Дорожный бизнес. Открываем объект общепита на дороге. Особенности выездной торговли с автолавки

В Европе вдоль основных магистралей расположены сотни заведений общепита, сферы услуг и торговли. В России и Беларуси компании придорожного сервиса не удовлетворяют спрос и на 50%
В европейских и постсоветских странах крупные компании общепита и сферы услуг игнорируют рынок придорожного сервиса. Исключение составили лишь некоторые автопроизводители. Большинство крупных игроков предпочитают открывать торговые точки в городах, оставляя автострадную нишу на откуп небольшим компаниям и частным предпринимателям. В результате представители российского малого и среднего бизнеса, вложившие несколько лет назад деньги в торговые точки возле оживленных трасс, постепенно превращают их в небольшие сетевые предприятия, открывая новые объекты вдоль автодорог.
Третью ночь за рулем
В Европе проблема с придорожным сервисом решена давно. К примеру, в Германии на основных автобанах не реже, чем через 30–40 км встречаются специально оборудованные стоянки, где водитель может принять душ, поесть в любое время суток, заправить автомобиль, остановиться на ночлег в мотеле, купить продукты и дорожные карты. А каждые 15–20 км для автомобилистов оборудованы площадки отдыха в лесу или поле. На каждой из таких стоянок непременно есть телефон, питьевая вода, мусорные ящики, скамейки, столики и биотуалет (справлять естественные надобности где попало в Германии не принято). Нередко на таких площадках открываются и закусочные. Формальный собственник всех объектов придорожного сервиса - государство. Но зарабатывают на обслуживании водителей частные компании. Они арендуют гостиницы, рестораны, автозаправки, внося в местный бюджет арендную плату. В то же время представители государства жестко контролируют качество обслуживания и время работы арендаторов.
В большинстве стран постсоветского пространства (за исключением прибалтийских государств) говорить о развитом придорожном сервисе пока не приходится. Например, в России спрос на гостиницы около шоссе удовлетворен на 25%, на заведения общепита - на 55%. Исключение - развитая инфраструктура столичных областей европейской части РФ, прежде всего Подмосковья и окрестностей Санкт-Петербурга. На большинстве федеральных трасс (не говоря уже о местных) проблематично найти мотель, приличное кафе или магазин автозапчастей. Например, на многих сибирских магистралях, несмот¬ря на оживленное движение, объекты придорожного сервиса располагаются более чем в 300 км друг от друга.
Не лучше ситуация и в Беларуси. Единственная автотрасса, более-менее насыщенная объектами придорожного сервиса, - М-1/Е-30 Брест - Минск - граница с РФ. На транзитной дороге, по которой практически беспрерывным потоком следуют российские и европейские автоперевозчики, заведения общепита располагаются в среднем через каждые 10 км, АЗС - 26 км, СТО - 47 км, мотели - 76 км, охраняемые автостоянки - 28 км. Впрочем, по мнению специалистов Республиканского унитарного предприятия (РУП) «Магистральавтодор», здесь найдется место еще для 14 кафе, пяти АЗС, двух мотелей и 10 СТО (рассчитанных преимущественно на грузовые автомобили). Однако открыть точку придорожного сервиса на этом шоссе не так просто. Это связано с тем, что по сравнению с другими трассами республики здесь высокая концентрация таких объектов. А правительство заинтересовано в равномерном развитии придорожного сервиса по всей стране.
Более перспективным направлением можно считать открытие кафе, СТО, магазинов и мотелей на не столь оживленных автодорогах Беларуси (например, Минск - Гомель, Минск - Витебск, Минск - Могилев и т.д.). Для развития сервиса на этих трассах «Магистральавтодор» обещает всяческую помощь и поддержку предпринимателям, решившим открыть торговую точку. Он сдает в аренду площадки отдыха или дает разрешение на строительство зданий непосредственно возле площадки, что значительно снижает расходы бизнесменов на обустройство подъездных путей. Кроме того, можно обойтись без дополнительных согласований с местными разрешительными органами и ГАИ. Гражданство бизнесмена не имеет значения, по уверениям белорусов, они готовы сотрудничать с российскими, польскими, украинскими фирмами.
Поднятая целина
В Российской Федерации и Беларуси хватает примеров успешного развития объектов придорожного сервиса. Характерно, что в большинстве случаев предприниматели обходились минимальными инвестициями, а все заработанные на первых порах деньги вкладывали в развитие своих торговых точек.
Анд¬рей Власов начинал в 1996 году с продажи шашлыков в поселке Павловск, на трассе «Байкал» (М-51). Теперь он владеет придорожным кафе-гостиницей. По мнению предпринимателя, сейчас такой бизнес уже не начнешь с одного мангала, нужны серьезные финансовые вложения. «Целесообразно сразу строить комплекс, включающий кафе, магазины продуктов и запчастей, СТО, гостиницу. Это требует больших инвестиций, но не обязательно строить комплекс в одиночку, можно привлечь партнеров: один оборудует кафе, другой - гостиницу», - убежден Андрей.
Так развивал свой бизнес Кирилл Журенков, собственник компании «Ортус». Начинал предприниматель с продажи пирожков и пельменей, которые готовились в арендованном вагончике. Сейчас Кирилл управляет комплексом сервисных заведений под единым брендом «У дяди Вити» (кафе, гостиница, ресторан, станция технического обслуживания и автомойка).
«Чтобы оценить перспективы развития рынка придорожного сервиса, стоит присмотреться к опыту европейских стран и США, - говорит Антониос Ванезис, директор по маркетингу фирмы «Бразерс и Компания». - Там существуют самые разнообразные формы ресторанов на шоссе. Помимо такого экономичного формата, как продажа блюд фаст-фуда на вынос для автомобилистов, успешно работают ресторанные центры, кафе, пиццерии, заведения формата free floor и др.». По словам эксперта, удаленность точек от крупных городов обуславливает дороговизну регулярной доставки свежих продуктов. Поэтому, как правило, многие рестораторы сокращают ассортимент, предлагая в основном быстро готовящиеся блюда, которые можно легко упаковать на вынос.
Нередко различные объекты для автолюбителей вдоль шоссе создаются на базе государственных транспортных предприятий. Показателен пример компании «Лысковоавтотранс», бывшей некогда государственным предприятием (ГП) «Автоколонна 1413». Заняться коммерческой деятельностью руководителей ГП вынудило прекращение финансирования из госбюджета после августовского кризиса 1998 года. «Нам пришлось искать пути выживания, никому не хотелось остаться без работы и выгонять на улицу специалистов, проработавших у нас многие годы. Чтобы справиться с финансовыми проблемами, на базе нашего предприятия решили открыть комплекс придорожного обслуживания, - вспоминает Николай Гузанов, директор «Лысковоавтотранса». - Часть административного здания перестроили под гостиницу, открыли кафе, продуктовый магазин, перепрофилировали нашу ремонтную базу под грузовые автомобили. Сейчас предлагаем широкий ассортимент услуг. Например, если водитель хочет ликвидировать неисправность самостоятельно, сдаем в аренду теплый ремонтный бокс со смотровой ямой. Более сложный ремонт можем обеспечить силами наших работников, причем в экстренном случае их можно вызвать и ночью».
текст: михаил красавин
СКАТЕРТЬ У ДОРОЖКИ
