Диаграмму исикавы fishbone. Примеры использования технологии на различных уроках. Пример готовой диаграммы

"Рыбья кость" (Схема Исикавы) (" Fishbone ")

Представляет возможные причины, которые порождают определенные эффекты.

Цель - классифицировать и анализировать самые важные причины проблем.

Как составить диаграмму Ишикава?

    Нарисуйте диаграмму "рыбья кость". Начинайте справа, строя основные "кости" (категории) по направлению влево.

    Напишите постановку проблемы в "голове рыбьей кости" (Нужна только та часть, которая касается результата постановки проблемы. Это указывалось в этапе 2 в разделе "Стратификация").

    Определите основные категории "рыбьей кости", которые относятся к данному результату. Существуют четыре способа определения этих категорий:

    Почему это происходит?

    Почему такое состояние существует?

Обязательно проследите логику вашей диаграммы в обоих направлениях как показано на рисунке ниже (а1 вызвано посредством а2, которое, в свою очередь, вызвано посредством а3. В обратном порядке а3 вызвало а2, которое, в свою очередь, вызвало а1.) Очень часто невозможно понять логику диаграммы, не проследив ее в обратном направлении.
Далее просмотрите каждую "подкость", чтобы обнаружить дополнительные причины; т.е. перейдите к а2 и задайте вопрос "Почему происходит а2?". Затем задайте вопрос "Почему происходит а1?" и продолжайте процесс запрашивания, продвигаясь к основной "кости".

    Прежде чем переходить к этапу 7, завершите анализ всей диаграммы "рыбья кость".

    Определите наиболее вероятные корневые причины и обведите последний элемент в цепочке.

    Удостоверьтесь с помощью данных в наиболее вероятной корневой причины. Команды должны собрать данные, чтобы удостовериться, что это, действительно, корневая причина "результата" причины. Если потенциальная причина содержит в себе множество сложных подпричин, то разбейте вашу диаграмму на ряд отдельных диаграмм. Мы предлагаем пример "рыбьей кости":

В данном примере начинайте с вопроса "Почему шоферы явились причиной запоздалых поставок?". Продолжайте исследовать эту логическую цепочку до тех пор, когда у вас не останется вопросов. После этого проследите логическую цепочку в обратном направлении, начиная от причины и заканчивая результатом. Если логическая цепочка верна в обоих направлениях, то оставьте ее на графике. Если же логика отсутствует, то переработайте ее или удалите.

После завершения анализа одной логической цепочки, перейдите к следующему уровню и вновь задавайте вопрос "Почему?". В данном примере команда была вынуждена остановиться на пункте "Не получены ордера на грузы", так как данный пункт находился вне сферы их контроля.

Следующая область рассмотрения будет: существует ли другая причина пункта "Недостаточное время погрузки". Если такая причина существует, то продолжайте задавать вопрос "Почему?". Если же нет, то переходите к следующему уровню. Продолжайте анализировать график таким образом, пока не зададите вопросы ко всем основным категориям.

После анализа диаграммы команда решает, какие области достойны дальнейшего исследования в качестве потенциальных корневых причин. После того, как эти области определены (обычно две или три), собираются данные, чтобы удостовериться, что исследуемые области, действительно, являются корневыми причинами "результата" проблемы.

Существуют несколько методик структурного анализа, которые могут как по отдельности, так и в различных комбинациях применяться для поиска корневых причин инцидентов. В этой заметке мы разберем одну из них.

Общая информация

Каору Ишикава (Kaoru Ishikawa) (1915-1989) известен как исследователь вопросов статистического контроля качества, и его труды во многом повлияли на облик современной науки о качестве. В 1960-х годах им был изобретен метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод, впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

Предназначение и область применения

Диаграмма Ишикавы (cause-effect diagram, fishbone diagram) – графический инструмент, позволяющий наглядно и систематизировано анализировать взаимосвязи следствий (effects) и причин (causes), которые порождают эти следствия или влияют на них. Еще эти диаграммы называют «диаграммами рыбного скелета» (fishbone diagram) за их внешнее сходство со скелетом рыб. Но какое бы имя не использовалось, необходимо помнить, что ценность этого метода состоит в способствовании категоризации и структуризации множества потенциальных причин, а так же, идентификации наиболее вероятной корневой причины изучаемого следствия. Метод применим при выполнении анализа как одним специалистом, так и группой специалистов.

