Александр афанасьев и его произведения. А. Н. Афанасьев и Воронежский край

Жизнь и деятельность сказочника Александра Николаевича Афанасьева тесно связана с Воронежским краем.
Афанасьев родился 12(24).07.1826 г. в уездном городе Воронежской губернии в семье мелкого судейского чиновника. В городском парке Богучара создана мемориальная зона, посвящённая известному фольклористу А. Н. Афанасьеву и выдающемуся писателю , где в их честь установлены камни с памятными табличками.
В декабре 1828 г. его отец, Николай Иванович, служивший последние годы в Богучарском земском суде, получил новое назначение, и семья переехала в г. , где прошли детские и юношеские годы будущего учёного. Из воспоминаний Афанасьева известно, что он довольно рано лишился матери и все заботы о детях легли на плечи отца, который высоко ценил образование и стремился дать его своим детям.

Читать и писать Афанасьев выучился на дому, а в 1837 г. одиннадцатилетнего Александра отец отвёз в Воронеж и определил в гимназию.
Здесь он провёл семь лет, в течение которых числился в первых учениках. В своих воспоминаниях А. Н. Афанасьев подробно рассказывает о характере и недостатках гимназического воспитания, даёт детальную характеристику учителей и их манеры преподавания. В гимназии Афанасьев начал заниматься литературным трудом. Совместно со своим товарищем В. А. Срединым он сочинил сатирическую поэму «Псюхиада», в которой высмеивался учитель греческого языка. Поэма имела успех и ходила в списках по рукам. Список поэмы «Псюхиада» хранится в фондах .
В 1996 г. на фасаде дома № 102 по улице Сакко и Ванцетти была открыта мемориальная доска , изготовленная из серого гранита по проекту А. И. Кожевникова, на которой написано: «Здесь в губернской гимназии учились в 1831-1833 гг. историк и писатель , в 1837-1844 гг. фольклорист Афанасьев Александр Николаевич».
А. Н. Афанасьев постоянно поддерживал земляческие связи с воронежцами. Он внимательно следил за воронежской краеведческой литературой, писал о , сотрудничал с воронежским журналом «Филологические записки», оставил воспоминания о своих гимназических годах.
Во время своих приездов на родину А. Н. Афанасьев сближается с существовавшим в то время в Воронеже «второвским кружком». В лице Н. И. Второва и других членов его кружка (среди которых был поэт ) Александр Николаевич нашёл горячих пропагандистов собирания и изучения устно-поэтического творчества. Они записывали для Афанасьева сказки и легенды, лучшие из которых он впоследствии помещал в своих сборниках. Известно, что часть сказок, напечатанных Афанасьевым, записана его добровольными помощниками в городах и сёлах Воронежской губернии (среди них: «Лисичка-сестричка и волк», «Баба-яга», «Ивашко и ведьма», «Звери в яме», «Королевич и его дядька»). Афанасьев следил за литературно-научной работой «второвцев» и одобрительно отзывался о ней рецензиями на страницах «Современника».
В некрологе Афанасьева воронежский литератор М. Ф. Де-Пуле писал: «Афанасьев для нас стал живой связью с Москвой, с Московским университетом, с кружком Грановского, к числу слушателей которого принадлежал и покойный Александр Николаевич. Через А. Н. Афанасьева прямо или через его брата мы знали, что делается в университете, в литературе, в науке. Знали гораздо раньше, чем всё это появилось в печати».
Воронежцы по праву гордятся своим замечательным земляком и чтят его память. В 1921 г. в Воронежском губернском музее состоялось заседание, посвящённое пятидесятилетию со дня смерти Афанасьева, в сборнике «Воронежская литературная беседа» (1925 г.) были опубликованы некоторые его письма. Позже в воронежской печати появились специальные статьи, посвящённые жизни и деятельности Афанасьева. В 1971 г. литературная общественность Воронежа отметила столетие со дня смерти Афанасьева.
В 1974 г. Лесной переулок поселка Придонского (Советский район г. Воронежа) был переименован в честь Александра Николаевича Афанасьева.
В музее "Сказки и сказочники" (Воронеж, Центр развития ребёнка - детский сад № 198) известным воронежским писателям-сказочникам А. Н. Афанасьеву, А. Н. Корольковой, А. К. Барышниковой, С. Я. Маршаку посвящены отдельные экспозиции.
С 2004 г. в Воронежском государственном университете выпускается «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования», который освещает проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. Материалы представляют интерес для всех изучающих народную культуру. В 2009 г. вышел 8-й выпуск.
В 2010 г. исполнилось 155 лет со дня выхода первого сборника русских сказок Афанасьева. В течение трёх месяцев в Воронеже (2010 г.) проходил первый областной детский фестиваль «Старая, старая сказка», посвящённый памяти собирателя народных сказок А. Н. Афанасьева. Фестиваль организован правительством Воронежской области и студией «Губерния». 27 мая 2010 г. в прошла торжественная церемония награждения лауреатов фестиваля. Подарком для всех детей стал приезд народного артиста России Михаила Боярского и заслуженной артистки РФ Анастасии Заворотнюк.

