Что значит должностной оклад. Что такое ставка? Будет повышение мрот - какие процедуры выполнить


к меню

Зарплата за вычетом НДФЛ ниже МРОТ

Доходы, которые получают работники за исполнение трудовых обязанностей, облагаются НДФЛ (пп. 6 п. 1 ) по ставке 13 % (п. 1 ).

Налог с заработной платы исчисляет, а затем перечисляет в бюджет работодатель. На руки работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ, и она может быть ниже установленного МРОТ.

Если работнику установлена зарплата 7 500 рублей (надбавки не начисляются, дополнительных коэффициентов нет), после удержания налога он получит 6 525 рублей (7 500 – 13 %). В данном случае работодатель не нарушит законодательство, если региональным соглашением не предусмотрен более высокий МРОТ.


к меню

Минимальная зарплата при неполной занятости

Месячная зарплата может быть ниже МРОТ, если:

  • сотрудник работает на условиях неполного рабочего дня/недели (); сотрудник работает по совместительству ().

При неполной занятости работники могут получать зарплату ниже МРОТ. Так как труд таких работников оплачивается пропорционально отработанному времени, то сумма, получаемая при пересчете заработной платы на полную ставку, должна быть равна или больше МРОТ.

Допустим, секретарь организации работает на полставки - 20 часов в неделю. Если МРОТ равен 7 500 рублей, работодатель обязан начислять секретарю заработную плату не менее 3 750 рублей в месяц (7 500: 2).


к меню

Районный коэффициент, региональный, Северный и МРОТ

Северные районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при проверке на соответствие оплаты труда сотрудника МРОТ не учитываются!

Потому что ТК РФ предписывает компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (). Оплачивать труд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, который выполняется в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы .

Примечание : Такой подход подтверждает судебная практика (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 (ред. от 26.04.2017) формат.pdf 320 Кб )

Если же работодатель нарушает вышеперечисленные правила, такие его действия считаются нарушением прав сотрудников.

Примечание : Северные коэффициенты к оплате труда, установленные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях скачать бесплатно в формате pdf

Примечание : Районные и региональные коэффициенты применяют в районах и местностях, не отнесенные к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям (но имеющие особые климатические условия), в которых применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате сотрудник ов скачать бесплатно в формате pdf


к меню

«Северные» коэффициенты определяются по фактическому месту работы

Районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате зависят от места, где фактически трудится работник, а не от «прописки» работодателя.

Примечание : Письмо Роструда от 15.01.2016 № ТЗ/23333-6-1

Следовательно, к примеру, если работник оформлен в компании, зарегистрированной и находящейся в районе Крайнего Севера, но при этом периодически выезжает на полевые работы в другие регионы, при расчете заработной платы такого работника нужно применять районный коэффициент того региона, где он фактически трудился в тот или иной период.

Причем это правило работает даже в том случае, когда северный коэффициент, применяемый в районе, в котором сотрудник выполнял свои трудовые функции, ниже уставленного по месту нахождения компании-работодателя.


к меню

Штраф за выплату заработной платы ниже МРОТ

1. Штраф за нарушение трудового законодательства для должностных лиц и ИП от 1 000 до 5 000 рублей, для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 .

2. Штраф за повторное нарушение для руководителя от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, штраф за повторное нарушение для ИП от 10 000 до 20 000 рублей, для организации - от 50 000 до 70 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Выплата зарплаты ниже МРОТ в течение двух месяцев может повлечь штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Нарушитель может быть наказан принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).


к меню

Будет повышение МРОТ - какие процедуры выполнить?

1. Перенастроить расчет будущих пособий. Иначе будут проблемы с ФСС

С 1 первого числа месяца увеличения МРОТ больничные, детские и декретные пособия надо сравнивать с новыми минимальными лимитами, рассчитанными исходя из "Минималки". Программу нужно обновить и быть уверенным, что она знает о новых минимальных пособиях.

Если программа будет ориентироваться на старые лимиты, то компания занизит пособия и будут проблемы с ФСС. Недостающие суммы надо будет доплатить работникам с процентами.

