Цели и методы развития автотранспортного предприятия

Построение правильной организационной структуры на предприятии является главное задачей управляющего. От связи составов подразделений, их рационального состава и взаимодействия на прямую зависит слаженная работа организации.

Признаками правильного построения организационной структуры:

    быстрота реакции на изменения графика и условий работы;

    наличие как в структуре управления, так и в составе рабочих специалистов;

    небольшое количество подразделений с сотрудниками высокой квалификации, так же умеренное количество управляющих;

    высокая производительность и эффективность труда;

Если рассматривать стандартную организационную структуру АТП, то можно выделить три самостоятельных блока управления:

    эксплуатационный

    технический

    экономический

Они тесно связанны между собой, но каждый блок подчиняется своему руководителю.(рис 1.1)

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) – методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

Такая структура характеризуется использованием формальных процедур и правил. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя. Между исполнителем и функциональными подразделениями остаются информационные связи методического и консультационного характера. Для того, чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

В организациях, состоящих из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Именно она выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей:

    вертикальные и горизонтальные;

    линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.

В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях.

Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей.

В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей – совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Рассмотрим работу служб автотранспортного предприятия.

Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она находит и изучает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба АТП рассматривает вопросы поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

    организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);

    разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);

    оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);

    руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);

    разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится и экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции.

Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии – водитель.

Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.

Автотранспортное предприятие (АТП) как хозяйственный субъект является, с одной стороны, потребителем материальных, финансовых и других видов ресурсов, а с другой - производителем материальных услуг: транспортных услуг, подлежащих распределению между соответствующими потребителями.

В связи с этим очевидна необходимость постоянной и тесной взаимосвязи для АТП его функциональных подразделений, а именно таких, как заготовительные (снабжение), внутрипроизводственные (производство), распределительные (сбыт), ресурсные (материальные, информационные, кадровые и другие ресурсы).

Основными задачами заготовительных подразделений являются:

    прогнозирование и планирование материальных ресурсов;

    оптимизация номенклатуры потребляемых материальных ресурсов;

    управление запасами на складах АТП;

    организация закупок и завоза материалов;

    организация хранения материалов на складах;

    разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

    контроль за исполнением сметы затрат на снабжение и т. д.

К главным задачам внутрипроизводственных подразделений относятся:

    прогнозирование и планирование транспортных услуг (основное производство);

    управление техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава (вспомогательное производство);

    экономическая оценка транспортной продукции;

    оперативное управление основным и вспомогательным производством;

    контроль за количеством и качеством транспортных услуг и др.

Распределительные подразделения и соответствующие им функции решают задачи сбыта продукции, рассматриваемого обычно в виде стадии процесса воспроизводства.

К основным задачам распределительных подразделений относятся:

    выбор видов и типов транспортных средств;

    совместное планирование транспортных процессов для различных видов транспорта;

    определение рациональных маршрутов;

    совместное планирование транспортного, складского и производственного процессов и т. д.

Как известно, планирование грузовых перевозок подразделяется на стратегическое (часто называемое перспективным), текущее и оперативное.

Стратегическое планирование и организация перевозок грузов включают в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период (как правило, от 5 до 15 лет). В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе (а в некоторых случаях и в стране в целом) и анализа рыночной конъюнктуры. При этом большое значение имеет правильное использование современных методов прогнозирования.

Прогнозируемый на перспективу объем перевозок строительных грузов определяется исходя из планируемых объемов строительства отдельно по строительству промышленных и гражданских объектов с учетом коэффициента неравномерности строительства

Текущее планирование осуществляется на один год. В этом случае объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса АТС и возможность выполнении разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТП по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам подвижного состава: коэффициент выпуска и использование парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии; расход ГСМ; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование - это конкретизация плановых заданий по времени выполнения; в пространстве (по местам выполнения заданий), по специфике технологий и организации производства управляемого объекта (структура подвижного состава, выбор технологий и т. д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТП и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие основные задачи:

Расчет провозных возможностей АТП;

Расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

Составление почасовых графиков движения работы ПС;

Составление плана работ по клиентуре;

Расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

Составление сменно-суточного плана работы АТП, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Структурная схема системы элементов АТП (т. е. совокупность основных подразделений и внутрихозяйственных связей и взаимоотношений между ними при выполнении возложенных на них функций) представлена на рис.10.

Рис. 10. Структурная схема системы элементов АТП

Успешное решение вопроса о межфункциональной и внутри функциональной координации в области управления материальными и финансовыми потоками АТП во многом зависит от рационального построения организационной структуры системы управления в целом и ее отдельных подсистем. В настоящее время при формировании внутренней структуры подсистем управления разделение труда между ее элементами чаще всего основывается на функциональной специализации; при этом наиболее распространенная структура системы управления линейно-функциональная.

