Домовой за домом а за скотиной. К владельцам коров приняты строгие меры

Дворовой — один из духов древних славян, который живёт по соседству с человеком. Таких духов у славян было несколько — , другие. Дворовой, как невидимый хозяин двора, почитался особо и считался одним из духов-помощников человека.

Дворовой — хозяин двора, который обитает в хлеву, живёт вместе с домашней скотиной. Судя по описаниям дворового, в разных регионах страны его представляли по-разному. Есть сведения, что дворовой — это младший брат домового, друг домового, а иногда домовой и дворовой представляются настоящими соперниками. Иногда дворовой и домовой совсем не различаются, а представляются как один домашний дух, который следит и за домом, и за двором.

Жизнь, здоровье и благополучие животных, крепость и надёжность хозяйства зависит от дворового и отношения к нему хозяина дома. Если хозяин во всём почитает и благодарит дворового духа, то и хозяйство будет только крепнуть и прибавлять, ну а если хозяин не обращает на помощь духа никакого внимания, то со временем хозяйство будет всё более убыточным и в конце концов может полностью развалиться. Дворовой любит порядок, чистоту и лад в семье. Этот дух может рассердиться и серьёзно напакостить хозяевам дома, если те не следят за чистотой, не ухаживают за скотиной в хлеву, если ругаются в хлеву и на дворе, или же если выходят работать во двор ночью, тем самым тревожа покой дворового.

И всё же, дворового нельзя представлять как недоброго духа, который постоянно пакостит и приносит проблемы. В первую очередь, дворовой является главным помощником человека и во всём ему склонен помогать. Особенно дворовой любит скотину, коров, коз, лошадей и так далее, а лучшими друзьями дворового являются собаки и кошки. Сохранились поверья, что в тех дворах, где хозяева почитают дворового духа, скотина всегда сытая, здоровая, чистая и даже расчёсанная. Дворовой ухаживает за домашними животными, расчёсывает гриву у лошадей, а иногда заплетает гриву в косички, о чём сохранились записи этнографов, побывавших в различных регионах страны, где ещё сильна вера в домашних духов. Есть поверье, что скотина может по какой-то причине не понравится дворовому и тот может её изводить и мучить, всю ночь гонять по двору, у лошадей сбивать гриву в колтуны, отбирать корм и так далее. Тогда считалось, что лошадь, корова, коза, овца или другая скотина пришлась «не ко двору», «не по масти дворовому», «не в руку дворовому». От такой скотины пытались избавиться как можно скорее, продать или отдать или пустить на мясо, так как дворовой рано или поздно всё равно её изведёт.

Представляли дворового по-разному. Чаще всего встречаются описания, как маленького мохнатого мужичка. Также часто представляют дворового в виде большой кошки или кошки с нехарактерными чертами — без хвоста, с большой головой и другими странностями. В описаниях дворового присутствует и такой облик, как небольшой человечек с кошачьими, куриными или козлиными ногами. Есть и такое описание: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

Чтобы дворовой всегда был благосклонен к хозяйству и животным, его приветствовали по утрам и прощались с ним по вечерам, хвалили за хорошую работу, приносили угощения, поздравляли и потчевали в праздники. Праздником дворового считается 21 ноября, который после крещения Руси получил название Михайлова дня. В этот день дворового поздравляют и приносят ему праздничный ужин прямо в хлев.

Лампы, светильники, электрооборудование и многое другое в интернет-магазине. Кабель и провода от Одескабель представлены в большом ассортименте. Удобное качество и быстрая доставка заказа.

Тема бродячего скота поднимается на страницах «Чулымской газеты» регулярно. В № 23 от 4 июня мы говорили о сохранности скота и профилактике преступлений, связанных с хищением сельскохозяйственных животных. Сегодня же предлагаем посмотреть на данную проблему с другого ракурса.

Еще совсем недавно жить в сельской местности и не держать подсобное хозяйство считалось чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас подворья с хозяйством в Чулыме буквально наперечет. Но вот парадокс – проблем, связанных с животными, больше, чем осталось самих животных. Не так давно на нашей странице в соцсетях развязалась полемика на тему ненадлежащего содержания домашних животных и проблем, которые они создают окружающим. Вот такое обращение мы получили от Екатерины Провоторовой:

- По улицам Линейная и Урманская регулярно бродит бродячий скот. На улице играют дети дошкольного и ясельного возраста. Бывает, животные даже ломают заборы. Неужели нет возможности наказать владельцев? На них регулярно жалуются, составляют протоколы за нарушения правил содержания, они платят штрафы, но самопас им выгоднее, чем уход за животными и наём пастуха. Могут пострадать ребятишки, как физически, так и просто испугавшись.

