Адмирал кузнецов атомный. Происшествия на тавкр «адмирал кузнецов. Сравнение с конкурентными

Нынешняя структура военно-морского флота практически не включает в себя наличие авианесущих кораблей. На это есть конкретные причины, главная из которых – финансовая составляющая. Издержки на содержание и ремонтные работы таких кораблей огромны, поэтому на территории Российской Федерации присутствует единственный представитель, носящий название «Адмирал Кузнецов».

Еще во времена Советского Союза таких крейсеров существовало на порядок больше. Однако после распада СССР крейсеры были территориально поделены новообразовавшимися государствами. Но отсутствие финансирования привело к потере всех кораблей, кроме «Адмирала Кузнецова». Три судна проданы Китаю, где по сей день они несут в себе функцию объектов для развлечения населения и туристов. Еще один корабль был оправлен в Южную Корею, другой – в Индию.

История создания

Начало проектирования авианесущего крейсера было положено в 1978 году. Изначально, целью его служило обеспечение взлетной и посадочной площадки для самолетов традиционного типа.


Строительство авианосца "Адмирал Кузнецов"

Однако в процессе разработки постоянно вносились корректировки в план, что в итоге привело к созданию пяти различных проектов, отвечающих требованиям Министерства Обороны и руководителей военно-морского флота. У одного из проектов было явное отличие – применение на крейсере ракетного вооружения, расположенного внутри корпуса. Благодаря этому отличию, проект и был впоследствии утвержден в 1982 году, после чего сразу приступили к строительству "Адмирала Кузнецова".


Палуба авианосца "Адмирал Кузнецов"

Строительство корабля проходило с применением новых разработок, одна из которых – сбор корпуса корабля из блоков, вес которых в среднем составлял 1 500 тонн. Была также увеличена палуба, служащая «взлетной полосой», а типичные для этого типа кораблей катапульты были заменены трамплином.

Строительство завершилось в 1989 году, после которого сразу приступили к испытаниям. Показатели крейсера были в норме, поэтому уже в начале 1991 года он стал частью Северного флота Российской Федерации.

История названия

«Адмирал Кузнецов» - далеко не первое название корабля, ему предшествовало еще три варианта. Первое – «Рига», которое было присвоено еще во время строительства. Но после смерти , корабль решают переименовать в его честь. «Леонид Брежнев» - второе название.


Авианосец назван в честь адмирала Николая Кузнецова

Третье же появилось в 1989 году перед выходом крейсера в море – «Тбилиси», прослужившее ему до 1990 года. После авианесущий крейсер был переименован в четвертый раз, и название это сохранилось до сих пор - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или же сокращенно – «Адмирал Кузнецов».

Вооружение

Вооружение «Адмирала Кузнецова» заслуживает отдельного внимания. Основа крейсера - комплекс противокорабельных ракет (ПКРК) «Гранит». Двенадцатигранные ракеты расположены в пусковых установках, относящихся к шахтному типу. Ракеты достигают расстояния в 550 километров, с весом в 750 килограмм каждая. Также крейсер оборудован двумя реактивно-бомбовыми установками, в составе каждой имеется 60 глубинных бомб.

И все же это не главное вооружение авианосца. Основу составляют боевые самолеты, расположенные на корабле в составе 50 штук, 50% которых представляют собой истребители, остальная половина вертолеты. Однако на практике количество сокращено до 37 единиц.

Если же говорить о зенитном вооружении, то его стоит классифицировать на 3 типа:

  1. Наличие ракетно-артиллерийского комплекса, в состав которого входят 256 ракет, достигающих расстояния до 8 000 метров, и 48 000 снарядов, с дальностью полета до 4 000 метров.
  2. Наличие зенитно-ракетного комплекса, в состав которого входит 192 ракеты, достигающих расстояния до 12 000 метров.
  3. Наличие скорострельных установок, в состав которых входит 48 000 снарядов.