Пособия с учетом нового МРОТ пересчитываются в двух случаях:

  1. в расчетном периоде у сотрудника нет заработка или он меньше минимального. Это 187 200 руб. за два предыдущих года, или в расчете на день - 256,44 руб. (187 200 ₽: 730 дн.);
  2. стаж сотрудника менее шести месяцев, поэтому больничное пособие за полный календарный месяц не должно оказаться больше нового МРОТ - 11 163 руб. (на 1 мая 2018 г.)

2. Пересчитать старые пособия

Новый МРОТ влияет на декретные пособия и пособия по уходу за ребенком. Все пособия, назначенные после увеличения минималки, рассчитываем в повышенном размере. Так, пособие по уходу за первым ребенком, назначенное с июля, должно быть не меньше 11163 х 40%.

Вот две ситуации, когда детские и декретные пособия надо пересчитывать:

  • декретный отпуск начался до 1 июля и заканчивается после этой даты. А декретные, рассчитанные из нового МРОТ, больше первоначальных;
  • сотрудница прервала отпуск по уходу за ребенком до 1 числа месяца повышения, после 1 числа возобновила его. Минимальное пособие, рассчитанное из нового МРОТ, превышает первоначальное.

к меню

3. Поднять зарплаты

Как сравнить с новым МРОТ оклады совместителей и какие бумаги оформить? Сравните зарплаты работников с новым МРОТ, если:

  • в регионе, где работает компания, не установлена региональная минималка;
  • региональная минимальная зарплата есть, но организация отказалась ее применять. Т.е. не присоединилась к трехстороннему соглашению.

Во всех других случаях нужно смотреть на региональный МРОТ, который может повышаться вслед за федеральным. Убедитесь, что после 1 июля продолжает действовать прежний документ о региональном минимуме.

Оклад за месяц работы на полную ставку должен быть больше или равен МРОТ, если сотрудник на окладной системе оплаты труда. Стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки надо исключить из расчета. Помимо оклада в состав зарплаты могут входить премии, бонусы. Тогда оклад вполне может быть меньше МРОТ. Главное, чтобы в сумме с премиальными и сдельными выплатами начисленная работнику зарплата за месяц была больше или равна минимуму.

Проверьте и зарплаты работников, которым установлен сокращенный рабочий день. Исходя из минималки, определите допустимую зарплату в расчете на ставку работника. Убедитесь, что начисляете работнику столько же или больше.

Сообщать работникам об изменении зарплаты и ее составных частей надо за два месяца (ст. 57, 72 ТК РФ). Но так как вы повышаете зарплату, а не снижаете ее, нарушение этого срока не критично. Тут главное заключить допсоглашение к трудовому договору так, чтобы с 1 июля работник имел зарплату не ниже МРОТ.

Примечание : Проследите, чтобы соглашение о новой зарплате вступало в силу не позднее 1 числа месяца повышения МРОТ.

Для этого оформите приказ о новой зарплате и внесите изменения в штатное расписание. Утверждать всё штатное расписание заново не нужно. Достаточно сделать приложение с обновленными окладами.

Примечание : Скачать образец дополнительного соглашения к трудовому договору о зарплате (.doc 32 Кб)

4. Составить пояснения для налоговиков, почему у вас такая зарплата

Если будет необходимость, то придется приготовить пояснительное письмо для инспекции, в случае если у вас много совместителей и тех, кто работает неполный день. Потому что у них выплаты могут быть и ниже МРОТ. Но налоговики из отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и РСВ видят общие суммы, сопоставляют их с численностью, получают низкие зарплаты и запрашивают пояснения. Вместе с пояснением приложите выписку из штатного расписания по работникам неполного дня.

Примечание : Скачать образец пояснения в налоговую о зарплате (.doc 32 Кб)

5. Перевести сотрудников на неполный день

Как это сделать, чтобы зарплата в целом по организации осталась на том же уровне?

Если нет возможности повысить зарплату до МРОТ, можно пойти другим путем. Сократите ставку и одновременно повысьте оклад так, чтобы в итоге зарплата сотрудника осталась на прежнем уровне.

