Что изучает медицинская этика. Взаимоотношения администрации и медработников. Мифы этики и деонтологии

И коллегами.

Профессиональная этика - это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией . Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Медицинская этика" в других словарях:

    Медицинская этика - (medical ethics), понятие, применяемое к нравственным проблемам, возникающим в мед. практике. Осн. внимание обращается, напр., на допустимые границы конфиденциальности (в какой мере врач должен привлекать пациента к принятию решений, касающихся… … Народы и культуры

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Этика медицинская - этические принципы, которыми должны руководствоваться медицинские работники. Медицинская этика налагает на врача определенные обязательства перед пациентом, в равной степени как и перед другими врачами. Центральную роль этики в практике… … Экология человека

    ЭТИКА ПРИКЛАДНАЯ - область современной этики, в которой разбираются специфические и дискуссионные моральные проблемы эвтаназия, допустимость абортов, права животных и т.п. Эта активно развивающаяся в последние годы область этических проблем подразделяется на ряд… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    Научная дисциплина социально культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний… … Википедия

    Прикладная этика направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (например: аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии). Как правило, проблемы, изучаемые… … Википедия

    Профессиональная этика термин, используемый для обозначения: системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста») направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности В… … Википедия

    - (англ. Journalism ethics and standards) этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа организациях и профсоюзах. Профессиональная этика … Википедия

    Греч. Ἱπποκράτης … Википедия

    Неонатолог В. Апгар … Википедия

Книги

  • Медицинская этика (биоэтика) , М. Я. Яровинский. Медицинская этика является прикладной ветвью этики, или философии морали. Она стремится рассмотреть вопросы добра и зла в различных сферах практики здравоохранения через призму философского…

Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.

А.П. Чехов

План-конспект семинарского занятия.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, клятва Гиппократа, «не навреди», «делай добро», клятва врача Республики Беларусь, кодекс врачебной этики Республики Беларусь.

      Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – отрасль прикладной этики, отражающая совокупность моральных норм и принципов, которые регулируют поведение специалиста с учетом особенностей его деятельности и конкретной ситуации.

Специфика профессиональной этики определяется:

    формированием специально-профессиональных моральных норм и ценностей («Не навреди!», «Сохраняй врачебную тайну!» в медицине);

    формированием моральных кодексов и клятв специальности («Клятва Гиппократа» в медицине);

    конкретизацией моральных ценностей и принципов применительно к своеобразию соответствующей профессии (Добро как сохранение жизни и здоровья в медицине).

Исторически профессиональная этика, прежде всего, сложилась в медицинской, юридической, педагогической профессиях, так как в них непосредственно затрагиваются ценности жизни, здоровья, свободы человека.

МЕДИЦИНСКАЯ (ВРАЧЕБНАЯ) ЭТИКА профессиональная этика, регулирующая человеческие отношения в медицине «по вертикали» («врач-пациент») и «по горизонтали» («врач-врач») на основе общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

Для анализа этической составляющей медицины, наряду с понятием «медицинская этика» используется также понятие «медицинская деонтология».

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и медицинских работников по отношению к пациентам.

При этом в понятии «медицинская этика» подчеркивается общечеловеческий контекст принципов и норм медицинской профессии, а в понятии «медицинская деонтология» фиксируются моральные нормы и стандарты, применительно к той или иной сфере медицинской практики (деонтология в хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии и т. д.).

      История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.

История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

    воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );

    запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

    запрет на аборт;

    воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

    забота о пользе больного;

    запрет разглашать врачебную тайну.

В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .

Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.

Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.

В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.

Темы рефератов и докладов:

      Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

      Христианские моральные ценности и медицинская этика.

      Идеи благотворительности в медицине Беларуси.

      Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

      Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.

      В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

      Деонтология Н.Н. Петрова.

      Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

    Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

    Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

    Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

    В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

    Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

    На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?

    Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

    Назовите особенности медицинской этики советского периода.

    Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

    В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

Тексты для обсуждения.

      Этика Гиппократа.

ЭТИКА МЕДИЦИНСКАЯ (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер) - разновидность профессиональной этики, конкретизирующая общеэтические принципы и нормы применительно к специфике медицинской деятельности.
Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов пациента, и, казалось бы, они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения противоречащие правилам медицинской этики. В таком случае врач пытается принять решение, которое причинит меньше зла.

Жизненных примеров очень много. Например, медицина в чрезвычайных ситуациях или военно-полевая медицинская помощь, когда осуществляется сортировка раненых. По правилам, все раненые делятся на три группы: легкие ранения, тяжелые ранения и безнадежные. Легкораненых перевязывают и отправляют в тыл. Тяжело раненным сначала оказывают максимально возможную помощь на месте, а затем отправляют также в тыл. «Безнадежным» облегчают страдания, но не переводят в тыл.

