Бизнес на аренде и продаже домов на колесах. Дом на колёсах: всё своё вожу с собой

На российском рынке все (или почти все) ниши, которые представляют интерес для отечественного потребителя, уже заняты. Находить свою нишу, чтобы была уникальная, непросто. В этом материале как раз и говорится о редком шансе, когда можно заняться делом, на которое есть великий спрос, но ещё нет внятного предложения. Итак, караванинг.

Слово родилось в Европе пятьдесят лет назад, но явление существовало всегда. Правда, до этого «дом на колёсах» преимущественно ассоциировался с образом жизни не самого престижного социального сегмента. Путешествовали со своим скарбом цыгане, сезонные рабочие и другие, подвизавшиеся к ним бродяги, которых в южных штатах США, например, называли «хобо».

Потом возникла мода на экологическую философию, все вспомнили и стали читать книгу-бестселлер, написанную в 19 веке американцем Генри Торо - «Уолден или жизнь в лесу», появились коммуны, ашрамы, на Запад проникла Индия, со всеми её религиями и сектами.

В конце концов, после недолгого всплеска «культуры яппи» в 1980-х годах, совпавшей с расцветом неолиберализма, Европа и США вернулись к идеалам 60-х - времени, когда мир впервые остро почувствовал угрозу от цивилизации с её наркотиками, химией, синтетикой и оружием массового уничтожения. Мир стал отчётливо антиглобалистским.

На образе жизни это отразилось так, что каждый уважающий себя западный человек, независимо от социального статуса, полученного образования, уровня доходов и наличия/отсутствия собственного жилья захотел существовать вольно, купить арбу, «ишака со звездою во лбу», и «со своею ещё не вдовою» отправиться налегке смотреть мир, пока не стало совсем поздно. Те же, кто всё-таки не мог позволить себе истинно кочевую жизнь, с лихвой добирали своё во время отпуска, стараясь устроить жизнь так, чтобы её можно было проводить вместе с детьми, много путешествуя. Быть яппи стало немодно. Тридцатилетний топ-менеджер в ослепительно белой сорочке и галстуке-удавке, испытывающий проблемы с эрекцией и сидящий в городской пробке за рулём собственного БМВ с таблеткой антидепрессанта под языком, вышел в тираж, не успев состариться. Тогда-то и возник караванинг в том виде, в котором сегодня он пытается прийти на российский рынок.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДОМ МОЙ ЛЕТАЕТ…

В России туристы-дикари существовали всегда. Для них даже делали специальные кемпинги, и хоть автомобилистов было мало, эти кемпинги были переполнены. Несмотря на неудобства, семья усаживалась в автомобиль отечественного производства, запихивала в багажник отечественную же палатку, печку, гитару и отправлялась смотреть родной край. Это был очень экстремальный отдых, но всё равно, лучше его ничего не было.

А тем временем, одним из недостижимых символов настоящей западной жизни, наряду с кока-колой, продолжал оставаться вагончик-фургон, в котором можно жить и в котором семья путешествует, куда глядят глаза папы, сидящего за рулём. Кинопрокат услужливо знакомил советского зрителя с сюжетами, где герои едут-едут, а с ними случаются приключения - наш человек смотрел на это всё, и в нём разгоралась страсть, никем до сих пор не погашенная. А ведь сегодня смотреть можно не только телевизор и не только природу родного края. Сегодня можно спокойно выехать в Европу на своём кемпере, тем более, что она (Европа), в отличие от края родных осин, имеет развитую сеть кемпер-стоянок и путешествие на колёсах как особый туристический продукт. И у нас построить эти стоянки и написать маршруты не проблема. Только вот кемперов почти нет. Но скоро будут. И желательно, чтобы Вы первыми вошли в этот рынок.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ…

Первый автодом в России был показан только в 2003 году. На следующий год открылось представительство компании, выпускающей эти дома. Представительство открылось и в России, и в странах СНГ. А в 2005 году заработали станции проката домов на колёсах.

В России пока только один игрок - International Trade marketing GmbH. Эта компания занимается дистрибуцией продукции немецкого концерна Hymer - одной из лучших европейских марок. Производятся модели для разных кошельков - есть автодомики класса люкс, есть очень бюджетные.

Предложение существует в двух вариантах: можно путешествовать в доме на колёсах, который называется кемпер, а можно возить за собой дом в виде вагончика-прицепа, который называется караван. Сколько на сегодня в России сдаваемых в аренду домов на колёсах? Всего 40. Сколько станций проката? Четыре. Три в Москве, одна в Питере и одна в …Киеве, матери городов русских.

Сейчас идёт подготовка к строительству инфраструктуры основных рекреационных зон России: в Краснодарском крае, на Алтае и в Ставрополье, в Бурятии, Калининградской области и в Иркутске. Так вот: строительство инфраструктуры ведётся с учётом нужд индустрии караванинга. Конечно, улита едет, когда-то будет. Но когда она будет, Вы должны уже стоять на месте и размахивать флажком. Даже сейчас, когда наши дороги практически непригодны для цивилизованной езды, а кемпинг-стоянок нет, как нет, мы можем видеть, что летом по нашим трассам едут длинные вереницы кемперов с иностранными номерами, отправившиеся за синей птицей совсем не в том направлении.

