, от него зависящее .
Слова эти сами по себе прекрасны, но будьте внимательны: посмотрите, откуда они исходят. Под ними нередко скрывается безответственность .

Одним из наиболее ярких примеров ухода от ответственности является греховное неконтролируемое поведение, ставшее для многих людей нормой, привычкой. Оправдание (психологическая защита, с помощью которой человек оправдывает свой греховный поступок, см. ГОЛОС ОБИТЕЛИ №№ 4 - 6 за 2007г.) звучит так: «Я этого не хотел, это моя страсть, я ничего не могу поделать, это сильнее меня».

Другое характерное самооправдание: «бес попутал». Т.е. я давал обет не курить, не пить, не блудить, не раздражаться, не унывать и так далее. На исповеди каялся, и священнику обещал исправиться, но вдруг опять меня «бес попутал».
То, за что человек ответствен пред Богом сам, сваливается на бесов, которые с нами не могут делать ничего без нашего ведома и нашей воли.

Ложь в такой ситуации состоит в том, что человек утверждает, будто его страсть является чем-то, независящим от него самого.

Ещё одной формулой ухода от ответственности является её перенос на другого человека. Имея духовника, люди перелагают свою ответственность за свои грехопадения и за свои жизненные ошибки именно на него. Такой своеобразный маневр можно наблюдать в жизни многих и многих людей.

Человек, полагая, что он полностью передает себя в послушание духовному отцу, под видом отказа от своей воли практически отказывается от ответственности за свои решения и поступки. Хотя на самом деле под послушанием многие подразумевают чувство защищенности, осознание того, что духовник о тебе заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник это сделает за тебя и тому подобное; но стоит духовнику начать указывать на подлинные грехи и недостатки человека, поднимется буря возмущения, обиды и негодования. Пришедший на исповедь уверен в том, что батюшка, который, по его представлениям, «отвечает» за него, примет его, пожалеет, прочитает разрешительную молитву, допустит до причастия и этим как бы подтвердит нормальность, легитимность его греховного поведения.

На исповеди такие люди буквально сваливают на плечи священника все свои проблемы. Причем о том, как они сами пытаются разрешить, развязать свои жизненные узлы, они не говорят , поскольку, чаще всего, просто отучились (или вовсе никогда не умели) делать это самостоятельно. Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостоять греху не хотят. Как только речь заходит о реальной работе по борьбе со страстями, оказывается, что проводить ее они совершенно не собираются. Священник дает им маленькую епитимью - прочитать небольшую книжку или положить несколько поклонов... На следующей исповеди оказывается, что они не могут найти для этого времени! Если какая-то внутренняя работа в них происходит, то только в присутствии духовника.

Для того чтобы найти оправдание безответственности, собственное нежелание отвечать за свои мысли, чувства и поступки, среди церковных людей существует очень интересное оправдание. Человек, не желающий ответственно принимать решение, ответственно жить, находит оправдание собственной безответственности в замечательном и глубоко духовном принципе послушания. В современной церковной среде это вылилось в классическую формулу: «Как благословите...». И здесь важно понять: когда речь идет действительно о послушании, а когда о нежелании принимать ответственность за то или иное решение.

Принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству проживания этой жизни. Духовник может помочь человеку осознать, что, приняв ответственность за каждую эмоцию, за каждое движение, за каждый свой поступок и перестав возлагать её на других людей, он обретает полноту проживания собственной жизни.

Благословение рассматривается как благое слово духовника, полагаемое на ответственное решение человека. За словами «как благословите» (сами-то слова прекрасны, постановка вопроса прекрасна!) очень часто прячется просто нежелание самому решать, самому думать. Поэтому, если посмотреть на судьбу современных пастырей, то чаще всего целыми днями они занимаются тем, что направо и налево решают вопросы своих пасомых, не имеющие никакого отношения к собственно
духовной жизни
. Нередко можно увидеть духовных чад, буквально «повисших» на духовниках. Вопросы их личной жизни, по их убеждению, должны решать пастыри, поскольку под предлогом «жизни в полном послушании» чада совершенно разучились брать на себя ответственность.

В современной церковной среде, к сожалению, достаточно часто встречаются люди, которые без устали повторяют «как благословите», пряча за этими словами свое нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь, за собственные помыслы и поступки.

