Для чего нужна философия глобальные проблемы. Глобальные проблемы. Тема: «Философия глобальных проблем»

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как "диалог" или "встречу" цивилизаций - такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения "глобалистского" подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.

Проблема существования человечества как целого может быть рассмотрена в следующих аспектах: человечество существует реально и объективно; люди земли едины сущностно - социально; люди земли едины интеллектуально. Единство и всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Понятие глобальной проблемы. Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.

Классификация глобальных проблем

Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.

1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Интерсоциальные проблемы

До недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе, и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп.

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. Она связана с неравномерностью мирового развития. На планете существую группы стран резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа развитых стран, с другой, большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером. По этой причине здесь особенно остро стоят экологические проблемы, как и огромное множество других. Отсталые и среднеразвитые страны составляют большинство населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция такова, что разрыв между"золотым миллиардом"и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.

Глобальные проблемы в системе"общество-природа".

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы. Это порождает"коллапс"- резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Неконтролируемый рост населения подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду. Превышение порогового уровня такой нагрузки ведет за собой разрушение природной среды.

Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения"общество-природа"должна стать предметом осмысления и применения политиков и экономистов, всех"сильных мира сего". Надо очертить те пределы развития, при которых можно избежать катастрофы. К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четкой задачей социальной и личной практики. Экологический императив не сформулирован еще теоретиками так убедительно, чтобы стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления, так как тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники этой стратегии настаивают на"нулевом росте", требуют немедленного развития экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.

Названные стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия.

Глобальные проблемы в системе"индивид-общество"

В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

Философии принадлежит фундаментальная роль не только в развитии культуры человечества, но и в ее обосновании. В теоретическом плане такая «охранительная» функция этой дисциплины состоит в своего рода поиске ответов на вопросы о том, что именно в материальном и духовном бытии людей относится к настоящим ценностям. То есть философия разрабатывает онтологию культуры. Успешный поиск ответов является необходимой предпосылкой сохранения нормальной среды, помогающей выжить человечеству и решить основные глобальные проблемы современности. Основная функция и, наверное, высшая миссия философии, а также главная ценность для общества состоит, таким образом, в ее антропологическом предназначении. Она должна содействовать тому, чтобы человек укоренился в окружающем мире не только как сознательное, но и как разумное и моральное существо.

Глобальные проблемы современности и их обострение

В настоящее время, когда возникает столько серьезных вопросов, связанных с охраной окружающей среды, войнами, распространением оружия массового поражения, голодом и преодолением бедности, философия имеет особое предназначение. Она должна продемонстрировать, насколько опасно утилитарное отношение к природе. Она делает анализ того, где проходит граница этого прагматизма. Она такж

е призвана показать нам альтернативу, которая смогла бы и дальше вести человеческую цивилизацию по пути прогресса, и в то же время не погубить планету. Сейчас, на переломе тысячелетий, нет ничего более актуального, чем сохранить жизнь на Земле, а также противостоять глобальной катастрофе человечества. Ведь философия обладает моральными принципами, которых часто лишены естественно-математические науки. Современные мыслители не могут абстрагироваться от возможного апокалипсиса. Глобальные проблемы современности должны заставить философию вновь сделаться «учительницей жизни», как в античные времена.

Фундаментальные задачи философии в обществе

Несмотря на то, что многие считают «любовь к мудрости» не наукой, а идеологией, указывая на ее связь с политикой, между этими двумя культурными феноменами нет прямого тождества. Это абсолютно разные виды общественного сознания. Ведь философия осмысливает стратегические пути дальнейшего существования человечества, пытаясь преодолеть глобальные проблемы современности. Политика же часто создает их. Философия - если сравнивать ее с оружием - обладает зарядом гуманитарного дальнего действия. Разве мы можем сказать то же самое о политике? Она на наших г

лазах порождает гуманитарные катастрофы, поскольку представляет интересы групп людей, устремленных к абсолютной власти. Важно также сделать ударение на том, что и в аспекте развития личности ценность философии не менее значима. Ведь она пробуждает у человека творческий, конструктивный порыв - основу общественной практики и прогресса в будущем. Она воспитывает поколения, способные справиться с искушениями наживы и тотального контроля и начать думать о будущем нашей планеты. Глобальные проблемы современности не могут быть решены, если у человека не будет устремления к новым горизонтам своего сознания, представлений о возможной картине мира. Недаром Платон в диалоге «Тимей» расценил философию как подарок богов, лучше которого ничего и быть не может.

