Что делать с фотографиями умершего? Фотографии мертвых на память: странности викторианской эпохи


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.

После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.

Умершая сестра, по-видимому.

В окружении любимых кукол.



Умершая девушка с букетом

Семейные портреты






На этой фотографии - умершая девушка.

Фотографии с гробом

Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

Взрослые

Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

На первый взгляд эти фотографии могут показаться обычными и безобидными, но за каждой из них скрываются страшные события - от несчастных случаев до особо жестоких убийств и каннибализма.

1. В этом фото нет ничего необычного до тех пор, пока не замечаешь обглоданный человеческий хребет в правом нижнем углу.

Герои снимка - игроки уругвайской команды по регби Old Cristians, в авиакатастрофе 13 октября 1972 года: их самолет потерпел крушение в Андах. Из 40 пассажиров и пяти членов экипажа 12 человек погибли при катастрофе или вскоре после нее; еще пятеро умерли на следующее утро.

Поисковые операции прекратили на восьмой день, и оставшимся в живых пришлось больше двух месяцев бороться за жизнь. Запасы пищи быстро кончились, и питаться им пришлось заледеневшими трупами друзей.

Так и не дождавшись помощи, часть пострадавших совершила опасный и долгий переход через горы, который оказался успешным. 16 мужчин спаслись.

2. В 2012 году звезда мексиканской музыки Дженни Ривера погибла в авиакатастрофе. Селфи с друзьями в самолете сделано за несколько минут до трагедии.

В результате падения самолета никто не выжил.

3. В августе 1975 года американка Мэри Макквилкен в сильную непогоду сфотографировала двух братьев: Майкла и Шона. Они находились на вершине скалы в калифорнийском национальном парке «Секвойя».

Через секунду после того, как снимок был сделан, во всех троих ударила молния. Выжить удалось только 18-летнему Майклу. На этом фото - сестра юношей Мэри.

Атмосферный разряд был настолько мощным и близким, что волосы молодых людей буквально встали дыбом. Оставшийся в живых Майкл работает компьютерным инженером и до сих пор получает письма с вопросами, что случилось в тот день.

4. Этот снимок 14-летней Реджины Уолтерс серийный убийца Роберт Бен Роудс сделал за несколько секунд до того, как убил ее. Маньяк завел Реджину в заброшенный амбар, постриг ей волосы и заставил надеть черное платье и туфли.

Роудс объездил США на огромном трейлере, оборудованном под камеру пыток. Его жертвами становились как минимум три человека в месяц.

Тело Уолтерс нашли в сарае, который должны были сжечь.

5. В апреле 1999 года старшеклассники из американской школы «Колумбайн» позировали для общего снимка.

За общей веселостью вряд ли кто-то обратил внимание на двоих парней, изображающих, будто направляют в камеру винтовку и пистолет.

Через несколько дней эти ребята, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, появились в «Колумбайне» с оружием и самодельной взрывчаткой. Их жертвами стали 13 учеников, а ранения получили 23 человека.

Преступление было тщательно спланировано. Виновники не были задержаны, поскольку застрелились сами. Позже стало известно, что подростки были аутсайдерами в школе, а произошедшее стало жестоким актом мести.

6. В ноябре 1985 года в Колумбии произошло извержение вулкана Руис, в результате чего провинцию Армеро накрыли селевые потоки.

13-летняя Омайра Санчес стала жертвой трагедии: ее тело застряло в обломках здания, и девочка трое суток простояла по шею в грязи. Ее лицо опухло, руки стали практически белыми, а глаза налились кровью.

Спасатели пытались вызволить девочку разными способами, но тщетно.

Спустя три дня Омайра впала в агонию, перестала реагировать на людей и в конце концов скончалась.

7. Казалось бы, в , на котором запечатлены отец и мать с дочерью, нет ничего странного. Правда, девушка получилась на снимке очень четко, а ее родители - смазанно. Перед нами одна из популярных в те времена посмертных фотографий: запечатленная на ней девушка незадолго до этого умерла от тифа.

Труп оставался перед объективом недвижим, потому и проявился четко: фотографии в те времена делались с продолжительной выдержкой, и позировать приходилось долго. Возможно, поэтому стали невероятно модными фото «постмортем», то есть посмертные. Героиня этого снимка тоже уже мертва.

8. Женщина на этом фото умерла при родах. В фотосалонах для фиксирования трупов устанавливали специальные приспособления, а также открывали покойникам глаза и закапывали в них специальное средство, чтобы слизистая не высыхала и глаза не мутнели.

