Что направлено педагогическое общение. Либеральный стиль общения. Требования и технология педагогического общения

Педагогическое общение

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Роль общения в воспитательном процессе

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик , Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев , С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения и функции общения

Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент - обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент - общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент - восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Условия эффективности педагогического общения

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв .

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения

Барьеры восприятия в общении

Стиль педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения

  • Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
  • Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция - форма выражения отношения.

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов , К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий ») и параметры поведения: наступательность - оборонительность; деловитость - позиционность; дружественность - враждебность; сила (уверенность) - слабость (безвольность). Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами » и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы , неизбежно возникающие по ходу урока.

Литература

  • Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010.
  • Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
  • Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
  • Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1988.
  • Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  • Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
  • Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
  • Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с. Глава 23. с. 458-482.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое общение" в других словарях:

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения … Российская педагогическая энциклопедия

    Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… … Профессиональное образование. Словарь

    Педагогическое общение Словарь-справочник по педагогической психологии

    Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие - В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …

    Педагогическое общение: конфликт и его виды - Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения - В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: диалог и его виды - В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Обухов Алексей Сергеевич. Цель данного учебника – помочь будущим школьным психологам овладеть навыками и компетенциями, благодаря которым они смогут выстраивать продуктивное общение всехучастников образовательного…

6.1. Сущность понятия "педагогическое общение". Структура педагогического общения

6.2. Система коммуникативных умений педагога

6.3. Профессиональные способности, определяющие успешность педагогического общения

6.4. Личностные особенности педагога, которые затрудняют педагогическое общение

6.5. педагогический такт

6.6. Этапы общения педагога с учащимися (студентами) в процессе проведения лекции, практического занятия

6.7. Стили педагогического общения

резюме

Термины и понятия

Вопросы для проверки знаний

Задача для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения

Изучив материал этого раздела, вы будете знать :

Структуру и функции педагогического общения;

Систему коммуникативных умений педагога;

Существенные особенности психологических качеств; конфликтность, робость, агрессивность, застенчивость и их проявления в педагогическом общении;

Этапы общения педагога с учащимися (студентами) в процессе проведения лекции, практического занятия;

Структуру стиля педагогического общения;

Классификации стилей педагогического общения принципами и подходами, которые положены в основу этих классификаций.

а также уметь :

Сравнивать подходы различных исследователей к определению понятия "педагогическое общение";

Характеризовать структуру педагогического общения;

Раскрывать содержательный аспект каждого коммуникативного умения педагога;

Оценивать наличие педагогического такта преподавателя в различных педагогических ситуациях;

Выделять комплекс коммуникативных и дидактических средств, приемов, правил, которые оптимизируют взаимодействие педагога со студентами на каждом этапе педагогического общения;

Определять стиль профессионального общения преподавателя;

Оценивать стиле педагогического спилкуванння по принципу оптимальности и эффективности.

Сущность понятия "педагогическое общение". Структура педагогического общения

В научной литературе педагогическое общение трактуется как форма профессионального общения педагога с учащимися, направленная на создание благоприятного психологического климата в коллективе, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между участниками общения (Даниил Эльконин, Ирина Зимняя, Виктор Кан-Калик, Алексей Леонтьев) система, приемы и навыки социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которой является обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств (Михаил Гамезо, Владимир Соковнин) необходимое условие развития личности, ее социализации, индивидуализации (Вольф Мерлин), многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учениками, который порождается целями их совместной деятельности (Людмила Карпенко, Виталий Сластенин), совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач обучения и воспитания и определяют характер взаимодействия педагога с учащимися (Владимир Крысько).

Педагогическому общению присущи общие черты общения людей, так и специфические для образовательного процесса Специфика педагогического общения прежде всего заключается в его полиобьектний направленности Оно направлено на саму учебную взаимодействие, на учащихся (студентов) с целью их личностного развития, а также на предмет усвоения знаний педагогическому общению свойственно органическое сочетание элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. Педагог, работая с одним учеником над усвоением учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех учеников в классе, и наоборот, работая с классом (фронтально), влияет на каждого ученика.