Современное человечество вступило в третье тысячелетие своего развития, которое породило новые проблемы и вызовы, обострило внимание к традиционным глобальных проблем.

Внедрение в производство новейших достижений науки и техники, появление новых технологий, энергоисточников и материалы) привели, с одной стороны, к глубоким качественным изменениям в жизни общества. Человечество вступило в эпоху научно-технической революции, усилило антропогенное воздействие на природу, который имеет противоречивый характер. В нем переплелись положительные и отрицательные явления: совершенствование технологий и рост производства, способствуют более полному удовлетворению потребностей людей, рациональному пользованию природными ресурсами, увеличению производства продуктов питания. С другой - загрязняется природная среда, уничтожаются леса, усиливается эрозия почв, выпадают кислотные дожди, уменьшается озоновый слой вокруг земли, ухудшается состояние здоровья людей и тому подобное. Определенные трудности возникают и из самой жизни и деятельности человека.

По своей сути, масштабностью и значимостью они разные: одни имеют локальный характер и не требуют для решения огромных усилий, ресурсов и средств; другие - вызывают влияние в пределах определенного региона, и также не представляют существенных трудностей. Однако есть и такие, которые зачитают интересы всего человечества, несут угрозу всем землянам, всему живому на Земле. Это проблемы планетарного порядка. Они, в наибольшей степени, беспокоят человечество, заставляют Его задумываться над своим будущим, искать пути, методы и средства их решения.

Термин "глобальные проблемы" появился в 60-х годах XX в. Сначала на Западе, потом - на Востоке, в бывшем Советском Союзе. Как тогда, так и теперь, среди ученых, философов не существовало единой, общепринятой, универсальной мысли на природу и причины их возникновения, оценку и пути решения. И по сей день существует расхождение относительно численности глобальных проблем. Западные исследователи (в частности, представители "Римского клуба") считают, что современному человечеству грозит около сотни глобальных проблем. Отечественные - насчитывают их около трех десятков. Гораздо более существенным является установление среди них приоритетных, которые необходимо решать в первую очередь, и как решать. Речь идет о конкретных научные, технико-техналогични, материально-ресурсные пути, методы и средства их решения и затраты, которые должен понести человечество.

Ученые едины в том, что глобальные проблемы угрожают человеческому бытию. Особенно резонансными являются экологические. Поэтому состояние современной экологии является постоянным объектом размышлений мыслителей. По мнению А.Печчеи и М.Ф.Рсймерса, человек сам создал эти проблемы, "в ней все начала и концы" 1. Если человек не изменится, то ничто не убережет ее от судьбы динозавров. Исследователи понимают, что глобальные проблемы важнейший. Совокупность их может варьироваться, но острота их и жизненная значимость для общества и цивилизации огромна.

Глобальные проблемы является объектом изучения многих наук (естественных, социально-гуманитарных, в том числе и философских). Каждая из них, кроме философии, исследует один или несколько аспектов проблемы. Философия стремится к комплексного, всестороннего их исследования, нацеливает человека (человечество) на их гуманистический аспект, устанавливает их концептуальный связь с человеческой деятельностью и общими тенденциями развития. Философская теория направлена на выработки и обеспечения методологии, методов и методик исследования этих проблем. Благодаря философскому знанию становится возможным исследовать научные и социальные пути их решения. Философское знание обеспечивает комплексный, системный подход, интеграцию науки и практики. Как теоретическое мировоззрение, философия занимается исследованием и разработкой мировоззренческих аспектов глобальных проблем, актуализирует их в контексте глобального мировоззрения и, таким образом, доносит до человека (человечества).

Философское исследование глобальных проблем выходит из объективного статуса их существования. В их основе лежит противоречие между человеком (обществом, человечеством) и существующей действительностью, способностью природного И общественной среды удовлетворять человеческие потребности, интересы и желания. Это реальные, а не иллюзорные проблемы. Следовательно, их анализ должен быть объективным, а пути решения - реалистичными. Они реально и действенно влияют на современное развитие, темпы прогресса и несут угрозу (в случае их решения) будущем человечества.