Например, дворник работает на полную ставку с зарплатой 8900 руб. У компании нет денег, чтобы повысить ему оклад до 11163 руб. (минималка с 1 мая 2018 г.) Поэтому дворника перевели на 0,8 ставки, а оклад повысили до 8960 руб. В итоге зарплата выросла всего на 60 руб., до 8960 руб. (11200 ₽ × 0,8). Но теперь она выше нового МРОТ (11200> 11163).

Будет лучше, если сотрудник сам напишет заявление о переводе на неполный день. В дополнительном соглашении к договору поменяйте оклад и режим работы. Издайте приказ и измените штатное расписание.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что оплата труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - работники), состоит из месячного должностного оклада (далее -должностной оклад), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

2. Установить размеры должностных окладов работников согласно приложению.

3. Производить работникам следующие ежемесячные и дополнительные выплаты:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в следующих размерах:

стаж работы (процентов)

от 3 до 8 лет 10

от 8 до 13 лет 15

от 13 до 18 лет 20

от 18 до 23 лет 25

от 23 лет 30;

в) премии по результатам работы (размер премий не ограничивается);

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) ежемесячное денежное поощрение - в размере 1 должностного оклада;

е) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз в год - в размере 2 должностных окладов;

ж) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда работников.

4. Производить работникам иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Выплачивать работникам федеральных государственных органов, находящихся за пределами Российской Федерации, должностные оклады и дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами "а"-"г", "е" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, и иные выплаты, предусмотренные пунктом 4 настоящего постановления, в рублях в размере 20 процентов установленных должностных окладов и выплат.

Ежемесячное денежное поощрение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 3 настоящего постановления, указанным работникам не устанавливается.

6. Условия выплаты и конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления, премий и материальной помощи, предусмотренных подпунктами "в" и "ж" пункта 3 настоящего постановления, устанавливаются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.

7. Установить, что при формировании фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год):

а) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 10 должностных окладов;

б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере 2 должностных окладов;

в) премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;

г) ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов;

д) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - в размере 2 должностных окладов;

е) материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

8. Учитывать в фонде оплаты труда работников, указанном в пункте 7 настоящего постановления, также средства для осуществления иных выплат, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления.

9. Установить, что фонд оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов федеральных судов (за исключением аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и органов прокуратуры Российской Федерации формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на содержание соответствующих федеральных государственных органов.

11. Руководителям федеральных государственных органов привести наименования должностей работников этих органов в соответствие с приложением к настоящему постановлению и при необходимости осуществить в установленном порядке мероприятия по сокращению численности работников в связи с реализацией настоящего постановления.

12. Установить, что при увеличении (индексации) должностных окладов их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

13. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок положение об исчислении стажа работы работников для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

14. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

15. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Приложение

Размеры должностных окладов работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы

Наименование должности Должностной оклад (рублей в месяц)

Раздел I. Должностные оклады работников, замещающих

государственной гражданской службы, в центральных

аппаратах (аппаратах) федеральных

государственных органов

Ведущий эксперт, главный инженер 4070

Эксперт 3740

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2640

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1870

Экспедитор 1540

Раздел II. Должностные оклады работников, замещающих должности,

не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в территориальных органах федеральных органов исполнительной

власти, аппаратах федеральных судов (за исключением аппаратов

Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда

Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации), органах Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации и органах прокуратуры Российской Федерации