Особенность педагогического общения обусловлена ​​его общественной ролью в обучении, воспитании и развитии личности, которые являются органической частью многостороннего взаимодействия педагога с учащимися и учащимися между собой. Так, при реализации учебной цели общения обеспечивает психологический контакт с учениками, формирует положительную мотивацию обучения, создает психологическую атмосферу коллективного творчества. В процессе общения ученики (студенты) получают разнообразные знания о себе, своих друзей, способы наиболее рационального решения поставленных педагогом задач. В то же время - они приобретают и передают не только научные факты, представления, идеи, но и ценностные отношения, интересы, настроения, чувства. В общении лицо стремится реализовать свою социальную роль, свои организаторские и коммуникативные способности.

Педагогическое общение - это не только источник информации. Оно создает условия для воспитания личности. Педагоги утверждают, что искусство воспитания - это прежде всего искусство общения. В общении важную роль играют не только приемы и методы, которые использует педагог, но и индивидуально психологические свойства его личности. Общаясь с ним, ученик усваивает умение жить среди людей, понимать их, сопереживать, сочувствовать, помогать другим, заботиться о них. Анализируя их отношение к себе, рефлексируя, ученик (студент) выявляет потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания. Во время общения налаживаются взаимоотношения между педагогом и учащимися; осуществляется эмоциональный и волевой взаимовлияние и взаимодействие его участников, формируется общность мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение стиля поведения, привычек; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры. Если раньше ученика (студента) рассматривали как объект воспитательного воздействия, то сейчас педагоги стремятся к ситуации сотрудничества, а она выдвигает определенные требования к организации процесса общения. Такими требованиями, в частности, могут быть: доверчивость в общении с учащимися; диалогичность; взаимопонимания, которое является психологической основой сотрудничества; взаимодействие с субъектами общения, а не только влияние на них.

Достижения развивающей цели через общение способствует созданию психологических ситуаций, которые стимулируют самообразование и самовоспитание личности, в частности: создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важных их личностных качеств (речь, мыслительная деятельность) . Педагогическое общение выступает одним из важных условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирование его сознания и самосознания, стимулирования ее развития. Педагога Роджерс называет фасилитатором общения. Это означает, что он помогает ученику (студенту) проявить себя, раскрыть то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе своих воспитанников способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Педагогическое общение как процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися имеет мотивы, цель, функции, содержание общения и способы его реализации, а также результат.

Мотивами общения могут быть: потребности, интересы педагога; потребности и интересы субъектов общения, побуждающие их к общению; потребности, обусловленные необходимостью совместно решать учебно-воспитательные задачи. Соотношение мотивов общения педагога с учащимися (студентами) может колебаться от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями педагогического общения могут быть: передача и получение учебной информации, активизация субъектов общения, управления совместными действиями. Цели субъектов общения могут совпадать или противоречить, от чего и зависит характер общения. Категория целей общения динамична. Динамику целей рассматривают как перманентный процесс корректировки в ходе адаптации к среде общения, создается его субъектами. Осознание целей общения рассматривают как проектирование, в котором точность проекта зависит от степени усвидомленосги целей.

В психолого-педагогической литературе нашли отражение такие функции педагогического общения:

Проективная (формулировка целей общения, композиционное построение содержания общения, прогнозирования способов и видов коммуникации)

Самопрезентацийна (демонстрации индивидуально-психологических и социально-психологических свойств личности);

Информационная (прием, хранение и передача информации, обмен мнениями, индивидуальным опытом и т.п.);

Мотивационно-побудительная (стимулирование активности субъекта общения, направление его на определенные действия);

Контактное (эмоциональный контакт - установление единства эмоциональных позиций педагога и учащихся по содержанию общения, познавательный контакт - понимание ими индивидуальных особенностей и мотивов поведения друг друга, сходства взглядов на предметный аспект общения);

Социально-перцептивная (восприятие, познание и понимание партнера);

Интерактивная (установление отношений, выработки общей стратегии взаимодействия, реализация социальных ролей)

Эмоционально-ценностная (эмоционально-выразительное передачи знаний, проявление оценочных отношений друг к другу, переживания ситуации общения и реагирования на напряжение, вызывание у субъекта общения адекватных эмоциональных переживаний)

Регулятивная (регулирование поведения учащихся и собственной)

Рефлексивная (оценки поведения участников общения, анализ вербальной и невербальной информации и процесса общения).

