Источники внебюджетных средств. Характеристика и планирование внебюджетной деятельности

Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

Что такое внебюджетная деятельность?

Что представляет собой внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

Формы внебюджетной деятельности

Рассмотрим, в каких формах школы извлекают Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

Какого рода образовательные структуры могут вести "бизнес"? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза - в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

Госучреждение может вести бизнес?

Да, может. В соответствии с ФЗ "Об образовании" внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

Оказание платных услуг по обучению;

Торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

Предоставление посреднических сервисов;

Совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

Покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Предпринимательство ли это?

Выше мы употребили термин "предпринимательские активности". Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур "предпринимательством" не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?


Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 "Об образовании", регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно "предпринимательской" деятельностью - так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка "приносящая доход деятельность". Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

Ограничения

В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона "Об образовании", школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

Оформление коммерческих отношений

Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно - информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

Название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

Основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

Список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

Дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

Стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

Порядок поступления обучающихся;

Сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

Указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

Включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

Формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

Включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства - соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

Дополнительные сведения для заказчика

Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

Учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

Свидетельство о госрегистрации учреждения;

Решение о создании организации, подписанное учредителем;

Распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

Ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

Документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

Бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

Информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

Сведения о государственном задании на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

Дополнительные документы

Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

Перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

На организацию коммерческих сервисов;

В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

Нюансы платного образования

В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как "недостаток платных услуг". В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

Если "недостаток" будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.


Расчеты

Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

Имеет ли значение форма учреждения?

Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп - казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций - ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической "бюджетной" организации, то "бизнес" можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство - предоставлять документы, имеющие отношение к "бизнесу", в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной - это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

Если нужна смета

Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части - доходную и расходную.

В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь - корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы - также по согласованию с распорядителем.

Деятельность по плану

Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ - "План финансово-хозяйственной деятельности". Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, - учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.


Специфика ведения учета

Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 ("кассовый расход") либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются - по нескольким счетам - за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая - средства в казначействе, вторая - на банковском аккаунте организации, третья - в кассе учреждения).

Еще один нюанс, касающийся учетной политики, - налоги. Интересен тот факт, что ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление - вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

Внебюджетная деятельность в учреждения отдела образования организуется с целью получения дополнительных источников финансирования для развития и обновления материально-технической базы, для повышения заинтересованности работников в результатах своего труда за счет дополнительной оплаты труда и премирования, для развития индивидуальных и творческих способностей детей.

В отделе образования разработано и утверждено положение о внебюджетной деятельности учреждений Несвижского района. На основании этого положения каждому учреждению образования доводится план поступления доходов от внебюджетной деятельности, в том числе и платные услуги населению. Сфера платных услуг определяется наличием спроса у населения, интересами отдельных групп населения, реальными возможностями удовлетворения спроса (состоянием материально-технической)базы учреждений, наличием квалифицированных кадров и др.)Развитие внебюджетной деятельности не должно наносить ущерб или ухудшать качество предоставляемых бесплатных услуг, финансируемых из бюджета.

Внебюджетные средства учреждений образования формируется из следующих источников:

от оказания платных услуг, они подразделяются на следующие группы:

) платные образовательные услуги, связанные с выполнением основных функций отдела образования свыше нормативов;

) прочие платные услуги, связанные с использованием форм и методов работы, видов деятельности, не характерных для образовательных учреждений. В зависимости от сроков выполнения платных услуг они могут быть разовые и долгосрочные.

средства спонсоров, шефов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц, предприятий, учреждений;

средства от пришкольного участка, подсобного хозяйства, за металлолом, макулатуру.

Во внебюджетной деятельности принимают участие работники учреждений образования:

изыскивают дополнительные источники финансирования;

организуют и выполняют платные услуги;

осуществляют контроль за внебюджетной деятельностью;

предоставляют сведения для составления смет, калькуляций, расчетов;

оформляют договора.

Учет поступивших внебюджетных средств осуществляется на текущем счете по внебюджетным средствам по месту нахождения основного счета. Занесение средств на спецсчет производится путем безналичных перечислений со счетов плательщиков на основании расчетно-кассовых документов, либо через кассу отдела образования при внесении платежей наличными деньгами.

В отделе образования составляются индивидуальные сметы доходов и расходов внебюджетных средств. В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности. Остаток денежных средств, поэтому же виду деятельности на начало планируемого года в смету не включается. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, а также статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации. Расходы на заработную плату исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы (должностным окладам) и условиям оплаты труда работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Расходы по остальным статьям, подстатьям и элементам сметы определяются исходя из норм, нормативов, тарифов, расценок и из расчета действительной потребности в соответствующих затратах в зависимости от вида деятельности, установленного законодательством, распространяющимся на органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, и с учетом проведения мероприятий по экономии финансовых ресурсов.

