Транспортный договор по перевозке груза. Типовой договор перевозки грузов. Адреса и банковские реквизиты сторон

Скачать (.doc, 24.6 Кб) — Распечатать

Договор об оказании транспортных услуг по перевозке грузов

автомобильным транспортом № ___

г. Москва «___» ____________ 2018 г.

ЗАКАЗЧИК: ООО "Компания", в лице Генерального директора Фамилия Имя Отчество (в родительном падеже), действующего на основании Устава с одной стороны и, ИСПОЛНИТЕЛЬ: индивидуальный предприниматель Фамилия Имя Отчество, действующий на основании Свидетельства с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», со-ставили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя организацию перевозки грузов в городском, пригородном и междугородних автомобильных сообщениях.

1.2. Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, его заявленная стоимость, адрес подачи автотранспорта под погрузку и выгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в Заявке (Приложение №2 к настоящему Договору).

2. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

2.1. В рамках настоящего Договора ИСПОЛНИТЕЛЬ обязан:

2.2. Организовать перевозку грузов автотранспортом, следуя согласованному Сторонами в заявке маршруту.

2.3. Обеспечить подачу технически исправного и пригодного для перевозки груза Заказчика автотранспорта под загрузку в указанное в заявке место и время.

2.4. В случае предоставления Исполнителем автотранспорта, непригодного для перевозки груза Заказчика, сотрудник Исполнителя по возможности производит устранение недостатков, препятствующих перевозке груза. В случае невозможности устранения недостатков на месте, Исполнитель в кратчайшие сроки осуществляет замену автотранспорта. Заказчик вправе отказаться, без несения материальной ответственности, от поданного автотранспорта, если его параметры отличаются от параметров, указанных в Заявке и не позволяют произвести перевозку груза.

2.5. Исполнитель, в лице водителя автотранспорта, вправе отказаться от перегруза сверх положенного веса, указанной в Заявке. При этом Заказчик обязан устранить перегруз автотранспорта. В случае, если Исполнитель согласен взять перегруз, расчёт за перегруз автотранспорта осуществляется согласно договорённости.

2.6. В случае невозможности подачи автотранспорта, наступившей вследствие действия непредвиденных обстоятельств, Исполнитель обязан немедленно проинформировать об этом Заказчика и предоставить без дополнительной оплаты иной автотранспорт.

2.7. Доставить груз в пункт назначения и передать его грузополучателю.

2.8. Экспедировать груз по требованию Заказчика и осуществлять проверку (пересчёт) груза согласно накладным или другим документам Заказчика за дополнительную оплату (по соглашению Сторон).

2.9. Оказывать Заказчику консультации по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, погрузочно-разгрузочных и других операций.

2.10. Исполнитель вправе отказаться от приёма груза, требующего по своему характеру особых условий перевозки, охраны, опасного по своей природе груза.

3. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

В рамках настоящего Договора ЗАКАЗЧИК обязан:

3.1. Руководствоваться стандартными требованиями, предъявляемыми при внутренних перевозках грузов, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

3.2. Заказчик гарантирует, что он является законным владельцем груза, что груз не имеет вложений, запрещённых или имеющих ограничения к перевозке автомобильным транспортом на условиях Исполнителя в соответствии с действующим законодательством РФ.

3.3. В случае, если груз предъявляется к перевозке с заявленной стоимостью и заявленная стоимость груза превышает сумму в 100000 (сто тысяч) рублей, страхование данного груза является обязательным. Страхование производится Клиентом в выбранной им страховой компании и за счет Клиента.

3.4. Письменно (с помощью электронной почты) подать заявку с указанием всех необходимых данных не позднее, чем 17.00 часов дня, предшествующего дню погрузки. Стороны имеют право отказаться от подачи автотранспорта без возмещения ущерба/убытков, не позднее 18.00 часов дня, предшествующего дню погрузки.

В случае неготовности Заказчика произвести погрузку/выгрузку в согласованный день, Заказчик обязан предупредить Исполнителя не позднее, чем 17.00 часов дня, предшествующего дню погрузки. В противном случае Заказчик обязан оплатить Исполнителю убытки, связанные с подачей автотранспорта, в размере 50% минимальной стоимости заказа этого транспортного средства.

