Бюджетный полный кадр. Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов

Полнокадровые камеры постепенно входят в категорию привычных вещей. Это уже состоявшийся факт. За последние пару лет они заметно подешевели, а усилиями Sony стали еще компактнее и доступнее. Если вы планируете переход на полный кадр, но теряетесь в многообразии выбора, то наше руководство поможет обрести четкие ориентиры и составить представление о возможностях каждой современной модели.

Как правило, люди приходят к полному кадру осознанно, после долгих лет практики и увлечения фотографией. Они выбирают Nikon или Canon и остаются верны системе, обрастая оптикой и дополнительными аксессуарами. И если раньше фуллфрейм был территорией профи, для которых наличие фотоаппарата с полнокадровым сенсором было критично для работы, то сегодня такие камеры получили более широкое распространение. Они элементарно стали дешевле и компактнее.

По большому счету, у полнокадровой матрицы есть одно преимущество перед сенсорами поменьше - более высокое качество картинки. Естественно, этот параметр складывается из нескольких составляющих, прежде всего, более высокой детализации и широкого динамического диапазона, а они напрямую зависят от физических размеров сенсора.

Скелет типичной полнокадровой зеркалки

Кроме того, более крупный сенсор лучше проявляет себя в съемке при слабой освещенности. И здесь дело не только в широком динамическом диапазоне, но еще и в низком уровне шума. Верхние строки рейтинга DxO Mark давно заняты именно полнокадровыми камерами, причем среди них преобладают аппараты на базе матриц Sony.

Фуллфрейм необходим для качественной ночной съемки и, в особенности, для записи ночных TimeLapse-роликов. Вы ведь видели ролики с Млечным путем, с северным сиянием? Все это было снято полнокадровыми камерами.

Как насчет красивого боке? Его тоже проще получить, снимая на камеру с полнокадровым сенсором. Хотя в этом случае не стоит недооценивать роль оптики.

Сравнение размеров всех существующих форматов матриц

Долгое время полнокадровые камеры были слишком крупными и в сознании потребителя устоялся стереотип, мол, полный кадр - это слишком громоздко и тяжело. Хотя опровергнуть это можно было еще до того, как Sony явила миру Cyber-shot RX1 и полнокадровые фотоаппараты с байонетом E - цифровые «Лейки» были вполне компактны. Они и сегодня остаются одними из самых компактных фуллфреймов. Однако Leica - это совершенно особая материя. Чем, кроме «Лейки», богат нынешний рынок полнокадровых фотокамер?

Canon EOS 6D

Canon EOS 6D стал одним из первых доступных фуллфреймов, наряду с Nikon D600. Камера была представлена осенью 2012 года и об ее замене пока нет даже слухов. Это полнокадровая зеркалка в классическом понимании этого слова, по своим возможностям стоящая чуть ниже Canon 5D Mark III. Часть характеристик искусственно занижена для более четкого позиционирования. Особенно это касается частоты серийной съемки, доступного диапазона выдержек и системы автофокуса.

В ее основе лежит 20-мегапиксельный полнокадровый сенсор и сдвоенный процессор DIGIC 5+, использовавшийся и во флагманах более высокого уровня. Вся начинка заключена в погодозащищенный корпус из магниевого сплава. Пентапризменный видоискатель обеспечивает 97-процентное покрытие кадра и увеличение 0,71х. Частота серийной съемки составляет скромные 4,5 кадра в секунду, затвор отрабатывает выдержки вплоть до 1/4000 с, встроенной вспышки нет, но еще более существенным недостатком является слабый автофокус. Фазовый автофокус работает по 11 точкам в центральной части кадра, из которых лишь одна центральная является крестообразной. Камере по силам обработка RAW файлов, а также коррекция виньетирования и хроматических аберраций совместимой оптики. Съемка видео доступна в разрешении Full HD с частотой 30, 25 или 24 полных кадра в секунду, а для записи качественного звука придется докупить внешний стереомикрофон.

Ключевым отличием Canon EOS 6D от конкурентов является наличие встроенных модулей GPS и Wi-Fi. Первый позволяет добавлять к снимкам информацию о координатах точки съемки и даже записывать пройденный маршрут. Мобильное приложение EOS Remote поддерживает копирование снимков, удаленное управление камерой и дистанционную съемку, а также загрузку материала в социальные сети - стандартный набор беспроводных функций. Аккумулятор рассчитан на съемку 1000 кадров, а увеличить время автономной работы поможет опциональная батарейная ручка.

Canon EOS-1D C и Canon EOS-1D X

Canon EOS-1D X является топовой зеркалкой профессионального уровня, в то время как ее более поздняя модификация Canon EOS-1D C ориентирована на профессиональную видеосъемку с разрешением 4К и стоит почти втрое дороже. Основой оригинальной Canon EOS-1D X является 18-мегапиксельный CMOS датчик, пиксели которого выполнены по бесщелевой технологии, а также сдвоенный процессор DIGIC 5+. Предел светочувствительности составляет здесь сверхвысокое значение ISO 204 800. Магниевый корпус камеры защищен от попадания влаги и пыли.

EOS-1DX стала первой камерой с двумя джойстиками управления для ландшафтной и портретной ориентации, а также первой зеркалкой с поддержкой Ethernet подключений. Камера также выделяется передовой 61-точечной системой фазовой фокусировки и возможностью вести серийную съемку с частотой 14 кадров в секунду, а значит, заинтересует профессиональных репортеров. Основной упор здесь сделан на эргономику и скорость. К тому же, камера оснащена двумя слотами для карт памяти формата CF. Запись видео доступна в разрешении 1920х1080 с частотой 30, 25 и 24 кадра в секунду, а полные 60 fps записываются лишь в разрешении 1280х720. Canon EOS-1D X совместима с такими аксессуарами, как внешний Wi-Fi модуль, стереомикрофон или устройство дистанционного спуска.

Canon EOS-1D C - продукт куда более специфический и более дорогой. Люди, подбирающие аппарат такого класса, вряд ли сейчас читают наш обзор. Тем не менее, несколько слов стоит сказать и о нем. Техническое оснащение у нее практически такое же, что и у EOS-1D X, если не считать оптимизированного для записи 4К-видео сенсора. Видеорежимы здесь заметно разнообразнее. К примеру, Full HD видео записывается с максимальной частотой 60 полных кадров за секунду. Для записи видео можно задействовать функцию Log Gamma, а несжатый видеопоток можно транслировать через порт HDMI на внешний приемник. Однако 4К режим здесь является скорее маркетинговым трюком, поскольку частота кадров для такого видео составляет лишь 24 кадра в секунду, а сжатие потока осуществляется кодеком Motion JPEG.

Canon EOS 5D Mark III

Canon EOS 5D Mark III стала долгожданным подарком профессиональным фотографам, даже более востребованным, чем вышеописанная EOS-1D X. Напомним, в свое время EOS 5D Mark II стала первой полнокадровой камерой с поддержкой Full HD видеозаписи. Canon EOS 5D Mark III заключена в пылевлагозащищенный корпус из магниевого сплава, а дизайн оболочки можно назвать консервативно-устоявшимся.

Камера отличается поддержкой сразу двух типов карт памяти - CF и SD, которые могут работать в паре. «Пятерка» оснащена 22-мегапиксельным полнокадровым сенсором и процессором DIGIC 5+, а также 61-точечная система фазового автофокуса с 41 датчиком крестообразного типа с функцией слежения за объектом. Камера, однако, имеет лишь монофонический микшер, лишена лампы подсветки автофокуса и встроенной вспышки - с этим придется мириться.

Автоматика позволяет снимать серии в полном разрешении с частотой 6 кадров в секунду, выставлять любые выдержки вплоть до 1/8000 с, снимать с мультиэкспозицией, склеивать HDR изображения и записывать time lapse ролики. Здесь также предусмотрен инструментарий для внутрикамерной обработки RAW, съемка полноразмерных фото в процессе видеозаписи и масса тонких настроек для профессионалов. Запись видео, однако, не вписывается в современные требования и стандарты. Частота смены кадров равна 30 при съемке в Full HD со сжатием по схеме ALL-I или IPB. Разочаровывает и отсутствие полноценного непрерывного автофокуса и возможности вывести несжатый видеопоток через HDMI. Прямой конкурент в лице Nikon D800 в этом плане выглядит более маневренным.

Ну а о доступной коллекции полнокадровой оптики и аксессуаров лишний раз и говорить не стоит - выбор огромен. Камера совместима с батарейной рукояткой и внешним Wi-Fi трансмиттером, триггерами и внешними вспышками, а также боксами для подводной съемки. Штатный аккумулятор рассчитан на 900 щелчков затвора.

