Детский гончарный круг как работать. Хобби или бизнес? Обучение гончарному ремеслу

На днях получил письмо, оно мне показалось весьма интересным, как бесценный опыт для новичков в гончарном деле. И, с согласия автора, я его публикую.

Если у вас появятся вопросы, предложения – пишите, ваш практический опыт очень полезен новичкам!

С этой проблемой я столкнулась сразу же, как села за гончарный круг и чуть было не потеряла интерес к гончарному ремеслу. Виноваты у меня были все: начиная от глины (не того цвета, размера и консистенции) и заканчивая гончарным кругом (не так крутится планшайба). В итоге оказалось, что причина всему – мои кривые ручки и незнание основ правильной центровки глины. После долгих и усердных практических занятий, я вывела следующие основные моменты, которые нужно обязательно учитывать и никак не пренебрегать ими при центровке глины:

1. Глина должна быть не твердой и не очень мягкой . Если она будет твердой – то будет тяжело прикрепить глину к планшайбе (она плохо с ней сцепляется в суховатом виде) и отцентровать ее, а если очень мягкой (липнет к рукам островками) – то глина будет сваливаться с планшайбы и не держать форму. Глина максимально мягкая (но не липнущая к рукам) – основа для успешной работы на гончарном круге!

2. Глину нужно очень и очень тщательно отбить и промять перед центровкой, особенно если она не вакууммированная. Я делала очень просто: брала комочек глины по размеру ладони и сильно ударяла его об пол (предварительно положив на пол кусок слегка влажной ткани). Можно отбивать глину на обычной дощечке, это как вам будет удобнее и сподручнее. Затем разрезала комок глины пополам струной с ручками и смотрела нет ли там дырочек, т.е. воздушных пузырей. Если их не было а глина была однородной, значит глина промята хорошо. В противном случае, процесс нужно повторить.

3. Только после тщательной отбивки глины ее можно прилепить к планшайбе и заняться собственно центровкой . А вот тут начинается самое интересное, то, что тяжело описать словами, и лучше один раз увидеть вживую. Но могу сказать однозначно, на что надо обратить внимание, а именно:

4. Посадка за гончарным кругом (напольным, круг ПРОФИ-МАХ) . Очень важно выбрать правильную посадку.
- Высота стула или табурета, на котором вы будете сидеть, должна быть примерно на одной высоте с плоскостью планшайбы или чуть выше ее.
- Ваши локти должны плотно прижиматься к туловищу и опираться на бедра (колени)! Если локти не будут иметь опору, то руки будут ходить ходуном за глиной и вы никогда не отцентруете даже малюсенький комок глины! Запомните, это очень важно. Это главная болезнь новичков. Они пытаются удержать комок глины на планшайбе своими руками с помощью силы мышц, а это неверный подход. Правильно – это выбрать удачное положение и точку опоры и тогда сил потребуется совсем немного.

5. На забывайте смачивать руки водой, иначе кусок глины будет прилипать к ним и может сорваться с планшайбы . Руки должны скользить по глине. Но и не стоит и очень сильно смачивать руки и глину водой, - тогда глина быстро размягчится, и вылепить изделие из нее будет невозможно, оно не будет сохранять форму.

6. Очень важно довести до автоматизма каждое действие . Нельзя браться за сложные вещи пока вы не освоили простые. Например, будет неразумно начинать вытягивать стенки сосуда, если вы до сих пор не научились быстро и качественно центровать глину, формовать донышко. А на эту, на первый взгляд, простую операцию порой уходит пара месяцев. Да, да, именно на осваивание центровки я потратила два месяца, занимаясь практически каждый день по 2..3 часа.

Этим правилом я долго пренебрегала, мне очень хотелось быстрее получить результат. А в итоге, каждый раз приходилось возвращаться к азам, т.е. к центровке глины и начинать все сначала. Сейчас я понимаю, что все надо делать поэтапно, не спешить и только тогда будет отличный результат! Чего и Вам всем желаю.

7. Если у вас есть денежки, чтобы пройти обучение у мастера – очень рекомендую. Я сама брала несколько уроков и очень этому рада. НО важно помнить одно: не мастер должен крутить ВАШИМИ руками изделие, а вы сами СВОИМИ руками это делаете под его руководством, и его пристальным вниманием. Иначе получиться, что не вы сами сделали изделие, а мастер, но вашими руками, используя их в качестве стека! Не забывайте об этом и не удивляйтесь, почему при мастере у вас все получалось, а без него - нет.

Советую поступить следующим образом (как сделала я): мастер показывает вам упражнение, вы это упражнение несколько раз повторяете под его присмотром, с учетом всех замечаний. Затем идете домой и отрабатываете эту операцию до автоматизма уже на своем круге (если он есть, конечно). Затем опять встречаетесь с мастером, показываете ему свои успехи и переходите к следующим упражнениям и так до тех пор, пока не освоите все азы гончарного ремесла. Это идеальный вариант обучения, ведь вы сэкономите свои деньги, не просиживая часами вместе с мастером, и наработаете самостоятельное мастерство. Но для этого обязательно нужно иметь свой гончарный круг, если вы, конечно, хотите добиться высоких результатов и планируете приобрести мастерство в этом нелегком, но заманчивом ремесле.

Сейчас начинаю тянуть стенки, учусь формировать узкие горлышки сосудов. Что из этого будет получаться – отпишу вам дополнительно!

как отбить глину

как отцентровать глину

как сделать цилиндр

Всего доброго,
Ольга.»