3.5. Обеспечить беспрепятственные подъездные пути к месту погрузки/выгрузки. Своевременно и надлежащим образом оформить документы (пропуска) на право въезда и выезда автотранспорта в местах погрузки/выгрузки.

3.6. До прибытия автотранспорта под погрузку подготовить груз к перевозке (упаковать, промаркировать). В случае отказа от необходимой тары/упаковки, ответственность за все последствия порчи, повреждения и утраты несёт Заказчик.

3.7. Выдать Исполнителю товарно-сопроводительные документы, либо заверенные их копии на груз, необходимые для сопровождения груза (доверенность на провоз груза, накладные, сертификаты соответствия и безопасности, счета-фактуры, паспорта и т.д.) и осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

3.8. Своевременно предоставлять Исполнителю полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения Исполнителем обязанностей, предусмотренных Договором, в том числе и номера/адреса средств связи (телефон, электронная почта).

3.9. Принять доставленный груз либо обеспечить его принятие грузополучателем, в случае, если Заказчик является отправителем груза. В случае отсутствия в пункте назначения грузополучателя, указанного в Заявке, или отказа грузополучателя от принятия груза, оплачивать расходы Исполнителя по доставке груза в пункт назначения, по возврату груза в пункт отправления, а также расходы по хранению груза.

4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЁТОВ

4.1. Стоимость услуг Исполнителя указана в Приложении №1 к настоящему Договору или оговаривается на каждую перевозку отдельно в Заявке (Приложение №2).

4.2. Заказчик оплачивает все непредвиденные и документально подтверждённые расходы Исполнителя, понесённые им дополнительно в процессе исполнения настоящего Договора и правомерно уплаченные Исполнителем, в том числе простой/прогон автотранспорта, обусловленные причинами, не зависящими от Исполнителя, заезд автотранспорта по нескольким адресам при доставке груза от/до Заказчика, въезды на территории погрузки/выгрузки и др. Все расходы, понесённые в интересах Заказчика, включаются Исполнителем в счёт.

4.3. Оплата услуг по организации перевозки грузов производится Заказчиком согласно выставленных счетов в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения счёта путём перевода денежных средств на расчётный счёт Исполнителя.

4.4. Счёт за оказанные услуги может быть сделан Исполнителем как за отдельную перевозку, так и за определённый период, в течение которого осуществлялись перевозки. Исполнитель предоставляет Заказчику счёт по электронной почте, Заказчик обязуется его оплатить в течение 5-ти дней с момента получения.

4.5. Акт приёма-сдачи оказанных услуг должен быть согласован и утвержден Заказчиком в течение 5 (пяти) дней с момента получения. Фактом получения акта является расписка, выданная сотрудником Заказчика, либо подтверждение сотрудником Заказчика получение акта по электронной почте.

4.5.1. В случае, если Заказчик не ставит в известность Исполнителя об изменениях в акте, то, по истечении 5 (пяти) дней с момента получения, акт считается утверждённым.

4.5.2. Если при согласовании и утверждении акта обнаруживаются расхождения в стоимости, то следующий счёт выставляется с учётом установленных расхождений. В случае разовой перевозки или расторжения данного Договора Исполнитель возмещает излишне оплаченные денежные средства.

4.6. В случае неоплаты Заказчиком выставленных Исполнителем счетов или наличия у Заказчика иной задолженности перед Исполнителем, последний имеет право удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов. В этом случае Заказчик также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Исполнителем, в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несёт Заказчик.

4.7. По соглашению Сторон суммы, предназначенные для покрытия расходов Исполнителя, могут выплачиваться Заказчиком авансовым платежом (авансом).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Ответственность Исполнителя:

5.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему Договору Исполнитель несёт ответственность по основаниям и в размере, определяемым в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.1.2. За неподачу автотранспорта, в соответствии с заявкой Заказчика, Исполнитель несёт ответственность в размере 50% от минимальной стоимости заказа этого автотранспорта. При этом Исполнитель не освобождается от исполнения обязанности по предоставлению автотранспорта. Неподачей считается отказ Заказчика от автотранспорта Исполнителя в случае его опоздания более, чем на 4 (четыре) часа в соответствии с Заявкой.

5.1.3. За несвоевременную подачу автотранспорта Заказчик вправе потребовать от Исполнителя выплаты пени в размере 5% от минимальной стоимости заказа этого транспортного средства за каждый час задержки.