Классификация рынков

По товарным группам: рынок средств пр-ва, сырья, поторебительских товаров и услуг

По отдельным товарам: Рынок денег, капитала, ценных бумаг, земли, труда.

По пространственному расположению: Национальный и мировой

По степени зрелости и развитию конкуренции: Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

По соответствию правовым нормам: легальный и нелегальный

Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами.

Роль автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг

В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся между собой по назначению, форме собственности, организационно-правовой форме и размерам. По назначению они подразделяются на два типа: автотранспортные (автоэксплуатационные) и автообслуживающие (автосервисные). Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта -- осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По организационной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства). Они обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

К автообслуживающим предприятиям относятся: станции технического обслуживания автомобилей, гаражи-стоянки, терминалы, автозаправочные станции, автовокзалы, авторемонтные предприятия.

Необходимость в организации и существовании подобных предприятий объясняется тем, что автотранспортные предприятия и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

Станции технического обслуживания (СТО) выполняют работы (услуги) по поддержанию и восстановлению работоспособности автомобилей, а именно контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, послегарантийное, сезонное) и ремонту (автомобилей, агрегатов, кузовов). При этом заказчиками услуг могут быть все автовладельцы (юридические и физические лица).

По производственному признаку станции технического обслуживания подразделяются на грузовые, автобусные, легковые и смешанные, на которых осуществляются работы по поддержанию автомобилей всех типов в технически исправном состоянии.

По территориальному признаку они могут быть городскими, дорожными, районными.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедициошюго обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Автозаправочные станции представляют собой специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин. Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку их делят на городские, районные и дорожные.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов на проезд, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления в пригородном, междугородном и международном сообщении.

Гаражи-стоянки осуществляют только хранение автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта подразделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также предприятия общественных организаций.

Преобладающая часть предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что на частных предприятиях лучше показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использованию оптимальных форм и методов мотивации труда.

На грузовом автомобильном транспорте общего использования, выполняющем перевозки на коммерческой основе, своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту способствует повышению уровня коэффициента его использования во времени Экономический эффект здесь формируется как на самом транспорте (транспортный эффект), так и в обслуживаемых им отраслях и видах деятельности (внетранспортный эффект). Транспортный эффект формируется в результате снижения себестоимости перевозок, внетранспорный -- в основном производстве предприятий и организаций обслуживаемых отраслей за счет сокращения экономических потерь из-за неудовлетворительной работы транспорта. Указанная закономерность присуща всем элементам производственной инфраструктуры независимо от ее иерархического уровня: отраслевой, региональной, локальной. На уровне предприятия первая часть эффекта в конечном итоге входит в состав эффекта, достигаемого в основном производстве, поскольку снижение себестоимости транспортных работ удешевляет это производство.

ТЕСТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ АТП

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП

АТП как субъект предпринимательской деятельности

1.1.1. Юридическими лицами по организационно-правовой форме не являются коммерческие организации …

В - хозяйственные товарищества

В - хозяйственные общества

В - производственные кооперативы

В + потребительские кооперативы

В - унитарные предприятия

1.1.2. Некоммерческими организациями не являются:

В - учреждения

В - потребительские кооперативы

В + производственные кооперативы

В - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

В - некоммерческое партнерство

В - общественные и религиозные организации

1.1.3. Основными видами хозяйственных обществ не являются:

В - хозяйственные общества с ограниченной ответственностью

В + хозяйственные общества с неограниченной ответственностью

В - хозяйственные общества с дополнительной ответственностью

В - открытые акционерные общества

В - закрытые акционерные общества

1.1.4. Хозяйственные товарищества создаются в форме:

В + хозяйственное товарищество на вере

В - хозяйственное товарищество с дополнительной ответственностью

В + полное хозяйственное товарищество

1.1.5. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъ­ект, созданный предпринимателем или объединением предпринима­телей для:

В - производства продукции, выполнения работ и оказания услуг

В - удовлетворения общественных потребностей

В + получения прибыли

В + производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей

1.1.6. Хозяйственные товарищества и общества создаются в форме:

В + полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества)

В - акционерного общества, общества с ограниченной или с до­полнительной ответственностью

1.1.7. Участники, какой формы товарищества несут ответствен­ность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом:

В + полного товарищества

В - товарищества на вере (коммандитного товарищества)

В - производственного кооператива (артели)

1.1.8. Дочерним хозяйственным обществом не признается:

В - хозяйственное общество, которое в си­лу преобладающего участия в его уставном капитале имеет возможность определять решения, при­нимаемые обществом

В - товарищество, которое в си­лу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, при­нимаемые таким обществом