Глобальные проблемы требуют для своего решения кооперации усилий всех стран и народов, поскольку они не знают границ, затрагивают всех, мешают всем нормально жить и действовать. Они настолько емкие и сложные, что ни одно общество, страна самостоятельно решить их не в состоянии Поэтому международное кооперирование усилий и ресурсов землян - жизненная необходимость. Это и глобализирует мир, способствует единению, целостности и взаимозависимости субъектов цивилизационного процесса, углублению международных отношений и сотрудничества. Это вызов, который ставит жизнь перед современниками, а, возможно и будущими поколениями. Сейчас снова актуальным стал лозунг: "быть или не быть" человечеству.

Не менее острые дискуссии идут о причинах порождения глобальных проблем. Некоторые Западные мыслители, общественные и политические деятели считают, что основная причина их возникновения связана с кризисом человека и его духовности есть ("корни глобального кризиса в человеке»). Потеря "человеческих качеств", стремление к наживе, богатства и почестей любой ценой разрушают нравственность, высокую духовность, культуру поведения, гуманность, чувство долга и "развязывает руки" "к вседозволенности". Человек дошел до предела, стала сама себе врагом и готова уничтожить себя.

Ряд ученых, экологов, философов связывают возникновение глобальных проблем с научно-технической революцией, кардинально изменила технико-технологический потенциал человечества, революционизировала военное дело, вызвала скачкообразный переход от оружия группового, к оружию массового поражения. Чрезвычайно мощные средства деятельности наносят большой вред природе, не позволяют ей своевременно воспроизводиться. Обострение глобальных проблем связывается и с дальнейшим совершенствованием информационно-коммуникационных технологий.

Думается можно согласиться, что позиция западных исследователей во многом имеет смысл. Действительно, от самого человека, его качеств, НТР, ее технологических продуктов и их использования и применения в значительной степени зависит возникновение, обострение и решение глобальных проблем. Однако, абсолютизация этих факторов неуместна. С одной стороны, создается впечатление, что самым страшным злом для современной цивилизации является человек и научно-техническая революция, с другой - проводится мысль, что развитие науки и техники автоматически решит все проблемы и, на этом основании, будет создана новая цивилизацию ("глобального сообщества "или синтетическую).

Исследование причин этих проблем нашло свое отражение и в марксистской философской и научной литературе. ее представители видят причины возникновения и обострения глобальных проблем не в НТР, использовании техники и технологий, а в социальных факторов общественных отношениях и государственному устройству (порядке). Главная причина - расточительная эксплуатация природных ресурсов, стихийность социально-экономического развития ряда стран.

Значительная часть ученых считает, что глобальные проблемы - закономерный результат развития нашей цивилизации. С одной стороны, это побочный продукт возникновения и обострения общих цивилизационных проблем, которые в силу обстоятельств не решались, приобретая кризисно-катастрофических проявлений, а с другой - порождение современной эпохи (следствие крайнего обострения противоречий). Сложилась принципиально новая ситуация, когда неравномерность развития касается не только отдельных регионов земного шара, но и отдельных отраслей общественного производства и деятельности. Непомерные желания достичь максимальных прибылей и власти вызвали гипертрофированное развитие человечества. Это стало объективной тенденцией развития мира, хотя и цели такого развития разные. Для индустриально и технико-технологически развитых стран приоритетными стали те сферы и отрасли, которые обеспечивают огромные прибыли, господство, авторитет и силу в мировом масштабе. Для некоторых стран нехватка средств, ресурсов заставляет их концентрировать свои усилия и ресурсы на одной или нескольких сферах общественной жизни.

В то же время причина возникновения и обострения глобальных проблем не только в различных противоречиях, но и в интернационализации жизнедеятельности современной цивилизации. Глобализация, установление лидерами цивилизации общих правил, стандартов способствуют появлению новых глобальных проблем. И хотя интернационализация общественной жизни порождает большие положительные, все же за ними следует видеть и негативы. Попытки "подогнать" всех под единые стандарты ведет к потере этнонациональной, культурной самобытности, исчезновение языка, национальной культуры и тому подобное. Хорошо, когда такие правила ориентированы на общечеловеческие ценности и в них не просматриваются двойные стандарты.

Сложившаяся в настоящее время в мире, его открытость и закрытость, снятие политических, государственных границ и границ, свободное передвижение граждан породили целый ряд глобальных проблем: терроризм, наркоманию, токсикоманию, СПИД и др. И в данном случае прогресс человечества несет в себе побочные продукты регресса, порождает новые глобальные проблемы.