Кому ещё нужны хюмермобили в России?

Вообще-то, хюмермобиль - товар недешёвый. Но россиян этим не испугаешь. Кроме частников, дом на колёсах приобретают артисты, путешествующие с гастролями по стране, маркетинговые, ивент-агентства. Минимальная стоимость аренды в России - 160 евро в день. При аренде на длительный срок предоставляется скидка. Перед поездкой вносится залог от одной до двух тысяч евро и оплачивается единовременный сервисный сбор - 150 евро.

Внимание! Согласно российским ПДД в вагоне-прицепе нельзя находиться во время движения, поэтому на нашем рынке пользуются спросом именно самоходные автодома. И если караван стоит от 20 до 60 тысяч, то кемпер стоит от 55 до 250 тысяч евро.

Вообще-то, если Вы решите заняться этим бизнесом, то Вам не прийдётся работать «локомотивом истории». концерн Хаймер сам продвигает свою продукцию на российский рынок, предлагая инвестиционные проекты по развитию туристических зон, ведя переговоры с потенциальными партнёрами об организации стоянок.

Они продвигают даже не продукт, а идею в целом, готовя почву для разворачивания настоящего бизнеса в реальных масштабах. Ближайшие планы Хаймера - строительство завода в России, а также продажа тысячи таких машин в год - по одному дилеру в городах-миллионниках.

Для каждого нового дилера обязательно открыть ещё и пункт проката, чтобы российский потребитель попробовал, что это за путешествие в своём доме, прежде чем купить такой дом.

Сезон в России начинается с середины апреля и заканчивается в середине октября. Мечта о путешествии, не зависящем от туроператоров, наличия мест в гостиницах и билетов на поезд, скоро превратится в реальность. А Вы заработаете на этом свои честные деньги.

За всю историю существования автомобиль примерил на себя множество ролей. В годы Генри Форда машиностроение стало массовым, а транспортные средства - доступными. Именно это позволило множеству людей завладеть автомобилями. Они использовались и продолжают использоваться не только для передвижения - в число назначений входит управление собственным бизнесом на колёсах.

Энтузиасты и изобретатели породили огромный спектр видов бизнеса, который объединяет одно - он завязан на автомобиле. Подобное явление можно встретить в любой стране. Предприниматели предлагают своим клиентам различные услуги начиная от кофейни на колёсах и заканчивая В России самыми популярными вариантами остаются общепит, передвижные магазины и ремонт автомобилей по вызову.

Наибольшее распространение бизнес на колёсах имеет в США и Европе. Люди привыкли видеть передвижной салон красоты, который курсирует вдоль пляжа - даже самые неординарные предложения находят спрос. Западные люди любят устраивать праздники на свежем воздухе, поэтому ни одна крупная встреча не обходится без кафе на колёсах или мобильной дискотеки. Оригинальная идея, адаптированная для нашей страны - передвижная баня.

Преимущества бизнеса на колёсах

Предпринимателю легче открыть и содержать именно мобильный бизнес. Этот формат позволяет иметь много клиентов, при этом не переплачивая за рекламу и не нуждаясь в оплате аренды здания. Если посетителей не хватает, то достаточно просто переместить автомобиль на новое место - это можно делать несколько раз в течение дня, находясь в том месте, которое привлекает больше всего народу.

Начать бизнес на колёсах можно буквально за месяц. Пакет документов подразумевает прохождение всего нескольких проверок, так как к автомобилям предъявляются меньшие требования. В качестве платформы может использоваться подержанная машина, оборудованная тем, что требует специфика бизнеса. За небольшие деньги можно получить полноценный аналог стационарной компании.

С учётом того, что сравнительно небольшие, доход получается довольно большой - вложения можно окупить примерно за полгода. В случае если приток клиентов недостаточный, можно просто переехать в другое место, так как автомобиль позволяет всегда быть в центре событий. Даже если предприниматель осознаёт, что это дело не его - машину и всё оборудование можно продать, потеряв минимальный процент, так как техника имеет высокую ликвидность.

Идеи бизнеса на колёсах

Столовая на колёсах

В этом случае может быть реализован как обычный общепит, в котором подают полноценный обед, так и закусочная или кофейня. Что касается фаст-фуда - это может быть пиццерия, хот-доги, бургеры, китайская лапша и множество других продуктов. В России также распространены блинные на колёсах. В таком виде бизнеса работу начинать желательно рано утром, когда большинство кафе ещё закрыты, а люди вышли на работу. Некоторые привыкли завтракать или брать горячий напиток вне дома, поэтому такой режим работы оптимален. Что касается места расположения, автомобиль может занять точку около метро, парка или крупной дороги в городе.

