Что интернет-магазину делать с логистикой? Крупнейшие компании отрасли. Открытие пункта выдачи заказов по франшизе

Сложные времена. Сам рынок e-commerce продолжает расти, но количество игроков снижается: крупные сливаются друг с другом, мелкие не выдерживают конкуренции с гигантами. Уровень конкуренции при этом остается высоким за счет перехода в интернет офлайн-игроков. На электронную коммерцию приходится всего 2% (по некоторым оценкам - 5%) от российского объема розничных продаж. Но ее доля будет увеличиваться по мере дальнейшего проникновения интернета в регионы. Значит, ниша e-commerce по-прежнему перспективна.

Логистика - один из трех китов, на которых базируется жизнеспособность интернет-магазина (наряду с закупкой товара и маркетингом). Для начинающего предпринимателя это один из самых сложных бизнес-процессов. Из-за этого закрывается очень много бизнесов.

В онлайн-ритейле логистика делится на три основных блока: движение товаров от поставщика, хранение на складе и перемещение со склада к покупателю (так называемая «последняя миля до клиента»). В каждом из них нужно делать выбор: делать все самому или отдать на аутсорсинг.

Это решение зависит от размеров бизнеса и того, чем торгует магазин. Маленький интернет-магазин со скромными объемами продаж старается справиться с логистикой собственными силами. Когда заказы начинают исчисляться сотнями, появляется потребность в сторонних логистических сервисах. Если интернет-магазин превращается в гиганта, ему выгоднее выстраивать собственную логистику и даже покупать логистических операторов.

Консультанты по электронной коммерции советуют просчитывать экономику использования b2b-сервиса на пару лет вперед. Компания E-commerce Fitness рекомендует такую формулу:

Слайд из презентации консалтинговой компании E-commerce Fitness

Полностью делегировать логистику позволяет фулфилмент (англ. fulfilment - выполнение, исполнение). Это комплексная услуга, при которой логистический оператор берет на себя прием товаров от поставщика, хранение, комплектацию, упаковку, организацию доставки, прием денег покупателей и обработку возвратов. Благодаря такому аутсорсингу интернет-магазин может полностью сконцентрироваться на маркетинге и продажах.

Так и поступают те, кого устраивают расценки на логистические услуги. Компании E-commerce Fitness и Create в рамках проекта E-commerce Solutions составили исчерпывающий список b2b-сервисов для интернет-магазинов . В этом материале мы приводим те из них, которые имеют отношение к логистике.

Закупочная логистика

На уровне взаимоотношений с поставщиком есть два варианта - оптовая закупка или прямая поставка (дропшиппинг). В первом случае интернет-магазин закупает товары партиями и привозит на склад, во втором - забирает товар со склада посредника уже после получения заказа. Обе схемы имеют свои недостатки. При оптовых закупках придется оплачивать содержание (или аренду) склада, иметь деньги для закупки оптовых партий продукции и нести убытки при падении спроса на закупленный товар. При дропшиппинге могут быть проблемы с наличием, сроками доставки и качеством товара.

Если схема дропшиппинга работает идеально (данные о наличии всегда верны, товар легко можно забирать маленькими партиями), значит, скоро в эту нишу придут сотни конкурентов и уничтожат вашу прибыль. Об этом предупреждает управляющий партнер компании E-commerce Fitness Ефим Алдухов. «Это можно наблюдать на рынке электроники: за полгода закрылось пять достаточно крупных интернет-магазинов с очень сильными технологиями, - рассуждает он. - Логистика должна быть проблематичной. Это порог для входа в бизнес».

Главная проблема дропшиппинга - актуальность данных о наличии на складе. Продав товар, которого нет на складе, вы теряете доверие клиента и маркетинговый бюджет, потраченный на его привлечение. «Если нет возможности получать актуальные данные, надо или закупать товар себе на склад, или закрываться, или иметь сверхмаржу», - уверены в E-commerce Fitness.

Интернет-магазины считают работу с поставщиками наиболее чувствительной для своего бизнеса (по сравнению со складской логистикой и «последней милей»). К такому выводу пришли аналитики Data Insight. Согласно их январскому исследованию , не более 10% опрошенных согласны отдать на аутсорс получение цен и остатков, заказ и резервирование товара, оприходование и учёт.

Складская логистика

На уровне складского хранения у владельца онлайн-магазина есть три альтернативы - собственный склад, аренда склада или хранение в фулфилмент-центре.

Несмотря на падение рынка коммерческой недвижимости из-за кризиса, для покупки и содержания собственного склада требуются значительные инвестиции. Так что для небольшого и только открывающегося бизнеса этот вариант явно не подходит. Забивать товарами собственную квартиру или офис (при наличии) получится только на самом старте.

Аренда складов также подешевела из-за кризиса и массового оттока арендаторов. Традиционные долларовые ставки сменились более предсказуемыми рублевыми. При этом обедневшие девелоперы замедлили ввод новых складских мощностей. В будущем это может привести к дефициту и очередному скачку цен.

Если вас пугают перипетии со складской недвижимостью, можно отдать задачу хранения на аутсорс в рамках фулфилмента. Российские предприниматели еще не привыкли к делегированию хранения так, как к аутсорсу доставки. Этот рынок еще молод: первые игроки появились в 2011 году.

По данным J’son & Partners Consulting, в России фулфилмент предлагают около 60 компаний. Наибольшими складскими мощностями обладают Itella, Arvato, eTraction, Beta Production и Ozon Production. Объем рынка фулфилмента в 2014 году достиг в 7,8 млрд рублей, а к 2018 году вырастет до 13,3 млрд.

Фулфилмент позволяет онлайн-продавцам сэкономить на хранении, IT и персонале, диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорить комплектацию заказа и расширить выбор вида доставки и оплаты товара. Недостатки схемы - зависимость от фулфилмент-оператора и затруднение обработки возвратов.

У интернет-магазина с масштабом от 1 до 500 отправлений в месяц нет необходимости выстраивать логистические процессы - подготовка отправлений может быть дополнительной функцией сотрудников. Так считает гендиректор российского подразделения международного фулфилмент-оператора Arvato Михаэль Печке. Если месячный объем отправлений составляет от 500 до 3 тысяч, то фулфилмент можно организовать самостоятельно, поручив это отдельным сотрудникам.

Передавать фулфилмент на аутсорс, по мнению Печке, имеет смысл при объеме отправлений от 3 до 40 тысяч в месяц. При большем масштабе стоит заняться фулфилментом как отдельным бизнес-процессом и предоставлять эту услугу другим магазинам.

Опрос Data Insight показал, что лишь треть интернет-магазинов готовы отдать на аутсорс складские процессы: хранение, комплектацию и доставку от поставщиков.

Результаты опроса Data Insight

В каталоге E-commerce Solutions перечислены 16 фулфилмент-операторов, которые специализируются на электронной коммерции:

  1. Fastery - ориентирован на малый бизнес
  2. Reworker - комплексная обработка заказов для интернет-магазинов
  3. «Бета продакшн» - фулфилмент для каталогов, телемагазинов, интернет-магазинов, дистрибьюторов и производителей товаров народного потребления
  4. eTraction - комплексные услуги по созданию, управлению и развитию интернет-магазинов модной одежды, обуви и аксессуаров в России для владельцев торговых марок, производителей и дистрибьюторов
  5. «В2С Платежи и Логистика» - курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза по России, колл-центр и фулфилмент
  6. Shop-logistics - служба доставки для интернет-магазинов
  7. Arvato комплексные услуги для отраслей, ориентированных на потребителя
  8. SPSR Pick&Pack - полная автоматизация логистики, склад класса «А» на 6 тысяч кв. метров, собственная служба доставки с охватом более 6 тысяч населенных пунктов, собственный колл-центр
  9. СДЭК - международная и внутрироссийская экспресс-доставка документов и грузов с возможностью фулфилмента
  10. Outpost-spb - организация пунктов выдачи заказов, доставка, упаковка, услуги колл -центра, кассовое обслуживание, организация общения с клиентами, презентация товаров
  11. «ЯмБокс» - международные и внутрироссийские грузоперевозки, складская логистика, таможенное оформление, сертификация товаров и фулфилмент
  12. Itella - российское подразделение финского логистического оператора обслуживает крупные международные бренды и их интернет-магазины в России (ответственное складское хранение и обработка, сопутствующие услуги на складе, доставка в интернет-магазины)
  13. Soyuzgroup - полный спектр услуг от создания сайта на платформах Hybris, Magento, Venda and ATG до фулфилмента операций и CRM
  14. KupiVIP E-Commerce Services - создание и обслуживание интернет-магазинов по полному циклу: фулфилмент и выход брендов в онлайн
  15. Ozon Production - подразделение холдинга Ozon, которое предоставляет услуги фулфилмента
  16. «ИдеаЛоджик»

Транспортная логистика

На уровне доставки товара до клиента есть три варианта - аусорсинговая доставка, собственная доставка и точки выдачи.

Делегирование доставки позволяет сэкономить на зарплате курьерам, но не гарантирует качества доставки и обслуживания. Кроме того, предпринимателей смущают задержки в перечислении средств покупателей, долгий возврат отказов и, конечно, цена логистических услуг.