Анализ этих проблем, во-первых, логично заставляет указать на пути, методы и средства их решения. Попытки отстраниться от них способствуют их обострению, перерастанию из кризисных в катастрофические, что неизбежно приведет к гибели человечества, всего живого на Земле.

Во-вторых, решение глобальных проблем лежит в плоскости радикальной перестройки современного мира, утверждение качественно новых ценностных ориентаций, направленных на глубокую демократизацию и гуманизацию общественных отношений, выработки общих планетарной парадигмы развития, мышления и культуры человечества.

В-третьих, глобальные проблемы можно решить только на основе международного сотрудничества и кооперации и принципов мирного сосуществования. Только совместными усилиями человечество в состоянии победить такое зло, как современные глобальные проблемы и утвердить императив действий: "от международного сотрудничества в всеобщей безопасности".

В-четвертых, решение глобальных проблем немыслимо и невозможно без развития науки, научно-технического прогресса. Только на базе научного исследования тех или иных явлений природы, общества возможно раскрыть сущность и причины возникновения проблем, а следовательно - дать объективные "рецепты" их решения. Незнание (поверхностные знания) продуцируют и соответствующий тип действий и его эффективность.

Глобальные проблемы зачитают все стороны нашей жизни. их успешное решение - в комплексном научном исследовании, которое обеспечивает выработки теоретической "модели" глобальной ситуации, указывает на пути решения, дает методологию их решения. Успешное решение глобальных проблем также требует научной кооперации, международного сотрудничества, сотрудничества ученых и научных школ и их высокой ответственности.

В-пятых, эффективное решение глобальных проблем требует научной философской методологии, формирования планетарного мышления. Результаты исследования членов Римского клуба (А.Печчеи, Кан, Ч.Рейча, Т.Роззака, Д.Медоуза, Дж.Форрестера, Ж.Фурастье и других) показали, что одними только естественно-научными, экономическими или технологическими средствами (методами) этих проблем не решить. Недостаточно и естественнонаучного, технократического мышления. Нужен комплексный подход, использование методов, средств, принципов разных наук, в том числе и философских. Диалектическая методология должна быть положена в основу формирования планетарного мышления.

В-шестых, решение глобальных проблем требует научного прогнозирования и научного моделирования, мониторинга развития глобальных ситуаций. Человечество должно научиться предсказывать появление тех или иных проблем, иметь научные сценарии их возможного развития, работать на предупреждение этих проблем. Следует научиться не столько "тушить пожары", сколько не допускать их возникновения. В этом стратегия, цель и залог будущего развития нашей цивилизации.

Последнее заключается в том, что все эти мероприятия, приемы, методы, научные теории решения глобальных проблем, прогнозирования и моделирования ситуаций и сценариев возможного развития и т.д. без доброй воли землян есть ничто. Необходима их добрая воля, чтобы практически применять их, следовать им в планетарном масштабе, жить и действовать в соответствии с ними. Без практического воплощения сами гениальные теории, методы, социальные рецепты мертвые, и остаются гениальными лишь на бумаге. Свою силу и животворность они получают только в практике, практических действиях человечества. К тому же, решить их иначе невозможно. И в этом смысле человечество ставит, и вынуждено ставить только те вопросы, которые в состоянии решить, поскольку только в практических действиях возможности превращаются в действительность.

Контрольные вопросы:

1. Что означают понятия "предсказания", "предсказания", "прогнозирование" и как они сггиввидносяться?

2. Что вы понимаете под процедурой социального предвидения?

3. Научное предвидение развития социальных процессов.

4. Методы и функции социального предвидения.

5. Какие типы прогнозов вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. прогностика и футурология.

7. Глобалистика и глобальные проблемы современности.

8. Критерии глобальных проблем современности. 9.

Темы рефератов:

1. Социальное предвидение и прогнозирование будущего.

2. Современная прогностика и футурология.

3. Экологические проблемы в современной глобалистике.

1. Волкогонов ЕД. Приоткрывая завеса времени: в социальном предвидении будущего. - М., 1989.

2. Гаврилы шин Б. Указатели на будущее. К эффективных обществ: Доклад Римскому клубу: перев. с англ. - М., 1990.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. ИФР. - М., 1991.

4. Карпенко AC фатализм и случайность будущего. - М., 1990.

5. Кузьменко В.Л., Романчук OK На пороге над цивилизации (размышления о будущем) .- Львов, 1991.