Передвижной шиномонтаж

Иногда водители попадают в ситуацию, в которой до не доехать - нет запаски для одного колеса либо пробито сразу несколько. Так, если у них нет знакомых, которые могут помочь сейчас, единственный вариант - шиномонтаж на колёсах. Для реализации такого вида бизнеса нужно не так много: небольшой грузовик вроде ГАЗели, оборудование для работы и некоторый опыт в переустановке покрышек и ремонте колёс. Эта идея для бизнеса актуальна даже в городе, в котором существует множество шиномонтажей. Довольно быстро водители осознают преимущество передвижного варианта. В будущем спектр услуг можно расширить, добавив мелкий ремонт или взятие на буксир.

Выездная аварийная служба

Коммерческие работники, осуществляющие ремонт на коммунальных объектах, широко распространены на западе. Несмотря на то что у них всё ещё существуют коммунальные службы, жильцы нередко прибегают к услугам передвижной аварийной службы. Это позволяет быстрее устранить неполадку. Опыт показывает, что власти и домовладельцы исправно оплачивают услуги автомобильной службы, хоть муниципальные работники делают это бесплатно - решающим фактором становится время прибытия. В России эта ниша в основном занята государственными службами, но частые проблемы с теплоснабжением не оставят без работы никого.

Обувная мастерская на колёсах

Этот вид бизнеса востребован во всех населённых пунктах от села до мегаполиса. Мастерская по ремонту обуви может располагаться в кузове небольшого автомобиля, украшенного соответствующей вывеской. Некоторые предприниматели почти постоянно находятся в движении, объезжая небольшие деревни и предлагая там свои услуги, а другие занимают выгодное место в городе и выполняют заказы в течение дня. Услуги могут быть самыми разными - от полировки до установления набоек. Аналогичная заключается в создании ремонта одежды на колёсах.

Передвижная гостиница

Для создания автомобиля, способного стать ночлегом для нескольких человек, потребуется автобус. Один американец сделал такую мобильную гостиницу, использовав старый подержанный автобус. В США, как и по всему миру, постоянно происходят различные события, которые заставляют жителей выезжать в другие города. Когда в одном месте собирается много людей, то владельцы обычных гостиниц, как правило, накручивают цены. Также может случиться распространённая ситуация - все места будут заняты. Именно в такой момент любителям зрелищ нужна помощь в виде жилища на колёсах. Для поиска клиентов нужно быть в курсе ближайших мероприятий.

Кинотеатр на колёсах

Для реализации этой идеи нужно приобрести или автобус. Так сделали два брата в российской глубинке. Они установили в КУНГ грузовика экран, проектор и сидения. Автомобиль оснастили автономным источником электрической энергии. Предприниматели ездят по сёлам и деревням, предлагая сеансы просмотра кино - в таких населённых пунктах обычно почти нет развлечений, поэтому желающих находится много. К тому же, жители подобных мест любят собираться вместе, а тем более показать, что они не хуже других и тоже идут на премьеру.

Передвижной клуб

Обычно выбор места для проведения праздника вне дома сводится к трём вариантам: пикник на природе, ужин в ресторане или вечеринка в ночном клубе. Разнообразить культурную программу призван клуб на колёсах. Это может быть как пассажирский автомобиль на небольшое количество мест, оборудованный столиками, аудиосистемой и прочими функциями, так и передвижной медиацентр, в котором устанавливается экран, проигрыватель и караоке. Подобная идея особенно актуальна в сёлах и деревнях, но среди горожан тоже будет спрос. Можно предлагать тем, кто выбирается на природу, свои услуги на свадьбу, день рождения, корпоратив или любое другое мероприятие.

Дом на колёсах

Бизнес по переоборудованию автобусов и фургонов в передвижные дома - очередная перспективная идея. Вариант является довольно затратным, но и окупается лучше. Мобильные дома можно сдавать в аренду либо самому выступать водителем, перевозя клиентов по их маршруту.

Передвижной детский парк развлечений

Идея может стать очень прибыльной, так как во всём мире родители не жалеют денег на развлечения для своих детей. Этим успешно пользуются многие предприниматели, предлагая всё новые аттракционы. В стороне не остаются и владельцы парков на колёсах - их услуги могут пользоваться ещё большим спросом, если фургоны будут правильно передвигаться между людными местами. Автомобили могут быть оснащены самыми разными функциями - киоск сладкой ваты, игротека с приставками и телевизорами, надувные арены и батуты и многое другое. Примечательно, что в России эта ниша бизнеса почти не представлена. Самое время начать действовать.

Баня на колёсах

Идея для бизнеса, основанная на русских традициях. Не удивительно, что именно наши соотечественники придумали оснащать кузова фургонов или грузовиков парилками и предбанниками. Этот бизнес пользуется спросом как у сельских жителей, так и у горожан - многие хотят собраться в компании друзей и хорошо провести время. Зимой передвижную баню можно расположить рядом с прорубью. Одними из первых такую модель реализовали предприниматели фирмы Газбаныч. Идея быстро стала популярной, и теперь компания производит свои оригинальные автомобили на продажу.

