Что такое HDR и как лучше его использовать. Что такое HDR и как он поможет сделать фотографии красивыми

Если вы когда-нибудь видели динамические насыщенные фотографии с отчётливыми тенями, небом или мелкими деталями. То все эти фото сделаны при помощи HDR. Сейчас, в любом смартфоне Xiaomi камера поддерживает этот режим. Теперь, дорогие читатели, давайте разбираться подробнее что такое HDR и как эта функция работает.

Что такое HDR в камере?

HDR – программный алгоритм, используемый для обработки цифровой фотографии, принцип действия которого заключается в добавлении динамических изменений в фото. Если у вас есть устройство Сяоми и вы хотите научиться делать качественные и динамичные снимки, то вам нужно понять, что такое HDR в камере телефона Xiaomi.

Так, при использовании HDR, камера смартфона делает не одну, а сразу несколько снимков. При этом в каждой фотографии используется разная экспозиция. После этого, программный алгоритм объединяет полученные изображения в одно фото.

Фото сделанное таким методом намного лучше передает световые переходы, делая их максимально похожими на то, что видит человеческий глаз, а не камера устройства. Стоит также отметить, что при съемке этим методом у телефона уходит больше времени на обработку снимка. Например, камере Xiaomi Mi A1 понадобится 2 секунды на обработку результата.

Что такое HDR съемка?

Технология HDR разработана, чтобы улучшить качество фотографий. Однако использовать такой метод съемки стоит не всегда, а лишь в определенных ситуациях.

Так, в первую очередь HDR следует применять при съемке пейзажей, поскольку в таких фото очень важно отметить контраст между землей и небом. В режиме HDR камера смартфона легко справится с этой задачей, выделив все детали на небе, при этом не слишком затемняя землю.

Режим HDR также крайне рекомендуется использовать для съемки портретов при ярком солнечном свете. Всем известно, что освещение является одним из самых важных аспектов в фото. Однако, если на лицо фотографируемого человека падает большое количество света, этом может стать причиной появления лишних теней, бликов, а также других вещей, которые не лучшим образом скажутся на качестве фото. Используя HDR, можно легко скорректировать количество света на лице.

Но, есть ситуации, в которых HDR лучше не использовать. Например, при съемке движущихся объектов, поскольку на фото они будут получаться размытыми. Также не рекомендуется использовать этот режим при съемке высококонтрастных сцен и при наличии в кадре большого количества ярких цветов.

Режим HDR в смартфоне что это?

Не стоит забывать, что большинство смартфонов Xiaomi, в которых есть съемка фото в режиме HDR, делают сразу два изображения, один с эффектом HDR, другой без него. Таким образом, после съемки можно сравнить оба снимка и выбрать лучший.

Фотография – это искусство, в котором для достижения наилучшего результата всегда необходимо экспериментировать. Не бойтесь фотографировать и использовать «режим фото HDR». Со временем вы научитесь грамотно им пользоваться и в разы улучшите качество своих фотографий.

Выбирая и покупая новый смартфон, большинство из нас обращают внимание на камеру устройства и её возможности. И ничего удивительного в этом нет. Ведь сегодня мобильный телефон – это не просто средство общения, а полезный и многофункциональный гаджет, способный заменить собой и фотоаппарат, и видеокамеру. При этом есть мнение, что по-настоящему качественные снимки можно получить лишь на том смартфоне, который поддерживает режим съемки HDR. Так ли это? И что это вообще за опция? Об этом и многом другом расскажем ниже.

Как вы, наверное, догадались, HDR – это сокращение. Вообще, эта технология называется High Dynamic Range. Если переводить дословно, то звучит как «высокий динамический диапазон». В чём же суть данной опции? Сейчас объясним. Режим HDR – это специальный метод съёмки фото, в котором камера поочередно делает несколько кадров с разной выдержкой и экспозицией, чтобы впоследствии соединить их в одном изображении.

Причём она концентрируется на участках с разными показателями яркости, контрастности и удалённости от объектива. Затем все кадры обрабатываются встроенной программой. Они накладываются друг на друга, а система анализирует их качество, выбирая наиболее четкие фрагменты из всей серии. В итоге, как из нескольких пазлов, получается один единственный снимок, который взял самое лучшее от каждого кадра.

Много ли смартфонов поддерживают возможность съёмки в режиме HDR? В принципе, да. Есть данная опция на устройствах таких брендов, как xiaomi, meizu, lg, samsung и мн. др.

На айфонах также можно пользоваться этой замечательной функцией. Причём Apple стала оснащать свои устройства подобной технологией довольно давно, начиная с iPhone 4. Все последующие модели (iPhone 5, 5s, 6, 6s, SE, 7 и 8) тоже имеют камеру с возможностью создания HDR-изображений.

Плюсы данной опции

Что же в итоге даёт функция HDR (кстати, многие пользователи произносят не «аш ди эр», а «хдр»)?

  1. Снимки получаются более качественными.
  2. Повышается детализация и чёткость.
  3. Минимизируются тёмные области и, наоборот, чересчур яркие.
  4. Увеличивается диапазон яркости и глубина цвета.

