Болезнь «селфи-зависимость». Селфи - дурная привычка или заболевание? Как парню сделать самое крутое селфи-фото

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Психологи склонны рассматривать селфи как некое социальное и культурное явление. «Фотографировать себя, в первую очередь, любят молодые, успешные, красивые, улыбчивые люди, — говорит Эка Кадагидзе , психолог, гештальт-терапевт. — И, зная об этом, мы часто фотографируемся, чтобы представить себя такими. Как правило, на подобных фотографиях человек стремится приукрасить свою действительность перед самим собой и окружающими».

Специалисты утверждают: читать человека по селфи можно лишь с большой натяжкой и весьма упрощенно. И уж тем более не стоит делать поспешные выводы о расщеплении сознания человека или его желании показать часть правды, когда он фотографирует лишь фрагменты себя — ноги, запястья, рот…

И тем не менее кое-что наши селфи о нас рассказывают. Что происходит в жизни тех, кто любит снимать себя любимого?

Селфи как способ общения

«Скорее, здесь нужно задуматься о том, что каждый пост в соцсети имеет более-менее конкретного адресата, — говоритЭка Кадагидзе.—И можно попробовать разобраться, для кого хочется выглядеть спортивной, для кого — беззаботной и любимой, а для кого — богемной и непредсказуемой».

Нет ничего плохого, если с помощью селфи человек получает эмоциональную зарядку. Другое дело, когда их публикация в значительной степени заменяет или затрудняет реальное общение. «Ко мне обращались клиенты, которым проще было показать селфи или переписку, чем рассказать о той или иной ситуации, о своих чувствах и переживаниях, — поясняет Эка Кадагидзе. — Это одно из проявлений психологических нарушений, которые нельзя оставлять без внимания».

Трансляция своего идеального образа

Выверенные однотипные позы, ракурсы, мимика, окружение — если селфи в профайле не блещут разнообразием, значит, это именно тот самый идеальный «лук», с которым человек себя ассоциирует. Селфи в кругу друзей — я душа компании, на фоне кухни с малышом — я идеальная хозяйка, в спортзале с гантелями — я опытная спортсменка. «Мы все стараемся играть некие, выгодные нам в той или иной ситуации, роли, — говорит Анна Сухова , психолог, коуч, специалист НЛП, автор проекта “Твой психолог”. — Селфи — один из атрибутов для создания нужного впечатления. Зная, что пользуется популярностью, мы создаем успешную самопрезентацию».


Отражение личностных особенностей

В популярной психологии принято считать, что селфи делают самовлюбленные нарциссы, которые рассчитывают на восхищение, или же демонстративные истерики, которым нужно внимание. До некоторой степени это, и правда, так. «К селфи склонны люди с тенденцией самолюбования, — дополняет Анна Сухова. — Это экстраверты (ориентированы на внешний мир), как правило, зависимые от оценок других, чужого мнения».

Нередко с помощью селфи человек запечатлевает свой день во всех подробностях: вот я проснулся, умылся, завтракаю, еду на работу… В этом случае можно говорить о нарушении самоидентификации — отсутствии чувства собственной уникальности, неповторимости. «Селфи становится аналогом отражения в зеркале для тех, кто хочет изучить себя со стороны, — говорит Анна Бокова , гештальт-терапевт, психолог. — Особенно любят “самострелы” жители мегаполисов. Для крупных городов характерен ускоренный темп жизни, толпы людей вокруг, конкуренция и отсутствие внимания к деталям. Селфи же фиксирует человека во времени и дает ему возможность присмотреться к себе».

Стремление к самопознанию и саморазвитию

Фотографии — прекрасный мотиватор для тех, кто хочет похудеть или просто не «распускаться». Такие селфи не всегда становятся достоянием общественности. Однако самые отчаянные все же выкладывают «себяшки» из серии «до» и «после». Селфи позволяет увидеть себя со стороны, привыкнуть к своей внешности, повысить уверенность в себе. Если есть желание использовать селфи для самопознания, сделайте несколько фото и подумайте, какие из них вы никогда не опубликуете, почему, чьих глаз вы боитесь?

«Другая хорошая идея для селфи — фотографируйте себя, когда у вас чудесное настроение, когда вы счастливы, — советует Эка Кадагидзе. —Всматривайтесь в свое лицо. Что вас здесь сделало счастливым? Какие люди в этом участвуют? Как вы можете вновь испытать эти чувства?»

Замещение потребностей

Количество сделанных в день селфи превышает все разумные пределы? Возможно, речь идет о том, что в жизни человека не удовлетворены важные потребности. «Как правило, многие сами до конца не осознают, в чем они нуждаются в данный конкретный момент, и замещают необходимое и важное бесконечными “самострелами”», — говорит Анна Бокова.