У большинства начинающих мастеров до сих пор возникает насущный вопрос - как же правильно работать на гончарном круге? Описать словами данный процесс, практически, невозможно. Поэтому, нужно запастись терпением и следовать своей цели. В процессе занятий , вы будете получать ни с чем несравнимый опыт, который и станет для вас основополагающим в будущем. Но, тем не менее, для того, чтобы работать на гончарном круге, нужно обладать определенными способностями, а также определенными данными, это как для скрипача хорошо иметь удлиненные пальцы, а чтобы быть балериной, нужно иметь хорошую гибкость ног.

Итак, самый первый шаг, это постановка рук. Следует запомнить, что в случае если вы не сможете правильно поставить свои руки, отличного результата вы не получите, соответственно, не будет вами прочувствована толщина стенок сосуда, поэтому он может получиться у вас довольно утяжеленным и толстым, что не позволит вам полностью закончить изделие. Если стенки будут очень тонкими, изделие может упасть и ваша задумка провалиться.

Как правильно поставить руки?

Как издавна сложилось, существует три основных положения рук гончара.

Первое положение рук гончаром используется во время выкручивания сосуда, к примеру, на одну треть общей высоты. В этом положении рук стенка сосуда располагается между мизинцем правой руки и средним пальцем левой руки. Палец левой руки расположен в вертикальном положении, а мизинец - в горизонтальном положении.

Второе положение рук гончара является основным - в этом положении сосуд получает свою уникальную форму. При этом стеночка изделия находится между двумя указательными пальцами мастера - указательному пальцу правой руки следует придать горизонтальное расположение, при этом он должен находиться немного выше, нежели большой палец руки. Вся ваша правая рука как бы обнимет изделие - указательным пальцем левой руки расположите вертикально, который совместно с правым пальцем должны образовать маленький крест.

Третий тип положения рук мастера используется для формовки губной части изделия. Стенка изделия из глины располагается между двумя подушечками указательных пальчиков, притом, что указательный палец на левой руке располагается немного ниже, чем большой палец.

Когда вы сможете достичь определенной степени мастерства, у вас обязательно появятся свои собственные типы постановки рук при работе с глиной. Но все же, ваши индивидуальные особенности не должны, при этом, идти в разрез с основными принципами постановки рук. Переучиться потом будет гораздо сложнее, чем научиться правильно ставить руки во время работы на гончарном круге.

Занятия гончарным делом исключительно полезны для детей. Кроме того, им просто нравится создавать подсвечники, чашечки, пиалы своими руками. Лучше всего заниматься на обычном круге в гончарной мастерской , но если вы хотите начать с малого, то купите детский гончарный круг. Игрушка гончарный круг иногда оснащается ножным приводом и мотором, что делает ее максимально похожей на «настоящее» оборудование. Также в комплекте поставляется пласт с глиной, стек и другие аксессуары, материалы, которые могут понадобиться в работе. Порядок эксплуатации оборудования описывается в инструкции к нему. Благодаря этому каждый маленький мастер или мастерица смогут проявить себя в гончарном деле.

GALEY

Один из самых известных производителей игрушек рассматриваемой категории – это GALEY. Galey гончарный круг имеет высокое качество, является прочным, надежным и долговечным. Такая игрушка помогает развивать мышление и пространственное воображение, фантазию, аккуратность и творческие способности. В комплекте идет машинка с ножной педалью, 2 мешочка с глиной, краски (6 цветов), кисти и шпатели (по 2), палитра, держатель, шнур и инструкция. Набор понравится малышам в возрасте 5 лет и старше. Страна производства – Гонконг.

Alex

Детский гончарный круг Alex оснащается адаптером и педалью управления, позволяет создавать глиняные изделия и декорировать их на свое усмотрение. В наборе – круг (работает от сети), адаптер, глина, краски, кисти, поддон, шнур, мозаичная черепица, клей, украшения. Страна производства – США.

Фантазер

Под торговой маркой «Фантазер» производится широкий ассортимент товаров для детского творчества. Вы можете выбрать гончарный круг Фантазер для кубков, ваз, подсвечников и других изделий. Тот же набор «Гончар» гончарный круг поставляется в полной комплектации – вам останется только изучать инструкцию и творить. Расходные материалы можно докупать по мере необходимости.

Обычный гончарный круг или игрушка?

Детский гончарный круг недорого купить можно без проблем – вопрос в том, насколько он хорош и может ли стать полноценной заменой обычным занятиям. Да, игрушки красивы, просты в использовании и вносят неоценимый вклад в развитие ребенка, но они остаются игрушками и имеют ограниченный функционал. Если хочется попробовать, купите такую ребенку на праздник, чтобы он смог потренироваться и понять, нравится ему лепить или нет. Понравится – вы всегда сможете записать его на курс обучения

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» , ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники.

Студия «Гончарная мастерская»

Творческая мастерская - это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины.

Задачи:

  • Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла
  • Приучать детей аккуратно обращаться с рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченными работами
  • Развивать: самостоятельную творческую деятельность детей, инициативу, фантазию, творческое воображение
  • Воспитывать: умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный.

  1. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявление необходимости в расширении поля деятельности в данном направлении.
  2. Выявление актуальности изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
  3. Постановка цели и основных задач – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
  4. Разработка методики работы на гончарном круге.
  5. Разработка учебно – тематического плана работы с детьми по данному направлению.
  6. этап – основной.

Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской.

Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства» . Работа ведется от «простого к сложному» . От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом - к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный - дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства) , и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Методика работы на гончарном круге.

  • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
  • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
  • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
  • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот - глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
  • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
  • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге) . Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
  • Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
  • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик) .
  • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель - обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

Метод «пяти пальцев» , предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

Тематическое планирование работы

в гончарной мастерской

  1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
  2. Чтение сказок, художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
  4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины» .
  5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
  6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
  7. Предметная лепка.
  8. Сюжетная лепка.
  9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
  10. Декоративная лепка.
  11. Выставка детских работ.

Используемая литература:

  1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
  2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
  4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.