В смысле общения выделяют интеллектуальный, эмоциональный и материальный аспекты. Интеллектуальный аспект передается через невербальные средства и отражает отношение субъектов общения к обмену информацией. О понимании принятой информации сигнализируют прежде всего жесты, мимика, выражение глаз, поза. Эмоциональный аспект педагогического общения позволяет его участникам достичь общих эмоциональных позиций и эмоциональных переживаний по содержанию, цели, способов общения и относительно друг друга. Процесс общения, заключающийся в обмене информацией, предполагает ее материализацию в звуковые волны (живая речь), запись на бумаге (письменное общение), запись с использованием технических средств. Интеллектуальный, эмоциональный и материальный аспекты выступают в совокупности и целостности.

Результатом общения является достигнутое между его субъектами понимания, поведение учеников (студентов), позитивный настрой, благоприятный для обучения психологический климат в группе, оптимальные условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечение управления социально-психологическими процессами в коллективе.

Педагогическое общение как вид деятельности имеет определенную структуру. Анализ научных источников позволяет представить ее как совокупность коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов.

Коммуникативный компонент общения является обменом научной и учебной информации между субъектами общения, а также мыслями, интересами, чувствами. Ведущая роль в вербальной коммуникации принадлежит устной речи: монолога (устный язык, используемый педагогом в форме лекции, доклады) и диалога (речевое общение двух или нескольких субъектов). Педагогическое общение имеет признаки диалогичности при: признание равенства личностных позиций; открытости и доверия между педагогом и учениками (студентами) активной роли, реального участия последних в процессе коммуникации; сосредоточенности педагога на собеседнику и взаимовлияния их взглядов; донесения каждым субъектом собственной позиции, поиска общего решения с учетом всех мнений; персонифицированной манеры высказывания: "Я считаю", "Я думаю", "Я хочу посоветоваться". Диалогичность общения педагога с учащимися основывается на открытости, искренности в общении, восприятии их как партнеров, стремлении к взаимопониманию и сотрудничеству.

Параллельно с вербальным общением в педагогическом общении широко используются невербальные средства: жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность, диапазон, тональность, темп, смех, плач, пантомима и тому подобное.

Согласованность вербальных и невербальных средств воспринимается как гармония. Чувство меры в использовании вербальных и невербальных средств - это необходимая составляющая хорошо развитых коммуникативных умений педагога.

Существенную роль в педагогическом общении имеет понимание педагогом эмоционального состояния ученика (студента), его чувств, настроения. Эта психологическая процедура называется эмпатией, что означает сочувствие, настройки на общую эмоциональную волну, проявление добрых чувств.

Одним из элементов оптимального педагогического общения является идентификация, то есть способность педагога понять ту ситуацию, в которой находится другой субъект общения (ученик, студент), "поставить себя на его место", чтобы посмотреть его глазами на то, что происходит. Эта сложная психологическая процедура требует от педагога умения видеть ситуацию объективно, а затем пропустить ее восприятия через субъективные особенности учащихся (студентов), для чего их необходимо понять.

Педагогическое общение возникает на основе общих у его участников: позиции, интереса, содержания, способа действий. Оно не предусматривает обязательной общности всех компонентов и возникает при общности одного или двух из них. Если педагогическое общение содержит все компоненты осознанного действия с обеих сторон, то его называют взаимодействием или интерактивным общением. Интерактивный компонент педагогического общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта.

Перцептивный компонент педагогического общения проявляется в восприятии друг друга субъектами общения, взаимной изучении и оценке друг друга. Это связано прежде всего с восприятием внешнего вида, поступков, действий субъекта общения и их толкование. Восприятие, как известно, в значительной степени субъективным, ведь информация воспринимается субъективно через органы чувств. Свойства самого процесса восприятия также отличаются различными проявлениями, на которые влияет предыдущий опыт, стереотипы, которые сложились, и субъективные представления.