Ведущий эксперта 3410

Старший инженер, эксперт 2970

Инженер 2640

Заведующий: копировально-множительным бюро, 2310

машинописным бюро; старший инспектор-

делопроизводитель

делопроизводитель

Заведующий: экспедицией, хозяйством, складом; 1760

кассир, комендант, архивариус, стенографистка

экспедитор

Раздел III. Должностные оклады работников, замещающих должности, не

являющиеся должностями федеральной государственной гражданской

службы, в представительствах Российской Федерации, представительствах

федеральных органов исполнительной власти, дипломатических

представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации,

представительствах государственного органа при Министерстве

иностранных дел Российской Федерации за рубежом

Старший инженер по эксплуатации зданий 3300

Инженер по эксплуатации зданий; старшие: 2640

техник, референт по административно-

хозяйственным вопросам

Техник по эксплуатации зданий, техник 2310

Заведующий: хозяйством, гаражом; комендант, 1870

дежурный комендант, младший сотрудник

(гражданский персонал), кассир, кассир-счетовод,

секретарь-стенографистка

Машинистка, секретарь-машинистка, курьер, 1540

курьер спецохраны

Раздел IV. Должностные оклады работников, замещающих отдельные

должности, не являющиеся должностями федеральной

государственной гражданской службы, в федеральных

министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах,

руководство деятельностью которых осуществляет Президент

Российской Федерации, и в территориальных органах этих федеральных

министерств, федеральных служб и федеральных агентств

Начальник: группы, отделения; ведущий аналитик 4070

Начальник части (всех наименований), старший 3740

аналитик

Ведущий инженер, аналитик 3410

Заведующий: канцелярией, архивом, 2970

делопроизводством; старший инженер

Инженер 2640

Перечень актов Правительства Российской Федерации, утративших силу

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3651).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N109 "О дополнении приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 743).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1214 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5353).

4. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 57 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст. 528).

5. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 356 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1885).

6. Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. N 657 "Вопросы Федеральной службы специального строительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3723), в части внесения изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912.

7. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 776 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4389).

8. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2003 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 8, ст. 760).

9. Пункт 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 568 "Некоторые вопросы Федерального агентства специального строительства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4226).

10. Пункт 8 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 648 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с переименованием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4666).

Ситуация: нужно ли учитывать доплаты и надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата МРОТ ?

Да, нужно.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ ). Величина федерального МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ).

При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:

  • основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) - вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. п.);
  • стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).

Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.

Исходя из такого определения зарплаты (оплаты труда) можно сделать вывод, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и эта сумма сравнивается с МРОТ.

Подтверждает такую позицию Минфин России в письме от 24 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/768, а также Верховный суд РФ в определениях от 23 июля 2010 г. № 75-В10-2, от 21 мая 2010 г. № 8-В10-2 и от 10 сентября 2008 г. № 83-Г08-11.

Аналогичные правила применяйте при проверке, соответствует ли зарплата сотрудника региональному размеру минимальной зарплаты. Никаких специальных правил на этот счет Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

Внимание: районные коэффициенты и надбавки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при проверке на соответствие оплаты труда сотрудника МРОТ не учитываются.

Законодательство обязывает работодателей компенсировать неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких местностях (ст. 315, 316 и 317 ТК РФ). Оплачивать труд в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях нужно в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, который выполняется в нормальных климатических условиях. Поэтому зарплата сотрудников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы.

Такой подход подтверждает судебная практика (раздел 1 обзора Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 г., определения Верховного суда РФ от 7 октября 2011 г. № 3-В11-31, от 24 июня 2011 г. № 3-В11-16 и т. д.).

Соответственно, иные действия работодателя будут считаться нарушением прав сотрудников.

Ситуация: нужно ли пересматривать зарплату сотрудников, если региональный размер минимальной зарплаты стал больше федерального МРОТ ?

Да, нужно, если организация присоединилась к региональному соглашению о минимальной зарплате.

В субъекте РФ размер минимальной зарплаты может устанавливаться региональным соглашением. Разработка проекта и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1, 4 и 6 ст. 133.1 ТК РФ).

Пересматривать зарплату сотрудников нужно, только если повышенный размер минимальной зарплаты установлен региональным соглашением. Об этом сказано в статье 133.1 Трудового кодекса РФ.

При установлении регионального размера минимальной зарплаты власти регионов ориентируются на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ). При этом на организации, которые финансируются из федерального бюджета, региональный размер минимальной зарплаты не распространяется (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).