Как видите, преимуществ у съёмки в режиме HDR много. Правда, на создание нескольких снимков и их последующую обработку требуется значительно больше времени, чем при фото без ХДР. Во многом поэтому данный режим полезен лишь при съёмке статичных объектов или пейзажей. Если же снимать с HDR движущиеся элементы, то велика вероятность, что они попросту размоются или задублируются.

Для справки! Камеру в смартфоне Google Pixel называют одной из лучшей. Получающиеся с помощью неё снимки по многим критериям оказываются даже более качественными, чем фото с iPhone 7 и Samsung Galaxy S7. Во многом это заслуга режима HDR+. Именно данная опция в камере андроид-смартфона позволила достичь таких высоких результатов в противостоянии с серьёзными и именитыми конкурентами.

Есть ли недостатки у режима HDR?

Как вы поняли, эта опция действительно полезная. Но минусы у ХДР всё же есть. Так что давайте расскажем и о «ложке дёгтя»:

  1. В ряде случаев фотографии выглядят несколько ненатурально. Особенно когда снимаются сцены с однотонными объектами.
  2. Режим HDR в камере смартфона не позволяет делать яркие снимки. Дело в том, что при создании серии кадров с разной выдержкой и фокусом система усредняет значения яркости.
  3. Сам процесс фотосъёмки проходит более медленно. В HDR-режиме даже самой быстрой и современной камере необходимо чуть больше времени, чем при производстве обычного снимка. Ведь приходится делать серию из 5-10 кадров, а затем ещё монтировать их в один. На всё это уходит пара-тройка секунд. К тому же дополнительно нагружается процессор смартфона.

Как включить режим HDR и когда стоит пользоваться данной опцией?

Чтобы активировать этот режим, никакие сторонние приложения устанавливать не нужно. Всё делается в самой «Камере». Например, в айфоне в самом окне фотосъёмки сверху есть значок «HDR» (правда, его нет на iPhone 8 и iPhone 8 Plus). Достаточно кликнуть на него и выбрать «HDR вкл.» или «HDR авто», чтобы активировать эту функцию. После чего направляйте камеру и жмите круглую клавишу.

Ничего сложного, правда? Только учтите пару нюансов:

  1. В режиме «HDR авто» (впервые появился в iOS 7.1 на iPhone 5s) айфон для каждого снимка определяет, какой вариант вышел лучше: с HDR или без. Система автоматически выберет оптимальный результат, а другое фото удалит.
  2. В режиме «HDR вкл.» «яблочный» смартфон создает HDR-версию для каждого снимка. То есть пользователь может сравнить два варианты и выбрать наиболее понравившийся. Но вот только место на диске в этом случае сэкономить едва ли удастся.

Когда же лучше всего задействовать функцию HDR? Активировать режим лучше всего в том случае, если камера смартфона не справляется с поставленной задачей. Допустим, вы снимаете против света солнца или находитесь в тени здания. Тут, конечно же, стоит использовать HDR. Хотя ждать чуда тоже не стоит. Если освещение очень плохое, то и режим ХДР не поможет получить качественные изображения.

Ещё включать HDR в камере смартфона следует в таких случаях:

  1. Портретная съёмка.
  2. Пейзажная съёмка.
  3. При работе с мелкими объектами. К примеру, нужно сделать фото нескольких страниц каталога или журнала.
  4. При уличной фотографии статических объектов. Будь это памятник, дом или стоящий у обочины авто.

Когда лучше всего обойтись без HDR режима?

Что касается того, когда категорически не рекомендуется применять данную функцию:

  1. Если вы или другие объекты движетесь . Так как при съёмке в режиме HDR в таком случае получится размытое фото (ведь, как вы знаете, для создания одного снимка делается серия кадров).
  2. Если вы снимаете контрастные сцены . Использование HDR «сгладит» разницу между светлыми и тёмными участками. Но только это не улучшит качество изображения.
  3. Если перед объективом вашей камеры сцены с яркими цветами . Дело в том, что HDR может сделать снимок ещё более насыщенным по яркости и цветовой гамме. В итоге фото станет нереалистичным.

Во всех перечисленных вариантах камера с включенным HDR хорошее, прорисованное и гармоничное по яркости фото точно не выдаст. Лучше покопаться в настройках в обычном режиме съёмки.

Кстати, а как быть тем пользователям, смартфоны которых не имеют камеры с ХДР? Советовать приобрести новое устройство мы не будем. Скажем лишь, что в цифровом магазине можно найти ряд приложений, которые отчасти дадут вашим фото такой эффект, будто вы снимали их в High Dynamic Range.

Для справки! Примечателен тот факт, что владельцы бюджетных смартфонов используют режим HDR гораздо чаще, чем те, кто юзает флагманские и топовые модели. Объясняется это тем, что дорогие девайсы оснащаются более качественной камерой, которая имеет расширенный динамический диапазон.