Восприятие человека как другой (она - не-Я) позволяет построить нормальное общение, в котором этот человек будет интересной, потому что она другая, у нее другие потребности, интересы, способности, другой внутренний смысл. Это требует решения психологической задачи: понять человека, для чего необходимо проявить внимание, увидеть, услышать, воспринять, адаптироваться к собеседнику как к среде общения.

Эффективность педагогического общения зависит от способов воздействия его субъектов друг на друга. К психологическим способов воздействия относят: подражание, убеждение, внушение и психическое заражение. Так, внушения направлены на формирование навыков деятельности, духовных ценностей, идей, манеры поведения. Во время подражания лицо воспринимает информацию сознательно. Убеждение - это способ воздействия на сознание субъекта общения через обращение к его личной суждения. Внушение по своему механизму является противоположным убеждению. Оно характеризуется взаимоотношениями партнеров по общению (доверием и т.п.), свойствами партнера (статусом, привлекательностью), особенностями человека, подлежащего внушению. Психическое заражение базируется на невольной склонности индивида к определенным психическим состояниям и зависит от общего развития личности, самосознания и тому подобное.

Итак, педагогическое общение - это сложное и внутренне противоречивое переплетение перцептивного, коммуникативного и интерактивного компонентов, субъект-объектной, субъект-субъектной формы, общения репродуктивного и продуктивного. Эффективность педагогического общения в значительной мере обусловлена ​​способностями человека, индивидуальными устойчивыми качествами личности, уровнем развития умений, в системе которых важное место принадлежит коммуникативным умением.

Категория “педагогическое общение” появилось в науке в 60-х -70-х годах в результате глубоких и всесторонних исследований феномена общения педагогами и психологами. Оно в силу своей специфики имеет свои особенности. На некоторых из них мы и укажем в этом параграфе.

В любой человеческой деятельности имеет место общение. Но есть такие виды деятельности - театральная, педагогическая, где оно играет особую роль, представлено очень ярко и где вне постоянного общения взаимодействие просто невозможно.

Поэтому педагогическое общение является мощным средством повышения педагогического мастерства учителя. Но осваивать азы педагогического общения будущему учителю необходимо начать уже в стенах университета.

Начнем, как и раньше, с определения того феномена, который является предметом нашего разговора в этой главе, а именно - педагогического общения.

Существует несколько подходов к пониманию педагогического общения:

  • - профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) (психолог А.А.Леонтьев);
  • - профессионально-педагогическое общение - это система приемов для реализации целей и задач педагогической деятельности и организации, направленности взаимодействия педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик);
  • - профессионально-педагогическое общение - это система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров) Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. С.83..
  • - свободное взаимодействие уникальных партнёров, когда каждый сам выбирает другого и соотносит себя с другим именно в своей и его особенности, неповторимости, единственности (М.С. Каган) Каган М.С. Мир общения. М., 1999. С.43..

Если проанализировать эти определения, то можно выделить идею, вокруг которой строится понимание педагогического общения. Это идея взаимодействия между учеником и учителем.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, И.А. Зимней, А.А. Реана.

Педагогическое общение - это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение - процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяются позиция и педагога, и детей в общении.

Подлинное педагогическое общение включает в себя следующие виды деятельности: воздействие, общение и контакт.

По утверждению В.А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися -- это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

1) Прежде всего потому, что общение -- важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

2) Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

  • 3) В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.
  • 4) Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность отзывают стимулирующее действие на интерес.
  • 5) Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

На наш взгляд, необходимо подчеркнуть возможности педагогического общения в организации образовательного процесса школы:

  • 1) Общение дает возможность изучить индивидуальные и личностные качества, интересы и мотивы ученика;
  • 2) Общение позволяет определять, корректировать и согласовывать цели обучения воспитания, жизненные цели педагогов и учеников;
  • 3) Общение выступает источником развития личности. Педагогическое общение обогащает любую деятельность ценностными ориентациями, проявляет уровень нравственной готовности к взаимодействию в педагогическом процессе;
  • 4) В педагогическом общении происходит самовыражение и самоутверждение личности, определяется ее реальное положение в коллективе;
  • 5) Через общение ребенок познает мир людей, как через деятельность - мир вещей Там же, СС. 11-12..

