Когда повысят денежное довольствие военнослужащим в


Закон N371-ФЗ от 14.12.2015 года устанавливает, что оклады военнослужащих и к ним приравненных в 2016 году не увеличиваются (не индексируются).

1 января 2016 года исполнится ровно четыре года с момента, когда денежное довольствие военнослужащих и к ним приравненных было повышено в 2,5 – 3 раза. В отдельных силовых и правоохранительных структурах такое повышение произошло на год позже – с 1 января 2013 года.

Главной причиной значительного увеличения денежного довольствия военнослужащих и к ним приравненных было следующее. Постоянное недофинансирование с начала 90-х годов прошлого века по статьям оборона, безопасность и правопорядок привело к 2010 году на грань развала Вооруженные силы, МВД, ФСБ и другие силовые и правоохранительные структуры Российской Федерации. Уровень денежного довольствия кадровых военнослужащих и к ним приравненных опустился к 2012 году ниже средней зарплаты по стране.

Значительное увеличение денежного довольствия в 2012 - 2013 годах обеспечило повышение уровня жизни личного состава и сотрудников силовых и правоохранительных структур в соответствии с их социальным статусом. То есть военным и к ним приравненным государство вернуло накопленный долг, конечно, без всякой компенсации за прошедшие годы. После этого повышения средний уровень денежного довольствия военнослужащих стал выше среднего заработка в ведущих секторах отечественной экономики.

Что произошло потом хорошо известно всем военнослужащим и сотрудникам силовых и правоохранительных органов. Ни в 2013, ни в 2014, ни в 2015 годах индексации окладов военнослужащих не было, а после принятия бюджета на 2016 год стало ясно, что и в следующем году ничего не изменится. Власти, которые недавно, в конце 2011 года, приняли новый закон N 306 о денежном довольствии, в дальнейшем ни разу не выполняли его требований по индексации окладов на уровень инфляции (ст. 2, п. 9).

Табл. 1. Официальная инфляция в России с 2012 года

2012 2013 2014 2015 2016
Официальная годовая инфляция, % 6,58% 6,45% 11,36% 12,7%* 6,4%*

* - прогнозные значения, где

12,7% - это минимальный уровень инфляции в 2015 году. Многие эксперты прогнозируют инфляцию в этом году ближе к 13%;

6,4% - это инфляция в 2016 году, которая заложена в государственный бюджет РФ на следующий год. Как показывает практика всех последних лет реальная инфляция скорее всего будет больше.

Табл. 2. Снижение окладов военнослужащих и к ним приравненных с учетом официальной инфляции

1.1.12 1.1.13 1.1.14 1.1.15 1.1.16 1.1.17
Суммарная инфляция с 1.1.12, % 0,00% 6,58% 13,45% 26,34% 42,39% 51,50%
Оклады в/сл в ценах на 1.1.12, % 100% 93,83% 88,14% 79,15% 70,23% 66,01%

Получается, что покупательная способность окладов военнослужащих с 1.01 12 по 1.01.17 года снизится более, чем на одну треть! И, чтобы вернуть ситуацию, которая была 1 января 2012 года, оклады с начала 2017 года надо повысить более чем на 50%!

Фактическая ситуация с денежным довольствием военнослужащих Минобороны немного лучше приведенных цифр. С назначением С. Шойгу министром обороны военнослужащим Вооруженных сил повышали дополнительные выплаты за счет внутренних резервов (про другие силовые и правоохранительные структуры такой информации в СМИ не было). Однако, дальнейшее повышение этих выплат под большим сомнением, так как финансовые резервы МО РФ не безграничны, а сложная экономическая ситуация, международные санкции и военная операция в Сирии скорее всего «съедят» все имеющиеся резервы.

Табл. 3. Среднее денежное довольствие в ВС РФ в последние годы

2012 2013 2014 2015
Среднее ден. довольствие, руб.57,8 59,9 62 62,1

Любое повышение уровня жизни защитников Отечества в современных условиях – это хорошо и огромное спасибо Сергею Кужугетовичу за его заботу. В то же время увеличение денежного довольствия на 8…9% никак не может компенсировать инфляцию, которая измеряется многими десятками процентов.