Nikon Df

Nikon Df выделяется среди коллег по цеху в первую очередь своим винтажным дизайном. Без преувеличений, это самая красивая полнокадровая зеркалка на сегодняшний день. Созданная для приверженцев «аналоговых» ощущений, камера в то же время предлагает серьезную техническую начинку. Она заключена в корпус из магниевого сплава с пластиковыми вставками и является самой компактной зеркальной камерой с full frame сенсором, и к тому же погодозащищенной.

Среди особенностей эргономики стоит выделить совсем небольшую рукоятку, селектор режимов на четыре позиции, крошечный вспомогательный монохромный дисплей, один слот для карты памяти и отсутствие встроенной вспышки.

лучшая полнокадровая камера

Главной гордостью Nikon Df стал 16-мегапиксельный сенсор, доставшийся по наследству от Nikon D4, равно как и процессор EXPEED 3. Камера совместима как с полнокадровой оптикой, так и с объективами с полуторным кропом в режиме DX.

Nikon позиционирует камеру как инструмент для фотографа-эстета, профессионала старой школы и искусственно ограничивает фотоаппарат лишь возможностью снимать фото. Никаких сюжетных программ и прочих фишек для начинающих здесь не предусмотрено. Зато в наличии и мультиэкспозиция, и интервальная съемка, функции HDR и Active D-Lighting. Система фазовой фокусировки работает по 39 точкам, а частота серийной съемки составляет 5,5 кадров за секунду. В камере нет встроенного Wi-Fi. Но эта проблема решается приобретением внешнего трансмиттера WU-1a.

Nikon D610

Строго говоря, первой относительно доступной фуллфрейм-зеркаллкой стала Nikon D600. Однако очень скоро из-за проблемы с затвором и сенсором потребовалась ее замена в виде D610. Nikon D610 находится в одном классе с Canon EOS 6D. Зеркалка защищена от попадания влаги и пыли, заключена в корпус из магниевого сплава с лицевой панелью из поликарбоната. Камера имеет ряд преимуществ в сравнении со своим ближайшим конкурентом: 39-точечный фазовый автофокус, наличие встроенной вспышки и даже два слота для SD-карт.

лучшая полнокадровая камера

Фуллфрейм оснащен 24-мегапиксельным сенсором производства Sony и может работать в режиме полуторного кропа (DX) в паре с соответствующей оптикой. Байонет камеры имеет специальный механизм для управления диафрагмой на старых мануальных объективах Nikon. Для Nikon D610 был специально разработан новый затвор, устранивший досадную проблему разбрызгивания масла. Затвор отрабатывает выдержки от 1/4000 с до 30 с, а частота серийной съемки составляет 6 кадров в секунду с активным автофокусом. Видеорежимы здесь те же, что и у ближайшего конкурента. Максимальное разрешение роликов составляет 1920х1080, а частота смены кадров подбирается из ряда 30p, 25p или 24p. Отсутствие встроенного Wi-Fi и синхроконтакта, а также монофонический микрофон можно счесть недостатками данной модели. В то же время, Nikon D610 можно «прокачать» при помощи батарейной ручки, внешнего стереомикрофона, Wi-Fi и GPS модулей, и, конечно же, внешней вспышки.

Nikon D800 и Nikon D800Е

Nikon D800 и ее более дорогая модификация с сенсором без АА-фильтра стала своего рода противовесом конкуренту Canon EOS 5D Mark III, однако акцент здесь смещен на пейзажно-студийную съемку. Камеры получили полнокадровые сенсоры с внушительным разрешением 36 Мп, а основная ставка сделана на детализацию картинки и продвинутую съемку видео. Как и большинство зеркалок Nikon, камера может снимать и в режиме полуторного кропа, незаменимом при использовании DX-оптики. В этом случае разрешение падает до 15 Мп. Частота серийной съемки при столь высоком разрешении матрицы составила 4 кадра за секунду, а видеозапись возможна с частотой 30, 25 и 24 кадра в секунду в Full HD.

лучшая полнокадровая камера

Система фокусировки Multi-CAM 3500FX напрямую скопирована у флагмана Nikon D4 и насчитывает 51 точку фазового автофокуса. В отличие от EOS 5D Mark III, Nikon предлагает лампу подсветки автофокуса и функцию вывода несжатого видео по HDMI. Затвор отрабатывает выдержки вплоть до 1/8000 с, а синхронизация со вспышкой возможна на выдержках до 1/250 с. Минимальный ресурс срабатываний затвора составляет 200 000 щелчков. Здесь стоит также отметить поддержку стандарта USB 3.0, встроенную вспышку, разъем для подключения наушников и наличие двух слотов для карт памяти - CF и SD. Обе камеры комплектуются аккумуляторами емкостью 1900 мАч, которых хватит примерно на 750 снимков, но также предусмотрена возможность стыковки батарейной ручки.

Nikon D4 и Nikon D4s

В начале 2012 года Nikon D4 сменила на посту флагмана Nikon D3, хотя обычно японские производители избегают «четверки» в названиях. Профессиональный Nikon D4 получил 16,2-мегапиксельный full frame CMOS сенсор, предлагая тем самым золотую середину между высоким разрешением снимков и их качеством при повышенных значениях ISO. Впоследствии этот же удачный сенсор использовали и для создания Nikon Df.

«Мозгом» камеры стал процессор EXPEED 3, позднее также использовавшийся при разработке беззеркальных моделей Nikon 1. Для фокусировки выделен специальный 51-точечный датчик, а частота серийной съемки составляет 10 кадров в секунду с активным автофокусом. Nikon D4 стал второй по счету камерой после Canon EOS 1D X, которая обзавелась контроллером Ethernet и соответствующим разъемом. Кроме того, это первая и до сих пор единственная камера, поддерживающая работу с новым форматом карт памяти XQD. При этом камера оснащена сразу двумя слотами - для XQD и CF карт.

лучшая полнокадровая камера

На сегодняшний день камера успела получить обновление в виде Nikon D4s, анонсированное в конце февраля. Разработчик заявляет о внушительном списке улучшений, среди которых процессор EXPEED 4, улучшенная система автофокуса, снижение шумов на высоких ISO и повышение предела ISO до рекордной отметки 409 600, поддержка видеозаписи в режиме 1920х1080/60p, одновременная запись видео на карту памяти и вывод в несжатом виде через порт HDMI. В общем, большинство изменений носят скорее косметический характер.

Sony SLT-A99

Компания Sony буквально бомбардировала рынок фуллфреймов осенью 2012 года, анонсировав одновременно флагманскую SLT-A99 с полупрозрачным зеркалом и карманный компакт RX1. В тот момент Sony еще не воспринимали всерьез в качестве игрока на полнокадровом поле, а представленная SLT-A99 пыталась конкурировать с акулами Nikon D800 и Canon EOS 5D Mark III.

лучшая полнокадровая камера

В основу этой необычной камеры легли идеи, слишком дерзкие для консервативных профессионалов. Взять хотя бы идею полупрозрачного зеркала, реализованную Sony. Такое зеркало остается неподвижным во время съемки, а значит, не создает лишних вибраций и позволяет снимать видео с активным фазовым автофокусом и Live View. Изображение проецируется сквозь зеркало на 24-мегапиксельный CMOS датчик с механическим стабилизатором, а отраженная от зеркала малая часть света служит для построения картинки в электронном видоискателе. Автофокусировка здесь реализована по двойному фазовому принципу. Часть света, отражаясь от зеркала, попадает на выделенный 19-точечный фазовый датчик, а остальная попадает на матрицу, в структуре которой содержится 102 точки фазовой настройки фокуса.

Sony SLT-A99 стала первой полнокадровой камерой с дисплеем поворотной конструкции. Разрешение дисплейной матрицы составляет 1,23 млн. точек, а видоискателя - 2,36 млн. Камера содержит два слота для карт памяти формата SD, причем один из слотов умеет работать с фирменными карточками Sony Memory Stick. «Альфа» снабжена встроенными модулями GPS и Wi-Fi, имеет порты USB/AV, HDMI, гнезда для подключения внешнего микрофона и наушников, разъем для стыковки батарейной ручки, синхроконтакт для управления вспышками, а также разъем для подключения внешнего кабеля питания.

И еще - компания Hasselblad произвела своего рода люксовый рестайлинг SLT-A99 (как это случилось с NEX-7 или RX100). Камера Hasselblad HV в титановом корпусе обойдется в 11500 долларов США.

Sony Cyber-shot DSC-RX1 и RX1R

Sony RX1 считается первой компактной камерой с полнокадровым сенсором, если не брать в расчет продукты Leica. Продвинутые компакты с крупным сенсором можно буквально пересчитать по пальцам одной руки, а полнокадровая матрица и вовсе случай пока единичный. Как и в случае с Nikon D800 и D800E, Sony выпустила две модификации - с low pass фильтром и без него (RX1R).