Для кого-то первые снимки на цифровую камеру были сделаны семь лет назад, для кого-то - на прошлой неделе. Практически все мы задавали себе вопрос: почему часто на снимках голубое небо превращается в сплошной белый фон, а на тех фотографиях, где небо все же не было пересвечено, все предметы на переднем плане сливаются в темное пятно.

Чтобы понять, почему это происходит, проведем небольшой эксперимент. Поставим камеру в приоритет диафрагмы (AV) и наведем ее на небо в солнечную погоду. Предположим, что камера показала необходимую выдержку 1/2000 секунды. Теперь замерим необходимую выдержку по самой темной части мотива, например одежде человека перед вами. Получим 1/2 секунды. Эта разница в освещении приблизительно соответствует так называемому динамическому диапазону мотива. Ее принято вычислять в ступенях экспозиции, и в данном случае она равна 10 ступеням. Вспомним, что одна ступень соответствует изменению экспозиции в два раза. В нашем случае это изменение времени выдержки от 1/2000 до 1/2 секунды.

Глаза человека могут адаптироваться к изменению освещения до 24 ступеней экспозиции, поэтому мы способны различить детали и на светлом небе, и на темной одежде. Но матрица фотокамеры не может приспосабливаться к свету. У нее есть фиксированный динамический диапазон, то есть разница в освещении между самым ярким участком мотива, который она может зафиксировать, не превратив его в белое пересвеченное пятно, и самым темным участком, в котором зафиксированная информация не перекрывается шумом. Динамический диапазон матрицы большинства цифровых камер равен примерно 9 ступеням экспозиции, что гораздо меньше как способности глаз человека запечатлевать информацию, так и способности черно-белой пленки с ее динамическим диапазоном до 11 ступеней.

При этих ограничениях цифровой фотографии она дает нам возможность манипулировать снимками на компьютере. Поэтому вполне естественным было бы сделать несколько кадров с различной экспозицией, соединив их в один, что дало бы нам возможность заметно расширить динамический диапазон снимка. Один из таких способов заключается в работе со слоями в Photoshop и будет описан позднее. О втором способе - создании HDR - пойдет речь сейчас.

Под HDR или, если быть более точными, HDRI (High Dynamic Range Image), подразумевают изображение с динамическим диапазоном больше, чем в обычных снимках. С какого предела начинается HDR, является темой для многих дискуссий. В некоторых источниках границей называют 13,3 ступени экспозиции, в других - 9 ступеней, которые помещаются и в обычный 8-битный JPG-файл.

С технической точки зрения HDR можно определить как файл, в котором яркости пикселей сохранены не в целочисленном виде, а в формате с плавающей запятой. Для HDRI чаще всего используются 32-битные форматы Radiance (.hdr) или OpenEXR (.exr). Так как обычные мониторы не могут отобразить все значения яркости в 32-битном файле, HDRI необходимо привести в 8- или 16-битное изображение. Этот процесс называется тональным отображением (tone mapping).

Если говорить о том, чем HDR не является, стоит упомянуть, что из 8-битных фотографий нельзя сделать HDR, даже если обработать их в специальных программах, таких как Photomatix. Также изображение, полученное из одного RAW-файла с высветлением теней и затемнением светлых участков, будет просто фотографией, конвертированной из RAW, но никак не HDR.

2. Съемка для HDR

Для создания HDR-изображения нужно сделать несколько снимков с различной экспозицией, запечатлев детали как в темных, так и в светлых частях мотива. Изменять экспозицию, как известно, можно разными способами, но в случае HDR делать это следует изменением выдержки.

Самый верный способ съемки для HDR выглядит так:

  • Для начала установим на камере режим приоритета диафрагмы (AV) и выберем нужное диафрагменное число.
  • Поставим режим экспозамера по минимальному участку, который позволяет камера. Оптимальным будет точечный или частичный замер, но в крайнем случае для большинства мотивов подойдет и центрально взвешенный метод.
  • Измерим экспозицию на самом темном и на самом светлом участках. Для этого интересующий нас участок должен находиться в центре кадра. Запоминаем эти значения.
  • Установим камеру на штатив, перейдем в ручной режим (M), поставим то же диафрагменное число, при котором проводили измерения, и будем делать снимки, поднимая выдержку от наименьшего значения к наибольшему (или наоборот) с разницей в одну-две ступени при съемке в JPG-формате или две-три ступени при съемке в RAW .

Если место на вашей карте памяти важно, то можно ограничить количество снимков, проверяя гистограмму. На самой темной фотографии гистограмма должна немного не доходить до правой границы, а на самой светлой - до левой. Лучше даже, если на фотографии с максимальной выдержкой гистограмма начинается в середине шкалы. Тогда мы можем быть уверены, что в получившемся HDR не будет шумов в темных участках, если мы захотим их осветлить.

В тех случаях, когда штатива нет или его нельзя использовать, может помочь эксповилка (AEB) в сочетании с режимом непрерывной съемки. Установка эксповилки на +/– два шага обычно достаточна для создания качественных HDR. В данном случае лучше всего использовать матричный замер экспозиции. Если есть возможность, лучше прислониться к стене или колонне, чтобы уменьшить разницу в кадрах, обусловленную движением.