А. Н. Афанасьев // О. Г. Ласунский. Литературно-общественное движение в русской провинции. - Воронеж, 1985. - С. 119-124.
. А. Н. Афанасьев. До гимназии и в гимназии: [из воспоминаний] // Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Налепина. - М., 1986. - С. 259-319.
. Школьные годы сказочника // Антюхин Г. В. Литературное былое. Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. - Воронеж, 1987. - С. 111-114.
. Кононов В. И. Воронеж: История города в памятниках и мемориальных досках. - Воронеж, 2005. - С. 211-213.
. Богучарский край от А до Я: краткая краеведческая энциклопедия / сост. А. Т. Бойков. - Воронеж, 2006. - С. 19.
. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж, 2006. - С. 58-61.
. Сказ о земле Бобровской / Н. И. Капустина [и др.]. - Воронеж, 2009. - С. 213.

***
. Летопись научной и культурно-просветительной деятельности в области истории и археологии // Воронежский историко-археологический вестник. - Воронеж, 1921. - Вып. 2. - С. 78.
. Пухова Т. Поэт славянской старины. (К 175-летию А. Н. Афанасьева) // Подъём. - 2001. - № 8. - С. 207-219.

Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.
В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.
За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современник" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849 - 52 гг.), "Отечеств. Записках" (1850 - 60 гг.), "Архиве историко-юридических сведений о России", издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калачёва, ч. 1); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания о острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс.", 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., № 1 - 3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г.); "Русские сатирические "журналы 1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап.", 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др.

В 1860 г. он издал - "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В "Библиотеке для чтения" (1864) г. появились его статьи: "М.С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Афанасьев Александр Николаевич (1826-71), российский литературовед, представитель «мифологической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1866-69), сборник «Народные русские сказки» (1855-64).

Афанасьев Александр Николаевич , фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

Жизненный путь

Афанасьев родился в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа - отцы Иваны - выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.

В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Т. Н. Грановский. Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.

Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858-1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, А. С. и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.

Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман, Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена. Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».

Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Скончался Афанасьев от чахотки в возрасте 45 лет.

Ученая и литературная деятельность

Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» еще в студенческие годы (1847). В 1850-1854 пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки», в том числе обзоры русской исторической литературы за 1849, 1850 и 1851 гг. Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.

С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.

Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 - первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 - отдельной книгой русские сатирические журналы 1769-1774 гг.

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).

«Народные русские сказки»

В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль. Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855-1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).

К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.

«Поэтические воззрения славян на природу»

Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин, А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения».

Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при ее зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидаризируется с М. Мюллером, который определял мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать - единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».

Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский и А. Н.

    - (1826 71) российский литературовед, представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды Поэтические воззрения славян на природу (т. 1 3, 1866 69), сборник Народные русские сказки (1855 64) … Большой Энциклопедический словарь

    Афанасьев, Александр Николаевич, исследователь народного творчества. Родился 11 июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете, А. поместил в Современнике (1847, VI VII) Государственное устройство при Петре … Биографический словарь

    Русский историк и литературовед, исследователь фольклора. Окончил юридический факультет Московского университета. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769‒1774… … Большая советская энциклопедия

    Афанасьев, Александр Николаевич - АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 1871), российский литературовед, представитель “мифологической школы” в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1 3, 1866 69); сборник “Народные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1826 1871), российский литературовед, представитель «мифоогической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе XVIII в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1 3, 1866 1869), сборник «Народные русские сказки» (1855 1864).… … Энциклопедический словарь

    Известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11 го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23 го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1826, г. Богучар Воронежской губернии — 1871, Москва), фольклорист, литературовед, историк. Сын уездного стряпчего, выпускник воронежской гимназии, с 1844 в Москве, студент юридического факультета (окончил в 1848), где слушал… … Москва (энциклопедия)

    Исследователь народной поэзии; род. 11 ноля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Афанасьев. Афанасьев, Александр: Афанасьев, Александр Александрович (1903 1991) советский государственный деятель, руководитель морского транспорта. Афанасьев, Александр… … Википедия

Книги

  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3 томах Том 2 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель`Народных русских сказок`. Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и…
  • Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Том 1 , Афанасьев Александр Николаевич. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) весьма широко известен как издатель "Народных русских сказок" . Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований…

(1826-1871) русский фольклорист, историк, этнограф

Многие знают Александра Николаевича Афанасьева только как автора известных русских сказок. Вместе с тем это был ученый, чье творческое наследие до сих пор еще не издано полностью. Его имя занимает почетное место в ряду представителей мировой филологической науки вместе с такими учеными, как братья Гримм и Д. Фрезер.