лучшая полнокадровая камера

Sony Cyber-shot DSC-RX1

Обе камеры, не считая матрицы, идентичны по своим возможностям. 24-мегапиксельный CMOS сенсор, которым оснащена Sony RX1, также установлен и в зеркалке SLT-A99. Обе камеры были анонсированы одновременно.

Sony RX1 получилась достаточно медлительной, хотя в качестве репортерского инструмента ее никто и не рассматривает. Она медленно включается и выключается, медленно фокусируется по контрасту, делает всего 2,5 снимка в секунду с работающим автофокусом, медленно выгружает заполненный буфер памяти. Вместе с тем камера предлагает отличный фиксированный объектив 35 мм F2.0 с переключателем макрорежима и особым бесшумным лепестковым затвором, встроенным в объектив.

Sony RX1 умеет записывать видео с ручными настройками экспозиции в разрешении Full HD и частотой 60 кадров в секунду. Камера содержит встроенную вспышку, «горячий башмак» и аксессуарный порт для подключения электронного или оптического видоискателя. А вот Wi-Fi модуль здесь отсутствует. Еще один недостаток заключается в малом времени автономной работы. Заряда аккумулятора хватает всего на 260 снимков. Стоит отметить и рекордно малые габариты и вес фуллфреймов. Металлический корпус имеет размеры 113x65x70 мм и вес 482 г.

Sony Alpha 7 и Sony Alpha 7R

Пара инновационных беззеркалок Sony заставляет конкурентов переосмыслить свои действия. Sony Alpha A7 и A7R стали самыми доступными и компактными фуллфреймами на рынке. В данном случае цель конкурировать с профессиональными топовыми зеркалками как таковая не ставилась. Но то, что полный кадр стал наконец доступен широкому кругу пользователей - это факт. Беззеркалки используют байонет Е, заимствованный у камер серии NEX, а сами сенсоры достались камерам от компактов RX1 и RX1R.

Sony A7 отличается от сестры-близнеца наличием 24-мегапиксельной матрицы с поддержкой контрастно-фазового автофокуса, более низкой ценой и пластиковым погодозащищенным корпусом. Более дорогая Sony Alpha A7R по аналогии с RX1R строится на базе 36-мегапиксельного сенсора без антимуарового low pass фильтра. Ее корпус также защищен от попадания влаги и пыли, но выполнен из металла. От фазовой фокусировки здесь отказались - автофокус чисто контрастный. Кроме того, камера характеризуется очень низкой скорострельностью и способна выдать 4 кадра в секунду с зафиксированным автофокусом.

В плане внешнего вида и габаритов, поддерживаемых интерфейсов, характеристик дисплея и видоискателя фотоаппараты абсолютно идентичны. Электронные видоискатели характеризуются разрешением 2,36 млн. точек, экраны имеют наклонный механизм, а для записи видео пригодится возможность подключить внешний микрофон и даже наушники. Sony A7 благодаря фазовому автофокусу подходит для видеосъемки несколько лучше, чем А7R. Камера способна записывать ролики в разрешении Full HD с частотой 60 или 24 полных кадра в секунду и стереозвуком.

Разнообразить функциональность камер призвана система загружаемых из магазина Sony Play Memories мини-приложений. Компактные беззеркальные фуллфреймы Sony стали первыми в своем классе и набор соответствующей оптики, раскрывающей потенциал великолепных сенсоров, пока скромен. Впрочем, у Sony большие планы по развитию парка оптики на предстоящие два года.

Leica M Monochrom

Трудно описывать продукты Leica привычными категориями в стиле «такое-то качество видео, столько-то точек автофокуса и вот такие беспроводные функции». Во-первых, ничего подобного Leica не предлагает. Leica M Monochrom и вовсе является уникальной камерой, снимающей исключительно в черно-белом цвете. Ее 18-мегапиксельный сенсор просто лишен цветового шаблона, которым покрыты пиксели обычной цветной матрицы. Это совершенно аналоговая вещь в современном цифровом мире, насколько это вообще было возможно реализовать, не используя пленку.

что такое полнокадровая камера

Leica M Monochrom

Почти все управление камерой, а также фокусировка завязаны на механике. Из органов управления здесь диск установки выдержки, переключатель режимов протяжки и несколько функциональных кнопок. Диафрагма устанавливается кольцом на объективе, а фокусировка осуществляется дальномерным методом, как и у классических пленочных дальномерок прошлого века. Из интерфейсов - только USB и возможность подключить внешнюю вспышку. Дисплей - предельно простой, с диагональю 2,5 дюйма и разрешением 230 000 точек. Нам нравится такое определение этой камеры: «фотоаппарат, который приятно подносить к лицу».

Leica M9-P пришла на смену легендарной Leica M9 с минимальными изменениями. Это классический дальномерный полнокадровый аппарат. Во время релиза камера являлась самым компактным фуллфреймом со сменной оптикой. В ее основе лежит CCD сенсор с разрешением 18 Мп, способным в полной мере раскрыть возможности высококлассной оптики Leica.

что такое полнокадровая камера

Байонет Leica M был изобретен в далеком 1954 году и все выпущенные объективы актуальны по сей день. M9-P отличается применением сапфирового стекла для защиты дисплея, а традиционный логотип производителя на лицевой панели отсутствует.

Этот аппарат в первую очередь для тех, кто не понаслышке знаком с принципами работы дальномерных систем и способен своим опытом и навыками компенсировать медлительность «механики». Фокусировка здесь, например, исключительно ручная, оценить глубину резкости через видоискатель нельзя, а частота серийной съемки составляет всего 2 кадра в секунду. Во главу угла поставлена способность фотографа чувствовать и предугадывать нужные моменты, вместо того чтобы полагаться на автоматику. Таких профессионалов наберется немного, но зато эти люди прекрасно поладят с Leica M9-P.

Заключение

Фотоаппараты с площадью кадра, равной кадру 35-мм пленки, медленно, но уверенно становятся доступнее. Сфера их использования необычайно широка. Они идеально подходят репортерам, студийным профессионалам и даже видеооператорам - всем, кто выбрал фотографию своей профессией.

Подбирать такую камеру следует, исходя из целей ее использования. Несмотря на высокую универсальность фуллфреймов, каждая камера имеет свою ориентированность. Кому-то в первую очередь важна скорострельность, большое время автономной работы, погодозащищенность и эргономика. Кто-то основным критерием ставит видеовозможности. А для других особо важным окажется детализация изображения и высокое разрешение сенсора.

До сих пор основными игроками на рынке фуллфреймов были Canon и Nikon, но с приходом Sony ситуация начала активно меняться. А значит, нас ждет более интересное противостояние, снижение цен и совершенствование технологий.

Где купить?

Canon EOS 6D в eBay: 58 855 р. ОЛДИ: 96 543 р. Renesa-market.ru: 53 500 р.

Canon EOS-1D C в Renesa-market.ru: 430 500 р.

Canon EOS-1D X в ФотоСклад.ру: 231 400 р. ФОТОКЛАСС: 259 000 р. КОТОФОТО: 259 900 р.

Nikon Df в eBay: 92 313 р. ФотоСклад.ру: 124 990 р. КОТОФОТО: 131 879 р.

Nikon D610 в Delux-tech: 64 500 р. eBay: 60 282 р. Renesa-market.ru: 58 990 р.

Nikon D800 в Delux-tech: 77 500 р. eBay: 88 818 р. Renesa-market.ru: 78 490 р.

Nikon D800Е в КОТОФОТО: 104 980 р. Фотоленд: 119 990 р. ФотоСклад.ру: 119 990 р.

Nikon D4 в Delux-tech: 174 000 р. eBay: 213 305 р. pro-tekno.ru: 175 490 р.

Nikon D4s в eBay: 213 305 р. ФотоСклад.ру: 249 890 р. Фотоленд: 249 990 р.

Sony SLT-A99 в Store.sony.ru: 188 888 р. 15-30.org: 63 750 р. eBay: 89 139 р.

Sony Cyber-shot DSC-RX1 в 15-30.org: 78 621 р. eBay: 84 537 р. ФотоСклад.ру: 109 880 р.

Sony Cyber-shot DSC-RX1R в eBay: 84 537 р. ФотоСклад.ру: 109 880 р.

Sony Alpha 7 в Store.sony.ru: 149 800 р. 15-30.org: 22 702 р. eBay: 53 469 р.

Sony Alpha 7R в Store.sony.ru: 83 900 р.