9. Казалось бы, обычное фото троих дайверов. Но почему один из них лежит на самом дне?

26-летняя Тина Уотсон погибла во время медового месяца, 22 октября 2003 года, а водолазы случайно обнаружили ее труп. После свадьбы девушка с супругом Гейбом отправилась в Австралию, где они решили заняться дайвингом.

Если верить фотографу, сопровождавшему пару, под водой мужчина отключил кислородный баллон молодой жены и удерживал ее на дне, пока она не задохнулась. Когда выяснилось, что жена Уотсона незадолго до трагедии оформила новый полис страхования жизни и в случае ее смерти Гейб получил бы немалую сумму, все начали подозревать его в умышленном убийстве. Отсидев полтора года в тюрьме, он вернулся в Алабаму и снова попал под суд, но дело закрыли из-за отсутствия доказательств. Позже Уотсон женился повторно.

10. Присмотревшись, можно заметить, что перед этим задумчивым африканцем лежат отрубленные детские стопа и кисть. Фото сделано в 1904 году.

На фото - конголезский работник каучуковой плантации, который не смог выработать норму. В качестве наказания надсмотрщики съели его пятилетнюю дочь, отдав ему в назидание останки ребенка. Подобное практиковалось довольно часто.

За невыполнение норм полагался расстрел. Для доказательства, что патрон использовался по назначению, а не был продан, требовалось предоставить отрубленную руку казненного, а за каждую казнь каратели получали награду. Стремление подняться по службе привело к тому, что кисти отрубали у всех подряд, в том числе и у детей. Те, кто при этом притворялся мертвым, могли остаться в живых.

11. На первый взгляд похоже на снимок с Хэллоуина. Так же подумали и двое шведских школьников 22 октября 2015 года, когда 21-летний Антон Лундин Петерсон пришел в таком виде в их школу в Тролльхеттане: они приняли происходящее за шутку и радостно сфотографировались с незнакомцем в странном наряде.

Петерсон зарезал этих юношей и отправился за следующими жертвами. В итоге он убил одного учителя и четырех детей. Полицейские открыли по нему огонь, и он скончался от ранений в больнице. Происшествие стало самым смертоносным вооруженным нападением на учебное заведение в истории Швеции.

12. Американцы Сейлор Гиллиамс и Брендан Вега вдвоем отправились в поход в окрестностях Санта-Барбары, но по неопытности заблудились. Связи не было, а из-за жары и отсутствия воды девушка осталась совсем без сил. Отправившись за помощью, Брендан сорвался со скалы и разбился.

А эти фото сделала группа опытных туристов. Уже вернувшись домой, они с ужасом заметили на заднем плане рыжеволосую девушку, без сознания лежащую на земле. Спасатели на вертолете отправились к месту трагедии, и Сейлор выжила.

13. Казалось бы, в том, что мальчик постарше ведет младшего за руку, нет ничего необычного, но за этим снимком скрывается страшная трагедия.

10-летние Джон Венеблс и Роберт Томпсон увели из торгового центра двухлетнего Джеймса Балджера, которого мать ненадолго оставила без присмотра, зверски , залили лицо краской и оставили умирать на железнодорожных путях, чтобы замаскировать убийство под несчастный случай от поезда.

Убийц нашли благодаря видеозаписи с камеры наблюдения. Преступники получили максимальный для их возраста срок - 10 лет, что крайне возмутило общественность и мать жертвы. Более того, в 2001 году они вышли на свободу и получили документы на новые имена.

В 2010 году стало известно, что Джон Венеблс был возвращен в тюрьму из-за нарушения условий досрочного освобождения.

Позже Венеблсу предъявили обвинение в хранении и распространении детской порнографии. Полиция нашла на его компьютере 57 соответствующих изображений. В надежде получить другую детскую порнографию Венеблс в интернете выдавал себя за 35-летнюю замужнюю женщину, хваставшуюся насилием над своей восьмилетней дочерью.

14. Кажется, что это обычное новогоднее семейное фото, - до тех пор, пока не приглядишься к заднему плану.

Снимок сделал филиппинский советник Рейнальдо Дагса. Убийца решил отомстить ему за то, что тот посодействовал его аресту за кражу автомобиля.

Именно фото помогло быстро опознать убийцу и снова отправить его за решетку.

15. Китайский репортер запечатлел туман на реке Янцзы и лишь после детального изучения фото обнаружил на нем падающего с моста мужчину. Как выяснилось позже, через несколько секунд за ним прыгнула его девушка.