1.1.9. Производственным кооперативом (артелью) признается:

В - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций

В + добровольное объединение граждан на основе членства дня со­вместной производственной

В + общество, основанное на личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных пае­вых взносов

В - общество, уставный капитал которого разделен на неопределенное число акций

1.1.10. Государственным или муниципальным унитарным пред­приятием признается:

В + коммерческая организация, не наделенная правом собствен­ности на закрепленное за ней собственником имущество

В - некоммерческая организация, представляющая добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников

В – некоммерческое общество, осуществляемое свою деятельность путем объединения его членами имущественных взносов

1.1.11. Доход, который может получать акционер за счет части чистой прибыли текущего года акционерного общества, распреде­ляемой между держателями акций в процентах или абсолютной сумме, называется:

В - депозитом

В - купоном

В + дивидендом

В - премией

1.1.12. Величина уставного капитала ОАО должна составлять не менее:

В - 100 минимальных окладов

В + 1000 минимальных окладов

В - 50 минимальных окладов

В - законодательно не ограничена

1.1.13. Держатели обыкновенных акций имеют право:

В - на преимущественное получение дивидендов

В - все верно

1.1.14. Количество акционеров в закрытом АО не должно быть более:

В - 100 участников

В - 150 участников

В + 50 участников

В - все предыдущие варианты ответов неверные

1.1.15. Автотранспортная деятельность – это:

В + комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов, включая техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы и пр.

В - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов

В - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией технической эксплуатацией автотранспортных средств, транспортно-экспедиционных работ и пр.

1.1.16. Главная задача автотранспортного предприятия:

В + осуществление перевозок грузов и пассажиров

В – осуществление ремонта автомобильного транспорта

В - осуществление перевозок грузов и пассажиров и ремонта автомобильного транспорта

1.1.17. В зависимости от вида перевозок автотранспортные предприятия подразделяются на:

В – грузовые

В – пассажирские

В – смешанные

В – специальные

В + все перечисленные

1.1.18. Комплексные автотранспортные предприятия не осуществляют:

В – перевозку и хранение грузов

В – перевозку пассажиров

В + продажу автозапчастей

В – техническое обслуживание автомобильного транспорта

В – текущий ремонт автомобильного транспорта

1.1.19. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только:

В + перевозку грузов и пассажиров

В – хранение грузов

В - техническое обслуживание автомобильного транспорта

В - текущий ремонт автомобильного транспорта

1.1.20. В зависимости от назначения предприятия автомобильного транспорта не подразделяются на:

В – автотранспортные

В + автосалоны

1.1.21. Основными клиентами автотранспортных предприятий являются:

В + предприятия товаропроизводящих отраслей

В – предприятия нематериального производства

В – предприятия материального и нематериального производства

1.1.22. Автосервисные предприятия выполняют работы по:

В + техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам

В - техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим лицам

В - техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего физическим лицам

1.1.23. Перечень автотранспортных услуг не включает:

В – подготовку транспортных средств к вводу в эксплуатацию

В – работы по антикоррозийной защите транспортных средств

В – уборочно-моечные работы

В – смазочно-заправочные работы

В – ремонтные работы

В + продажу автотранспортных средств

1.1.24. По производственному признаку автосервисные предприятия не делятся на:

В + производственные

В – грузовые

В – легковые

В – смешанные

1.1.25. Терминалы осуществляют:

В + транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей

В – ремонтное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей

В – смазочно-заправочное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей

1.1.26. Автозаправочные станции являются:

В + специализированными предприятиями

В – комплексными предприятиями

В – смешанными предприятиями

В – шиноремонтные заводы и мастерские

В – ремонтно-зарядные аккумуляторные станции

В + гаражи-стоянки

Оплата труда работников АТП

2.3.1. Расходы на оплату труда работников занятых в основной деятельности (промышленно-производственный персонал) финансируются (относятся):

2.3.2. К персоналу занятому в неосновной деятельности, не относятся работники:

В - коммунальных

В - оздоровительных

В - учебных подразделений

В - жилищного хозяйства

В +вспомогательных цехов

2.3.3. Применяются формы оплаты труда:

В - повременная

В - сдельная

В + тарифная

2.3.4. Документ, в котором указывается величина оплаты труда, установленная в результате индивидуальных переговоров между работодателем и работником:

В - бизнес-план

В - тарифно-квалификационный справочник

В - организационный план

В - коллективный договор

В + трудовой контракт

2.3.5. При повременной оплате труда размер заработка определяется в зависимости от:

В - количества изготовляемой продукции в соответствии с установленными расценками

В - времени затраченного на изготовление продукции в соответствии с установленными расценками