Чулымцы поддержали Екатерину.

Татьяна Алющенко:

- Полностью согласна! Они через ограждения перепрыгивают спокойно. Моя двухлетняя дочь боится их до ужаса. А табун спокойно ходит по улице. Беременная женщина их постоянно со своего огорода прогоняет. Сколько бьемся с этим, а толку нет.

Семья Тимофеевых:

- На ул. Строительной тоже ходит бродячий скот, в прошлом году нам сетку в огороде растянули и морковь и свеклу поели.

Олеся Чистобаева:

- Раньше, несколько лет назад всегда был пастух, брал несколько улиц, а сейчас ходят коровы везде. Так же и у нас на ул. Красноармейской.

Иногда между пострадавшими от бродячего скота и владельцами животных разворачиваются нешуточные баталии. Одни грозят уничтожить забредших в огород животных, другие – упрекают в зависти и лени. И, что греха таить, бывает, что животные, бродящие без присмотра пастуха, действительно исчезают, не возвращаются «с поля». Некоторые владельцы даже не заявляют об этих исчезновениях, горюют тихо, в одиночку, чтобы не накликать новые беды. Почему, казалось бы, банальная ситуация принимает такой оборот, если все расписано законодательно и еще не забыт опыт не такого далекого прошлого? Проблема заключается в том, что животных в каком-либо микрорайоне оказывается слишком мало для того, чтобы сформировать нормальное организованное стадо, нанять пастуха, определить ему «пастушьи». Пасти в течение сезона пару десятков голов невыгодно, а увеличивать стоимость пастьбы с головы КРС – ущербно для хозяев: овчинка выделки не стоит. Вариант с пастьбой самими владельцами скота по очереди, не слишком удобен: ведь люди, помимо содержания подсобного хозяйства, еще и работают. Так буренки и оказываются на улицах, чего быть категорически не должно. Правила содержания домашних продуктивных животных разработаны и действуют на территории всех населенных пунктов без исключения. Есть и Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», определяющий наказание за ненадлежащее содержание и выпас скота в местах, не приспособленных для этого.

Прокомментировать ситуацию мы попросили секретаря административной комиссии г. Чулыма Татьяну Ковалеву:

- Для того, чтобы решить проблему содержания скота, нужно быть требовательными как к другим, так и к себе самому. Прежде всего, не стоит быть равнодушными. Если вас данная ситуация волнует, вы пострадали, то имеете право обратиться в дежурную часть отделения полиции с заявлением или непосредственно к своему участковому уполномоченному, который должен взять объяснение с вас лично, свидетелей происшествия и владельцев животных, нанесших вам ущерб. Готовый материал передается в административную комиссию, где его рассматривают и наказывают виновных. Оставление без присмотра домашних животных, выпас скота в местах, не приспособленных для этого, наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей. В ближайшее время как раз будет рассмотрен материал в отношении одного из таких владельцев, проживающего в северной части города, чей скот пасется без присмотра.

Закон предусматривает и ответственность за потраву посевов сельскохозяйственных культур как у сельхозтоваропроизводителей, так и у отдельных граждан на земельных участках. В этом случае пострадавший собственник имеет право обратиться в территориальный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица (если оно известно) либо по факту уничтожения своего имущества. Нужно доказать, что сумма ущерба значительна - от 2,5 тысяч рублей. Учитывается и материальное положение гражданина, которому нанесен ущерб (ст. 167 УК РФ).

Многих волнует вопрос возмещения ущерба. Для этого применимы гражданско-правовые средства защиты. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом учитываются не только реальный ущерб на данный момент, но и доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Мы, готовя этот материал, никоим образом не призываем чулымцев идти друг на друга военным маршем. Напротив, очень хотели бы, чтобы наши земляки жили в мире и гармонии, украшали свои населенные пункты клумбами и газонами и в то же время укрепляли собственное благосостояние за счет ведения подсобных хозяйств. Да, мы за то, чтобы, как в старые добрые времена, по вечерам с выпасов возвращались крепкие стада, оглашая округу громким мычанием. Мы уверены: по-настоящему качественные продукты питания можно вырастить только самостоятельно. Но мы, как и большинство граждан, против того, чтобы безнадзорные животные топтали огороды, посаженные с таким трудом; чтобы ломали заборы и топтали клумбы перед домами. Во всем должен быть цивилизованный подход. Тогда никому не придется ссориться и жаловаться друг на друга. А чтобы дети не боялись животных, они должны их видеть как можно чаще и получать от взрослых корректную информацию о том, какая польза бывает от коров, овец и поросят.