16. Фотоаппарат с этим снимком был найден в стиральной машине 27-летнего Трэвиса Александра. Его убили в душевой посредством нанесения 25 ножевых ранений, в том числе в шею, и выстрела в голову.

В произошедшем обвинили его девушку Джоди Ариас, с которой он собирался порвать, но та его преследовала и буквально не давала прохода. Через два года следствия Ариас призналась в содеянном.

На других снимках, найденных на месте преступления, пара была запечатлена в сексуальных позах, а изображение Трэвиса в душе было снято в 17:29 в день убийства. На фотографиях, снятых всего минутами позже, Александр уже лежал в крови на полу.

17. Позирующие для фото отец с дочерью не знают, что в красной машине Vauxhall Cavalier позади них находится взрывчатка, которая сдетонирует через несколько секунд.

Этот теракт в августе 1998 года произвела нелегальная организация Подлинная Ирландская республиканская армия. 29 человек погибли, более 220 были ранены. Камеру с первым снимком нашли под завалами, а его герои чудом выжили.

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай - фотографировать мертвецов - зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

- Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, - рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии - криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.

Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

девочка слева-мертва

- Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, - объясняет Лебедев, - к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

- Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, - говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

- И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, - сообщил Лебедев.

девушка в центре мертва

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

- Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг - прямо в камеру, - отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

- У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, - объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы - не профессионалы - не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее - исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

- Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, - уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности - как, например, память рода - уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо - чтобы все видели, как он опечален случившимся.

- Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, - рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.














В жизни каждого из нас рано или поздно происходят потери - когда-нибудь уходят наши бабушки и дедушки, затем родители и другие близкие люди. После всех неприятных церемониалов мы остаемся один на один со многими вопросами: «А что теперь делать со всем, нажитым нашими родственниками?», «Можно ли хранить их вещи у себя в доме?», «Можно ли носить их одежду, украшения, обувь?».

Данная статья будет посвящена всем народным приметам, всем поверьям, а также церковным наставлениям, касающихся вещей умерших близких людей.

Существует такое выражение: «Лучше спать на могиле покойника, нежели на его кровати!». Возможно, в этом есть доля правды. Если человек длительное время болел, испытывал на кровати сумасшедшие муки, а в конце концов на ней же и умер, то с таким наследством конечно лучше расстаться.

Люди, имеющие отношение к экстрасенсорике, утверждают, что кровать покойника лучше заменить. Если нет возможности купить новую кровать, а спать на чем-то нужно, то лучше провести обряд очищения смертного одра близкого человека. Для этого можно обойти постель со всех сторон с зажженной церковной свечой, проводя над ней и под ней, окропить ее святой водой и посыпать солью.

Если же умерший человек обладал какими-то потусторонними возможностями, то для избавления от следа его сильной энергетики лучше пригласить в дом священнослужителя. Церковь, как правило, идет навстречу своим прихожанам и помогает им побороть свои страхи перед неизвестным.

Если обратиться с подобными размышлениями к кому-то более приземленному, как то ученым или докторам, скептически относящимся к подобного рода занятиям, то они вряд ли найдут что-то предосудительного в том, чтобы оставить диван или кровать умершего человека себе. Единственным их наставлением может стать дезинфекция мебели или перетяжка ее. Особенно это касается тех вариантов, когда человек умер от инфекционного заболевания или вируса.

Что делать с кроватью умершего родственника?

Церковь же, в свою очередь, может предосудительно отнестись к желанию родственников оставить себе смертный одр своего близкого. Не по-христиански это - спать на кровати, где встретился лицом к лицу со смертью другой человек.

Очень важным в этом вопросе является и его психологическая сторона. У человека, утратившего своего близкого, не сразу может получиться избавиться от скорби и тоски. Предмет, связанный с этим человеком, способен часто напоминать о нем и будоражить грустные мысли в голове. Однако, существует разряд людей, которым, наоборот, памятные вещи дарят только положительные эмоции и воспоминания. Засыпая на кровати своего родственника, они могут чаще встречаться с ними во сне и радоваться такому духовному общению.

Другими словами, выбор остается за вами. Если вы способны подчинить себе свое чувство страха и отказаться от суеверий, то приводите кровать близкого вам человека в порядок и спите себе на ней на здоровье!

Что делать с фотографиями умерших родственников?