Для открытия небольшого кафе вблизи автомагистрали достаточно и $15 тыс., а вернутся вложенные деньги максимум за год. Главное - добиться разрешения у властей и не поссориться с местными жителями
Конкуренции среди владельцев придорожных кафе, гостиниц и станций техобслуживания практически нет. Даже по самым оживленным трассам Украины заведения общепита встречаются примерно каждые 15 км, заправочные станции - 25–30 км, СТО - 50 км, гостиницы - 67 км. На менее загруженных автодорогах эти цифры чуть ли не втрое больше. И это притом, что многие придорожные заведения работают с рентабельностью в 100%, а годовой оборот, например небольшого ресторанчика, превышает 700 тыс. грн.
На низком старте
Анатолий Бортенев, собственник компании «Борнито» (кафе на шоссе Киев - Харьков недалеко от столицы), начал свое дело в 1995 году. За $500 он купил металлический павильон, взял в аренду землю близ магистрали и договорился со столичной фирмой о поставках продуктов. Изначально предприниматель планировал открыть продуктовый магазин, но быстро убедился в невысокой рентабельности торговой точки. По словам Анатолия, придорожный магазин приносит прибыль, только если он расположен на территории поселка. В противном случае доходность невысока - большинство автомобилистов предпочитают закупать продукты в столице, до которой не так уж далеко. Поэтому со временем бизнесмен перепрофилировал магазин в кафе: к павильону постепенно достраивали новые помещения, расширяли и улучшали. В итоге к 2000 году бывший ларек трансформировался в солидное придорожное заведение с отдельной кухней, двумя залами для посетителей, биллиардной и несколькими комнатами отдыха на мансарде. Общую сумму вложений в свой бизнес Анатолий оценивает примерно в $20 тыс. По словам предпринимателя, рыночная стоимость его кафе, учитывая месторасположение и постройки, превышает $1 млн.
Не менее успешно развивается и бизнес у Евгения Борисова, владельца СТО на Одесской трассе. Бизнесмен работает «на большой дороге» почти пять лет. Изначально Евгений предоставлял только услуги по шиномонтажу, но клиенты часто обращались в автомастерскую и с другими проблемами. Спрос рождает предложение, поэтому предприниматель решил расширить ассортимент предоставляемых услуг. Два года назад он получил кредит в сумме $80 тыс. для создания полноценной станции технического обслуживания. На эти средства Евгений построил три бокса, жилой домик для механиков (планировалась круглосуточная работа), эстакаду, закупил подъемники, инструменты и эвакуатор. Начинание оказалось успешным: менее чем за год г-н Борисов полностью рассчитался с банком. Свою СТО Евгений изначально ориентировал на обслуживание легковых автомобилей, однако сейчас планирует выкроить еще немного места для ремонта грузовиков. По его мнению, это не менее выгодно и перспективно, чем работать с легковыми машинами.
Разрешительная волокита
Предприниматели, владеющие различными заведениями вдоль украинских автодорог, главным препятствием своему бизнесу называют сложность оформления разрешительных документов. По словам Анатолия Бортенева, разрешения на начало строительства можно ждать несколько лет. Причем эта проблема актуальна не только для новичков, но и для предпринимателей, желающих расширять уже существующий бизнес. «Я планировал на территории кафе построить крытый бассейн, однако, вспомнив неприятный опыт общения с государственными учреждениями, отложил реализацию этой идеи до лучших времен», - сетует г-н Бортенев.
Еще одна проблема придорожных кафе - молодежь, проживающая в окрестных селах. По словам Анатолия, молодые люди злоупотребляют спиртными напитками, особенно в выходные дни: «Редкая пятница или суббота заканчивается спокойно. Практически каждую неделю местные либо устраивают разборки между собой, либо пытаются спровоцировать драку с приезжими посетителями. Само собой, это отпугивает клиентов. Поэтому приходится нанимать на выходные охрану, которая хоть как-то сдерживает буянов».
У собственников станций тех¬нического обслуживания проблемы иного рода. В первую очередь с поставкой запчастей. «Наиболее востребованные узлы мы закупаем сами, - рассказывает Евгений Борисов. - Но невозможно запастись всеми возможными деталями для всех автомобилей, а без подвоза комплектующих работа останавливается». Проблему с доставкой запчастей предприниматель решил просто и эффективно: договорился с партнерами (владельцами автомагазинов в ближайших населенных пунктах и Киеве) о том, что необходимые детали по звонку отправляют с ближайшим попутным автобусом или маршруткой.
Общая проблема для всех придорожных заведений - нехватка персонала. Катастрофически не достает квалифицированных поваров и автомехаников, готовых работать за городом. Проблему стараются решить, привлекая местных жителей, но этот трюк не всегда удается. Нередко сельские специалисты позволяют себе выходить на работу в нетрезвом состоянии или не выходить вообще, хамить клиентам, выполнять свои обязанности спустя рукава. «Вся надежда на народных умельцев. Как ни странно, но среди жителей окрестных сел мы нашли несколько настоящих самородков, выполняющих работу аккуратно, внимательно и в срок. Но это исключение, а не правило», - жалуется г-н Борисов.
Пикник на обочине
Пока конкуренция между придорожными сервисами есть только на центральных трассах Украины. «По сравнению с другими автострадами на шоссе Киев - Харьков конкуренция высокая: разнообразные закусочные встречаются каждые 10–15 км. Боремся за клиента, стараясь не только удерживать невысокие цены, но и повышать качество продукции и сервиса», - делится опытом Анатолий Бортенев. Не последнюю роль в привлечении и удержании клиентов играет и репутация заведения. Некачественное обслуживание отпугнет не только одного посетителя, но и его друзей и знакомых.
Евгений Борисов согласен с Анатолием: «Конкуренты есть везде, но клиент ведь не знает, где сломается машина. Тем не менее при выборе СТО, на которую автомобилист приедет, ключевую роль играет репутация. Водители, постоянно ездящие по одной и той же трассе, хорошо знают, где работу выполнят качественнее и дешевле. При случае они охотно подскажут «сломавшимся» товарищам, куда стоит обратиться». Еще один рецепт успеха от г-на Борисова: не стоит пренебрегать заказами от местных жителей. Как показывает практика, они тоже часто обращаются за квалифицированной помощью. На СТО Евгения существуют специальные скидки для жителей близлежащих населенных пунктов.
Для открытия небольшого придорожного кафе на 15–30 посадочных мест в 100–150 км от Киева хватит и $15 тыс. Причем основная статья расходов - затраты на получение разрешения от местных властей и заключение договора аренды земли. Зато, если с сельскими «бонзами» удалось договориться, вложения вернутся за полгода-год с момента открытия кафе или ресторана. Рентабельность зависит от оживленности трассы, наличия аналогичных заведений и качества предлагаемой продукции. В отдельных случаях она может доходить до 200%, а средний показатель по рынку - 50–100%.
Для открытия СТО потребуется большая сумма - от $50 тыс. на обслуживание легковых автомобилей и от $100 тыс. - для ремонта грузовиков. Соответственно, больше и срок окупаемости: не менее трех лет. Рентабельность работы придорожных станций техобслуживания вполне сравнима с прибыльностью рядовых заведений общепита: 40–80% в зависимости от месторасположения и специализации.
текст: михаил красавин
Опубликовано в №13-2008Tags: Возможности_у_соседей