Итог

Идей для бизнеса на колёсах существует целое множество. С учётом того, что подобный проект не требует серьёзных вложений и быстро окупается, он является идеальным для начинающих предпринимателей.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Если брать во внимание междугородний транспорт, то самым популярным в нашей стране раньше был транспорт, ездящий по железной дороге. Но на сегодняшний день железная дорога уже не вызывает большого количества восторгов из-за своего не особенно хорошего качества. Имеется в виду полное отсутствие комфорта и чистоты в современных вагонах, малая скорость поездов и так далее.

Именно поэтому одним из самых частых запросов в Интернете является «дома на колесах бизнес», который предполагает аренду автобусов или фургонов, оборудованных под жилой дом. На Западе этот бизнес процветает уже давно, а у нас все только начинается и тем смельчакам и предприимчивым людям, которые осмелятся заняться этим видом бизнеса сегодня, уже завтра может улыбнуться удача в виде крупной денежной прибыли. В США такие автобусы, оборудованные под дома, называют кемперами.

Чем выгоднее дома на колесах в аренду?

В отличие от неудобного для проживания (что там говорить – даже для коротания одной ночи!) железнодорожного вагона, дом на колесах предоставляет все возможные удобства, какие только могут быть в домах жилого типа.

Необходимо заметить, что стоимость одного такого дома является достаточно дорогой, потому что в нем, как правило, представлен максимальный уровень комфорта (обязательно есть душ, туалет, рефрижератор, кондиционер и плита). Цена колеблется в размере от 60 до 160 тысяч долларов, а потому дома на колесах в аренду – более вариант ведения бизнеса. Стоимость аренды равняется примерно 300 долларам в сутки.


Отбоя от клиентуры у современных отечественных компаний, предоставляющих подобные возможности, нет. Клиенты стоят в очереди, чтобы воспользоваться домами на колесах. И для Вас дома на колесах – бизнес, который может стать стартовой точкой финансового успеха. Достаточно лишь позаботиться о том, чтобы все внимательно и тщательно посчитать, проанализировать потенциальный потребительский рынок в собственном районе и построить дом на колесах своими руками. Это обойдется значительно дешевле его покупки и даст возможность заработать во много раз больше, чем Вам придется на него потратить.

Сколько стоит дом на колесах?

Приобретение недорогого и поддержанного микроавтобуса может обойтись Вам в 10 тысяч долларов, установка биотуалета в автобус – около 500 долларов, установка электроплиты – в пределах 50 долларов. Кроме того, можно установить самый простой душ (нужна только емкость для воды со шлангом), лежанки вместо сидений и в результате получится неплохой кемпер, который может арендовать семья со средним достатком. Такой дом на колесах в аренду можно сдавать по 70 долларов в сутки. Введите в Интернет «дом на колесах продажа» и сможете убедиться самостоятельно в верности приведенных выше цифр.

При этом не забудьте объяснить своим потенциальным клиентам, что стоимость такого дома за двадцать дней отпуска будет эквивалентна цене билетов на поезд! Естественно, что предпочтительнее выбрать транспорт и место для отдыха в одном, чем платить за каждую услугу по отдельности. Для полной окупаемости проекта Вам понадобится около двух лет, если минимальная загруженность составит хотя бы сто суток в год.

Дом на колесах – прокат, который заказывается, как правило, целыми семьями, потому что это самый экономный и увлекательный способ отдыха из современных способов.


Поэтому бизнес по домам на колесах имеет все шансы на успешное развитие. Со временем можно даже создать собственный автопарк, состоящий из небольших вагончиков и использовать его как недорогой отель. Подобное делание лучше всего реализовывать где-нибудь в пригороде на арендованном или приобретенном участке. Для многих людей, которым не средствам снять номер в отеле в центре города, недорогие пригородные отели могут оказаться настоящим спасением. А у Вас будет возможность отличного заработка.

В разговорах о судьбах российского туризма не раз приходилось слышать мнение зарубежных специалистов: если б вы, русские, научились использовать туристские богатства, которыми владеете, то могли бы оставить в покое свои нефть и газ. Они-то у себя "из камня сок выжимают" и отлично видят, что можно было бы сделать у нас.
По оценкам Всемирной Туристской Организации, в течение последних примерно десяти лет происходит явно изменение приоритетов: десятки миллионов любителей путешествий устремляются в страны Восточной Европы. Туристу стало скучно и тесно в сплошь урбанизированной, унифицированной и регламентированной Европе, романтика - исчезла. Но что можем предложить мы? Сегодня туризм по России - вполне востребованный продукт, и столичные туроператоры почувствовали это уже в полной мере. Знают они и о том, что люди, побывавшие в Москве и Санкт-Петербурге, всерьез интересуются возможностями поездить по регионам. Вот только посоветовать им почти нечего. И не потому, что нет ничего привлекательного. Все дело в том, что пакет туристических услуг для желающих взглянуть на Россию настоящую отсутствует как таковой. Однако по оценкам экспертов, в ближайшее время до 40–60 миллионов туристов ежегодно будут испытывать тягу к нашей стране. Это - платежеспособный спрос, который, по всем законам, должен сделать данный сегмент рынка одним из весьма перспективных.