Если мы хотим добиться в жизни какого-либо успеха, нам необходимо определиться - что мы выбираем: успех или лень. Два этих понятия не совместимы. Ведь именно лень обычно препятствует реализации наших планов. Мы прекрасно знаем, что и как нужно делать, чтобы получить нужный нам результат, но почему-то не делаем. Почему? А потом всю жизнь мучимся угрызениями совести, комплексом неполноценности, становимся ворчливыми и хмурыми, злимся на других, которые смогли чего-то добиться, в отличие от нас. Но почему сами-то не делали? Лень мешала… онлайн накрутить друзей вконтакте

Что же такое лень?

Какие бы определения не давались лени, суть у них одна - это недостаток энергии для какого-либо действия, так называемая инерция, которая мешает людям быть деятельными и активными, добиваться в жизни поставленных целей. Многие психологи называют лень усталостью различных видов.

Лень бывает физическая, умственная, душевная и духовная.

Физическая лень (или усталость физического тела) возникает тогда, когда вашему телу не хватает энергетических ресурсов и питательных веществ. Организм, как энергозависимый механизм, как бы обесточивается, разряжается, и становится сложным для управления. Тело вдруг становится тяжелым, тянется вниз, хочется прилечь, присесть, упасть. Требуется восстановление физической формы.

Понятное дело, что, если вы перенапрягли физически свое тело, вследствие чего произошла подобная разрядка, то любой знает о необходимости полежать, поспать, сытно покушать, и тогда организм снова восстановит свою физическую форму. Бороться с физической ленью легче всего, можно натренировать собственный организм, и он будет более выносливым и мобильным. Люди, работающие физически, натренированы и меньше других подвержены физической лени.

Профессиональные психологи называют также и другой вид лени - умственная лень (или ментальная усталость).

В случае умственного перенапряжения восстановление будет происходить сложнее. Времени для такого восстановления понадобится в два-три раза больше. Так же, как физическое тело просит покоя, ум тоже желает для своего восстановления прекратить поставлять ему задачи для их решения. А сделать это можно быстрее только посредством физической нагрузки. Чем сильнее физическая активность, тем ниже умственная. Нагружается тело, освобождается ум. Некоторые физические упражнения расслабляют тело, которое расслабляет и ум. А ум, в свою очередь, способен расслабить тело. Нужно просто научиться пользоваться этой взаимосвязью.

Душевная лень тоже бывает вызвана усталостью, только она относится к тонкой энергетике и касается эмоциональной сферы. Но взаимосвязь с умом и телом все же просматривается. Всем известно, что если без отдыха работать, можно впасть в депрессию. Происходит это обычно незаметно и постепенно, но энергетика истощается, возникает душевная пустота, и наступает хронический стресс.

Современный цивилизованный человек вынужден все время бежать за активным прогрессом, достигая все новые и новые цели, которые никогда не кончаются. Некоторые достижения весьма сомнительны, о чем мы понимаем лишь спустя время, но силы на это уходят, а энергия тратится, и организм истощается. Отсюда и наша хроническая усталость, наша эмоциональная опустошенность.

Эмоции напрямую связаны с жизненной энергией. Чем больше мы устаем, тем отрицательнее наши эмоции. Чем лучше мы отдохнули и восстановились, тем лучше наше настроение.

Вам ничего не хочется, ничто вас не интересует, вы вялы, настроение плохое, причин не понимаете. Что это за состояние? Это и есть душевная лень. Ну и как с ней можно бороться?

Психология предлагает вам некоторые способы подобной борьбы.

Во-первых, в такой ситуации нужно сменить рабочую обстановку. Если вы понимаете, что это работа вас довела до такого состояния, непременно меняйте ее! Даже не вздумайте сомневаться!

В-третьих, распределите для себя физические нагрузки и релакс, чтобы они были регулярными и удачно чередовались.

Далее, ментальный отдых. Предусмотрите для себя какое-то время, когда вам можно будет обходиться без активности мышления и гонкой за реализацией цели. Спланируйте новые впечатления, поездки, путешествия, душевные встречи, приятное общение и тому подобные вещи. Вы удивитесь, что делая что-то приятное для себя, вы мимоходом сделаете гораздо больше и полезного, за которое браться не хотелось.

И, наконец, разрешите себе духовные практики, типа йоги, рейки и т.д. выберите, что вам больше подходит. Благо, информации предостаточно.

Самый глубокий, сложный и не осознаваемый вид лени, это лень духовная. Духовная лень оказывает самое сильное влияние на человеческую жизнь и его поведение. С каждым из нас случаются различные события, травмирующие нашу психику. Это и стрессы, и физическая боль, и эмоциональная, разного рода конфликты, неожианные неприятности, острые и длительные жизненные проблемы. Все это оставляет след в нашей с вами душе и психике, формируя наш характер. Мы носим в себе отпечаток отражения окружающего мира, складываем привычки, отрабатываем реакции, линии поведения в разных ситуациях, что влияет на наше общее состояние.