Чувствительность при съемке для HDR желательно поставить на минимальное значение, поскольку большинство HDR-программ не очень хорошо справляются с шумом. Если же высоких значений чувствительности по каким-либо причинам нельзя избежать, лучше пользоваться Photoshop, поскольку эта программа очень хорошо справляется с устранением шума в HDR.

3. HDR в действии

Рассмотрим, как создавать HDRI и делать тональное отображение на примере «Фотошопа» и «Фотоматикса» - программ, чаще всего используемых для этих целей.

3.1. Создание HDR и тональное отображение в Photoshop

Создавать HDR в «Фотошопе» можно из JPG-, TIF- или из RAW-файлов. Для этого нужно либо выбрать файлы через меню File-Automate-Merge to HDR, либо использовать опцию Add Open Files, если фотографии уже открыты. Если съемка велась с рук, то можно отметить опцию Attempt to Automatically Align Source Images. Только следует учесть, что выравнивание изображений занимает в «Фотошопе» очень много времени, до 45 минут для HDR из трех RAW-файлов. Если программа не может найти EXIF-данные, он попросит внести их вручную.

После вычислений появится окно предпросмотра HDRI. Так как обычные мониторы не предназначены для просмотра 32-битных изображений, будет видна только часть всего светового диапазона этого снимка. Справа отображена гистограмма получившегося HDRI. Передвигая ползунок, можно изменять гамму изображения и рассматривать части фотографии с различной освещенностью. Оставьте значение Bit Depth на 32 и нажмите ОК.

Теперь можно конвертировать HDR в обычное изображение. Для начала лучше конвертировать в 16 бит, чтобы уменьшить возможные потери при дальнейшей обработке. Для этого выбираем Image-Mode-16 Bits/Channel. Появится окно с четырьмя опциями вверху. Для большинства случаев интерес представляет только последняя опция Local Adaptation. Кроме кривой, которая работает подобно простым кривым Photoshop, в этом диалоговом окне есть два параметра: Radius и Threshold. В то время как кривая отвечает за изменение глобального контраста, эти два параметра определяют локальный контраст, контраст деталей.

Radius определяет, сколько пикселей считать «локальной» областью при изменении контраста. Слишком низкие значения делают изображение плоским, слишком высокие могут привести к появлению световых ореолов, особенно при высоких значениях второго параметра, Threshold.

Threshold определяет, насколько выраженным будет локальный контраст.

Теперь осталось поработать с кривой. Для того чтобы узнать, где на кривой лежит световое значение участка изображения, следует, как и в обычных кривых, провести курсором по этому участку изображения. В крайнем случае можно сделать несколько изображений с различными параметрами тонального отображения, потом соединить их с разными режимами перекрытия или скрыть части слоев масками. Перед тем как нажать OK, лучше сохранить установки на кривой, чтобы потом при необходимости изменить их или использовать для изображений, снятых в тех же условиях.

Все вопросы по созданию HDR изображений вы можете задать в разделе «Вопросы эксперту ». На следующей странице - обзор основных программ для создания HDR.

3.2. HDR и Tone Mapping в Photomatix

Создадим HDR-файл из нескольких фотографий. Для этого можно выбрать фотографии через HDR-Generate-Browse либо открыть нужные снимки, выбрать меню HDR-Generate и отметить Use Opened Images. Второй вариант не работает для RAW-файлов, поскольку из них Photomatix автоматически создает псевдо-HDRI. Если Photomatix не может найти EXIF-данные, он попытается приблизительно вычислить их. Чаще всего результат совсем неплох, но на этом этапе можно подкорректировать данные экспозиции. Как и в Photoshop, здесь лучше указывать верные данные.

После того как файлы выбраны, появится следующее окно. В нем можно выбрать различные опции для создания HDR. Если существует вероятность, что позиция камеры была немного изменена при съемке, то можно отметить Align Source Images. Photomatix при выборе опции Attempt to Reduce Ghosting Artifacts попытается минимизировать различия в снимках, связанные с движущимися объектами. Если эти объекты относятся к переднему плану, например это люди или качающиеся ветки, то лучше выбрать Moving Objects/People, в меню Detection выбрать High. Опцию коррекции волн, по моему опыту, лучше не активировать, без нее результаты обычно получаются лучше. В настройках тональной кривой отклика (Tonal Response Curve) внизу лучше оставлять Take Tone Curve Of Color Profile.

После того как вычисления закончены, изображение можно повернуть с помощью Utilities-Rotate-Clockwise/Counterclockwise. Обычные мониторы не могут отобразить весь динамический диапазон созданного HDR-изображения, но части его можно посмотреть с помощью окна HDR Viewer. Через View-Default Options-HDR можно конфигурировать, будет это окно появляться или нет. HDR Viewer можно вызвать и комбинацией клавиш Ctrl+V.