В + определенного количества отработанного времени с учетом квалификации работника и условий труда

2.3.6. В состав фонда заработной платы не включаются начисленные предприятием:

В - оплата за отработанное время

В + оплата за неотработанное время

В - единовременные поощрительные выплаты

В - выплаты социального характера

2.3.7. Выплаты социального характера предприятия в пользу работников (не относящиеся к фонду заработной платы) не включают:

В - страховые платежи предприятия в пользу своих работников

В - расходы по оплате услуг, оказываемых работникам учреждениями здравоохранения

В - оплата путевок, абонементов

В - выходное пособие при прекращении трудового договора

В - компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда

В + оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования

В - материальная помощь, предоставляемая отдельным работникам

2.3.8. Выплаты социального характера, как правило финансируются (относятся):

В - за счет доходов от деятельности предприятия в целом

В + на себестоимость продукции

В - за счет прибыли предприятия

В - за счет выручки от реализации

2.3.9. Единый социальный налог не включает платежи в следующие фонды:

В - пенсионный фонд Российской Федерации

В - фонд социального страхования Российской Федерации

В - фонды обязательного медицинского страхования

В + фонд занятости

2.3.10. Что не относится к разновидности сдельной оплаты труда:

В - прямая сдельная

В - сдельно-премиальная

В - сдельно-прогрессивная

В + сдельно-компенсационная

В - косвенно-сдельная

В - аккордная

В - аккордно-премиальная

В - рабочие

В + специалисты

В - служащие

В – руководители

2.3.12. Списочная численность работников предприятия – это:

В + численность списочного состава на определенную дату

В - количество работников списочного состава, явившихся на определенную дату

В - численность работников за определенный период времени

В - численность основных рабочих предприятия на определенную дату

2.3.13.Какие из указанных категорий работников относятся к промышленно-производственному персоналу:

В - рабочие цеха, столовой и подсобного хозяйства

В - рабочие инструментального цеха, склада и транспортного цеха

В + рабочие цеха, ИТР, работники охраны и ученики

В - работники детского сада и дома отдыха

2.3.14. Для подбора и расстановки кадрового состава предпри­ятия не учитываются:

В - уровень квалификации

В - способность к обучению

В - качество выполняемой работы

В + стиль и методы работы

2.3.15. Основными формами повышения квалификации являются:

В - курсы целевого назначения и корпоративные вечеринки

В + курсы целевого назначения и производственно-экономичес­кие курсы

В - производственно-экономические курсы и производственные совещания

В - формирование экспертных групп и «круглые столы»

2.3.16. Уровень квалификации рабочих определяется:

В - специальностью

В + профессией

В - тарифным разрядом

В - фондовооруженностью труда

2.3.17. Ответственность предприятия перед наемными работниками вызывает необходимость:

В - выбора рационального метода ценообразования продукции

В - систематической модернизации производства

В + создания условий высокопроизводительного труда

В - проведения маркетинговых исследований

2.3.18. При планировании производительности труда в первую очередь определяется:

В - процент роста производительности труда в целом по приятию

В - прирост производительности труда, достигнутый под влиянием конкретного фактора

В + экономия рабочей силы от внедрения мероприятий

В - прирост объема производства за счет роста производительности труда по предприятию

2.3.19. Эффективный фонд рабочего времени не зависит от:

В - среднесписочной численности рабочих

В + статуса предприятия

В - продолжительности рабочего года

В - продолжительности рабочего дня

2.3.20. Периоды, которые не относятся к целодневным невыходам на работу при формировании эффективного фонда рабочего времени:

В + выполнение государственных и общественных обязанностей

В - отпуска учащимся, студентам и аспирантам на время сессии

В - сокращение рабочего времени подросткам

В - очередные и дополнительные отпуска

2.3.21. Бригадная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:

В + основных рабочих

В - вспомогательных рабочих

В - служащих

В - руководителей

2.3.22. Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

В + количеством изготовленной (обработанной) продукции и(или) оказанных услуг

В - количеством отработанного времени

В - должностным окладом

2.2.23. К функциям заработной платы не относится:

В + воспроизводственная

В - стимулирующая

В - регулирующая

В - статусная

2.2.24. Система оплаты труда, позволяющая учесть наилучшим образом индивидуальные способности работника:

В + бестарифная

В - сдельная

В - повременная

В - повременно-премиальная

2.2.25. К факторам, не влияющим на уровень заработной платы, относятся:

В - квалификация работника

В - минимальный размер оплаты труда

В + совершенство применяемых форм оплаты труда

В - социальная политика правительства

2.2.26. Прямые денежные стимулы – это:

В + заработная плата и долевое участие в прибыли

В - долевое участие в прибыли

В - льготное питание и долевое участие в прибыли

В - продвижение по службе

2.3.27. Повременная форма оплаты труда предусматривает оп­лату труда в соответствии с количеством:

В - изготовленной (обработанной) продукции

В + отработанного времени

В - оказанных услуг

2.3.28. Окладная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:

В - основных рабочих

В - вспомогательных рабочих

В - младшего обслуживающего персонала

В + служащих и руководителей

В - руководителей

2.3.29. Аккордная система оплаты труда характеризуется:

В - наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции

В - улучшением качества продукции

В + экономией времени при исполнении задания и ростом производительности труда

2.3.30. Тарифная система оплаты труда работников включает:

В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификацион­ный справочник, районный справочник

В - тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки

В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-ква­лификационный справочник

2.3.31.Тарифные сетки являются инструментом дифференциа­ции размеров оплаты труда в зависимости от его:

В + сложности и квалификации работника

В - профессии

В - опыта работы

2.3.32.Элементы тарифной системы оплаты труда:

В - тарифные ставки, тарифные сетки

В - тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник

В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный коэффициент

В - тарифные ставки, тарифные сетки, должностные оклады

В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник

2.3.33.Тарифная ставка – это:

В - сдельная расценка на единицу продукции

В - норматив производимой (обрабатываемой) продукции

В + величина оплаты труда работника за час

В - зависит от уровня квалификации (разряда) работника

2.3.34.Присвоение тарифных разрядов рабочим осуществляется:

В - руководством предприятия

В - профсоюзом

В + тарифно-квалификационными комиссиями

В - центрами по подготовке специалистов

2.3.35.В явочный состав работников предприятия входят:

В - постоянные работники

В - временные работники

В - сезонные работники

В + работники, которые в течение суток фактически являются на работу

2.3.36. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит:

В - устная договоренность между работодателем и работником

В - оплата труда «в конверте»

В + долевое распределение заработанных коллективом средств

В - объем выполненных работ/услуг

2.3.37. Форма оплаты труда, к которой относится окладная система:

В + повременная

В - сдельная

В - аккордная

В - тарифная

2.3.38. Форма оплаты труда, способствующая росту выпуска продукции и производительности труда:

В + сдельная

В - повременная

В - аккордная

В – тарифная

2.3.39. Косвенная сдельная система оплаты применяется для оплаты труда рабочих:

В + вспомогательных

В - основных

В - подсобных

В – служащих

2.3.40. Аккордную систему оплаты труда целесообразно использовать при оплате за:

В - отработанное время

В - единицу продукции

В + весь объем работ

В - единицу времени

2.3.41. Показатель, которым характеризуется аккордная система оплаты труда:

В - наращивание количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции

В - улучшение качества продукции

В + экономия времени при выполнении задания

В - рост производительности труда;

В - улучшение использования основных фондов

2.3.42. Показатель, в соответствии с которым исчисляется размер оплаты труда при сдельной форме – это количество:

В + изготовленной (обработанной) продукции

В - отработанного времени

В - оказанных услуг

В - лет стажа

2.3.43. Численность производственного персонала автотранспортного предприятия рассчитывают на основе:

В + производственной программы эксплуатации подвижного состава и технического обслуживания и ремонта

В - производственной программы эксплуатации подвижного состава

В – требований технического обслуживания и ремонта АТП

2.3.44. Повышение производительности труда в автомобильном транс­порте особенно существенно в связи с:

В - повышенной трудоемкостью работ по транспортному обслу­живанию

В - ограничениями по росту трудового контингента отрасли

В - установленными повышенными заданиями по росту гру­зовых и пассажирских автомобильных перевозок

В - с низкими темпами роста производительности труда по сравнению с другими отраслями транспортного комплекса страны

В + все перечисленное верно

2.3.45. Профессиональным мастерством водителя является:

В + присвоенный водителю на предприятии класс квалификации

В - присвоенный водителю на предприятии разряд

В - присвоенный водителю на предприятии класс квалификации и разряд

2.3.46. Высшим квалификационным классом водителей автомобилей является:

В+ первый

В – второй

В – третий

2.3.47. Тарифные ставки водителей автомобилей дифференцируются в зависимости от:

В + типа, назначения и грузо­подъемности автомобиля

В - грузо­подъемности автомобиля

В – видов перевозок

2.3.48. Система стимулирования на автотранспортном предприятии характеризуется тем, что:

В - распространяется по всем производственным звеньям и на отдельных работников

В - отличается конкретностью показателей стимулирования для каждого структурного подразделения, которые фор­мируются с учетом стоящих перед конкретным трудовым коллективом целей

В + все перечисленное верно

Прибыль АТП

2.5.1. К операционным доходам и расходам не относятся:

В - проценты по суммам средств, числящихся на банковских депозитных счетах предприятия,

