Технологическая карта экология "труд людей осенью", средняя группа. Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на осеннюю тему. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией "Путешествие в Огородную страну!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста
Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.

Цель: Обогащение знаний детей о растениях огорода.
Задачи:
- Продолжать формировать знания детей о растениях огорода.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, развивать сенсорное восприятие.
- Словесно обозначать пространственное расположение предметов, навыки микроориентировки на
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: чучело, огород, витамины.
- Приучать выслушивать ответы товарищей, развивать память, речь, мышление.

Предварительная работа : Наблюдения за овощами на огороде детского учреждения, лепка овощей и фруктов, отгадывание загадок и чтение художественной литературы.
Материал: Игрушка Чучело, проектор, овощи в корзинке, детская плита, кастрюльки,
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку:

Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья,
Нам никак пускать нельзя.

Воспитатель: Правильно, это огород
Показ слайда
Воспитатель: К нам пришёл необыкновенный гость, но чтобы он показался, нужно отгадать ещё одну загадку:
Без ног, а стоит,
Огород сторожит,
Рукавами машет -
С ветром пляшет.
Птицы боятся -
На грядки не садятся.

Воспитатель: Совершенно верно, это огородное чучело, а вот и наш гость (вносит огородное чучело)
Показ слайда.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где ставили чучело?
Дети: На огороде
Воспитатель: Для чего это делали?
Дети: Чучело охраняло огород и отпугивало птиц.
Воспитатель: Давным – давно, крестьяне ломали голову, как спасти урожай от прожорливых птиц, ведь и птичкам нравились сочные и вкусные ягоды и фрукты, и тогда придумали делать чучела. С помощью каких вещей изготавливали чучело?
Дети: Брали старую одежду и набивали соломой
Воспитатель: Конечно, ведь чучело издалека должно напоминать человека, но птицы быстро поняли эту уловку. Сообразительные пернатые боялись лишь несколько часов. А затем вольготно располагались посередине огорода между пышными трапезами.
Отказавшись от мысли устрашить птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько интересно набивать соломой старые комбинезоны и рубашки и теперь для многих это вдохновенный творческий процесс, настоящее искусство – украшать свои огороды и поля таким интересным чучелом.
Воспитатель: Дети, а чучело принесло нам корзинку. Интересно, а что же там?! Наш гость предлагает отправиться в чудеснейшую Огородную страну, в которой овощи будут нам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях.
Отгадывание загадок:
Круглый, коричневый, почистишь – белый.
Его варят, жарят и толкут. Что это?

Дети: Картофель
Показ слайда
Воспитатель: Правильно, а что можно приготовить из картофеля?
Дети: Картофельное пюре, пирожки, сварить суп или борщ.
Воспитатель: А давайте нашим куклам приготовим вкусный суп. Что нужно сделать с картофелем?
Дети: Помыть и почистить
Воспитатель: Всё правильно, посмотрите. Картошка внутри белая, сейчас я её порежу. А в какой посуде будем готовить?
Дети: В кастрюле
Воспитатель : Положи Даша в кастрюлю картошку. Слушаем следующую загадку. Что же ещё выросло на грядке?
Большое круглое, белое, хрустящее?

Дети: Капуста!
Показ слайда
Воспитатель: Посмотрите. Как много у капусты листьев – одёжек.Но «одёжка» эта не застёгивается на пуговицы. Про капусту есть загадка: « Семьдесят одёжек, нет ни петельки, ни пуговицы» Я порежу капусту, а Аня положит в суп.
Отгадайте, какой овощ я буду готовить:
Сидит девица в темнице, а коса на улице?

Дети: Морковка
Показ слайда
Воспитатель: Как мы можем назвать морковку, какая она?
Дети: Вкусная, сладкая, красная, длинная, сочная.
Воспитатель: Морковку нужно почистить, чем я буду чистить?
Дети: Нужно натереть на тёрке
Воспитатель: Покажите, как я это делаю (дети показывают жестами)
Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят,
Ну – ка берегись микроб! Поднял голову …. Укроп

Показ слайда
Воспитатель: И укроп нам пригодился. А вот ещё загадка…
Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов … чеснок.

Показ слайда
- А какой чеснок на вкус?
Дети: Острый, горький, сильно пахнет.
Воспитатель: Ну и один овощ остался, чуть ли не самый главный
Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках
Кто трогает, тот и ревёт…Лук

Показ слайда
Воспитатель: А скажите, огурец кладут в суп?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, огурец кладут в салат, а как наш суп называется?
Дети: Овощной.
Воспитатель: Вот мы и сварили наш суп (на игрушечной печке) Давайте угостим наших кукол, а чучело хочет поиграть с вами в игру: «Узнай овощ на ощупь!»
Дети угадывают овощи, накрытые салфеткой.

Воспитатель: Больше всего человек ценит овощи. Так как они помогают быть ему здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н. И. Лунин в 1880 году, но только через 32 года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт, который предложил назвать их «витаминами» - от латинского слова «вита», что означает «жизнь»
И морковь, и петрушка, и лук – это копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей и овощной суп, который мы с вами приготовили, является ценным и полезным продуктом.
Если бы овощи могли рассказывать, то мы могли бы услышать много интересных рассказов о приключениях в Огородной стране.
Когда нет дождя или идёт небольшой дождик, обычно делают закличку (дети встают в кружок)
Показ слайда

Уж дождь дождём,
Мы давно тебя ждём:
С чистой водицей
С шёлковой травицей,
С лазоревым цветом.
С тёплым летом!
Дождик, пуще припусти
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!

Воспитатель: Чучело принёс нам в подарок яркие, ароматные яблоки и торопится в свой огород, давайте попрощаемся и скажем «спасибо» за интересное путешествие в Огородную страну.

Рефлексия:
-Что нового узнали?
- В какую игру играли?
- Кто приходил в гости?
- Какую пользу приносят овощи?

Презентация на тему: Путешествие в Огородную страну!

Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень» .

Задачи:

образовательные:

  • Формировать представления о чередовании времен года.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • Обобщать представления об овощах и фруктах.
  • Знакомить с традиционным народным календарем.
  • Приобщать к русскому народному творчество.

развивающие:

  • развивать познавательную активность, творчество.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • картинки временами года;
  • 3 осенние картины (ранняя, золотая и поздняя осень) ;
  • Листочки из цветной бумаги;
  • Карточки с изображением фруктов и овощей;
  • Презентация «Осень» ;
  • Корзина с фруктами;
  • Муляжи фруктов и овощей.

Части НОД

Вводная часть Беседа

Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них? Но чем отличаются эти картинки? Молодцы, ребята. Правильно определили.

В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Мотивация

Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Знатоки осени» . За каждый правильный ответ будете получать осенние листочки. Кто соберет самое большее количество листочков, будем победителем – знатоком осени.

Физкульт-минутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

1 задание

«Отгадай загадку» ***

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась...

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а... (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (Горох)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая. (Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветку;

Любят меня взрослые и детки. (Яблоко)

2 задание

«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да» , то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , то положить руки на пояс.

Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

3 задание «Собери урожай» . Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?

Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.

4 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер -

Холодно -

Пасмурно -

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями. Присаживайтесь ребята на свои места.

5 задание Перед вами картинки. Вам нужно выбрать картинку, где нарисована осень и красиво раскрасить цветными карандашами.

занятия - Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Подведем итоги, посчитайте свои листочки. Все молодцы. Получите подарок от Осени корзину с фруктами.

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)

Конспект по непосредственно образовательной деятельности для подготовительной к школе группы

Осень. Урожай

Задачи.

Вспомнить характерные приметы осени. Предложить детям рассказать о том, что они видели, делали на даче, огороде осенью (выразить свои мысли в связной речи). - Уточнить представления детей о многообразии овощей, об их типичных признаках: узнавать овощи по описанию, различать на вкус. - Обобщить представления о труде людей осенью. - Развивать внимание, воображение детей, упражнять в образовании новых слов(прилагательных от существительных).

Предварительная работа.

Подобрать загадки об овощах, выучить с детьми пословицы об осени.

Оборудование, демонстрационный материал.

Магнитная доска с магнитами, набор картинок с изображением овощей, два обруча(красный и синий),настоящие овощи и квас для приготовления холодника.

К нам осень пришла,

Золотая пришла:

Листопадом и дождём,

Перелётным журавлём!

К нам осень пришла

Нам добра принесла!

В коробью-холста, На гумно-зерна!

У осени, как и у каждого времени года, три месяца. Каждый месяц не похож на другой, и каждый месяц вначале один, а в конце другой. - Дети, как называется первый месяц осени? - Сентябрь(выставляется иллюстрация). В народе сентябрь называют по-разному: хмурень,ревун,рябинник,румянец осени,вечер года. Сентябрь нас радует грибами,брусникой в траве и калиной на кусте. В сентябре ещё много работы на земле. Урожай вырастили, а чтобы его собрать, много надо труда приложить. На смену сентябрю приходит второй осенний месяц-октябрь(выставляется иллюстрация). А по народному календарю-грязник,листопадник,свадебник. Работы на полях и огородах эакончены,можно и свдьбы играть. Последний месяц осени...-ноябрь(выставляется иллюстрация). Древнерусские названия ноября-листогной,полузимник,грудень. Ноябрь-ворота зимы,сумерки года. Про осень так говорят:"Осень-перемен восемь."

Наши дети тоже знают пословицы об осени. Расскажите их.

Осень идёт и дождь за собой ведёт. - В осеннее ненастье семь погод на дворе:сеет,веет,крутит,мутит,ревёт,сверху льёт и снизу метёт.

В сентябре одна ягода и та-горькая рябина.

Сентябрь пахнет яблоками,октябрь-капустой

В октябре ни на колёсах,ни на санях.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь-сентябров внук,октябрёв сын,зиме родной батюшка.

В ноябре снега надует-хлеба прибудет.

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень плодами.

От осени к лету поворота нету.

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима.

Что было бы с природой,с животными? (Предполагаемые ответы детей:птицы не успеют улететь на юг, звери не подготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться, люди не смогут убрать урожай с полей,садов и огородов.) - Правильно,ребята. В природе всё идёт по плану. Осень-очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы,и насекомые,и звери,и мы,люди,тоже много трудимся,чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей.)

Уже в конце лета земледельцы убирают драгоценное зерно с полей,отправляют его в зернохранилище. Будет зерно-будет и мука,будет мука-будут и хлеб,и макароны,и пряники,и пироги.

Позаботился человек о зерне,теперь об овощах пора подумать. В народе говорят:"Пришло время батюшке огору поклониться." Ребята,какие овощи собирают на полях,дачах,огородах? (Ответы детей.) А как в вашей семье хранят овощи? (Ответы детей.)

С конца сентября в деревнях проходили "капустницы"-девичьи посиделки,на которых квасили капусту на зиму. А уже в середине октября,на Покров,завершался сельскохозяйственный год,подводились итоги урожаев. Проходили Покровские ярмарки И чего там только не было! Хочешь покупай,хочешь продавай,а хочешь так ходи,на людей и товар гляди!

Вот я с ярмарки пришла,

Покровской,осенней!

Уж на ярмарке веселье!

Там и пляшут и поют,

И товары продают.

Я по ярмарке ходила,

Овощей там накупила.

Что в корзинке у меня

Слушайте,ребятки,мои загадки про витамины с грядки.(По мере отгадывания загадок,картинка с отаданным овощем выставляется на доске.)

Этот овощ круглый,крупный,красный,сочный.Его срывают и складывают в ящики. Что это?

Этот овощ длинный,зелёный,твёрдый,хрустящий. Его срывабт и складывают в вёдра. Что это?

Этот овощ крупный,круглый,светло-зелёный,хрустящий,у него много листьев. Его срезают ножом и складывают в мешки. Что это?

Этот овощ круглый,золотисто-жёлтый с зелёными перьями,хрустящий,горький. Его выдёргивают из земли или прость срезают перья. Что это?

Она длинная,оранжевая,сладкая. Её выдёргивают из земли за хохолок(ботву). Что это?

Этот овощ овальный,коричневый,твёрдый,растёт под землёй. Его выкапывают. Что это? - Белый,хрустящий,горький. Выкапывают из земли. Что это?

Красный,зелёный или жёлтыё,удлинённый,бывает сладким и горьким. Что это?

Физкультурная пауза "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в круг.Воспитатель говорит стихотворение,в котором перечисляется съедобное и несъедобное. Если дети услышат съедобное,то должны хлопнуть в ладоши. Тот,кто ошибается поворачивается спиной в круг. Катя,Катя,катерина!

Нарисована картина!

Катя с ярмарки идёт

И корзиночку несёт.

В этой маленькой корзинке:

Два орешка и ботинки,

Макароны,огурцы,

Помидоры и шары.

Кружева,селёдка,

Апельсин и кошка.

В этой маленькой корзинке

Есть печенье и духи.

Кексы,кружево,машинки

Что угодно для души!

Все овощи разные. Давайте найдём с вами пизнаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии их по форме,цвету,величине,какова на ощупь поверхность.)

Игра "Назови овощ".

Назови овощ лишний по размеру:горошек,капуста,кабачок.

Назови овощ лишний по цвету:помидор,огурец,морковь.

Назови овощ лишний по форме:капуста,горох,огурец.

Назови овощ лишний по вкусу:лук,чеснок,морковь.

Назови овощ лишний на ощупь:лук,капуста,помидор.

Овощи и фрукты можно заготовить не только дома,но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилищ. А овощи,которые не могут храниться в свежем виде-отправляют на консервный завод. Там их переработают и сделают вкусные салаты и заготовки для супов. Овощи можно ещё и сушить,а потом использовать для приготовления различных блюд. Спасибо земле-матушке за щедрые дары! Не страшна людям теперь зима лютая.

Для чего люди выращивают овощи?(Ответы детей.)

А чем полезны овощи?(Ответы детей.)

Без овощей человеку не обойтись ни дня. Овощи находятся в тарелке обыкновенного картофельного супа.(Показываю схему,перечисляем овощи.) Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.(Рассматриваем схемы.)

Игра "Овощной суп".

На доске выкладываются картинки с изображением названных овощей.

Суп из картофеля-картофельный.

Суп из моркови...

Суп из гороха...

Суп из лука...

Суп из свеклы...

Суп из капусты...

Суп из томатов...

Все ли овощи одинаковы на вкус? (Детям предлагается закрыть глаза и попробовать сырую и вареную морковь.)

А что полезнее для здоровья сырые или варёные овощи? (Ответы детей.)

Да, для здоровья очень полезно есть сырые овощи,так как в них много витаминов,которые нужны всем детям и взрослым.Варёные овощи вкусны,но не так полезны. Часть витаминов разрушается при варке.

Игра с обручами.

Воспитатель берёт два обруча:красный и синий. Кладёт их так,чтобы обручи пересеклись. Далее объясняет:в обруч красного цвета надо положить овощи,которые едят только сырыми,а в обруч синего цвета-те,которые едят варёными. А тамЮгде обручи пересеклись,должны находится овощи,которые употребляют в пищу и сырыми,и варёными. (Дети берут по овощу и по очереди кладут его в то место,куда считают нужным,объясняя при этом свой выбор.) У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(Ответы детей.)

Традиция-слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача. То есть традция-это то,что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

Есть традиция отмечать День Рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В России есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы. Во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд. У разных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо,которое зависит от того,что выращивают в той или иной стране. Например в Китае выращивают рис и поэтому они много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей.)

Какие наши национальные блюда вы знаете? (Ответы детей.)

В России очень любяи щи,про них мы сегодня уже говорили. У русского народа есть и такая поговорка:"Щи и каша-пища наша".

А какой вы знаете русский национальный напиток,который хорошо утоляет жажду? (Квас.) Вот сейчас мы с вами попробуем приготовить русское национальное блюдо-холодник или окрошку. Нам понадобятся овощи:квашеная капуста,зелёный лук,укроп,солёные или маринованные грибы,свежие огурцы.(Все овощи заранее помыты и порезаны.) Их мы выкладываем в большую миску,добавляем варёные яйца,соль и сахар по вкусу. Всё смешиваем,добавляем квас и сметану. Пробуем.

Всем, кто нас видел,всем,кто нас слышал,доброго здоровья и низкий поклон!

Используемая литература.

Ивашкевич Н.П. Простые блюда старой русской кухни.-Энергоатомиздат.С-Пб.,1992.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи.Временагода.Лес.Грибы.

Издательство Айрис-Пресс,2009.

Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.Справочник школьника.

ООО "Издательский дом "Литера".С-Пб.,2007.

Шорыгина Т.А. Овощи.Какие они? Книга для воспитателей,гувернёров и родителей.

Издательство "Гном и Д",2009. Знать хотите,дети?

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель : дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Правильно, это прежде всего сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т.д. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать.

Ребята, какие овощи собирают на полях? (Помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)

Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

Как в вашей семье хранят овощи зимой? (Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.)

Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафареты.) Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку - в мешках, огурцы и помидоры - в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят - сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, боярышника, красной и черной рябины и др.)

Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, плети, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов.)

Сегодня на прогулке мы также займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми насаждениями. Будем ухаживать за ними до самой весны. Осенью прикроем корни листьями, зимой будем засыпать пушистым белым одеялом - снегом.

Если правильно посадим растения и будем бережно за ними ухаживать, то весной будем радоваться зеленым листочкам на них.

Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам? (В деревне утеплить коровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.)

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо? (Отремонтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варенье, повидло, джем, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.)

Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)

На прогулке занимаются посадкой кустарников и многолетних цветов.