Присоединиться к региональному соглашению о минимальной зарплате могут все организации региона, даже если они не участвовали в его заключении. Предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения. Об этом сказано в части 7 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ. Если в течение 30 календарных дней организация не пришлет письменный мотивированный отказ, считается, что она согласна с региональным соглашением. Следовательно, организация будет обязана с момента официального опубликования регионального соглашения установить месячную зарплату сотрудникам не ниже регионального размера минимальной зарплаты. Если же организация решит не присоединяться к соглашению, письменный отказ она направляет в субъект РФ. Копия отказа передается в территориальное отделение Роструда. Такой порядок установлен в частях 8-11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: какая минимальная зарплата должна быть у совместителей и сотрудников (в т. ч. несовершеннолетних), которым установлен неполный рабочий день?

Зарплата в иностранной валюте

Ситуация: можно ли установить размер зарплаты сотрудника в иностранной валюте или условных единицах (у. е.) ?

Нет, нельзя.

Выдавать зарплату можно только в рублях (ст. 131 ТК РФ). Выплата зарплаты на территории России в иностранной валюте и условных единицах действующим законодательством не предусмотрена.

Поэтому в трудовых договорах с сотрудниками зарплату также устанавливайте в рублях. Если прописать в трудовых договорах зарплату в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте или в условных единицах, то это не в полной мере будет соответствовать трудовому законодательству. При снижении курса валюты нарушатся права сотрудников. А это чревато административными штрафами .

Режим неполного рабочего времени

Ситуация: как установить оклад, если сотрудник будет работать в режиме неполного рабочего времени?

Оклад нужно установить в полном размере, отразив его в трудовом договоре.

Под должностным окладом следует понимать фиксированный размер оплаты труда сотрудника за исполнение им трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ). Это значит, что в трудовом договоре следует указать оклад в таком размере, который выплачивается при отработке всей нормы рабочего времени, установленной для данной категории сотрудников (ст. 57 ТК РФ).

Сотрудники с неполным рабочим временем месячную норму не вырабатывают, поэтому им за месяц выплачивают только часть от оклада, установленного в трудовом договоре. Эта часть определяется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Трудового кодекса РФ и разъяснено в письме Роструда от 8 июня 2007 г. № 1619-6.

Таким образом, сотруднику, работающему в режиме неполного рабочего времени, оклад устанавливают в полном размере, фиксируют его в трудовом договоре, а выплачивают частично по фактической отработке. В трудовом договоре условие о порядке оплаты труда сотрудника может иметь следующую формулировку: «Работнику устанавливается оклад в размере 30 000 рублей в месяц. Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени».

Сотрудники с одинаковыми должностями

Ситуация: можно ли установить разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность ?

Да, можно.

Трудовой кодекс РФ не запрещает устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность. Сказано лишь, что зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой им работы и качества труда (ст. 132 ТК РФ). Однако персональное установление окладов не может быть произвольным (постановление Президиума Верховного суда РФ от 31 августа 1994 г.). Поэтому, если организация устанавливает разные оклады сотрудникам, занимающим одни и те же должности, в должностных инструкциях следует установить для них разные обязанности. А в штатном расписании предусмотреть различные категории должностей. Например, ввести должности: бухгалтер по учету зарплаты, бухгалтер по учету основных средств, продавец, старший продавец и т. п.

Ситуация: можно ли платить сотрудникам организации, занимающим одинаковые должности, разные суммы за счет надбавок ?

Да, можно.

Платить сотрудникам разные суммы можно, не меняя сумму оклада. То есть оклад остается одинаковым для всех сотрудников, которые занимают одну и ту же должность (ст. 22, ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Но в целом зарплата сотрудников на одной должности может быть разной, поскольку она зависит в том числе от надбавок и премий (ст. 135 ТК РФ).

Это могут быть надбавки за опыт работы, образование (в т. ч. знание языка), объем проделанной работы и т. д. В данном случае работодателя ничто не ограничивает. Критерии, по которым сотрудникам полагаются надбавки, должны быть подробно прописаны в коллективном договоре или другом локальном документе.

Внутренний совместитель

Ситуация: можно ли установить внутреннему совместителю зарплату в размере более чем 50 процентов оклада основного сотрудника ?

Да, можно.

Трудовой кодекс РФ это не запрещает. Сказано лишь, что оплата труда внутреннего совместителя должна производиться пропорционально отработанному времени, выработке или на других условиях, определенных трудовым договором (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). Применение таких других условий подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 5 июня 2008 г. № А23-2468/07А-18-134).