Для создания собственной курьерской службы нужны не только курьеры, но и программные средства для автоматизации процесса. Точки самовывоза удобны не для всех покупателей, а почтаматы могут отпугнуть консерваторов (зато работают круглосуточно).

«Последняя миля» - тот этап, который большинство онлайн-ритейлеров готовы и уже привыкли отдавать на аутсорс. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году 41% товаров были доставлены курьерской доставкой, 39% - Почтой России, 11% - получены в пунктах выдачи заказов, 8% - получены в магазинах.

Опрос предпринимателей показывает, что они готовы мириться с рисками и недостатками внешней курьерской службы. Однако, по мере роста среднего чека и узнаваемости бренда интернет-магазин все больше задумывается о собственной службе доставки, ведь клиент судит о компании по курьеру. Выгода аутсорсинга доставки исчезает по мере увеличения среднего веса заказа - тарифы на доставку тяжелых и негабаритных грузов могут обходиться дороже собственных курьеров.

Выбор способа доставки зависит также от товарной категории. По наблюдениям аналитиков Data Insight, курьеры чаще всего доставляют мебель, продукты питания, зоотовары, обувь, медицинские препараты и бытовую химию. Доля самовывоза наиболее высока в сегментах электроники, бытовой техники (видимо, из-за габаритов и дороговизны доставки) и запчастей. Почтовая доставка наиболее популярна при покупке одежды, косметики, парфюмерии, сувениров и товаров для рукоделия.

Аутсорс позволяет легко масштабировать бизнес и увеличить географический охват. Если в пределах своего города интернет-магазин еще может выстроить экономически эффективную службу доставки, то для продаж в регионы и тем более за рубеж понадобятся посредники.

«Если магазин выходит в регионы, то он вряд ли сможет обойтись без Почты России, потому что она покрывает всю страну», - говорят в Data Insight. Бизнес признает, что сегодня государственный оператор работает куда лучше и быстрее, чем раньше. И все же эксперты советуют предпринимателям выходить в регионы, заручившись поддержкой сразу нескольких логистических партнеров.

Критериями выбора обычно выступают география доставки, цена вопроса и функционал (например, для ритейлеров одежды критична опция примерки). С точки зрения географии операторы доставки делятся на локальных, российских и международных. Для доставки крупногабаритных грузов хорошо подходят транспортные компании.

Гендиректор компании TopDelivery Глеб Никулин рекомендует выбирать оператора не по цене, а по итоговой стоимости одной доставки. В коммерческом предложении не всегда прозрачно прописаны правила тарификации услуг, предупреждает он.

Глеб Никулин

гендиректор компании TopDelivery

В зависимости от оператора платными или бесплатными могут быть: доставка, возврат, прием наличного и безналичного платежа, страховка, повторный выезд курьера, возврат, проверка вложений получателем, частичный выкуп заказа, e-mail- и sms-уведомления, стоимость забора со склада магазина, переупаковка на складе, надбавки за доставку вечером и в выходные дни. Все эти параметры влияют на конечную стоимость доставки за один выкупленный заказ. Обычно магазины интересуются только стоимостью доставки и приемом платежа. За все остальное они либо платят, не задумываясь, либо не замечают, что платят больше, чем планировали.

Обязательно интересуйтесь тем, как построен процесс доставки: как заказывать забор со склада, как считать срок доставки, как построены коммуникации с получателями, как считать срок возвратов посылок, каковы правила перевода денежных средств. Советую внимательно читать договоры и регламенты - там есть ответы на многие вопросы.

После начала работы с оператором доставки на первый план выходят количество жалоб клиентов, процент вовремя доставленных заказов, реальный срок перевода денежных средств, реальные сроки доставки и работа службы поддержки.

Магазины среднего размера предпочитают комбинировать несколько вариантов доставки: собственные курьеры, несколько курьерских компаний (одна основная, одна дублирующая, одна для работы с регионами), Почта России.

Курьерская доставка напрямую влияет на финансовые показатели интернет-магазина. Чем выше скорость доставки и процент выкупа, тем больше он заработает. Гендиректор компании «МаксиПост» Алексей Прыгин предостерегает начинающих: ошибка в выборе оператора приводит к существенным потерям.

Алексей Прыгин

гендиректор компании «МаксиПост»

Нужно выяснять у потенциального подрядчика сроки доставки по Москве и регионам, скорость возврата денег за выкупленный товар, процент выкупа посылок (который компания обеспечивает в среднем по вашему сегменту), региональный охват, наличие собственных филиалов и, разумеется, цену вопроса. Важен уровень клиентского сервиса - возможность и готовность идти навстречу заказчику (хотя этот показатель выявляется уже на практике).

Внимательно читайте договор - это сводит к минимуму неприятные сюрпризы. Так вы четко будете знать, чего ожидать от исполнителя, а что нужно делать самому, чтобы поддерживать процесс доставки на стабильно высоком уровне. Сделайте все, чтобы убедиться в надежности поставщика: спросите рекомендации, узнайте, кого обслуживает курьерская компания, и обратитесь к коллегам по цеху напрямую. Посетите склад - он расскажет вам о качестве работы оператора и о других его заказчиках.

Страхуйте риски и не ведитесь на подозрительно низкие тарифы. Демпинговать могут только крупные компании, которые покрывают издержки за счет больших оборотов. Маленькой компании выручки на покрытие расходов может не хватить. Чтобы поправить свои дела, она может залезть в ваш карман. Золотое правило - «не кладите все яйца в одну корзину», то есть работайте с несколькими службами. Если у вас небольшие объемы и нет возможности делить их на двух подрядчиков ежедневно, составьте график и передавайте заказы от одной службе к другой попеременно (например, через день). Если одна из служб стала регулярно задерживать выплаты, перебрасывайте все объемы в другую компанию.

В каталоге E-commerce Solutions представлены 27 служб курьерской доставки, семь транспортных компаний и девять международных логистических служб.

Курьерская доставка

  1. Почта России - универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории страны
  2. EMS Russian Post
  3. TopDelivery - логистическая сеть с охватом 2700 населенных пунктов в 44 регионах от Москвы до Владивостока, а также 53 пункта самовывоза. Интеграция через API, XML, CSV или работа через личный кабинет, sms и e-mail-оповещения, согласование по телефону, прием наличных и др.
  4. DPD - 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, подразделения в странах СНГ, а также часть интегрированной сети доставки DPD в Европе. Собственное решение по интеграции для интернет-магазинов и онлайн-сервис по управлению доставкой для получателей
  5. «КурьерСервисЭкспресс» - курьерские, складские и таможенные услуги различных видов
  6. «МаксиПост» - курьерская доставка по России и пункты выдачи заказов в 86 городах
  7. Ademar - курьерская доставка в города РФ
  8. Maxima-Express - прием, доставка и выдача заказов для компаний дистанционной торговли, собственная транспортно-логистическая компания и сеть из более 120 пунктов самовывоза по Москве и Московской области
  9. Grastin - три филиала - в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, 11 пунктов выдачи заказов
  10. «Посылыч» - специализируется на интернет-торговле
  11. FSD - служба доставки для интернет-магазинов в города РФ
  12. Box2Box сеть пунктов самовывоза для быстрой доставки заказов в города с населением менее 100 тысяч человек, инструменты интеграции, автоматизации доставки, повышения конверсии интернет-магазина, доставка, наложенный платеж, API, виджеты
  13. «В2С Платежи и Логистика» - курьерская доставка и сеть пунктов самовывоза в 70 регионах России
  14. СДЭК - организация перевозки грузов, деловой корреспонденции, товаров разных категорий, габаритов, ценностей по Москве, России и миру
  15. «СПСР-Экспресс» - полный комплекс услуг по доставке документов, мелкогабаритных, крупногабаритных и негабаритных грузов в любую точку России и за границу
  16. «О-Курьер» - дочерняя структура холдинга Ozon, которая объединяет доставку для интернет-магазинов по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Владивостоку и Твери и сеть пунктов самовывоза
  17. Pony Express - оператор с развитой производственной инфраструктурой в Москве, городах России и странах СНГ
  18. TNX Express - молодая курьерская компания, которая стремится покорить интернет-магазины качеством сервиса, скоростью доставки и пунктуальностью возврата денег
  19. DHL eCommerce - международная экспресс-доставка, транспортировка грузов воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом, складские решения от упаковки до ремонта и хранения, доставка почты по всему миру и другие логистические услуги
  20. «Вестовой» - доставка отправлений по Москве, Санкт-Петербургу и на всей территории России
  21. «Зест-Экспресс» - доставка грузов по Москве, Санкт-Петербургу, регионам России и странам СНГ
  22. «ИдеаЛоджик» - широкий спектр услуг от доставки заказов до комплексного решения логистических задач
  23. «Интеграл» - доставка заказов, корреспонденции, мелких товаров, посылок и подарков по Москве и области
  24. Axiomus - специализируется на доставке товаров для интернет-магазинов по Москве и Санкт-Петербургу
  25. «Почтальон Сервис» - курьерская доставка по Москве и области
  26. «Ольга и Ко» - фокусируется на документообороте между Москвой и Санкт-Петербургом, доставка всегда на следующий день
  27. Sky-Logistics - доставка товаров из интернет-магазинов в Москве и области