Преимущества и ограничения применения

Основным преимуществом данного метода является его наглядность и универсальность. Наглядность достигается за счет того, что связь всех выявленных причин с исследуемым следствием отображается в простой графической форме. А об универсальности можно судить по неполному списку областей применения:

  • анализ эффективности бизнес-процессов;
  • принятие управленческих решений на базе структурированного анализа влияющих факторов;
  • анализ факторов, влияющих на качество оказываемых услуг;
  • анализ причин отказов технических систем;

К ограничениям можно отнести необходимость предварительного поиска возможных причин исследуемого следствия, а так же сложность (не точность) при определении степени влияния выявленных причин на вероятность возникновения следствия.

Принцип использования

Для эффективного использования диаграммы Ишикавы рекомендуется придерживаться следующих шагов:

  • Определите следствие, которое собираетесь использовать. Например, определим объектом исследования улучшение качества услуги по авиаперелету;
  • Начните рисовать диаграмму;
  • Добавляйте ответвления, каждое из которых будет являться категорией факторов, влияющих на объект исследования. Пометьте каждое из основных ответвлений наименованием одной из категорий групп влияния;


  • Добавляйте в каждую из категорий факторы, влияющие на исследуемый объект;


  • К каждому фактору добавьте подфакторы, влияющие на него. И так далее, продолжайте до тех пор, пока не сможете добавить что-либо новое.


    используйте любые техники для генерирования новых факторов, например, мозговой штурм;

    если какой-то из факторов повторяется в нескольких местах диаграммы, то возможно стоит изменить состав категорий, добавить новые и перераспределить факторы;

    убедитесь, что среди факторов нет других следствий, симптомов причин или не относящихся к исследуемому следствию причин;

    проанализируйте результат после того, как все сочтут, собранную информацию по каждой из категорий достаточно детальной для дальнейшего исследования. При этом выделите те факторы, которые встречаются более чем в одной категории. Именно они и будут наиболее вероятными причинами;

    распределите факторы, которые были определены как наиболее вероятные претенденты на корневую причину, по порядку – от наиболее вероятных до наименее вероятных.

Очень часто в определённых жизненных обстоятельствах человек не может найти ответы на те или иные вопросы, возникающие в его жизни. Каждый мыслящий член общества должен уметь анализировать ситуации, находить причинно-следственные связи для того, чтобы разобраться в своём внутреннем мире. Для того, чтобы упростить эти поиски можно воспользоваться построением диаграммы Исикавы.

Суть метода

Диаграмма Исикавы – это метод, на основе которого можно установить причины, следствия и, самое главное, пути решения конкретных проблемных ситуаций. Данная методика имеет множество разных названий (например, скелет рыбы, ёлка и т. д.), но самое распространённое это – диаграмма Исикавы. Названа она так по имени своего создателя – Каору Исикава. Профессор придумал эту методику во время работы над своим научным исследованием в середине ХХ века.

Во время построения данной схемы человек приходит к пониманию появления проблем на самых разных уровнях. Этот метод используют в различных областях, начиная с менеджмента, заканчивая психологией.


Этапы построения диаграммы

Согласно заключениям К. Исикавы, существует всего лишь 2-3 причинных фактора возникающей проблемы. Для того, чтобы их выявить и устранить нужно построить соответствующую схему, внешне напоминающую скелет рыбы (отсюда и название). Составление диаграммы подразделяется на несколько этапов.