Определив, что именно говорят о вас ваши селфи, несложно изменить что-то в своей жизни к лучшему.

Про пристрастие к селфи много шутят, но последнее время люди все больше задаются поиском реальных психологических предпосылок увлечения. Психологи и социологи даже провели немало исследований. И выяснили не только причину тяги к селфи, но и научились «читать» снимки. А чрезмерную увлеченность назвали селфизмом.

Селфи дословно можно перевести как «себяшка». Это вариант фотосъемки, при котором человек запечатлевает сам себя с помощью вытянутой руки или специального устройства – селфи-палки.

Ученым из Технологического института Джорджии удалось в ходе исследования выявить несколько интересных фактов о селфи:

  • Пик увлеченности приходится на возраст 18–35 лет.
  • Среди всех любителей селфи 70 % – женщины.
  • Больше половины фотографий отражают внешность автора, в том числе выбор одежды, макияжа, прически.
  • На втором месте по популярности селфи с родными людьми и друзьями. Так называемые социальные селфи.
  • Менее популярны селфи, подчеркивающие этническую принадлежность, рассказывающие об отдыхе автора, путешествиях, занятиях спортом.

В результате эмпирического исследования ученые пришли к выводу, что селфи – это часть самопрезентации, элемент интернет-образа. Не секрет, что люди часто являются тем, кем хотят быть, а не тем, кем являются на самом деле.

Цель фото – убедить других пользователей в успешности автора страницы. Как правило, жизненный успех на просторах интернета измеряется физической привлекательностью, богатством и здоровьем. Люди даже рискуют жизнью ради интересного снимка. К сожалению, рискуют не всегда удачно.

И это еще не все. Наверняка вы видели много шуток из рубрики «ожидание – реальность», которые наглядно показывают закулисье социальных сетей. Но зачем и кому нужно подобное пускание пыли в глаза или реальное хвастовство собственными материальными ценностями?

Психологические причины

Мы уже подошли к ответу. Прежде всего, побудителем выступает система и личности.

  1. Подделывать фото для сети любят те, кого не устраивает собственная жизнь. То же актуально для обработки фотографий. Мы сейчас не говорим о красивой профессиональной съемке. Речь идет о злоупотреблении фотошопом, изменении собственной фигуры, цвета глаз и т. д.
  2. Те, кто действительно материально обеспечен, выкладывают реальные фото в инстаграм, чтобы вызвать зависть у других людей, похвастаться, самоутвердиться.
  3. Есть третья категория людей. Те, кто просто любят себя, имеют в характере черты .
  4. Иногда селфи сопровождается действительно интересной информацией или демонстрацией красивого места, увлекательного мероприятия. «Но почему бы просто не сфотографировать окружающую обстановку?», – спросите вы. Автор хочет показать максимальную причастность к происходящему, наглядно доказать, что он там был. А то ведь попробуй докажи общественности, что просто фотографию сделал именно он. Это вытекает из потребности во внимании, значимости, причастности к чему-то важному. По крайней мере, важному с точки зрения автора. А еще чаще всего он хочет получить поддержку, одобрение, положительную оценку его действий.
  5. Для еще неокрепших личностей селфи – форма самопознания. Точнее, человек выясняет, каким мир хочет его видеть. Комментарии, лайки, дизлайки формируют у индивида представление о допустимости или недопустимости действий, эмоций, мест, запечатленных на фото. Новый цвет волос, прическа, увлечения, обучающие курсы – на все не определившийся и неуверенный в себе человек жаждет получить ответ общества.
  6. Есть люди, которым нравится публичная жизнь. Они не хотят кого-то задеть, возвыситься. Они просто хотят показать себя. Как правило, у активных пользователей селфи есть круг своих почитателей, поклонников. Это некая игра в известность. Можно, конечно, пойти дальше и предположить, что это нереализованная потребность в любви, последствие . Но, как говорил Фрейд, «иногда сигарета – это просто сигарета». Есть люди с чертами демонстративности.

Интересный факт! Согласно одной теории, пристрастие к селфи – результат стремления гармонизировать окружающую среду, пережить и принять неудовлетворяющую реальность. В психологии существует понятие эстетизации. Это , при котором человек придает эстетическое значение травмирующим вещам.

Польза селфи

Есть у селфи и чисто практическая сторона:

  • Зафиксировать успехи в похудении. Не обязательно это выкладывать, но и публично порадоваться за себя порой хочется.
  • Получить поддержку, разделить печаль или радость. Селфи отлично передают эмоции. Правда, если у человека в реальной жизни есть с кем поговорить, то он вряд ли побежит рассказывать о неудачи миру. А вот о радости иногда действительно хочется кричать на весь мир. Для этого и существуют селфи.
  • Сделать приятное другу. Представьте, что вы по почте получили долгожданную посылку с теплым свитером. Тому, кто сделал подарок, будет приятно увидеть ваше селфи в этом свитере.
  • Подтверждение своей локации для начальника или ревностного супруга. Не самый лучший пример, но это тоже бывает.
  • Самомотивация. Для некоторых людей страница с селфи – это просто виртуальный фотоальбом, напоминающий о значимых событиях.

