Человек занимающийся резьбой по дереву. Профессия резчик по дереву. Личностные качества профессии резчик по дереву

резчик по дереву

Декоративная отделка общественных зданий (театров, концертных залов, музеев, клубов, кафе и многих других), предметы быта, а также отреставрированные произведения древних мастеров все это результаты труда резчиков по дереву .
Работа резчика требует развитого образного мышления, хорошего эстетического вкуса. Кроме того, она требует хорошо сформированных двигательных навыков, высоко координированных движений рук.

Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Работа с деревом подчас требует большого физического напряжения. Настойчивость, усидчивость, эмоциональная уравновешенность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты вот качества, которые необходимы будущему резчику .

Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, работа производится при помощи различных стамесок.
Мастера резьбы по дереву трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей. В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву .


Получить специальность можно, например, в Художественном училище им. Калинина в Москве и в Художественном училище в Абрамцево Московской области. Продолжить образование можно, например, в Высшем художественно-промышленном училище, Художественном институте им. В.И.Сурикова.
Родственные профессии: по деревянной игрушке, модельщик по деревянным моделям.

Должен знать: Основные свойства разных пород древесины, способы ее заготовки, хранения и обработки, художественные промыслы, правила хранения и обращения с инструментами, основы рисования, черчения, способы и приемы всех видов резьбы.

Профессионально важные качества:

  • развитое пространственное, образное мышление;
  • тонкий эстетический вкус;
  • хорошее зрение;
  • концентрированное внимание;
  • высокая точность движений;
  • ручная умелость;
  • аккуратность;
  • физическая выносливость.
  • Квалификационные требования: ПТУ (диапазон разрядов 3 6).

    Медицинские противопоказания:

  • нарушение координации движений;
  • выраженные нарушения зрения;
  • деформация пальцев рук.
  • .

    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
    Выпуск №61 ЕТКС
    Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 40

    Резчик по дереву и бересте

    § 16. Резчик по дереву и бересте 2-го разряда

    Характеристика работ . Резьба по бересте вручную простых сюжетно-орнаментальных рисунков. Разметка основных линий, нанесение контуров рисунка и простых композиций.

    Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте; приемы нанесения контуров простых рисунков; способы определения пригодности бересты по качеству и расцветке; народные художественные традиции промысла.

    Примеры работ.

    1. Бурачки.

    2. Коробочки.

    3. Кузовки.

    4. Шкатулки.

    § 17. Резчик по дереву и бересте 3-го разряда

    Характеристика работ . Резьба по бересте вручную средней сложности сюжетно-орнаментальных рисунков и создание орнаментальных композиций, характерных для народных традиций промысла. Резьба контурная и объемная по дереву вручную простых рисунков, неглубоко прорезанной линии с обработкой фона. Обрубка или опиливание и шерлачение цветок, вырубка грифеля, расстановка булавок. Ремонт цветок.

    Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте рисунков средней сложности и простых рисунков по дереву; приемы объемной плоскорельефной резьбы; элементы орнаментов; свойства и породы древесины и бересты; правила пользования применяемым инструментом.

    Примеры работ.

    1. "Белка с орехом", "Дятел на дереве", "Куры клюющие", "Птичка у кормушки" - художественная резьба.

    2. Ложки разных форм - художественная резьба.

    3. Солонки из бересты - художественная резьба.

    4. Цветки: роза светлая, светлая голубая, светлая желтая - художественная резьба и грунтовка.

    § 18. Резчик по дереву и бересте 4-го разряда

    Характеристика работ . Резьба по бересте вручную сложных сюжетно-орнаментальных рисунков с введением элементов традиций народного орнамента. Резьба по дереву вручную углубленная выемчатая, скобчато-выемчатая, объемная рисунков средней сложности.

    Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте сложных рисунков и средней сложности рисунков по дереву; приемы нанесения контуров сложных рисунков на бересту; способы определения скрытых пороков бересты; сорта древесины для изготовления цветок; методы резьбы цветок в зависимости от назначения рисунка.

    Примеры работ.

    1. Изделия скульптурные типа "Полет на Луну", "Медведь-танцор".

    2. Курочки, кукушки, цесарки, совы.

    3. Рамы верхние пианино.

    4. Туесок из бересты.

    5. Цветки турецких и венских рисунков без набора пико, зелень темная голубая, темная желтая, светлая.

    § 19. Резчик по дереву и бересте 5-го разряда

    Характеристика работ . Резьба по бересте вручную особо сложных сюжетно-орнаментальных композиций с введением изображений фигур человека, зверей, птиц и различных архитектурных мотивов. Резьба по дереву вручную выемчатая, плоскорельефная с заоваленным и с выборным фоном сложных рисунков с полной их проработкой в рельефе. Объемная резьба с тонировкой элементов. Вырезка фигур, получение щита с откопированным на нем рисунком; обрубка или спиливание цветок, вставка фигур в старые цветки или замена их новыми.