Tags: Какой, бизнес, открыть, на, трассе

Простой пример того, как автомобильная трасса помогает зарабатывать не только в масштабах страны, но и...

30 июн 2015 ... Мы обобщили бизнес-идеи о том, что можно открыть рядом с дорогой, ... Для реализации идеи серьезного бизнеса на трассе нужен, ...

Какой малый бизнес открыть в деревне с нуля: 7 успешных примеров


Деревня, в первую очередь, площадка для производства сельхозпродукции, но хорошие перспективы имеет и бизнес по ее переработке. Чем ближе он расположен к источникам сырья - тем меньше затраты на транспортировку и хранение. Крупные перерабатывающие и торговые предприятия заинтересованы в расширении поставок от отечественных производителей.
Сейчас сложилась благоприятная обстановка для того, чтобы открыть бизнес в деревне, и многие предприниматели используют открывающиеся возможности. Инвестиции в сельское хозяйство, животноводство - хороший тон и демонстрация патриотических чувств. Обратите внимание: люди не стесняются обращаться за помощью, посылают заявки на участие во всех возможных программах поддержки с целью получения гранта, субсидии. Их действует немало, как на федеральном, так и местном уровне.
В декабре 2015 года руководитель "Россельхозбанка" Дмитрий Патрушев был удостоен звания "Банкир года" по представлению Ассоциации российских банков. Несмотря на санкции европейских и американских партнеров, банк расширил в этом году финансовую поддержку сельского хозяйства. Объем выданных кредитов опередил среднерыночные показатели.
В обзоре приведено 7 реальных примеров. Выбор успешных предпринимателей помогает понять, каким бизнесом можно заняться в деревне, набраться решительности и начать свое дело.
Интересные бизнес идеи, реализованные на селе
1) Вендинговый молочный автомат
Мордовия, г. Ковылкино, деревня Крутенькое
Ринат Чураков живет в небольшом городке с населением 20 тыс. человек, раньше занимался оказанием потребительских услуг. Идея для бизнеса в деревне пришла во время поиска места для загородного дома при виде заросших бурьяном полей. За три года, с помощью банковского кредита, он создал современный комплекс по производству молока европейского уровня. Когда закупочные цены на него упали в 4 раза по сравнению с розничными - задумался о создании собственной сбытовой сети. Анализируя рынок, пришел к выводу о высокой рентабельности вендинга. Покупая и устанавливая два дорогих автомата, понимал, что идея рискованная. Однако за свежим молоком в первый же день выстроилась очередь. Они оправдали себя за 4 месяца, и сейчас бизнесмен закупил еще 15 штук, планируя разместить их уже в Саранске - столице республики.
2) Отдых, как в деревне у бабушки
Деревенский туризм быстро набирает обороты. Причины: сужение направлений зарубежного отдыха, снижение доходов. Положительную роль играет мода, предложение современного уровня сервиса. В Астраханской степи водят караваны по монголо-татарским тропам, где-то предлагают «дикую» охоту, а иногда людей привлекает возможность пообщаться с природой, проснуться с "петухами", и никуда не спешить.
Деревня Ермаки, по трассе Москва-Минск, 25 км от Смоленска.
Рядом нет уникальной природного ландшафта или исторической "усадьбы". Когда 5 лет назад Аркадий Потерлевич начинал свой бизнес в деревне с нуля - там было всего три жилых дома. Он сделал ставку на озеро: запустил мальков толстолобика, белого амура, щуки, окуня, карпа. Сейчас там есть даже раки. Рыбаки подтянулись очень быстро, а когда построили 5 благоустроенных домиков, баню, развели сад и огород - стали приезжать семьями. Теперь уже тянутся целые компании для коллективного отдыха. Все продукты в местной "харчевне" - натуральные, есть площадки для футбола и тенниса, купальни. Планы: строительство ВИП-коттеджей и вертолетной площадки.
3) Капуста по "индонезийской" технологии
Старомайнский район, Ульяновская область
Самый страшный сон крестьянина - засуха. Опасение потерять все в неурожайный год останавливает многих, кто хотел бы заняться выращиванием с/х продукции. Ульяновская область - зон рискованного земледелия, но Ильмас Ситдиков получает рекордные урожаи, используя систему орошения, сходную с той, что применяется для рисовых полей. Сначала он использовал для накопления воды старые каналы, оставшиеся с советских времен, после того, как разрушили и растащили все трубы поливной системы. На полях работают дождевальные машины «Фрегат», построены три насосные станции, создан искусственный канал подачи воды из Волги. Свежие овощи поставляются в супермаркеты Ульяновска и пользуются спросом. По словам Ильмаса - никто не верил в успех поливного земледелия. А сейчас многие перенимают его опыт мелиорации.
4) «Рыжиковое» масло делают не из рыжиков
Куйтунский район, Иркутская область.