Транспортные компании

  1. DPD - курьерская доставка, доставка тяжелых грузов, международная доставка, складское хранение и кросс-докинг. 100 филиалов и сеть пунктов приема и выдачи посылок в России, СНГ и в Европе
  2. «Желдорэкспедиция» - железнодорожные, автомобильные перевозки и экспедирование сборных грузов на территории России
  3. «Пэк» - 108 филиалов, доставка грузов практически по всей территории России, Белоруссии и Казахстана
  4. «Деловые линии» - автомобильные перевозки, более 100 складов в 85 городах России
  5. «Скиф-Карго» - доставляет грузы по всей России
  6. «Главтрасса» - перевозка автомобильным транспортом сборных и генеральных грузов из Европы, сборных и генеральных грузов по России, а также забор грузов из портов Клайпеды, Гдыни, Гданьска
  7. Globalpost - главный офис находится в Москве, представительства и склады - в крупных городах Китая, Европы и США

Международные логистические службы

  1. DHL - экспресс-доставка по всему миру
  2. TNT - доставка документов, посылок и грузов в любую точку мира
  3. Fedex - экспресс-доставка более чем в 220 стран
  4. UPS - обслуживает более 200 стран и территорий в мире
  5. EMS Russian Post - филиал Почты России, который предлагает экспресс-доставку по России и в 190 стран мира
  6. «Гермес Экспресс» - доставка и экспресс-доставка документов, посылок и грузов по Москве, России и международным отправлениям
  7. Mailbrand - экспресс-доставка грузов и отправлений в любую точку мира
  8. Itella - крупный европейский логистический оператор - лидер рейтинга по обслуживанию международных перевозок (EALA)
  9. United Cargo Systems - работает в России, Германии, Турции, Финляндии, Италии, Эстонии, Китае и США

Автоматизация логистики

Интернет-магазины, которые предпочли выстраивать логистику самостоятельно, не обойдутся без специализированных логистических программ - систем управления складом (WMS) и сервисов автоматизации логистики.

Большинство интернет-ритейлеров использует офлайновые решения по управлению складом, плохо адаптированные для онлайн-бизнеса. Боль этого сегмента эксперты видят в том, что в нем нет продуктов для среднего рынка.

  1. «1С Склад» - автоматизация приема и учета товаров на складе
  2. «МойСклад» - первый в России облачный сервис управления торговлей и складом
  3. Lead WMS - решение по автоматизации склада от LogistiX
  4. Mycroft Assistant - система анализа и управления запасами, предотвращает затоваривание или недостаток товаров на складе

Выбрать оптимальный вариант помогают агрегаторы вариантов доставки. Они в едином окне принимают и распределяют заказы между курьерскими компаниями в зависимости от заявленных условий. Самым популярным сервисом такого рода был MultiShip, но компания не выдержала масштабирования после покупки Яндексом для сервиса Яндекс.Маркет. Сейчас на рынке работают CheckOut, DDelivery, Dinvio и другие.

* В расчетах используются средние данные по России

100 000 ₽

Стартовые вложения

15 кв.м.

Необходимая площадь

От 2 чел.

Количество сотрудников

3 - 7 мес.

Срок окупаемости

Всё большее распространение получает дистанционная покупка товаров. Уже не проблема посредством интернета заказать товар у продавца на другом конце света и получить его в кратчайшие сроки. Некоторые предприниматели внедряют систему покупки через сайт, а некоторые торгуют исключительно в интернете. Это удобно для пользователя, которому, не выходя из дома, нужно сделать покупку, это удобно и для предпринимателя, потому что он может предложить свои товары большой аудитории. Но вот на этапе доставки могут возникнуть сложности, потому что компания-продавец либо должна иметь свой outpost, либо курьерскую службу во всех городах.

Это предполагает большие затраты, при этом пункт выдачи заказов для одного магазина становится убыточным предприятием, да и курьеры не столь выгодны для компании. Крупные организации содержат курьеров или пункты выдачи заказов в первую очередь ради сервиса, который привлекает большое количество клиентов и позволяет охватить большой процент населения.

Но вот для более мелких предпринимателей подобные организационные структуры становятся чрезмерно большой статьёй расходов, и если нанять курьера в городе работы и там же открыть свой магазин ещё можно, то работать в других населённых пунктах уже не рентабельно. Проблема доставки товаров из интернет-магазина решается доставкой транспортными компаниями, но их цена не удовлетворяет многих клиентов. На основе всего этого можно оптимизировать работу всей этой системы, войдя в неё как посредник со своим собственным пунктом выдачи заказов множества интернет-магазинов.

Такое начинание можно смело отнести к малому бизнесу. Для начала нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, код (ОКПД 2) 47.91 Услуги по розничной торговле по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет. Предпочтительная форма – индивидуальный предприниматель, так как можно оформиться с меньшими временными затратами, да и сил на это потребуется меньше. Нужно помнить, что государственная пошлина не превышает 10 тысяч рублей, но может потребоваться до 20 за оформление всех бумаг и документов. Когда юридический вопрос решён, можно приступать к поиску помещения.

Здесь огромные площади не нужны, даже несмотря на то, что пункт выдачи заказов своего рода склад. Оптимальный размер помещения – 15 м 2 , этого хватит и для оператора, и для всех посылок. Суть в том, что долго товар залёживаться не будет, его забирают, как правило, в течение суток. Внутреннее обустройство также не обойдётся в крупную сумму, ведь всё, что нужно – это компьютер с выходом в интернет, кассовый аппарат и простая мебель для сотрудника. За 30 тысяч рублей можно полностью обустроить помещение. Сложнее будет с экстерьером, ведь пункт выдачи заказов должен иметь заметную вывеску и привлекать внимание. На это может понадобиться ещё 20 тысяч.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, за 50 тысяч рублей можно получить обустроенный пункт выдачи заказов, готовый к работе. Помещение лучше всего искать в центральных районах города, так как ехать на окраину не всем будет удобно, и человеку нужно предложить оптимальные условия для самовывоза. Многие клиенты вообще считают, что им товар должен доставить курьер, но такие отсеиваются сразу ещё при заказе в интернет-магазине, когда узнают об отсутствии такой возможности. Но а те, кто самостоятельно может забрать товар, хотят сделать это с минимальными затратами времени и сил. Из-за расположения в центре аренда помещения может достигать 15 тысяч рублей, а в крупных городах и ещё больше.

Впрочем, возможна ситуация и когда людям не принципиально откуда забирать заказ, это касается случаев покупки такого товара, который не представлен продавцами в городе или имеет значительно более низкую цену. В этом случае клиент поедет за ним даже в пригород.

Очень важным моментом является подбор сотрудника. Для одного небольшого пункта выдачи достаточно всего одного оператора , который будет заниматься выдачей товаров, но он должен быть честным человеком. Оператор несёт ответственность за все полученные посылки, и пропажа одной или нескольких из них навсегда испортит репутацию пункта выдачи заказов, и вернуть её будет очень непросто. При этом большая заработная плата у такого сотрудника не предусмотрена (не больше 20 тысяч рублей в крупных городах, в небольших населённых пунктах в два раза меньше), что даёт ему соблазн украсть посылку, стоимостью превосходящую несколько его зарплат. Чтобы этого не случилось, нужно брать людей с опытом работы и хорошими характеристиками, это хоть и не устранит риски, но значительно их снизить.

Также всерьёз нужно задуматься о найме курьера, особенно если пункт выдачи расположен в не самом удачном месте города. Некоторые клиенты согласятся переплатить за то, чтобы товар привезли им на дом, и для этого можно либо найти человека, либо заняться этим самому. В первое время заказов будет не слишком много, и потратить пару часов в день на развоз посылок можно, а в дальнейшем, когда бизнес начнёт развиваться, нанять дополнительного человека не составит труда. Поначалу лучше ориентироваться на клиента, предоставлять ему качественный сервис – зарабатывать себе имя.

Отдельно нужно отметить создание своего собственного сайта. При сотрудничестве с интернет-магазинами предприниматель будет иметь доступ к множеству каталогов самых разных фирм различных сфер продаж. Поэтому можно создать свой интернет ресурс, на котором в общем каталоге будут представлены товары всех партнёров, это позволит клиенту увидеть сразу множество товаров, которые можно забрать из одного места, партнёры получат дополнительную информационную и рекламную площадку, а владелец пункта выдачи заказов ускорит оборачиваемость своих средств и значительно увеличит уровень заказов. Свой сайт – хороший дополнительный доход, ведь на нём можно продавать товары не только компаний, с которыми налажено сотрудничество, но и многих других, работая здесь уже как непосредственный посредник. Если найти компании, которые предоставляют возможность доставки транспортными компаниями, но по каким-то причинам не хотят сотрудничать с пунктом выдачи, можно перепродавать их товар, делая небольшую наценку и экономя на консолидации перевозок. Подобное направление позволяет стать полноценным интернет-магазином, но данный вариант стоит рассматривать именно как перспективу развития, ведь поначалу это не будет целевой деятельностью. Также сайт можно использовать для предложения товаров партнёров, которые своего интернет-ресурса не имеют. В этом случае можно рассчитывать на более высокое комиссионное вознаграждение.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При этом вести сайт не обязательно из какого-нибудь офиса или из самого пункта выдачи заказов, достаточно оплатить хостинг и работать предпринимателю дома, сокращая издержки на содержание помещения и заработную плату программистам. При этом ввести в работу собственный интернет-портал нужно как можно быстрей – он станет хорошим местом для размещения своей рекламы, на нём должна быть форма, которую могут заполнять потенциальные партнёры. В таком виде бизнеса придётся общаться и сотрудничать с людьми именно посредством всемирной паутины, даже не видя вживую многих из них.


