Дидактические игры зимующие и перелётные птицы. Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конструирование из бумаги «Птица»

Игровые упражнения

Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кор мушка.

Описание: Воспитатель закрепляет силуэт птицы на вет ке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кри чит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Игровое упражнение «Какая это птица»

Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

Материал. Красочные изображения птиц.

Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.

Все покричим, как ворона.

Кто кричит «чирик-чирик»?

Покричим, как воробей.

Игровое упражнение «Птички»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои сло ва и действия, активизировать речь детей.

Описание: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились -

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движе ния настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторя ется снова.

Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?

Цель: Учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.

Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.

Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»

Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.

Материал: картинки с изображением птиц.

Каждая команда выбирает ведущего, который быстро подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка». Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко, не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает полочка, нет - полочка сгорает. Для другой команды слова иные« не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»

Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.

Словесная игра: «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи...

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки, плюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

Словесная игра: «На птичьем дворе

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение

Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»

Игровое действие: звукоподражание.

ХОД ИГРЫ „.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д.)

Игра «Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

Игра «Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

Игра «Птенчики».

Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».

Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца - я самая главная», «Я сова, я санитар леса - я самая главная», «Я соловей - я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и поднимает руки.

Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Дидактическая игра: «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры:

Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.

Водящий: Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)

Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие говорят: Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.

Дидактическое упражнение: «Лесные песни»

Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.

«Подскажи словечко»

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (пищит).

Словесные упражнения

Ответь на вопросы

Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

Какая птица охотится ночью?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какую птицу называют самым лучшим певцом?

Какую птицу называют «ледоломкой»?

Какую птицу называют «лесной газетой»?

Каких птиц называют «березовыми птицами»?

Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Какие птицы танцуют весной?

Закончи предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

Моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),

мои... Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

Лес без птицы и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки - свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо - родимая хата.

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а чело век- умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горю ет.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей - всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлинья.

Журавль прилетел и тепло при нес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице... утке).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица...

Валентина Черенкова
Дидактические игры про птиц.

Картотека подвижных игр и игровых упражнений

«В зимней столовой» .

Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия . Развивать умение подражать их повадкам.

Оборудование.

Силуэты птиц , ветка на подставке, кормушка,

Ход игры.

Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке , обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц , подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Игровое упражнение

«Вороны» .

Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р» ; учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры.

Дети - вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елкой зеленой Дети бегают по комнате, раз-

Скачут весело вороны : махивая руками, как крылья-

«Кар-кар-кар!» (Громко) Дети громко произносят, пов-

Целый день они кричали, торяя за воспитателем.

Спать ребятам не давали :

«Кар-кар-кар!» (Громко) То же.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают :

«Кар-кар-кар!» (Тихо) Дети тихо произносят. Садятся

на корточки, руки под щёку - засыпают.

Игра проводится после наблюдения за вороной.

Игровое упражнение

«Уточка» .

Закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят,

Ход игры.

Воспитатель показывает игрушки - большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Читает стихотворение про уточку :

Уточка луговая,

Серая, полевая

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу,

Сама, утя, поплыву,

Детей своих поведу.

После этих слов детки - утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.

Игровое упражнение

«Воробушки и автомобиль» .

Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Оборудование.

Игрушечный руль.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит : «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы - птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке».

Прилетели птички,

Птички - невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.

Дети - птички летают и прыгают - садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает : «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит : «Тра-та-та, берегись, посторонись» .

Игровое упражнение

«Птички» .

Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает стихотворение :

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Вес люди глядели.

Как они садились –

Вес люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц .

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

Игровое упражнение

«Воробышки и кот» .

Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаться.

Ход игры.

Дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, - это воробышки на крыше, В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот - он спит.

«Воробышки вылетают на дорогу!» - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны.

Просыпается кот - он потягивается, - произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.

Примечания. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать.

Игровое упражнение

«Птички в гнездышках» .

Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам группы- это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Примечания. Воспитатель следит за тем, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко.

Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточках. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.

«Сокол и лиса» .

Ход игры.

Выбираются «сокол» и «лиса» . Остальные дети - «соколята» . Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«На птичьем дворе» .

Дидактическая задача .

Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы , развивать правильное звукопроизношение.

Игровое правило.

Все громко хором произносят звуки, подражая птицам , после слов «с утра» , «у пруда» , «посреди двора» , «вверху» и др.

Игровое действие.

Звукоподражание.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят : «кря-кря-кря» , «га-га-га» , «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит :

Вот хорошо, вы все вспомнили, как по - разному кричат домашние птицы . А как воркует голубь?