Также корабль оснащен дополнительным оборудованием, направленным на обнаружение опасности или предоставлением связи с центральным аппаратом управления.

Сравнение с конкурентными

Кроме России, лидирующие позиции по вооружению «на воде» к 2017 году занимает США, а Китай стремительно наращивает военный потенциал. Поэтому, для проведения точного сравнения, рассмотрим представителей авианосцев каждой страны. От США – модель «Нимитц», от Китая – «Ляонин».

Конечно, главная задача авианесущего крейсера заключается в максимальном использовании их при наступлении войны. Причем вариантов здесь тоже несколько: при наличии слабо вооруженного противника и при войне в крупных масштабах.


Для сравнения показателей трех авианосцев при наличии слабого противника лучше всего подойдет анализ их интегральных индексов:

  1. У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,3.
  2. У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,35.
  3. У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,27.

При крупномасштабной войне:

  1. У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,25.
  2. У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,28.
  3. У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,21.

Таким образом, сравнительный анализ показ, что российский и китайский корабли уступают в обоих показателях американскому аналогу.


Еще одним важным фактором для анализа выступает продолжительность ведения боя до полного расхода запасов на корабле. «Нимитц» в этом случае выдерживает неделю, «Адмирал Кузнецов» - пять-шесть суток, «Ляонин» теоретически так же способен выдержать в среднем пять суток. И снова лидирующую позицию занимает «Нимитц».

Вывод, конечно, очевиден, и американский авианосец обладает рядом преимуществ перед российским, он более функционален и подготовлен. Но все же делать однозначную оценку нельзя, поскольку не все зависит от корабля, большую роль играют истребители, размещенные на нем.

Участие в походах с 1995 года

Первый поход крейсера состоялся в 1995 году. Однако он чуть было не обернулся трагедией, поскольку корабль попал в штормовую погоду, в результате чего получил тяжелые повреждения.

Новый выход в Средиземное море должен был состояться в 2000 году. Но из-за трагедии подводного «Курска», планы были отменены. Следующий этап – поход в Северную Атлантику, который состоялся в 2004 году. В течение похода крейсер нес боевую службу.


Команда крейсера "Адмирал Кузнецов" в 90-х годах

2007 год - авианосец совершает второй выход в Средиземное море и располагается там на протяжении двух месяцев. После корабль ожидал плановый ремонт, в процессе которого была проведения модернизация большинства устройств.

В 2011 году авианосец отправился в Сирию, где достиг пункта МТО военно-морского флота России. Далее был еще один выход в Средиземное море в 2014 году, после которого крейсер отправился на очередные ремонтные работы.

«Задымление» крейсера

Недавно в средствах массовой информации появились фото «задымления» «Адмирала Кузнецова», вызвавшие много спорных вопросов и обеспокоенность в аварийном состоянии корабля. Однако эксперты сразу предоставили объявление «дымки».


Задымление авианосца "Адмирал Кузнецов"

По их словам, крейсер «дымит» из-за мазута, который используется в качестве топлива. Также пришло подтверждение о боеготовности «Адмирала Кузнецова». Таким образом, возникающая «дымка» у авианосца – не более чем издержки использования мазута как топлива.

Конечно, задымление крейсера вызвало немало шуток у зарубежных и российских пользователей интернета. Кто-то определил корабль в ряд «курильщиков», другие посчитали его «паровозом».

Поднятый вокруг этого вопроса шум привлек внимание настолько, что в социальных сетях и доступных пользователям интернет ресурсах появились фото и видео материалы, подтверждающие «черную дымку». Например, на веб-ресурсе «YouTube» можно своими глазами увидеть проход крейсера через Ла-Манш.

.
О том, сколько и каких летательных аппаратов способен принять на борт российский авианосец, наверное, задумывались даже те, кто совсем мало интересуется флотом. Довольно долго автор блога считал, что ему известен ответ на этот вопрос, пока неясные сомнения . не поколебали его картину мира,. послужив поводом для данного материала.