5.1.4. Исполнитель не несёт ответственность за недостоверно заявленные грузы, а также за недостачу груза при целостности наружной упаковки и (или) нарушенных пломбах Заказчика.

5.1.5. В случае, когда Заказчик заказывает услугу «Экспедирование груза», Исполнитель несёт ответственность перед Заказчиком в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Исполнителем и до выдачи груза грузополучателю, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Если Исполнитель докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением Договоров перевозки, то его ответственность перед Заказчиком определяется по тем же правилам, по которым перед Исполнителем отвечает соответствующий перевозчик.

5.2. Ответственность Заказчика:

5.2.1. Заказчик несёт ответственность за отказ от заказа автотранспорта позднее 18-00 дня, предшествующего дню перевозки в размере 50% минимальной стоимости заказа этого транспортного средства.

5.2.2. Заказчик несёт ответственность за правильность, достоверность и полноту сведений, необходимых для исполнения Договора (в том числе указание наименование груза), в случае отсутствия, недостаточности или недостоверности данной информации Заказчик оплачивает штрафы за возврат, хранение, переадресовку груза и другие услуги, организуемые Исполнителем.

5.2.3. Заказчик несёт ответственность за правильность и точность заполнения накладных и иных документов, оформляемых для исполнения Договора.

5.2.4. Заказчик несёт ответственность за убытки, причинённые Исполнителю в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Договоре.

5.2.5. За задержку оплаты выставленных счетов Исполнителем и возмещение понесённых им в интересах Заказчика расходов более чем на 5 (пять) банковских дней, Исполнитель имеет право выставить Заказчику пени в размере 0,5% (ноль целых пять десятых процента) от суммы выставленного Исполнителем счёта за каждый день просрочки.

5.3. Ответственность Сторон :

5.3.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств, если таковое неисполнение является следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, возникших помимо воли и вне контроля Сторон, таких как: наводнение, землетрясение, другие стихийные бедствия, война или военные действия, эмбарго, массовые забастовки, катастрофы, понижение температуры воздуха ниже минус 35 градусов по Цельсию, изменения или появление новых законодательных актов, возникших после заключения настоящего Договора, действия правительства и органов государственной власти, препятствующие выполнению Сторонами своих обязательств.

5.3.2. Сторона, для которой создалась невозможность надлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору, обязана немедленно с момента выявления, известить другую Сторону о начале и прекращении обстоятельств непреодолимой силы.

5.3.3. Если любое из таких обстоятельств непосредственно влияет на исполнение обязательств в срок, обусловленный в настоящем Договоре, то этот срок по письменному соглашению Сторон соразмерно отодвигается на время соответствующего обстоятельства. При этом Стороны не вправе требовать друг от друга возмещения возможных убытков.

5.3.4. Вся юридическая и финансовая ответственность за задержку автомобиля в пути следования сотрудниками органов внутренних дел, связанная с отсутствием или неправильным оформлением документов на груз/автотранспорт, ложится на Сторону, осуществляющую оформление соответствующих документов, а в случае документов на автотранспорт — на Исполнителя.

5.3.5. В случае разглашения Заказчиком или его представителем информации по настоящему Договору, касающейся финансовых отношений третьим лицам, в том числе водителям или грузчикам от Исполнителя, Заказчик выплачивает Исполнителю неустойку в размере 50 000 рублей.

5.3.6. В случае, если Заказчик заключает соглашение (устное или письменное) об оказании услуг с водителем или грузчиком от Исполнителя напрямую, в обход Исполнителя, Заказчик выплачивает Исполнителю неустойку в размере 50 000 рублей.

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, будут разрешаться путём совместных переговоров между Сторонами на основе принципов взаимоуважения и признания прав другой Стороны.

6.2. В случае, если Стороны в ходе переговоров не достигли согласия по урегулированию спорных вопросов, спор передаётся в Арбитражный суд г. Москвы для рассмотрения в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.3. Телеграфные и почтовые (в том числе электронные) извещения имеют документальное значение в последующих исковых разбирательствах в арбитражных, судебных инстанциях между договаривающимися Сторонами, в случае наступления таковых.

6.4. Договор, акты, заявки, счета и другие документы, переданные по электронной почте в форматах word, pdf, jpeg, jpg, gif, png, tiff, txt, zip, rar имеют юридическую силу оригинала.