Если дети затрудняются, педагог сам произносит : «грру - грру - у - грру - грру» .

А сейчас послушайте стихотворение,- продолжает воспитатель.

Когда я буду называть разных птиц , вы кричите, как они. Будьте внимательны!

Воспитатель Дети

Наши уточки с утра … Кря-яря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда. Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора. Бал-бал-бал! Балды-бая!

Наши гуленьки вверху. Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно. Кко-кко-кко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет … Ку-ка-ре-ку!

В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия : «уточки» , «гуси» , «индюки» , «курочки» , «гуленьки» и «петушки» .

«Наши уточки с утра» , говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают; «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет : «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.

Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры , чтобы дети не забыла слова к звуки.

В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей, подгруппой.

Д/и «Домашние и дикие».

Цель: классификация диких и домашних птиц

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую.

Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)
Что делает кукушка? (Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)
Д/и «Каждой птице свое место»

Ц: Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.), свидетельствует определенному образу жизни, повадкам.

Ход: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.

Д/и «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Д/и «Каких птиц много на дереве?»

Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

Д/и «Какой птички не стало?»

Цели: усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске - четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Д/и «Веселый счёт птиц»

Цель: закрепление согласования числительных с существительным. Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья,

пять воробьёв.

Первая ворона, вторая ворона, … , пятая ворона;

первый голубь, второй голубь, … , пятый голубь.

Д/и «Четвертый лишний»
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка)"; петух, индюк, курица, ворона (ворона)"; журавль, аист, цапля, грач (грач).

Д/и «Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? - голубиное, воробьиное и т.д.

Д/и «Один-много»

Цель: согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — сквор-цов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гу-си — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки - ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — ку-кушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Д/и «Подбери признак»

Цель: Учить подбирать признак к существительному.

ворона (какая?) - …, голубь (какой?) - …, снегирь (какой?) - …, синица (какая?) - … .

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимую-щих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

Д/и «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

1. Играющие выбирают карточку с изображением пти-цы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки табли-цы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и объяснить их.

Д/и «Птицы, звери, насекомые»

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Во-робей, голубь, дятел, снегирь.)

Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зве-рей.)

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.) .

Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с ря-дом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы за-метили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насе-комое.)

Д/и «Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый - клюв тонкий,
Хвост длинный - хвост короткий

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и образованию, и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных.
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловуш-ка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.

Д/и «Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь - гусенок — гусята.

Д/и «Сложи птицу из частей»

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность.

Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

Д/и «Большой - маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв - остренький клювик.
Тонкие лапки - тоненькие лапки.
Длинная шея - длинненькая шейка.
Белая грудь - беленькая грудка.
Черное крыло - черненькое крылышко.
Толстая шея - толстенькая шейка.
Короткий хвост - коротенький хвостик.
Светлые перья - светленькие перышки.

Д/и «Летает - не летает»

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать выдержку.

Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица и говорят: «Летает». При этом педагог может поднимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибется, платит фант. Фанты можно отыгрывать.

Д/и «Продолжи предложение, найди причину»

Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что …

Зимой погибло много птиц, потому что …

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что...

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …

Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что...

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...

Все люди любят слушать соловья, потому что...

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...

Д/и «Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. с суффиксами -ат , -ят ).

Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правиль-но позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели. Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата. Аист — аистенок — аистята. Стриж — стрижонок — стрижата. Журавль — журавленок — журавлята. Кукушка — кукушонок — кукушата. Лебедь — лебеденок — лебедята.

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слушать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующее понятие, Обозначающее, как кричит птица.

Пример: Ворона - «кар-кар» - она каркает. Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — заливается, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — зве-нит. Грач — кричит «гра».

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Д/и "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Цель: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Д/и «Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Д/и «Назови какая стая?»

Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ..., стая уток —..., грачей — ..., соловьев —....

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

Скажите ребенку: “В букваре у первоклашек были написаны предложения, но злой Буквоед украл несколько слов. Помоги вернуть слова на место — догадайся, какой слово украл Буквоед.”

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?»

(по Н.Ф. Виноградовой)

В понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник прилетели птички с желтень-кими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины. В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей столовой?

Логическая задача для детей «Покорми птиц»

Вам понадобится: миска с пшеном, столовая ложка, три картинки зи-мующих птиц (синицы, воробья и голубя).

Покажите ребенку картинки или игрушки трех зимующих птиц и пред-ложите их покормить. Насыпьте сами или попросите ребенка насыпать две ложки пшена синичке, две ложки пшена воробью и четыре ложки пшена голубю. Насыпайте пшено горкой - это очень важно! У Вас на столе получится три горки пшена. Спросите, где пшена больше? Поче-му? Затем кучку пшена для синички рассыпьте тонким слоем на по-верхности стола. У кого теперь пшена больше - у воробья или у си-нички (высокая кучка пшена занимает на столе небольшую площадь, а рассыпанное тонким слоем по столу пшено занимает гораздо боль-шую площадь, что вызывает трудности у детей). Спросите, почему ма-лыш так считает. Сравните кучку пшена для синички с кучкой пшена для голубя. Какая из них больше? Как это можно проверить? (Нужно измерить, сколько ложек).

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспи-тывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.

Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.

Прилетели птицы: Чибисы, чижи,

Голуби, синицы, Галки, стрижи,

Мухи и стрижи... Комары, кукушки…

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Аисты, вороны, Галки и стрижи,

Галки, макароны..., Чибисы, чижи,

Прилетели птицы: Аисты, кукушки,

Голуби, куницы... Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы: Лебеди и утки.

Голуби. Синицы, И спасибо шутке!

«Угадай птицу по описанию».

Цель: узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь )

«Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка - маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

Цель: знакомство с зимующими и перелетными птицами.

  • закрепить и уточнить представление детей о зимующих и перелетных птицах;
  • познакомить детей с птицей клест (внешний вид, питание, выведение птенцов);
  • развивать умение классифицировать объекты окружающего мира, работать по образцу;
  • воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.

Материалы и оборудование: Мультимедийный комплекс.

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация "Птицы" (Приложение1) ; изображения деревьев, карта Африки.

Раздаточный материал: Конверты с карточками птиц и деревьев (по количеству детей), геометрические фигуры для составления птицы.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Сборы в путешествие по зимнему лесу, повторение понятия "зимняя одежда".

Дидактическая игра: "Найди лишнее дерево" (повторение деревьев средней полосы).

3. Основная часть.

Знакомство с зимующими и перелетными птицами.

Строение птиц, дидактическая игра "Собери птичку".

Дидактические задания "Какая птица лишняя?"

4. Заключительная часть.

Перелетные птицы. Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть

За окном белым бело,
Домик снегом замело,
Вьюга завывает,
Когда это бывает.

Какой сейчас месяц? Март. Но, несмотря на то, что прошла середина первого месяца весны, зима не сдает свои позиции. Поэтому я предлагаю тепло одеться, взять лыжи, палки и отправиться на прогулку в зимний лес.

Собираемся в дорогу. Какая нужна одежда? Ответы детей.

Что относиться к зимней одежде. Ответы детей.

Встаем на лыжи и поехали!

Смотрите деревья в зимнем лесу! (Рисунок 1 - 4 ).

Назовите их. (Дуб, сосна, береза, ель).

Какое дерево мы не встретим зимой? (Зеленый дуб).

Покатались на лыжах, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть, посидеть на бревнышках и полюбоваться зимним пейзажем.

3. Основная часть.

Это маленькая птичка, а зовут её - синичка.

Летом синичка живет в лесу, в городе её не встретишь. Зато зимой перебирается она в сады и парки поближе к людям.

Почему? Ответы детей.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это?

Ответы детей.

Снегирь прилетает к нам на зиму из северных краёв. А наступит весна и полетит он к себе домой на север.

А это, что за птица? Я по дереву стучу, червячка достать хочу!

Зимой дятел - питается семенами сосны и ели, которые достаёт из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. А чтобы подозвать дятла, надо тоже постучать, он подумает, что это его друг - дятел и прилетит поздороваться. Давайте его позовём.

Смотрите! Прилетел.

Я б могла ещё бы много,
Про лесных сказать певцов,
Посмотрите средь морозов,
Вывел клест своих птенцов.

В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойное гнездо, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. В таком гнезде, даже в мороз тепло, как летом.

На что похожи клювы этих птиц? На клещи. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек свое любимое лакомство - семена. Они кормят своих детёнышей еловой кашей, перемалывают еловые семена и кормят ими птенцов. Давайте тоже покормим птичек.

Пальчиковая гимнастика "Покорми птенцов".

А это кто так распелся?
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?

Ответы детей.

Смотрите, как нахохлился, это к морозу.

Отгадайте загадку? Эта птица непоседа, одного с берёзой цвета?

Сорока. Предлагаю, выучить эту загадку, и пусть родители попробуют её отгадать.

А это кто раскричался? Ворона.

А это голубь, тоже зимующая птица.

Зимою птицам голодно,
Тоскливо, очень холодно.

Чтобы не замерзнуть, нужно им много корма, голодная птица больше страдает от холода. Особенно сейчас, когда закончилась рябина, семена шишек, даже семена клена почти все съели голодные птицы.

Подкормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Птицы бывают разные, но у всех у них есть голова, клюв, туловище, хвост, крылья и лапы. А чем отличаются птицы, от других животных? Их тело покрыто перьями.

Давайте на нашей полянке соберем птичку.

Дидактическая игра "Собери птичку"

Замечательные птички получились.

А теперь давайте опять сядем на брёвнышки, и закроем глаза.

Представьте, что пришла весна, и как только появились первые проталины, прилетели жаворонки,

а за ними журавли,

ласточки

и соловьи.

Дидактические задания "Какая птица лишняя?".

Как вы думаете, о чём поёт эта птица. Ответы детей.

4. Заключительная часть: проверка пройденного материала.

Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к плакату с изображением Африки. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа

Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)

    Д/и «Кто лишний?»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка,
птенец.

Скворец, соловей, грач , голубь.

Курица, журавль, лебедь, кукушка.

    Д/и «Исправь ошибку»

Цель: формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.

    Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»

Цель: формирование умения называть перелетных птиц

    Д/и «Кто за кем летит?»

Цель: упражнять детей в употреблении предлога «За»

Грач - трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.

    Д/и «Чья семья?»

У грача - грачиная семья.

У скворца … скворчиная.

У гуся … гусиная.

У утки … утиная.

У журавля … журавлиная.

У лебедя … лебединая.

    Д/и «Что умеют делать птицы?»

Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).

    Д/и «Один - много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач - грачи - грачей,
птица - птицы - птиц,
стриж - стрижи - стрижей,
аист - аисты - аистов,
жаворонок - жаворонки - жаворонков,
скворец - скворцы - скворцов,
трясогузка - трясогузки - трясогузок,
журавль - журавли - журавлей,
гусь - гуси - гусей,
утка - утки - уток,
селезень - селезни - селезней,
ласточка - ласточки - ласточек,
соловей - соловьи - соловьев,
лебедь - лебеди - лебедей,
кукушка - кукушки - кукушек,
гнездо - гнезда - гнезд,
яйцо - яйца - яиц,
птенец - птенцы - птенцов.

    Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные

Перья журавля (чьи?) – журавлинные.

Перья грача (чьи?) - …

Крылья лебедя (чьи?) - …

Крылья дикой утки (чьи?) - …

    Д/и «Называй и сосчитай»

Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.

Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.

    Д/и «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) - нет лебедя, утки…

Нет (кого?) - нет лебедей, уток и т.д и т.п.

    Д/и «Назови одним словом»

Цель: формирование умения образовывать сложные слова

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

    Д/и «Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Птенцы высиживают яйца.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

Аист большой, а соловей …,

Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

Лебедь белый, а грач …,

У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

У лебедя длинная шея, а у скворца …,

Жаворонок живет в поле, а цапля …

    Д/и « Расскажи о птице».

Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы» , набор графических схем.

Например :

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

    Д/и «Подбери нужный предлог»

Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

    Д/и «Что это за птица?»

Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры . Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

    Д/и «Назови птенцов»

Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе

Грач - грачонок - грачата,
аист - аистенок - аистята,
стриж - стриженок - стрижата,
журавль - журавленок - журавлята,
кукушка - кукушонок - кукушата,
лебедь - лебеденок - лебедята,
скворец - скворчонок - скворчата,
утка - утенок - утята,
гусь - гусенок - гусята.

20. Д/и «Скажи, какая стая?»

Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - ... , стая уток - ... , ... грачей - ... , ... соловьев - ... .

    Д/и «Подбери слово»

цель: формирование умения называть слова - родственники

Это кто?

Дети: грач

А кто его птенец?

Грачонок

А кто его мама?

Грачиха

Крыло чье? (показ по картинке)

Грачиное

Как называются места, где скопление грачиных гнезд?

Грачевники

    Д/и «Отгадайте»

Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме

Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
- На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
- Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
- Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
- Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел).
- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.

Ласточка – щебечет,

Гусь – гогочет,

Утка – крякает,

Кукушка – кукует,

Журавль – курлычит,

Соловей – свистит.

    Д/и «Угадай и назови»

Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).