Это, пожалуй, самый спорный вопрос. Издавна мы привыкли к тому, что в домах наших бабушек, прабабушек и родителей на стенах висели многочисленные портреты и общие фотографии их предков и близких людей. В старину это не считалось чем-то опасным или предосудительным. Но сегодня развелось куча идей, относительно того, что фотографии умерших несут негативную энергетику и могут повлиять на здоровье и судьбу живых людей.

Прежде всего, поговорим о портрете только что умершего человека для процессии похорон. Это должна быть фотография, которая нравилась и вам, и ему. Портрет можно обрамить в траурную рамку для фотографий или сделать на нем черную ленту в правом нижнем углу. После захоронения портрет усопшего обязательно должен простоять в его доме 40 дней. Что делать с портретом позже, решать уже его близким.

Если по истечению этого времени рана об утрате еще слишком свежа, то фотографию лучше убрать до более спокойных времен. Если же родственники уже успели пережить свою потерю и совладали с нервами, то портрет можно разместить в гостиной или другой комнате, кроме спальни.

Фотографии умерших родственников в доме - мнение церкви

Православная церковь не видит ничего плохого в том, чтобы фотокарточки усопших родственников находились в доме их родных. Перед Богом мы все равны - и мертвые, и живые.

Потому фотографии близких людей, особенно любимых и любящих, могут принести только кучу приятных воспоминаний и наполнить сердце чистотой и любовью. Если же утрата слишком тяжела, то на первых порах лучше убрать фото с глаз долой. Но избавляться от него навсегда совершенно не нужно. Придет время, когда облик ушедшего начнет расплываться и понемногу исчезать из памяти человека - вот тогда-то на помощь и придет его фото.

Также лучше спрятать на время фотографию умершего человека, на которого осталась обида или недопонимание. По истечению какого-то периода все отрицательные эмоции отойдут на задний план, и тогда можно будет лицезреть своего близкого с чистым сердцем.

Куда девать старые фотографии умерших родственников?

Конечно же, их нужно хранить. Вот если представить себе, что близкие великих писателей или других выдающихся людей не хранили бы их фотокарточек, как бы мы их себе представляли. Всегда интересно сверить нарисованный в своем воображении портрет известного человека с оригиналом.

Так и в этой ситуации - наши внуки, правнуки и другие наследники захотят узнать, как выглядел их предок. В этом им и поможет фотография. Сохраняя фотографии наших родственников, мы сохраняем частичку нашей истории, что будет немаловажным для наших отпрысков. А вот вопрос о том, выставлять ли эти фотографии на всеобщее и наше, в том числе, ежедневное обозрение, остается открытым.

Можно ли вешать портреты умерших родственников на стену?

Экстрасенсы утверждают, что фотография покойного может стать порталом в потусторонний мир. Вывесив на стену портрет усопшего, мы можем приоткрыть дверь в мир мертвых. Если эта дверь будет постоянно открыта, то есть портрет будет всегда находиться на виду, живые люди, проживающие в доме, могут ощутить на себе энергетику мертвых.

Некоторые родственники, развесившие на стенах фотографии своих покойных близких, утверждают, что их постоянно мучают головные боли, бессилие, различного рода заболевания. Все это может быть лишь надуманной теорией, а может и иметь долю правды.

Особо сильной энергетикой обладают фотографии, сделанные в день похорон. Не понятно, зачем вообще делать подобного рода снимки. Ведь на них лишь человеческие скорбь и горе. Такие фото вряд ли принесут добро и позитив в дом. От них лучше будет избавиться.

Как хранить фотографии умерших родственников?

Согласно наставлениям экстрасенсов хранить фотографии умерших родственников следует так: Желательно отделить фотографии умерших от фотографий живых людей. Для фотографий покойников лучше выделить специальный фотоальбом или фотобокс. Если отдельного альбома нет, то лучше поместить такие фото в черный непрозрачный пакет или конверт.

Если фотография общая и на ней есть еще и живые люди, то лучше вырезать из нее умершего и хранить его отдельно. Для того, чтобы фотография хранилась дольше, ее лучше заламинировать. Фотографии умерших можно отсканировать и хранить на отдельном носителе - диске, флэшке, сайте.

Что делать с одеждой умершего родственника?

Одежда умершего человека способна сохранять его энергетику, особенно, если это была любимая его одежда. Потому ее можно либо хранить, либо избавиться от нее. Избавляться от одежды покойника лучше всего путем раздачи ее нуждающимся. Человек будет благодарен вам за подарок, при этом можно попросить его вспомнить усопшего добрым словом и помолиться за него.

Если человек носил одежду в период болезни накануне смерти, то такие вещи лучше спалить.

Что делать, как поступить с вещами умершего?