Не страшно, если селфи – один из способов получения внимания, любви, поддержки, заботы. Если это лишь дополнение, если человек не готов ради лайка прыгать с обрыва, то это можно назвать здоровой психотерапией. У каждого свой масштаб потребности во внимании.

Послесловие

Речь идет не столько о селфи, сколько в принципе о тяге к созданиям фотографий, публикациям в социальных сетях. Самому себя сфотографировать удобнее, чем просить другого человека, особенно в незнакомых местах, потому селфи популярнее.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Некоторым людям они даже заменили реальную жизнь. Нельзя говорить о пристрастии к селфи в общем ключе. Каждый случай требует отдельного рассмотрения, понимания мотивов конкретного человека.

Повальное увлечение селфи порой доходит до абсурда. Нередко можно наблюдать очень неприятную картину: автомобильная авария с человеческими жертвами, и вокруг любители острых ощущений с телефонами на палке. Они вызывают службу спасения? Нет, они жаждут скорее выложить свежее фото в "Инстаграм". Это неправильно и бесчеловечно. Нужно быть человеком в первую очередь, а селфи оставить для отдыха на морском побережье или похода в горы. Хотите еще правды? Тогда начинаем!

Селфи связаны с психическими расстройствами

Мы все делаем селфи, но некоторые люди, кажется, слишком одержимы ими. Они очень любят "закидывать" своих друзей новыми фото в социальных сетях. Многие исследования показали, что существует связь между различными психическими расстройствами и чрезмерным увлечением фотографией самого себя. Это может показаться странной связью, но мы разберемся, почему это так.

Это может означать, что вы - одиночка

Разница между обычной фотографией и селфи заключается в том, что человек делает снимок для себя, чтобы убедиться в красоте снимка. Это вполне нормально. В конце концов, большинство людей хотят хорошо выглядеть на своих фотографиях, так в чем же проблема? Первая проблема заключается в одиночестве человека.

Если человек делает слишком много снимков, то сразу приходит в голову, что он одинок. Нормальные люди фотографируют, чтобы запечатлеть приятные моменты, но если человек всегда снимает только себя, это значит, что у него проблемы в личной жизни.

Нарциссизм и увлечение селфи

У нарциссов очень большое эго. Для того чтобы нарциссы не отставали от своих собственных преувеличенных стандартов, они должны размещать безупречные и идеальные свои фотографии. Селфи много апеллируют к нарциссам по двум причинам. Первая заключается в том, что они позволяют им контролировать, как выглядит изображение, и таким образом проецировать общественное изображение. И, во-вторых, селфи делает их основным героем картины, и это позволяет им чувствовать себя особенными.

Энтузиасты селфи могут иметь проблемы с изображением своего тела

Некоторые люди сомневаются в своей внешности. Они могут думать, что они уродливы, даже если они хорошо выглядят. Исследования связали чрезмерное увлечение фотографирования самого себя, с ошибками в изображении своего тела. Когда человек сомневается в своей внешности, он делает огромное количество фотографий для того, чтобы найти идеальный вариант.

Поиск внимания и одобрения

Некоторые исследования связали чрезмерное самолюбование с вниманием и поиском одобрения. Человек, увлеченный этой причудой современного мира, всегда сомневается. Поэтому жаждет лайков от других пользователей сети.

Чем чаще человек делает и публикует свои фото в интернете, тем больше вероятность того, что он будет страдать от различных расстройств или, по крайней мере, от некоторых из них. Не стоит менять общество любимых, друзей и родных, на общество палки и айфона. Один в поле не воин. А у вас как обстоят дела с модным увлечением? Как вы думаете, можно обойтись без селфи в современной жизни и в частности в социальных сетях?

В 2013 году пластические хирурги заметили любопытный тренд - все больше пациентов в возрасте от 20 до 40 стали обращаться к ним с просьбой сделать пластику носа. При этом они жаловались, что их носы выглядят некрасиво на селфи. Некоторые хирурги вроде Бориса Пашковера предлагали клиентам посмотреть в зеркало и увидеть, как они выглядят на самом деле.

На самом деле селфи, особенно сделанные при определенных углах, искажают размеры носа. Чем-то они напоминают зеркала заднего вида в автомобилях: объекты на них выглядят крупнее, чем на самом деле. Пашковер - не единственный хирург, к которому обращались за пластикой ради селфи. Опрос Американской академии лицевой пластики и восстановительной хирургии показал, что 42% хирургов сталкивались с клиентами, которые просили их поменять внешность для селфи.

Пашковер решил с помощью науки объяснить своим пациентам, что происходит с их лицом, когда они пытаются сделать селфи. Для этого он и его коллеги из Стэнфордского и Рутгерского университета разработали математическую модель, демонстрирующую, как меняется размер носа человека на экране в зависимости от расстояния между лицом и камерой.

Для этого они обратились в Национальный институт охраны труда, который уже три десятка лет измеряет головы американцев для создания респираторных масок нужного размера. С помощью данных института исследователи смогли создать модели мужской и женской головы со среднестатистическими показателями ширины и длины носа. Они измерили, как меняется визуальное восприятие ширины носа по отношению к расстоянию от уха до уха в зависимости от того, на каком расстоянии от лица находится камера.

Ученые обнаружили, что на расстоянии в 30,48 см (типичное расстояние для селфи) линзы искажают лицо, из-за чего нос или другая ближайшая к камере часть лица, выглядит на 30% больше своего реального размера. А вот на стандартном расстоянии для портрета (около полутора метров) изображение не искажается .

«Селфи изменили наше самовосприятие, - считает Пашковер. - Мы видим лица людей ближе, чем привыкли это делать, и потому судим их более строго».

До недавнего времени считалось, что, чтобы сделать идеальное селфи, нужно просто много фотографироваться и учиться. Однако новые научные исследования говорят, что стоит попробовать следующие трюки.

Подбородок ближе к камере

Ближайшая к камере часть лица всегда будет выглядеть больше. Не нужно прямо смотреть в объектив, чтобы тот сфокусировался на торчащем носе - лучше наклоните камеру или голову на 10-15 градусов. Если вы хотите выделить линию подбородка, советует Пашковер, слегка приподнимите его. «Так ваша челюсть будет выглядеть крупнее и мощнее», - сказал он.

Наклонитесь в нужную сторону

Таким же образом можно увеличить на фотографии скулы и глаза. Если ваши уши и нос окажутся в одной параллельной плоскости, они перестанут выступать на лице, а скулы окажутся ближайшей к камере частью лица. Хотите, чтобы ваша шея выглядела длиннее и тоньше? Опустите плечи и вытяните голову. «Если вам хочется подчеркнуть удачный ракурс, наклоните голову или подставьте к ней руку», - советует Эшли Карман, редактор издания The Verge.

Покажите свою левую сторону

Если вы хотите показать лучшую сторону своего лица, продемонстрируйте его левую часть. Исторически сложилось так, что многие люди позируют именно левой стороной (как для классических картин, так и современных фото). Психолог Университета Ля Троб в Австралии Аннукка Линделл считает , что селфи не исключение. Линделл и другие ученые изучили 10 последних селфи 200 пользователей Instagram и обнаружили, что те предпочитают показывать на фотографиях левую сторону лица. Но действительно ли эта часть выглядит лучше в глазах других? На этот вопрос у Линделл пока нет ответа, но она как раз пытается узнать, какая из сторон собирает больше лайков и комментариев. «У людей действительно есть лучшая сторона лица, - считает исследовательница. - Но пока непонятно, насколько это понятие объективно».

Исследователи и профессиональные фотографы советуют держать камеру выше уровня глаз, особенно если она расположена близко к лицу. Но не нужно ставить ее слишком высоко, лучше поднять ее на пару градусов. «Эффект всегда будет лучше, чем при съемке снизу», - прокомментировала Ларисса Кливленд , профессиональный фотограф из Сан-Франциско, занимающаяся художественной свадебной съемкой и созданием фотографий для изданий. Это подтверждает исследование 2017 года, в котором 172 участникам нужно было оценить привлекательность 14 3D-моделей, снятых под разным ракурсом. Оказалось, что фотография, сделанная сверху под углом в 30 градусов или менее, выглядит привлекательнее, а снимки снизу ассоциируются у людей с излишним весом.

Все зависит от цели селфи

Исследователи заметили, что позы для селфи зависят от платформы, на которую они выкладываются. Например, в мужчины стараются фотографировать себя с нижнего ракурса, потому что так они выглядят выше и внушительнее, а женщины, наоборот, держат камеру сверху, чтобы смотреться ниже и уступчивее. «Селфи - это первое, что вы видите о человеке в приложении для онлайн-знакомств, - объяснила Дженнифер Рокая Седжвик, психолог из Университета Саскачевана. - А пользователи Tinder обращают больше всего внимания на внешность и привлекательность. Мужчины и женщины фотографируют себя под разными углами, которые могут и не делать их снимки самыми привлекательными для других. Мы узнаем все больше о том, как люди воспринимают друг друга в этих приложениях».