Россия всегда манила воображение западного человека. Для нас это, может быть, и странно, но о России думают. О ней даже мечтают. Культура - наш важнейший национальный ресурс. Самое время воспользоваться им в полной мере. Однако поездки по стране для иностранцев, как и сто лет назад, практически невозможны. Отечественные культурные и исторические центры, многочисленные природные достопримечательности рассредоточены по огромной территории с крайне неравномерной плотностью населения и, мягко говоря, слабо развитой социальной сферой. За исключением главных мегаполисов, в России - в отличие от Европы - нет концентрации культурно-развлекательных центров и комплексов, вокруг которых могла бы забурлить туристская жизнь.

На пространствах наших, как ни гонись за Европами, гостиниц не настроишься! Кроме того, придорожные отели надлежащего уровня, принимающие туристов на одну ночь, да еще и с поправкой на сезонность, не могут быть рентабельными. В итоге многие национальные памятники культуры, расположенные в глубинке и не менее известные столичные достопримечательности практически недоступны для инстранцев.

Добраться до многих наших туристических сокровищ - проблема. А добравшись, трудно обнаружить на месте хоть что-то, напоминающее сервис. Впрочем, в мире туристического бизнеса давно отработаны разнообразные технологии, многие из которых с успехом могут быть применены и у нас.

В 1991–1996 годах автору довелось принимать непосредственное участие в реализации уникального для России проекта. Одна из швейцарских туристических компаний средних размеров (к тому времени уже имеющая опыт работы на российском рынке туруслуг) решила осуществить дополнительный рекламный проект и организовать туры по горному Алтаю с использованием автокемперов, или, проще говоря, "домов на колесах".

…Когда, несколько позже, мы демонстрировали самой разной аудитории построенные на базе отечественных грузовиков комфортабельные "гостиницы на колесах", почти никто не верил, что сделаны они у нас. Один высокопоставленный московский чиновник, детально осмотрев автокемпер на базе шасси "Газели" и получив подробные ответы на все вопросы, все-таки поинтересовался: "Так это в Германии сделано?" Тем временем туристов из Европы происхождение наших машин не интересовало совершенно. Важными для них были, скорее, знакомые принципы обустройства жилых салонов, привычное расположение и вполне узнаваемый вид панелей управления бытовыми системами.

Алтайские туры показали, что развитие массового туризма в России на основе применения "домов на колесах" во многих случаях не имеет альтернативы. Ведь инфраструктура туризма, в центр которой поставлен "дом на колесах", не требует капитальных затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций.

Во-первых, этот вид туризма по определению состоит из чередования автопробегов с остановками для отдыха, осмотра местных достопримечательностей и всякого рода развлечений. Во-вторых, автокемперы обеспечивают высокую степень автономности и комфортное, независимое от внешних условий существование во время всего путешествия. В-третьих, к любой достопримечательности все же ведет хотя бы проселок, а значит, стандартный "дом с мотором" сможет туда добраться. Ну и наконец, путешествия на автокемперах могут стать импульсом к появлению впоследствии базовых центров туризма, которые будут обустраиваться уже традиционным способом - с отелями, ресторанами, релаксационными центрами…

Впрочем, чуть подробнее - об алтайском опыте. Вообще-то, сам по себе пункт назначения - Алтай - стал выбором наших швейцарских партнеров. Рекомендации европейской туристской ассоциации сводились к двум основным аргументам: этот район России характеризуется практически абсолютной экологической чистотой и девственной природой. Удаленность от центральной части страны, необходимость внутренних перелетов и связанное со всем этим удорожание туров не изменило намерений руководства компании. В итоге по дизайн-проектам, которые учитывали эргономические требования, предъявляемые за рубежом к интерьеру "домов на колесах", на российских предприятиях было построено пять "трекмобилей" с необходимой степенью автономности. Причем в качестве базовых взяты шасси от российских грузовиков Газ-66 и Урал-4320. Цена самих шасси и запасных частей была значительно ниже, чем у иностранных аналогов. Наконец, правильность такого выбора для алтайских туров позже полностью подтвердилась.

Маршрут пролегал по живописным и почти безлюдным просторам горного Алтая с посещением жемчужины южной Сибири - Телецкого озера. В преодолении перевалов, рек вброд, участков бездорожья и, наконец, технического обслуживания в условиях отсутствия решительно всякой цивилизации, наши внедорожники показали себя с самой выигрышной стороны. Полторы тысячи километров туристы проходили за 12 дней, так что вместе с перелетами продолжительность одного тура составляла 14 дней. Каждый заезд сопровождали двое механиков, врач, переводчик и общий руководитель, который имел радиосвязь на случай экстренной необходимости, хорошо знал местность и особенности маршрута. Поначалу мы очень беспокоились, смогут ли иностранные туристы управлять нашими армейскими грузовиками, так что для обучения этому программой тура был отведен один день. Однако на практике удавалось уложиться в один час! Случалось, за рулем оказывались и женщины. Было даже такое: приехал инвалид-колясочник с женой. Взявшись за поручни, он самостоятельно поднимался на борт "трекмобиля" и, тем более, мог свободно передвигаться внутри жилого салона, придерживаясь за жестко связанную с полом и стенами мебель. Увы, самостоятельно управлять машиной он не мог, но за руль без тени сомнения, отклонив предложения наших механиков о помощи, села его жена. Запомнились горящие нетерпением глаза швейцарских туристов - им хотелось быстрее начать движение по маршруту. Примечательно, что среди туристов были все возрастные группы - от студентов до пенсионеров.
Наблюдая за гостями и общаясь с ними, я все больше понимал, что главный восторг у них во время путешествия по России вызывало чувство первооткрывателей и ощущение свободы. В конце каждого заезда перед отлетом в Москву устраивался прощальный вечер с общим застольем, переполненным трогательными "иностранными" эмоциями. Известно, что наши люди гостеприимны и относятся к туристам как к родным и близким. А это вызывает признательность и желание вернуться. Вот только каждый раз все труднее было отвечать на вопросы, когда в центре и других частях страны появятся такие же "дома на колесах", будут разработаны новые маршруты, чтобы можно было ездить по всей России.

На такие путешествия есть немалый спрос. А поскольку применение "домов на колесах" на различных шассийных базах позволяет организовать маршруты и маршрутные сети в любом регионе страны, где существуют хоть какие-то дороги и возможна заправка автомобилей, рынок этот имеет неплохие перспективы. Надо сказать, что, с учетом алтайского опыта, с одной стороны, и естественной нацеленности любого бизнеса на максимальную эффективность, с другой, становится совершенно ясно: интеграцию российских территорий в европейское туристическое пространство предпочтительнее начинать с региона, расположенного между центром и западными, а также северо-западными границами страны. Отработанные в этом регионе туристские технологии с использованием "домов на колесах" помогут минимизировать ошибки и облегчить пуски маршрутов в других местах. Города Золотого кольца, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Смоленская, Архангельская и многие центральные области обладают значительным, но крайне слабо используемым туристским потенциалом. А ведь есть еще дельта Волги на юге, Валаам на севере, "Столбы" в Красноярском крае, Байкал, Камчатка, Приморье…

Но… какова же цена вопроса на начальном этапе? Ответ зависит от выбранного подхода к реализации конкретного проекта. Здесь все определяют не только объем денежных вложений, но и различия во вкусах и пристрастиях, а также территориальная принадлежность, местные туристские ресурсы, видение перспектив дальнейшего развития. Продумав все детали конкретного маршрута, составив его описание и нанеся на местную карту, необходимо определиться с количеством машин. "Дома на колесах", разумеется, можно купить в Европе. Но в этом случае к цене придется прибавить стоимость запчастей и техобслуживания базовых автомобильных шасси иностранного производства, сервис которых должен быть доступен в любой точке маршрута и без задержек.

А можно поступить иначе. Наш опыт включает постройку нескольких прототипов туристских автокемперов на базе "Газели", тогда как комплекты бытового оборудования, материалы для его монтажа и специализированные аксессуары, устанавливаемые на борту, закупались в Европе. Работы по изготовлению кузовов и общую сборку по заказу выполнил один из российских автобусных заводов.

Швейцарцы находили, что автокемпер на базе "Газели" - это совершенно стандартный туристский "дом на колесах" с четырьмя спальными местами, который ничем не отличается от привычных для иностранцев машин. Стоимость изготовленного таким способом кемпера составляла около 37 тысяч долларов, что несколько ниже аналогичной импортной модели на базе, например, "Форд-Транзит". Впрочем, здесь могут быть разные аргументы и различные решения. В любом случае на приобретение парка, скажем, из десяти машин потребуется около 370–400 тысяч долларов, а минимальный маркетинг и рекламная кампания одного-двух первых российских туров в "домах на колесах" - не менее 150–200 тысяч. Если издержки и риски оценить в 35–40%, это потребует еще примерно 220 тысяч вложений на пусковом этапе.

Основные факторы, влияющие на сроки окупаемости проекта, - это, конечно же, количество автомобилей, работающих на маршруте, продолжительность и сезонность туров, а также коэффициент заполняемости машин. Опыт алтайских туров, где одновременно работало всего пять автокемперов, а продолжительность заявленного сезона составляла 3–3,5 месяца, показал, что при увеличении сезона хотя бы до 5–6 месяцев (учитывая независимое отопление автокемперов), это вовсе не предел. Вложенные в проект деньги могут быть возвращены за 2–2,5 года или даже раньше, все зависит от правильности действий.

Внутренний туристический рынок в России пробуждается, к большому сожалению, очень медленно. А ведь к нам уже стучатся и в окна, и в двери миллионы желающих, чтобы увидеть, услышать, испытать… Они готовы хорошо платить за это, ведь мы в их представлении - непознанный, полудикий мир, создавший, однако, многие страницы мирового искусства и науки. В этом, парадоксальном для западного обывателя сочетании, возможно, и заключается главный "русский магнетизм".

Дом на колесах – это тип транспорта, являющийся одновременно жильем и средством передвижения. Свою популярность подобного рода жилье обрело в начале прошлого века.

По стандартам передвижной дом должен вмещать в себе восемь человек. Для каждого жильца предусмотрено свое спальное место, еще есть небольшая кухня. Остальные удобства и оборудование могут варьироваться зависимо от конкретной модели, но в большинстве случаев имеются также:


В более дорогих моделях есть санузел, состоящий из биотуалета (нередко заменяющего стул, что дает несколько дополнительных метров свободного пространства), умывальника и душа. Иногда передвижные дома оборудуются душевыми кабинками.

Обратите внимание! В автодоме водительское и пассажирское кресла подвижны, вследствие чего во время стоянки превращаются в дополнение к жилой площади. В хвосте зачастую оборудуется отдельная комната с U-образной мебелью.

История

Серийное производство передвижных домов было запущено в прошлом веке, хотя некоторые историки полагают, что были более ранние самодельные аналоги. Они представляли собой небольшие фургоны, оборудованные для проживания людей (преимущественно скотоводов).

Первый дом на колесах, установленный на обычное автомобильное шасси, был представлен в 1938 году компанией «Дженнингс».

Разновидности передвижных домов

Существует несколько классификаций автодомов. Так, по особенностям конструкции выделяют:


В зависимости от предназначения они делятся на:

  • те, что применяются в качестве долговременного/ постоянного жилья;
  • те, что применяются для путешествий.

В первом случае имеют место более комфортные условия, в то время как часто переезжающие конструкции крайне редко разделены на собственно жилую площадь и кабину.

Категории


Рассмотрим детально каждую из категорий.

С-класс

Малогабаритные дома, предназначающиес я для коротких путешествий. Обычно изготавливаются на основе внедорожников, поэтому на ночь кабину можно трансформировать в двуспальную кровать (при желании).

В-класс

Единственным отличием между ним и С-классом является спальное место – оно стационарно и располагается в хвосте транспорта. Пользуется большой популярностью среди молодых пар (по крайней мере, в Америке).

А-класс

Такие дома, внешне похожие на обычный автобус, являются самыми комфортными и, следовательно, самыми дорогими. Их строят на основе грузовиков, поэтому с точки зрения транспортной классификации они относятся к категории «С».

Они отличаются большим лобовым стеклом, фиксированным водительским креслом и выдвижными перегородками, образующими разные зоны и отдельные спальные места. Более того, подобные конструкции автономны, оборудованы генератором, имеют газ и большой запас воды.

Можно выделить несколько дополнительных категорий.


О названии

Под термином «автодом» (другое название – «кемпер») зачастую подразумевается автомобильный караван.

Обратите внимание! Кемперами называют вагончики В- и С-класса, в то время как домами на колесах – исключительно модели А-класса.

Также стоит отметить, что в отдельных странах все без исключения автодома называют винебаго.

Для превращения автомобиля в дом на колесах понадобится много сил и времени, а также соответствующее оборудование.

Обратите внимание! Вначале следует изучить этот вопрос с точки зрения законодательства. Разные регистрирующие организации по-разному воспринимают самодельные автодома, и будет неприятно, если транспорт в итоге окажется незаконным.

Этап 1. Вначале определяется количество жильцов и, исходя из этого, подбирается транспортное средство и внутренняя «начинка». Составляется детальный план конструкции – это можно сделать на бумаге, но лучше воспользоваться компьютером.

Этап 2. Далее расчищается кузов автомобиля. Если были выявлены вмятины, они удаляются, а отслоившаяся краска счищается. Оборудуется несколько окон (если их не было) в корпусе для освещения и поступления свежего воздуха.

Этап 3. Вырезаются вентиляционные отверстия и клапаны для подачи газа. Все участки «голого» металла покрываются грунтовкой для защиты от коррозии и агрессивного воздействия окружающей среды.

Этап 4. Дом отделывается термоизоляционны м материалом.

Обратите внимание! Для этого нужно использовать исключительно качественные материалы, экономить крайне нежелательно. Кроме того, материал, из которого изготовлены метизы (металлические крепежные элементы) должен быть аналогичным металлу кузова автомобиля – это для дополнительной защиты от ржавления.

Этап 5. Отделывается внутренняя поверхность автодома.

  • ковровое покрытие;
  • влагоустойчивую фанеру.

В боковые стенки вставляются толстые панели с набитыми планками для монтажа мебели. Характерно, что вначале лучше выровнять потолок, а уже после этого переходить к стенкам.

Этап 6. После установки мебели следует позаботиться о водоснабжении. Для этого можно установить под раковиной несколько канистр с водой и установить небольшие насосы. Кроме того, можно поставить большие резервуары – к примеру, для принятия душа.

Обратите внимание! Не стоит забывать и о сточных водах – для этого устанавливается еще один резервуар. В качестве туалета можно использовать обычную садовую конструкцию.

Этап 7. Для приготовления пищи и обогрева, как отмечалось ранее, лучше использовать газ пропан. Баллон размещается в нижней части кузова, равно как и дополнительное отверстие для вентиляции. Это объясняется достаточно просто: вес пропана больше, чем воздуха, поэтому в случае утечки подобные меры безопасности позволят предотвратить печальные последствия.

Этап 8. Остается лишь позаботиться об энергоснабжении. Оптимальный вариант – мощная аккумуляторная батарея, оборудованная наружным выходом для зарядки.

Передвижной дом из старого прицепа

Трейлер-прицеп у нас стоит порядка 500 000 рублей. Сумма внушительная, поэтому если есть возможность приобрести старый автомобильный прицеп, то можно соорудить небольшой автодом своими руками. Для этого потребуются:

  • прицеп (обязательно с крепким шасси);
  • деревянные элементы (рейки, бруски, вагонные доски);
  • фанера;
  • металлопрофиль (для кровли);
  • фурнитура, выполненная в одном стиле;
  • набор соответствующих инструментов.

Технология изготовления

Такой автодом будет представлять собой вагончик с двухъярусной кроватью в задней части. К слову, кровать лучше сделать на всю ширину конструкции – так она будет соединять боковые стены и усиливать тем самым жесткость. Эркерное окно будет изготовлено позже и оборудовано индивидуальным блоком. Дверь устанавливается голландского типа – она будет состоять из двух половинок.

Этап 1. Прицеп разбирается, шасси тщательно зачищается и покрывается антикоррозийной краской. Из сосновых досок сооружается рама, в соответствующих местах выпиливаются подпорки.

Этап 2. Из реек сечением 2х2 см сооружается каркас, в каждом углу дополнительно устанавливается дубовая рейка сечением 3х3 см. Сверху каркас обвязывается горизонтальной рейкой.

Желательно использовать вагонку различной толщины:

  • для боковых стенок – 6 мм;
  • для передней и задней – 19 мм.

Обратите внимание! Для термоизоляции можно уложить вагонку двумя слоями.

Этап 3. Пол укрывается фанерными листами. Для крыши используются брусья из тополя – они прикручиваются вдоль каркаса с шагом в 30 см. На брусьях фиксируется фанера, поверх которой стелется влагоустойчивый материал и металлопрофиль небольшого сечения.

Этап 4. В корпусе будет всего одно окно (если дверь не учитывать) – в верхней части задней стены. Окно желательно выполнить в виде эркера.

Дверной замок в подобных конструкциях расположен снизу, но можно поставить еще один – дополнительный – сверху. Кроме того, дверь оснащается небольшим створчатым окном.

Этап 5. Рекомендуется оборудовать стол, выдвигающийся из-под кровати (как было некогда в поездах Великой Британии). Для этого под кроватью формируются специальные ящики-рундуки. К слову, нижнее пространство также может быть использовано как спальное место.

Кроме того, из дерева строятся полки и съемная лестница.




Буква закона

Никакого дополнительного разрешения не требуется, если габариты дома на колесах не будут превышать:

  • 400 см в высоту;
  • 255 см в ширину;
  • 100 см в длину (без учета той части, которая не выступает за пределы прицепа).

Если габариты больше, то автодом перевозится по спецправилам (мигалки, сопровождение и т. д.). Разумеется, это относится только к трейлерам-прицеп ам.

Организация бизнеса на передвижных домах

На сооружении автодомов можно организовать собственный бизнес. Есть четыре варианта развития подобного бизнеса.

Вариант №1. Изготовление домов на продажу для летнего отдыха или проживания на даче. Серьезных материальных затрат это не потребует, т. к. дома будут упрощенной конструкции – к примеру, без утепления.

Вариант №2. Сдавать дома на колесах в аренду. Это относительно новый бизнес, а за все новое можно брать очень дорого. Количество автодомов в данном случае наращивается по мере роста клиентской базы.

Вариант №3. Делать передвижные закусочные или магазинчики.

Вариант №4, он же самый интересный. Заключается в создании автопарка и дальнейшем его использовании в качестве отеля. Здесь главное – разделить вагончики на бюджетные, премиум- и среднего класса.

Для более детального ознакомления с технологией строительства ознакомьтесь с тематическим видеороликом.

Видео – Дом на колесах своими руками