7. СРОК И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий Договор вступает в действие с момента его подписания и действует до 31 декабря 2018 г.

7.2. Договор автоматически продлевается на следующий календарный год, если любая из Сторон в письменной форме не заявит о его расторжении не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия Договора.

7.3. Любые изменения, дополнения и претензии к настоящему Договору действительны, только если они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон. Под письменной формой Стороны для целей настоящего Договора понимают, как составление единого документа, так и обмен письмами (в том числе электронными), телеграммами, сообщениями с использованием средств факсимильной связи, позволяющими идентифицировать отправителя и дату отправления.

7.4. При досрочном прекращении срока действия Договора составляется Акт взаиморасчётов. Каждая из Сторон обязана в течение 3-х банковских дней возвратить согласованную сумму (авансовый платеж) второй Стороне.

7.5. Во всём, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

7.6. Настоящий Договор составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ЗАКАЗЧИК:

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ЗАКАЗЧИК:

ООО «Компания»

Генеральный директор

____________________ / Ф.И.О.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О.

____________________ / Ф.И.О.

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт

ДОГОВОР

на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Перевозчик », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Перевозчик обеспечивает перемещение груза Заказчика из пункта погрузки в пункт разгрузки в точный срок и в полной сохранности, а также обязуется организовывать выполнение дополнительных услуг, согласованных с Заказчиком и связанных с перевозками грузов по территории Российской Федерации, а Заказчик обязуется оплатить вышеуказанные услуги.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Взаимоотношения Перевозчика и Заказчика регулируются законодательством Российской Федерации и Уставом автомобильного транспорта.

2.2. На каждую отдельную загрузку оформляется заявка (транспортный заказ), содержащая описание условий и особенностей конкретной перевозки.

2.3. Подтверждением факта оказания услуги является акт оказанных услуг, оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца с отметками грузоотправителя, Перевозчика и получателя груза.

2.4. Перевозчик обязан предоставить Заказчику оригиналы ТТН с отметкой грузополучателя не позднее даты подписания акта выполненных услуг и до выставления счета за доставку груза по этим накладным.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК

3.1. Заказчик информирует Перевозчика о сроках и объемах предстоящих перевозок, количестве и требуемом типе подвижного состава. Информация передается Заказчиком по факсимильной связи в виде заявки (транспортного заказа), не позднее часов дня, предшествующего дню погрузки груза, и содержащей дополнительно следующую информацию:

  • точные адреса мест погрузки и разгрузки груза;
  • дата и время подачи автомобиля под загрузку;
  • вес и вид груза, его количество;
  • адреса отправителя и получателя груза с указанием контактных телефонов;
  • другие особенности перевозки конкретного груза.

3.2. Перевозчик письменно подтверждает принятие заказа к исполнению с указанием номеров тягача и полуприцепа в форме электронного письма в течение дня.

3.3. Условия, оговоренные в конкретном транспортном заказе, имеют преимущественное право по отношению к условиям настоящего Договора.

4. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

4.1. Заказчик обязан сообщить в своей заявке всю необходимую информацию о перевозке по форме, указанной в п.3.1 настоящего Договора, и гарантировать достоверность переданной информации.

4.2. Заказчик обязан обеспечить проведение процедуры погрузки/разгрузки транспортных средств в течение часов, при условии прибытия автомобиля до часов утра.

4.3. Заказчик обязан обеспечивать упаковку и крепление груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки.

4.4. В процессе погрузки Заказчик обязан содействовать выполнению требований Перевозчика по рациональному размещению груза в грузовом пространстве транспортного средства во избежание нарушения норм весовых параметров. В случаях, если фактический вес груза превышает согласованный в транспортном заказе, Заказчик оплачивает Перевозчику перегрузы полной массы автопоезда по квитанциям, предоставленным Перевозчиком.

4.5. Заказчик обязан немедленно информировать Перевозчика о необходимости переадресовки транспортного средства в случае возникновения таковой.

4.6. Заказчик обязан оплатить услуги Перевозчика на условиях, указанных в настоящем Договоре.

5. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА

5.1. Перевозчик осуществляет перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации по поручению и заявкам Заказчика, строго соблюдая условия полученного заказа, предоставляя требуемый, технически исправный подвижной состав, обеспеченный необходимым комплектом документов и водителей, во всех отношениях, подготовленных для осуществления перевозок.

5.2. Перевозчик обязан контролировать силами водителя, процесс погрузки/разгрузки транспортного средства, включая поштучный пересчет грузовых мест, если это возможно, проверку внешнего состояния упаковки. При отсутствии возможности пересчета мест, а также, если имеются расхождения фактических данных с указанными в сопроводительных документах, или в случае выявления при погрузке других недостатков, которые могут привести к нанесению ущерба грузу в процессе транспортировки, Перевозчик обязан, не покидая места погрузки, незамедлительно известить об этом Заказчика и сделать необходимые обоснованные отметки во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

5.3. Перевозчик обязан проинформировать Заказчика о снаряженной массе транспортного средства и проконтролировать распределение груза по осям. При превышении весовых параметров, Перевозчик обязан немедленно сообщить об этом Заказчику и согласовать форму оплаты возможных расходов (штрафов).

5.4. Перевозчик обязан доставить вверенный ему Заказчиком груз в соответствии с сопроводительными документами, полученными им на месте загрузки, и сдать его уполномоченному лицу в пункте выгрузки в количестве, указанном в ТТН.

5.5. Перевозчик обязан соблюдать коммерческую тайну Заказчика, не разглашать и не передавать коммерческую информацию третьим лицам.

5.6. Перевозчик обязан незамедлительно информировать Заказчика обо всех внештатных ситуациях, возникающих в процессе осуществления погрузки, транспортировки, разгрузки, в том числе о фактах перегруза транспортного средства по весу, замены транспортного средства на другое, переадресовки транспортного средства и т.п.

5.7. Перевозчик обязан незамедлительно сообщать Заказчику о фактах сверхнормативного простоя транспортного средства под погрузо-разгрузочными операциями, вынужденных задержках транспортных средств в пути следования, ДТП, авариях и других происшествиях, препятствующих своевременной доставке груза, либо угрожающих его сохранности.

5.8. По прибытии к грузополучателю в пункт разгрузки водитель (представитель Перевозчика) проверяет полномочия представителя получателя, принимающего груз (служебное удостоверение, паспорт, при необходимости также - доверенность на получение груза с оригинальной печатью грузополучателя).

5.9. В случае любого несоответствия данных, указанных в заявке Заказчика, с данными представителя грузополучателя, а также в случае изменения Заказчиком в процессе перевозки места разгрузки водитель (представитель Перевозчика) немедленно сообщает об этом Перевозчику для получения от него дальнейших указаний, оставаясь на месте и не начиная движения и разгрузку транспортного средства.

5.10. Осуществлять консультирование Заказчика по вопросам повышения качества перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по упаковке, погрузочно-разгрузочным работам и другим операциям.

5.11. Сообщать всем участникам перевозки условия и порядок транспортировки и обслуживания грузов Заказчика.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. За непредоставление груза к перевозке (незагрузка автомобиля в течение 24 часов) по переданному транспортному заказу Заказчик уплачивает Перевозчику штраф в размере % от стоимости поездки, указанной в заявке.

6.2. За неподачу (опоздание более 24 часов) транспортного средства под погрузку Перевозчик уплачивает Заказчику штраф в размере % от стоимости поездки, указанной в заявке.

6.3. За сверхнормативный простой транспортного средства при проведении процедуры погрузки/разгрузки Заказчик уплачивает Перевозчику штраф в размере рублей за каждые сутки простоя автомобиля.

6.4. При просрочке платежей виновная сторона уплачивает кредитору штраф в размере % от просроченной суммы за каждый полный день просрочки. Начиная с 31-го дня просрочки штрафные санкции составляют % от просроченной суммы за каждый полный день просрочки.

7. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

7.1. Оплата услуг согласно ценам, указанным в приложении о перевозке грузов и иных, связанных с перевозкой услуг, оказанных Перевозчиком, производятся Заказчиком на основании оригинала счета, счёт-фактуры и товарно-транспортной накладной с пометкой грузополучателя о приемке груза на расчетный счёт Перевозчика. В счете должен быть указан номер ТТН.

7.2 Перевозчик предоставляет акт выполненных работ не позднее дней после оказания услуги.