Спрос на экопродукты постоянно увеличивается, причем особенный интерес к ним проявляют иностранные потребители и инвесторы. «Рыжиковое» масло на самом деле производится из травы. В начале 20-го века Россия экспортировала его, но потом культура была прочно забыта. По вкусу и аромату оно напоминает кунжутное, но богаче по содержанию витаминов, обладает целебными свойствами. Артем Пальчик в 2010 году закупил 50 кг семян и засеял поле размером 1 га, получив 1,5 тонны сырья. Сейчас его КФХ засевает 60, и планируется расширение до 100 га. Масло сертифицировано, продается в крупных магазинах области, ведутся переговоры о выкладке товара в супермаркетах. Продукция отмечена грамотой международной Берлинской сельскохозяйственной выставки. За границей этот продукт пользуется хорошим спросом, в России пока больше распространено подсолнечное масло. Предприниматель мечтает о выходе на международный рынок.
5) Экзотические птицы приносят неплохой доход
Центральный федеральный округ, Подмосковье.
Куры, гуси, фазаны, индюки и цесарки - около 500 голов разной птицы выращивает молодая пара фермеров, бывшие городские жители. Вопрос, какой бизнес можно открыть в деревне, Владимира и Татьяну Тюриных - изначально не интересовал. Семь лет назад они завели несколько птиц, чтобы кормить диетическим мясом ребенка, у которого были небольшие проблемы со здоровьем. Потом появился интерес, родилась семейная ферма. Грант - 1,5 млн. рублей они получили только в этом году, приобрели на них 4 гектара земли, где планируется строительство полноценной экофермы. Цесарок сначала разводили для красоты, а потом выяснилось, что это весьма доходный бизнес. Птица не болеет, мясо и яйцо ценится, применяется при лечении онкологии. Раньше ее поставляли только из-за границы, а сейчас, по словам Владимира - поступает так много предложений, что они намерены довести поголовье цесарок до 2 000 голов. Планируется организация агротуризма. Конкурентов нет, на весь Центральный округ только одно подобное хозяйство в Сергиевом Посаде.
6) Если форель будет дешевле - ее станут покупать больше
Поселок Березовка, Кондопожский район, Карелия
Северные российские регионы малопригодны для сельского хозяйства, но имеют большой потенциал использования природных ресурсов. Переработка леса, сбор, заморозка, консервирование грибов и ягод - все это возможности для создания своего дела. Но главное богатство - рыба. "ИП" фермера Николая Федоренко производит около 500 тонн форели в год, а он мечтает удвоить цифру. Санкции на норвежскую рыбу его только радуют. Его красная икра, малосольная и подкопченная рыба отмечены золотой международной медалью "ПродЭкспо" 2015 года. Форель выращивается в открытой воде, вдали от берега - по норвежской технологии. Всего в Карелии около 50 рыбоводческих хозяйств, на сегодня самая большая их проблема, что мальков и корм приходится покупать за рубежом. Сейчас фермер ориентируется на выращивание собственного посадочного материала и его продажу. Проблема с кормами - ему не под силу, это задача для биологов. В Березовке и Кондопоге есть два магазина с его продукцией, многочисленные туристы жаждут посмотреть и половить рыбу прямо из озера.
7) Овцеводство - прибыльный бизнес в степных районах
Бейский район, Хакассия
Баранину редко можно увидеть на прилавках магазинов, несмотря на хороший спрос. Овцы неприхотливы к пище и условиям содержания, быстро размножаются и нагуливают вес, до поздней зимы живут на пастбищах. Александр Топоев держит стадо около 2 000 голов. Продумывая, какой бизнес открыть в деревне, он заручился поддержкой крупной торговой сети, в которую теперь регулярно поставляет мясо. Но сейчас проблем со сбытом у него нет, скорее наоборот: его продукцию охотно берут кафе, цех полуфабрикатов, "Мясная лавка". Недавно он выиграл тендер местной Администрации на закупку сразу 1,5 сотен овец для передачи молодым семьям. Хозяйство растет: он приобрел свиней особой породы и закупил несколько коров. Чтобы прокормить этих животных, пришлось сеять овес, ячмень, пшеницу. На создание бизнеса ушло почти четыре года.
Недостаток средств на развитие бизнеса - не единственная проблема на селе, во многих местах трудно найти работников. Как выходят из положения:
выбирают место вблизи районных центров, малых городков с ликвидированным производством;
покупают высокопроизводительное импортное оборудование, которое требует немного обслуживающего персонала;
вкладывают деньги в социальную инфраструктуру, строят дома, чем привлекают людей, готовых переехать к месту работы.
Господдержка - не "бесплатный" сыр. За расходы нужно будет отчитаться, при составлении бизнес плана - не забыть про инфляцию. Срок получения денег растягивается до полугода, а в сельском хозяйстве, как нигде, дорога ложка к обеду. У «деревенского» бизнеса есть и плюсы: лояльное отношение властей, дешевизна рабочей силы, отсутствие конкуренции.