В настоящее время все больше фотолюбителей обращают свое внимание на камеры с полнокадровыми матрицами, которые должны обеспечивать лучшую детализацию картинки, плавные переходы в зоне полутонов и большее ощущение «глубины». Однако с полнокадровыми матрицами связано множество самых разнообразных мифов и недостоверных сведений. В чем же главные особенности и преимущества фотоаппаратов с полнокадровой матрицей, и стоит ли менять обычную камеру с кроп-сенсором на дорогостоящую полнокадровую модель? Об этом и поговорим в этой статье.

Полнокадровый датчик

Но сначала определимся с тем, что же такое «полный кадр». Речь идет о физическом размере светочувствительной матрицы, используемой в цифровом фотоаппарате. Она, как известно, отвечает за качество изображения. Полнокадровые фотоаппараты – это те, у которых такой же размер матрицы, как и у 35-миллиметровой пленочной камеры с размером 36 х 24 мм.

В начале развития цифровой фототехники практически все аппараты имели светочувствительный сенсор меньшего формата в силу зарождения технологии и слишком высокой стоимости производства полнокадровых датчиков. Однако с течением времени производство полнокадровых матриц стало менее дорогостоящим, что позволило ведущим производителям предложить пользователям камеры с полным кадром.

Хотя цену на них нельзя назвать низкой и сегодня, все же такие полнокадровые фотоаппараты стали куда более доступными. Примеры полнокадровых фотоаппаратов — Sony SLT A99 или Nikon D700.

Матрицы с кроп-фактором, то есть с урезанными физическими размерами, обычно обозначаются как APS-C сенсоры. Компания Nikon, правда, использует собственные обозначения: «FX» для полнокадровых моделей и «DX» для фотоаппаратов с кропнутыми матрицами. Обычно кроп-сенсор меньше полнокадрового в 1,5 — 1,6 раза. Впрочем, сегодня выпускаются фотокамеры с матрицами, имеющими самые разные физические размеры.

Естественно, что фотоаппаратов с урезанными матрицами в массовой продаже большинство, они дешевле и удобнее для новичков. Если снять изображение нормальным полнокадровым объективом и наложить его на кропнутый сенсор, то картинка по краям будет обрезана примерно на тридцать процентов, то есть она будет в полтора раза меньше. Цифра 1,5 и называется кроп-фактором. Он у каждого производителя фототехники свой собственный, но в среднем варьируется в пределах именно 1,5 – 1,6.

Как мы знаем, еще в эпоху пленочной фотографии было общепринято, что чем больше негатив, тем изображение будет более качественным и детализированным. Полнокадровая матрица в среднем в полтора раза шире сенсора формата APS-C и, конечно, это не может не влиять на качество картинки. Какими же преимуществами обладает полный кадр?

Особенности и преимущества полнокадровых матриц

В первую очередь, особенностью камер с полнокадровыми матрицами является масштаб видоискателя, который заметно больше, чем у обычных камер с кропнутым сенсором. Это, в свою очередь, обеспечивает отличные возможности для удобного выбора параметров съемки и ракурса. Но самое главное преимущество полнокадровых матриц заключается, конечно, в возможности получения более четких и качественных снимков на высоких значениях ISO, при гораздо меньшем уровне цифрового шума.

Большой полнокадровый сенсор позволяет «впихнуть» в него большее количество фотоэлементов, да еще и более крупного размера, что положительным образом сказывается на восприятии светового потока. Поэтому при одинаковом количестве мегапикселей полнокадровый фотоаппарат всегда будет обеспечивать более качественные результаты на высоких значениях ISO, нежели обычная камера с кроп-матрицей. У Вас появляется возможность для серьезного повышения значения ISO при съемке, при этом Вы можете не опасаться, что шумы на изображении станут видимыми.


Разница между полнокадровой матрицей и кроп-сенсором также проявляется в эффекте увеличения фокусного расстояния. Урезанный датчик фиксирует меньшую область изображения, поэтому итоговая картинка выглядит так, как будто Вы использовали объектив с большим фокусным расстоянием. То есть на кропе эквивалентное фокусное расстояние увеличивается пропорционально кроп-фактору.

Например, если Вы будете использовать 50-мм объектив с камерой с APS-C сенсором, то фотографии будут выглядеть такими, словно они были сделаны с помощью 75-мм объектива (кроп-фактор = 1,5). То есть в случае с камерами APS-C увеличение эквивалентного фокусного расстояния может работать в Вашу пользу. Здесь говорить об однозначном преимуществе полнокадрового фотоаппарата нельзя, ведь все зависит исключительно от того, что Вы собираетесь снимать. Кому то необходима полнокадровая камера для съемки широкой перспективы, а кто-то хочет добиться большего приближения снимаемых объектов и потому ему целесообразнее использовать фотоаппарат с кропнутой матрицей.

Съемка с полнокадровым фотоаппаратом добавляет изображениям сильное ощущение глубины. Этот эффект достигается за счет малой глубины резкости. Как правило, на полнокадровой камере необходимо закрыть диафрагму примерно на 1/3 остановки для того, чтобы получить аналогичную глубину резкости, как с камерой, имеющей кроп-сенсор. В оптимальных условиях съемки полнокадровые фотоаппараты также способны обеспечить изображению лучшую детализацию и больший динамический диапазон благодаря увеличенному количеству светочувствительных элементов.

Однако все эти преимущества полнокадровых фотоаппаратов нивелируются от использования вместе с ними старых или дешевых объективов. Если Вы решили перейти на полнокадровый фотоаппарат, будьте готовы вкладывать значительные средства в покупку новых объективов, совместимых с полным кадром. Следует обращать внимание именно на ту оптику, которая способна передать все преимущества большого сенсора. Использование дешевых и некачественных объективов сводит на нет все улучшения в качестве изображения, которые может принести с собой полнокадровая матрица.

Каждый производитель фототехники в настоящее время выпускает оптику отдельно для полнокадровых фотоаппаратов и камер с урезанными матрицами. Например, на любительские камеры Canon можно устанавливать объективы EF-S и EF, выбор которых очень разнообразен. Для полнокадровых же моделей предусмотрен ограниченный набор оптики EF. То есть для полного кадра доступный парк оптики меньше.

Но некоторые из этих объективов имеют характеристики, которые практически недоступны кропу. Соответственно, специализированная и высококачественная оптика для полнокадровых фотоаппаратов действительно может подчеркнуть все аспекты работы больших сенсоров с высокой разрешающей способностью.

Недостатки полнокадровых фотоаппаратов

Как уже отмечалось, эффект изменения фокусного расстояния на кроп-матрицах может являться серьезным преимуществом для фотографа и решающим критерием при выборе фотооборудования. Ведь достаточно взять объектив 300 мм с диафрагмой f/2.8 и установить его на фотоаппарат с кропнутой матрицей, как Вы фактически получаете 450-миллиметровый объектив с f/2.8.

То есть кроп-фактор позволяет добиться увеличенной зоны досягаемости объектива при существенной экономии. Поэтому обычные камеры с кроп-сенсором могут быть очень полезными, например, при съемке животных в естественной среде обитания, фотографировании спортивных соревнований или при репортажной фотосъемке.

Но главным камнем преткновения все же остается стоимость полнокадровых фотоаппаратов. Модели с полнокадровыми матрицами по-прежнему намного дороже обычных, а потому неизменно возникает вопрос в целесообразности их покупки. Полнокадровые камеры, как правило, являются флагманами среди продукции любого ведущего производителя фототехники. Приобретение подобной техники всегда бьет по карману. Тем более, что при покупке полнокадрового фотоаппарата Вам, скорее всего, придется докупать еще и объективы, ведь далеко не вся оптика от кроп-камер совместима с полнокадровыми фотоаппаратами, и наоборот.

В силу высокой стоимости покупка полнокадровой камеры для целей любительской фотографии вряд ли будет целесообразна. Для профессиональных же фотографов преимущества полного кадра в сравнении со стоимостью фотоаппарата куда более оправданы. К тому же, опытные фотографы лучше знают, как правильно использовать особенности полнокадрового датчика. Фотографам-любителям при переходе на полный кадр придется совершенствовать свою съемочную технику.

Итак, «полный кадр» благодаря увеличению размеров приемной ячейки снижает уровень шума при высокой чувствительности ISO, расширяет динамический диапазон и увеличивает детализацию картинки. Кроме того, объектив на полнокадровой камере дает более широкий угол обзора, что может быть востребовано во многих съемочных ситуациях. Но если Вы решили сменить свой фотоаппарат на камеру с полнокадровой матрицей, Вы должны четко понимать, для каких целей она Вам потребуется. Перед покупкой «полного кадра»

Вы также должны быть уверены в том, что в Вашем распоряжении имеются совместимые объективы, которые позволят использовать все преимущества нового фотоаппарата. Начинающие фотографы нередко совершают огромную ошибку, вкладывая весь свой бюджет в покупку более совершенно и продвинутой камеры, совершенно забывая о том, что снимает не фотоаппарат, а объектив.