На самом же деле, некоторых раненых, попавших в категорию «безнадежных», еще можно спасти, если ими займутся высококвалифицированные врачи с специализированным медицинским оборудованием. Для этого их срочно надо будет эвакуировать в сопровождение медперсонала. В таком случае, без необходимой медицинской помощи могут остаться легко раненые и тяжело раненные, чье состояние будет ухудшаться.

Здесь встает медицинская этическая проблема: с одной стороны, нельзя оставить человека без шансов на спасение, с другой стороны, спасать одного, забыв о десятках людей тоже нельзя. Этически идеального выхода из этой ситуации нет. Поэтому каждый врач берет ответственность на себя и решает сам как ему поступать в этой ситуации. Большинство врачей придерживается точки зрения, что необходимо спасти жизнь как можно большему числу людей.

Также медицинской этической проблемой является обучение студента на живых людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль пациенту, что противоречит врачебной этике. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах не смогут подготовить специалиста так, как работа с человеком. Эта этическая проблема неразрешима.

С одной стороны вполне понятно, что молодому врачу надо практиковаться на людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов». Двойственность этой ситуации подтверждают результаты опросов в США, согласно которым более 80% добровольцев, согласившихся предоставить свое тело для экспериментов, и около 70% доноров согласились на медицинские манипуляции, находясь в сложном материальном положении. Встает другой вопрос: этично ли воспользоваться материальными затруднениями людей?

Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.

Сегодня медицинскую деятельность регламентируют многие этические и юридические нормы. Права добровольцев защищают. Принудительное участие в клинических опытах признано противозаконным и неэтичным. Однако общество к этому пришло относительно недавно. В древней Александрии было разрешено использовать для опытов осужденных преступников. В Германии были опубликованы исследования врачей-нацистов, которые проводили свои опыты на осужденных в концентрационных лагерях. Это примеры, когда врач отвергает принципы медицинской этики.

Профессиональная мед. этика как совокупность конкретных норм и оценок, определяющих поведение медработника, имеет глубокие исторические корни. Еще за 1500 лет до н. э. индусские врачи давали профессиональную клятву. В основе многочисленных профессиональных присяг, к-рые принимают медики во многих странах мира, лежит Клятва Гиппократа. Важнейшие принципы гиппократовой этики: "Primum nоn nосеrе" - прежде всего не повреди больному; входи в дом больного исключительно для его пользы, а в отношениях с ним воздержись от всего злонамеренного и аморального; считай человеческую жизнь безусловной ценностью, никогда не давай больному смертельных средств; храни врачебную тайну; не урони авторитета благородной медицинской профессии и др. Со времен Гиппократа милосердие медицины проявлялось прежде всего признанием жизни каждого человека безусловной и наивысшей ценностью, борьбой за сохранение и укрепление здоровья, за долголетие людей. Одно из проявлений гуманизма медиков - сострадательное отношение к человеку, испытывающему боль. Н. И. Пирогов, одним из первых применивший наркоз в хирургической практике, говорил об очевидности нравственного влияния обезболивания на страждущее человечество.

Начиная с середины 20 в. на развитие Э. м. большое влияние оказали научно-техническая революция и все более широкое распространение мед. знаний. Существенное влияние имела кампания мировой общественности по осуждению преступлений фашистской антимедицины. В этот же период возникли новые этические мед. кодексы как в отдельных странах, так и международные. В 1948 г. Всемирной медицинской ассоциацией была сформулирована "Женевская декларация", а в 1949 г. - более подробный "Международный кодекс медицинской этики".

Во второй половине 20 в. гуманистическая миссия медицины расширилась благодаря той роли, к-рую мед. наука и медики играют в решении проблем загрязнения окружающей среды и особенно в предотвращении мировой термоядерной войны (см. "Врачи мира за предотвращение ядерной войны").

В основе Э. м. в социалистическом обществе лежат принципы коммунистической морали. С 1971 г. во всех советских мед. вузах выпускники принимают "Присягу врача Советского Союза", а во многих мед. училищах выпускники дают "Торжественное обещание". В этих клятвах нашли отражение следующие требования к медику: постоянно стремиться к профессиональному совершенствованию, соблюдать нормы коллегиальности, хранить мед. тайну. Медработники не должны разглашать сведения о диагнозе, тяжести прогноза, скрытых физических недостатках и психических дефектах, особенностях анамнеза больного. В ряде случаев сообщение больному истинного диагноза и прогноза заболевания может стать причиной тяжелой психической травмы. Однако необходимость сохранения мед. тайны не распространяется на те случаи, когда имеется реальная угроза обществу или окружающим больного людям. Приступая к самостоятельной профессиональной деятельности, советский медик торжественно клянется, что будет добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества, беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, всегда помнить об ответственности перед народом и Советским государством.

В социалистической мед. этике принцип гуманизма является исходным. Одно из требований медицинского гуманизма заключается в том, что каждый медик должен бережно относиться к личности больного, учитывать особенности его психического состояния. Профессиональный долг медработника - его нравственная ответственность перед больным, перед обществом. Понятие долга неотрывно от бескорыстия.