Очень важным направлением является развитие транспортной логистики . Вернее, возможность оценивать уровень логистического сервиса у разных поставщиков. В таком бизнесе придётся сотрудничать не только с интернет-магазинами, но и с транспортными компаниями, потому что своей службы перевозки интернет-магазины практически всегда не имеют. У них могут быть только налаженные отношения с тем или иным перевозчиком, но владельцу пункта выдачи заказов нужно самому оценить транспортную компанию, чтобы понять, будет ли благоприятным такое сотрудничество. Не каждый перевозчик ответственно относится к своей работе, умеет доставлять товар в точно нужное время. Причём поставщик должен привезти товар ни позже, ни раньше указанного срока. И если с опозданиями всё понятно, то неожиданный преждевременный завоз товара может лишить складских помещений или просто оставит товар лежать на полке, что не позволит принять заказ на новый. Клиента, конечно, не заставить забирать посылку в нужное пункту выдачи время, но найти поставщика, который привозит заказ именно тогда, когда необходимо – вполне реально.

Привлекательность любого интернет-магазина, а значит и пункта выдачи заказов, для клиента не в последнюю очередь зависит от сроков поставки. Даже недорогой перевозчик может оказаться неподходящим потому, что везёт очень долго (сотрудничать с почтой России нельзя ни в коем случае – через неё клиенты пусть заказывают сами). Оптимально выбирать с интернет-магазином выгодную для обеих сторон транспортную компанию, но многие продавцы уже имеют налаженные отношения с тем или иным перевозчиком. Как правило, с совсем недобросовестными или необоснованно дорогими компаниями никто не сотрудничает, но вполне вероятна ситуация, когда интернет-магазин отказывается выбирать более перспективного перевозчика в угоду текущему. Да и в дальнейшем нужно постоянно смотреть за рынком перевозчиков, чтобы по необходимости выбрать нового.

Но самая важное в таком бизнесе, первооснова – это партнёры, интернет-магазины, товар которых и будет поставляться в outpost . Если в распоряжении есть только небольшое помещение без специализированного оборудования для размещения товаров, требующих особых условий хранения (о котором и велась речь несколько выше), то это здорово ограничивает список компаний, с которыми можно начать сотрудничество. Впрочем, товары со специальными условиями хранения и перевозки редко заказывают через интернет. Самая распространённая продукция – косметика, техника, автомобильные запчасти, украшения и сувениры. Именно с интернет-магазинов стоит начать, предлагая им свои услуги.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Тут нужно отметить, что если пункт выдачи заказов открывается в небольшом городе, то сотрудничать получится только с компанией, которая подобные пункты открыла (или с которыми уже сотрудничает) во всех крупных городах, иначе она просто будет не заинтересована в обеспечении рынка небольшого населённого пункта подобной услугой. В мегаполисах же вполне реально открыть outpost, которым заинтересуются многие интернет-продавцы. Можно работать только в одной сфере, но тогда помещение наверняка будет простаивать, поэтому лучше делать универсальный пункт выдачи заказов интернет-магазинов разной тематики. И поначалу лучше пытаться найти как можно больше партнёров, потому что заботиться нужно в первую очередь о себе, и оборачиваемость товаров в пункте выдачи заказов должна быть очень большой, чтобы дело приносило прибыль. Когда заключается договор, продавец на своём сайте выставляет возможность заказать товар с прибытием в outpost. Вариант доставки таким образом должен выгодно отличаться (даже если цена выше некоторых других вариантов, должен быть значительный выигрыш в скорости). Магазин формирует партию груза и отправляет её перевозчиком, который «до двери» доставляет его в пункт выдачи заказов. А уже оттуда клиент забирает его самовывозом либо заказывает курьера.

Значительным препятствием для заказа товара через интернет для клиента является невозможность увидеть товар воочию, осмотреть его и определить, нравится ли он/нужен ли. Это останавливает многих людей, которые не хотят потратить деньги на оказавшуюся неподходящей вещь. Именно поэтому через интернет заказывают, как правило, недорогие товары, чтобы не было в случае неудачного выбора жалко потраченных денег. Устранить эту проблему можно возможностью возврата товара (этот пункт вообще прописан в потребительском законе, но не все продавцы добросовестно его исполняют). В крайнем случае, товар можно забирать, чтобы потом продать самому, а не отправлять обратно продавцу – это чрезмерно большие транспортные расходы.

Но хорошей идеей может стать открытие не стандартного пункта выдачи заказов, а так называемого «show-room». Это комната, в которой представлены образцы продаваемых изделий, и человек может предварительно ознакомиться с товаром, прежде чем заказать его. Часто их открытие осуществляется магазинами по продаже одежды, ведь подобрать её особенно сложно, не примерив. Однако можно выставить витрины с разными видами товаров.

Но такое начинание потребует значительно бо́льших вложений. Так если обычный outpost потребует не больше 100 тысяч рублей на своё открытие, то show-room может обойтись в несколько раз больше ввиду съёма значительных помещений и их оборудования. Однако такая идея может привлечь много людей, и её стоит обсудить с продавцом.

Ещё одним из вариантов открытия такого бизнеса можно назвать «постаматы ». Они представляют собой шкаф с ячейками, в которые поставляется товар, а покупателю сообщается номер ячейки и код для её открытия. Такое оборудование обойдётся даже дешевле, чем обычный пункт выдачи, для него не нужен человек-оператор, да и располагать его можно не только в специально снимаемом помещении, а в каком-нибудь торговом центре или гипермаркете. Подобное начинание можно назвать перспективным и не затратным делом, которое в будущем может вполне заменить обычные пункты выдачи. Единственное ограничение – слабое доверие покупателей к такой форме выдачей заказов, да и претензии предъявить в случае несоответствия сложно. И нельзя исключать вероятность взлома ячеек, если только они не находятся под видеонаблюдением или охраной. Но в общем и целом, этот способ можно рассматривать как развитие своей сети пунктов выдачи заказов.

Чем же выгоден пункт выдачи заказов, выступающий как посредник между продавцом и покупателем?

    Для продавца. Возможность без лишних затрат увеличить свою торговую сеть и начать торговлю во многих городах страны. Интернет-магазин может находить в каждом из городов частный outpost, чтобы не заботиться о передаче товара в руки покупателя. В случае каких-либо проблем продавец получает всю необходимую информацию.

    Для посредника. С минимальными затратами на открытие и при небольших ежемесячных платежах получать деньги буквально за воздух – посредническая деятельность всегда была достаточно выгодным направлением. Владелец пункта выдачи заказов получает совсем скромное агентское вознаграждение (1-1,5% от суммы товара, но этот показатель меняется в зависимости от востребованности товара), но при высокой оборачиваемости и больших количествах поставок доход становится существенным.

    Для покупателя. Это возможность купить товар либо по значительно более низкой цене, либо товар, которого в его городе нет, при этом забрать его можно самостоятельно и тогда, когда это удобно. За счёт консолидации грузов достигается наиболее оптимальная цена доставки, поэтому клиент за поставку платит на порядок меньше, чем если бы он самостоятельно заказывал этот товар через транспортную компанию. Сроки при этом сохраняются наиболее оптимальными, то есть такая доставка – хорошее соотношение цены и качества доставки.

"Странная услуга для покупателей секс-шопов". Так еще пять лет назад многие в российской ecommerce представляли себе доставку в постаматы.

Постаматная доставка появилась в России в конце 2010 года, когда одновременно начали разворачиваться сразу две сети – PickPoint и Logibox. В 2014-2015 "ящики" пережили короткий бум. На рынке появились операторы Pulse Express и InPost. А потом в 2016 схлопнулись сразу два из четырех ключевых игроков – Logibox и InPost. В нише остались лишь две компании (PickPoint и Pulse Express) плюс локальный петербургский доставщик – "Телепорт". И хотя интерес пользователей к доставке в постаматы , а в Европе постаматные сети накрыли уже огромную территорию,- в России эта ниша пока притормаживает в развитии.

Мы разобрались, почему это так, в спецпроекте Oborot. ru .

Кто есть кто на рынке?

PickPoint , он же ООО "Сеть автоматизированных пунктов выдачи" (это юрлицо указано на сайте сервиса) на 100% Pickpoint Delivery System Ltd., зарегистрированной на Кипре. Свой первый постамат компания а в декабре 2010 года в Москве. Сейчас владеет сетью из 940 постаматов в 280 городах (по данным самой компании), также доставляет в обычные ПВЗ. Ее услугами пользуются 5,5 тыс. интернет-магазинов. Постаматы установлены в магазинах сетей X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". С ноября 2015 по ноябрь 2016 г через постаматы PickPoint прошло 5 млн заказов. В планах компании – до конца 2017 года удвоить количество своих терминалов.