На основе анализа имеющихся подходов выделяют четыре основных функций педагогического общения:

  • 1) Коммуникативная, служащая для передачи и приема информации с помощью различных средств;
  • 2) Перцептивная, которая заключается в восприятии и познании людьми друг друга, в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение;
  • 3) Интерактивная, выражающаяся в организации и регуляции совместной деятельности. Она затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляется отношение участников общения друг к другу, их настроение и т.д.;
  • 4) Функция познания людьми друг друга. Вступая в контакт с другим, человек составляет представление о нем. Большое значение в реализации этой функции имеет опыт общения, который накапливается в ходе взаимодействия с другими людьми.

Все эти функции в реальных условиях общения выступают в единстве и так или иначе проявляются по отношению к каждому участнику.

Итак, педагогическое общение является существенной составляющей совместной деятельности в образовательном процессе. В результате общения либо вырабатываются общие позиции его участников, либо обнаруживаются их противоречия по тем или иным вопросам.

Педагогическое общение подразумевает под собой контакт между учителем и ученическим коллективом. Правильное, помогает педагогу организовать доверительные отношения с учениками, а также управлять процессами коммуникации между детьми.

Стоит сразу отметить, что педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс, во время которого устанавливается и постепенно развивается коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие между учителем и учениками.

Без такого рода навыков учитель вряд ли может рассчитывать на доверие детского коллектива, а также на понимание и интерес к предмету. Именно поэтому педагогическое общение во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики. Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания.

Считается, что только при контакте со взрослыми людьми ребенок может правильно развиваться и усваивать общественный и исторический опыт. А вот ограниченность в общении или его недостаток приводят к замедлению и обеднению развития детей.

Особенности педагогического и условия эффективности

В педагогике принято выделять структуру правильного, полноценного общения. Состоит оно из следующих компонентов:

  • Коммуникативная часть подразумевает полноценный обмен информацией между педагогом и учеником.
  • Интерактивная часть общения — это некая общая стратегия построения взаимодействий, во время которых члены коллектива учатся сотрудничать, кооперировать и соперничать между собой.
  • Перцептивный компонент обозначает процессы изучения, анализа и восприятия других субъектов общения.

А. Бодаев впервые сформулировал условия эффективности педагогического общения. Считается, что коммуникация между учителем и учениками является эффективной в том случае, если она обеспечивает быстрое и полное усвоение необходимых умений, знаний и навыков. Кроме того, в этом процессе ребенок должен научиться оценивать не только себя, но и других людей.

Педагогическое общение должно обязательно сопровождаться правильным воспитанием. С другой стороны, межличностные контакты могут быть максимально эффективными только в том случае, если правильное общение осуществляется во всех сферах жизни ребенка. Это значит, что необходимые контакты должны происходить не только в учебном заведении, но также и между членами семьи.

Требования и технология педагогического общения

Опытный специалист должен создавать необходимую непринужденную обстановку во время занятий. Существует также понятие «педагогическая интуиция». Это качество должен развивать в себе каждый учитель. Ведь оно позволяет чутко воспринимать атмосферу в коллективе, быстро определять изменение настроения учеников, находить правильный подход даже к самым проблемным детям.

Стоит отметить также, что общение не должно быть однонаправленным потоком информации от учителя к коллективу. Педагог должен именно общаться с детьми, внимательно выслушивать их предположения. Ведь именно такая технология дает возможность развить у ребенка способность мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение и не бояться отстаивать его.

Учитель должен понимать, что работа с детским коллективом подразумевает и наличие конфликтов. Поэтому педагог должен иметь познания в детской психологии, которые дадут возможность вовремя замечать и правильно решать какие-то недопонимания, устранять враждебность, прививать уважение друг к другу.

В современной педагогике принято выделять два основных стиля коммуникации:

  • Перспективное взаимодействие позволяет учителю общаться с детьми во время совместной работы или творческой деятельности, строить дружеские отношения.
  • Неперспективные формы. Сюда можно отнести так называемое общение-устрашение.