Александр Афанасьев родился в маленьком городке Богучаре Воронежской губернии, где его отец был уездным стряпчим. Детство будущего ученого прошло в соседнем городе Боброве, куда семья переехала после смерти его деда и поселилась в имении, где была обширная библиотека. Мальчик увлекся чтением. Особенно нравились ему исторические произведения. Именно тогда у него пробудился интерес к русской истории и культуре.

В 1837 году Александр Афанасьев поступил в Воронежскую гимназию, где проучился семь лет. Закончив ее, юноша хотел изучать литературу, Но отец настоял на том, чтобы сын поступил на юридический факультет Московского университета. Учился Афанасьев с интересом и уже на третьем курсе опубликовал свою первую научную работу. Она называлась «Государственное хозяйство при Петре Великом» и вышла в журнале «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов.

После окончания университета Александр Афанасьева оставили там для подготовки к профессорскому званию. Судьба талантливого юноши изменилась после того, как министр просвещения дал отрицательный отзыв о его лекции. Это, конечно, не было для Афанасьева крушением надежд, но означало, что он не мог преподавать в университете.

Некоторое время Александр Афанасьев работал в гимназиях и частных пансионах, а в ноябре 1849 года стал сотрудником Главного архива Министерства иностранных дел. Здесь он проработал 13 лет и даже сделал карьеру: в 1855 году стал начальником отделения архива, а несколько позже - управляющим (председателем) Комиссии по печатанию государственных грамот и договоров.

Одновременно Афанасьев занимался изучением русской культуры. В частности, он разобрал и систематизировал фольклорный архив Русского географического общества. Туда со всей России присылали записи сказок, легенд, народных песен, пословиц и поговорок. На материале архива Александр Николаевич Афанасьев выпустил восемь томов сборника «Народные русские сказки». В него вошло более 600 текстов, записанных по всей России. За это издание Афанасьеву была присуждена Большая Демидовская премия, а Географическое общество наградило его золотой медалью.

В 1860 году он выпустил еще один сборник - «Народные русские легенды». Книга была издана тиражом 1300 экземпляров, но цензура запретила издание, поскольку сочла его оскорбительным по отношению к православной церкви. Этот запрет был снят только через пятьдесят лет.

Вот почему следующий сборник - «Русские заветные сказки», в которых содержался эротический фольклор, - Александр Афанасьев переправил за границу. Это издание вышло в свет в 1872 году, когда самого ученого уже не было в живых.

Летом 1860 года Афанасьев отправился в заграничное путешествие, во время которого посетил Германию, Швейцарию и Италию. Немногие знали о том, что он сделал кратковременную остановку в Лондоне, где тайно встречался с политическим эмигрантом А. И. Герценом. По возвращении в Россию Афанасьев вновь приступил к работе в архиве Министерства иностранных дел.

В 1862 году на московской квартире Александра Николаевича Афанасьева был произведен обыск, и хотя полиция ничего не нашла, ученому пришлось оставить службу в архиве.

В жизни Афанасьева настали тяжелые времена: он вынужден был давать уроки, распродать свою уникальную библиотеку. Только через четыре года ему удалось получить место секретаря в думе, а затем чиновника в одном из коммерческих банков.

Даже в это трудное время, Александр Афанасьев ни на один день не прерывал научной работы. Он готовил фундаментальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где попытался обобщить все известные к тому времени этнографические материалы по данному вопросу. Это огромное сочинение стало настоящей энциклопедией для многих русских и зарубежных ученых. В нем Афанасьев показал древнейшие истоки человеческой культуры, выявил глубокую общность всех индоевропейских народов и впервые ввел в научный обиход множество неизвестных сведений.

Последний том этого труда Афанасьев закончил, когда уже смертельно болел чахоткой, и, несмотря на заботу друзей, которые отправили его на юг России полечиться кумысом, в сентябре 1871 года он умер.

Значение деятельности Александра Николаевича Афанасьева состоит в том, что он впервые выступил как филолог широкого профиля - фольклорист и этнограф одновременно. Кроме того, он стал основоположником научной фольклористики в России и одним из самых глубоких исследователей русской культуры XVIII века. Его книга «Русские сатирические журналы» содержит уникальные тексты, которые, безусловно, исчезли бы, если бы Афанасьев не обнаружил их на московских книжных развалах.