С вещами умершего лучше всего поступить так же, как и с одеждой - раздать неимущим. Если есть среди его вещей близкие сердцу вещички, то их можно сохранить где-нибудь в тайном удаленном месте и доставать лишь тогда, когда захочется вспомнить своего родственника.

Если же вещь непосредственно связана со страданиями и смертью больного человека, то от нее лучше избавиться путем сжигания. Если при жизни человек давал наставления своим родственника касаемо каких-то вещей, то с ними лучше всего поступить таким образом, как хотел покойный.

Можно ли оставлять себе и носить вещи умершего человека?

Как говорилось выше, от таких вещей лучше всего избавляться. Однако бывают такие вещи, с которыми очень сложно расстаться. Их можно сохранить, но доставать длительный период времени из шкафа такую одежду не рекомендуется. Носить одежду после усопшего можно не ранее, чем через 40 дней после его смерти. Некоторые люди рекомендуют вообще повременить с таким делом как минимум год после кончины человека.

Экстрасенсы предлагают очистить одежду усопшего с помощью все тех же святой воды и соли. Вещь можно просто замочить в водно-солевом растворе на какое-то время, а затем хорошенько выстирать.

Можно ли отдавать вещи умершего родственникам?

Если родственник сам настаивает на том, что ему хотелось бы оставить себе память об усопшем в виде той или иной вещицы, то отказывать ему в этом не стоит. Нужно лишь попросить его помолиться о душе умершего.

Если, будучи в полном здравии, умерший завещал свои вещи кому-то из родственников, то лучше выполнить его волю и отдать обещанное.

Можно ли хранить вещи умершего родственникам дома?

Хранить вещи умершего человека, конечно, можно, но нужно ли? Считается, что после отхода человека в мир иной, в его доме, квартире, комнате нужно навести полный порядок. Лучшим вариантом, конечно, будет новый ремонт. Однако, если нет таковой возможности, то необходимо вынести из помещения весь хлам, выбросить старые, изжившие себя, вещи, раздать нуждающимся пригодные вещи, и сделать генеральную уборку с дезинфекцией.

Если же вещь настолько дорога, как память, то ее можно спрятать подальше от людских глаз. Лучше всего такую вещь замотать в тряпку или непрозрачный пакет и убрать на некоторое время в «дальний угол».

Можно ли носить обувь умершего родственника?

Удел обуви покойника такой же, как и удел его одежды и других его вещей - лучше всего раздать, но можно и сохранить на память. Есть лишь одно общее для всех правило - ни в коем случае нельзя носить одежду и обувь, снятую с покойника, тем более умершего насильственной смертью.

Можно ли носить часы умершего родственника?

Часы - это довольно личная вещь, способная длительный период времени сохранять на себе отпечаток своего хозяина. Если умерший человек прожил счастливую жизнь и был со своими родственниками в хороших отношениях, то от ношения его часов им ничего не будет.

Если покойник вел недостойный образ жизни и враждовал со своими близкими, то от его часов лучше избавиться. В любом случае, одев на руку часы, вы ощутите, хотите ли вы их носить или нет.

Можно ли носить украшения умерших родственников?

Драгоценные металлы и камни имеют очень хорошую память. Они способны помнить своего первого хозяина годами и даже десятилетиями. Если украшение досталось родственникам от доброжелательного усопшего человека, то беды от его носки быть не должно. Некоторые камни, такие как опал, очень быстро перестраиваются на новую энергетику и забывают своего прежнего хозяина.

Если же покойный занимался колдовством или другой магией с помощью данного украшения, то от него вообще лучше избавиться. Продолжать дело своего родственника, то есть связать себя с миром магии, желательно лишь тем его наследникам, которым усопший передал свои секреты и знания.

Что делать с посудой умершего родственника?

Посуду умершего родственника, опять-таки, лучше всего раздать нуждающимся.Если в архиве усопшего имеются фамильные серебро или сервизы, то их можно помыть, почистить и продолжать хранить у себя.

Можно ли пользоваться телефоном умершего родственника?

Телефон - относительно новая вещь в нашей жизни, потому на этот счет пока нет однозначного мнения ни церкви, ни наших бабушек и дедушек. Если телефон дорогой, то им можно продолжать пользоваться. Если аппарат уже довольно устарел, то опять же можно сделать хороший поступок и отдать телефон нищим - пусть они лишний раз помолятся за усопшего.

Если телефон был в кармане у покойного в момент суицида или насильственной смерти, то лучше не хранить у себя такую вещь.