В результате уровень жизни военных после 1 января 2012 продолжает быстро снижаться. Каждый год Минфин, Правительство, Госдума, Совет Федерации обещают, что это временное явление и на следующий год государство выполнит свои социальные обязательства перед личным составом и сотрудниками силовых и правоохранительных структур. И ежегодно не выполняют своих обещаний.

Сегодня, в условиях сложной международной обстановки, экономического кризиса в России говорить о повышении уровня жизни одних только военнослужащих сложно. В такой же ситуации сейчас находятся и бюджетники, и многие гражданские служащие, и фактически все пенсионеры, которым собираются в 2016 году повысить их небольшие пенсии всего на 4% при официальной инфляции более 12%. Но и загонять в дальний угол проблему поддержания социального статуса военных на должном уровне и ждать, когда опять из силовых и правоохранительных структур начнут уходить самые грамотные кадры, нельзя.

Новая государственная бюджетная политика, главной целью которой является экономия финансов, делает информацию о повышении денежного довольствия в 2016 году в России чрезвычайно актуальной. Стоит рассчитывать сотрудникам государственных учреждений – в частности, служащим МВД, ФСИН или МЧС (то есть силовым подразделениям, которые сегодня работают «сверхнормы») на повышения заработных плат или для них власти приготовили менее приятные «сюрпризы».

«Бюджетная проблема»

Государственный бюджет на 2016 год (главный документ страны) сегодня уже практически готов, поэтому информация о том, что россияне будут страдать от дефицита финансовых средств в размере 3%, можно считать достоверными. На первый взгляд, 3% нельзя назвать значительной цифрой, однако на самом деле в госказне не будет хватать двух триллионов национальной валюты, и это при том, что властям придется на всем экономить.

Режим достаточно жесткой экономии стал причиной того, что у правительства даже нет возможности провести полную индексацию заработных плат сотрудников госучреждений, поэтому Минфин предложил провести ее на «особых условиях». По предварительным данным инфляция планируется на уровне 12,2% (раньше прогнозировалось 10%, а потом 11,9), однако власти планируют повышение денежного довольствия военнослужащим в 2016 году на коэффициент только 5,5%.

Таким образом, коэффициент индексации будет в два раза меньше инфляции, значит, заметить рост доходов бюджетников будет практически невозможно. Более того, ранее правительство планировало провести индексацию дважды – в начале года и середине, а теперь точно известно только об одном пересчете заработных плат (второй раз остается на «усмотрение» местных властей).

В общем, ждать существенного улучшения своего материального положения государственным служащим не приходится, однако некоторые мероприятия, связанные с этим вопросом, крове индексации, проводиться все-таки будут, правда, у сотрудников разных организаций они могут быть немного неодинаковыми.

Что ожидает работников ФСИН?



Вопрос повышения денежного довольствия сотрудникам ФСИН в России волнует многих, ведь эти люди уже много лет занимаются достаточно опасной работой, но получают за нее просто «копейки». В среднем один сотрудник этой организации зарабатывает примерно 15 000 рублей, что, естественно, нельзя назвать большой суммой
. Однако из-за кризиса существенно увеличить их заработную плату не получается, тем более если государственный бюджет заставляет граждан экономить, поэтому власти решили немного уменьшить число служащих ФСИН и за счет освободившихся финансовых средств, увеличить денежное довольствие тех, кто останется.

Насколько эта методика окажется эффективной в действии покажет время, потому что в этой организации и так наблюдается постоянная текучка кадров, да, и работать, получая такую маленькую зарплату, практически никто не хочет, ведь всем нужно кормить сои семьи и обеспечивать «светлое» будущее.


Увеличение денежного довольствия служащим МВД

Очень актуальной сегодня можно считать информацию о повышении денежного довольствия сотрудникам МВД в 2016 году, последние новости, касающиеся этого вопроса, сегодня мелькают во многих СМИ. МВД является очень важным органом исполнительно власти, который финансируется за счет государства и делится, по сути, на три достаточно больших «части»:

  • полицию (а также всевозможных организаций, которые имеют непосредственное отношение к деятельности этого министерства);
  • внутренние войска;
  • и дополнительные структуры, обеспечивающие слаженную работу всех организаций МВД.