Pulse Express вышел на рынок осенью 2016 года. Аффилирован с группой компаний ULS Global (по информации РИА, в нее). В ЕГРЮЛ в качестве учредителя указано АО "УЛС ЭКСПРЕСС ЕВРОПА", Швейцария). В декабре 2016 года объявил о начале партнерства с сетью "Магнит". К февралю 2017 планировалось поставить уже 200 постаматов в офлайновых точках "Магнита", но судя по всему, возникли трудности с их доставкой в регионы. В марте компания сообщила, что доставкой постаматов по России займется СДЭК. Pulse Express обещала устанавливать по 1500 терминалов ежегодно, чтобы к 2020 году создать сеть из 6 тысяч постаматов. Однако сейчас на сайте компании можно найти данные о расположении всего около 80 постаматов (на 15 июля 2017 года). Возможно, заминка в реализации планов связана с тем, что весной этого года "материнская" компания ULS Global дела о контрабанде, расследуемого ФСБ.

TelePort – локальная санкт-петербургская сеть из 150 постаматов, расположенных в подъездах многоэтажных домов. На рынке с конца 2016 года. С декабря 2016 сотрудничает с DPD (обеспечивает как вариант "последней мили" доставку посылок DPD в терминалы). о планах увеличить сеть до 800 постаматов в Москве и Санкт-Петербурге в 2017 году.

Элемент пейзажа

Появление постаматов в России было лишь вопросом времени, ведь это часть мирового тренда. В развитых странах терминалы уже стали привычной частью городского пейзажа. В США действуют сразу несколько постаматных сетей, принадлежащих крупным компаниям. У UPS – свыше 8000 постаматов по всей территории Штатов, большинство – в круглосуточных супермаркетах 7-Eleven. 1800 американских терминалов Amazon стоят в магазинах 7-Eleven и Spar, на бензозаправках.

По данным DHL, 90% жителей Германии в любой момент находятся не более чем в 10 минутах ходьбы от терминала. Только у самой DHL в Германии в 2016 году было уже около 2750 постаматов.

Терминал DHL в Карлсруэ

Польская Integer Pl (владела закрывшейся в прошлом году в России сетью InPost) обслуживает сейчас около 5000 тысяч постаматов в Польше, Великобритании, Эстонии, Ирландии, Латвии, Литве, Испании и на Кипре, а также за пределами Европы:в Австралии, Чили, Саудовской Аравии. Эта компания получила инвестиции на установку в Европе 16 000 терминалов и обещает, что к концу 2018 года ее "ящики" будут стоять в европейских городах через каждые 300 м.

Возникает вопрос: почему в России в этой нише сейчас два с половиной игрока?

Уход сразу нескольких компаний был связан как со спецификой отечественного рынка, так и с особенностями самой ниши постаматной доставки. В России они наложились друг на друга, и это сочетание сделало заход на рынок рискованным, а развитие постаматных сетей – медленным.

Чем дальше в лес, тем дороже постаматы

Стоимость доставки падает с ростом оборотов. В логистике для интернет-магазинов критичным становится число онлайн-заказов в год на человека. Если сравнивать Россию с Германией – то это два заказа в год против тридцати, – объясняет ex-Head B2C DPD Russia Евгений Данилик .

Россия – это огромные расстояния. Сама доставка и установка постаматного блока с его габаритами и весом, будет стоить для Комсомольска-на-Амура в 4 раза больше, чем для Москвы. Это тоже замедляет развитие сети.

"Стоимость доставки в постамат сильно зависит от трех вещей. Загруженности – сколько ячеек в блоке у тебя загружено в моменте, оборачиваемости – как быстро человек забирает свой заказ из ячейки, – и дополнительных услуг, которые предлагает постамат. То что у нас вообще не развито – это возвратная логистика. А в Германии и Франции эта тема рулит. В Германии порядка 70% заказов возвращается продавцу. Там удобно возвращать: на каждой улице есть либо свой постамат, либо ПВЗ", – рассказывает Евгений Данилик.

Эти особенности сделали и без того недешевый входной билет в этот бизнес еще дороже. Ведь постаматная сеть развивается примерно по той же модели, что и оператор GSM-связи. Сначала надо построить сеть вышек/постаматов, вложить в инфраструктуру немалые деньги. Потом эту инфраструктуру надо быстро загрузить. То есть – в один момент взять откуда-то большой поток доставок.

"Проблема в первую очередь в том, что это большой инвестиционный проект, – подтверждает руководитель сервиса "Яндекс. Доставка" Дмитрий Мамонов . – Он требует вложений, а инвесторы сейчас, оглядываясь на экономическую ситуацию в стране, с осторожностью вкладываются в подобные истории".

Сколько стоит постамат?

Затраты на постаматную сеть – это, в первую очередь, стоимость самих блоков: их покупка, доставка на место, установка. К единовременным расходам добавляются постоянные: арендная плата и стоимость обслуживания.

Дмитрий Мамонов, "Яндекс.Доставка":

"Один постамат (блок ячеек) стоит в районе 600 тысяч рублей. Если он размещен в помещении, например, в торговом центре, то чуть меньше: там не нужны крепкие "антивандальные" материалы. Но все равно нужен картридер, компьютер, дисплей, фискальный регистратор. Если же это уличный постамат, то там еще требуется антивандальная система с видеонаблюдением, с более прочным металлом, чтобы тяжело было его вскрыть. Прибавьте к стоимости самого постамата арендную плату – бесплатных мест в России нет нигде. Платят либо за квадратный метр, либо, по договоренности с арендодателями, с количества посылок"


Надежда Романова,
CEO Pick Point :

"Существуют постаматы разной конфигурации. В зависимости от набора опций цена колеблется от 450 тысяч до 1 млн рублей.

Стоимость доставки, установки и подключения постамата связаны с регионом локации. Для Центрального Федерального Округа средняя цена составляет 40 тысяч рублей, а, например, для Комсомольска-на-Амуре – 160 тысяч рублей. Ежемесячные расходы включают в себя аренду, доступ к интернету, инкассацию, содержание в чистоте, охрану и техническое обслуживание. В среднем это обходится в 40 тысяч рублей, при условии, что 25% приходится на арендную ставку".

В таких условиях критичной становится загруженность постамата – то, сколько заказов проходит через каждую ячейку в неделю. А она зависит, в числе прочего, от того, насколько быстро клиенты интернет-магазинов забирают свои заказы и находится ли "ящик" в шаговой доступности для покупателя.

Побудить клиента быстрее забрать заказ из ячейки – общая проблема всех, кто занимается постаматной доставкой. Некоторые (например, Amazon) пытаются мотивировать потребителя деньгами. Если покупатель забирает заказ в первые сутки, доставка в постамат для него остается бесплатной, а дальше – чем больше посылка пролежала в ячейке, тем выше стоимость доставки.

Однако в России нет надобности стимулировать покупателя рублем, считают доставщики. Отечественный потребитель любит быструю доставку и не "маринует" покупку в постамате больше двух дней. По данным PickPoint, средний срок хранения заказа в постамате составляет 1,3 суток. В высокий сезон перед новогодними праздниками он вообще меньше суток, а летом в период отпусков – увеличивается до 1,7 суток в период отпусков. У Pulse Express заказ лежит в ячейке в среднем 1,6-1,8 суток.

Локация решает

Ключевым фактором успешности для постаматов становится их расположение. В PickPoint есть внутренний критерий: если в течение года постамат в своей точке не выходит на пятидесятипроцентную загруженность, его переносят в другое место. В Pulse Express другой критерий: через постамат стандартной комплектации должно проходить порядка 600 отправлений в месяц.

"В Европе постаматы можно размещать и на улицах, там их не так часто громят. Но в России прямо на улице постаматы не поставишь" – поясняет Евгений Данилик. По его словам, в отличие от европейских стран, отечественные владельцы локальных магазинчиков неохотно идут на то, чтобы поставить у себя постамат и выдавать сторонние заказы, даже с учетом того, что это увеличит поток посетителей: "Хозяева магазинов хотят денег за аренду здесь и сейчас, никто не мыслит долгосрочными категориями".

Постаматным операторам остается только партнерство с сетью супермаркетов, заправок или сторонних ПВЗ. Впрочем, в США и Европе доставщики часто идут по тому же пути.

Постамат Amazon в магазине 7-Eleven, США

Все три игрока уже заключили соглашения с ритейловыми сетями. PickPoint устанавливает свои постаматы в супермаркетах X5 Retail ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Седьмой Континент", "НАШ", "Магнит", "Виктория". Pulse Express в декабре 2016 года начал ставить свои постаматы в "магазинах у дома" крупнейшего российского ритейлера "Магнит ". А буквально на прошлой неделе "Телепорт" , что разместит постаматы в петербургских магазинах "Пятерочки".


Алексей Жуков, гендиректор Pulse
Express :

"Установка постаматов в торговых центрах, на вокзалах и в других людных местах далеко не всегда оправдывалась экономически: постамат – это не средство импульсной покупки.

Анализируя российский и зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что постамат должен находиться в теплом помещении с максимально широким временным диапазоном доступа. Более того, постамат должен быть от потенциального потребителя на удалении в идеале не более 500 метров. Под все эти критерии попадают магазины шаговой доступности "Магнит".

По словам Жукова, хороший экономический эффект может дать и размещение постаматов на заправочных станциях. Гендиректор Pulse Express уверен, что со временем в России постаматы на заправках станут так же распространены, как в Европе.