  1. Первоначально нужно определить все факторы, условия и обстоятельства, которые могут повлиять на конечный результат, изменить его как в положительную, так и в отрицательную сторону.
  2. После сбора всех факторов, их нужно систематизировать в соответствии с тематическими разделами диаграммы.
  3. Затем нужно проанализировать каждый раздел, посмотреть, какие факторы сюда попали и какие пути решения возможны конкретно в этом отделе.
  4. Теперь, когда досконально изучено каждое подразделение, нужно подвергнуть анализу всю систему в целом.
  5. В процессе анализа нужно исключить те факторы, которые изменить невозможно. Попытаться найти альтернативное решение.
  6. В самом конце опускаются малозначимые проблемы и происходит «мозговой штурм», в процессе которого находится правильное решение той или иной проблемной ситуации.

Пример готовой диаграммы

Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».

  • Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
  • Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
  • Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
  • После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.


Размещайте проблемные факторы, по степени их значимости, т. е. основные ближе к хребту, постепенно удаляясь. Таким образом будет наглядно видно, над какой проблемой стоит задуматься в первую очередь, а какие моменты можно отставить на второй план.

Правила построения диаграммы Исикавы

Для того, чтобы работа была продуктивной и реально помогла в решении проблемных вопросов, следует придерживаться некоторых рекомендаций при построении диаграммы.

  1. Каждый сотрудник, принимающий участие в построении схемы, должен иметь чёткое представление о проблеме, которая требует решения. Для этого, проблемный вопрос должен быть выбран единогласно. Иногда начальство уже знает вектор, в направлении которого нужно думать, в таком случае проблемную ситуацию сообщает руководитель.
  2. Для удобства и наглядности каждый заголовок нужно заключать в рамку. Так границы будут чётко разграничены, что исключит возможную путаницу и недопонимание.
  3. Даже самый незначительный факт должен быть отмечен в диаграмме, иногда мелочи недооценивают, а они имеют решающее значение.
  4. Желательно указывать под диаграммой или в стороне каждого учувствовавшего в её создании человека, кроме того обозначается дата составления, наименование предприятия и прочие заметки, по желанию руководителя.
  5. Главенствующую проблему, т. е. основной блок, нужно расположить с правой стороны листа, и уже в левую сторону вести «хребет» и блоки с причинами.
  6. После определения того или иного проблемного факта, нужно обязательно задавать вопрос: «Почему?», чтобы определить, почему этот фактор возник, есть ли пути его устранения.
  7. Формулировки должны быть краткими, но полностью раскрывающими суть явления. Старайтесь избегать сложных синтаксических конструкций, они будут сильно усложнять восприятие. Кроме того, они громоздки, схема будет выглядеть смазано и неаккуратно.

Особенности метода

Диаграмма Исикавы, как и любое явление в человеческой жизни, имеет свои положительные и отрицательные качества. Перед тем как начать работу, нужно обязательно с ними познакомиться.

Положительные моменты

  • Построение диаграммы способствует развитию творческого мышления.
  • Нестандартный подход к решению проблемы намного интереснее и продуктивнее.
  • Тип схемы Исикавы позволяет расположить различные явления по степени их важности, что даёт наглядную возможность заметить, в каком направлении стоит двигаться.
  • Этот метод позволяет проследить внутреннюю взаимосвязь каждой проблемы и её причины.
  • Главным положительным моментом является наглядность, которая всегда упрощает процесс установления взаимосвязей и ускоряет поиск решений.
  • Для того, чтобы провести эту методику с подчинённым персоналом, совсем необязательно искать высококвалифицированных сотрудников, с этой задачей справится даже самый посредственный работник.

Отрицательные моменты

  • Зачастую схема получается очень трудной, что значительно замедляет поиски решения проблем.
  • Проверить диаграмму в обратном направлении, к сожалению, не представляется возможным, т. е. логика появления проблемных фактов не видна.
  • Этот метод, как и любой другой, допускает наличие ошибок в составлении схемы. Никто не застрахован от включения в структуру неправильных выводов и факторов. Решение в таком случае может быть только одно: относиться внимательнее к обсуждению, смотреть на каждое предложение с критической точки зрения.

Как видим, положительных моментов гораздо больше, чем негативных, поэтому методика диаграммы Исикавы довольно-таки популярна в наше время.