Вот уже полгода как я являюсь вполне себе счастливым обладателем Canon EOS 6D и, отсняв за это время более 15 000 кадров, могу достоверно рассказать о его плюсах и минусах. Но сначала немного о своей деятельности и причине покупки.

Я - профессиональный фотограф в небольшом городе. Специализируюсь на семейной, детской, студийной, свадебной, фешн съемке и смежных областях фотографии. В начале лета 2016 сломался мой старенький Canon 500D , служивший мне верой и правдой 8(!) лет, чинить столь пожилую камеру не было смысла, сбережения не позволяли замахнуться на 5Dm3, а перейти на фф при этом очень хотелось - при этих условиях выбор был очевиден и только один.

Камера обошлась мне примерно в 86 000 (при цене около 105 000 в магазинах официальных партнеров, т.е. у поставщиков "белой" техники, на тот момент). Нет, она не куплена у знаменитых индусов на ВДНХ Скидка почти 20 тысяч получилась за счет уже ставшего ежегодным кэшбэка от Canon и купонов от магазина Связной, нагугленных за 10 минут. Сейчас фотоаппарат можно приобрести еще дешевле, если следовать той же схеме. Ну или обратиться в магазины с серой техникой.

Общие впечатления от камеры: меня она полностью устраивает, для работы хватает, открылись новые возможности. Но нужно понимать, что камера НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для динамичного репортажа. Меня повергли в легкий шок некоторые отзывы, в которых люди жалуются на фокусировку или скорострельность - милые мои, это все указано в характеристиках камеры, зачем же покупать аппарат, ничего общего не имеющий с вашим родом деятельности, а потом на зеркало пенять?

Для неспешной творческой съемки он подходит на отлично! В конце обзора расскажу как не ошибиться при выборе камеры и на что обращать внимание при покупке.

Чем порадовал 6D?

1. Хорошие рабочие ISO

Это самый главный плюс и неиссякаемый источник радости для меня. При моей старой камере я и мечтать не могла о съемке при ISO 2000-4000, а это значит, что целые жанры для меня были закрыты, а картинка в полутемных помещениях была неудобоваримой. Теперь все изменилось, я получила большую свободу, в полумраке ресторана уже не обязательно хватаюсь за вспышку, в простых советских квартирах хватает света от окна, можно смело экспериментировать с ночными фотосессиями и даже астрофотографией. Но фото могут говорить лучше, чем тысяча слов:

Снято в закрытой церкви, пасмурный день, единственный источник света - средних размеров окно:

При 100% увеличении:


Качество для использования в сети, личном альбоме и даже для печати формата А4 более чем приемлемое.

А вот это фото из репортажа с прибытия из армии мужа моей постоянной клиентки. Поезд прибывал в час ночи, из освещения лишь городская иллюминация:

Тот же источник + вспышка на земле сзади:


Свет от занавешенного окна:

Внезапно во время съемки началась сильнейшая гроза, в мгновенье ока стало темно, как поздним вечером, лил сильнейший дождь:


Единственный источник света - свечи:

Думаю мою мысль вы поняли С высокими ISO камера очень даже дружит! Конечно на 8000 уже начинается каша, но для работы этого диапазона хватает. С этой камерой впервые удалось разглядеть млечный путь, не выезжая за пределы города!

2. Полнокадровость и все вытекающие

Широкоугольные объективы наконец стали таковыми, а чтобы пользоваться моим любимым 135мм от canon теперь не нужно наворачивать по 5км за съемку. В общем ножки отдыхают

С этим объективом я почти не расстаюсь, так что для меня это важно. Теперь иногда даже удается поместиться с ним в тесной студии. Несколько примеров фото с моим любимчиком и 6D:




3. GPS и Wi-fi

Съемки забрасывают меня в самые безумные места, при том не только в родном городе, но и по всей России, а иногда и за ее пределами, так что следить за картой своих перемещений - своего рода маленькая игра для меня. Но к сожалению GPS заметно влияет на время работы камеры без подзарядки, поэтому держу его включенным далеко не всегда. Зачастую делаю один-два кадра на новом месте при включенном GPS, чтобы у меня осталась отметка о том, что "здесь был я"

GPS очень точный, определяет местоположение с точностью до метра, можно потом посмотреть что происходило на съемке с помощью вкладки map в lightroom или программы от кэнон.

Вот карта с одного моего фотодня на одной конюшне, видно, что за 8 часов съемки побегала я изрядно:


4. Прочие приятные мелочи

  • Размер raw-файлов заметно меньше, чем на моей старой камере, при этом разрешение выше.
  • Долго живущая батарея (спокойно выдерживает целую свадьбу или несколько съемок поменьше без подзарядки)
  • Использует SD карты (для меня это плюс, так как осталось много сдшек от 500D и не пришлось докупать карты другого формата)
  • 3 разных разрешения для raw (очень пригождается, когда точно знаешь, что большие фото не нудны)

А теперь о неприятном:

К дизайну и расположению кнопок придираться не буду (тем более что в сравнении с 5Dm3 оно явно выигрывает), так как это вопрос индивидуальных предпочтений и дело привычки. Первое время было тяжело, смена настроек требовала нескольких секунд "тупки" с моей стороны, так как управление кардинально отличалось от моей предыдущей камеры. Но это вопрос практики, сейчас уже чувствую себя с ним вполне комфортно.

Все перечисленные минусы в работе в моих жанрах не мешают, поэтому моя оценка камере - 4,75, округляем до 5.

А теперь немного фото при разных условиях освещения.


Идеальный "золотой час"





А теперь о том как же выбрать камеру и не ошибиться.

Первый вопрос, который вы должны себе задать - "кто я и для чего мне нужна камера?".

От ответа на этот вопрос будет зависеть все остальное. Вот варианты ответа на него, которые приходят мне в голову:

1) Вы - фотограф-любитель, мало что знаете о технической стороне фотографии, камера нужна вам чтобы

  • снимать семью, детей, посиделки с друзьями, вечеринки, в общем для социальных целей. В этом случае вам точно не нужен 6D, даже если он есть у вашей подруги и вам нравятся фото с него. Для этих целей есть более бюджетные решения, которые ничуть не хуже и не весят больше килограмма с объективом. Обратите внимание на самые бюджетные модели зеркалок, а сэкономленные средства потратьте на хороший светосильный объектив и накамерную вспышку, от них в вашем случае будет зависеть гораздо больше, чем от камеры. Можно присмотреться к б/у камерам.
  • снимать в путешествиях, походах, поездках, в общем для целей туристических. Вам тоже не нужен 6D. Обратите внимание на беззеркалки со сменной оптикой, при сборе чемоданов, долгих пеших прогулках и на горных тропах размер будет иметь значение и каждый грамм будет на счету. Мотивация носить с собой 1,5кг фототехники довольно быстро пропадает, когда вы совершаете 10-километровые прогулки в гористой местности.
  • снимать для себя - макро, предметку, портреты, в общем для творческих целей. Для вас у меня тот же совет, что и для первого пункта - бюджетная зеркалка + хороший объектив. 6D стоит покупать только если львиную долю вашего творчества составляет съемка при слабом освещении и позволяет бюджет.

2) Вы - профессионал или собираетесь им стать в ближайшее время, камера нужна вам чтобы

  • снимать репортаж, спортивные мероприятия, клубные вечеринки и т.д., в общем все, что находится в постоянном движении. 6D вам абсолютно не подойдет и его характеристики просто кричат об этом. Обращайте внимание на количество кадров в секунду, самую короткую выдержку, систему фокусировки, а дальше выбирайте по бюджету, репортажные камеры бывает стоят и по полмиллиона. Не экономьте на картах памяти, так как они тоже могут повлиять на скорость серийной съемки.
  • снимать портреты в студии или на природе, предметку, макро, в общем все, что позволяет снимать вдумчиво и неспешно. 6D прекрасно подходит для этих целей профессионалам любого уровня. В некоторых кругах к нему сложилось несколько снобское отношение, мол, не самая серьезная камера для профессионала, но на мой взгляд это является заблуждением, и тысячи профессионалов меня в этом поддержат. Однако, если вы начинающий фотограф, я бы посоветовала вам обратить внимание на более бюджетные кропы, вы всегда успеете сменить камеру, когда поймете, что вам стало тесно на кропе, а вот если сразу вложитесь в фулл фрейм и в итоге с фотографией у вас не сложится, будет обидно, и для домашних целей камера не будет подходить. Вкладывайтесь в объективы и световое оборудование - они играют гораздо большую роль в итоговой картинке, чем сама камера, а полный кадр - не волшебная палочка и не сделает ваши фото автоматически лучше, просто продолжайте практиковаться и учиться, а перейти на дорогую технику всегда успеете.