Ситуация: как правильно установить зарплату внутреннему совместителю, чтобы соблюсти требование о МРОТ?

Зарплату по основному месту работы и по совместительству установите раздельно.

Размер зарплаты по основному месту работы должен быть строго не ниже МРОТ . Это общее правило для ситуации, когда сотрудник выполнил за месяц установленную норму (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Проверяя, соответствует ли такая зарплата МРОТ, зарплату по совместительству в расчет не берите.

Что же касается зарплаты по совместительству, то в трудовом законодательстве нет прямого требования о том, что ее величина должна быть не меньше МРОТ. Но чтобы избежать конфликтов с сотрудниками, рекомендуем и в этом случае ориентироваться на минимальное значение - пропорционально отработанному времени.

Пример установления зарплаты внутреннему совместителю

Е.В. Иванова принята на работу уборщицей на полную ставку. МРОТ в 2016 году составляет 6204 руб. Значит, не меньше этой величины должна быть зарплата Ивановой по основному месту работы.

Помимо основных обязанностей в должности уборщицы, Иванова работает в должности курьера на 0,5 ставки. Минимальный размер зарплаты на должности курьера исходя из отработанного времени должен составить 3102 руб. (6204 руб. : 2).

Генеральный директор

Ситуация: может ли генеральный директор ООО, назначенный на должность общим собранием участников, повысить себе зарплату собственным приказом ?

Нет, не может.

У генерального директора организации двойственный статус. Он является одновременно и сотрудником, состоящим с организацией в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом организации (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Как руководитель он решает все хозяйственные и управленческие вопросы организации. Как сотрудник - обязан действовать в рамках трудового договора и соблюдать Правила трудового распорядка (ст. 275 ТК РФ).

Размер зарплаты генерального директора является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменять такие условия можно только по соглашению сторон договора (ст. 72 ТК РФ).

В ООО трудовой договор от имени организации должен подписать тот, кто председательствовал на общем собрании участников, где был избран генеральный директор, либо участник общества, который уполномочен решением общего собрания. Следовательно, увеличить зарплату генеральному директору можно тоже только двумя способами:

  • на общем собрании участников общества. Подтверждающим документом в этом случае будет протокол общего собрания участников;
  • решением уполномоченного участника общества. Новые условия об оплате труда генерального директора он может прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Понижение оклада

Ситуация: как понизить оклад, тарифную ставку и сдельную расценку, установленную сотруднику?

Ответ на этот вопрос зависит от:

Причин понижения зарплаты (оклада, тарифной ставки, сдельной расценки) и их документального обоснования;

Согласия сотрудника на понижение ему зарплаты.

Размер зарплаты прописывается в трудовом договоре как его обязательное условие (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ст. 135 ТК РФ). Изменить обязательные условия трудового договора (в т. ч. и зарплату) по общему правилу организация может только с согласия сотрудника (ст. 72 ТК РФ). В этом случае необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ об изменении размера оклада (тарифной ставки, сдельной расценки). Такой порядок подтверждается и в пункте 1 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

Кроме того, если в организации есть штатное расписание, руководитель должен издать приказ о его изменении.

В некоторых случаях организация вправе без согласия сотрудника внести изменения в условия трудового договора. Это допускается, когда прежние условия (в т. ч. и размер зарплаты) не могут быть сохранены из-за:

  • изменения в технике и технологии производства (например, внедрения нового оборудования, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника);
  • структурной реорганизации производства (например, исключение какой-либо стадии производственного процесса);
  • иного изменения организационных или технологических условий труда, которое привело к уменьшению нагрузки сотрудника.

При этом запрещено менять трудовую функцию сотрудника. Кроме того, организация может уменьшить зарплату не ниже уровня, установленного коллективным договором (соглашением), если коллективный договор (соглашение) содержит соответствующие условия.