Хотя отношения между педагогом и учеником должны быть дружескими и доверительными, стоит сохранять определенную дистанцию. Учителю следует быть авторитетной личностью для ребенка.

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны - педагог и учащийся. В этой связи часто говорят, что педагогическая деятельность строится по законам общения.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.

Одним из критериев продуктивного педагогического общения является создание благоприятного психологического климата, формирование доброжелательных отношений в учебной группе или в классе. Межличностные отношения должны формироваться педагогом целенаправленно, особенно на начальном этапе развития учебной группы.

Исследования в области педагогической психологи показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки педагогов, сколько деформацией сферы профессионально педагогического общения. Выделяют следующие стили педагогического общения (В.А.Кан-Калик):

· общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом;

· общение на основе дружеского расположения . Оно предполагает увлеченность общим делом;

· общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах;

· общение-устрашение , негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней педагога;

· общение-заигрывание , характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Особенность деятельности педагогов состоит в том, что они в процессе обучения и воспитания учащихся осуществляют руководящую функцию. Педагогическое руководство тоже имеет свои стилевые особенности. Можно выделить несколько основных стилей руководства учащимися.

Автократический (самовластный) стиль , когда педагог осуществляет единоличное управление, не позволяя учащимся высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной деятельности и жизни класса, но решение в конечном счете принимает педагог в соответствии со своими установками.

Демократический стиль предполагает внимание и учет педагогом мнения учащихся, при этом он старается убедить учащихся, а не приказывать, ведет диалогическое общение.



Игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей.

Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда педагог устраняется от руководства или идет на поводу желаний учащихся.

Непоследовательный, алогичный стиль характеризуется тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных выше стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений с учащимися и к появлению конфликтных ситуаций (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, с. 477-478).

Поскольку стили руководства реализуются посредством общения, то между ними возникает связь, которая, однако, не означает тождества, поскольку стиль руководства обозначает способ принятия решения, а не только манеру общения. Следует подчеркнуть, что стили руководства весьма динамичны. Это значит, что педагоги используют многие из них, но у каждого педагога преобладает какой-то определенный стиль.

Наиболее эффективным в педагогическом общении в большинстве случаев оказывается демократический стиль, однако в напряженных ситуациях либо в ситуациях с большей долей неопределенности возрастает использование авторитарного или автократического стилей. Имеется достаточно много ситуаций, когда наиболее приемлемым оказывается попустительский стиль. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своем потенциале.

Процесс общения педагога с учащимися может складываться в двух крайних вариантах: взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и разлад, отчужденность, нежелание понимать другого, возникновение конфликтов.

Общение преподавателя и учащихся в рамках педагогического процесса с целью повышения его эффективности называется - педагогическим взаимодействием . Педагогическое взаимодействие обозначает самую существенную специфическую черту педагогической деятельности – ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано с целеполаганием и руководством в образовании. Учащийся не просто присутствует в педагогическом процессе. Это – живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом, а точнее, взаимодействующим лицом, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит свою дальнейшую работу с учетом отклика учащегося на его действия.

Существует 6 основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:

· конструктивная – педагогическое взаимодействие педагога и учащегося при обсуждении и разъяснении учебного материала;

· организационная – организация совместной учебной деятельности педагога и учащегося, общая ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;

· коммуникативно-стимулирующая – сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), осведомленность учащихся о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

· информационно-обучающая – показ связи учебного предмета с практикой, информационная емкость учебных занятий, опора на наглядно-чувственную сферу учащихся;

· эмоционально-коррегирующая – реализация в процессе обучения принципа «открытых перспектив» и успешности обучения, доверительность общения между педагогом и учащимися;

· контрольно-оценочная – совместное подведение итогов обучения и оценка, сочетающаяся с самооценкой и самоконтролем.

Успешное педагогическое взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога интереса к людям и работе с ними, эмпатии, гибкости, умения изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, умения слушать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, иметь хорошие вербальные способности.