Подготовила Елена КРОХТА

ЛПХ нужно развивать!

Губернатор области Владимир Городецкий призвал развивать личные подсобные хозяйства и поддерживать людей, желающих заниматься развитием малых форм сельского хозяйства. Мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счёт средств областного бюджета Новосибирской области необходимо уделять особое внимание, заявил глава региона в ходе заседания Правительства 20 июня.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Василий Пронькин на заседании представил проекты изменений в программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы». Он отметил, что планируется детально проработать меры государственной поддержки по такому важному направлению, как поддержка личных подсобных хозяйств. «Малые формы хозяйствования представлены в Новосибирской области 233 тысячами личных подсобных хозяйств (ЛПХ), за прошлый год государственная поддержка по данному направлению оказана 878 получателям. Однако, несмотря на то, что в регионе успешно действуют такие программы господдержки, как «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма», часть фермеров незаконно получают субсидии из областного бюджета как личные подсобные хозяйства. Поэтому министерство сельского хозяйства предлагает ограничить объём поддержки ЛПХ суммой 50 тысяч рублей. При этом количество получателей субсидии будет увеличено», – сообщил Василий Пронькин.

«Хочу обратить внимание городской власти на то, что на улицах вовсю разгуливают бурёнки. Мало того что они мешают транспортному средству, так ещё и тротуары занимают. А убирать за ними кто будет? И вообще, мы всё же не в деревне живём, к рогатому скоту не приучены…

Хотелось бы знать, сколько ещё коровы будут пастись на газонах Лесного? Когда местных животноводов обяжут пасти своих питомцев на определённых пастбищах, вне городских улиц и под присмотром?»

Подобных писем и звонков в последнюю неделю было немало. А уж фотографии бродячих коров присылали и вовсе из каждого района города. Всем звонившим мы задавали один вопрос: что, по-вашему, нужно сделать, чтобы рогатые животные перестали бродить по улицам города?

Читатели предлагали организовать загон, например, на территории ветеринарной клиники. Выловленных коров помещать туда, а возвращать их хозяину только после оплаты штрафа, желательно — очень солидного. Другие верили, что ситуацию сможет поправить наличие пастуха. Но хорошего пастуха днём с огнём не найдёшь, а те, что нанимались на эту работу, как правило, оказывались любителями крепко выпить…

Также горожане предложили провести клеймение или «биркование» всего крупного рогатого скота с целью более эффективного контроля за ним. Во многих городах страны и нашей области в том числе это успешно практикуется. Бирка помогает идентифицировать владельца бродячего животного. А уж стражи правопорядка потом на месте разбираются с нерадивыми хозяевами, которым лень вывести скотину на пастбище…

О том, как сегодня в Лесном решается «рогатая проблема», рассказывает первый заместитель главы администрации Михаил Кашу.

Как оказалось, коровы, вольготно гуляющие по городу, «прописаны» на 1 и 2 посёлках, а места для их выпаса определены в посёлке Таёжном и на территории города — в районе объездной дороги. Точно так же определены и места прогона домашних животных. Однако хозяева коров продолжают вести себя крайне бесхозяйственно и безответственно, выпуская животных одних, без присмотра, в самостоятельный выпас на улицы города…

— Инспектором по охране окружающей среды совместно с участковым уполномоченным полиции выявлены три владельца домашнего скота, допустившие бесконтрольный выгул сельскохозяйственных животных, — говорит Михаил Васильевич. — В отношении данных владельцев составлены протоколы об административном правонарушении по статье 39 закона Свердловской области «Об административных правонарушениях». Хозяевам коров следует помнить: указанные меры будут применяться ко всем нерадивым владельцам домашнего скота.

Кроме того, граждане, выпускающие животное без опознавательного клейма (бирки, ошейника), нарушают Правила благоустройства, действующие на территории городского округа «Город Лесной». В том числе и по этому основанию к ним будут применяться меры административного взыскания, подчеркнул в заключение Михаил Кашу.

В мифологических представлениях домовой - домашний дух, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. В народном сознании домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин. Об этом свидетельствует, например, рассказ о происхождении домового, записанный в крестьянской среде довольно поздно, в ХХ веке:

Хозяин… все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, - это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его - он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем

Согласно некоторым мифологическим рассказам, домовыми становятся умершие «неправильной» смертью.