Диаграмма Исикавы может использоваться не только для решения производственных проблем, в последнее время этой методикой всё активнее начинают пользоваться психологи. Уникальные способы решения проблем помогают человеку глубже «покопаться» в себе, добраться до истоков проблем. Отлично этот метод ложиться на решение семейных проблем, в данном случае супруги будут вместе искать причины появления неприятностей и пути их решения. Такая работа сама по себе сближает, помимо того, что помогает искоренить проблему в корне.

Владимир Малафеев

Сертифицированный бизнес-тренер. Знает, как из очень сложного сделать понятное для всех. Соединяет теорию и практику для решения вопросов бизнеса.

Любой человек время от времени сталкивается с препятствиями и проблемами на своём пути. Достаточно часто люди в ответ на какой-то вызов начинают быстро что-то делать, при этом не до конца понимая причины сложившейся ситуации. Они пытаются избавиться от симптомов, а не найти причину болезни и исправить её.

Кто-то скажет в ответ: «Если ты при смерти, о причинах некогда думать - спасаться надо». Да, это правда, но как часто мы находимся в критических обстоятельствах для нашего бизнеса? Не так часто. Значит, время для рассуждения и оценки ситуации всё-таки есть.

Например, у руководителя небольшого отдела из 10 человек . Тихо-мирно, поэтому руководитель особенно и не пытается выяснить, в чём причина увольнения, и сразу нанимает нового сотрудника взамен старого.

Спустя какое-то время увольняется ещё один сотрудник. Теперь руководитель начинает искать причины, и оказывается, что из-за третьего сотрудника, который ещё работает в отделе, эмоциональный климат в коллективе резко ухудшился.

В итоге руководитель увольняет самодура и ситуация выравнивается, но к этому времени ему пришлось потерять двоих сотрудников, к тому же он потратил время и деньги компании, чтобы найти им замену.

Добавьте сюда же адаптацию нового сотрудника, которая займёт от 2 недель до 2 месяцев: в этот период его эффективность будет низкой. Также стоит учитывать раздражение «старших» коллег, которым придётся учить новых сотрудников, тем самым отвлекаясь от своей непосредственной деятельности.

В итоге скороспелое решение без анализа ситуации снизило эффективность отдела на несколько месяцев. Если это произошло в низкий сезон для нашего бизнеса, то это не так критично. А если в высокий? В таком случае мы сами создали ситуацию, когда о причинах уже задумываться некогда.

Существует достаточно большой перечень инструментов для оценки причин, но сегодня будем говорить о диаграмме, разработанной японским химиком Каору Исикавой. Метод был создан в 1952 году, то есть этот инструмент используется давно и считается одним из самых проверенных. В базовом варианте он предназначен для групповой работы, но ничто не мешает вам использовать его индивидуально - я делаю именно так.

Диаграмма Исикавы (ещё её называют «рыбья кость») - это график, на котором представлены все факторы, которые могли повлиять на возникновение проблемы.

Если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций может любой.

Шаг первый. Чётко описать проблему

Например, падение продаж в магазине. Рисуется квадрат («голова рыбы»), куда мы вписываем проблему.

Шаг второй. Определить основные факторы

Определяете основные факторы («кости хребта»), которые повлияли на развитие проблемы: люди, методы и техники (этапы продаж), внешняя среда (конкуренты душат демпингом), товар (продаём ширпотреб) и так далее. Обычно таких факторов не более шести.

Шаг третий. Описать основные факторы подробнее

Для каждой «кости хребта» уточняем, в чём именно недостаток. Например, сотрудникам не хватает навыков установления контакта во время продажи (желательно расписать, каких конкретно навыков).

Шаг четвёртый. «Анализируй это»

Оцените влияние каждого фактора второго уровня в процентах или по 10-балльной шкале. Сложите полученные цифры в рамках одного основного фактора. «Кость» с самым большим результатом и является основной причиной той ситуации, в которой мы с вами оказались. С ней нужно работать в первую очередь.

Время начать разработку мероприятий по уменьшению влияния этого фактора согласно вашим приоритетам.