Мед. этика - развивающаяся область знания. В ее рамках изучаются реальные нравы, бытующие в мед. среде, в частности отношения медиков с их пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Все больше внимания Э. м. уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной - это, как правило, активный пациент, отношение к-рого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса - об "этике больного".

Также существует такое понятие как медицинская деонтология:
Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента. Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Эвтаназия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») - практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

Виды эвтаназии.

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.

Термин «эвтаназия» впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения «легкой смерти».

История эвтаназии.

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Медицинская деонтология включает в себя:

    Вопросы соблюдения врачебной тайны

    Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

    Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

    Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

    Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Врачебная тайна - медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Врачебная тайна относится к основным принципам клятвы Гиппократа:

… Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 в статье 61 определяют понятие «врачебная тайна». Там же определены обстоятельства, при которых допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, с согласия гражданина или его законного представителя, а также без такого согласия.

Также существует юридическая деонтология , представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции (считается, что нормы права совпадают с нормами морали не на все 100% а только примерно на 80%)

В связи с развитием медицины в различных ее областях появились новые этические проблемы. Напр., в трансплантологии при пересадке почки от живого донора врачи сознательно (во имя гуманной цели) нарушают гиппократову заповедь "прежде всего не повреди". Операция по пересадке сердца требует разрешения целого ряда труднейших этических вопросов, касающихся как реципиента, так и донора (его родственников). В трансплантологии медики зачастую сталкиваются с удвоенным хирургическим риском. В этих условиях все большее значение приобретает понятие "этический риск".

Средний медперсонал проводит в леч. учреждениях, особенно в больницах, значительно больше времени, чем врачи. Роль медсестры в создании вокруг больного оптимистической обстановки, веры в благоприятный исход заболевания трудно переоценить. Современный медработник должен обладать широким кругозором, быть разносторонне образованным и мыслящим специалистом, к-рый призван компенсировать своим внимательным и сердечным отношением к больному издержки современной "технизации" медицины.

Этические проблемы медицинских сестер

Чем отличается подход медсестры к этическим аспектам в повседневной работе от подхода врача? Сестринская этика в основном направлена на деятельность, которая предусматривает профессиональный уход за пациентами.

В XIX в. считалось, что сестра должна полностью подчиняться врачу, поскольку ее обязанности рассматривались как производные от распоряжений врача. Врачу в процессе оказания помощи пациенту традиционно отводилось особое место, он мог авторитарно обращаться со своими подчиненными. Это означало, что медсестра должна была поддерживать цели, которых врач пытается достичь при лечении пациентов. Поддержка врача сестрой рассматривалась как важный фактор в поддержании и укреплении веры пациента в доктора. Поэтому существовал перечень этических качеств медицинских сестер, которыми они обязаны были владеть как в своей профессиональной, так и в личной жизни, а именно: терпение, доверие, целостность личности, вера, мужество, честность, мудрость и преданность делу.

Такая социальная и профессиональная дискриминация сестер продолжалась до первой половины XX в. После Второй мировой войны в здравоохранении главное внимание стало уделяться такому виду деятельности, как профилактика, которая традиционно оказалась частью сестринских обязанностей.

За последние 20 лет в сестринском деле значительно вырос уровень подготовки. Появились методы изучения исследований в сестринском деле. Все это способствовало созданию основы сестринских знаний, сестринских теорий и сестринских моделей.

Если сделать краткий обзор международной литературы по вопросам, связанным с социологической ролью и положением медицинских сестер, то можно определить следующее:

Обязанности врачей и сестер очень разнятся: врач обычно занимает положение, которое обеспечивает ему высокий статус, а роль сестер в оказании медико-санитарной помощи превращается в важное промежуточное звено;

Медицинские сестры часто сталкиваются с огромным количеством приказов, правил и распоряжений от администрации; каналы связи по вопросам предложений, жалоб в более высокие иерархические уровни ограничены; такая ситуация подавляет инициативу и порождает чувство неполноценности и недовольство;

Сестры оказывают поддержку научной деятельности врачей посредством выполнения дополнительных обязанностей;

Сестра должна сдерживать эмоции, не указывать пациентам на сомнения, неуверенности, ошибки, которые наблюдает в работе;

Медицинский уход является важным социальным идеалом всеобщего благосостояния государства, где он находится в контексте социальных ценностей; с другой стороны, настоящий физический уход обычно недостаточно оценивается и вознаграждается, что создает неприятное впечатление о сестринском деле.

Этическим проблемам медицинских сестер также уделяют мало внимания. Как следствие медицинские сестры стараются передать обязанности по уходу санитаркам.

Напрашивается вывод, что сестры находятся в ловушке противостояния перспектив и надежд.

15.1. МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

История медицины и практический опыт здравоохранения со всей очевидностью показывают, что медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный медицинский работник не обладает необходимыми этическими качествами. Этика (от греч. «ethos» - обычай, нрав) - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Известно, что, помимо общих моральных норм, регулирующих жизнь общества, существуют нормы классической медицинской этики, имеющие свою специфику, связанную с природой самой профессии.