7.3. Заказчик обязан произвести оплату выполненной перевозки в течение банковских дней с момента получения им оригиналов ТТН, если иные сроки не оговорены в заявке.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения споров или разногласий, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, стороны будут стремиться к их урегулированию путем переговоров. Если стороны не придут к согласию, то все споры подлежат разрешению в Арбитражном суде в соответствии с Регламентом указанного суда.

9. ФОРС-МАЖОР

9.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), а именно: стихийных бедствий, наводнений, пожаров, землетрясений, забастовок, вооруженных конфликтов, войн.

9.2. Сторона, для которой сложилась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору в связи с вышеуказанными обстоятельствами, обязана не позднее дней с момента их наступления и прекращения в письменной форме уведомить другую Сторону.

9.3. Информация о наступлении форс-мажорных обстоятельств должна быть подтверждена компетентным органом того региона, где наступили такие обстоятельства.

10. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение одного календарного года.

10.2. Договор автоматически продлевается на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении за дней до окончания срока действия, при условии исполнения всех ранее принятых обязательств в рамках настоящего Договора.

10.3. Настоящий Договор на четырех страницах составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

10.4. Стороны договорились, что подпись и печать на договоре, полученном по факсу приравнивается к оригинальной.

11. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Перевозчик

Заказчик Юр. адрес: Почтовый адрес: ИНН: КПП: Банк: Рас./счёт: Корр./счёт: БИК:

12. ПОДПИСИ СТОРОН

Перевозчик _________________

Заказчик _________________

2. Договор перевозки грузов

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Отношения по перевозке закреплены в Гражданском кодексе (ст. 784-785, 787-794, 796, 798, 799 ГК), а также в специальном транспортном законодательстве:

Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ*(63);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изменениями на 26 мая 2001 г.)*(63);

Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. (Постановление СМ РСФСР N 12) (с изменениями на 28 апреля 1995 г.).

Виды договоров перевозки грузов

а) по виду транспорта:

перевозка железнодорожным транспортом;

перевозка внутриводным транспортом;

перевозка воздушным транспортом;

перевозка морским транспортом (международные морские перевозки и перевозки внутри страны (каботажные перевозки: малый каботаж - между портами одного моря, большой каботаж - между портами разных морей));

перевозка автомобильным транспортом (городские - перевозки, осуществляемые в пределах черты города; пригородные - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; междугородние - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; межреспубликанские (межобластные) - перевозки, осуществляемые на территории двух или более республик (областей); международные - перевозки, осуществляемые за пределы территории РФ);

б) по числу транспортных организаций, выступающих на стороне перевозчика:

перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, именуется перевозкой в местном сообщении;

если в перевозке груза по одному транспортному документу участвует несколько транспортных организаций одного вида транспорта, то перевозку принято именовать перевозкой в прямом сообщении;

когда перевозка осуществляется несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по единому транспортному документу, то имеет место перевозка в прямом смешанном сообщении (комбинированная перевозка);

в) по объектам перевозки:

перевозка груза;

перевозка багажа;

перевозка пассажиров;

г) на железнодорожном транспорте в зависимости от количества груза:

мелкие перевозки;

повагонные перевозки;

помаршрутные перевозки (перевозки целыми составами);

д) на морском транспорте:

линейные регулярные перевозки (осуществляются на определенные направления по твердому расписанию);

трамповые (нерегулярные) перевозки (осуществляются на основе свободного соглашения сторон).

Трамповые перевозки осуществляются:

по договору разовой перевозки груза без предоставления отправителю всего судна или его части (коносамент);

по договору фрахтования (чартеру). Фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один (рейсовый чартер) или несколько рейсов (генеральный чартер) для перевозки грузов, пассажиров и багажа;

по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние или в течение определенного времени либо для выполнения маневра;

по договору тайм-чартера (фрахтование судна на время) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение другой стороне на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей.

Особенности договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов является реальным, публичным, взаимным и возмездным. Обязанности по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов.

Стороны договора: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права.

В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

Существенное условие договора - его предмет: услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке-выгрузке грузов и др.

Форма договора - простая письменная. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст. 785 ГК). Оформление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента:

а) система накладных используется для оформления договоров перевозки грузов. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т.д.). Накладная, а также дорожная ведомость следуют с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки является выдаваемая грузоотправителю квитанция. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Накладная выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, а дорожная ведомость после выдачи груза остается у перевозчика. Накладные используются на всех видах транспорта, особенно на железной дороге.