Теперь можно приступать к превращению HDR в доступный нормальным мониторам вид. Выбираем HDR-Tone Mapping (Ctrl+T). Появится окно с различными настройками, от которых будет зависеть конечная фотография, то, насколько реалистичной или сюрреалистичной она будет. В поле Method следует выбрать Details Enhancer. Другой метод, Tone Compressor, может давать совсем неплохие и приближенные к реальности результаты, но предлагает меньше опций контроля тонального отображения.

Рассмотрим, что означают различные настройки тонального отображения.

Strength - контролирует влияние на конечный результат остальных параметров.

Color Saturation - цветовая насыщенность полученного изображения.

Light Smoothing - отвечает за плавность световых переходов. Именно она виновата в ореолах, которые свойственны многим HDR-фотографиям. Это значение лучше ставить на максимум.

Luminosity - определяет общий световой уровень фотографии. Повышение этого параметра высветляет тени, более равномерно распределяя световые значения на гистограмме, но в то же время выявляет шумы в тенях.

Micro Contrast - определяет световой контраст в деталях.

Micro Smoothing - уменьшает локальный контраст деталей, влияние предыдущего параметра. Слишком большие значения делают фотографию плоской, со слабо выраженными локальными световыми значениями, при уменьшении этого параметра увеличивается шум и могут появиться темно-серые пятна в областях средней освещенности.

White/Black Clip - определяет значение, после/до которого информация в светлых/темных тонах обрезается.

Output Depth - для изображений, которые вы еще собираетесь обрабатывать в графическом редакторе, лучше ставить на 16 бит.

Некоторые довольно полезные опции были добавлены в версии 2.5: Color Temperature - сдвигает цветовую температуру изображения по отношению к исходному HDRI.

Saturation Highlights/Shadows - изменение насыщенности темных/светлых тонов. Эти опции работают с исходным HDR-изображением, с темными/светлыми тонами реального мотива, поэтому они не являются аналогами Color Balance или Selective Color в Photoshop.

Highlights/Shadows Smoothing - контролируют изменение контраста в темных и светлых тонах.

Shadows Clipping - затемняет темные области, обычно содержащие в HDR много шума.

Обычно локальный контраст получившейся фотографии ниже, чем той, что была в предварительном просмотре. Происходит это из-за того, что тональное отображение рассчитывается с учетом размеров областей локального и глобального контрастов, которые различны в зависимости от размеров изображения. Разница между конечным результатом и предварительным просмотром будет тем больше, чем больше разница между самим изображением и его копией в окне предпросмотра.

В этом случае либо если по каким-то другим причинам результат вас не устраивает, можно вернуться к HDR-файлу опцией HDR-Undo Tone Mapping.

4. Соединение экспозиций (Exposure Blending)

Кроме создания HDR, есть еще один способ увеличения динамического диапазона фотографий. Этот метод работает для любого количества фотографий, снятых со штатива, но для простоты ограничимся двумя снимками. В Photoshop обе фотографии копируются в один файл в виде слоев, а к верхней добавляется маска.

В самых простых случаях, когда светлая и темная части снимка разделены прямой линией горизонта, достаточно закрасить маску градиентом от белого к черному, имитируя серый градиентный фильтр, известный из аналоговой фотографии. Если удерживать Shift при создании вертикального градиента, получится ровный горизонтальный переход.

Гораздо чаще такими простыми методами обойтись не получается: темные и светлые части снимка разделены неровной границей либо разбросаны по всей фотографии. В этом случае маску придется подгонять к конкретному случаю. Для этого слой с более темной фотографией помещаем сверху и добавляем к нему маску. Для начала сделаем грубый набросок распределения яркостей на маске. Это можно сделать несколькими способами.

Первый способ:

  • Выбираем более контрастный слой и копируем его (Ctrl+C).
  • В списке каналов верхнего слоя выбираем маску.
  • Копируем (Ctrl+V).

Для второго способа маски у верхнего слоя сначала быть не должно.

  • Среди RGB-каналов более контрастного слоя выбираем самый контрастный канал.
  • Выбираем его, кликнув мышкой, удерживая Ctrl.
  • Добавляем маску к верхнему слою. Она автоматически заполнится информацией из выбранного канала.

После создания заготовки маски ее контраст можно увеличить кривыми либо сделать маску, состоящую только из черного и белого цветов фильтром Filter-Sketch -Stamp. Правда, работает он только в 8-битном режиме. Чаще всего после этого нужно тщательно подправлять маску кисточками, меняя прозрачность, размер и размытость краев кисти.

Несколько методов соединения экспозиций, дающих иногда очень неплохие результаты, предлагает также Photomatix. Для этого следует открыть фотографии и в меню Combine выбрать один из методов. Лучшие результаты дают H&S-Auto и H&S-Adjust. Значением Blending Point во втором случае можно задать, из каких фотографий предпочтительнее брать информацию. Чем выше это значение, тем больше будет влияние на результат более светлых снимков. Параметром Radius можно контролировать аккуратность перекрытия экспозиций.