Наряду с термином «медицинская этика» часто применяется термин «деонтология» (от греч. «deon» - должное, долг и «logos» - учение, слово) - учение о должном поведении медицинских работников. Впервые это понятие было введено в начале XIX в. английским юристом и философом И. Бентамом.

Деонтология служит составной частью медицинской этики и носит более конкретный характер применительно к отдельным медицинским специальностям.

Именно поэтому понятия «медицинская этика» и «деонтология» органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. Однако, многие нормы морали, особенно

профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Наиболее известным документом является Клятва Гиппократа (V в. до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.

Основные аспекты медицинской этики:

Медицинский работник и общество;

Нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

Медицинский работник и пациент;

Медицинский работник и родственники пациента;

Медицинская тайна;

Взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Усовершенствование знаний;

Этика эксперимента.

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, неза-

висимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл тогда же дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу.

Разработка и принятие Этического кодекса медицинской сестры России - это важный этап реформы сестринского дела в нашей стране. Он составлен с учетом новых направлений развития сестринского дела в России, современных представлений о роли в обществе профессии медицинской сестры как самой массовой из медицинских профессий.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. В соответствии с Кодексом этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшие задачи профессиональной деятельности медицинской сестры - это всесторонний комплексный уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская

сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом.

Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность. Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента, обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Она не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми, способствовать самоубийству больного.

Необходимым условием является уважение человеческого достоинства пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля над поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего - не навреди!» и не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые

другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!». Проводя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Она должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Ее моральный и профессиональный долг - разъяснять пациенту в меру своей квалификации последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. Она вправе раскрыть

конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. При этом она обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима, хотя отношение к этой проблеме в обществе неоднозначно.

Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и другие) и законодательству Российской Федерации. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациентов в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав.

Всегда остро стоял вопрос отношения к той или иной форме благодарности со стороны пациента. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Но при этом вправе принять бла-

годарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно проводить назначенные врачом медицинские манипуляции в соответствии с перечнем медицинских услуг. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством.

Столкнувшись с фактами нелегальной, неэтичной или некомпетентной практики, медицинская сестра должна становиться на защиту интересов пациента и общества.

Требования Этического кодекса обязательны для всех медицинских сестер России. Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется уставом Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм кодекса к членам ассоциации могут быть применены следующие взыскания:

Замечание;

Предупреждение о неполном профессиональном соответствии;

Приостановление членства в ассоциации на срок до одного года;

Исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

15.2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Взаимоотношения медицинского работника и пациента - центральная проблема как классической медицинской этики, так и биоэтики (см. раздел 15.3). И в древности, и сегодня проблемы взаимоотношений сложны, не всегда бесконфликтны, часто неравно-

правны. Трудности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач и медсестра не всегда стараются успокоить, понять больного со всеми его переживаниями и страхами. Они недостаточно учитывают психическую составляющую соматического заболевания, рассматривают пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает технические возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания, не думая о том, что медработник может быть ограничен во времени, его мысли заняты другими больными.

Кроме того, медик и пациент могут исповедовать различные ценности, относиться к различным социальным слоям общества, этническим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, где оказывается медицинская помощь. Например, в условиях коммерческой медицины, а в настоящее время часто и в государственных лечебно-профилактических учреждениях, возникает своеобразный конфликт интересов, когда врач или средний медицинский работник, как представители своего учреждения, объективно заинтересованы в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами.

Сегодня растет доля пациентов пожилого возраста, а хорошо известно, что лечить их труднее. С возрастом замедляется обмен веществ, нарушается кровообращение, в целом снижается иммунитет. Хронические болезни и груз прожитых лет сказываются на психике, к старости люди становятся излишне раздражительными, обидчивыми, сверхтребовательными, забывчивыми; у них зачастую складываются непростые отношения в семье, поэтому медсестра должна стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию больного и его физическому излечению.

К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения и профилактических мероприятий. Основой этих принципов должны быть: абсолютная вежливость, доброжелательность и индивидуальный подход.

При беседе с пациентом медицинский работник должен уделить достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и выделить необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребен-

ку - по имени, к матери ребенка - по имени и отчеству; внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов. Именно в процессе беседы медицинский работник устанавливает с пациентом отношения, основанные на взаимном доверии, таким образом, чтобы пациент мог откровенно рассказать о любой своей проблеме или высказать неудовлетворенность. Доверительные отношения способствуют психологическому комфорту больного и физическому излечению.

Особо следует оговорить соблюдение этических правил при проведении инвазивных методов диагностики и лечения (инъекции, внутривенные введения лекарств, взятие крови из вены и другие), которые все шире внедряются в медицинскую практику, так как их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения медицинской сестрой деонтологических норм. Необходимость фиксации внимания медицинских сестер на инвазивных методах диагностики и лечения диктуется тем, что каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму.