б) система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте в случаях, когда груз не имеет товарного характера (грунт, снег и т.д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям;

в) система коносамента применяется для оформления договоров морской перевозки груза в том случае, если груз не оформляется накладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Коносамент является ценной товарораспорядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента лишает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами. Законом в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза, пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки исполнения договора подразделяются на: сроки погрузки, сроки доставки и сроки окончания перевозки грузов:

а) сроки погрузки (выгрузки) устанавливаются транспортными уставами (кодексами) и правилами, либо, если они не установлены транспортным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязанности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается в срок доставки;

б) срок доставки груза также устанавливается транспортным законодательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК);

в) окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается завершенной. В случаях, когда выгрузка груза является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и росписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования выдача груза завершается передачей груза представителю получателя и его росписью в транспортных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контейнерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю. Определение момента, с которого груз считается переданным перевозчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка - грузоотправителя или перевозчика. Какая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуществления погрузки предусматриваются договором, транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами.

Обязанности перевозчика

1. Предоставить транспортное средство, исправное технически и исправное в коммерческом отношении, т.е. пригодное для перевозки данного груза в данных конкретных условиях.

2. Доставить вверенный груз в целости и сохранности в пункт назначения.

3. Доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.

4. В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с его указаниями.

5. Уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе.

6. Выдать груз в пункте назначения указанному в транспортных документах грузополучателю.

7. В случае различного рода происшествий при перевозке морским транспортом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным кодексом торгового мореплавания.

Права перевозчика

Удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся платежей, если перевозчик обнаруживает, что провозная плата либо ее часть внесены не полностью, либо неоплаченными оказываются иные работы и услуги по перевозке груза.

Обязанности грузоотправителя

1. Соблюдать сроки погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства, если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на грузоотправителя (грузополучателя).

2. Предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих его полную сохранность при перевозке.

3. Предоставить удостоверение о качестве скоропортящихся грузов. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).

4. Внести провозную плату. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузоотправителя выполняет работы, не предусмотренные тарифами, они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон.

Права грузоотправителя

1. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий провозки.

3. Давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя, станции назначения и др.).

Обязанности грузополучателя

1. Принять поступивший в его адрес груз.

2. В случае прибытия незаказанного груза принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.

3. Проверить состояние груза. В случае обнаружения несохранности груза составить коммерческий акт.

4. Доплатить недостающие провозные платежи.

Права грузополучателя

Отказаться от прибывшего в его адрес груза в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. На морском транспорте это исключение не применяется.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Ответственность устанавливается ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон, если закон это допускает.

Соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Основаниями ответственности являются: неподача транспорта или его неиспользование; несохранность груза; просрочка доставки груза; нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.

1. Неподача транспорта или его неиспользование.

Ответственность сторон в данном случае возникает в соответствии с транспортным законодательством. Соглашением сторон может быть установлена только дополнительная ответственность по сравнению с той, что установлена транспортным законодательством.

Так, ст. 94 УЖТ (Устав железнодорожного транспорта) за невыполнение принятой заявки предусматривает ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;

двукратного размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

За неподачу перевозчиком рефрижераторных вагонов, транспортеров в соответствии с принятой заявкой или за неиспользование грузоотправителем поданных рефрижераторных вагонов, транспортеров либо за отказ грузоотправителя от выделенных в установленном порядке рефрижераторных вагонов, транспортеров с перевозчика или грузоотправителя взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.

Грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения в следующих размерах:

а) в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах:

0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;

б) в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах:

0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;

0,4 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;

одного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

В случае если грузоотправитель предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки грузов, размер штрафа снижается на одну треть.

Автотранспортное предприятие или организация за невывоз груза уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере 20% стоимости перевозки невывезенного груза, а грузоотправитель (грузополучатель) - аналогичный штраф за непредъявление к перевозке груза (ст. 127 УАТ (Устав автомобильного транспорта)).