Для домового в крестьянской среде существовало довольно большое число наименований, каждое из которых возникло на основе традиционных представлений о его природе, статусе, функциях, характеристиках, действиях. Так, одно из наиболее распространенных именований домового - «суседка», так как он жил с людьми в одном доме. К домовому часто обращались, называя его «господарем», «дедушкой», «кормильцем», «хозяином». Рассказывая о нем, звали «большаком». Все эти именования отражают осмысление образа домового как старшего в доме, невидимого «хозяина» дома. В то же время названия типа «жировой черт», «лихой» подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе. Многие из имен домового указывают на его местопребывание.


Алексей Макарович (Домовой). С. Коненков.

В народе считали, что в избе он обычно находится за печью или под нею, в голбце или в подполье: отсюда именования «запечник», «подпечник», «голбешник», «подпольник». Зачастую также полагали, что домовой может находиться во дворе, и называли «дворовым» или «хлевником». Во многих местах на Русском Севере произошло слияние мифологических образов домового и дворового. Обычно если они противопоставлялись друг другу, то домовой отвечал за пространство жилого пространства избы, а дворовой - за двор, где находились подсобные помещения, а также место для домашнего скота.

Ряд именований домового обусловлен его поведением и действиями в отношении человека и домашних животных. Так, его часто звали «лизуном», поскольку, по поверьям, он зализывал волосы у хозяина дома и шерсть у скотины, которую любил. Ночью или в полдень он мог наваливаться на спящего человека и давить его, оставляя на теле синяки. Соответственно этому, его называли «гнеток», «гнётка», «намной», «выдавило». Об этом свойстве домового существует множество мифологических рассказов, вот один из них:

Гнётка мохнатый, волосы длинны, а мы не видали. Бывало, съедутся мужики работать, если не залюбит гнётка, всю ночь промучит. Меня гнёл, ни которо местечко не шевелилось. Ко-торо любит, кряхтит и двери открывает, которо не любит - гнетёт.

Еще одно именование - «доброхотушко» - свидетельствует о восприятии домового крестьянами как доброжелательного к человеку существа.

На Русском Севере полагали, что в том доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, если же в семье нет мужчин, а одни только женщины, то их домашней покровительницей является мифологическое существо женского пола - домовиха. Соответственно в народных поверьях они представлялись в мужском или женском облике.

Чаще всего домового воображали в виде маленького старичка, покрытого шерстью или волосами, или, наоборот, - большим стариком, ростом под потолок, в белой одежде. В Вятской губернии его представляли стариком с горящими глазами, в красной рубахе. Свойством домового, как и других мифологических существ, является оборотничество. Домовой, по поверьям, мог принимать облик любого из домочадцев, особенно отсутствующего или покойного. Нередко считали, что он повторяет облик хозяина дома или последнего умершего члена семьи. Иногда крестьяне рассказывали, что домовой может явиться даже тенью на стене. Нередко он мог показываться также и в виде животных: кошки, собаки, ласки, мыши, змеи, ужа, жабы. Более того, один и тот же домовой-дворовой мог, по представлениям крестьян, менять облик: показываться то котом, то змеей. На Псковщине же верили, что днем домовой видится то как простая змея, то как змея с петушиной головой, а ночью он похож на хозяина дома. Исследователи считают, что в подобных верованиях нашли отражение архаичные представления о том, что души предков могут воплощаться в виде некоторых животных, и особенно - змеи.

Показательно, что, даже если домовой имел человеческие очертания, в его облике, как правило, проступали черты животного: шерсть на теле, косматые ладони, длинные когти и уши торчком. По поверьям некоторых мест, у домового только одно ухо. В народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

Как правило, домовой невидим и проявляет себя различными звуками: стучит, скрипит, вздыхает, кряхтит. Его присутствие в доме заметно и по переставлению с места на место тех или иных предметов, а то и вовсе по пропаже вещей. Если домовой чем-то недоволен, то пугает людей, прячет вещи, шумит по ночам в подполе, бьет посуду, съедает все, что не спрятали или не благословили на ночь. Когда ему что-нибудь не нравится в домочадце, он может сделать ему на голове колтун так, что волосы уже ни за что не распутать. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома: Это у Харитоновны было. У них в дому все гремело. У них в дому дедушко-то всю одежду закрутил: догадывайся, что уйдешь из дому-то. У них вся семья вымерла, а дом-то на другое место перенесли. Чтобы увидеть домового, нужно, согласно традиционным представлениям, надеть на себя хомут или просто посмотреть сквозь него или через поставленную вертикально борону. В северных губерниях «суседку» пытались увидеть, заглядывая в печь или спустившись во дворе на три ступени, нагнувшись вниз и смотря между ног. Саратовские крестьяне верили, что увидеть домового можно на Пасху, но увидевший его долго не живет. В Тульской губернии полагали, что увидевший домового будет болеть шесть недель. Распространено было поверье, что домового можно увидеть с помощью четверговой свечи, принесенной в зажженном виде из церкви в дом.