Резюмируя, скажу, что 6D оставил по большей части положительные впечатления, позволил мне расширить свои горизонты, открыл то, что раньше было недоступно. И я однозначно могу порекомендовать эту камеру. Надеюсь, что у нас с ней еще не один год приключений впереди.

Если у вас остались какие-то вопросы после прочтения моего отзыва, напишите в комментарии и я обязательно на них отвечу.

Полнокадровые камеры всегда были уделом профессионалов, но с ростом конкуренции на рынке появились более доступные продукты. Это не значит, что они совсем дешёвые. Вы можете купить профессиональную полнокадровую камеру предыдущего поколения или приобрести новое устройство за те же деньги пожертвовав какими-то функциями и характеристиками.

Чтобы помочь определиться с выбором мы собрали 10 самых дешёвых полнокадровых камер на рынке .

Если вы хотите перейти с кропа на более профессиональные устройства, то этот список поможет сделать правильный выбор.

1 Canon EOS 6D

Это немолодая камера, но она по сей день предлагает отличный набор характеристик и высокое качество изображения.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 20.2MP
  • Крепление объектива: Canon EF
  • Экран: 3-дюймовый фиксированный, 1,040,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • 5fps
  • 1080p
  • Стоимость: 88 тыс руб/body

Камера имеет отличную автофокусировку, которая сохраняет свою чувствительность даже при слабом освещении. Сенсор может похвастаться превосходным качеством изображения, точек автофокусировки мало. Их всего 11, но этого достаточно для большинства типов съёмки. Также камера не может похвастаться богатым набором функций видеозаписи.

На момент выпуска Canon EOS 6D был самой легкой цифровой зеркальной камерой в мире с полнокадровым сенсором. Несмотря на то, что ей уже более чем пять лет, она по-прежнему является заманчивой для ландшафтных фотографов и путешественников. 11-точечная система автофокусировки EOS 6D включает в себя только один датчик перекрестного типа. Она более простая, чем 39-точечная система Nikon D610. Датчик с разрешением 20.2MP также терпит претензии, так как в 2017 году этого разрешения недостаточно. Тем не менее, EOS 6D имеет множество положительных качеств и если вы обычно не печатаете свои снимки на большом формате или не выполняете сильную обрезку, камера удовлетворит большинство требований. EOS 6D получил встроенный Wi-Fi и GPS, а также может похвастаться высокой чувствительностью системы фокусировки

2 Canon EOS 6D Mark II

Более новая модель Canon EOS 6D Mark II получила более сложную систему автофокусировки и сенсорный дисплей.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 26.2MP
  • Крепление объектива: Canon EF
  • Экран: 3-дюймовый с переменным углом наклона, сенсорный 1,040,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 125 тыс руб/body

Система автофокусировки стала более современной. Поворотный сенсорный экран облегчает работу, но у камеры нет современного разрешения 4K-видео. Также камера не может похвастаться высоким динамическим диапазоном.

Появившись через пять лет после оригинального Canon EOS 6D, новая версия EOS 6D Mark II получила существенные обновления по сравнению со старой моделью. Разрешение сенсора значительно увеличилось. Теперь оно составляет 26.2MP, а не 20.2MP. С более высоким разрешением помог справиться процессор DIGIC 7 от Canon. Для видеосъёмки будет удобен поворотный сенсорный дисплей. Также камера предлагает 5-осевую цифровую стабилизацию для видеосъёмки, но только при разрешении до Full HD. 4K в камере нет. Система автофокусировки также была усовершенствована. Теперь она имеет 45 точек перекрестного типа, 27 из которых имеют чувствительность при F/8. Система чувствительна до -3EV. Также дополнительным бонусом является фокусировка Dual Pixel, которая способна работать на невероятной скорости в режиме Live View и при видеосъёмке. Это отличная камера, но EOS 6D Mark II имеет не самый лучший динамический диапазон в сравнении с конкурентами того же уровня.

3 Nikon D610

Доступная полнокадровая камера с отличными характеристиками.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, фиксированный, 921000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 6fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 89 тыс руб/body

Двойной слот для карт SD и влагозащита станут несомненным плюсом, но точки автофокусировки сосредоточены слишком близко к центру. Также камера не имеет встроенных беспроводных технологий.

Найти различия между Nikon D610 и Nikon D600 будет не просто. Будучи представленной спустя год после 600-модели новая D610 практически идентична своему предшественнику. Увеличилась скорость серийной съёмки с 5.5fps до 6fps. Также появился режим тихой съёмки на скорости 3 кадра в секунду. Камера довольно привлекательна благодаря отличному соотношению цены и качества. Внутри установлен датчик изображения с разрешением 24.3MP, который закрыт во влагонепроницаемом корпусе. Система автофокусировки имеет 39 точек. Также привлекательны два слота для SD-карт и оптический видоискатель, который имеет покрытие 100% кадра.

4 Nikon D750

Не смотрите на возраст. D750 по-прежнему предлагает хорошие характеристики.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, наклонный, 1,228,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 130 тыс руб/body

Камера может предложить широкий динамический диапазон и быть удобной в работе благодаря наклонному сенсорному экрану. При этом без 4K-видео она не соответствует требованиям современных видеооператоров. Режим Live View очень медленный.

D750 зажат между более доступным D610 и профессиональным D810/D850 в диапазоне полнокадровых камер Nikon. Это зеркалка среднего уровня. Она заимствует характеристики как более дешёвых, так и дорогих продуктов. Камера получила максимальную скорость затвора 1/4000 сек и разрешение датчика изображения 24.3MP с младших моделей, но 51-точечный автофокус перекочевал с D810. Наклонный сенсорный дисплей D750 в сочетании с возможностью видеозаписи в FullHD на скорости 60 кадров в секунду, а также встроенный Wi-Fi делают эту камеру достаточно привлекательной.

5 Nikon D810

Высокое разрешение становится более доступным.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 36.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, фиксированный, 1,229,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 189 тыс руб/body

Наименьшая светочувствительность камеры составляет ISO 64, что в значительной степени снижает уровень шума. Тем не менее, камеру уже трудно отнести к доступным устройствам, но для своих характеристик её стоимость вполне приятна. Из-за разрешения размеры файлов получаются очень большими.

Сейчас уже представлена более дорогая Nikon D850, но предыдущая модель D810 благодаря этому стала более доступной, хотя она всё ещё обойдётся вам в круглую сумму. Высокое разрешение 36.3MP в D810 позволяет создавать наиболее резкие и детализированные снимки ещё и благодаря отсутствию фильтра сглаживания.

Процессор обработки изображений EXPEED 4 даёт возможность снимать со скоростью 5 кадров в секунду при полном разрешении. Максимальное разрешение видео составляет 1080p, а базовая чувствительность ISO 64 даёт возможность снимать с минимальным шумом. Файлы с таким большим разрешением для обработки требуют мощный компьютер.

6 Nikon Df

Убедительное сочетание стиля и содержания.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 16.2MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 3,2-дюймовый, фиксированный, 921000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: Нет
  • Стоимость: 165 тыс руб/body

Датчик производит прекрасные результаты. Камера имеет стильный ретро-дизайн, но она не предлагает возможность видеозаписи, а разрешение 16.2MP немного отстаёт от современных требований.

Против колоссальных разрешений полнокадровых Canon 5DS/R со значениями 50.6MP или 45.7MP в Nikon D850, разрешение 16.2MP в Nikon Df кажется ничтожным. Но датчик этой камеры имеет свою историю. Он использовался в бывшем флагмане Nikon D4. Также сравнительно низкое количество пикселей означает, что камера будет способна производить отличные результаты в темноте. Однако, наиболее примечательна камера снаружи. Она имеет дизайн в стиле ретро. Расположение элементов управления доставит удовольствие тем, кто любит процесс съёмки не меньше, чем конечный результат.

По сравнению с другими FX-зеркалками Nikon, цена на Df остаётся неизменно высокой, особенно с учётом технических характеристик, но, по крайней мере, вы можете получить эстетическое удовольствие от работы с этой камерой.

7 Sony A7

Одна из лучших полнокадровых беззеркалок своего времени стала доступна более широкому кругу фотографов.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран:
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 85 тыс руб/body

Камера удобна своим размером. Он не слишком велик. Также впечатляет качество изображения. При этом, как и большинство беззеркалок, Sony A7 имеет слабую батарею. Ещё одним минусом является отсутствие видеозаписи в разрешении 4K.