Илл. 1. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с 16 (! ) ЛА на полётной палубе: 9 Су-33, 2 Су-25УТГ, 5 Ка-27/29 - Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3190 пикс.)


Теория

Наиболее авторитетные источники (*) сходятся на том, что численность авиагруппы "Кузнецова" по проекту составляет 50 (пятьдесят) летательных аппаратов, а именно: 26 Су-27К (Су-33), 4 Ка-252 РЛД (Ка-31), 18 Ка-27(ПЛ), 2 Ка-27ПС. Разработчик проекта (Невское ПКБ) даёт 40 ЛА (ссылка 1 ), Министерство обороны - 36 (12 Су-33 и 24-! Ка-27, ссылка 2 ). Разброс значений вызван, скорее всего, учётом/неучётом ЛА на полётной палубе (около 30% , конкретнее - 14/36 ). С другой стороны, по (условным) нормам проектирования (один ЛА на 1000 т стандартного - А.Ш. водоизмещения, ссылка 3 ) получается 46-47 самолётов и вертолётов, по оценке автора блога (D п олн /1250) - 47 (**).

(*) Помимо непосредственного участия В. Заблоцкого в строительстве и испытаниях авианесущих крейсеров, доверие к его данным вызвано тем, что автор приводит не только стандартное, нормальное и полное водоизмещение (что само по себе производит впечатление), но и соответствующие им средние осадки с точностью до сантиметра (! ), . демонстрируя тем самым высший пилотаж в области технической литературной маринистики.
(**) Стандартное водоизмещение ТАВКР пр. 11435 - 46 540 т, полное - 59 100 т .

Практика

За 25 лет (без 13 дней) в составе ВМФ СССР и РФ "Адмирал Кузнецов" записал в свой актив семь боевых служб: пять в Средиземном море и две в северо-восточной Атлантике. За исключением самой первой БС, точное количество ЛА, находившихся на его борту, неизвестно, однако есть наблюдения коллеги Polikarpoff (участника forums.airforce.ru), который зафиксировал бортовые номера всех Су-33, попавших в кадр в видео- и фоторепортажах ( ссылка 4 ) (автор блога готов подтвердить достоверность информации по БС 2013-2014 г.г.). Ниже приведены все имеющиеся данные по авиагруппе ТАВКР во всех его дальних походах:

1 ) 23.12.1995-22.03.1996 , Средиземное море - 26 ЛА : 13 Су-33 (б/н 61, 64, 65, 67, 76, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88 и опытный 109 синий), 2 Су-25УТГ, 11 Ка-27/27ПС/29 ( * ) ;
2 ) 27.09-24.10.2004 , Северная Атлантика - минимум 7 Су-33 ( 60, 67, 68, 80, 82, 85, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 07, 14 ) ;
3 ) 23.08-14.09.2005 , Северная Атлантика - из-за обрыва троса аэрофинишёра потерян Су-33 б/н 82 , по др. бортам - н/д ;
4 ) 05.12.2007-03.02.2008 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 60, 61, 66, 72, 79, 80, 81, 86, 87, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 08, 11 ) ;
5 ) 05.12.2008-27.02.2009 , Средиземное море - минимум _ 8 Су-33 ( 60, 61, 64, 68, 72, 76, 81, 88 ) и 1 Су-25УТГ ( 08 ) ;
6 ) 06.12.2011-17.02.2012 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87 ) ;
7 ) 17.12.2013-17.05.2014 , Средиземное море - минимум _ 6 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78 ) (БС 2-7 - только замеченные машины) .

( * ) Во время перехода от Ирландии к Гибралтару корабельная группа СФ попала в шторм, из-за чего было принято решение отложить планировавшиеся полёты до прибытия в Средиземное море . . Данный факт интересен тем, что позволяет косвенно оценить вместимость ангара, т. к. в штормовых условиях все 26 летательных аппаратов, вероятнее всего, были убраны с полётной палубы.