По грубым подсчетам в составе этой организации работает больше одного миллиона государственных служащих, заработные платы у которых все, естественно, разные, но есть то, что их объединяет - финансирование из государственного бюджета. На повышение зарплат служащим такой многочисленной организации уходит очень много денег, поэтому несколько лет (как только начался кризис) они даже не индексировались. Однако в современное время (пусть и в неполном объеме) индексация все-таки будет, а вот рассчитывать на какие-то дополнительные «льготы», наверное, не стоит.

Что касается повышения денежного довольствия сотрудникам полиции в 2016 году, то точных данных по этому поводу никто пока нет. В принципе, полицейским не на что жаловаться, потому что в результате реформы, благодаря которой милиция стала полицией, они начали получать в несколько раз больше, чем раньше, а это достаточно большие суммы. Остается только надеяться на то, чтоб власти не решили уменьшить их доходы из-за экономии бюджетных средств, потому что для полицейских это станет настоящим «ударом». Собственно говоря, у полиции на сегодняшний день самые высокие заработные платы из всех бюджетников.

Увеличение заработных плат военным предусмотрено вместе с переведением внутренней армии на контрактную основу, правда, для них приготовлено некоторое количество сокращений, так что радоваться такому росту доходов или нет – вопрос спорный.

Тяжелый труд МЧСника

Работа спасателей для многих незаметна, ведь практически никто не замечает людей, которые постоянно спасают человечество от пожаров, наводнений или просто каких-то аварийных ситуации. А ведь если говорить откровенно, то этих людей можно считать «героями», а работают они в Министерстве чрезвычайных ситуаций. Данная структура не зря называется именно так, ведь ее сотрудникам приходится часто справляться с непредвиденными ситуациями, а вот получают они за свой труд просто мизерные заработные платы.

Вопросом повышения денежного довольствия сотрудникам МЧС в России озаботился глава данной организации, который сказал, что его подчиненные вовсе не обязаны ежедневно рисковать своим здоровьем за «копейки». По этой причине на 2016 год запланировано несколько масштабных мероприятий, направленных на увеличение денежного довольствия МЧСников.


Кроме всего вышесказанного нужно сказать о том, что по причине экономии государственного бюджета правительство приняло решение отменить некоторые льготы для государственных служащих. Например, квартиры военным больше выдаваться не будут, но не стоит переживать, те люди, которые зарегистрировалась в специально «очереди» десять лет назад, жилье получат. Однако льготы на бесплатное лечение, оплачиваемый отпуск, проезд в автобусах и городских трамваях и так далее для них оставят.

Туман с индексацией денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий в 2016 году начинает рассеиваться. Правительство 23 октября 2015 году внесло в Госдуму свои предложения по бюджету 2016 года. Проанализируем, что стоит ожидать военному сообществу и всем к ним приравненным в соответствии с предложениями правительства в следующем году.

Законопроект № 911761-6

О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".

Военнослужащим снова, как и в предыдущие годы, правительство предлагает приостановить установленную законом № 306 от 7 ноября 2011 года ежегодную индексацию денежного довольствия на уровень инфляции.

Когда читаешь некоторые фразы из пояснительной записки правительства к этому законопроекту: «Пролонгация приостановления действия норм об индексации принимается на один год и носит временный характер», то сразу вспоминается шутка, что в нашей жизни «нет ничего более постоянного, чем временное».

В результате получается, что реальный жизненный уровень кадровых военных и к ним приравненных продолжит снижаться еще как минимум в течение всего следующего 2016 года. К окончанию 2016 года, по самому оптимистическому прогнозу инфляции (инфляция в 2016 году не более 7% - МЭР, а в бюджете 2016 года заложено 8,3-8,5%!), уровень жизни военнослужащих снизится по сравнению с 1 январем 2012 года более чем в 1,5 раза!



А что же изменится для военных пенсионеров?

Законопроект № 911762-6

О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".

Этот законопроект непосредственно касается уже военных пенсионеров.

Так как в 2016 году денежное довольствие индексировать не предполагается, то единственным путем повышения военных пенсий остается индексация денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, то есть понижающего коэффициента. Индексации понижающего коэффициента с 1 января, что установлено законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (изменения внесены в 2011 году законом № 309 от 8 ноября 2011 года), опять не будет!