Работу медицинской сестры при совместном с врачом выполнении сложных диагностических инвазивных манипуляций (в соответствии с перечнем медицинских услуг) можно разделить на три этапа: подготовка больного к манипуляции; проведение манипуляции; послеманипуляционный период.

После назначения врачом той или другой инвазивной манипуляции в задачу среднего медицинского работника входит профессионально грамотная психологическая подготовка к ней больного. В первую очередь нужно помочь больному принять правильное решение, убедить его, что назначенная врачом манипуляция поможет поставить окончательный диагноз заболевания и определить лечебную тактику. Следует убедить пациента в безопасности манипуляции, ее необходимости, в том, что во время манипуляции он должен точно выполнять все просьбы врача. Больному нужно объяснить, как вести себя во время манипуляции, чтобы она прошла быстрее и легче, желательно предупредить его о возможных (хотя и необязательных) неприятных ощущениях и подсказать, как вести себя при этом. Хорошо проведенная психологическая подготовка к инвазив-ной манипуляции обеспечивает сознательное, активное участие в ней больного и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Важно

хотя бы несколько минут уделить больному перед манипуляцией - добрыми словами напутствовать его, ободрить, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции.

Деонтологически важны четкость и слаженность работы бригады, проводящей инвазивную манипуляцию, ее высокий профессионализм, умение понимать друг друга с полуслова. Во время манипуляции больной внимательно прислушивается к разговору врача с медицинской сестрой, фиксирует свое внимание на произносимых словах, особенно непонятных ему. Он следит за мимикой, жестами, настроением и другими формами поведения персонала. Это требует от всех участников процедуры согласованности действий, высокой организованности и дисциплинированности, предельного самоконтроля, особого такта в профессиональном общении. Медицинская сестра во время манипуляции имеет возможность не только наблюдать за поведением больного, но и предвидеть его поступки и вовремя корректировать его поведение, держать под контролем всю психологическую ситуацию. Для больного медицинская сестра является заботливым, самым близким человеком, готовым не только сопереживать его страданиям, но и оказать конкретную психологическую и медицинскую помощь.

По завершении диагностической или лечебной манипуляции, независимо от ее результатов, следует похвалить больного за адекватное поведение, которое в значительной мере облегчило врачу работу, позволило получить нужную информацию. У подавляющего большинства больных, независимо от их самочувствия, возникают вопросы о конкретных результатах исследования. Вот тут и врачу, и медицинской сестре следует проявить профессиональную мудрость. Естественно, что право формулирования ответа принадлежит только врачу, деонтологическая задача медицинской сестры сводится к тому, чтобы в беседах с больным поддерживать версию, высказанную врачом. Недопустима свободная интерпретация медицинской сестрой результатов исследования с целью ложного самоутверждения. Она может оказаться неверной и стать причиной тяжелой ятрогении. Независимо от характера полученной диагностической информации больного следует успокоить, обнадежить в благоприятном исходе основного заболевания, нацелить на совместную борьбу с болезнью.

После исследования у больного могут возникнуть негативные явления: резь и кровь при мочеиспускании после цистоскопии, ощущение присутствия постороннего предмета в ротоглотке после гастроили бронхоскопии, распирание кишечника после колоноско-

пии и др. Во всех таких случаях больного следует успокоить, сказать о временном характере и безопасности этих ощущений. Ни в коем случае нельзя оставаться безучастной к жалобам больного, надо постараться помочь, принять меры, назначенные врачом.

При самостоятельном выполнении инвазивных манипуляций медицинская сестра несет всю полноту ответственности за их качество, своевременность и за реакцию больного. Как и при более сложных манипуляциях, больной и в этих случаях испытывает если не чувство страха, то внутреннюю тревогу в ожидании неприятных ощущений от вводимого лекарства, а иногда и неуверенность в профессионализме медицинской сестры. А длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции в известной мере невро-тизируют пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативное отношение. Требования деонтологии не допускают механического, а тем более грубого выполнения инвазивных манипуляций. Медицинская сестра должна сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в партнерском профессиональном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры. Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет добрые слова, сумеет успокоить больного, отвлечь его внимание, положительно сказываются на ее деловом авторитете.

Большое место в работе медицинской сестры занимает выполнение так называемых интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма. Это очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных половых органов, спринцевание у женщин, манипуляции на молочных железах, подача подкладочного судна, мочеприемника и др. Выполнение этих рядовых для медицинской сестры манипуляций у больных вызывает естественное чувство стыдливости, неловкости как перед медицинским работником, так и особенно перед соседями по палате. Об этом надо помнить, учитывать легкую ранимость психики больного, щадить его самолюбие, стыдливость, которая формируется у человека с раннего детства. Особенно чувствительна и ранима психика женщин, страдающих заболеваниями тазовых и половых органов, мочевыводящих путей, молочных желез и др.