В сравнении с огромными зеркалками Sony A7 является очень маленькой и лёгкой. Очевидно, что как только вы прикрепите к камере телеобъектив, размер и вес значительно возрастут, сведя к минимуму преимущества A7. Sony A7 была первой полнокадровой компактной беззеркалкой на рынке, и, хотя ей не хватает некоторых конкурентных преимуществ, таких как функциональность сенсорного экрана и 4K-видео, качество RAW-изображений, полученных с помощью датчика 24.3MP CMOS Exmor продолжает удивлять. Единственным реальным разочарованием является несколько скромный срок службы батареи, относительно низкая цена А7 позволяет запастись запасными аккумуляторами.

8 Sony А7 II

Хотя начинка A7 II аналогична своему предшественнику, процесс обработки снимков был усовершенствован, что привело к улучшению результатов.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран: 3-дюймовый, наклонный, 1,228,800 точек
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 105 тыс руб/body

Преимуществом стала 5-осевая стабилизация изображения на основе сдвига датчика изображения. Также улучшился процесс обработки снимков. В остальном камера осталась похожей на предыдущую модель A7. Оптика большого размера всё ещё сводит на нет почти все преимущества маленького корпуса камеры.

9 Sony A7S

Видеотяжеловес с разрешением 4K. Sony A7S является беззеркальной камерой для тех, кто знает на что она способна и может воспользоваться её преимуществами.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 12.2MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран: 3-дюймовый, наклонный, 921600 точек
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 4K
  • Стоимость: 120 тыс руб/body

Невероятная производительность при низкой освещенности и возможность съёмки несжатого 4K-видео с помощью внешнего записывающего устройства – это очень хорошие возможности. При этом камера имеет очень низкое разрешение и не умеет самостоятельно записывать 4K на карту памяти.

Разрешение 12.2MP может показаться отголоском далёких лет, но полнокадровый датчик внутри Sony A7S практически светится в темноте. «S» означает «sensitivity» (чувствительность), и не зря. A7S имеет нативный диапазон чувствительности ISO 100-102400, а сохранение разрешения на низком уровень позволяет увеличить размер каждого пикселя для улучшения свойств по сбору света. Это минимизирует шум и позволяет получать необычайно качественное изображение. Прогрессивные настройки видеозаписи предлагают возможность использования плоского цветового профиля S-log2. На корпусе расположен разъём HDMI, который может выводить на внешнее устройство видео в разрешении 4K. Только камера A7S II получила возможность сохранения 4K-видео на карту памяти. Если съёмка фото и видео при низкой освещённости является вашим приоритетом, то A7S – это хороший вариант. В противном случае A7 II с более высоким разрешением и стабилизацией выигрывает.

10 Pentax K-1

Хотите выделиться из толпы? Полнокадровая зеркалка Pentax позволяет получить новый опыт работы.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 36.4MP
  • Крепление объектива: Pentax K
  • Экран: 2-дюймовый, наклонный, 1,037,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 135 тыс руб/body

Камера имеет встроенную стабилизацию изображения на основе сдвига сенсора. При этом огорчает вялая система автофокусировки и отсутствие 4K-видео.

Ricoh не предоставляет большого выбора полнокадровых камер, но компания знает, как делать качественные устройства. K-1 представляет собой камеру, которая выделяется из толпы своей технологией 5-осевой стабилизации с компенсацией дрожания на 5 стопов. Также имеется Pixel Shift, который увеличит разрешение снимков благодаря съёмке нескольких кадров со смещением сенсора на 1 пиксель. Также очень интересна система Astrotracer, которая использует данные GPS для перемещения датчика вслед за движением звёзд на небе при съёмке с длительной выдержкой для получения наилучшей резкости. При разрешении 36.4MP камера К-1 аналогична Nikon D810. Она также не имеет фильтра сглаживания. Pentax K-1 предлагает отличное сочетание цены и качества, так что если вам нужно высокое разрешение полнокадрового сенсора, стабилизация и отличное качество изображения, и при этом вы меньше озабочены скоростью автофокусировки, то K-1 должен стать отличным предложением для вас.

Полнокадровые зеркальные камеры находятся сейчас на пике своей популярности. Этому есть несколько причин. С одной стороны, у традиционных зеркальных камер формата APS-C появился сильный конкурент — беззеркальные камеры, которые по совокупности таких характеристик, как цена и компактность, превосходят зеркальные камеры.

С другой — все больше и больше моделей зеркальных камер движутся к профессиональному сегменту, получают начинку старших моделей, включая полнокадровую матрицу, дешевеют и переходят из категории чисто профессиональных камер в боле массовую категорию продвинутых камер для фотолюбителей.
Синонимом топовой камеры становится наличие в ней полнокадровой full-frame-матрицы (ФФ) , о которой многим известно лишь то, что ФФ — это хорошо.

Сегодня мы постараемся ответить на популярные вопросы фотолюбителей о полнокадровых камерах и поможем сориентироваться в актуальных моделях.

Матрица в камере — тот случай, когда размер имеет значение. Самые маленькие матрицы обычно применяют в мобильных телефонах, чуть больше (1/2.3) — в «мыльницах» и камерофонах, еще больше (Micro 4/3, 1», APS-C) — в беззеркалках, APS-C (25.1х16.7 мм) — в обычных зеркальных камерах, полнокадровые (36х24 мм) — в старших моделях зеркальных камер. Свое название полнокадровый датчик получил из-за одинаковых с полным кадром 35 мм пленки размеров. Поэтому фокусное расстояние на объективах обычно указывают «в 35 мм эквиваленте».

Низкие шумы на высоких значениях ISO, малая глубина резкости, широкий динамический диапазон, плавные переходы в полутонах — вот то (и в общем-то все), чем отразится на качестве фотографии переход на ФФ-камеру. Строго говоря, камера с полнокадровой матрицей нужна тем, кто хочет эффективнее использовать профессиональные светосильные объективы и снимает на высоких значениях ISO. Полнокадровый сенсор — не один сплошной плюс.

Камерам с APS-C-сенсорами ФФ-камеры сильно уступают в скорости съемки. Также сенсоры с кроп-фактором больше единицы будут удобнее для работы с телеобъективами.

Кроме размеров разница между полнокадровой и кроп-матрицей заключается в увеличенном пространстве кадра. Кроп-сенсор увеличивает фокусное расстояние пропорционально своему кроп-фактору. Снимая на APS-C-камеру (кроп-фактор — 1,5) с 50 мм объективом, мы получим фотографии, снятые как будто на 75 мм объектив. С другой стороны, полнокадровая матрица не обрезает снимок, а значит, с тем же 50 мм объективом можно будет снимать пейзажи и умещать в кадр гораздо больше объектив без использования широкоугольных объективов.

Перед покупкой ФФ-камеры стоит внимательно изучить список совместимых объективов, цены на них и помнить, что полнокадровая камера очень требовательна к качеству оптики. В паре с линзой средней ценовой категории, мылящей или затемняющей изображение по краям, она не сможет раскрыть и часть потенциала большой матрицы. А хорошая оптика стоит немалых денег, от $400 и до нескольких тысяч.

На полнокадровых камерах великолепно работают светосильные фикс-объективы, в том числе широкоугольные. Как вариант, можно начать с покупки бюджетного 50 мм F/1,8 для байонета ФФ-камеры. Но от доступных зумов придется отказаться, как и от ряда широкоугольников — 10-22, 10-20, 11-16, 10-24.

За всю историю цифровых полнокадровых камер в продажу вышло лишь несколько десятков моделей. Причем для массового покупателя подобную технику производят всего три компании — Canon, Nikon, Sony. Последняя полнокадровая камера Kodak была выпущена в 2004-м, а показанная в 2001 году модель Pentax так и не вышла в продажу, а камеры Leica себе могут позволить далеко не все желающие: средняя цена на Leica M9 без объектива составляет 140 тыс. руб.

Актуальные модели

Canon EOS 5D Mark III и Canon 6D

Средняя цена без объектива: 100 тыс. и 60 тыс.

2012 год принес обновление всех существующих полнокадровых камер, в том числе легендарной серии Canon 5D.

Компании производители

Canon EOS 5D Mark III получила важные обновления по всем параметрам: новую матрицу, процессор, дисплей, систему автофокусировки и два слота для карт памяти, а также расширенные возможности видеозаписи. Новый 3,2-дюймовый экран имеет разрешение 1,04 млн точек, антибликовый прозрачный слой и защитное стекло с дополнительным антибликовым покрытием. Камера может снимать в режиме мультиэкcпозиции с различными способами наложения и самостоятельно создавать HDR в четырех стилях.

Процессор DIGIC 5+ в 17 раз быстрее процессора в Mark II, что на практике дает прирост в скорости вывода сигнала с матрицы и увеличенную почти вдвое скорость съемки, с 3,9 до 6 кадров в секунду. В паре с объективами Canon камера сама корректирует виньетирование и убирает хроматические аберрации. Впервые реализованная в зеркалках этого производителя функция Rate позволяет проводить на экране камеры сравнение зафиксированной и автоматической экспозиции. Точный автофокус обеспечивает 61-точечная система фокусировки (вместо 9-точечной в 5D Mark II), перекочевавшая из старшей 1Dx. Важное обновление коснулось и записи видео: длина ролика увеличена с 12 минут до 30.