Бизнес План кафе у дороги, кафе на трассе / Бизнес-Планы от...

Если придорожное кафе открыть на оживленном участке трассы, то прибыль может сравниться с доходом ресторана в центральной части города.

Бизнес на трассе: идеи для кафе и торговли, план прибыльного...

Как открыть свое собственный бизнес на трассе? Какие виды заработка доступны каждому? Как стать успешным бизнесменом?

Причем вовсе необязательно выбирать большие здания, главное, чтобы ваше заведение располагалось недалеко от трасс с высокой проходимостью. В то же время, как и при ведении любого другого дела, здесь есть ряд особенностей. О том, как открыть придорожное кафе, какие собрать документы, какое приобрести оборудование и прочее, вы можете узнать далее.

Расположение

Как отмечают эксперты, индустрия общественного питания вне города недостаточно развита, поэтому есть смысл задуматься именно о придорожном кафе. В европейских странах на дорогах могут мирно сосуществовать как кофейня, так и ресторан быстрого питания. Но судя по российскому опыту, фаст-фуд является самым приемлемым вариантом, поскольку посетители таких заведений, как правило, сильно торопятся.

Кроме того, стоит подумать не только о том, как открыть придорожное кафе, но и где именно его основать. Лучшие варианты - автозаправки, места возле населенных пунктов, а также торговых центров. Кафе также можно открыть неподалеку от зоны отдыха (на берегу речки или озера). Многие советуют выбирать именно южное направление (то есть на юг от города, поселка), таким образом, скучать не придется даже зимой.

Выбираем помещение

Очень часто помещения, которые сдаются в аренду для организации заведения на дороге, пребывают в плачевном состоянии. Чтобы привести их в надлежащий вид, придется делать дорогостоящий ремонт. Выгоднее всего открывать кафе уже на базе готовых комплексов, которые находятся на развязке больших дорог. Несколько рядом расположенных точек продаж наверняка привлекут внимание путешественников.

Некоторые особенности

Кроме того, надумав, как открыть придорожное кафе, желательно соблюсти при этом несколько негласных требований:

  • заведение должно быть рассчитано как минимум на 70 посадочных мест и иметь территорию не менее 100 кв. м;
  • помещение не должно быть слишком просторным, здесь должна царить уютная атмосфера;
  • кафе оборудуется парковкой, причем не только для легковых авто, но и для трейлеров и фур, кроме того, нужно создать удобные подъездные дорожки;
  • интерьер желательно оформить сдержанно и просто, однако внутреннее убранство не должно напоминать советскую столовую, которая напрочь отбивает аппетит.

Необходимая документация

Чтобы основать бизнес, нужно зарегистрировать ИП. Однако если в кафе планируется продажа алкогольных напитков, то нужно создавать только Общество с ограниченной ответственностью. После того как будет выбрано помещение, следует получить разрешительные документы от пожарной службы и санэпидемстанции.

Чтобы ваше придорожное кафе отвечало санитарным требованиям, необходимо позаботиться о наличии водо- и электроснабжения, а также подключении к другим коммуникациям. Предпринимателю также нужно получить лицензию для продажи спиртного. Без выполнения всех этих требований у бизнесмена могут возникнуть большие проблемы.

Закупка оборудования

Вам также потребуется оборудование:

  • торговое (витрины, кассовый аппарат);
  • кухонное (печи, мебель, посуда, сантехника, бытовая техника);
  • складское;
  • вентиляционное.

Стоимость оборудования может быть разной, в среднем, она составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей. Все зависит от того, насколько серьезно вы намерены оборудовать зал и кухню.

Меню придорожного кафе

Кухня должна быть сытной, но довольно простой. Омары, мраморная говядина и лобстеры явно не нужны. Но очень важно сделать акцент на качестве и свежести продуктов. Меню по возможности должно быть разнообразным, но быстро приготовляемым.

Своим гостям необходимо предлагать горячие первые и вторые блюда, бутерброды, шашлык. В меню также желательно внести несколько салатов, но готовить их нужно непосредственно перед подачей, ведь никогда наперед неизвестно, что закажут гости. Словом, нужно предусмотреть такое количество видов блюд, сколько вы сможете хранить, чтобы потом легко разогреть или приготовить.

Можно немного разнообразить придорожный бизнес: предложите посетителям блюда на вынос в закрытых контейнерах. Продавать можно и сопутствующие товары: воду, сигареты, соки, кофе, чай. Также можно позволить водителям бесплатно наполнять термос кипятком (что особенно актуально зимой). Сервис придорожного кафе должен быть качественным и быстрым. У каждого посетителя должно сложиться впечатление, что он стал долгожданным гостем, а еще лучше - что он побывал дома.

Размышляя, как открыть придорожное кафе, не забудьте о конкуренции. Подобных точек общепита может быть несколько в вашем районе. Нужно чем-то привлечь клиента, верно? Можно придумать какую-то свою «фишку». К примеру, продавать необычные, оригинальные закуски, которых нет у ваших соперников.

Тогда вам понадобится пройтись по кафешкам такого рода и выяснить их меню. Неплохой вариант - открыть заведение, специализирующееся на приготовлении блюда какой-то одной национальной кухни. Ну и, конечно же, не забываем, что все люди любят подарки, пусть небольшие, но приятные.

Скажем, мини-сувенирчики на память или еще какая-нибудь мелочь - недорогая, но нужная в хозяйстве (упаковка салфеток, маленькое полотенечко, да мало ли что еще). Не переживайте, что вам придется понести дополнительные расходы. Дело в том, что можно сделать небольшую наценку на стоимости блюд (ровно столько, сколько стоит сам подарок), скорее всего, посетитель даже не заметит, что он что-то покупает, кроме обеда.