На долю одних людей травмирующих событий приходится меньше, на долю других - больше. О некоторых говорят, что они обласканы судьбой, о других, что она их жестоко ломает. Кто-то вначале имеет все и не ценит получаемого, а потом одни события за другими сваливаются на их неподготовленную психику. Травмирующий опыт у каждого свой. Взять любого человека - и у него окажется своя интересная история, отличающаяся от остальных.

Психология жизни каждого человека имеет значение для уровня накопления его духовной усталости. Порой наступает такое духовное состояние, когда в человеке накопилось слишком много отрицательного опыта, негатива, который прочно в нем засел и закрепился. Именно этот негативный опыт и выводит из строя энергетику человека, забирая из него силу духа, что отражается на его поведении. От таких людей можно услышать, что они устали жить, что им все в тягость, что они несут на себе непосильную ношу жизни. Это и есть причина так называемой духовной лени, которую человек не может осознать.

Но точно так же, как можно накопить духовную усталость, можно ее и снять. Существуют разные пути духовного исцеления, и для каждого человека доступен свой, который он может выбрать, если действительно сможет осознать необходимость этого.

Человек представляет собой единую сложную систему, где все взаимосвязано между собой. Одни болезни начинаются на духовном уровне, затем переходят на физическое тело, и наоборот, физическое недомогание сказывается на духовности человека. И если вдруг кто-то из вас почувствует, что слишком участились стрессы в вашей жизни, и зачастило состояние лени, значит, нужно принимать решительные меры.

Что же делать в такой ситуации? Вначале необходимо организовать себе физический отдых, здоровый сон и полноценное питание. При необходимости можно добавить прогулки, бег, плавание, доступные виды спорта, йогу. Посмотрите, если это не помогает, значит, пробуйте работать с напряженным умом. Попробуйте побездельничать умственно какое-то время. Если и это помогло лишь частично, значит, дело в вашей эмоциональности и усталой душе. Тогда меняйте деятельность и круг своего общения. Начинайте духовные практики.

Лень, если она недавно появилась, отрабатывается быстрее, чем укоренившаяся, застойная. Человек - существо, которое находится в постоянном передвижении от активности к пассивности и обратно. Пассивность помогает человеку накопить энергию, активность реализует нашу жизненную энергию. Соответственно, человек только тогда может быть гармоничным, когда ему удается сочетать физическую, умственную и душевную активность с отдыхом. Но если мы застряли в каком-то одном состоянии, это выводит нас из равновесия. Постоянная активность изнуряет человеческий организм, а постоянная пассивность приводит к своим осложнениям. Поэтому нельзя доводить себя до крайностей, застревая в одном состоянии.

Чтобы определить, насколько вы ленивы, у вас нет необходимости прибегать к диагностике психолога . Просто ответьте себе на некоторые вопросы. С желанием ли вы обычно просыпаетесь и встаете утром? Хочется ли вам заниматься тем делом, которое вы выбрали? Часты ли у вас опоздания на работу? Все ли свои дела доводите до конца? Присутствует ли в вас энтузиазм? Заставляете ли вы себя что-то делать силой, или само собой все получается?

Обратите внимание, что с вами происходит. Либо у вас энергетический спад, либо нет любви к тому, чем вы занимаетесь. А может быть, у вас нет цели, поэтому вы находитесь в энергетическом застое? Иногда причиной может быть то, что вы не видите масштабности происходящего. Тогда человек не хочет ни за что браться, думая, что все это бессмысленно и неинтересно. Если причина станет вам понятной, а желание изменить свое состояние будет достаточно четким, вы поймете, каким способом нужно бороться со своей ленью.

Если же вы будете применять силу против лени бездумно, вы не получите эффективного результата, а лишь наоборот, после кратковременного улучшения наступит еще более глубокое погружение в состояние лени и апатии.

Многие жалуются, что им трудно вставать по утрам. А вы представьте, что через пару месяцев, например, вы летите отдыхать на юг в любимом обществе, с лучшими друзьями, и для этого вам нужно вставать по утрам, чтобы поездка сложилась так, как мечтается. Вы же будете не просто легко вставать по утрам, а подпрыгивать в кровати и выскакивать из-под одеяла.