Понятно, что приведённая перепись бортов (скорее всего - неполная) не отражает реальной "самолётовместимости" авианосца, а лишь констатирует нехватку Су-33 в состоянии лётной годности и, возможно - подготовленного лётного состава. При этом, хронический некомплект авиагруппы не только действует на нервы, но и в значительной степени принижает боевые возможности "Кузнецова" в глазах вероятных противников и потенциальных союзников.


Илл. 2. ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3160 пикс.)

Геометрия ангара

Авиационный ангар ТАВКР пр. 11435 имеет габариты 153 х26,0 х7,2 м, площадь 3 980 м2 и объём 28 640 м3 , он занимает 57 % длины и 74 % ширины корабля по КВЛ (у "Нимица" - 66 % и 82 % ). Самолётоподъёмников - два (16х14 м): перед "островом" и за ним, оба - по правому борту. Система транспортировки ЛА в ангаре - полуавтоматическая цепная, из ангара на платформы подъёмников - с помощью тягачей. . Перед подъёмниками имеются поворотные круги для быстрой ориентации ЛА килём к борту.

На сегодняшний день наибольший вклад в понимание вместимости ангара, без сомнения, внёс коллега paralay - автор схемы, размещённой ниже (илл. 3). Проверка с пристрастием:) показала хорошее соответствие её элементов имеющимся данным: габаритов ангара, расположения и длины подъёмников, пропорций Су-33 со сложенными крыльями, стабилизаторами и штангой ВТГ и Ка-27 со сложенными лопастями (20,7 х7,4 и 12,25 х4,0 м ). Кажущаяся неправдоподобность очень плотного размещения самолётов - "валетом" (*) по четыре в ряд, опровергается следующей за схемой фотографией (илл. 4). Единственное замечание касается разбросанности вертолётов по свободным "пятачкам" - на практике они, скорее всего, также швартуются стройными рядами ( илл . 1 2 ). Кроме того, не следует забывать, что кроме ЛА какая-то часть площади ангара занята машинами для их обслуживания (пожарными, газоструйными, тягачами - илл. 13).

(*) "Валет" родился ровно 40 лет назад: "Проектная вместимость ангара [ТАВКР пр. 1143] составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 году "Киева" Министром обороны маршалом А. Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолёты "валетом", . вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК" .


Илл. 3. Схема размещения Су-33 и Ка-27 в ангаре ТАВКР пр. 11435 с paralay.iboards.ru (оригинал - по клику)


Илл. 4. Плотное размещение Су-33 на боевой службе 1995-96 г.г. - "валетом" по четыре в ряд (в ближнем ряду)

Геометрия полётной палубы

На сплошной полётной палубе авианосца длиной 305 м, шириной 70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 - перед трамплином (разбег 105 м), №3 - в средней части угловой палубы (разбег 195 м), и девять технических - вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту - там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его . (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).


Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 (разрыв по центру - из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 - ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 - Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 - расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 - ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 - Су-33 на технической позиции; 32 - СВВП Як-41М на технической позиции

Швартовка на свежем воздухе

Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту, . кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана. . Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах . (например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.

По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем - до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА - надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).

(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том, . как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" - о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах : ссылка 5 . Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями - по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном . (это уже не шторм, это - ураган ), . руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами - тремя стальными тросами. Самолёты в ангар не убирали .

(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич - ссылка 6 ).

Обманчивая малогабаритность МиГа

В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б"ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним - ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа ! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).

Илл. 6 . Подпись - на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств - балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ - А.Ш. ) - 7,46 м. Размах стабилизатора - 7,695 м" .

На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе - скорее всего, на одном из межведомственных совещаний _ было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.

Поиграем в самолётики

Для решения поставленной задачи - оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" - на базе компоновки paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал - в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого 32 летательных аппарата (илл. 7).

Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом paralay ) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 8, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до 36 .


Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)


Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)

На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов - на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее - по обстоятельствам : либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же : сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом - Ка-31 и Ка-27ПС, затем - остальные "Сухие" или МиГи.

Заключение

По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции), . такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава :

46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре - совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш"ими ангарами - настолько большими, насколько это технически возможно.

Источники (через дефис может быть указан номер страницы).

1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USS Nimitz ", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968-2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.


Илл. 10. Ангар "Кузнецова": справа вблизи - кормовой подъёмник, вдали - носовой, прямо - поворотный круг, "гайки" на переднем плане (на удалении выглядят как заклёпки) - швартовочные узлы (фото от sam7 с forums.airbase.ru, 2650 пикс.)

Илл. 11 . Относительно свободное размещение Су-33 в ангаре ; хорошо видны (особенно при увеличении) швартовочные узлы (с прорезями по типу замочных скважин) и цепные "швартовки" - швартовочные приспособления, найтовы (дата и автор - н/д)


Илл. 12 . Размещение вертолётов Ка-27 "стройными рядами" в полупустом ангаре - с большими зазорами между машинами (судя по всему, при необходимости зазор может быть значительно уменьшен) (17.12.07, информация об авторе отсутствует)

Илл. 13. "Автоколонна №063": мало кто из водителей категории C может похвастаться навыками вождения в открытом море:) (фото от Slava2014, forums.airbase.ru)

Илл. 14. Кормовой участок полётной палубы "Адмирала Кузнецова" во время БС 1995-96 г.г. .. Интерес представляет Ка-29,. пришвартованный так,. чтобы не мешать . проходам самолётов над палубой с касанием . и посадке на аэрофинишёры


Илл. 15. МиГ-29К б/н 31 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.08.2015 (фото vechernin с russianplanes.net)


Илл. 16. МиГ-29КУБ б/н 50 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.09.2015 (фото Антона Громова с russianplanes.net)


Момент запуска главной энергетической установки. Чёрный дым — остатки несгоревшего топлива.

А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизий, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо.

При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.


Проход «Адмиралом Кузнецовым» пролива Ла-Манш. Как видите, дыма помешьше — но он есть и он, сволочь, чёрный.


В левой части фото ТАРКР «Петр Великий», в правой части — наш «Кузя», на переднем плане — сопровождавший российскую эскадру английский фрегат. Все ожидаемо двигаются с одной скоростью.

Чтобы меня не обвиняли в предвзятости — вот видео прохода «Кузи» через английские проливы:

Ну а теперь — моё краткое объяснение.
«Адмирал Николай Кузнецов» — судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска.
К сожалению, Северный флот всегда был флотом действующим в максимально тяжёлых условиях — его береговые базы находились объективно в гораздо более суровых климатических зонах, чем места базирования судов Черноморского, Балтийского или Тихоокеанского флотов.

В силу чего и в Мурманске достройка, текущий и плановый ремонт «Адмирала Кузнецова» осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве.

Состояние главной энергетической установки «Кузи» по состоянию на 1999 год можно прочесть вот по этой ссылке , где изложена и масса других неприятных подробностей об обслуживании и состоянии этого, без преувеличения, уникального корабля:

"А вместо сердца — пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше — «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал.

Поэтому, в общем-то, для меня ситуация с единственным российским авианосцем и его эпическим дымовым шлейфом по проходу Ла-Манша и Па-де-Кале ясна: «старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» постарался. Ну, как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью.

С другой стороны — другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения. Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина», но мог и стать первым (или вторым) китайским авианосцем, как «Варяг»-« Ляонин». Впрочем, у « Варягов» всегда такая судьба, прям-таки плакать хочется.

А вот если бы спросили у меня, что бы я сделал... Ну, во-первых, изнасиловал бы мозг всей команде « механов», чтобы любыми средствами привели в порядок ГЭУ — если это реально сделать на борту. Во-вторых, правдами и неправдами, но починил бы ГТЗА и котлы в плановом ремонте — благо их уже у «Кузи» было как минимум 5 за прошедшие 25 лет.
Но я — не адмирал Северного флота и не министр обороны России. Так что — спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчёт на палубе:

В конце концов, за честь флага и за безопасность корабля отвечают именно они.