    Должен знать: приемы художественной резьбы по бересте особо сложных рисунков и сложных рисунков по дереву; основы построения национальных орнаментов; способы выполнения плоскорельефной и сквозной резьбы; правила построения композиционных решений; основы инкрустации; требования, предъявляемые к качеству высокохудожественных изделий из дерева с различными видами резьбы.

    Примеры работ.

    1. Аптечки - ажурная резьба.

    2. Изделия скульптурные типа "Медведь на коляске", "Медведь у телефона", "Медведь с бочонком", "Медведь гнет дуги" - художественная объемная резьба.

    3. Кистяницы - кудринская резьба.

    4. Мебель кукольная, пеналы - рельефная резьба.

    5. Цветки венские, украинские темные, цветки турецких рисунков с набором проволочного пика - резьба.

    6. Шкатулки - геометрическая резьба, тонировка, полировка.

    § 20. Резчик по дереву и бересте 6-го разряда

    Характеристика работ . Резьба по дереву вручную особо сложных орнаментальных и тематических композиций, объемная, плоскорельефная и сквозная с выбранным фоном с полной скульптурной, барельефной проработкой с сильно углубленным фоном. Мелкая геометрическая резьба, сочетание резьбы с инкрустацией. Резьба в традициях национальной резьбы. Рассадка манер по листу, скопированному с рисунка.

    Должен знать: приемы художественной резьбы по дереву особо сложных рисунков; основы рисования и пластической анатомии; правила построения композиционных решений скульптуры; основы сложной инкрустации - интарсии.

    Примеры работ.

    1. Изделия скульптурные типа "Генерал Топтыгин", "Лыжница с собачкой", "Перевозчик в лодке", "Рыбак с удочкой", "Русская тройка" - художественная объемная резьба.

    2. Шкатулки и ларцы - старорусская резьба.

    Резчиков сейчас становится меньше - молодежи это неинтересно, констатирует Алексей Сидоров, член творческого Союза художников России, член амурской изостудии им. Верещагина, член академии новой эры New Era Academy.

    - Вы отдельно учились на художника по дереву?

    Правильно мое занятие называется - рельефная резьба по дереву. То есть создание полуобъемных картин. Хотя иногда бывает полный объем - это уже фигура.

    Липовый - оптимальный

    У меня была общая специализация «Живопись, рисунок», дерево шло как дополнительная специальность. И со временем я полностью переключился на дерево - как-то руки сами потянулись. Это дело более живое, что ли. Хотя временами пишу и живопись (показывает на пейзаж на стене мастерской - Авт.).

    - И как долго вы занимаетесь деревом?

    Вообще с 1995 года начал этому обучаться. А профессионально, в смысле создания работ на продажу, - с 1999 года.

    - Как именно вы учились искусству работы с деревом?

    Практически полностью самостоятельно. На худграфе преподавали, в основном, живопись и рисунок. Дерева очень мало было в программе - раз или два в неделю.

    Но рисунок мне все-таки сильно помог и помогает. Ведь не значит, что взял деревяшку и пошел резать. Основа всего - рисунок, без него нет ни живописи, ни скульптуры , ни резьбы. А в скульптуре надо будущий облик твоей идеи еще и из пластилина вылепить. Так что вначале рисуем то, что мы хотим увидеть, показать людям. Можно набрасывать отдельными частями, эскизами. Набросок занимает от 5 до 20 минут.

    - Вы режете едиными композициями или приходится что-то скреплять, склеивать?

    Существует и цельная резьба - из одного куска. Но в большинстве случаев все складывается из частей. Вот рельеф - всадник на коне - сложен из задней, передней части коня, всадника и щита.

    - Насколько все это сложно?

    Это действительно сложно и тяжело, поэтому, наверное, мало кто этим занимается. Что-то мелкое смогут даже женщины делать. А вот что-то большое - громоздко, тяжело, да и вообще не женское это дело.

    Алексей создает уникальные работы в своей мастерской. Главное, говорит мастер, надо чувствовать материал.

    - То есть это самое сложное в деревянном художестве?

    Дерево нужно чувствовать - руками, головой. Даже образование здесь не обязательно. Я знаю людей, которые без специальных знаний брали и делали - на своем интересе. Чтобы сделать ладью (снимает с подоконника - Авт.), не надо быть семи пядей во лбу. Вот обычный кусок шпалы. Берем полукруглый резак и выдалбливаем сверху ложе для гребцов. Потом со всех концов отрубаем все лишнее. А дальше художественная часть пошла - «голова» и «хвост» ладьи.

    - Почему вообще вы выбрали именно дерево?

    Ну, во-первых, так совпало. Во-вторых, к примеру, по камню другие технологии и инструменты нужны. Да и у нас не особо обучали по камню. Я, кстати, еще до училища немного корнепластикой занимался; даже по кости резал (показывает ручку от ножа - Авт.). Приходится и по льду резать. На мне, кстати, все снежные и ледовые фигуры на площади к Новому году.