Финансовая составляющая бизнеса

Конечно же, доходы заведения будут зависеть от количества посетителей. Постоянные клиенты в таком дорожном общепите вряд ли будут (в силу специфики бизнеса). В связи с этим главный фактор успеха – вместимость.

        • Похожие бизнес-идеи:

По некоторым данным ниша придорожных кафе в России заполнена лишь на 30%, особенно в направлении провинциальных городов. На подъезде к столичному региону процент насыщения общепитом конечно выше, но кафе с хорошим сервисом по-прежнему не хватает.

Наиболее выгодным месторасположением придорожного кафе считаются места в непосредственной близости к городу, или же на трассах федерального значения с большим трафиком авто. Множество заведений общественного питания можно встретить на трассах туристического направления. Основные клиенты подобных заведений: дальнобойщики, туристические группы и люди, путешествующие на личном транспорте.

Спрос на услуги общественного питания будет всегда, так как здесь идет речь об удовлетворении жизненно важной потребности человека в пище. Неоспоримым фактов, говорящим в пользу открытия бизнеса в сфере общепита является и то, что количество транспорта на наших дорогах неуклонно растет. Развитие придорожного сервиса является приоритетным направлением в государственной политике развития малого и среднего бизнеса.

Пошаговый план открытия придорожного кафе

Строительство придорожного кафе начинается с выбора земельного участка. Как правило, земельные участки вдоль трассы, находящиеся вне населенного пункта являются государственной собственностью. Получить земельный участок под строительство придорожного кафе, если участок принадлежит администрации города или района можно только на торгах. Для того, чтобы участвовать в торгах необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка для строительства кафе в комитет по управлению государственным имуществом. После этого начнется долгая (минимум 3-6 месяца) процедура оформления земельного участка для проведения торгов и не факт что вы его выиграете. Ведь информация о торгах должна быть официально опубликована в печатных СМИ, чтобы заведомо привлечь в конкурс других предпринимателей. К этому нужно быть готовым.

Земельный участок, принадлежащий частному лицу, приобрести значительно проще. Как правило, частные земли находятся внутри населенных пунктов, через которые проходит трасса федерального значения. Но стоимость земли в данном случае зависит от аппетита хозяина, ведь он знает цену «золотого» места. Тут как договоритесь.

При выборе земельного участка необходимо учитывать возможность подключения к инженерным сетям. Придорожное кафе, как и весь бизнес в сфере общественного питания сильно зависит от коммуникаций. Для работы заведения потребуется подключение электричества, газа и водоснабжения. Обязательным является строительство канализации и системы вентиляции. Кафе считается излюбленным местом посещения различных контролирующих органов, включая Роспотребнадзор и Пожнадзор. Контроль за вашей деятельностью со стороны данных структур будет постоянным.

Сколько нужно денег для открытия придорожного кафе

По словам представителей придорожного бизнеса затраты на строительство даже небольшого кафе, при условии наличия готовой инфраструктуры составят не менее 100 тыс. $. Под готовой инфраструктурой понимается наличие инженерных сетей, асфальтированного дорожного покрытия, парковочных зон для большегрузного транспорта и т.д. Если вы начинаете строительство, так сказать в «чистом поле», то затраты будут в 3-4 раза выше. Речь идет не менее чем о 500 тыс. $, и опять же, это минимальные затраты.

Чем выше стартовые затраты, тем больше срок окупаемости бизнеса. Небольшое придорожное кафе, при удачных обстоятельствах, может окупиться за 2-3 года. Придорожные комплексы большего размера, имеющие спальные номера и прочую инфраструктуру окупаются за 5-6 лет. Это нормально для подобного бизнеса.

Выбор интерьера в придорожном кафе

Что же касается интерьера, то с одной стороны в кафе должно быть уютно, комфортно и симпатично. В тоже время не нужно превращать внутренний дизайн кафе в «пафос», это только отпугнет гостей. Даже если у вас будет качественная кухня, такой интерьер натолкнет на мысль, что у вас все дорого и клиент попросту уйдет, не сделав ни одного заказа.

Дополнительный бонус для водителей туристических автобусов

Одним из методов привлечения клиентов в кафе являются бесплатные обеды для водителей туристических автобусов. Таким приемом пользуются некоторые кафе в южном направлении России. В этом случае выигрывают все. Кафе получает большое количество «голодных» туристов, а водитель бесплатный обед. Дополнительный поток клиентов обеспечивает строительство бесплатного уличного туалета.

Вкусная и качественная еда — главный фактор популярности кафе

Одно дело заманить клиента, другое дело сделать так, чтобы он посещал вас снова и снова. В придорожных кафе важно не только качество блюд, но и скорость их приготовления. Ведь часто бывает так, что возле кафе останавливается забитый до отказа туристический автобус. В кафе, в таком случае образуется огромная очередь и не все успевают взять обед. Люди остаются недовольными, а заведение теряет выручку. Чтобы такого не происходило основные блюда всегда должны быть готовы к моменту прихода большого потока гостей.

Самым популярным в придорожном кафе является классическое меню. Зачастую, использование смешанной кухни не приводит к лучшему результату. Обычно люди, находящиеся в пути, предпочитают заказывать простые блюда, которые они употребляют у себя дома. Например, жареная картошка с мясом, куриный суп или борщ. Среди деликатесов спросом по-прежнему пользуется свиной шашлык.

Сколько можно заработать, обслуживая посетителей придорожного кафе

По словам предпринимателей, оптимальный средний чек подобных заведений - не больше 10$ (300 руб.). Если ценник ставить дороже народ попросту не пойдет в кафе. Людям, посещающим придорожное кафе нужно во все не то же самое, что от городских ресторанов. На первый план выходит соотношение цены и качества. Именно поэтому самым актуальным предложением является бизнес-ланч, так как он удовлетворяет этим двум критериям. Его присутствие в меню обязательно.