Надежда Романова,
Pick Point :

" Ключевое правило работы постаматов – это шаговая доступность для получателя. Основные места установки постаматов PickPoint – супермаркеты розничных сетей X5 Retail («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток»), «Седьмой Континент», «НАШ», «Магнит», «Виктория» и других. Поскольку количество постаматов уже превышает число качественных мест локации, мы проводим тестовые проекты по локации постаматов в новых типах мест: в отделениях федеральных банков, жилищных комплексах «КРОСТ», на автозаправочных станциях Shell и в бизнес-центрах".

28 июня компания начала тестировать размещение терминалов на пригородных железнодорожных платформах в Московской области. Первый постамат установили на станции Долгопрудная. До конца года терминалы PickPoint должны появиться еще на 100 пригородных платформах в МО.

Места для установки терминала в PickPoint выбирают с тем расчетом, что покупатель не должен тратить на получение заказа более 15 минут с учетом дороги до точки с отклонением от привычного маршрута. Еще один важный фактор – удобный график работы точки выдачи. Собственные исследования компании показывают, что треть получателей приходит за своими заказами с 18.00 до 00.00, а значит, точка должна быть открыта до полуночи. "Если эти базовые условия не будут соблюдаться, получатель будет забирать свой заказ очень долго", – отмечает Надежда Романова.

Постамат PickPoint в супермаркете "Виктория"

Двусторонняя логистика

Себестоимость доставки – решающий фактор успеха для логистической компании. Тот, кто не может предложить конкурентную цену, выбывает из игры. И здесь на российском рынке кроется большой подводный камень для постаматной доставки. Это – неразвитость возвратной логистики и дополнительных услуг.

В Европе доставка в постамат обходится в разы дешевле курьерской и зачастую дешевле, чем в ПВЗ. Так получается за счет того, что курьер, закладывающий посылки в "ящик", в обе стороны везет сразу несколько заказов. Через постаматы принимаются еще и возвраты в интернет-магазин. Также курьер может забирать в постамате доставки от локальных ритейлеров- и везти их в сортировочный центр. Все эти услуги до сих пор не развиты в России.

Для того, чтобы организовать "входящий" поток заказов от локальных ритейлеров, постаматные компании, как правило, сотрудничают с маркетплейсами. Так, например, планировали делать "Яндекс.Маркет" в партнерстве InPost. Но эти планы завершились с уходом InPost с рынка.


Андрей Чечин, экс
гендиректор InPost :

"В отличие от курьерской доставки, где один "стоп", т.е. одна точка назначения – это, как правило, одна посылка, курьер к постамату должен привозить сразу несколько заказов. Стоимость его приезда при этом остается той же. Если ты привозишь 5 посылок, то у тебя логистическая стоимость "последней мили" сразу делится на 5. А если при этом ты из постамата забрал 2-3 посылки от местных магазинов, продающих на "Яндекс.Маркете", и использующих твою сеть как точку входа, то логистическая стоимость уже составляет 10% или даже 5% от себестоимости приезда курьера к B2C-клиенту".

По такой системе сейчас работает польский InPost (Integer Pl) в партнерстве с крупнейшим маркетплейсом в стране – Allegro.pl. "Яндекс.Маркет" в партнерстве российским InPost тоже планировали запустить такую услугу в начале 2017 года. Но эти планы завершились с уходом доставщика с отечественного рынка.

Надежда Романова отметила, что разница в цене последней мили уже сейчас заметна в Москве – но она неизбежно будет нивелироваться в регионах:

"Себестоимость доставки складывается из первой мили, сортировки, магистральной доставки, последней мили и, собственно, выдачи. При этом первые 4 позиции абсолютно идентичны для курьерской доставки, пунктов выдачи и постаматов. Расходы на последний этап у курьерской доставки чуть выше, для ПВЗ – чуть ниже, а постаматы сейчас находятся в середине стоимостного люфта. Поэтому для Москвы разница в цене для разных типов доставки может быть достаточно заметной, а для регионов, где большая часть расходов ложится на магистраль, эта разница обычно составляет 3%".

"Серебряная пуля " – или узкая ниша?

Интерес к постаматам растет, но эксперты до сих пор сильно расходятся в прогнозах, появится ли в России такая постаматная сеть, как в Германии и США, и стоит ли онлайн-ритейлерам спешно подключать этот вид доставки. Постаматная доставка нужна и подходит не всем магазинам (об этом подробнее читайте во второй части статьи). Кроме тех, кто торгует крупногабаритными товарами, в полезности постаматов сомневаются крупные мультиканальные сети, с собственной сетью салонов и ПВЗ.

"Постамат – это не панацея, он не перекроет 100% заказов в интернет-магазинах. Но 80% от всего ecommerce вполне могут доставляться в постаматы – как размерам, так и по требованиям к хранению, температурному режиму, – уверен Евгений Данилик . Его оптимизм основан на опыте DPD в европейских странах. Там постаматные сети развивались в партнерстве с локальными магазинами. К примеру, во Франции владельцы бакалейных лавок и продуктовых магазинчиков у дома устанавливают постаматы, получая не арендную плату, а комиссию с выданных заказов – и дополнительный поток посетителей. Но в России пока на такое не идут – владельцы офлайновых магазинов хотят денег за аренду "здесь и сейчас".

Постаматы начинают работать и приносить прибыль логистам только при очень плотном покрытии и высокой доступности – как по цене, так и по услугам. Нужна оплата при получении, возможность получать или возвращать товары круглосуточно, – заключает Данилик.

Аналитики Data Insight считают, что популярность как платежных систем, так и постаматов почти не зависит от внешних факторов. Их аудитория растет вместе с аудиторией Интернета.

"Аудитория Рунета выросла в 2007-2012 году. Отсчитайте отсюда 4-5 лет – и они начнут пользоваться платежами, а потом и постаматами", – говорит сооснователь Data Insight Федор Вирин. По его словам, постаматы – это просто вариант пункта выдачи заказов У них своя аудитория, они более интересны молодежи, в то время как "классический" ПВЗ – людям постарше.

"А вот с точки зрения ритейлеров мы как раз сейчас наблюдаем всплеск интереса к ПВЗ и постаматам. Это ответ на уже существующий спрос от потребителей. Наше исследование показало: интернет-магазины спохватились и пытаются запрыгнуть в этот поезд", – комментирует Вирин.

Это подтверждают и данные Яндекс.Доставки: за 2016 год доля доставок в постаматы выросла скачком: с 7-8% до 18% всех отправлений.

Дмитрий Мамонов уверен, что в ближайшие годы отрасль увидит рост доли заказов в постаматы – хотя бы потому, что интернет-магазины активно подключают этот способ доставки, и он удобен для покупателя.

"У "ящиков" есть уникальный плюс: быстрое получение посылки. Ты вбиваешь номер телефона, пароль – и ячейка открывается", – комментирует Мамонов. По его мнению, интерес пользователей будет расти. Если игроки рынка начнут инвестировать в расширение сети постаматов, то в итоге они подъедят значительную долю у ПВЗ и курьерской доставки. Эксперт тоже приводит в пример польский маркетплейс Allegro.pl. Уже порядка 20% заказов с него отправляются в постаматы InPost.

Мамонов не исключает подобной модели в будущем и для "Яндекс.Маркета". Уже сейчас в "Я.Доставке" напрямую доступны услуги PickPoint, и "Яндекс" ведет активные переговоры с двумя другими игроками.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ Алексей Федоров уверен, что постаматы не будут востребованными в России.

"Для получения товара из постамата человеку необходимо внести сначала оплату. После этого он остается с товаром неизвестного ему качества. Пока наши интернет-магазины обеспечивают потрясающий сервис – постоплату, в России ничего не изменится, и постаматы не станут массовыми. Именно поэтому свою работу в России прекратила компания InPost", – считает Федоров.

Сеть InPost вначале развивалась под брендом Qiwi Post, одним из акционеров была группа Qiwi. Осенью 2015 года пакет группы выкупил крупный польский доставщик Integer Pl, доведя свою долю до 90%. В 2016 году оператор покинул российский рынок.

Мы поговорили с бывшим директором InPost в России Андреем Чечиным. Он согласился раскрыть сайт истинные причины ухода компании с рынка, а также рассказать о всех подводных камнях в этом бизнесе. Публикуем его комментарии с минимальной редактурой.


Андрей Чечин: "У постаматов слишком низкая маржинальность"

Доставку на дом покупатели будут выбирать всегда , по тысяче причин. Есть такие товары, например, крупная бытовая техника и мебель, для которых по-другому просто не получается.

Постаматы в логистической системе занимают свою нишу внутри самовывоза. Их главный плюс – они обеспечивают потребителю удобство места и времени. В идеале, постамат может работать круглосуточно, а потребитель – получить свой заказ вечером после рабочего дня. Это занимает минимум времени: 20-30 секунд.

Постаматная ниша ограничена типами товаров и теми факторами, которые заставляют покупателя выбирать между курьерской доставкой и самовывозом.

Для интернет-магазина способы доставки – это канал офлайн-дистрибуции. У классического FMCG-рынка есть понятие процента присутствия в канале дистрибуции, а у онлайн-магазина – есть возможность предложить покупателю максимум возможных способов доставки.