А в целом — только рад такому достаточно дальнему и важному походу «Адмирала Кузнецова». И лётчиков выучить, и моряков проверить в настоящем море, а не у вечной причальной стенки. И вывести «главный калибр» российского военно-морского флота в тёплое Средиземноморье из холодного, продуваемого всеми ветрами Баренцева моря. Там и позагорать ведь можно, и показать, на что способен российский авианесущий флот:


Кстати, тут, как видите, чёрного дыма совсем немного. Спешить-то некуда.

ЗЫ. Ну а если кому-то хочется более детально понять, почему дымит «Адмирал Кузнецов», то вам лучше прочитать вот

/ Олег Ласточкин

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группировки российских кораблей выйдет на боевую службу в восточной части Средиземного моря. Об этом в среду, 21 сентября, сообщил министр обороны России Сергей Шойгу .

«В настоящее время в российскую корабельную группировку восточной части Средиземноморья входит не менее шести боевых кораблей и трёх - четырёх судов обеспечения из состава всех флотов. Для наращивания боевых возможностей в группировке планируем включить в её состав корабельную авианосную группу с крейсером „Адмирал Кузнецов“», — сказал Шойгу.

По словам министра, авианосец отправят в регион с целью реализации национальных интересов и поддержания мира.

«Напомню, что в 1967 году нахождение в данном районе 5-й оперативной эскадры позволило не допустить разрастания вооружённого арабо-израильского конфликта и в дальнейшем явилось важным сдерживающим фактором для недружественных акций против Советского Союза», — сказал глава оборонного ведомства.

Что представляет собой авианосец?

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» построен по проекту 1143.5. На этапе проектирования его планировалось назвать «Советский Союз», но впоследствии он был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1 сентября 1982 года под наименованием «Рига». В процессе строительства и испытаний он трижды переименовывался: сначала в «Леонида Брежнева», потом в «Тбилиси», в 1990 году же корабль получил своё нынешнее название в честь Николая Кузнецова, адмирала флота Советского Союза .

В состав флота официально введён в январе 1991 года.

Авианосец предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Он входит в состав Северного флота. На борту корабля, оснащённого взлётным трамплином, базируется авиагруппа из 26 истребителей Су-27К (Су-33) или МиГ-29К, а также вертолётов Ка-27 и Ка-31.

В июле 2016 года сообщалось, что «Адмирал Кузнецов» в ходе подготовки к дальнему походу впервые после длительного перерыва начал принимать на борт самолёты палубной авиации из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Морской авиации Северного флота. Палубная авиация с авианосца «Адмирал Кузнецов» будет участвовать в нанесении ударов по боевикам в Сирии из восточной части Средиземного моря в октябре 2016 - январе 2017 года.

До недавнего времени авианосец находился на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности.

Технические характеристики

Длина — 305,0 м.

Длина по ватерлинии — 270 м.

Ширина наибольшая — 72 м.

Ширина по ватерлинии — 35,0 м.

Осадка — 10,0 м.

Стандартное водоизмещение — 43 тыс. т.

Полное водоизмещение — 55 тыс. т.

Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. т.

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4×50 тыс. л. с.

Количество котлов — 8.

Количество винтов — 4.

Мощность турбогенераторов — 9×1500 киловатт.

Максимальная скорость — 29 узлов (58км/ч).

Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль.

Скорость — 29 узлов.

Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов (33 км/ч).

Автономность плавания — 45 суток.

Вооружение

14 палубных истребителей Су-33.

10 палубных истребителей МиГ-29К.

2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ.

2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ.

15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС.

2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31.

12×ПКРК 4К80 «Гранит».

24×ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).

8×ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет).

2×РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31