В смете могут предусматриваться расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи. В случаях, когда указанные расходы не могут быть определены исходя из действующих норм расходов и цен на данные виды оказываемых услуг, объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем, пропорционально планируемым объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета по соответствующим статьям бюджетной классификации. Кроме того, в расходной части сметы может предусматриваться направление внебюджетных средств на финансирование других бюджетных расходов в соответствии с законодательством.

При планировании расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования к смете прилагаются их подробный перечень и обоснование необходимости закупки. К смете на расходы по капитальному ремонту прилагается проектно-сметная документация на проведение ремонта, утвержденная в установленном законодательством порядке, и другие документы, необходимые для проведения ремонтных работ.

При отсутствии норм, нормативов, тарифов, расценок суммы расходов по отдельным статьям, подстатьям и элементам сметы исчисляются по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утверждаемых в установленном законодательством порядке. Расходы по смете не могут превышать сумму, предусматриваемую в ее доходной части. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду деятельности превышает сумму расходов по этому виду деятельности, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.

ЛЕКЦИЯ 5: ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие внебюджетной деятельности

Что такое «бюджетное финансирование», всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие настолько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое собственное представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное

обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета. Обычно понимается - государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации, то это также можно считать финансированием, но из бюджета организации (из прибыли после уплаты налогов). Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят, хотя, вообще-то, это не совсем верно. Попробуем разобраться. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично назвать поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин не используется.

Средства, поступающие в учреждение из разных источников

Как было показано раньше, бюджетные средства поступают в учебное заведение в режиме финансирования, т.е.:

На совершенно определенные расходы;

Безвозмездно, т.е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и/или услуг2.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).

Разумеется, можно сказать, что бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс еще нужно доказать, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т.д. Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, так же отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие «самофинансирова-ние». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой. Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая организация!) должна быть нацелена на получение прибыли. Спрашивается, а является ли такая организация неком-

мерческой? Но это тема для самостоятельной дискуссии. Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финансированию. Отсюда можно считать, что внебюджетное финансирование - это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после возмещения издержек, связанных с получением этих доходов, - ПРИБЫЛЬ. Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

Основные направления и виды внебюджетной деятельности

образовательных учреждений

Теперь следует более пристально рассмотреть источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

Доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

Доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

Пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Противоречивый характер этой формулировки уже рассматривался в предыдущих лекциях. Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением». Добавим сразу, что действующая практика заключения договоров между собственником (например государством в лице Минобразования России) и образовательными учреждениями устанавливает небольшую долю, которую образовательные учреждения обязуются перечислять Министерству от получаемых доходов. Но широкого развития это положение пока не получило (очевидно, в связи с недостаточным финансированием учебных заведений из федерального бюджета). Следует также иметь в виду, что министерство собственником в полном смысле слова не является, а выполняет его полномочия, причем порядок выполнения этих полномочий не урегулирован, следовательно, полномочия и не реализуются. Собственник -

это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча». В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

В качестве продолжения этого положения можно обсудить вопрос о том, может ли государственное образовательное учреждение вести какую-либо деятельность без использования объектов государственной собственности и кто в этом случае будет собственником доходов от этой деятельности. Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Вспомним Гражданский кодекс Российской Федерации, статью 50. Поэтому на первом месте стоит, разумеется, платная образовательная деятельность. Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же (в пункте 9) указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя. Интересная особенность государственного сектора среднего и высшего профессионального образования, обусловленная конституционными гарантиями доступности образования (на конкурсной основе бесплатно) данного уровня, состоит в разделении платных образовательных услуг на «основные» (если можно так выразиться) и «дополнительные».

Отвлечемся немного на понятие «услуга». Интуитивно в виде услуги каждый представляет некие действия, направленные к пользе получателя услуги, причем такие действия, результат которых представляется обычно в неосязаемой форме. Простые примеры - консультация, лечение, отдых в санатории, ну и, разумеется, обучение. Все эти и другие виды деятельности

объединяет одно - неочевидность, неосязаемость, неизмеримость, т.е. количественная и качественная неопределенность результата. В самом деле, что получилось в результате консультации у юриста с точки зрения результата? На сколько (именно так) изменилось состояние здоровья пациента? Сколько (!) осталось знаний в головах учащихся? Конечно, можно поспорить относительно возможности измерения отдельных характеристик такой деятельности. Однако обсуждение этого вопроса заведет в некоторый тупик, поскольку в конечном счете измеряться будет не результат, а деятельность по оказанию услуг. Собственно перед нами и не стоит задача на данном этапе определить содержание данного понятия. Достаточно обозначить некоторое представление о нем. Итак, образовательные услуги. Основные услуги (такого термина, правда, в законе нет, но иначе их назвать сложно) - обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета. Сверх этого учебные заведения могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Имеются ограничения на обучение по специальностям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Прием на платной основе на эти специальности не должен превышать 25% общего приема на обучение по этим специальностям (бесплатного и по договорам). Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет место по специальностям, пользующимся повышенным спросом. Вокруг этого ограничения сломано немало копий. Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государствен-ные учебные заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если вообще не закрыть, и оставить только платное обучение.

Понятно, что это резко сократило бы доступ молодежи к получению образования и, возможно, понизило бы его уровень. Поставило бы образование на конвейер, а дальше - вал. Однако получилось, как всегда. Ограничили государственный сектор и породили ряд процессов:

Учебные заведения стали нарушать данное требование закона. Наказание за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.

Для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно. 3 Статья 41, пункт 10 Закона «Об образовании».

Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебников, пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.

Для увеличения доходов учебные заведения вынуждены повышать цены за обучение.

Особенно это актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования. В результате создаются более благоприятные условия для негосударственных учебных заведений, на которые указанные ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов».

«Дополнительные» образовательные услуги - довольно специфическое понятие, введенное специально для того, очевидно, чтобы создать основу для легализации взимания платы с обучающихся на «бесплатных» местах. Наличие такого понятия не так безобидно, как представляется на первый взгляд. По существу, это образовательные услуги, дополняющие программы обучения. Они не могут и не должны быть обязательными, не могут быть навязаны. Их отсутствие в принципе не должно влиять на уровень получаемого учащимися образования. Проще говоря - хорошо, если есть такие услуги, но если нет - тоже неплохо. Известно, что учебные заведения и раньше брали плату за некоторые виды образовательных услуг для покрытия дефицита финансирования. Были широко распространены платные подготовительные курсы, курсы по углубленному изучению иностранных языков, водительские курсы и т.д. Раньше такая деятельность носила строго регламентированный характер. В начале ХХ в. так называемые «специальные средства» составляли существенную часть финансовых поступлений российских университетов. Основным источником средств выступала плата за обучение, а их расходование регламентировалось соответствующими сметами. Средства направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам. Постановлением ЦИК СССР от 12 июня 1929 г.6 было установлено, что прибыль подсобных предприятий после производства необходимых отчислений обращается на образование специальных (т.е. внебюджетных - прим. автора ) средств учреждений, при которых подсобные предприятия состоят. Постановление было направлено на научно-исследовательские и высшие технические учебные заведения и техникумы. Типовым уставом высшего учебного заведения (утвержден постановлением СНК СССР от 5 сентября 1938 г. № 9727) было установлено (пункт 53), что средства вуза составляются из бюджетных ассигнований и из специальных средств, составляемых из доходов научно-исследовательских и учебно-вспомогательных учреждений. Фактически это положение сохранилось вплоть до принятия Закона «Об образовании», да и в нем оно

сохранилось также. В 1940 г. постановлением СНК СССР от 2 октября № 18608 была введена платность обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях в дополнение к бюджетному финансированию. Плата была сравнительно небольшой (от 300 до 500 руб. в год в зависимости от места и вуза), но ее поступление было поставлено под жесткий контроль (при непоступлении платы студент подлежал отчислению). Разумеется, была создана широкая система льгот по оплате, ряд категорий учащихся был от нее освобожден. С 1 сентября 1948 г. постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 г. № 17299 была введена плата за обучение на подготовительных курсах и отделениях при высших и средних специальных учебных заведениях. Доходы от вносимой учащимися платы за обучение на курсах должны были проводиться по смете внебюджетных (специальных) средств соответствующего учебного заведения и направляться на содержа-

ние подготовительных курсов и отделений, в том числе на оплату труда преподавателей. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 (СП СССР, 1966 г., № 20, статья 176, пункт 22) «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» ректорам высших учебных заведений было предоставлено право использовать 75% суммы превышения доходов над расходами по научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, на расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, сверх ассигнований по планам капитальных вложений. Тем самым ставилась задача, по сути, «закладывать в плановую себестоимость НИР» превышение доходов над расходами, т.е. прибыль. Сейчас права образовательных учреждений в этой части заметно расширены. Например, статья 45, пункт 1 Закона «Об образовании» гласит: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать населению, предпри9 Инструктивное письмо Минфина СССР от 21 июня 1948 г. № 388.

ятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Следует учесть, что самое сложное при классификации образовательных услуг - это обоснование их «непредусмотренности» соответствующими программами и стандартами, особенно при отсутствии последних (как было одно время). А ведь эта проблема весьма актуальна, поскольку тем же Законом «Об образовании» (статья 45, пункт 3) предусмотрена возможность изъятия этих средств учредителем: «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суде». Из этого требования, между прочим, возникает много производных положений для размышления:

Можно ли брать деньги со студентов, обучающихся на бесплатных местах, за пересдачу экзаменов и зачетов;

Можно ли взимать плату за пользование информационными ресурсами (библиотекой, Интернетом);

Можно ли взимать плату за охрану и уборку школьного здания и т.д.

Для ответа на подобные вопросы (а они возникают даже слишком часто) нужно вспомнить, для чего создано учебное заведение и на какие цели ему выделяются бюджетные средства. Итак, мы установили, что главным источником (лучше сказать - первым) получения небюджетных средств является образовательная деятельность. Так должно быть и по жизни: обра-

зовательный потенциал системы и должен приносить ей доход. Однако, как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно и нужно использовать, в том числе и для получения доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т.е. деятельность, направленную на по-

лучение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли!). Для обсуждения. В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности относится к типу деятельности, а понятие коммерческой - к типу организации. В чем здесь экономический смысл, или это просто ошибка? Предпринимательской деятельности образовательного учреждения посвящена статья 47 Закона «Об образовании». Можно процитировать ее дословно: «1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. 2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

Торговля покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по 5 н ним;

Ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосред-ственно не связанных с собственным производством предусмотренных уста-вом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотрен-ных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу».

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям осуществлять практически любую деятельность.

Классификация внебюджетных доходов

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

Направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать «вектор» развития, коммерциализации и т.п. как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования. Можно отметить, что в настоящее время, и на это начали обращать внимание, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием (по некоторым данным - уже превысили или вот-вот превысят объем бюджета) и активно растут. Отрадно, что растут они в первую очередь за счет:

Образовательной деятельности;

- организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

- налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Остановимся на некоторых. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

Реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

Проведение научно-исследовательских работ;

Деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

1. Доходы от основной деятельности

1.1. Образовательные услуги :

Обучение российских и иностранных студентов;

Подготовка аспирантов и докторантов;

Обучение по второй (и последующим) специальностям;

Обучение на подготовительных курсах;

Тестирование школьников и абитуриентов;

Консультирование по учебным дисциплинам;

Репетиторство;

Обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

Переподготовка и повышение квалификации;

Углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

Дополнительное образование, включая кружки, секции,

клубы, коллективы, и др.;

Обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

Прочие образовательные услуги.

1.2. Научная (научно-техническая) деятельность :

Создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе иu1085 на экспорт;

Оказание услуг научного характера - консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки, используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и Закону РФ “О некоммерческих организациях” как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отнесение государственных и муниципальных ОУ к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к четкой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательская и иная приносящая доход деятельность ОУ. В соответствии с приведенным в ГК РФ определением предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые разрешено вести ОУ, прописаны в ст. 47 Закона РФ “Об образовании”, где указано, что ОУ вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся:

    торговля покупными товарами, оборудованием;

    оказание посреднических услуг;

    долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций;

    приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

    ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Перечисленные в законе виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не соответствуют общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). В соответствии с ней все доходы подразделяются на две группы.

К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и услуг. В ОУ такими доходами прежде всего являются доходы от реализации платных образовательных услуг. В эту же группу входят доходы от реализации товаров, например, учебно-методической литературы.

Типичными внереализационными доходами, относящимися ко второй группе, являются:

    доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду (в настоящее время упразднено право государственных и муниципальных образовательных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника . При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между ОУ и арендатором, а между владельцем основных средств – соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и арендатором. Поэтому суммы арендной платы рассматриваются как неналоговые доходы бюджета и могут не поступать в распоряжение государственных и муниципальных ОУ. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды поступают в распоряжение образовательных учреждений, они должны отражаться в отдельной смете доходов и расходов и отдельно учитываться органами казначейства на лицевых счетах арендных платежей);

    плата кредитных организаций, начисляемая за размещение средств на расчетном счете (этот источник доходов возможен только в негосударственных школах);

    излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.

В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду ОУ, называются доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Органы казначейства четко определяют понятие средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2 Инструкции № 46н), но перечень видов внебюджетных доходов ОУ зависит от специфики его деятельности, профиля, сменности работы, местоположения, наличия свободных площадей, согласия учредителя на организацию деятельности, приносящей доход, и т. п. Средства, полученные ОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах внебюджетных средств, а учет кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе внебюджетной сметы ОУ.

На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются:

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года;

    операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников;

    операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников;

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.

Остаток средств на начало финансового года появляется на лицевом счете ОУ, если средства, полученные бюджетными ОУ от предпринимательской деятельности, не были использованы по состоянию на 31 декабря . В этом случае они отражаются на лицевых счетах по учету внебюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года (п. 19 Инструкции № 46н). Расчетные и кассовые документы при использовании внебюджетных и бюджетных средств оформляются идентично: согласно Положению ЦБ России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства”. При этом в поле “Назначение платежа” платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения , выданного учреждению