6. Научное предвидение общественных процессов. - М., 1990,

7. Перцик EH Среда человека: предвидимой будущее. - М., 1991.

8. Фугурологические концепции эволюции цивилизации // Современные социально-политические теории. - М., 1991.

Введение

Классификация глобальных проблем современности

Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена раскрытию вопроса глобальных проблем современности и роли философии в их разрешении.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

Цель данной работы - рассмотреть основные глобальные проблемы, а также выявить роль философии в их разрешении.

Задачи, для достижения поставленной цели:

) представить классификацию глобальных проблем;

) изучить основные глобальные проблемы человечества;

) выявить роль философии в разрешении глобальных проблем современности.

В работе была использована учебно-методическая литература, данные международных докладов конференций и съездов по глобальным проблемам.

1. Классификация глобальных проблем современности

Рассмотрим существующую классификацию глобальных проблем.

Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.

Причинами подобного явления стали :

быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;

бурно развивающаяся НТР;

вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;

возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;

катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;

развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;

глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:

взаимосвязаны между собой;

носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;

нуждаются в срочном неотложном решении.

Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем.

Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. При её разработке учёные исходили из подразделения всех проблем на три большие группы. Представим это на рис.1 .

Рис.1. Классификация глобальных проблем в 1980-е гг.

Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.

Они выделяют среди множества проблем главные :

проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;

проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;

проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).

Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:

наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;

проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;

проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;

малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.

Стоит отметить по данным классификациям, что у перечисленных учёных имеется общее мнение по поводу тесной взаимосвязи всех глобальных проблем. Например, энергетическая и сырьевая проблемы тесно переплетаются с экологической, экологическая - с демографической, демографическая - с продовольственной.

Однако, например, в классификации В.С. Стёпина и Л.Ф. Кузнецовой имеется проблема сохранения человеческой личности, что отличает её от прочих классификаций. Если посмотреть с позиций гуманизма, вся работа по преодолению глобальных проблем ведётся во имя сохранения жизни на Земле, то есть во имя человека. Человек же является центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем. Очень важно сделать всё, чтобы человек смог не только выжить в непростом современном мире, но и остаться при этом полноценной личностью .

Что касается самой приоритетной глобальной проблемы, то здесь единого мнения у учёных не имеется. Одни считают, что на первом месте в настоящее время встаёт экологическая проблема, другие же утверждают, что проблема демографическая и продовольственная - самая главная. Однако имеются и такое мнение, что проблема разрыва в развитии между странами - самая приоритетная. Все эти проблемы имеют первостепенное значение, и выделить среди них самую важную очень сложно.

Установление приоритетности глобальных проблем очень важно ещё и с финансово-экономической точки зрения. Затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долл., а весь мировой валовой продукт у различных стран, особенно у развивающихся - гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что такими средствами человечество не располагает. Это означает, что средства необходимо распределять в соответствии с приоритетностью проблем и решать их пошагово.

Во многих трудах учёных имеется ещё одна классификация глобальных проблем. Она выглядит следующим образом :

традиционные - это те проблемы, которые стали называться глобальными на момент появления этого термина, в 1970-х - 1980-х гг. (предотвращения ядерной войны, преодоление разрыва между высокоразвитыми и развивающимися странами, экологическая, демографическая, продовольственная, топливно-энергетическая и другие).

новые - это проблемы, которые получили статус глобальных сравнительно недавно, в последние 10 - 15 лет;

нарождающиеся - это проблемы, которые ещё не получили официального статуса глобальных проблем, но это не уменьшает их значимости и серьёзности (управление погодой и климатом, а также проблемы организованной преступности, международного терроризма, наркомании, незаконного оборота наркотиков, нарушение гражданских прав человека, гиперурбанизация, «социальные болезни» как СПИД и проч.).

В целом можно подвести итог, что любая классификация носит условный характер и зависит от того, с каких позиций подходить к решению этого вопроса. Абсолютно универсальной современной классификации на данный момент не существует. Каждый учёный может представить собственную классификацию, однако общность глобальных проблем в целом похожа.

Далее представим философское понимание будущего некоторыми учёными, чтобы понять их мнение на гармоничное развитие общества, а затем осмыслить стоящие перед обществом глобальные проблемы и пути их разрешения.

2. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.

Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечеству, которое познало законы развития природы и общества - удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.

К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно - около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же - на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.

Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее :

непосредственное;

обозримое;

отдаленное.

Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.

Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.

Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

в развитии политической ситуации в обществе;

в воздействии человека на окружающую среду и т.д.

Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы - это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.

Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века, то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи - из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.

Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества :

духовной;

экономической;

правовой;

политической;

социальной;

демографической и т.д.

Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:

экстраполяция;

историческая аналогия;

компьютерное моделирование;

экспертные оценки;

сценарии будущего.

Коротко охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.

Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.

Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.

Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов - это рост населения и продовольственный кризис. Ещё в 18 веке Томас Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» предостерёг современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана .

Можно сказать, что Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Он не учёл того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону.

Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным.

Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно. Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным. Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида -увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся всё более вероятными.

Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.

Некоторые из форм воздействия человека на природу - например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии - порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными, по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

Итак, как видим, из одной проблемы вытекает другая - экологическое загрязнение или техногенная катастрофа.

В настоящее время основными направлениями разработок путей решения всех учёных в области экологии являются :

обеспечение мер устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

Значительное место вопросам состояния окружающей среды уделяется следующим задачам:

оценке реального состояния всех загрязненных территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

разработка нормативов качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий;

решение вопросов охраны окружающей необходимо учесть в новых образовательных стандартах;

качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий.

Кроме того, сейчас следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Ещё одна серьёзная проблема - это проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. Широкий спектр угроз безопасности, причем как на национальном, так и на международном уровнях, сохраняется и в наши дни.

Ядерной войны пока не было. Однако, человечество уже испытало на себе реальную опасность военного и мирного атома. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв атомной бомбы на Урале в ходе войсковых учений, последствия испытания ядерного оружия, аварии на атомном кладбище в Кыштыме, на атомных станциях Тримайл-Айленд (США) и Чернобыльской показали, какую разрушительную мощь имеет атомная энергия. Поэтому важно знать, что произойдет с планетой, если глобальная ядерная катастрофа все же произойдет.

Ученые с помощью методов математического моделирования смогли продемонстрировать возможные последствия глобального ядерного конфликта. Если основные города и промышленные центры Земного шара подвергнутся ядерным ударам, то последствия будут трагическими для цивилизации и для биосферы в целом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что основных глобальных итогов ядерной войны будет два. Первый - в результате взрыва в атмосферу поднимутся миллионы тонн пылевых частиц. В результате сначала наступит ядерная ночь, потом - ядерная зима. Это произойдет в результате того, что частицы пыли резко сократят поступление солнечной энергии на поверхность Земного шара и освещенность будет меньше, чем при безлунной ночи, а средняя температура упадет на несколько десятков градусов. В течении двух - трех месяцев пыль будет оседать, и выпадение такого количества пыли само по себе приведет к разрушению природных комплексов, промышленных объектов, городов. Резкое снижение поступления солнечной энергии приведет к гибели многих биологических видов или резкому снижению их численности, разрушит устоявшиеся связи, поставит под вопрос существования человека разумного если не как биологического вида (какая-то часть людей выживет в любом случае), то как социального явления и как носителя культуры .

Второй итог мировой ядерной войны - попадание в биосферу огромного количества радиоактивных элементов. Среди них будут и компоненты зарядов самих бомб, и ядерное топливо атомных электростанций, которые в результате мировой войны будут разрушены. Часть биологических видов может погибнуть или резко сократиться в численности от облучения. Другие переродятся и приобретут новые свойства. Разрушатся устоявшиеся взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами. Это окончательно разрушит человеческую цивилизацию, сделает проблематичным выживания человека если не как биологического вида, то как социального существа. Полностью жизнь на Земле не исчезнет. В течении нескольких десятков лет все освободившиеся экологические ниши будут заполнены и общая масса биосферы в соответствии с законами глобальной экологии станет прежней. Однако, в новой биосфере места человеку разумному и человеку культурному уже не окажется.

Как решение проблемы учёные считают, что единственное - это здравомыслящее ведение политики на мировом уровне. Поэтому человеку не следует отказываться от своих социальных и гражданских функций - необходимо участвовать в выборах, в политической жизни общества.

Ещё одна важная проблема - экономическое развитие отсталых стран мира, подавление их экономик крупными странами.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансированная, соблюдающая внешние пределы роста. Для достижения этой сбалансированности философами мира предлагалось множество различных концепций.