5. Последующая обработка

HDR-изображения после тонального отображения обычно следует обработать, чтобы добавить им контраста и скорректировать цвета. Кроме того, изображения, полученные в Photomatix, при некоторых настройках имеют одну особенность: тени в них бывают более светлыми, чем в самом светлом из исходных изображений, а светлые области темнее, чем в самом темном. Чтобы сделать изображение снова приближенным к реальности, следует открыть его в Photoshop, сверху скопировать самую светлую из исходных фотографий в режиме Darken и самую темную в режиме Lighten. Не исключено, что нужно будет добавить к этим изображениям маски и стереть какие-либо части кисточкой с мягкими краями и прозрачностью 10–30%.

Некоторые программы, работающие с HDR, могут искажать цвета и насыщенность цвета при тональном отображении. Эту проблему в большинстве случаев можно исправить в Photoshop: исходные снимки скопировать в виде слоев на получившееся из HDR изображение и поменять режим перекрытия на Color или Saturation, вернув тем самым естественные цвета. В местах пересветов и теней следует использовать цвета соответственно из недо- и пересвеченных исходников.

6. Альтернативные программы для работы с HDR

В этой статье были подробно рассмотрены Photoshop и Photomatix, но кроме них существуют и другие программы, позволяющие создавать HDR и делать тональное отображение. На эти альтернативные программы также имеет смысл обратить внимание.

EasyHDR - программа с удобным, понятным интерфейсом и большим количеством опций. Более гибкая, чем Photoshop, результаты тонального отображения выглядят более натуральными, чем результаты Photomatix.

Artizen HDR - графический редактор, в котором работа с HDR не является основной функцией. Создание HDRI и тональное отображение делает довольно качественно.

Picturenaut - бесплатная программа для работы с HDR. Неплохо справляется с тональным отображением, но при очень большом динамическом диапазоне может быть сложно найти подходящие параметры.

Qtpfsgui - предлагает несколько алгоритмов, различающихся по параметрам, результатам и времени расчета. После тонального отображения результаты сохраняются в различных окнах, что дает возможность сравнить и выбрать оптимальные параметры.

Ulead PhotoImpact - известный графический редактор. Управление каретками тонального отображения не очень удобно, но результаты более или менее удовлетворительные.

HDR View - небольшая программа для просмотра HDRI. Позволяет увеличивать и уменьшать экспозицию, сохранять изображение на выбранной экспозиции в формате bmp.

Технология HDR может помочь фотографам преодолеть ограничения динамического диапазона матрицы цифрового фотоаппарата. Некоторые программы также позволяют создавать изображения, больше напоминающие сюрреалистические картины, чем фотографии. В каких случаях имеет смысл расширять динамический диапазон фотографии, насколько реалистичной будет конечная фотография - все это решает каждый сам для себя. Работа с HDR дает нам эту замечательную возможность выбора.

Рад приветствовать вас на своем блоге. С вами на связи, Тимур Мустаев. Все мы, фотографы, безгранично любим фотографировать. И кто же не захочет получить в итоге совершенную картинку!

Как только звучат слова “идеальное”, “максимально реалистичное”, “в высоком разрешении” относительно фото, мне сразу же хочется поговорить о чудном изобретении под названием hdr. С этим тесно связан термин “брекетинг”. Давайте по порядку будем разбирать все новые понятия. Итак, hdr фотографии что это?

Что такое hdr съемка?

Фотография HDR – это изображение в высоком разрешении и большом . Это значит, что вы можете стать счастливым обладателем фото, на котором четко представлены все цвета и света, в том числе очень яркие и темные участки.

При этом ваша техника не будет вам сообщать, что в каких-то местах кадра информация пропадает за счет засветки или катастрофической нехватки световых лучей.

Дело в том, что чаще всего, с помощью обычного фотоаппарата такую картинку практически невозможно сделать. И дело не в возможностях фотокамеры или умениях фотографа, хотя это и значимые факторы, влияющие на результат.

В отличие от человеческого глаза, камере очень сложно приходится при высококонтрастных сюжетах. Мы можем воспринять все оттенки голубого неба и серой или коричневой земли, например, а техника нет.

Она обязательно либо сделает небосвод где-то пересвеченным, либо земную поверхность уведет в черноту, либо выберет какой-то средний вариант. Ни один из них меня бы не устроил. Здесь я вижу всего несколько выходов:

  1. знать точно, как настроить фотокамеру, что скорей всего, будет полностью вручную;
  2. вытянуть светлые области или проработать тени в лайтруме/фотошопе;
  3. сделать фотографию с помощью технологии Hdr.

Как происходит создание hdr картинки?

Чтобы создать такое фото, о котором я говорю в третьем пункте выше, нужно наложить друг на друга несколько снимков, сделанных с небольшой разницей: переэкспонированный, нормальный, недоэкспонированный. В основном объединяют фотографии, сделанные при помощи экспокоррекции. Но есть и другие варианты.

Чаще это три фото, но бывает и больше – целая серия. Естественно, в последнем случае потребуется больше терпения и умений, чтобы превратить, фактически, сырой материал из множества фотографий всего лишь в одну-единственную, так скажем, идеальную.