Если вы будете придерживаться этого несложного метода, в неблагоприятных ситуациях станет значительно проще: вы чётко будете понимать, в чём причина сложившихся обстоятельств и что необходимо исправить.

Диаграмма Исикавы представляет собой один из семи простых При помощи использования этого метода можно найти узкие места в производственном процессе, определить их причины и следствия.

Из истории

К. Исикава являлся японским исследователем в области качества. В середине ХХ века он занялся методами управления качества и их активным внедрением на японские предприятия.

Им был предложен новый графический метод управления качеством, названный причинно-следственной диаграммой или диаграммой Исикавы, который также называют "рыбьей костью" или "рыбьим скелетом".

Данный метод, относящийся в ряду простых инструментов обеспечения качества, знают в Японии все - от школьника до президента фирмы.

Первоначально Исикава ввел для своей диаграммы правило "шести М" (все слова на английском языке, которые обуславливают производственные причины, приводящие к различным результатам, начинаются на букву "М"): люди (man), материал (material), оборудование (machine), метод (method), менеджмент (management), измерение (measurement).

Сегодня причинно-следственная диаграмма Исикавы используется не только для анализа качества, но и в иных областях, в связи с чем причины первого порядка могут быть уже иными.

Использование метода

Данный метод может использоваться для выявления причин появления каких-либо проблем, с целью осуществления анализа бизнес-процессов на предприятии, при необходимости проведения оценки соотношения связей "причины-следствие". Как правило, диаграмма Исикавы рождается при командном обсуждении какой-либо проблемы, проведенного методом "мозгового штурма".

Классификация причин, образующих "скелет" диаграммы

Диаграмма Исикавы состоит из центральной вертикальной стрелки, которая собственно и представляет следствие, и подходящих к ней крупных "ребер", которые называют причинами первого порядка. К этим "ребрам" подходят стрелки поменьше, называемые причинами второго порядка, к ним - еще более мелкие - причины третьего порядка. Такое "ветвление" может осуществляться очень долго, вплоть до причин n-го порядка.

Применение метода мозгового штурма при построении диаграммы

Для того чтобы построить диаграмму Исикавы, необходимо вначале обсудить с коллективом существующую проблему и какие наиболее важные факторы на нее влияют.

Метод мозгового штурма или мозговой атаки предполагает, что в обсуждении участвуют не только работники определенного предприятия, но могут принимать участие и иные лица, поскольку они имеют "незамыленный глаз" и подходят к решению проблемы с неожиданной стороны.

Если в ходе первого этапа обсуждения не удается достичь консенсуса по поводу причин, вызывающих определенное следствие, то проводится столько этапов, сколько понадобится для выявления основных факторов.

В процессе обсуждения никакие идеи не отбрасываются, все они тщательно фиксируются и обрабатываются.

Порядок построения

Построение диаграммы Исикавы включает в себя несколько этапов. Первый - правильная формулировка проблемы:

  • Она записывается в центре по вертикали листа и с выравниванием по правому краю по горизонтали. Как правило, надпись заключают в прямоугольник.
  • К проблеме-следствию подводят причины первого порядка, которые также преимущественно помещают в прямоугольники.
  • К причинам первого порядка подводят стрелками причины второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят причины третьего порядка и так до того порядка, который был определен в ходе мозгового штурма.

Как правило, диаграмма должна иметь название, дату составления, объект исследования. Для того чтобы определить какие причины относятся к первому порядку, а какие - ко второму и т. д. необходимо осуществлять их ранжирование, которое может проводиться в ходе мозговой атаки или с помощью математического аппарата.

Анализ причин брака изделия

Рассмотрим диаграмму Исикавы на примере анализа причин брака изделия.

В данном случае в качестве следствия (проблемы) выступает производственный брак.

При проведении мозгового штурма были определены различные причины, влияющие на брак изделия. В результате достижения консенсуса участниками проведения мозговой атаки все причины были ранжированы, отброшены малозначительные и оставлены наиболее важные факторы.