Это важно с двух точек зрения. Первая: для онлайн-продавца способы доставки могут быть мультипликатором е продаж с точки зрения географического охвата. Даже внутри города выбор способов доставки влияет на продажи интернет-магазина.

Вторая – качество доставки может быть усилителем либо убийцей конверсии в повторные покупки.

Постаматы работают как канал дистрибуции , который помогает ИМ увеличить свои продажи и при этом имеет очень малый процент невыкупов – существенно меньший, чем у курьерской доставки и даже у ПВЗ.

Постаматы не являются волшебной палочкой, которая может решить все задачи онлайн-продавца. Но широкая сеть постаматов, обеспечивающая конкурентный срок доставки и удобство места и времени, может сыграть очень важную роль в быстром увеличении числа повторных покупок. Постаматы могут сыграть роль первой и второй ступени раскрутки массового спроса.

В логистике последние 5-7 лет происходит революция. Традиционно в этой области бизнеса требовалось много экспертных знаний и доступ к специальным технологиям. Был высокий барьер входа. За последние 5-7 лет технологии, по которым работали все мировые гранды, упали в цене. Количество людей, которые понимают, как все это работает, сильно выросло за счет взрывного роста логистики "последней мили" (кстати, связанного с бумом онлайн-продаж). В эту нишу рвануло огромное количество новых компаний. Маржинальность услуги резко упала. Логистика последние 3 года превращается в коммодити. Здесь нет возможностей сделать большую наценку, а инвестиции из долгосрочных сделались краткосрочными.

Но создать постаматную сеть – это долгосрочная инвестиция, почти как создать GSM-оператора. Ты должен сначала поставить вышки, обеспечить покрытие, а потом заполнить абонентскую базу. Рентабельность достигается только на очень большом объеме.

Существуют две бизнес-модели , по которым работают постаматные сети. Первая – при которой компания владеет каждым постаматом напрямую, вторая – при которой сеть отдает постаматы во франшизу. Модель, на которую в свое время перешел ИнПост, – прямое владение. При этом владелец сам арендует площадь, организует обслуживание и инкассацию.

При франшизной модели ты довольно быстро отбиваешь затраты.Приобретя постамат и передав его франшизеру, ты можешь немедленно вложить эти деньги в покупку следующих постаматов. Но ты должен при этом платить довольно высокую комиссию за выдачу, а это лишает возможности снижать цену на свои услуги для интернет-магазинов и наращивать объемы.

При прямой модели на начальном этапе очень высоки затраты на закупку и установку постаматов, но дальше, по мере роста объемов, компания в какой-то момент достигает точки безубыточности, и может снижать цены, потому что ее фиксированные затраты уже отбиваются.

Это очень низкомаржинальный сегмент . Пока в нем не никто не вышел на прибыльность. Франшизная модель, я считаю, вообще безнадежна. При прямой модели выход на прибыльность возможен, если компании удалось занять 2% и более от всего рынка доставочной логистики. Если в год доставляется 250 млн заказов от интернет-магазинов (с учетом кроссбордера), вы должны доставлять в свои постаматы 5 миллионов посылок.

Международный опыт, который я видел (Amazon, DHL, FedEx), и опыт InPost на польском рынке свидтельствует о следующем. Постаматы могут работать как дополнительный способ доставки, присоединившись к какому-нибудь рентабельному бизнес-проекту. Они могут сыграть важную роль в раскрутке основного бизнес -проекта, потому что позволяют расширить дистрибуцию и увеличить частоту покупок.

Но как самостоятельный бизнес постаматная доставка слишком низкорентабельна и чувствительна к объемам доставок. Использование сети предполагает постоянные затраты, которые ты должен покрывать. В итоге, если ты в какой-то момент начинаешь тормозить с набором новых клиентов, то оказываешься в убытке. Если же у тебя еще и бизнес-модель "не сходится" на уровне экономики заказа, то, пытаясь привлечь новых клиентов, ты продаешь доставку по тарифу ниже, чем ее себестоимость.

Поэтому лучше присоединиться к какому-нибудь бизнес-проекту, выполняя роль первой ступени космического корабля – преодолеть силу гравитации.

Так мы в свое время присоседились к "ЯндексМаркету" . Но мы не успели выйти на рентабельность, а у группы Integer Pl, владеющей InPost, закончились деньги на международную экспансию, и она закрыла бизнес сразу в 15 странах.

Россия была рынком номер 2 в мире, мы росли быстрее многих других. Но так как Россия оказалась в санкционном списке, а InPost развивался на средства американских инвестиционных фондов, то у них не осталось никакого желания продолжать вкладывать сюда деньги. С учетом того, что мы делали совместно с "Я.Маркетом", готовясь развернуть постаматную сеть как офлайновую дистрибуции для онлайна, – это было не совсем логичное решение, как мне кажется.

Я очень уважительно отношусь к коллегами из P ick Point, но пока не вижу, как они будут сводить экономику заказа, не меняя бизнес- модель. У них сейчас средняя цена по которой они продают услугу, ниже себестоимости.

Проблема еще и в том, что интернет-магазин не смотрит на постамат как на способ дистрибуции, который принесет ему дополнительные продажи в будущем. Он хочет, чтобы этот способ доставки приносил дополнительный доход прямо сейчас. Если ты ему продаешь свою услугу за 100 рублей, он хочет ее перепродать клиенту за 200. А 220 или 250 рублей стоит уже курьерская доставка. И это начинает сильно давить на рентабельность постаматных операций.

Например, Ozon сейчас пытается запустить свои собственные постаматы , точно так же, как это делает Amazon. Но при этом, когда речь идет об использовании сторонних постаматных сетей, Ozon тут же переключается в режим "заработать побольше на логистике". Это попытка решить тактические задачи – и упускание стратегических возможностей. За счет наценки на услуги внешних компания пытается компенсировать убыточность своей собственной службы доставки. Но она пока и не может стать рентабельной, потому что для этого количество заказов, которое проходят через их собственные ПВЗ и курьерку, должно вырасти в 5-6 раз. А это невозможно: онлайн-магазины растут по 20-25% в год.

Рынок сейчас проходит этап становления. Инвесторы должны набраться терпения, а постаматные сети – найти партнеров, которые будут смотреть на них как на способ увеличить не доход с заказа, а количество повторных покупок.

P. S. Надежда Романова не согласилась с высказываниями коллеги о P ick Point:

"С нашей стороны могу сообщить, что компания PickPoint 2 года назад вышла на необходимые объемы и прошла точку безубыточности. Если проводить финансовые аналогии, маржинальность у курьерской доставки и доставки через постаматы одинаковая. Здесь вопрос в бизнес-модели и стратегии развития, которые дают компании возможность построить бизнес либо, в случае ошибки, ведут к провалу. В этом постаматный бизнес ничем не отличается от любого другого. Кому-то удается, кому-то нет. С таким же посылом можно утверждать, что курьерская доставка или доставка через пункты выдачи заказов не могут быть самостоятельным бизнесом, а фулфилмент – вообще не рабочая модель. Практика показывает, что это, как минимум, ошибочное мнение".

Во второй части статьи читайте: интернет-магазинщики – о постаматах. Кому стоит и кому не нужно подключать этот вид доставки?

В интернет-магазине покупатель может найти любой товар, как правило, по более приятной цене, чем в обычных магазинах. Все больше людей заменяют обычный шопинг онлайн-покупками – экономия времени, низкая цена, широкий ассортимент, не выходя из дома. Но многих отпугивают бесконечные почтовые очереди, пропадающие дорогостоящие заказы, порой недружелюбное отношение операторов и поэтому они не спешат отовариваться на интернет-площадках.

Очевидно, открытие пункта выдачи заказов станет оптимальным решением проблемы доставки для покупателей и неплохой бизнес-идеей для предпринимателей. Итак, как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов?

Некоторые предприниматели активно внедряют систему онлайн-покупок, другие же занимаются продажей только через сайт, поскольку дистанционная торговля набирает популярность с бешеной скоростью. Подобный способ покупки позволяет приобрести необходимую вещь по наиболее выгодной цене практически в любом уголке мира.

Такое сотрудничество одинаково выгодно и для покупателей, и для предпринимателей. Однако на этапе доставки могут возникнуть затруднения.

Для интернет-магазинов организация собственной курьерской службы либо открытие своего пункта выдачи в каждом городе дело затратное. Эту проблему помогают решать пункты выдачи заказов интернет-магазинов.

Суть работы пунктов выдачи заказов

  • забрать товары у поставщиков;
  • распределить по заказам и упаковать;
  • выдать клиентам.

Пункт выдачи заказов интернет-магазинов как бизнес: с чего начать?

Начать такой бизнес можно по двум направления:

  • новый пункт выдачи;
  • сотрудничество с известными компаниями (Boxberry, СДЭК и т.п.).

Условия сотрудничества и необходимые инвестиции во втором случае зависят от конкретной компании, которую вы выберете. Конечно, работа от имени известной марки значительно упрощает ведение дел, но в этом случае потребуется выплачивать роялти.

Ниже мы рассмотрим развитие бизнеса по первому варианту.

Нужна ли регистрация, и какие потребуются документы?