Как и в любом ресторанном бизнесе «сарафанное радио» для придорожного кафе очень важно. Многие дальнобойщики общаются между собой посредством индивидуальных раций, и обмениваются мнением о хороших заведениях, где можно вкусно и недорого пообедать. Поэтому для притока гостей всего-то нужно сделать так, чтобы о вас начали говорить. Этот метод продвижения считается эффективнее всевозможных баннеров и другой наружной рекламы.

Помните, что самое главное в придорожном кафе — качественная кухня. Ни дизайн, ни месторасположение кафе не спасут ваш бизнес, если вы начнете экономить на качестве приготовленных блюд. Простая и вкусная русская кухня, быстрое обслуживание и разумные цены - ключевые элементы в успехе молодого придорожного бизнеса.

По материалам: www.rma.ru

Прежде чем определяться с направлением деятельности, нужно учесть, что рассчитывать на постоянную клиентуру не придется. Тем не менее, непостоянных потребителей найдется довольно много. Важно понимать, что предложение товаров и услуг должно соответствовать потребностям населения.

Далее следует зарегистрировать свою компанию. Для малого сегмента больше подойдет организация индивидуального предпринимательства. Далее в зависимости от масштаба определяем необходимую площадь и месторасположение. Выбирайте наиболее проходимое место, то есть те трассы, которые проложены, например, по пути в курортные города или города промышленного значения. Закупку оборудования и наем персонала следует производить в соответствии с выбранным видом деятельности.

Предлагаем Вам подборку, в которой перечислены основные идеи для бизнеса в придорожном сегменте.

Мотель

В России данная идея предпринимательства на трассе развита не широко. Тем не менее, востребованность такого рода услуг присутствует и имеет тенденцию к росту. Чтобы реализовать идею открытия мотеля, для начала определите выгодное месторасположение. Идеальный вариант — если недалеко будет находиться действующий автосервис, заправка или магазин. Необходимо учитывать требования, предъявляемые к бизнесу на трассе. Например, указатели мотеля не должны мешать дорожному обзору. Должна быть соблюдена оптимальная удаленность от дороги.

Определяющим фактором для данной идеи является наличие большой парковки, в противном случае поток клиентов будет значительно снижен. Для мотеля масштабом в 10 номеров понадобится площадь приблизительно в 150 кв. метров. Вид из окон каждого номера должен выходить на парковку, чтобы постояльцы могли видеть свои автомобили. Обстановка внутри номеров может быть минимальной:

  • кровать;
  • шкаф;
  • тумбочки;
  • телевизор;
  • душевая комната.

Cоздайте комфортную атмосферу для своих клиентов в виде приятного ремонта. Тогда при следующей поездке они остановятся снова у Вас. Для клиентов немаловажным фактором является наличие терминалов оплаты мобильных услуг, а также прием кредитных карт. Для оптимального привлечения рекомендуется оформить здание под определенную тематику.

Придорожное кафе

При долгих поездках подобные заведения у дорог просто необходимы. К тому же, уровень конкуренции для такой идеи минимален. Чтобы открыть кафе у дороги, необходимо небольшое здание с камерной и комфортной обстановкой. Кроме того, подъезд к нему должен быть удобен и максимально открыт, а также предпочтительно наличие парковочных мест.

Количество столов рассчитывайте приблизительно на 70 человек, не более. Кроме того, обязателен круглосуточный график работы. Также определите сменность в работе для Вашего персонала.

Что касается меню, делайте упор на блюда, приготовление которых не занимает более 25 минут, а также предложите услугу еды «на вынос». Долгое ожидание для кафе на трассе неприемлемо. Будьте внимательны к водителям и экскурсоводам, которые останавливаются у Вас наиболее часто, Вы можете договориться с ними о привлечении дополнительной клиентуры. Взамен предоставляйте подобным потребителям скидки.

Автосервис

Важным видом услуг на трассе является ремонт автомобилей. Поэтому рекомендуется идея открытия автосервиса и шиномонтажа. Оптимальным вариантом будет сочетание данных услуг в одном сервисе. Самое удачное месторасположение для данной идеи бизнеса считается низкая удаленность от городов. Обязательно включите в Ваш ассортимент диагностику автомобиля, так как на трассах данный вид услуг наиболее востребован. Кузовные работы включать в номенклатуру можно, но специализироваться на этом направлении не рекомендуется.

Сауна и душевые

На трассе такая идея для бизнеса наиболее актуальна, однако среди предпринимателей данное направление не развито, поэтому конкуренции в данном виде бизнеса практически нет. График работы лучше всего круглосуточный. Кроме того, выгодным расположением считается место рядом с автосервисом и другими объектами

Площадка торговли

Данная идея оптимально функционирует в сочетании с другими объектами: гостиницей, автозаправкой и так далее. Наиболее актуальными товарами будут считаться продовольственные, при этом основной упор нужно делать на продукты с продолжительным сроком годности. Кроме того, необходимы сопутствующие товары для автомобилей, например, незамерзайка, различные путеводители и карты, батарейки и многое другое.

Если реализовать бизнес-идею на трассе «с нуля» кажется Вам трудной задачей, имеется возможность в данной сфере деятельности. Так Вы приобретете функционирующее предприятие с развитой организационной структурой и налаженной системой управления. На нашем сайте Вы можете купить франшизу бизнеса на трассе в разной ценовой категории. Главным преимуществом франшизы является более низкая стоимость по сравнению с самостоятельной организацией своего дела. Успехов в новых начинаниях!

Торговля вдоль автотрасс давно стала привычным явлением для московского региона. Чем только не торгуют у дорог: от арбузов до «незамерзайки». Однако зачастую это некачественные и опасные для здоровья товары. Минувшим летом губернатор Московской области Андрей Воробьев призвал областное правительство навести порядок с нестационарной торговлей в придорожной полосе, в первую очередь, у таких крупных магистралей, как Егорьевское, Каширское, Волоколамское и Пятницкое шоссе. В чем плюсы и минусы придорожной торговли, и как власти Подмосковья намерены упорядочить эту сферу потребрынка, выяснял обозреватель РИАМО.