Излюбленными местами домового, кроме печи, считались красный угол, подполье, клеть, чердак, порог. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, который обычно находился около порога. Известны были не только пространственные пристрастия домового. Крестьяне считали его любимым спутником кота или кошку. При этом в домах старались держать котов той масти, которая угодна домовому. В поверьях ему также сопутствует лошадь. Согласно мифологическим рассказам, основное занятие, за которым его застают люди, - это кормление лошадей и уход за ними. Неслучайно в некоторых местностях в качестве хорошего подарка для домового служила старая монетка с изображением лошади или св. Георгия на коне.

По традиционным представлениям домовой охраняет дом, семейный очаг, все хозяйство и скотину. По ночам он осматривает всю усадьбу, сторожит дом от воров. В некоторых местностях крестьяне были уверены, что домовой выполняет и хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, прибирает в доме, сушит зерно, ухаживает за скотиной. Он также строго следит за порядком в семье: чтобы домочадцы жили мирно и не ссорились, чтобы все соблюдали предписанные традицией нормы поведения и запреты. Согласно мифологическим рассказам, домовой присматривал, например, за тем, чтобы домочадцы работали и отдыхали вовремя, и если вдруг замечал какое-нибудь нарушение, то давал знать об этом:

Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дед-ко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла - сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать». Вместе с тем в народе существовало твердое убеждение, что без домового не может стоять ни один дом. По поверьям, если домовой вдруг покинет жилище, то в нем пойдут несчастья одно за другим: падеж скота, болезни и смерть домочадцев.

В традиционном сознании образ домового был тесно связан с домашним скотом. Крестьяне видели в нем защитника скотины, обеспечивающего ее здоровье, силу и плодовитость. К нему обращались с просьбой о ниспослании скотине благополучия:

«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек и ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». С подобной просьбой обязательно обращались не только по случаю, но и в дни начала и завершения сезона пастьбы.

Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой избирателен к скотине. Если, случалось, что животное ему не по нраву, «не по шерсти» - неподходящего цвета, то оно никогда не приживалось в хозяйстве. Более того, домовой мог извести несчастную скотину. Не пришедшаяся ко двору корова или лошадь обыкновенно узнавалась сразу: она постоянно кричала, как голодная, даже если на самом деле была полностью обихожена. Со временем бедное животное худело, становилось невеселым. Это крестьяне объясняли тем, что домовой-дворовой не дает нелюбимой животине даже дотронуться до корма. Если домовой невзлюбит овцу, то каждую ночь вплетает ей вокруг ног солому, спутывает шерсть. Животных, что не по нраву, домовой «загоняет» до пены, катаясь на них во дворе всю ночь, забивает под ясли, спутывает хвосты и гривы. В Архангельской губернии в таких случаях, чтобы умилостивить недовольного скотиной «хозяина», во дворе во все углы лили молоко. В некоторых местах для усмирения домового окуривали дом и двор подожженной медвежьей шерстью или обводили вокруг строений живого медведя, махали во дворе липовой палкой, втыкали нож над дверью, чертили мелом кресты на притолоке, окуривали скотину ладаном, кропили везде святой водой. Но по большей части неугодную животину старались продать. Все было иначе, когда животное было по вкусу домовому. По народным поверьям, ему нравится масть, соответствующая тону его волос. Чтобы узнать это, кто-либо из домочадцев оставался на ночь в хлеву и высматривал сквозь проемы в бороне домового, примечая цвет его волос. Получив скотину себе «в масть», домовой холил ее: поил и кормил, чистил, заплетал в гриве косички, как человеку никогда не заплести. По мнению крестьян, эти косички расплетать нельзя, иначе домовой разгневается.

Вообще же, чтобы новой скотине было хорошо, при вводе ее во двор молились, поворачиваясь к каждому углу. Чтобы домовой полюбил животное и хранил его, во все четыре угла хлева клали посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Домовой очень сердился, если хозяева скотины были невнимательны к ней. Если они «неровен час» позволят себе в сердцах обругать животное нечистым, то дворовый в наказание хозяевам «отмахивает» скотину, то есть отгоняет ее от двора. Скотина как будто забывает свой хлев, отбивается от стада и забирается в чащу. Если «отмахнутой» скотине приходится ночевать в лесу, то ей, по поверьям, ничего не грозит, так как и здесь домовой оберегает ее от всякого хищного зверя. Зато хозяева напрасно стали бы искать «отмахнутое» животное: домовой, рассердившись, не показывает им скотину, хоть бы она и находилась рядом с ними в одном шаге.