Выполняя интимные манипуляции, медицинская сестра не имеет права демонстрировать их окружающим, особенно соседям по пала-

те, подчеркивать немощность больного, неопрятность, неспособность обслужить себя и т.д. Деонтологический долг медицинской сестры требует щадящего отношения к ранимой психике больного, соблюдения профессионального такта. Каждый больной ожидает от медицинской сестры не только облегчения своих страданий, но и сохранения тайны о своем здоровье перед окружающими. И об этом всегда надо помнить. При выполнении интимной манипуляции медицинская сестра должна следить за своей речью, мимикой, жестами, силой голоса, не проявлять брезгливости к больному и неприязненного отношения к своей работе. Нужно умело использовать слово как важный психотерапевтический фактор. Во время манипуляции следует поддерживать контакт с больным, осведомляться о его самочувствии, неприятных ощущениях.

Желательно любую интимную манипуляцию выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного соседа, да еще в непривычной позе, дополнительные запахи, техника самой манипуляции служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости, обнажать тело больного, особенно его «закрытые зоны». Для прикрытия рекомендуется пользоваться специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше отгородить ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщинами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.

Тактика общения с пациентом зависит от того, какой этико-правовой формы взаимоотношений придерживается медицинский работник. Если прежде информирование пациента ставилось в зависимость от желания медицинского работника, то в новых формах взаимоотношений получение информации становится правом пациента. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее - «Основы»), где сказано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения и связанным с ними риском, если таковой имеется.

В то же время право на полную и правдивую информацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицин-

ской этики, идущим от Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, соблюдать осторожность при сообщении информации, давать ее в тактичной и доступной форме, чтобы избежать так называемой информационной, или психогенной ятрогении.

Широко обсуждается в медицинской этике принцип информированного согласия, то есть осознанного добровольного согласия пациента на определенное обследование и лечение, которое врач должен получить перед началом лечения. Этот принцип дает пациенту возможность сделать сознательный выбор, разделить ответственность за исход лечения между медицинскими работниками и пациентом. При анализе этой важной проблемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих - информированность и согласитель-ность. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание пациентами того, что имеет место. Согласительный компонент делает упор на добровольность принятия решения.

Информированное согласие предполагает, что каждый человек считается хозяином своего тела и может, если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмешательство и даже спасающую жизнь хирургическую операцию. В традиционной медицинской этике считалось, что медицинский работник обязан сохранить жизнь и тем обеспечить благо пациента. Сегодня же с созданием эффективных жизнеподдерживающих методов и аппаратов, положение изменилось: сохранение жизни и обеспечение блага пациента могут вступать в противоречие друг с другом. Возникла проблема, одна из самых острых в медицинской этике, имеющая не только медицинское, этическое, но и мировоззренческое, общефилософское содержание. Принцип информированного согласия закреплен в ст. 32 «Основ». В ст. 33 «Основ» предусматривается право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.

При обсуждении вопроса об информированном согласии большое внимание обращается на компетентность больного, дающего согласие, и на способы оценки его компетентности. Компетентным признается лицо, способное понимать существо и последствия избранного им способа лечения. К ним нельзя относить маленьких

детей, лиц, находящихся в коматозном состоянии, под действием лекарств и др.

При сообщении прогноза, особенно неблагоприятного, медработник должен быть предельно тактичным. Решение в каждом случае должно приниматься индивидуально исходя из психологического и физического состояния больного, характера заболевания, его тяжести, наличия у больного близких и их отношения к больному. Здесь на первый план выступает такой принцип медицинской этики, как правдивость. Существует правило, что взрослому компетентному пациенту при его желании в деликатной форме можно сообщить диагноз и прогноз, детям диагноз тяжелого заболевания и неблагоприятного прогноза не сообщают, но родители должны получить полную информацию. Однако многие опытные врачи и медицинские сестры советуют «дозировать» сообщения прогноза при неизлечимых болезнях, делать их в корректной форме, не обещать чуда, но и не отнимать надежду.

Особую проблему в клинической деятельности медицинских работников представляет собой ятрогения - болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

Введение в медицинскую практику средств интенсивной лекарственной терапии, появление инвазивных методов диагностики, сложнейших методик хирургического вмешательства привело не только к успехам медицины, но и ко многим проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и патологические процессы, возникновение которых связано с действиями медицинских работников. В развитии психогенной ятрогении во многом виноваты врач или медсестра. Психогенных ятрогений будет тем меньше, чем лучше медицинский работник станет соблюдать этические правила беседы с пациентом, следовать принципам медицинской этики.

Одно из важных условий, влияющих на все разделы деятельности медицинского учреждения, - взаимоотношения в коллективе. Психологический климат в коллективе зависит от многих факторов: социальных, организационных, личностных. Медицинский коллектив в психологическом отношении представляет собой одну из сложнейших социальных групп. Это связано с большой напряженностью работы медицинских работников, повышенной ответственностью за жизнь человека, неадекватностью оценки труда медицинских работников обществом и государством, преобладанием в коллективе женщин, более эмоциональных, чем мужчины, к тому же часто обремененных домашними проблемами.