Именно в фотоаппарата будет удобнее работать профессионалам. Если же вам комфортнее и привычнее действовать в полуавтоматических стилях ( , ), то выберите их.

Главное здесь – менять от кадра к кадру лишь один из основных параметров, и обычно только на одну или парочку ступеней, что зависит от общего освещения.

Пример с : f=7,1 f=8 и f=9; с : t=1/100, 1/160 и 1/250. Фоткайте и смотрите на итог. В принципе, можно попробовать немного смещать и , играть с фокусировкой. Но это уже другие виды брекетинга, которые тоже существуют.

Ниже приведен пример, где использовалась разная выдержка, а диафрагма и , без изменения. После объединения этих трех фотографий, мы получим замечательный снимок.

Обратите внимание. Создание подобного фото с крайне большим динамическим диапазоном не всегда уместно и не всегда будет выглядеть так, как вам представлялось вначале. Ни компьютер, ни печатные машины не способны в полной мере отразить все богатство света и тени.

Еще возможно усиление так называемых, нежелательных ореолов вокруг объектов, и их придется активно исправлять в графических редакторах.

Конечно, изображение в любом случае будет более красочным и невероятно четким, если все сделано правильно, нежели обычная фотография, допустим, в jpeg.

Также имейте в виду, что, если в ситуации съемки пейзажа, архитектуры, интерьера hdr будет адекватно выглядеть, то при фотографировании движения это может быть не так. Наложение картинки может дать непредсказуемый эффект, тем более, когда камера неустойчива.

Что такое hdr в камере?

Фотолюбители, у меня для вас хорошая новость! Если у вас добротный цифровой зеркальный фотоаппарат, в нем есть замечательная функция AEB (для фотоаппаратов Canon), аббревиатура означает автоматический брекетинг экспозиции.

Кнопка BKT или функция брекетинг в фотоаппарате Nikon.

Вам лень возиться с подготовкой hdr? Так она сделает все кадры за Вас!

Все очень просто: читаете инструкцию к камере, включаете нужную опцию, и при нажатии спуска аппарата произведет три снимка. Это будут, следовательно, светлый, нормальный и темный – что нам и нужно.

Конечно, на этом работа не заканчивается. К нашей радости, фотоаппарат может снимать в прекрасном , который не сжимает фотографию, а сохраняет всю информацию о ней. Для создания HDR фотографий можно использовать и JPEG формат.

Но к сожалению, сразу же hdr изображение он не сделает. Придется все перекопировать в компьютер и там совмещать и обрабатывать в специальной программе. Вам пригодится для этого фотошоп, в котором вы сможете выделить желаемые части со всех картинок и красиво их скомбинировать, для этого в меню Файл Автоматизация выбираем Объединить в HDR Pro .

Также более простая утилита Photomatix, где буквально в пару кликов мышкой вы сможете получить качественное профессиональное фото.

Если вы заинтересовались таким понятием, как HDR, и статья которую я написал для вас тоже понравилась, тогда вам точно будут интересны следующие видео курсы:

  1. Цифровая зеркалка для новичка 2.0 – Шикарный курс. Он необходим тем, кто совсем плохо разбирается со своим зеркальным фотоаппаратом, и кто только фотографирует в автоматическом режиме. Зеркальная фотокамера может большего! Обо всем об этом написано в данном курсе.
  2. Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки – Курс научит вас пользоваться, одной из всеми любимых фотографами программ Lightroom. В ней очень удобно работать с RAW форматами фотографий.
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0 – Курс, специально для новичков. Как вы понимаете, любой фотограф должен уметь обрабатывать фотографии после съемки, но без азов достигнуть нужных результатов просто невозможно. Если вы совсем новичок в Photoshop, то начинать надо именно с этого видеокурса.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP – Последний видео курс в моем арсенале, который предназначен именно для фотографов. Описываются все фишки и тонкости, для получения шедевра из простой фотографии.

Пока, читатели! На этом у меня все. Не пропускайте моих статей – и вы будете знать о фотографии все! К сведению: на новости блога можно подписаться — очень удобно. Делитесь статьей, мне будет очень приятно.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Одной из самых новых и востребованных технологий является HDR. Именно она сделала возможным максимальное приближение изображение получаемое через записывающее устройство к реальной, то есть той, что видят наши глаза. Аббревиатура расшифровывается так: High Dynamic Range, что на русском звучит как «высокий динамический диапазон». Если совсем вкратце, то технология HDR занимается соединением нескольких стоп-кадров в единый, для качественной фиксации которых была бы нужна разная экспозиция, при этом выделяется каждый объект (сильно засвеченный или затемненный).