Об этом сказано в частях 1 и 8 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Организация должна быть готова к тому, что в случае спора ей придется доказывать необходимость снижения зарплаты из-за изменения организационных или технологических условий труда (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Поэтому она уже на начальном этапе нововведений должна обосновать причину снижения зарплаты документально. Например, доказательством невозможности сохранения прежнего режима работы сотрудника (а следовательно, и его зарплаты) при обновлении станочного оборудования послужат:

  • акт о полном износе оборудования;
  • письменный ответ производителя оборудования, который подтверждает, что модель заменяемого станка снята с производства;
  • документы, подтверждающие приобретение нового станка;
  • документы, подтверждающие особенность режима работы на новом оборудовании (уменьшение трудозатрат сотрудника).

Снижать зарплату сотрудников по причинам, не связанным с организационно-технологическими изменениями условий труда (например, по причине ухудшения финансово-экономического положения), исключительно по своей инициативе организация не вправе. Такой вывод следует из части 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ.

О своем намерении изменить зарплату организация должна сообщить сотруднику в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения этого изменения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Уведомить сотрудника о переходе на новые условия труда можно приказом под его расписку. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, организация обязана предложить ему иную должность (вакантную, в т. ч. и нижестоящую, нижеоплачиваемую), если вакантные должности имеются в организации. В случае отказа сотрудника от перевода (а также при отсутствии в организации вакансий) трудовой договор можно прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Одним из вариантов снижения зарплаты сотрудника является перевод его на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). Он также допустим только с письменного согласия сотрудника за одним исключением. Если причиной перевода стали чрезвычайные обстоятельства (например, производственная авария или производственный простой по причине экономического характера), то сотрудника можно перевести на другую работу и без его согласия. Однако такой перевод (без согласия сотрудника) будет временным - на срок не более месяца, а зарплата сотрудника не может быть ниже среднего заработка по прежней работе. Об этом сказано в статье 72.2 Трудового кодекса РФ.

Повышение оклада

Ситуация: как повысить оклад (тарифную ставку, сдельную расценку), установленную сотруднику?

Ответ на этот вопрос зависит от причин повышения зарплаты (оклада, тарифной ставки, сдельной расценки). В частности, повышение зарплаты возможно в следующих случаях:

  • повышение окладов в целом по отделу или организации;
  • перевод на другую работу (в т. ч. более высокооплачиваемую);
  • изменение организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ);
  • индексация зарплаты (ст. 134 ТК РФ).

Размер зарплаты прописывается в трудовом договоре как его обязательное условие (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ст. 135 ТК РФ). Изменить обязательные условия трудового договора (в т. ч. и зарплату) по общему правилу организация может только с согласия сотрудника (ст. 72 ТК РФ). В этом случае необходимо оформить приказ об изменении размера оклада (тарифной ставки, сдельной расценки) и дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Такой порядок подтверждается пунктом 1 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

Подробнее об изменении в трудовом договоре см. Как изменить трудовой договор .

Кроме того, если в организации есть штатное расписание, руководитель должен издать приказ о его изменении. При этом организация вправе как внести изменение в существующее штатное расписание, так и утвердить его новую редакцию. Исключением из этого правила является перевод сотрудника на другую более высокооплачиваемую должность, существующую в организации. В этом случае вносить изменение в штатное расписание не нужно, так как такая должность и соответствующий ей оклад в нем уже присутствуют.

Если увеличение оклада связано с изменением организационных или технологических условий труда, то перед тем, как заключить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, нужно соблюсти необходимые процедуры (ст. 74 ТК РФ).

При индексации зарплаты порядок ее проведения дополнительно пропишите во внутренних локальных нормативных актах организации (ст. 134 ТК РФ). Например, в Положении об оплате труда. В дальнейшем индексацию зарплаты производите на основании приказа руководителя со ссылкой на соответствующий локальный нормативный акт. После этого оформите дополнительные соглашения к трудовому договору с сотрудниками и внесите изменения в штатное расписание (если оно есть в организации).

Дифференцированное повышение окладов, то есть не в целом по организации, а только некоторым сотрудникам, также производите на основании приказа руководителя со ссылкой на соответствующий локальный нормативный акт. После этого оформите дополнительные соглашения к трудовому договору с сотрудниками и внесите изменения в штатное расписание (если оно есть в организации).