Иногда домашние животные страдали от домового, казалось бы, по непонятным причинам. Кое-где это объясняли «переходом» - шуткой домового, когда скотина случайно попадает на постоянные или излюбленные пути, по которым он ходит. «Переход», как говорили крестьяне, заключается в том, что домовой, осердившись, спихивает скотину со своего хода, больно ударяя ее. «Переход» обычно узнавали по крови, подтеке или ссадине на несчастном животном. В Ярославской губернии его лечение в таком случае называлось «прощанием» и состояло в том, что хозяева в продолжение 9 или 12 зорь становились на повети лицом к востоку и трижды произносили заговор: «Хозяин-батюшко, прости живота, чем он тебе досадил!» После каждого заговора дули и плевали через правое плечо. Нечто подобное «переходу» случалось иногда и с людьми. Кое-где полагали, что на печи домовой обычно располагается, вытягиваясь вдоль; чтобы ему не досаждать, следует на печь ложиться только поперек, иначе его можно ввергнуть в гнев.

Явление и некоторые действия домового воспринимались в крестьянской среде как предсказания будущего. Чаще всего считали, что домовой показывается в хлеву - к беде. Местами считали, что если домовой виден идущим впереди человека, то последнему грозит смерть, а если он идет сзади - то беда. Широко было распространено поверье, что увидеть домового в шапке хозяина дома - к его смерти. Реже и не везде явление домового рассматривали как предвестие не только смерти, но и других важных событий в жизни человека - перед свадьбой, перед войной. Предрекая печальные события, домовой также плачет, воет, хлопает дверями, мяукает, оставляет синяки на теле домочадцев, притрагивается холодной рукой. Если домовой стучит в окно - к пожару, прыгает в дневное время с чердака - к беде, если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной - к падежу. К хорошим же поворотам судьбы он пляшет или смеется в клети, гладит человека теплой мохнатой рукой. Крестьяне считали, что домовой, если захочет, может помочь избежать несчастья: предотвратить пожар, вовремя разбудив хозяина, или спасти скотину, вовремя вызвав хозяйку во двор. К домовому как предвестнику обращались с гаданием, когда он давил человека. В такой момент ему следовало задать вопрос: «К добру или к худу?» Если к добру, домовой ответит, к какому добру, а если к худу, только скажет: «К ху… к ху…». Верили также, что если домовой давит мохнатой рукой, то к добру, а если голой - к плохому.

На Русском Севере считали, что домовой имеет семью, которая повторяет состав живущей в доме семьи и ее уклад. Женой домового называют «домовиху», или «домаху», и иногда - кикимору; однако, бывает, они выступают как самостоятельные мифологические персонажи, близкие по значению и функциям домовому, но воплощенные в женской ипостаси. По народным поверьям, домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим мужьям. Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой может жениться на проклятых и тем самым отсуленных ему девушках, которые исчезают из дома и невидимо для людей живут в подполье. Встречаются также представления о том, что домовой, как и некоторые другие демонологические существа, может воровать человеческих детей, особенно проклятых родителями. По поверьям, в доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя гасить огонь ночью, а то «хозяин» заберет его к себе. О том, что у домового есть дети, свидетельствует приговор, который произносили при вводе в хлев новой скотины: «Дедуш-ко-домовеюшко, вот тебе дар Божий, скотинка. Корми сладко, стели местушко гладко, сам не обижай и детям не давай».

Крестьяне уважительно относились к домовому. Неписаные правила гласили, что прежде, чем зайти в хлев, следует кашлянуть и уж затем открыть дверь; зайдя же внутрь помещения, нужно было уже молчать. Все это делалось для того, чтобы не помешать домовому или не увидеть его. Учтивость по отношению к домовому проявлялась в приношении ему подарков по случаю или по праздникам: на Рождество, под Новый год, перед Великим постом, в Чистый четверг. Кроме того, в традиции существовали дни, непосредственно связанные с почитанием домового. В день Ефрема Сирина (10 февр. ст. ст.), который считался именинами домового, ему на загнетке печи оставляли кашу и просили заботиться о скотине. Были дни, когда домовой проявлял особое беспокойство, что могло отражаться на жизни домочадцев. Так, в день Иоанна Лествичника домовой, по поверьям, праздновал приход весны и бесился, сбрасывая шкуру. На Новгородчине считали, что домовой бесится перед Петровым днем. Во всех этих случаях его старались умилостивить, поднося гостинцы. Наиболее распространенными подарками были хлеб, овечья шерсть, цветные лоскутки, мишура. В Смоленской губернии хлебную горбушку аккуратно обворачивали в кусок ткани, прошитый красной ниткой, и относили в сени или на перекресток, где и оставляли с поклоном на четыре стороны и молитвой. В Тамбовской губернии хлеб и блины для домового помещали под застрехами, а на Вологодчине - крашеные яйца клали на печной столб. Кое-где на Русском Севере угощение - корочку от каши, а по праздникам горшок с круто посоленной кашей - оставляли в подпечке. Курские крестьяне после каждой вечерней трапезы старались оставлять на ночь на столе еду для домового. Кое-где с домовыми даже христосовались на Пасху, кладя яичко в блюдечко со словами: «Дворовой батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»

Домовой был единственным мифологическим существом, которое крестьяне в случае переезда в новый дом обязательно звали с собой. В Архангельской губернии обряд приглашения и перевоза домового выглядел следующим образом. Около входа в подполье клали старый лапоть и кликали: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом!» После этого лапоть несли в новый дом, считая, что в нем переезжает домовой. За первым же обедом первый отрезанный кусок хлеба закапывали в правом углу под избой, призывая домового войти в новый дом. В некоторых других местах домового перевозили на помеле или хлебной лопате. Чтобы в новом доме было покойно, после переезда пекли специальную шаньгу, обходили с ней вокруг дома, клали на лопату и в подпечек, и говорили: «Дедушко-доманушко, бабушка-доманушка, я гостинец вам кладу. Вы меня не гоните и не браните, я жить пришла, ночевать пришла, вековать пришла. Меня из дому не гоните, лучше кормите».

Бывали случаи, когда домового забывали позвать с собой. Это было чревато для жильцов, которые въезжали в дом с оставленным «хозяином»: старый и новый, прибывший со своими домочадцами, домовые не могли поладить, что вело к постоянному грохоту, стонам, швырянию и ломанию предметов в доме. Такая обстановка в избе изнуряла новых жильцов, пока они не догадывались, в чем дело. Чаще всего обращались к старым хозяевам с просьбой забрать своего домового к себе, и те осуществляли обряд его перевоза. Оставленного или напущенного чужого домового или своего, но сильно разгулявшегося, знающие люди смиряли разными способами. В Вологодской и Нижегородской губерниях били метлой по стенам хлева и избы с особыми приговорами. На Новгородчине и в Олонецкой губернии для пуганья домового использовали новую плетку с тремя хвостами или особый веник. Вологодские крестьяне в надежде усмирить домового тыкали вилами по нижним венцам строения. В Оренбуржье считали, что чужого домового, мешающего жить, можно выгнать, водя внутри дома по углам мужскими штанами. Согласно поверьям, домовой должен был уйти. Оберегом от чужого домового в некоторых местностях считали венки, сплетенные на Троицу; их обычно развешивали в хлеву.

Чтобы предотвратить проказы своего домового в хозяйстве, в конюшне помещали медвежью голову, убитых птиц - ястреба или сороку; под домом закапывали череп козла. Если домовой мучил скотину, хребты животных и углы в хлеву намазывали дегтем. Для кур в качестве оберега от шалостей домового использовали камень с природным отверстием, называемый в народе «куриным богом», старый лапоть или горлышко от старого разбитого кувшина.

Кое-где считали, что домовой - единственное демонологическое существо, которое не боится молитвы. Зато во многих местах крестьяне были убеждены, что против развоевавшегося «суседки» с успехом можно использовать крестное знамение, а также матерную брань. По поверьям населения Оренбуржья, боится он и людей, которые являются крестными. В случае если домовой наваливается на человека и душит, стоит только позвать: «Крестная!», и он тут же пропадет. Однако во многих деревнях до сих пор помнят и запреты, связанные с представлениями об этом мифологическом персонаже. Согласно народной традиции, всех животных, в образе которых, по мнению крестьян, мог появляться домовой, запрещалось убивать в пределах дома и двора: это могло привести к падежу скота и даже смерти людей. Чтобы не нажить неприятностей, рассердив домового, женщины соблюдали запрет выходить из дома с распущенными волосами, в ночное время работать или кормить ребенка, ложиться спать без ужина. Домовой любит мир и согласие в семье, поэтому, чтобы избежать его недоброжелательства, нельзя ругаться дома и во дворе.

Когда в новый дом входили или приводили купленную скотину, говорили:

Дедушко-доможирушко,

Да бабушка-домованушка,

Пустите нас. Пой, корми сытёхонько

Води светлёхонько. Не мори.