Что касается камер, в том числе встроенных в регистраторы для авто, режим HDR работает следующим образом. Рассмотрим на примере фото фонтана в один из ярких солнечных деньков. Небо настолько светлое, что попросту окрасится в белый, зато фонтан выйдет как нельзя лучше. Если же сконцентрироваться на облаках, то фонтан выйдет так себе. HDR призван сохранить жизненную яркость и не «жертвовать» ни одной из деталей изображения. Применяется, кстати, не только в фотоаппаратах, авторегистраторах, классических видеокамерах, но и в телевизорах, смартфонах. Идеален для съемки обстановки при плохом освещении, однако не безукоризнен для запечатления быстро перемещающихся объектов.

Функция HDR: подчеркнуть и выделить все детали

Видеорегистраторы усовершенствуются вместе с другими полезными гаджетами. Самый распространенным видео форматом записи уже не HD с приемлемым по качеству изображением, а Full HD, а то и Super HD (предполагает съемку с разрешением 2304*1296 пикселей). Понятно, что в последнем варианте детализация картинки просто «вау», но, если она будет получена в темное время суток на улице или в слякотную погоду, высокое разрешение потеряет свои позиции влияния на конечный результат. HDR в видеорегистраторе что это? Ответ на поверхности: это функция, которая улучшит картинку, получаемую в неблагоприятных условиях внешней среды.

Вопрос о том, включать ли HDR в видеорегистраторе, отпадает сам собой. Ведь благодаря ему водитель получит четкое изображение:

  1. дорожной разметки;
  2. автомобильных гос. номеров;
  3. пешеходов, лица других автовладельцев;
  4. запрещающих и прочих знаков на обочине;
  5. много другого, что может сыграть решающую роль в разбирательстве ДТП и спорных чрезвычайных ситуаций на дороге.

А ведь все перечисленные детали засвечиваются фарами автомобиля (не при ясной погоде, конечно же). Плюс в объектив всегда могут попасть солнечные лучи. Настройка HDR осуществляется через меню при помощи функциональных клавиш и дисплея. Просто выберете пункт «настройка видеозаписи» (название и размещение может отличаться в зависимости от эксплуатируемой модели регистратора). HDR работает исключительно в одноименном режиме при 30 к/сек и разрешении 1920*1080 пикс.

WDR для HDR конкурент или помощник: в чем разница?

Чтобы понять в чём же заключается отличие WDR и HDR, надо разобраться чем определяется эффективность работы регистратора с рассмотренной точки зрения. Динамическим диапазоном сенсора, суть которого в отношении светимости самой яркой и наиболее темной «цели» в захватываемом кадре. Единица измерения — децибел. Именно Dynamic Range идентифицирует точность передачи яркости и цвета картинки исключив искажения.

Бюджетные видеорегистраторы, как правило, имеют узкий динамический диапазон (не более 70 дБ), вот почему в сложных что касается света условиях записи появляются затемнения или засветы, контрастность оставляет желать лучшего, из-за чего ряд деталей видеосъемки довольно сложно или вообще невозможно рассмотреть.

Здесь поможет многослойный объектив из стекла, дополненный ИК-фильтром, позволяющим осуществить более точную передачу brightness/contrast потока света сенсорам встроенной в аппарат матрицы. В случае с прямым попаданием солнечного света или встречными фарами, выручит так называемый поляризационный фильтр (CPL). Но есть одно большое «НО»: цена более оборудованных видеорегистраторов может сильно кусаться.

Создатели автомобильных девайсов поняли, как можно повысить Dynamic Range, практически не подняв его стоимость — программно-аппаратно, используя HDR матрицы. Существует два типа высокого Динамического диапазона:

  1. Последовательный (от англ. слова «sequential») — создается несколько отдельных кадров с разным значением выдержки, сохраняя детали в самых ярких/темных местах. Подходит для записи на видео плавного движения и при отсутствии движущихся предметов, так как они смазываются при комбинации полученных картинок. Внедряется в камеры для наблюдения (в супермаркетах, например). Требует больше ресурсов памяти.
  2. Шахматный (с английского — staggered) — общий кадр формируется из чередующихся точек (пикселей) двух различных по выдержке снимков. Как раз этот тип функции HDR и применяется в авторегистраторах, не «ест» много памяти, не искажает объекты в движении. Минимальная необходимая частота смены кадров равна 60 к/сек, поэтому HDR может не поддерживается некоторыми разрешениями.

Так что же все-таки полезнее — WDR или HDR?

Прелесть HDR в том, что он увеличивает Dynamic Range на целых 15, а то и 18 дБ! Wide dynamic range или, если сокращенно, WDR (переводится как расширенный динамический диапазон) — решение, к сожалению, более дорогое. Причина в матрице, ее Dynamic Range превышает 100 дБ. Однако благодаря ему регистратор может снимать происходящее в самых сложных условиях освещенности, не теряя контраст, детализацию, все ту же яркость.

WDR, по сути автоматически регулирует эти характеристики, корректируя экспозицию там, где это требуется, т.е. затемненные области кадра осветляет и наоборот, слишком светлые — затемняет. Удерживание такого баланса гарантирует высококлассное видео при выезде из тоннеля, или въезде в него, при «ослеплении» объектива прямым солнечным лучом. Итак, теперь ясно, что назначение этих двух режимов идентичное, просто метод реализации отличается.