В - проценты по кредитам,

В + присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки,

В - доходы (расходы) от участия в прибылях других организаций,

В - доходы, связанные с продажей или арендой имущества предприятия

2.5.2. К внереализационным доходам и расходам не относятся:

В - суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности

В + проценты по кредитам

В - суммы, поступившие на погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной

В - присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки

В - убытки от списания безнадежной дебиторский задолженности

2.5.3. Валовая прибыль представляет собой:

В + часть валового дохода предприятия, которая остается после вычета всех обязательных расходов

В - показатель, характеризующий конечный результат производ­ственной или коммерческой деятельности предприятия

В – величина дохода, используемого на развитие производства

2.5.4. В планировании прибыли используются:

В + аналитический метод, метод прямого счета и метод, основанный на эффекте операционного рычага (CVP-анализ)

В - балансовый метод и метод, основанный на эффекте операционного рычага (CVP-анализ)

В - экономико-математические методы

2.5.5. Доходы от основной деятельности организации вклю­чают:

В + выручку от реализации продукции (выполненных работ, ока­занных услуг)

В - результат от реализации ценных бумаг

В - финансовый результат от продажи внеоборотных активов

2.5.6. Планирование выручки от реализации не осуществляется:

В - методом прямого счета

В + методом технико-экономических расчетов

В - расчетным методом

2.5.7. Объем производства и реализации вырос на 10%. На сколько процентов при прочих равных условиях увеличится прибыль?

В - ровно на 10%

В - меньше чем на 10%

В + больше чем на 10%

2.5.8. Экономическая сущность рентабельности показывает сумму:

В + полученной прибыли на рубль затрат

В - затрат на рубль прибыли

В - прибыли на рубль выручки

В - выручки на рубль затрат

2.5.9. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли:

В + от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию

2.5.10. Рентабельность производства показывает, сколько прибыли приходится:

В - на единицу реализованной продукции

В - после уплаты налогов

В - на единицу выручки

В + на себестоимость продукции

2.5.11. Рентабельность продаж показывает:

В - сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции

В - уровень прибыли после выплаты налога

В + сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки

В - эффективность использования всего имущества

2.5.12. Рентабельность производственных фондов определяется отношением прибыли:

В - к объему реализованной продукции

В - к средней стоимости имущества предприятия

2.5.13. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли:

В - к полной себестоимости реализованной продукции

В - от производства и реализации продукции к общим затратам на производство

В + от производства и реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции

В - от реализации продукции к выручке от реализации продукции

В - к объему реализованной продукции

2.5.14. Рентабельность отдельных видов продукции определяется отношением прибыли:

В - включаемой в цену изделия, к цене изделия

В + от реализации к выручке от реализации

В - к средней стоимости имущества предприятия

В - к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств

2.5.15. Рентабельность производственных фондов определяется отношением прибыли:

В - к объему реализованной продукции

В - от реализации к выручке от реализации

В - к средней стоимости имущества предприятия

В + к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств

2.5.16. Уровень рентабельности повышается, если:

В - все показатели растут пропорционально

В - показатели числителя опережают темпы роста показателей знаменателя

В - темпы роста оборотных средств опережают темпы роста основных фондов

В + темпы роста оборотных средств опережают темпы роста себестоимости

В - темпы роста цены опережают темпы роста основных фондов

Налогообложение АТП

2.6.1. Под налогом понимается:

В + принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций

В - принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)

В – добровольно предоставляемые государству и местным властям средства физических и юридических лиц

2.6.2. К прямым налогам не относятся:

В - реальные налоги

В - личные налоги

В + таможенная пошлина

2.6.3. К косвенным налогам не относятся:

В - налог на добавленную стоимость

В + налог на прибыль

В - акцизы на отдельные виды товаров

В - таможенная пошлина

2.6.4. Налоги выполняют:

В + регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции

В - регулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции

В - регулирующую, стимулирующую, распределительную функции

2.6.5. По субъектам власти (уровню их утверждения) налоги разде­ляются на:

В + федеральные, региональные и местные

В – мировые, федеральные, региональные и местные

В – федеральные, унитарные и местные

2.6.6. К федеральным налогам не относятся:

В - налог на имущество предприятий

В - подоходный налог с физических лиц

В + таможенные пошлины и налог с продаж

В - налог на прибыль

2.6.7. Акцизами облагаются:

В - детские товары

В - продовольственные товары

В + табачные изделия и спиртные напитки

В - лекарственные средства

2.6.8. Платежи, не включаемые в единый социальный налог:

В - Пенсионный фонд Российской Федерации

В - Фонд социального страхования Российской Федерации

В - Фонды обязательного медицинского страхования

В + Фонд занятости

2.6.9. Ставка налога на добавленную стоимость:

2.6.10. Ставка налога на имущество:

2.6.11. Добавленная стоимость рассчитывается как:

В + разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения

В - сумма стоимостей реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостей материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения

В - разница между стоимостью произведенных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения

2.6.12. Ставка дорожного налога:

2.6.13. Объектом налогообложения по дорожному налогу выступают:

В + доходы от перевозок

В – доходы от выполнения работ

В – доходы от хранения грузов

2.6.14. Базовые ставки транспортного налога на автомобили устанав­ливаются на:

В + единицу мощности двигателя

В - 1 авт.-ч. ра­боты

В - 1 км пробега

2.6.15. Базовые ставки транспортного налога на автомобили дифференцирова­ны:

В + по типам автомобилей

В – по объему двигателя

В – по дальности перевозок

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ АТП

3.1: Ценообразование на транспортные услуги, тарифная политика АТП

3.1.1. Что не входит в структуру цены:

В – себестоимость (издержки производства)

В – косвенные налоги

В – прибыль

В + рентабельность

3.1.2. Цена - это:

В + денежное выражение стоимости

В – сумма денег, полученная от реализации товаров и услуг

В – затраты на производство и реализацию товаров и услуг

3.1.3. Цена выполняет следующие функции:

В + учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую

В - учетную, распределительную, стимулирующую, санирующую

В - учетную, распределительную, стимулирующую, фискальную

3.1.4. Учетная функция цены предполагает:

В + обеспечение учета и соизмерение индивидуальных и общественно-необходимых затрат труда

В – регулирование спроса и предложения

В – выделение сильных и слабых производителей

3.1.5. Распределительная функция цены обеспечивает:

В + распределение и перерас­пределение национального дохода

В - регулирование спроса и предложения

3.1.6. Стимулирующая функция цены является:

В + орудием материального поощре­ния предприятий за снижение индивидуальных затрат и повышение качества услуг

В – инструментом распределения и перерас­пределения национального дохода

В - орудием материального поощре­ния предприятий за увеличение индивидуальных затрат и повышение качества услуг

3.1.7. Регулирующая функция цены способствует:

В + регулированию спроса и пред­ложения

В - выделение сильных и слабых производителей

В – регулированию деятельности товаропроизводителей

3.1.8. Тари­фы характеризуют:

В + общественно-необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров

В - общественно-необходимые затраты на оказание нематериальных услуг

В - общественно-необходимые затраты на производство продукции

3.1.9. Тарифы на автомобиль­ном транспорте делятся:

В + грузовые и пассажирские

В – грузовые и негрузовые

В – районные и межрайонные

3.1.10. Ценообразование – это:

В + процесс формирования цен и их при­менения для получения максимума материальных ценностей и услуг при минимальных общественных затратах

В - процесс формирования цен и их при­менения для получения минимума материальных ценностей и услуг при минимальных общественных затратах

В - процесс формирования цен и их при­менения для получения максимума материальных ценностей и услуг при максимальных общественных затратах

3.1.11. Автотранспортными тарифами называются:

В + системы ставок и правил исчисления платы за транспорно-экспедиционное обслу­живание, осуществляемое автомобильным транспортом

В - системы ставок за хранение и обслу­живание, осуществляемое автомобильным транспортом

В - системы ставок и правил исчисления платы за страхование и обслу­живание, осуществляемое автомобильным транспортом

3.1.12. По установлению цен на автотран­спортные услуги должны учитываться:

В + себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя

В - себестоимость предоставления услуги

В - средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя

3.1.13. Ценовая политика – это:

В + набор конкретных мер, решающих задачи с помощью управления ценами

В - набор конкретных мер, определяющих производственную программу предприятия

В - набор конкретных мер, решающих задачи снабжения предприятия

3.1.14. Особенностью пассажирских тарифов является то, что они выполняются:

В - для производственных предприятий

В + для личного потребления населения

В - для торговых предприятий

3.1.15. Тариф – это:

В + цена услуги

В - цена товара

В - стоимость используемого сырья

3.1.16. Экономической функцией цены является:

В + покрытие затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение прибыли

В - обеспечение прибыли

В - обеспечение предприятия необходимым количеством рабочих

3.1.17. Фиксированные тарифы:

В - устанавливаются централизованно либо местными властями

В - устанавливаются местными властями

В + устанавливаются централизованно и являются обязательными для всех участников транспортного процесса

3.1.18. Свободные тарифы устанавливаются:

В + с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг

В - с учетом инфляции

В - в зависимости от величины себестоимости

ФИНАНСЫ АТП

5.1.1. Финансовые инвестиции представляют собой:

В + вложение средств в различные финансовые активы (в ценные бумаги, банковские счета, и др.) в целях извлечения прибыли

В - вложение средств в основной капитал

5.1.2. К реальным инвестициям относятся:

В - вложение средств в оборотный капитал

В + вложение средств в основной капитал

В - вложение средств в ценные бумаги

В - вложение средств в нематериальные активы

5.1.3. Субъектами инвестиционной деятельности являются:

В - только организации, реализующие конкретные инвестицион­ные проекты

В - представители организаций, контролирующих правомерность осуществления инвестиционных проектов

В + инвесторы, заказчики, исполнители работ и другие участники инвестиционной деятельности

В - бизнес-планы предприятий

5.1.4. Под инвестиционной средой следует понимать:

В - внутренние факторы развития производства, влияющие на ин­вестиционную активность

В + совокупность экономических, политических, социальных, пра­вовых, технологических и других условий, способствующих расширенному воспроизводству

В - внешние факторы роста объема производства

В - принципы формирования портфеля ценных бумаг

РЕФЕРАТ

на тему

«Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия»


1 Организационная структура автотранспортного предприятия

Автотранспортное предприятие (АТП) - организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

· организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;

· хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

· материально-техническое снабжение предприятия;

· подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

· организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

· основное производство;

· вспомогательное производство;

· обслуживающее производство;

· управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте - выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:

· основная (эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;

· вспомогательное производство – техническая служба;

· обслуживающее производство – служба главного механика и энергетика;

· служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);

· службы управления.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации - воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения - управлениям пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или организаций.

2 Производственная мощность АТП

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.

Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

3 Классификация и виды автотранспортных предприятий

автотранспортный предприятие мастерская ремонт

По первоначальному классифицирующему признаку все предприятия, связанные с автоперевозками, делятся на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия занимаются непосредственно перевозками грузов и пассажиров. Кроме того, в область их деятельности также входят техобслуживание транспорта, его ремонт, хранение и оснащение. По функционалу они делятся на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По организации производственной деятельности - на комплексные (занимаются всеми видами ТО) и текущего ремонта и хранения подвижного состава (их транспортная работа, ТО и ТР централизованы). Последние АТП состоят из основного предприятия, на котором производятся наиболее трудные ремонты и текущие работы и хранится свой подвижной состав, и филиалов, где производятся несложные ремонты и хранится основной состав всего предприятия.

В категорию «автообслуживающие предприятия» входят базы централизованного ТО (БЦТО), станции ТО (СТО), гаражи-стоянки, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые и топливозаправочные автостанции. БЦТО выполняют сложные ремонтные и обслуживающие работы по транспорту, принадлежащему расположенным вблизи баз неполным АТП. В зависимости от категорий транспорта БЦТО работают с грузовыми машинами, автобусами или легковыми машинами. СТО занимаются обслуживанием личного транспорта, выполняют все виды ТО и снабжают транспорт запчастями и сопутствующими материалами. СТО делятся на городские и придорожные. Пассажирские автостанции организуются в городах с малоинтенсивным междугородним автобусным и таксомоторным сообщением. В крупных городах, где сосредоточено несколько конечных станций междугороднего пассажирского сообщения, организуются автовокзалы, оборудованные посадочными площадками, кассами и залами ожидания. Грузовые автостанции осуществляют сбор, хранение и комплектование грузов. Автозаправочные станции обеспечивают транспорт топливом, маслами, смазками, антифризом и водой, а также иногда шинным азотом.

Авторемонтные предприятия - это специализированные предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей и их механизмов. В число АРП входят авторемонтные и агрегатноремонтные заводы, авторемонтные и шиноремонтные мастерские, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи. Последние занимаются ремонтом узлов и механизмов, окрасочными, кузовными и другими работами.

Грузовые АТП.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;

2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Пассажирские АТП.

Пассажирские АТП (автобусные) обычно располагаются в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

Таксомоторные АТП.

Таксомоторные АТП располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных участков, что очень важно при строительстве объектов в городской черте.

Наряду с комплексными АТП значительное распространение получили автообслуживающие и авторемонтные предприятия, которые являются специализированными предприятиями автомобильного транспорта, выполняющие определенные функции технического обеспечения автомобилей:

1) хранение;

2) техническое обслуживание;

3) ремонт.

К автообслуживающим предприятиям относятся: гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.

Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и снабжению эксплуатационными материалами.

Гаражи-стоянки общего пользования предназначаются для хранения автомобилей, принадлежащих преимущественно индивидуальным владельцам. Они могут быть домовые, квартальные, районные, а также строиться для временного хранения автомобилей с целью разгрузки улиц и площадей городов (у вокзалов, стадионов, торговых центров и т.д.).