Один из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе - наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин их условно можно разделить на профессиональные, этические и возникшие по другим причинам. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.

15.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

В связи с большими достижениями в биологической и медицинской науке и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. медицинский работник иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттером в 1969 г., по его определению биоэтика - это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.

Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной областью знаний, она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Центрально в биоэтике отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность, поэтому иногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Основные проблемы биомедицинской этики отчасти перекликаются, а иногда дополняют проблемы классической медицинской этики:

Право на жизнь;

Аборт, контрацепция, стерилизация;

Новые репродуктивные технологии;

Право на смерть, эвтаназия;

Медико-биологические эксперименты на человеке;

Генетика, генные технологии;

Трансплантация органов;

Психиатрия и права человека;

Моральные проблемы ВИЧ-инфекции;

Межпрофессиональные отношения в медицине;

Проблемы социальной справедливости в медицине.

Медицинская сестра, работающая в специализированных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь женщинам, не может не задумываться об этических аспектах искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, являющихся современными формами медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Скажем, является ли аборт нарушением основного принципа медицинской этики - «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы зависят от образа мыслей, конфессиональной принадлежности медицинской сестры.

Одна из важнейших проблем, связанных с новыми биотехнологиями, - искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба будущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, где вмешательство носит характер терапевтической помощи, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента. Искусственное оплодотворение не вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законодательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг медицины - помочь ей в этом.

Спорный и уязвимый с точки зрения биоэтики момент - метод суррогатного материнства, когда оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины

(социальной или суррогатной матери), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его биологическим родителям. Таким образом, становится очевидной манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание и жизненное внутриматочное обеспечение (что в будущем может иметь последствия и на психическом уровне) от третьего лица - суррогатной матери. Все это способствует ряду злоупотреблений в отношении не только брака, но и ребенка, с которым обращаются не как с личностью, имеющей право знать собственных родителей и идентифицировать себя с ними.

Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клонирования человека. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, философы, священнослужители. Высказываются две противоположные точки зрения. Первая - клонирование морально этично и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта технология открывает путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая - клонирование аморально и небезопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет экспериментальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут уродства или умственные задержки, кроме того, могут появиться самые непредсказуемые злоупотребления.

Для медицинской сестры, работающей в специализированных учреждениях хирургического профиля, может оказаться немаловажной выработка этической позиции по отношению к такому важнейшему достижению медицинской науки ХХ в., как трансплантология. Сегодня пересадки затрагивают практически все жизненно важные органы: почки, сердце, печень, поджелудочную железу. Однако трансплантология породила много сложных этических и правовых проблем, связанных с определением прав и обязанностей донора и его родственников, реципиента и медицинских работников, всех нюансов их взаимоотношений. Кроме того, сложнейшей проблемой остаются условия получения информированного согласия, определения и констатации смерти мозга, проблем распределения донорских органов и соблюдения принципа социальной справедливости, защиты жизни донора и реципиента, сохранения идентичности личности. В настоящее время главным правовым документом в этой области в России служит «Закон РФ о трансплантации органов и (или) тканей

человека» (1992). В нем отражены принципы трансплантации человеческих органов. В то же время данный закон не вполне совершенен и не дает ответа на все этические вопросы.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических проблем - проблема эвтаназии, то есть намеренного ускорения наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Иными словами, эвтаназия - это преднамеренное убийство человека (по его просьбе). Различают две основные формы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия - это преднамеренное применение медицинскими работниками каких-либо средств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназии также относят самоубийство при помощи врача, который предоставляет больному средства для прекращения жизни. Пассивная эвтаназия - отказ от поддерживающего лечения, которое или совсем не начинают, или прекращают на определенном этапе.

В «Основах» существует специальная ст. 45 «Запрещение эвтаназии». В ней говорится: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни». Аналогичная позиция содержится и в «Этическом кодексе медицинской сестры России». Эвтаназия противоречит и религиозной этике всех основных конфессий, и классической медицинской этике, в частности клятве Гиппократа, однако этот вопрос не может считаться окончательно решенным.

В современных условиях роль медицинской сестры неизмеримо возросла. Из пассивного помощника врача, лица, осуществляющего простейшие лечебные процедуры и уход за больными, медицинская сестра становится значимой фигурой современного здравоохранения. Она приобретает большую самостоятельность, стоит ближе к больному, чем врач. Это особенно отчетливо проявляется, например, в хосписах, так как инкурабельные больные более других нуждаются в милосердной сестринской помощи, в психологической и духовной поддержке.

Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинской сестры должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной

работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятий «медицинская этика» и «деонтология». В чем различие и что общего между ними?

2.Почему соблюдение этических норм имеет особенно большое значение в профессии медицинской сестры?

3.Назовите основные аспекты классической медицинской этики.

4.В каких международных и отечественных этических документах зафиксированы принципы медицинской и биомедицинской этики в применении к профессии медицинской сестры?