За неподачу автотранспортным предприятием контейнеров и за неиспользование грузоотправителем поданных контейнеров или за отказ от них виновная сторона уплачивает штраф в размере:

30 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн;

20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн;

10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн;

5 рублей за контейнер массой брутто 5 тонн;

3 рублей за контейнер массой брутто 3 тонны;

1 рубля 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн (ст. 127-1 УАТ).

При непредоставлении автотранспортным предприятием или организацией грузовых автомобилей и автобусов, работа которых оплачивается по повременному тарифу, или при опоздании подачи этих автомобилей и автобусов автотранспортное предприятие или организация уплачивает грузоотправителю (грузополучателю), а также предприятию или организации-заказчику автобусов 10 процентов стоимости пользования грузовыми автомобилями и автобусами, исхода из времени пользования, указанного в договоре или заказе (ст. 130 УАТ).

Такую же ответственность несет грузоотправитель (грузополучатель), а также предприятие или организация-заказчик при отказе полностью или частично от указанных автобусов (ст. 130 УАТ).

На внутреннем водном транспорте перевозчик за неподачу транспортных средств, а грузоотправитель за непредъявление груза, а также за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

а) при перевозке груза на судне:

0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

б) при перевозке груза в контейнерах:

0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно;

минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;

двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 115 KB ВТ).

Статья 794 ГК устанавливает перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо за их неиспользование. Это - непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом.

2. Несохранность груза.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу.

Размер возмещаемого ущерба при утрате груза устанавливается равным стоимости утраченного груза, которая определяется исхода из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений исхода из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

В случае повреждения (порчи) груза ущерб возмещается в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, то - в размере объявленной ценности.*(64) В стоимость груза входит также стоимость многооборотной тары.

Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю).

Упущенную выгоду перевозчик не возмещает.

Перевозчик (в изъятие из общего правила) несет ответственность за несохранность груза только при наличии вины. Доказательство отсутствия вины за ненадлежащее исполнение обязательства возлагается на перевозчика (ст. 796 ГК).

Документы о причинах несохранности груза, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

В ряде случаев закон устанавливает конкретные случаи, которые автоматически освобождают перевозчика от ответственности.

Так, в соответствии со ст. 95 УЖТ перевозчик не несет ответственность за несохранность груза, если она произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, и, в частности, вследствие:

причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

особых естественных свойств перевозимых груза и грузобагажа;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза и грузобагажа при их приеме для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если:

груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок (ст. 118 УЖТ).

Согласно ст. 166 КТМ (Кодекс торгового мореплавания) перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, если докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие: непреодолимой силы; опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика; действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других); военных действий и народных волнений; действия или бездействия отправителя или получателя; скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; недостаточности или неясности марок; забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

В дополнение к перечисленным случаям ст. 168 КТМ устанавливает, что перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя, доставленного в исправной таре без следов вскрытия в пути, а также перевозившегося в сопровождении представителя отправителя или получателя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение принятого для перевозки груза произошли по вине перевозчика.

Приведенные перечни не являются исчерпывающими. Если перевозчик докажет факт отсутствия своей вины по иным основаниям, то он будет также освобожден от ответственности за несохранность груза.

3. Просрочка доставки груза.

Перевозчик несет ответственность за нарушение сроков перевозки грузов, которые устанавливаются транспортным законодательством, а при отсутствии таковых - в разумный срок. Ответственность устанавливается в виде неустойки, исчисляемой в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

Так, в соответствии со ст. 116 KBВТ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивают пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Согласно ст. 97 УЖТ перевозчик в аналогичном случае уплачивает пени в размере девяти процентов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

На воздушном транспорте перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК) (Воздушный кодекс).

На автомобильном транспорте за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 90 процентов провозной платы (ст. 137 УАТ).

Такая неустойка носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются.

Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии вины, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на перевозчике.

Если груз не прибывает в пункт назначения в течение определенного транспортными уставами и кодексами срока, то он считается утраченным и у перевозчика возникает обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. При последующем прибытии груза получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику полученное за груз возмещение.

Например, при перевозке грузов автотранспортом грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

при городской и пригородной перевозке в течение 10 дней со дня приема груза;

за использование транспортных средств без разрешения их владельца;

за повреждение транспортных средств перевозчика;

за просрочку погрузки и выгрузки груза;

за превышение грузоподъемности транспортных средств;

за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения;

другие нарушения.