Не регистрировать деятельность не получится, поэтому самой предпочтительной и менее затратной формой Данный вид деятельности попадает под ОКПД 47.91. Потребуется открыть

Подготовка помещения и закупка оборудования

Выбирая место, следует отдать предпочтение помещениям, расположенным недалеко от остановок, метро, даже не смотря на то, что аренда площадки на окраине значительно дешевле.

Для открытия ПВЗ достаточно небольшого помещения размером 10–18 кв.м. И хоть оно будет практически складом, такого метража будет достаточно и для посылок, и для оператора, ведь залеживаться там они не будут.

В зависимости от условий сотрудничества можно дополнительно оборудовать помещение зеркалом, примерочной и т.п. Если пункт выдачи располагается не в ТЦ, важно обустроить туалет в помещении.

Обязательно потребуется приобрести кассовый аппарат, принтер, компьютер, подключить интернет и мебель для работника (стойка и стул).

На что обратить внимание при подборе сотрудников?

В ПВЗ будет достаточно одного сотрудника, и на начальном этапе вы сможете выполнять эти функции самостоятельно. Выбирая кандидата на работу, обратите внимание на опыт его работ, отсутствие судимости и отзывы с прошлых мест работы, ведь стоимость посылки может превышать его заработную плату.

Честность и ответственность – основные характеристики работника ПВЗ. Кроме этого приветствуется знание обязанностей и прав сторон, а также навыки работы на кассовом аппарате. Если в пункте выдачи планируется предоставлять курьерские услуги, потребуется еще один сотрудник, который будет заниматься развозом посылок.

Как стать копирайтером с нуля и получить стабильный заработок в интернете, вы можете узнать


Налаживаем контакты

Приходящие посылки распаковывать лучше сразу и оповещать покупателей с помощью звонков или сообщений о том, что заказ в ПВЗ с обязательным указанием адреса, режима работы и телефона.

Это оценят и клиенты, и поставщики, и помещение не будет переполнено посылками.

Как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов и составить бизнес-план с расчетами?

Затраты на открытие бизнеса:

  1. – 15 000 рублей.
  2. Обслуживание счета – 1000 рублей.
  3. Обслуживание кассового аппарата – от 800 рублей.
  4. Инвестиции в ремонт помещения и закупку оборудования (кассовый аппарат, ПК, мебель и пр.) –100 000 рублей (в случае если не нужен ремонт, затраты существенно сократятся).
  5. Аренда от 16 000 рублей в зависимости от региона.
  6. Зарплата сотрудникам – 25 000 рублей.

Что такое электронная платежная система и как выбрать наиболее удобную платежную систему для своего интернет-магазина – читайте


Рентабельность и сроки окупаемости

На первоначальном этапе при выдаче 45 заказов в день предприниматель сможет заработать в среднем 30 000 рублей в зависимости от региона и тарифов. В точку безубыточности получится выйти уже через 7 месяцев при условии, что в ПВЗ будет выдаваться не менее 900 заказов в месяц.

Пути повышения рентабельности:

  • рекомендуется осуществлять привоз заказов в ПВЗ на своем собственном транспорте, это позволит сократить расходы на транспортные компании;
  • осуществлять доставку товаров клиентам за свой счет либо делать скидки постоянным покупателям, так количество заказов увеличится, а вместе с ними и ваша прибыль.

Открытие пункта выдачи заказов интернет-магазинов по франшизе

Сегодня функционирует множество успешных служб доставки, успевших заработать репутацию и доверие клиентов, предлагающих сотрудничество предпринимателям. Как правило, каждая компания выставляет свои условия и стоимость франшизы, но в целом требования практически одинаковы.

Для сотрудничества нужно:

  • зарегистрироваться ( или ;
  • подобрать и отремонтировать помещение в людном месте, вблизи остановок или в крупном ТЦ;
  • иметь достаточное количество оборотных и инвестиционных средств;
  • быть готовым работать по стандартам выбранной компании.

Для подачи заявки на сотрудничество потребуется обратиться в компанию через представителя в своем городе либо заполнить анкету на официальном сайте.

Компании, с которыми можно заключить договор франчайзинга:

  • СДЭК;
  • PickPoint;
  • maxima-express.

Пункт выдачи заказов интернет-магазинов как бизнес – интересная идея для предпринимателей, однако такой вид бизнеса не лишен недостатков. Высокая конкуренция, снижение среднего чека, отказ от товара клиентами – эти и другие сложности могут препятствовать развитию бизнеса.

Поэтому прежде чем заниматься ремонтом помещения, изучите спрос и предложение в вашем городе, оцените, насколько рентабельным будет открытие еще одного пункта выдачи заказов или возможно лучше присоединиться к раскрученным компаниям.

Больше информации о работе пункта выдачи заказов популярного интернет-магазина OZON, вы можете получить в следующем видео:

Франшизы хостелов – направление новое, но пользующееся все большим спросом. В среднем для открытия хостела по франшизе хватит 1-1,5 миллионов рублей.

В среднем по данным франчайзеров, для открытия медцентра без учета паушального взноса понадобится сумма около 2 млн. рублей. Размеры стартовых инвестиций в зависимости от выбранного формата работы (пу...

Инвестиции от 300 000 руб.

По примерным подсчетам РБК на аптеку площадью 60 кв метров в среднем понадобится не менее 3 млн. рублей. Как показывает практика, выйти на окупаемость в условиях 1,5% роялти можно примерно через 1,5-2...

В сложных экономических условиях и возросшей стоимости запуска нового клуба процесс открытия фитнес-центра с нуля чреват многими стратегическими просчетами и может привести к неудаче. Поэтому на первы...

Диапазон стартовых капиталовложений для открытия бизнеса по франшизе широк и начинается от 1,3 млн. рублей (категории «доступной оптики») и заканчивается суммами в 5-8 млн. рублей (для VIP-категорий)....

Размеры стартовых инвестиций для открытия турагентства по франшизе не велики и варьирутся от 40 тыс. до 2 млн. рублей. В среднем сумма, требующаяся для открытия бизнеса, составляет около 450 тысяч руб...

Инвестиции от 1 500 000 руб.

Федеральная сеть студий маникюра и педикюра ПИLКИ. 50 студий более чем в 20 городах РФ. Бизнес, который успешно работает как в малых городах, так и мегаполисах.

Региональная небольшая компания может продавать право пользования своим брендом и за сумму в несколько десятков тысяч рублей, крупный франчайзер требует паушальный взнос иногда больше ста тысяч доллар...

По приблизительным оценкам, для того чтобы открыть квест-рум по франшизе понадобится от 1,5 миллионов рублей и более. Паушальным взносом франчайзеры чаще всего называют стоимость своих сцена...

Средняя стоимость франшизы кальянной в России составляет 200 тысяч рублей. На открытие заведения под готовым брендом понадобиться около 1 млн. рублей.

Стоимость франшиз (размер паушального взноса) на рынке варьируется от 90 до 350 тысяч рублей и в среднем составляет около 160 тысяч рублей. Роялти владельцы сетей детских парикмахерских берут небольши...

Инвестиции от 100 000 руб.

Мы предлагаем перспективный бизнес для людей, понимающих громадный потенциал рынка, в центре которого – базовая потребность человека в чистой воде, не зависящая от кризисов и политической обста...

Стоимость франшизы мясного ресторана различных сегментов варьируется от 1,2 млн. до 3,5 млн. рублей. В качестве роялти владельцы бизнеса обычно выставляют проценты от оборота – от 3% до 6%.

Средний размер инвестиций в открытие собственного бара-ресторана по франшизе составляет около 15 млн. рублей. Франчайзеры предлагают заведения различных форматов площадью от 200-250 кв. метров, начина...

Минимальная сумма инвестиций для входа в бизнес мужских парикмахерских начинается от 800 тыс. рублей, на практике наиболее «реальная» цифра несколько выше – около 2 млн. рублей. Размеры паушального вз...

Затраты на запуск мобильной автомойки в предложениях франчайзеров варьируются от 100 тыс. до 2 млн. рублей и зависят от многих факторов, включая пакет услуг франшизы и территорию развития бизнеса. Сто...

Инвестиции от 1 400 000 руб.

Фирменные салоны оптики по франшизе "Айкрафт"

Франчайзинговый салон оптики с эксклюзивностью ассортимента 90%. Обучение вашего персонала, сопровождение старта с выездом специалиста. Опыт запуска более 400 салонов по франшизе.

Среди прочих предложений франшизы event-агентств привлекают потенциальных покупателей небольшими стартовыми вложениями. Начать свое дело со 100-200 тыс. рублей – предложение довольно заманчивое. Бизне...

Чтобы открыть языковую школу по франшизе, предпринимателю понадобиться около 1 млн. рублей стартовых инвестиций и желание работать и развиваться в образовательной сфере. Все остальное обещает взять...

Диапазон начального капитала для создания студии маникюра колеблется от 800 тыс. до 5,5 млн. рублей. Средняя сумма (в теории) – 2,6 млн. рублей. От 200 до 540 тысяч рублей предпринимателю нужно будет...

Чтобы открыть свою соляную пещеру по франшизе, предпринимателю потребуется около 500 тыс. - 1 млн. рублей. В этом виде бизнеса бóльшую роль играет не столько раскрученность бренда, сколько размер...

Инвестиции от 600 000 руб.

Мы предоставляем все необходимое для полноценного старта в короткие сроки с минимальными инвестициями.