В таком же порядке проводите повышение зарплаты до размера МРОТ .

Оклад – это величина денежного вознаграждения, которая первоначально предлагается работнику при приеме на должность и необходим для расчета конечной суммы. Оклад фиксируется в трудовом договоре нового работника, а также в приказе при приеме на работу. Этот показатель является основой для дальнейшего подсчета других показателей.

Зарплата – это величина денежного вознаграждения, которую работнику выдают «на руки» после учета всех надбавок и удержаний. При подсчете зарплаты используется сумма оклада. К нему прибавляются различные бонусы, премии, например, за хорошую плодотворную работу (эти выплаты переменны, так как они могут быть, а могут и не быть, в зависимости от достигнутых результатов, установленных самой организацией); различные доплаты за работу в вечернее, ночное время, в праздничные и выходные дни; компенсации, например, «за вредность» на производстве. Также сам работодатель по своему усмотрению может доплачивать за выслугу лет, совмещение нескольких должностей, частые командировки. Кроме того, существуют северные и районные коэффициенты, для тех работников, которые трудятся на Крайнем Севере и равных ему районах. С другой стороны, из суммы оклада вычитается НДФЛ, различные вычеты за порчу имущества и другое.

Отличия оклада и зарплаты

В чем же отличие оклада от зарплаты? Самое главное отличие между ними – это подсчет одного показателя на основе другого. То есть, существует основной оклад каждой конкретной должности согласно штатному расписанию, а зарплата подсчитывается, исходя из этого показателя и всех надбавок, а также вычетов, которые регламентированы законодательно в России.

Сумма оклада сразу фиксируется в документах, как только человек устраивается на работу, зарплата рассчитывается после месяца работы в организации (или иного, ранее оговоренного периода), либо при увольнении.

Сумма оклада фиксирована, и отражается в штатном расписании организации. Зарплата подсчитывается, исходя из суммы оклада. С другой стороны, заработная плата никак не влияет на размер оклада.

Таким образом, и оклад, - это вознаграждение за труд. Но, оклад – это величина постоянная и фиксированная, а зарплата - переменная и зависит от многих факторов: квалификации, опыта работы, условий труда, качества работы и так далее. Иногда сумма оклада и сумма зарплаты совпадают, но в большинстве случаев оклад является только частью зарплаты (иногда ½ от зарплаты и даже меньше).

Комментарий к статье 145

1. Условия и размеры оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации, финансируемой из бюджета, устанавливаются Правительством РФ (для организаций, финансируемых из федерального бюджета), органами государственной власти субъекта РФ (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ) и органами местного самоуправления (для организаций, финансируемых из местного бюджета). Следует обратить внимание на использование различных терминов ст. 144 ("Государственные и муниципальные учреждения") и ст. 145 ("Организации, финансируемые из бюджета").

2. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.

3. Оплата труда руководителей государственных предприятий устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8).

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и которые осуществляют полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор с руководителями государственных предприятий, а руководителей муниципальных предприятий - органы местного самоуправления.

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором или условиями оплаты труда на данном предприятии исходя из списочной численности работников предприятия (при численности работников до 200 человек - 10-кратная величина тарифной ставки I разряда, от 200 до 1500 человек - 12-кратная, от 1500 до 10000 - 14-кратная, свыше 10000 человек - 16-кратная). Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Органы исполнительной власти могут дифференцировать группы предприятий по численности работников с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли.

Основная профессия работников организации определяется исходя из отраслевого (тарифного) соглашения, а если в нем основная профессия не определена, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор с руководителем. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя предприятия может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных видов работ, например механизированных или работ в животноводстве.

Если в организации применяется бестарифная система оплаты труда, то для установления должностного оклада руководителя необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия. В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку.

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Поскольку условия оплаты труда являются существенным условием трудового договора, повышение должностного оклада руководителя также должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанные условия оплаты распространяются также на акционерные общества, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, данные условия оплаты труда руководителя могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе.

Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются работодателем самостоятельно.

4. Особенности оплаты труда руководителей в отдельных отраслях согласовываются органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий" размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.