Из пояснительной записки правительства к законопроекту:

Вместе с тем законопроектом не предусматривается отказ от увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 397-Ф3 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, с 1 января 2015 г. составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 г. - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия.

Частью 2 статьи 1 законопроекта предусматривается установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, с 1 февраля 2016 г. составляет 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия.

Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, направленный на изменение сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

По предварительной оценке, установленное в 2012 году соотношение размера средней военной пенсии и средней трудовой пенсии в 1,7 раза в 2016 году в целом будет сохранено. (Вы помните хоть один законодательный акт, определяющий это соотношение? Кто его придумал? Или у нас законы – это не главное, а всё определяется соотношениями, которые кажутся правильными нашим государственным деятелям?).

Реализация решения, предлагаемого законопроектом, не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для граждан.

Вывод. Вместо индексации с 1 января 2016 года военных пенсий правительство предлагает проиндексировать их с 1 февраля, одновременно с гражданскими пенсиями на те же 4%.

А, если считать, что 4% с 1 февраля 2016 года – это скорее всего единственное повышение в следующем году, то военные пенсии к концу 2016 года по сравнению с 1 январем 2012 года по покупательной способности снизятся более чем на 17%.

Указ Президента РФ № 604 от 7.05.2012 года, в части, которая устанавливает опережающие темпы роста военных пенсий на 2%; по сравнению с запланированной в бюджете индексацией (в 2016 году – 4%.)предлагается отменить.

Примечание. В этом году такое предложение правительства не прошло и военные пенсии были проиндексированы на 7,5%, где примерно 5,5% - запланированная на 2015 год в бюджете инфляция и 2% - за счет выполнения Указа № 604. Но Минфин (Минфин специально пишу с большой буквы, так как практически все его предложения по бюджету принимаются Госдумой) продолжает атаку на уровень жизни военных пенсионеров и военного сообщества в целом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2016 ГОД»

Бюджетные ассигнования в 2016 году на финансовое обеспечение реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604) запланированы в объеме 175 863,3 млн. рублей.

По сравнению с объемами, утвержденными Законом № 384-ФЗ, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указа № 604 в 2016 году уменьшены на 34 896,4 млн. рублей.

Объём бюджетных ассигнований на реализацию Указа № 604 был уточнен в соответствии с общими подходами к формированию проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и отказом от поэтапного увеличения на 2% оклада денежного содержания, применяемого при начислении пенсий.

Отдельно остановимся на индексации вторых пенсий военнослужащих.

Особенно эта тема интересна для категории тех военных пенсионеров, которые продолжают работать, и, одновременно, получают вторую гражданскую пенсию (ее страховую часть).

Сомнения остаются в плане индексации второй гражданской пенсии для этой категории военных пенсионеров с 1 февраля на 4%. Эти сомнения возникают по той причине, что гражданским пенсионерам, которые продолжают работать или заниматься другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней не индексируются.

Но для военных пенсионеров, продолжающих постоянно работать это ограничение на индексацию, похоже не распространится. Количество военных пенсионеров, на которое распространяется индексация второй гражданской пенсии, равно 690 тыс. человек, то есть общему числу военных пенсионеров, которые на сегодняшний день получают вторую пенсию (см. таблицу количества пенсионеров в России ниже).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год "

Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2016 год определены с учетом установления стоимости пенсионного коэффициента (СПК) с 1 февраля 2016 г. в размере, равном 74 рублям 27 копейкам (сегодня - 71рубль 41 копейка, разница 4%).

Если судить по цифрам, то количество пенсионеров скоро действительно превысит количество официально работающих граждан России. А, может быть, чем решать все проблемы за счет заслуженных пенсионеров, правительство должно поработать и все-таки поискать еще 40 млн граждан, которые официально не работают, но, на самом деле, получают нелегальное вознаграждение от своей нелегальной трудовой деятельности?

Для самой заслуженной части общества (ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации) индексация ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 1 февраля 2016 года составит 6,4%, исходя из прогнозного индекса роста цен за 2015 год 12,2% и произведенной в 2015 году индексации размеров ЕДВ на 5,5 процента.

Пока это только законопроект. На страницах сайта будем продолжать следить за ходом обсуждения и принятия бюджета 2016.