Когда человек занимается нелюбимым делом, организм относится к подобным действиям как к глупым, не нужным, а это блокирует желание что-либо делать в этом направлении. При высокой степени осознанности человек вообще не может жить, не видя смысла. Важно выбрать смысл своей собственной жизни и идти прямо по курсу. Решили вы уволиться - это замечательно. Но только хорошо бы понять, чего вы хотите теперь, чтобы не повторять ошибок в будущем. Иначе апатия вернется снова. Найдите что-то свое и делайте это с удовольствием, с душой. Лень сама улетучится. Вот увидите.

Единственное предупреждение психологов при этом - имейте терпение. Если вы осознали, что выбранное дело действительно ваше, действуйте спокойно, вкладывая в него душу. Эйфория тут ни к чему. Как в природе. Сначала мы пропалываем грядку и поливаем, а потом собираем урожай, а не наоборот. Дело будет окрылять вас тогда, когда вы станете получать первые результаты от него.

Если вы выяснили, что причина вашей лени в энергетическом спаде, тогда нужен другой подход. Потому что, когда не хватает энергии, лень появится и на любимой работе. Попробуйте отдохнуть, возможно, энергия восстановится, и силы появятся. Когда вы видите регулярность энергетического спада, подкорректируйте свою жизнедеятельность, добавьте радости, вкусной еды, приятного общения, подвижности на свежем воздухе.

Ну а если вы понимаете свою бесцельность в жизненном течении, позаботьтесь о правильном направлении жизненного русла. Любая вода без направления течения застаивается и затухает. Симптомы какие? Вроде бы вы не устали, но хочется спать. Вроде бы вы не голодны, но хочется есть. Мышцы не используются, это ведет к спаду их тонуса и атрофии. То же и с жизненным тонусом. Душа не используется, и становится тухлой. Это ужасный вид лени.

Постарайтесь найти цель, способную встрепенуть вас. Выберите такую цель, которая сразу поставит перед вами конкретные задачи, чтобы можно было тут же взяться за их выполнение. Не нужно ставить перед собой цель настолько нереальную, что она не сможет вас вдохновлять. Подсознание будет бороться с нереальностью. Некоторые девушки, в ожидании принца на белом коне, всю жизнь остаются старыми девами, не реализованными и отчаявшимися. Оставайтесь реалистами, но при этом не стойте на одном месте. Сперва ваша цель может быть совсем не такой большой и красивой. Но со временем вы сможете замахнуться и на настоящую мечту. Кстати, некоторые люди ставят себе мечту всей своей жизни из того, что можно сделать за неделю.

Итак, помните, что лень - это не что иное, как усталость на определенном уровне, с которой нужно обязательно бороться, зная истинные причины. Поэтому, первое, что необходимо сделать, - это определить причины усталости физической, умственной, душевной или духовной. Решение изменить свою жизнь станет для вас стимулом в выборе метода решения способа борьбы.

Определяясь с уровнем, на котором лежит причина вашей лени, не забывайте, что самым глубоким является уровень духовной лени, который можно определить, лишь отбросив остальные. Приобрести жизненную бодрость вполне реально.

Не забывайте, что нельзя застревать в одном состоянии. Необходимо чередовать активность с отдыхом. Старайтесь балансировать между этими состояниями, чтобы наслаждаться жизнью.

На консультацию психолога приходят иногда люди, которые утверждают, что им известна причина их лени, но они не знают, как с этим бороться. Им лень. В действительности, они заблуждаются, что знают истинную причину. Иначе они бы избавились от нее. Ведь если нам понятно, что именно мешает жить, зачем это накапливать, усложняя все. В каждом человеке есть огромный резерв для реализации. Но именно оттого, что мы не видим интереса, мы и не хотим шевелиться.

Ищите смысл в своей жизни, смело стройте планы. Силы обязательно появятся сами. Монотонная деятельность, конечно, тоже нужна, без этого никак нельзя. Но если вы понимаете, что без этого не получится дойти до чего-то главного, а этого главного очень хочется, вы даже не будете замечать монотонности своих действий, так как все ваши помыслы будут направлены на реализацию задач. Человек при этом полностью меняется. Яркая цель пробуждает его жизненный аппетит и вкус.

Не боритесь с ленью как таковой, боритесь с причинами, которые ее вызвали. Если вы слишком запустили себя, лень превращается в ментальную болезнь. Вы можете привыкнуть жить тускло и неинтересно, ваша душа может атрофироваться, тогда процесс восстановления будет крайне сложен.