    - Какие породы дерева вы используете для работы?

    Разнообразные, но сейчас, в основном, липа. В последнее время понемногу металл стал применять. К примеру, поталь (листы сплавов и металлов) по виду напоминает сусальное золото.

    Липу использую в силу того, что ее у меня очень много и она мягкая, податливая. Поэтому из нее можно делать более пластичные вещи. И потом липа не дает текстуры. Видите на изделиях множество всяких прожилок, полос, волокон... Из-за этого и тяжелее режется. Вот у лиственницы есть такое качество. Сейчас я с таким не вожусь, только если заказ поступит. Та же лиственница очень тяжелая для резьбы, только кувалдой ее долбить. Очень твердая порода - клен, а также груша, абрикос и вообще все плодово-ягодные деревья. А неплохо работать с осиной, хотя, как мне показалось, она тверже липы. Ну и кто-то говорит, что осина отнимает энергию, когда ее режешь.

    - А откуда берется материал?

    Да отовсюду. Пособирайте на улице (к примеру, тополя сколько после распилки на месте бросают), посмотрите на своих дачах. Можно и покупать, но я в этом смысла пока не вижу. Куски липы мне подарили друзья-коллеги, а так это очень дорогое дерево . Можно купить в магазине стройматериалов. Можно еще проще поступить - работайте с елкой. И материал для работы отличный, и достать его можно на любой лесопилке, пилораме. После коробов - форм для будущих снежных и ледовых фигур - много дерева остается. Можно его добыть каким-то образом - все равно это все сжигается.

    Основное место работы Алексея Сидорова уже 14 лет - пожарная часть № 12 Благовещенска. Работает Алексей в дежурной смене, прапорщик внутренней службы. 12-я часть - специализированная, то есть по тушению крупных пожаров по области, в том числе лесных.

    Нарасхват

    - А насколько прибыльно быть резчиком по дереву?

    Я могу чисто на продажу работать, и заказы у меня всегда будут. Одно время я торговал на Амурской ярмарке. Там на цену, которую я назначал сам, накручивали 40%.Сейчас я работы переношу больше в благовещенский выставочный зал. Спрос есть - работы назад практически не возвращаются. В Китай возил - все там осталось, даже живопись моя.

    - Как вам работы китайских резчиков?

    Конечно, в своем национальном стиле они работают. Но в последнее время они стали больше с камнем работать, с корнепластикой. А вообще, смотришь, резчиков стало мало. Молодежь уже не хочет этим заниматься, больше в электронику идут.

    - Советы для начинающих резчиков…

    Перед началом работы, повторюсь, попробуйте порисовать или хотя бы перерисовать. Бывает, что уже в куске дерева сразу видна какая-то фигура - это в корнепластике больше актуально. Вот фигура спящего богатыря (показывает - Авт.) - и у меня идея такая была, и кусок дерева подходящий попался - фигура самой природой была прорисована. Правда, первоначально кусок втрое больше был - это уже его попилили. Это у меня самая большая на сегодняшний день фигура.

    Автор Нина Игнатова задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура

    как называются люди которые делают деревянные ложки. и получил лучший ответ

    Ответ от GoogLenna[гуру]
    Если вопрос про профессию, то название профессии - РЕЗЧИК. .
    Мастера резьбы по дереву трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей. В ряде случаев
    резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву. Получить специальность можно, например, в Художественном училище им. Калинина в Москве и в Художественном училище в Абрамцево Московской области. Продолжить образование можно, например, в Высшем художественно-промышленном училище, Художественном институте им. В. И. Сурикова.
    Родственные профессии: Художник-оформитель по деревянной игрушке, модельщик по деревянным моделям.
    Содержание труда: Выполнение будущего изделия в эскизах, глине, пластилине, художественная резьба разной сложности на поверхности скульптурных изделий, игрушек, объемная резьба, выполнение декоративных панно, ларцов, шкатулок и др. , работа вручную и за верстаком.
    Должен знать: Основные свойства разных пород древесины, способы ее заготовки, хранения и обработки, художественные промыслы, правила хранения и обращения с инструментами, основы рисования, черчения, способы и приемы всех видов резьбы.
    Процесс изготовление ложки:
    Источник: Словарь профессий

    Ответ от Людвика Браслетова [гуру]
    Ремесленники


    Ответ от Klayton [гуру]
    Ложкари



    Ответ от Иван Геренцев [гуру]
    баклуши


    Ответ от Svetlana Саенко [эксперт]
    Ложечники


    Ответ от Дарья Кривошеина [новичек]
    ага


    Ответ от 3 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называются люди которые делают деревянные ложки.

    Как называются люди, которые из камней делают вазы (шкатулки) , например из малахита? Вопрос ребёнка 2-го класса.
    Сразу вспомнилась малахитовая шкатулка Бажова и Данила мастер))

    мастер-камнерез (резчик