По действующим правилам, любая торговля ближе 50 метров к дорожному полотну строго запрещена. Тем не менее, каждый год на обочинах трасс в Подмосковье можно увидеть бахчевые развалы, лотки с ягодами и даже прилавки с рыбой и мясом.

Как известно, у придорожных торговцев велик риск купить товары сомнительного качества, и опрошенные РИАМО эксперты это подтверждают. Конечно, шанс нарваться на плохую продукцию есть и в магазинах, но там он существенно ниже из-за строгого контроля надзорных органов.

Между тем, санитарные требования к продукции, которой торгуют нестационарно, точно такие же, как и к товарам, которые продаются в крупных стационарных магазинах, отмечает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

«Однако организовать торговлю у дорог гораздо проще - и этим пользуются недобросовестные предприниматели, которые пытаются реализовать продукты, выращенные с явными нарушениями и содержащие вредные вещества», - отмечает Егармин.

Мало того, что сами по себе продукты, которыми торгуют у дорог, могут быть произведены с нарушениями - они зачастую впитывают придорожную пыль и выхлопы от машин, что не может не сказаться на их качестве и представляет серьезную опасность для здоровья. Результат употребления таких продуктов для покупателя может быть плачевным - вплоть до тяжелых пищевых отравлений.

«Я лично общался с врачами «Скорой помощи», которые рассказали, что в этом году было очень много пищевых отравлений из-за фруктов и ягод, многие из которых были приобретены у придорожных торговцев», - говорит адвокат Алишер Захидов.

По его словам, торговля арбузами неспроста официально разрешена только с 1 августа. Арбуз - ягода, которая созревает к определенному сроку, а если собрать урожай раньше срока, это чревато отравлениями и другими неприятными последствиями. А торговцы на обочинах дорог открывают торговлю арбузами задолго до 1 августа, игнорируя правила, констатирует юрист.

По его словам, бесконтрольной торговле на обочинах способствуют недобросовестные чиновники, в итоге торговцы получают возможность не только уходить от санитарных проверок, но и заниматься обвесом, обманывая покупателей.

Торговцы поневоле?

Впрочем, у любого явления есть как отрицательная, так и положительная сторона. По мнению Егармина, главное достоинство придорожной торговли состоит в том, что это кратчайший путь донести фермерскую продукцию до потребителя.

Кроме того, торговля у дорог для многих мелких сельхозпроизводителей - это едва ли не единственный способ продать свой урожай по достойной цене, считает автомобильный активист, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Допустим, семья собрала две тонны картофеля: одна пригодится им, а вторая явно лишняя. Килограмм картошки в магазине стоит в среднем 20 рублей. Конечно, картошку можно продать перекупщикам - максимум по 3-5 рублей. Но это очень невыгодно, проще ее выбросить. Соседям тоже не продашь - у них своей хватает. Остается одно - идти к оживленным дорогам и продавать картошку там, объясняет собеседник агентства.

По мнению автоэксперта, такие торговцы не создают проблем для дорожного движения, так как чаще выбирают не скоростные магистрали, а дороги возле поселков и деревень.

«В основном те, кто торгует на обочинах, работают у дорог, где скорость движения не превышает 90 км/ч. При таком скоростном режиме они не создают никаких помех автомобилистам», - объясняет Шкуматов.

«Другое дело - магистрали, где автомобили двигаются со скоростью до 110 км/ч, например, трасса М-4 «Дон». Торговля там однозначно должна быть запрещена», - считает автоэксперт.

Но дело в том, что зачастую торговцев там и так нет: двигающиеся на большой скорости автомобили просто не успевают останавливаться рядом с ними, добавил Шкуматов.

Кроме того, торговцам у дорог важна хорошая видимость - около 2 километров, достаточная для того, чтобы водители успели остановиться. Поэтому чаще всего сельхозпроизводителей. Торгующих с рук, можно увидеть в небольших населенных пунктах, где максимальная разрешенная скорость движения составляет 60 км/ч.

По мнению Шкуматова, такая радикальная мера, как полный запрет торговли у дорог, лишит множество людей заработка, а перекупщикам позволит приобретать сельскохозяйственную продукцию по бросовым ценам. Эксперт считает, что гораздо правильнее было бы создать организованные места для придорожной торговли с хорошими парковками, пойдя таким образом на компромисс.

Путь к цивилизованной торговле

Специалисты отмечают, что в последнее время придорожных торговцев в столичном регионе стало меньше, что, вероятнее всего, связано с тенденцией к сокращению числа предпринимателей в стране. Сказывается и то, что за обочины серьезно взялись власти Подмосковья.

«Для тех, кто торгует рядом с дорогами, сегодня создаются все условия для легализации бизнеса. Это и сезонные рынки, и ярмарки выходного дня», - говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

По его мнению, руководство Московской области понимает важность проблемы придорожной торговли и уделяет ей пристальное внимание. Другое дело, что некоторым чиновникам на местах порой просто нет до нее дела: ну, торгуют и торгуют.

«Но в целом Подмосковье - это вполне прогрессивный регион, и на сегодняшний день ситуация с торговлей у дорог постепенно меняется к лучшему», - считает Егармин.

В Подмосковье уже началась борьба с незаконной придорожной торговлей.

«В настоящее время проводится активная работа по выполнению поручений губернатора Московской области Андрея Воробьева. Вскоре все точки несанкционированной торговли должны исчезнуть с обочин подмосковных трасс», - сообщил РИАМО глава министерства потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.

Как уточнил министр, 75 несанкционированных придорожных развалов уже ликвидировано, еще 121 развал должен быть убран силами муниципалитетов в течение ближайших дух недель.

«Учитывая, что оборот от незаконной торговли на обочинах составляет десятки миллионов рублей, ликвидировать ее можно лишь системно, усилив работу надзорных органов и избавившись от коррупции в них», - считает адвокат Алишер Захидов.

Он привел в пример цивилизованную торговлю с машин агро-кластера «Фуд Сити» на Калужском шоссе, где за соблюдением всех норм торговли строго следят. По мнению эксперт, к такому формату нужно стремиться всему Подмосковью.