5.Какие основные требования к медицинской сестре предъявляет Этический кодекс медицинской сестры России?

6.Раскройте суть и разъясните важность соблюдения принципа конфиденциальности. По отношению к кому он должен соблюдаться?

7.Каковы этические правила беседы с пациентом?

8.Каковы этические правила проведения инвазивных лечебных и диагностических процедур?

9.Какие этические правила следует соблюдать при проведении интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма?

10.В чем суть принципа информированного согласия? Каков порядок его соблюдения? Ваше отношение к принципу информированного согласия?

11.Что такое ятрогения? В чем причины ее возникновения? Какие виды ятрогений вам известны?

12.В чем суть принципа социальной справедливости при оказании медицинской помощи?

13.Эвтаназия и ее этическая оценка. Ваше отношение к эвтаназии.

  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Медицинская этика и деонтология.

    Соблюдение медицинской этики и деонтологии должно лежать в основе деятельности любого медицинского учреждения и пронизывать все моменты работы врача, медсестры, фельдшера и т.д.

    Деонтология - учение о долге, основанное на принципе «соблюдения долга» (греч. deon – должное + logos). Термин «деонтология» введен в философию И.Бентамом . Деонтология базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка , соблюдении некоторого набора правил , устанавливаемых сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей человека для обязательного исполнения.

    Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики. В современной медицине употребляются и термин «медицинская этика» , и термин «медицинская деонтология» ; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других, работающих в медицине специалистов, а термин «деонтология медицинская» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

    Основными нормами медицинской этики и деонтологии должны быть следующие:

    непричинение вреда больному

    справедливость

    правдивость

    компетентность (специалиста любого уровня)

    приватность (неразглашение сведений о частной жизни)

    конфиденциальность (соблюдение медицинской тайны)

    предоставление пациенту благодеяний

    соблюдение принципов «автономии» пациента

    Взаимоотношения врача и больного

    Ведущая роль во взаимоотношениях врача и больного, как свидетельствует многочисленные работы, посвященные изучению данной проблемы, имеют личностные и характерологические качества , определяющие их поведение, мотивация деятельности врача, ожидания пациента.

    Обращение больного к врачу обусловлено стремлением получить качественную медицинскую помощь . При выборе врача он имеет определенную свободу и опирается при этом на представления об идеальном враче, сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача.

    Важной составляющей профессиональной деятельности медицинского работника является наличие такого качества, как эмпатия – способность сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Во время общения с пациентом у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить страдания больного человека.

    Медицинская тайна.

    Конфиденциальность – норма этики и права, запрещающая медицинским работникам разглашать определенную информацию. В том или другом виде норма конфиденциальности имеется в многочисленных кодексах профессиональной этики медицинских работников, юристов, психологов, журналистов и т.д. Данная норма распространяется на всех лиц, которые в силу своего служебного или профессионального положения стали обладателями указанной информации. Оглашение медицинской информации допустимо лишь с открытого согласия пациента или в случаях, прямо предусмотренных законом.

    Сохранение медицинской тайны является одним из самых важных вопросов медицинской деонтологии. По роду своей деятельности врач часто становится обладателям множества биографических, часто самых сокровенных, интимных сведений о больном. В настоящее время основы учения о врачебной тайне формируются следующим образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие либо сведения, касающееся больного, без его согласия, если таковые почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашении их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, врач, узнавший от больного сведения, представляющие опасность для общества , обязан выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации

    В медицинской практике встречаются как прямые, так и косвенные нарушения медицинской тайны. Прямые связаны с недобросовестностью работников, нарушением ими этических норм. Косвенные могут быть связаны с небрежным хранением документов, использованием всякого рода справок не по назначению (передача случайным лицам).

    Врачебные ошибки:

    Понятием «врачебные ошибки» обычно определяют действия медицинских работников, приводящие к негативным последствиям в состоянии здоровья человека или неблагоприятным исходам.

    Действия врача, связанные с неблагоприятными последствиями, обычно делят на 3 группы:

    несчастные случаи

    врачебные ошибки

    профессиональные преступления

    Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват.

    Под врачебными ошибками понимают ошибки, произошедшие по вине медицинского работника вследствие недостатка его образования или опыта работы. Обычно они связаны с какими-то объективными или смягчающими вину обстоятельствами, например, отсутствие практического навыка, плохие условия для оказания медицинской помощи, несовершенные методы исследования и т.д.

    Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами. Разница между врачебной ошибкой и профессиональным преступлением состоит, по существу, в причинах и условиях их возникновения.

    Взаимоотношения в медицинском коллективе.

    Отношения медработника со своими коллегами являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное воздействие, как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников.

    В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей, организационная структура весьма консервативна и традиционна, общим требованием является соблюдение субординации. Для поддержания благоприятного социально-психологического климата медицинским работникам необходимо быть взаимовежливыми, доброжелательными, уметь оказывать товарищескую помощь и не превышать свои должностные обязанности.