Кто такой Дворовой , Дворничий? Думаете, что это дворник, танцующий с метлой по двору? Нет, речь пойдет о младшем брате Домового, это ещё один легендарный герой славянской мифологии. Этот дух имеет несколько названий, и все будут правильными — его называют также Хлевником, Стайником, Дворовушкой. Дворовой редко попадается на глаза человеку, всё чаще его присутствие замечают по поступкам, шалостям. А когда всё мирно, да гладко во дворе у крестьянина, так вроде бы и ни при чём наш сегодняшний персонаж.

Где живёт Дворовой и чем он занимается?

Младший брат Домового никогда не заходит в дом, живёт в хлеву вместе со скотом. И служба у него простая (а может, и не очень простая)- следить за порядком во дворе и в загоне для домашних животных.

Дворового не слышно и не видно до тех пор, пока хозяева дома ведут себя прилично (по мнению хозяина двора). Но, как только что-то придётся не по нраву, тут он себя проявит на полную катушку. В итоге всех его безобразий пострадает в первую очередь скотина: чахнуть начнёт, расти плохо, коровы доиться перестанут, куры плохо нестись. Дело может дойти до гибели животного. Тогда крестьянину придется продать животное.

Что может разозлить духа двора?

Почему Дворовой может навести порчу на скот ? А всё дело в самих хозяевах. Своим поведением Хлевник хочет показать своё неуважение к хозяину дома, если он ленив и неопрятен, если долго спит с утра, а работу по двору и в хлеву доделывает поздно вечером. Так же Дворовой не любит нечёсаных женщин, с непокрытой головой.

А самое страшное наказание Дворовой может учинить за брань между супругами. Особенно, если они начинают скандалить прямо в стойле для животных.

Тут уж Дворовушка покажет, на что способен: перевернёт кормушки, разбросает зерно по хлеву, накидает в кормушки навоза. Во дворе подымет пыль, развалит поленницу дров, сломит забор, ещё и нечисть всякую соберёт во дворе, так что даже куры с котами попрячутся.

Дело в том, что Дворовой питает особую симпатию и собакам, их он не обижает. Так же он не трогает козлов, а куры ему просто неподвластны — у них есть свой куриный бог.

В общем, от взбалмошности Дворовушки могут перепугаться все вокруг.

Как утихомирить взбесившегося Хлевника?

Простой способ использовали предки, чтобы поставить на место распоясывавшегося духа: подвязывали за лапку дохлую сороку, подвешивали её посредине хлева, под потолком вниз головой. При виде дохлой сороки Дворовой утихал и забивался в углу.

Чтобы впредь такого не случалось, хозяева должны себя вести подобающим образом, и Дворового вовремя задабривать и благодарить за то, что он их животинку бережёт от разной нечисти.

Как задобрить дворового духа?

  • Хозяева должны вовремя чистить хлев, прибирать двор.
  • Перед тем, как войти в хлев, хозяйка должна кашлянуть или ещё как-то дать понять, что она сейчас войдёт.
  • После того, как покормят скотину, нужно и Дворового угостить — оставить краюшку хлеба, кусочек сахара или каши лужку, положить всё это в уголке со словами: «Вот и тебе гостинчик, батюшка дворовой. Угощайся, не побрезгуй, мы к тебе со всей душой».
  • Иногда хозяева, обеспокоенные поведением домашних животных, привязывают в хлеву под потолком мешочек с монетками. Говорят, что если подойти тихонько к дверям и прислушиваться, можно уловить звон монеток — это Дворовой забавляется.
  • Ещё рекомендуется в хлеву подвесить большую метлу из пышных еловых или сосновых веток.

Все эти нехитрые мероприятия подружат хозяев дома с дворовым духом.

На ласку и добро и капризный дух ответит добром

Дворовой любит, когда с ним советуются, если надумают привести новое животное в дом. Заранее нужно приготовить коробку с монетками и разноцветными лоскутами, тарелочку с едой и обратиться к Дворовому:

«Батюшка Дворовой, всей скотинки смотровой. Любим тебя и почитаем, всех зверушек тебе доверяем. Прими и ещё одну зверушку под свой надзор».

После такой просьбы-обращения можно во двор новое животное заводить.
Этот же обряд можно проводить и в тех случаях, когда домашнее животное приболело, стало вялым или буйным.

А чтоб не доводить дело до крайности, дворового духа, Хлевника, нужно почитать постоянно. Вот такой загадочный – добрый смотритель за двором , и строгий «воспитатель» для нерадивых хозяев дома.