Еще одна камера Canon заняла нишу между кропом 7D и полнокадровыми 5D, а появление в модельном ряду доступной ФФ-модели позволило Canon позиционировать 5D как более профессиональный аппарат. Полнокадровая, бюджетная (ключевое слово), легкая по меркам ФФ-зеркалок (всего 770 г) 6D стала прямым конкурентом Nikon D600.

Компании производители

При сравнении характеристик 6D и Mark III в глаза бросается не так уж много отличий, хотя разница в цене камер составляет $1500. Разрешение матрицы 6D меньше (20,2 млн пикселей против 22,3 у Mark 3), ниже скорострельность (4,5 к/с против 6 к/c), нет второго слота для карты памяти, 11-точечная система фокусировки вместо 61-точечной. Строго говоря, Canon представила немного осовремененную версию Mark II в компактном корпусе.

По габаритам 6D сравнима с Canon 60D и является самым компактным зеркальным ФФ-аппаратом. От старших камер 6D получила быстрый процессор DIGIC 5+ и 3,2-дюймовый экран с разрешением 1,04 млн точек. Второй слот для карты памяти потенциальной аудитории этой камеры вряд ли будет интересен (используется SD), зато встроенные GPS и Wi-Fi модули будут очень кстати. По Wi-Fi снимки можно будет передавать на смартфоны и планшеты (доступны бесплатные приложения для Android или iOS). К сожалению, камера умеет работать только с оптикой EF — о байонетах EF-S и EF-M придется забыть.

Nikon D600 и Nikon D800

Средняя цена без объектива: 56 тыс. и 90 тыс.

Вышедшую пять лет назад Nikon D700 закономерно противопоставляли Canon 5D Mark 2, соответственно, после обновления до Mark 3 появление D800 было вполне ожидаемым. В этот раз Nikon выпустила полнокадровую камеру с невероятно высоким разрешением (36 мегапикселей, разрешение снимка составляет 7360 х 4912 точек) и в двух модификациях — c low-pass-фильтром и без (D800E). Модификация с антиалиасингом поступила в продажу на $300 дороже. Любопытно, что D800 уже не является урезанной версией одной из старших камер компании, как было в случае с D700 и D3. Однако дизайн и расположение элементов на корпусе остались аналогичными D700.

Компании производители

Кроме потрясающей 36-мегапиксельной КМОП-матрицы камера обладает сенсорным 3,2-дюймовым дисплеем с разрешением 921 000 точек и углом обзора 170 градусов — такой же экран установлен в старшей Nikon D4. Экран защищен прочным стеклом Hardlex. Интересный факт: Hardlex применяют в кабинах самолетов Boeing.

Скорострельность — не конек полнокадровых камер. D800 снимает на скорости 4,6 кадра в секунду, чего достаточно для многих ситуаций, не считая спортивной и репортажной съемки. Зато новый процессор позволяет полностью раскрыть потенциал 51-точечной системы фокусировки, включая 15 датчиков перекрестного типа.

Наконец, по сравнению с D700 камера получила доработку в видеозаписи. Длина одного видео по-прежнему ограничена 30 минутами, но при съемке можно использовать режим DX (имитация APS-C) и снимать на объективы, имитируя 1,5х увеличение. К камере можно подключить внешний микрофон для записи стереозвука или довольствоваться моно на встроенном микрофоне. Приятная опция — громкость звука по время съемки регулируется.

В Nikon D600 используется видоискатель с 100-процентным покрытием кадра. Профессиональные камеры выпускаются без встроенной вспышки, но, понимая, что пользователь не всегда хочет тратиться на аксессуары, в D600 Nikon добавили встроенную вспышку.

Компании производители

Она пригодится, чтобы перебить тени при съемке в контровом свете, или может послужить импульсом при съемке в студии. Еще один важный плюс камеры заключается в системе фокусировки, и тут Nikon действительно есть что противопоставить 11-точечной системе фокусировки у Canon 6D: лампа подсветки, 39 точек, 9 из которых крестообразные. Также в D600 реализована интересная функция переключения в DX-режим, в котором камера имитирует работу с APS-C-сенсором: эквивалентное фокусное расстояние объективов увеличивается в 1,5 раза, а длина серии снимков возрастает до 100 кадров в JPEG и до 30 в RAW против 30 в JPEG и 15 в RAW в обычном режиме. DX-режим позволяет подключать объективы от ASC-камер, что будет актуально, если вы переходите с кропа на полный кадр, но пока что не можете позволить себе обновить все необходимые линзы. Встроенный привод пригодится для работы с объективами без встроенного мотора. Модули Wi-Fi и GPS для D600 нужно будет докупать отдельно.

Sony Alpha a7 и Sony Alpha a99

Средняя цена без объектива: 60 тыс. и 95 тыс.

Sony последней взялась за полнокадровые камеры, но подошла к этому вопросу в своем стиле: первые эксперименты компании коснулись ФФ-камер с полупрозрачным зеркалом, в которых при записи видео работал автофокус. Второй серьезной заявкой на успех стал выпуск полнокадрового компакта RX1, пошатнувшего общее представление о том, как может выглядеть ФФ-камера. Дальше — внешний полнокадровый объектив-фотокамера QX10, крепится к смартфону. Вишенка на торте — анонс сразу двух полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов.

Sony Alpha a7 ознаменовала собой и конец истории камер NEX, отныне японцы планируют выпускать беззеркалки в серии Alpha. Отказывается Sony и от использования слова «зеркало», заменяя его общей формулировкой «камера со сменной оптикой».

Компании производители

Камера со сменной оптикой Sony Alpha a7 представляет собой крошечный фотоаппарат с полнокадровым сенсором, модулями Wi-Fi и NFC, 117-точечной фокусировкой и качественным откидным дисплеем. Электронный OLED-видоискатель имеет 100-процентное покрытие кадра и 0,71х увеличение. Alpha a7 может работать в автоматических и полуавтоматических режимах, с приоритетом выдержки, диафрагмы или на полностью ручных настройках. На колесо переключения режимов вынесены запись видео, автоматическая съемка панорам и выбор сюжетного режима. В продаже доступны две вариации камеры — с низкочастотным фильтром (a7) и без него (a7r). В a7 использована 24-мегапиксельная матрица, в a7r — 36-мегапиксельная. Главный вопрос при использовании Sony Alpha a7 — это оптика. Формально a7 совместима с байонетом E (объективы для NEX), но они плохо подходят для полнокадрового сенсора. Пока что представлено только 5 совместимых объективов, а до конца 2015 года Sony планирует увеличить парк FE оптики до 16 моделей. Использовать объективы от SLT-альф можно через переходники LA-EA3 и LA-AE4.

На роль конкурента Canon EOS 5D Mark III и Nikon D800 у Sony есть модель Alpha a99. Легкая (всего 733 г), с качественным откидным и поворотным OLED-экраном с разрешением 2 300 000 точек, a99 ориентирована во многом на видеографов.

Компании производители

Профессиональных фотографов в ней могут отпугнуть электронный видоискатель и далеко и не самый емкий аккумулятор. Еще одним слабым моментом Alpha a99 стала система фокусировки (всего 19 точек, 11 крестообразных), которую производитель компенсирует функцией ручного управления диапазоном фокусировки.

Полнокадровая матрица в совокупности с фирменной технологией полупрозрачного зеркала позволяет записывать ролики с автоматическим фокусом и Full HD-разрешением на скорости 24/50/60 кадров в секунду. Информация о записи звука по обоим каналам выводится на дисплей, через XLR-адаптер доступна профессиональная настройка звука.

От профессиональных видеокамер а99 контроллер для быстрой смены параметров съемки записи видео — ничего подобного другие производители фотокамер предложить пока не в состоянии.

Итоги

Полнокадровые камеры для массового покупателя — явление неоднозначное. С одной стороны, вышеперечисленные преимущества перед камерами с APS-C-сенсором очевидны.

С другой — без качественной оптики покупка ФФ-модели может не оправдать ожиданий, а хорошие объективы потребуют дополнительных трат. Отсутствие встроенной вспышки, немалые габариты, вес — все это тоже аргументы против покупки полнокадровой камеры в личное использование, без цели заработка. Исключение составляет компактная полнокадровая Sony a7, но, принимая во внимание ее высокую для беззеркальной камеры цену и небольшой набор совместимых объективов, рекомендовать к покупке можно только тому, кто ясно понимает, зачем ему нужен именно этот фотоаппарат.