К причинам первого порядка были отнесены материалы, оборудование, комплектующие, труд, условия труда и технология.

На них непосредственное влияние оказывают причины второго порядка: примеси, влажность, доставка, точность, контроль, хранение, воздушная среда, рабочее место, культура производства, возраст станка, обслуживание, дисциплина, квалификация, опыт, инструмент, средства измерения, технологическая дисциплина, документация, оснастка (ее наличие).

На причины второго порядка влияют причины третьего порядка, к которым отнесли температуру, влажность хранения, приемку при контроле, освещенность и шум на рабочем месте, качество оснастки.

Все эти причины разнесены по соответствующим местам и построена диаграмма Исикавы. Пример приведен на рисунке. При этом нужно понимать, что причины другой группой могут быть выделены иные.

Основной вопрос при построении диаграммы

Любая диаграмма Исикавы при ее анализе должна сопровождаться вопросом "Почему?". Сначала задаем этот вопрос по отношению к проблеме: "Почему возникла данная проблема?" Отвечая на этот вопрос, можно выявить причины первого порядка. Далее, задаем вопрос "Почему?" по отношению к каждой из причин первого порядка и, таким образом, выявляем причины второго порядка и т. д. Также обычно не выделяют, но по отношению к причинам третьего порядка и далее правильнее уже задавать вопрос не "Почему?", а "Что?" или "Что именно?"

Научившись отвечать на эти вопросы по приведенным примерам диаграммы Исикавы, вы научитесь ее строить самостоятельно.

Рассмотрение проблемы "Разброс в деталях"

Рассмотрим диаграммы Исикавы на примере предприятия.

Промышленное предприятие, занимающееся выпуском каких-либо деталей, зачастую сталкивается с проблемой разброса размеров деталей.

Для разрешения этой проблемы необходимо собрать технологов, рабочих, поставщиков, менеджеров, инженеров, можно пригласить иных лиц, которые будут способствовать нахождению подходов, которые не предусматриваются специалистами своего дела.

При хорошо проведенном анализе мало выявить только факторы, вызывающие возникновение проблемы, их необходимо правильно проранжировать. Это может осуществляться в процессе мозгового штурма, после того, как закончен процесс определения причин. Каждый член группы должен проставить оценки значимости отдельных причин со своей точки зрения, после чего будет определена общая значимость причин.

В представленной диаграмме Исикавы на примере предприятия были выделены следующие причины первого порядка: рабочие, материалы, технология, станок, измерения, среда и менеджмент.

На рисунке показаны причины второго и третьего порядков. Задавая вопросы "Почему?" и "Что?" можно дойти до первопричины, которая породила проблему.

Членами группы было определено, что наиболее значимыми показателями, влияющими на разброс деталей, являются период измерений и точность приборов.

Таким образом, значимость не зависит от того, к какому порядку относится данная причина.

Достоинства и недостатки метода: продолжение исследований

Основные достоинства применяемого метода:

  • раскрытие творческого потенциала;
  • нахождение взаимозависимостей между причинами и следствием, определение значимости причин.

Основные недостатки при применении данного инструмента:

  • отсутствует возможность проверки диаграммы в обратном порядке;
  • диаграмму можно значительно усложнить, что затруднит ее восприятие и возможность логического построения выводов.

В связи с этим анализ причин и следствий необходимо продолжать с использованием и других методик, прежде всего, таких как пирамида А. Маслоу, диаграмма Парето, метод стратификации, контрольных карт и других. При простом решении может оказаться достаточным проведение анализа с использованием причинно-следственной диаграммы.

В заключение

Диаграмма Исикавы может быть использована, прежде всего, при управлении качеством продукции. Помимо этого, она может применяться при проектировании новых товаров, модернизации производственных процессов и в других случаях. Она может строиться и одним человеком, и группой лиц по предварительному обсуждению. В результате использования данного инструмента в своей деятельности предприятие получает возможность в достаточно простой форме систематизировать причины рассматриваемой проблемы-следствия, при этом провести отбор наиболее важных и выделить среди них приоритетные путем ранжирования.