Концепция «нулевого роста» Д. Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия устанавливается на уровне, который позволяет удовлетворить основные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала. Органический рост, предложенный в докладе «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, предполагал дифференцированное развитие: регионы мира, подобно органам в человеческом организме, различаются по структуре и функциям. Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, технология, экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части зависит от роста или не-роста других.

Авторы же «Первой глобальной революции» подчеркивают преждевременность призыва к «нулевому» или «органическому» росту для всех стран мира. Они заявляют, что убеждены в том, что необходимо способствовать экономическому развитию отсталых стран Юга. Но для промышленно развитых стран Севера, постепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным представляется рост качества жизни. Качество жизни предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для всех граждан, полную занятость, возможности самообразования, развития способностей человеческой личности, чистоту окружающей среды.

Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.

Некоторые глобальные проблемы становятся новыми и дают достаточное количество тем для размышлений философам всего мира.

Например, в развитых странах встала проблема переедания. По данным ФАО общее число переедающих на данный момент составляет 600 млн. чел, среди них - более ½ всех жителей США старше 20 лет.

Философы в настоящее время изучают взаимосвязь данной проблемы с социальным положением населения, с их образом жизни, с психологическим внушением внешних факторов. Некоторые считают, что причина данной проблемы - это всего лишь неправильный образ жизни, другие же - что это преднамеренное истребление нации с помощью модной еды, модных продуктов и т.д.

Ещё одна модная проблема, которая становится глобальной - Интернет и зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр населения уже не одного поколения. Также философы изучают причины возникновения данной проблемы, опасности её развития. Что касается разрешения данной проблемы в настоящий век сплошной компьютеризации и развития новых технологий - решение будет трудным. Необходимо менять образ мышления, восприятия, ведения жизни у населения.

К традиционным глобальным проблемам относятся и вредные привычки.

Проблема наркомании, например, в России связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

    ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………………

    ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАИЯ И ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ…………………………………………………………..

    ПРОГРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками - экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Также глобальные проблемы изучаются философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. В то же время этот анализ необходим, помимо его эвристической ценности, для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.

Новый импульс заключается в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная эпоха добавила принципиально новую тему - сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

    ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Философское осмысление глобальных проблем - это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

    все проблемы могут стать глобальными;

    число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение);

    точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, - социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем - кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения.

Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

    между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

    экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

    между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

    ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕММ СОВРЕМЕННОСТИ

Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы - это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

    ПРОГРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В предыдущих темах неоднократно звучала мысль о сложности, многогранности процесса развития и той значительной роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в нем стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности, с которыми сталкивается природа и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время, именно о них принято говорить как о глобальных проблемах современности. К ним относятся такие как экологические, войны и мира, демографические, болезней, преступности и некоторые другие.

Остановим внимание на названных и, в первую очередь, на экологической проблеме, в силу тех причин, что все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру. В ней выделяются:

1. Геосфера - поверхность Земли, как необитаемая, так и пригодная для жизни человека.

2. Биосфера - совокупность живых организмов на поверхности, в недрах и атмосфере нашей планеты.

3. Космосфера - околоземное космическое пространство, в котором уже находятся созданные людьми космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримое время и являющаяся объектом интенсивных научных исследований.

4. Ноосфера («ноо» - разум) - область разумной деятельности человека, онрделяемая в конечном счете уровнем человеческого интеллекта и объемом перерабатываемой его мозгом информации.

5. Техносфера - («техне»-искусство, мастерство, умение). Представляет собой совокупность всех процессов и феноменов, созданных человеком. Она во многих пунктах пересекается с гео- био-космо- и ноо- сферами. И, по мнению ученых, именно в этом пересечении заключается тайна и причина глобальных процессов, протекающих в них, а также вызванных этими обстоятельствами проблем.

  1. Глобальные проблемы современности (12)

    Реферат >> Экология

    Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальными проблемами называются проблемы , вставшие во второй половине XX в. ... нивелировал достигнутые в экономике успехи. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из...

  2. Глобальные проблемы современности (21)

    Лекция >> Философия

    Глобальные проблемы современности Вопросы: 1. В чём специфика технической... свидетельствует о силе реализации, присущей современной технике. Тут приоткрывается новая действительность... этой проблемы еще более убеждает нас в том, что все болезни современной ...

  3. Глобальные проблемы современности (11)

    Реферат >> Государство и право

    Социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости. «Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом - ... между понятиями процесса и проблемы : «Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее...